Внимание при нарушении зрения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие внимания у до школьников с нарушениями зрения

Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и про- является в направленности и сосре- доточенности психики на определен- ных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, кото- рая наиболее интересна, значима и важна для него. Внимание не является самостоятельным психическим про- цессом, проявляется внутри ощуще- ний, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отраженном объекте.

Непроизвольное внимание возни- кает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выде- ляющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно связанно с познава- тельной деятельностью, интересами и потребностями личности.

Произвольное внимание — изби- рательная устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию; возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ дей- ствия), так и с помощью речи. Изби- рательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и от- четливость объекта. Включение про- извольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятель- ность.

Послепроизвольное внимание — избирательная активность, связан- ная с вхождением в деятельность и с возникшим в ее процессе интересом

ребенком к выполнению какого-либо задания.

Качествами внимания являются концентрация, устойчивость, пере- ключение, распределение и объем. Концентрация внимания — степень сосредоточенности на объекте или событии, которая может быть высокой или низкой. Устойчивость характери- зуется длительностью сосредоточе- ния внимания на объекте или событии. Переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта или собы- тия на иные; оно может быть легким или трудным. Распределение харак- теризуется удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно. Объем — число объ- ектов, на которые одновременно на- правленно внимание.

Внимание у детей с нарушениями зрением развивается по закономер- ностям, общим с детьми с нормаль- ным зрением. Но в силу ограничен- ности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфи- ческие особенности.

У детей с нарушениями зрения за счет снижения остроты видения, на- рушения бинокулярного зрения, поля взора, глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности, возникают трудности при формирова- нии образных представлении и стра- дает полнота восприятия. Также при нарушениях зрения у детей наблюда- ется снижение активности, что связа- но с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зритель- ным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечат- лений снижает уровень внешней сти- муляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру. Со- кращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отри- цательное влияние на формирование качества внимания. Замедленность процесса восприятия, сказывается на темпе переключения внимания; не- полнота и фрагментарность образов

– на снижении объема. Устойчивость внимания при нарушении зрения сни- жается с уменьшением количества раздражений. Быстрое утомление де- тей с нарушением зрения на занятиях, медленное переключение на другой вид деятельности, увеличение време- ни восприятия информации, приводит

к трудностям, связанным с концен- трацией внимания на задании, пере- ключении с одного задания на другое, распределением внимания на отдель- ные части задания, что ведет к рассе- янности и несобранности.

Практически все качества внима- ния оказываются под влиянием на- рушенного зрения, но в то же время, внимание может развиваться у детей с нарушениями зрения, причем дости- гать того же уровня, что и у зрячих.

Эффективным средством разви- тия внимания у детей с нарушениями зрения, являются игры и упражнения, которые могут быть использованы в коррекционной работе (подгруппо- вые и индивидуальные занятия), в со- вместной и самостоятельной деятель- ности детей.

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников с наруше- ниями зрения

1. Развитие зрительного внимания, восприятия изображений, навыков сравнения и анализа изображений

4258 дн. с момента
открытия on-line центра

3. Особенности внимания слепых и слабовидящх детей

Возможность развития качеств внимания при нарушении зрения

  • активность,
  • направленность,
  • широта (объем, распределение),
  • возможность переключения,
  • интенсивность или сосредоточенность,
  • устойчивость
    оказываются под влиянием нарушения зрения, но
    • способны к высокому развитию,
    • достигая, а порой и превышая
      уровень развития этих качеств у зрячих.

    Влияние ограниченности впечатлений на качества внимания

    • Замедленность процесса восприятия,
      осуществляемого с помощью осязания
      или нарушенного зрительного анализатора,
      сказывается на
      • темпе переключения внимания
        и проявляется в
        • неполноте образов и
        • фрагментарности образов,
        • в снижении объема и устойчивости внимания.

        Развитие свойств внимания в процессе учебной деятельности

        • при учебной деятельности важным условием является
        • произвольность организации внимания,
        • сосредоточенность на учебном материале
          при выполнении заданий,
        • умение не отвлекаться,
          т.е. развитие
          • сосредоточенности и
          • устойчивости внимания.

          Свойства внимания при ориентировке и трудовой деятельности

          • пространственная ориентация, а также
          • в трудовой деятельности
            условием эффективности и результативности является
            • распределение внимания,
            • умение переключать его в соответствии
              с решением конкретных практических задач.

            Особенность концентрации внимания для компенсации зрения

            • Слепому и слабовидящему необходимо
              для компенсации зрительной недостаточности
              • активно использовать информацию, поступающую
                от всех сохранных и нарушенных анализаторов.

              • ориентировочной и
              • трудовой деятельности.

              Качества, необходимые для адаптации в современных условиях

              • большая самостоятельность и активность,
                а это связывается с развитием таких качеств, как
                • произвольность организации деятельности,
                • устойчивость и интенсивность деятельности,
                • широта объема внимания,
                • умение распределять и переключать внимание
                  в зависимости от условий и требований деятельности.

                Взаимосвязь развития внимания с формированием личности

                • формированием
                  • волевых,
                  • интеллектуальных,
                  • эмоциональных
                    свойств личности,

                  Внимание как направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Понятие о внимании. Виды и качества внимания. Внимание и его роль при дефектах зрения. Особенности внимания слепых.

                  Рубрика Психология
                  Вид контрольная работа
                  Язык русский
                  Дата добавления 21.12.2009
                  Размер файла 25,0 K

                  Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

                  Развитие внимания у детей с нарушениями зрения

                  1. Введение

                  2. Понятие о внимании

                  3. Виды и качества внимания

                  4. Внимание и его роль при дефектах зрения

                  5. Внимание слепых

                  Внимание - избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах или событиях.

                  Определенный уровень сформированности внимания требует для проведения диагностических исследований восприятия и коррекционных занятий с детьми. У слабовидящих, частично зрячих и глухих с резидуальным зрением внимание развито очень плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам и т. д.

                  Внимание ребенка не привлекается яркими и цветными объектами, поскольку физиологическая интенсивность их воздействий на глаз существенно понижена. Дефицит внимания отчетливо проявляется в ситуациях, требующих его высокого уровня, имеющих ограничение по времени, а так же при решении задач, связанных со зрительным перцептивным поиском.

                  Вместе с тем формирование полноценного внимания очень важно, так как оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, в формировании перцептивных действий на первых этапах развития восприятия.

                  Понятие о внимании

                  Внимание - это направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Внимание необходимо при восприятии, мышлении и при выполнении различных действий. Внимание проявляется в сенсорных, двигательных и мыслительных процессах. В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания: сенсорное, интеллектуальное и моторное.

                  Виды и качества внимания

                  Виды внимания - непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно связанно с познавательной деятельностью, интересами и потребностями личности.

                  Произвольное внимание - избирательная устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию; возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Причем задача должна быть понята и принята, а решение ее потребует от ребенка некоторых волевых усилий.

                  Послепроизвольное внимание - избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в е процессе интересом ребенком к выполнению какого-либо задания.

                  Качествами внимания являются концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Концентрация внимания - степень сосредоточенности на объекте или событии, которая может быть высокой или низкой. Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточения внимания на объекте или событии. Переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта или события на иные; оно может быть легким или трудным. Распределение характеризуется удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно. Объем - число объектов, на которые одновременно направленно внимание..

                  Внимание и его роль при дефектах зрения

                  Внимание не является самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отраженном объекте. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость объекта. Включение произвольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так, восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей - в процесс припоминания и т. д. Внимание обеспечивает также сосредоточение осознания на объекте деятельности при одновременном его отвлечении от всего постороннего, мешающего деятельности в заданном направлении.

                  Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств. В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию.

                  Слепота вызывает положительные автоматические изменения всех свойств внимания, и в первую очередь его устойчивости, интенсивности, концентрированности.

                  Первоначально внимание (непроизвольное) возникает и развивается независимо от сознание субъекта деятельности, будучи детерминировано либо органическими потребностями, либо воздействующими на органы чувств внешними раздражителями. При этом качественные особенности внимания существенно зависят от интенсивности раздражителя. Поэтому сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятий, не только не способствует, но, напротив, препятствует развитию внимания.

                  Наблюдения за слепыми детьми говорят о низком уровне развития их внимания, обусловленном узостью интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения. Нужно отметить так же, что уменьшение количества раздражений при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей быстро утомляет слепых и ведет к рассеиванию внимания.

                  Отрицательное влияние на внимание так же оказывает и сужение чувственного познания, однако это не означает, что внимание слепых не может интенсивно развиваться и достигать такого же уровня, как у нормально видящих детей.

                  Высшие виды внимания (произвольное и послепроизвольное) непосредственно связаны с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Приобщение лиц с дефектами зрения к активной деятельности должно способствовать развитию непроизвольного и произвольного внимания.

                  Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятельности, требует от них гораздо более внимательного отношения к ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль за своими действия. Например, если нормально видящий ребенок ориентируется на местности преимущественно автоматически, то слепой почти все время должен внимательно наблюдать (вслушиваться. осязать, обонять за происходящими вокруг него изменениями обстановки); если у нормально видящего сравнительно легко формируются целостные образы объектов, то слепой ребенок, лишенный возможности одномоментно охватить их взглядом, должен гораздо более внимательно обследовать их, что бы образы были адекватны оригиналам.

                  Повышение роли внимания при дефектах зрения может способствовать и способствует его развитию только в том случае, если субъект активно включается в деятельность. Только в этом случае развивается способность произвольно направлять внимание на объекты деятельности, что делает их возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируется обусловленные дефектом вторичные отклонения.

                  Внимание не имеет собственного содержания и проявляется внутри различных психических процессов. Отсутствие зрения, обуславливая при совместных условиях компенсаторное развитие слухового и осязательного восприятия, соответственно требует развитие слухового и осязательного внимания. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решен однозначно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от характера деятельности индивида. Например, при ориентации слепых в большом пространстве внимание проявляется преимущественно внутри слухового восприятия, а при предметно-познавательной деятельности - в осязании.

                  Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки.

                  Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточении сознания на отраженном объекте.

                  Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затрудненность зрительного отражения мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количестве сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная роль принадлежит вниманию.

                  В XIX - начале XX века в психологии было широко распространено мнение, согласно которому выпадение функций зрительного анализатора вызывает автоматические изменения всех свойств внимания, и в первую очередь его устойчивости, интенсивности, концентрированности в положительную сторону.

                  Буржуазные психологи стремились оторвать внимание от детерминирующей его окружающей среды человеческой деятельности, объяснить его как феном(духа, а заодно и противопоставить зрительное восприятие слуховому и осязательному.

                  Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифференцировании опредмеченных, эмоционально окрашенных, не только способствует, но, напротив, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятия вызывают непосредственный интерес. Резкое сокращение внешних воздействий вызывает не только так называемый сенсорный голод, но и отрицательно сказывается на устойчивости, концентрированности и других свойств внимания.

                  Уменьшение количества различных раздражений п(нарушениях зрения не может способствовать и устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляют слепых и ведут к рассеиванию внимания.

                  Существование высших видов внимания произвольного и послепроизвольного непосредственно связано с деятельностью, в которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Включение лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать преодолению трудностей в развитии непроизвольного и строящегося на его основе произвольного внимания.

                  Для успешного развития внимания слепых играет определенную роль и возникающая у них необходимостью отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего не значащих или имеющих второстепенное значение для зрячих, а при нарушениях зрения получающих сигнальное значение и выступающих на первый план.

                  Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессах познания и труда, требуют от них гораздо более внимательного отношения к целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль за своими действиями.

                  Повышению роли внимания при дефектах зрения может способствовать активное включение индивида в деятельность. Только в этом случае развивается способность произвольно направлять сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя обусловленные дефектом вторичные отклонения.

                  Определенные особенности наблюдаются и во внешнем проявлении внимания. Выразительные движения формируются на основе зрительного восприятия и подражательной деятельности и зависят от того, насколько отчетливой осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых.

                  При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное восприятие выразительных движений взрослых при той или иной ситуации затрудняется или становится невозможным, вследствие чего полностью или частично исчезает потребность в подражании.

                  При отсутствии форменного зрения типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица. нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т. п. полностью или частично отсутствуют. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела, которые закрепляются в положении, способствующем наиболее отчетливому слуховому восприятию.

                  При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решен однозначно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от характера деятельности, в которой принимает участие индивид

                  Внимание характеризуется рядом свойств (объемом концентрированностью, устойчивостью, отвлекаемостью г т. д.), проявление и развитие которых у слепых имеют не- которые особенности.

                  Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитии и проявлении внимания, в целом внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, от активности человека. По этой же причине воспитание внимания и формирования внимательности как свойства личности у детей с дефектами зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе.

                  Литература

                  1. Практикум по тифлопсихологии: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/А.Г. Литвак,

                  2. В.М. Сорокин, Т.П. Головина. ЗМ.: Просвещение, 1989З 110с.

                  Подобные документы

                  Общее понятие о внимании и его причины. Функции и виды внимания. Причины, обусловливающие преднамеренное внимание. Способы развития внимания. Особенности непроизвольного внимания младших школьников. Тесты на внимание и упражнения на его тренировку.

                  реферат [33,1 K], добавлен 31.03.2015

                  Общие понятия о внимании. Основные функции внимания: направленность, сосредоточенность, углубленность в деятельность, контроль и регуляция деятельности. Формы проявления внимания: интеллектуальное внимание, сенсорное внимание, моторное внимание.

                  реферат [29,0 K], добавлен 25.11.2002

                  Изучение теоретических основ диагностики и коррекции внимания у детей с нарушениями зрения. Проведение исследования уровней развития внимания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и разработка методических рекомендаций по коррекции их внимания.

                  курсовая работа [71,8 K], добавлен 27.10.2011

                  Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Характеристика внимания детей среднего возраста. Методы развития внимания. Таблицы и упражнения на внимание. Диагностика внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

                  контрольная работа [2,6 M], добавлен 29.05.2008

                  Субъективная сторона явлений сознания. Определение внимания в психологии, его основные характеристики. Основа непроизвольного внимания. Формирование условного рефлекса. Произвольное внимание и модель Канемана. Психофизиология зрения, сенсорный анализатор.

                  презентация [14,8 M], добавлен 24.08.2013

                  Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

                  лекция [16,2 K], добавлен 12.09.2007

                  Внимание как свойство человеческой психики. Определение внимания в психологии. Характеристика сущности критериев оценки качества внимания у человека. Методы исследования внимания. Показатели объема внимания, оценка устойчивости, переключаемости внимания.

                  При анализе детей с нарушением зрения на основе теории о ведущей деятельности выдвинутой А. Н. Леонтьевым и развитой Д. Б. Элькониным, выявилась ее специфичность,- связанная с трудностями формирования образа, как объектов деятельности, так и ее субъектов, что выразилось в задержке возникновения новообразований внутри ведущей деятельности и затягивании, удлинении периодов их возрастного развития.

                  Так, более позднее выделение окружающих людей и себя из объектов внешнего мира оказало влияние на становление самой ранней формы ведущей деятельности — общения, сказалось на предметной и игровой деятельности.

                  Характеризуя психологические особенности деятельности, А. А. Крылов (СНОСКА: Крылов А. А. Адаптация внешних средств дельности //Психология. - М.: Проспект, 1998. - С.467) говорит от трех внешних средствах деятельности, способствующих ее успешности и результативности: средства, обеспечивающие получение информации человеком через зрительный, слуховой или другой сенсорный канал; средства, обеспечивающие ввод информации посредством своих двигательных способностей или голоса и, наконец, средства, обеспечивающие выбор того или иного варианта деятельности.

                  При слепоте и слабовидении получение информации затруднено не только внешними, но и внутренними биологическими причинами, не обеспечивающими полной информации, а также — трудностями развития и овладения двигательной сферой, что позволяет нам говорить о своеобразии протекания различных форм деятельности у детей с нарушением зрения и влиянии их на общее психическое развитие.

                  Однако в первую очередь следует отметить огромную развивающую и компенсаторную роль различных форм деятельности в преодолении трудностей их развития.

                  Читайте также: