Свойства политической власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выявим сущность, особенности, свойства политической и государственной власти.

Сущность политической власти проявляется в том, что общество представляет собой своеобразный социальный организм, который постоянно испытывает потребность в упорядочении и управлении, решении общих для него задач.

Её можно подразделить на политическую и неполитическую. Политической является власть, способная выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации интересов определенных социальных групп.

Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы над другой, власть политических лидеров, государственная и партийная власть и т.д.

В зависимости от соответствия действующему законодательству политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной).

Среди неполитических видов власти следует выделить семейную власть (властные отношения между супругами, родителями и детьми) как наиболее важную и имеющую долгую историю.

С точки зрения генетической обусловленности и зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества в ней для формирования инструмента упорядочения общественной жизни и предопределили возникновение государства.

Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую она опирается. По этой причине государство обеспечивать её с особыми свойствами, то есть такую власть, которую и принято определять как государственную.

При характеристике особенностей государственной власти следует отметить два свойства.

Во-первых, наличие неразрывной связи с государством.

Во-вторых, государственная власть и государство – это разные и нетождественные явления.

Следовательно, с одной стороны, свойства государственной власти и государства взаимосвязаны, а с другой стороны, они полностью не совпадают. Поэтому подходы к их характеристике должны быть разными.

К особенностям государственной власти можно отнести:

– для государственного управления силой, на которой оно основывается, является государство;

– она имеет публичную природу;

– она осуществляется профессиональным аппаратом, который отделен от общества как объекта управления;

– она обладает свойством суверенности, т.е. она независима от внешнего мира и обладает верховенством внутри страны;

– государственная власть имеет свойство универсальности, т.е. она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;

– она обладает исключительным правом на принятие общеобязательных правил поведения в виде юридических норм;

– государственная власть во времени действует постоянно и непрерывно.

Политическая власть обладает как универсальными (объединяющими политическую власть с другими разновидностями соц. власти – экономической, нравственной, правовой, информационной и др.), так и специфическими (присущими только ей) свойствами.

Универсальные свойства: Асимметричность - в политике борьба за обладание властью и ее удержание мотивируется не столько соображениями престижа, идеями и ценностями, сколько стремлением конкретных людей к обладанию необходимыми им ресурсами и правами, которые расширяют их социальные возможности. Инверсионность – положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных в результате чего их статусы могут динамично изменяться или превращаться в противоположные. Комбинированный характер власти – власть формируется на пересечении воль, усилий не только доминирующей, но и подчиненной стороны. Ресурсность. Кумулятивность – в сфере властных отношений любой субъект ориентируется на свои потребности (а не партнера), пытаясь расширить зону своего влияния и контроля. Властные претензии тех или иных лиц и групп можно предотвратить только извне. Конструирующие способности – власть является источником большинства преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений.

Специфические свойства: Политическая власть формируется в условиях конкуренции групповых субъектов. Доминирование группы выражается в создании системы отношений, закрепленных соответствующими структурами и институтами (представительство интересов). Таким образом, политическое властвование группы неизбежно приобретает форму надперсонального давления, за которой с трудом можно различить интересы реально доминирующего субъекта. Политическая власть – попытки контроля над гос-вом. Государственная власть – особая форма политической власти, которая раскрывает деятельность самого этого института. ГВ – сегмент ПВ. Полиресурсность – политические структуры (прежде всего гос-во) обладают доступом практически ко всем ресурсам, которые имеются в общ-ве (экономическое стимулирование, принуждение, информационное давление и т.д.). ПВ обладает дополнительным источником соц. энергетики – амбициозные устремления элитарных кругов (съедающее желание властвовать). Идеология. Политическая власть – постоянное сочетание явной (эмерджентной), полускрытой (которая означает реальное доминирование тех лиц, которые не обладают соответствующим статусом и положением в политической системе) и теневой власти(использование определёнными силами прерогатив государства в узкокорыстных целях). Легитимность…

Легальность и легитимность власти

Легитимность – форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления либо гос-ва в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Легальность – осуществление власти на основе и в рамках закона (частный случай легитимности).

Гос-во и политические структуры (пропаганда). Большое значение принимают институциональные и коммуникативные ресурсы гос-ва.

Зарубежное общественное мнение

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов гос-ва.

Типы легитимности (М. Вебер):

Традиционная – формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в общ-ве статус традиции, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам (монархические гос-ва)

Рациональная (демократическая) – признание людьми справедливости тех рациональных демократических процедур, на основе которых формируется система власти

Харизматическая – вера людей в признаваемые ими выдающиеся качества лидера

“согласие под угрозой насилия” – люди поддерживают власть, опасаясь угрозы с ее стороны вплоть до угрозы безопасности

легитимность, основанная на апатии

прагматическая легитимность поддержка власти в обмен на данные ею обещания тех или иных соц. благ

нормативная – совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью

+ идеологическая и патриотическая (гордость за свою страну) легитимность.

Кризисы легитимности и способы их урегулирования:

Кризис легитимности – падение реальной поддержки органов гос. власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. Причины кризиса:

1). Усиление конкуренции элитарных групп.

2). Нарастание дефицитных ресурсов государства.

3). Отсутствие эффективной коммуникации власти и населения.

4). Падение управляемости социальными процессами со стороны государства.

5). Невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям

6). Разрушение конституционного порядка

поддержание постоянных контактов с населением

проведение разъяснительной работы относительно своих целей

усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства

соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил

организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями гос. власти

укрепление демократических ценностей в общ-ве

преодоление правового нигилизма в общ-ве и т.д.

19.Идивид как субъект политики.

Понятие и структура основных субъектов политики:

Субъекты (акторы) политики – те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с гос-вом, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации гос. политики. Основными акторами политики являются:

субъекты индивидуального (микроактор)

и институционального (организованный актор) характера

рядовой гражданин (участие в политике обусловлено групповыми интересами)

профессиональный деятель (выполняет в гос-ве функции управления и контроля)

частный индивид (действует независимо от групповых целей, не выполняет каких-либо профессиональных обязанностей)

особенности индивида как субъекта политики:

1. индивид способен выступать особой целью деятельности любой системы правления и власти

2. гос-во и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно взаимооппозиционных начала соц. жизни. Гос-во – символ повиновения и принуждения человека, индивид – носитель свободного волеизъявления. Индивид связывает с гос-вом возможности реализации своих интересов и перспективы.

Для того, чтобы деятельность индивида была политической надо:

являться индивидуальным носителем групповых интересов

должны существовать коллизии групп (бюджет делиться под разным давлением на объективно неравные части)

основные модели взаимоотношения гос-ва с человеком:

1. патерналистские (Конфуций) и этатистские (Платон, Аристотель, Заратустра) теории – гос-во обладает неоспоримым приоритетом и преимуществом перед человеком

2. либеральные теории (Дж. Локк, Т. Джеферсон, Дж. Мэдисон) – Л>Г, источником власти является личность.

3. христианско-демократическая идеология: Л=Г. человек уникален. Индивид – главный источник деятельности гос-ва. Гос-во не столько источник принуждения, сколько орган, действующий в интересах общественного блага, сглаживания соц. конфликтов, поддержания слабых.

Принцип солидарности гос-ва и личности – взаимное поддержание норм и правил, поддерживающих их функциональное назначение (человек должен выполнять законы, а гос-во – применять ко всем одинаковые стандарты).

Принцип субсидиарности – гос-во оказывает целенаправленную помощь тем людям, которые не могут за счет самостоятельной активности обеспечить среднесоциальные стандарты.

Политическое участие.

Политическое участие – действия посредством которых рядовые участники любой политической системы влияют или пытаются влиять на результате ее деятельности. ПУ – одно из средств достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей.

конкретные формы практических действий человека.

Масштабность и интенсивность

Варианты участия в политике (теория):

1. всегда и все (Аристотель, Руссо, марксисты)

2. индивиды никогда (элитистские теории), т.к. основные функции по принятию решений, формированию гос. политики могут выполняться только на профессиональной основе.

3. иногда (Шумпетер) – элита обязана обладать должной компетенцией для профессиональной организации управления гос-вом, граждане – довольствоваться символическим участием (голосование).


Политическая власть – способность и возможность политического субъекта осуществлять свою власть с помощью права, силы, авторитета.

Политическая власть – шире, чем государственная власть.

Свойства политической власти:

  1. Власть всегда универсальна, т.е. охватывает все сферы жизни общества.
  2. Власть всегда законна (легитимна).
  3. Власть всегда конфликтна, т.к. балансирует на грани различных социальных интересов.
  4. Власть всегда обособлена от общества.
  5. Власть всегда атрибутивная (государство имеет флаг, герб и т.д.)

Ресурсы власти – это источники, с помощью которых власть становится реальностью:

Содержание

Содержание

  • Политическая власть и ее понятие
  • Структура политической власти
  • Функции власти и ее разделение
  • Ресурсы, сила, основания, легитимность власти
  • Политический режим, как механизм власти
  • Типы политических режимов и их сравнение
  • Государство и его значение в организации политической власти

Политическая власть является одной из важнейших составляющих управления государством. Ее главная задача – организация производственного процесса, установление порядков, которому обязано следовать общество, принятие важных решений, влияющих на развитие и экономическое состояние государства.

Политическая власть и ее понятие

Для воздействия на людей субъект власти использует различные методы, например:

  • принуждение;
  • мотивацию;
  • традиции;
  • устоявшиеся или моральные нормы;
  • идеологию;
  • правовую систему и т.д.

Политическая власть не может существовать без двух важных составляющих. Во-первых, субъект обязан иметь физическую и моральную возможность управлять людьми, к примеру, авторитет, принуждение. А во-вторых, у него должна быть способность воздействовать на общество, например, принятые законодательные акты, права.

Структура политической власти

Структура политической власти представляет собой иерархическое разделение составляющих. Она имеет 2 стороны: субъекта и объекта. Субъект – это представители власти, которые имеют возможность оказывать воздействие на общество. А объект – это тот, на чье поведение влияет власть.

Если говорить простым языком, субъект – это различные управленческие структуры (правительство, депутаты, государство, элита), а объект – это люди, которые готовы подчиняться.

Политическая власть РФ имеет следующую структуру:

  1. Возглавляет иерархию Правительство. Именно он принимает важные решения, диктует обществу правила, принимает законопроекты.
  2. В связи с тем, что президент не имеет права принимать решения единолично, без мнения Правительства, он находится на второй ступени.
  3. На третьем уровне располагается Федеральное собрание и Судебная власть.
  4. Дальнейшие структуры в большей степени выполняют поручения, имея возможность оказывать влияние на общество. К ним относят Госдуму, Совет Федерации, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный).

Но на этом иерархия политической власти не заканчивается. Количество ступеней напрямую зависит от стороны воздействия. К примеру, если отталкиваться от Верховного суда, то ниже можно расположить иные судебные инстанции, в зависимости от подсудности.

Важно! Политическая власть не имеет единой структуры. Все зависит от ее субъекта и объекта, политического режима, формы государства.

Таким образом, политическая власть разных стран обладает индивидуальной структурой, представленной четкой иерархией.

Функции власти и ее разделение

Политическая власть не может функционировать без четкого разделения. Каждый субъект наделяется определенными правами и обязанностями. Они не подчиняются друг другу, но не могут существовать раздельно, то есть взаимосвязаны между собой. Как показывает практика, если одна структура пытается доминировать над другой, то государство ослабевает, теряется возможность контролировать поведение людей, воздействовать на решения и действия общества.

Политическая власть выполняет ряд функций. Самыми главными из них являются следующие задачи:

  • организация общественного порядка;
  • обеспечение стабильности;
  • предупреждение возникновения конфликтных ситуаций на общегосударственном, общественном, общенациональном и мировом уровнях;
  • достижение любыми методами консенсуса;
  • принуждение общества к выполнению определенных действий.

То есть, политическая власть делает все, чтобы население не было разрозненным. Ведь из истории известно, когда толпы бесконтрольных людей берут власть в свои руки, в стране начинается хаос, беззаконие.

Ресурсы, сила, основания, легитимность власти

Для того чтобы воздействовать на поведение людей, политическая власть обязана иметь основания. Так называют задачи, для выполнения которых представители структур влияют на общество. Они могут быть социальными, культурными, экономическими, национальными, административными и т.д.

Важно! Субъект политической власти обладает главным ресурсом управления – государством. В его арсенале находятся разнообразные по своей силе и методам воздействия инструменты: армия, правоохранительные органы, тюрьмы, политическая, экономическая системы и др.

Они могут убеждать людей, оказывать влияние на их чувства, вызывать благодарность, страх, зависть, ненависть. Немаловажны для руководства людьми и их традиции, моральные качества, принятые устои.

Основным приемом убеждения власть использует распространение информации, например посредством телевизионных, печатных или интернет-СМИ. Сильная политическая власть отличается своей независимостью и поддержкой народа. Если на ее решения могут воздействовать сторонние субъекты, то люди перестают доверять ей. А без поддержки общества подрывается авторитет.

Политическая власть обязана быть легитимной, то есть строиться на справедливости и правомерности. Люди должны чувствовать, что им не навязывают чье-то стороннее мнение, в противном случае население считает, что власть незаконна. На этом фоне могут возникать протесты, митинги. Люди начинают искать методы свержения неугодных им правителей.

Политический режим, как механизм власти

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов, обладающих индивидуальным набором характеристик, при помощи которых власть оказывает влияние на общество. При помощи него определяют, каким образом воздействовать на людей: мотивировать или заставлять.

Политический режим устанавливается в зависимости от:

  • традиций народа;
  • формы государства;
  • набором полномочий структур;
  • особенностей действующего законодательства;
  • характером международных отношений.

Каждая страна имеет один из трех основных политических режимов, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы.

Типы политических режимов и их сравнение

Политология различает авторитарный, демократические и тоталитарный политические режимы. В некоторых странах применяются их измененные, комбинированные формы, например, авторитарно-демократический или авторитарно-тоталитарный. Каждый режим можно отличить, обратив внимание на ряд свойственных им признаков.

Некоторые политологи уверены, что чистая демократия может носить, как конструктивный, так и разрушительный характер. Чтобы плодотворно управлять народом, представители политической власти обязаны иметь авторитет, уметь убеждать людей, а не заставлять их.

Государство и его значение в организации политической власти

Главным ресурсом управления является государство. Так называют институт политсистемы, который способен не только контролировать, но и направлять, организовывать отношения между людьми и структурами. Каждое государство имеет свою территорию, народ, который там проживает, госаппарат и независимость.

Государство вправе принимать законы, использовать любые методы убеждения людей, выпускать деньги, взимать с граждан налоги. Государство обязано обеспечивать законность, правопорядок, организовывать хозяйственную, культурную, социальную, образовательную деятельность, защищать свой народ и вести международную работу.

Государство может быть монархическим или республиканским. Первая форма характеризуется тем, что страной в основном управляет один человек или конкретная группа лиц, а при второй – высшие органы власти меняются и избираются народом.

Также, государство может быть унитарным, федеративным или конфедеративным. Например, Россия – это республиканская федеративная страна с демократическим политическим режимом правления.

Политическая власть — это способность одного субъекта воздействовать на поведение другого субъекта в самых различных обстоятельствах.

Это краеугольное понятие в обществознании и в политологии. В подготовке к ЕГЭ оно занимает ключевую позицию, поскольку все остальные субъекты в политической системе общества. В этой статье мы кратко и простыми словами разберем это понятие — как всегда на конкретных примерах!

Политическая власть это.

Понятие

Многие думают, что политическая власть — это способность, право и возможность оказывать влияние. Но все это не означает воздействия. Тут эти понятия абсолютно не точно определяют этот термин. Поэтому рекомендую такое определение, которое мы привели в начале статьи. Давайте его разберем.

Есть власть вообще. Власть отца в семье, ваша власть над вашим домашним животным, власть жены по отношению к мужу, власть учителя в школе (например, какую оценку поставить), власть полицейского над обычным гражданином и пр.

В самом простом варианте она выглядит так.

Предположим, что у Вас есть домашнее животное — кошка или собака. Вот вы утром собираетесь в школу, или куда-то еще. Собрались, надеваете уличную обувь — и чувствуете, что наступили во что-то такое мягкое, податливое, теплое и мокрое…. Ваше домашнее животное сходило на горшок в ваши сапоги, или ботинки.

Что Вы сделаете? Ну, понятно, что некоторые ничего не сделают. А некоторые возьмут животное и будут тыкать его в его месиво, пытаясь животное вразумить. В данном случае мы и наблюдаем акт власти: вы сильнее, чем ваше животное, больше, и можете позволить себе потыкать его в его месиво, пытаясь его вразумить….

Поймет ли животное вас или вот этого выдуманного персонажа, который пытается его вразумить? Конечно же нет. Животное — это биологическая форма материи, а вы социальная. Животное живет инстинктами, а у вас есть сознание. Оно не может ничего понять и осознать чисто физиологически.

Это и есть власть в действии: вы смогли создать условия (тыкая животное в его месиво), чтобы оно ходило на горшок в нужное вам место. Вы сильнее его, больше, можете вообще посадить его в туалет на некоторое время.

А вот если бы у Вас был бы взрослый уссурийский тигр, то вряд ли бы вы смогли так вольно с ним обращаться…

Политическая власть это.

Уссурийский тигр такой, если кто не в курсе 🙂

Конечно, ради справедливости стоит сказать, что власть, как социально-политическая категория вообще не применима к животным. Оно только касается людей. Но и с людьми все обстоит почти также: учитель ставит двойки ученику за неверно выполненное задание, чтобы ученик стремился получить оценку выше, чтобы он, наконец, начал учиться; на работе начальник волен выплатить вам премию или нет, в зависимости от ваших результатов работы; полицейский волен отхлестать вас дубинкой по лицу только потому, что вы вышли с плакатом на улицу выступать против чего-то или за что-то…. Все это ужасно. Но ничего лучше власти общество пока еще не придумало.

По мысли Макса Вебера политика начинается вообще в любом месте, где есть власть. Почему вот вы хотите, чтобы ваше животное ходило на горшок в строго определенное место?

Политическая власть это.

Макс Вебер (1864 — 1920). Выдающийся немецкий ученый и политик

Потому что ваша политика такова — чтобы в вашем доме было чисто. Почему полицейский бьет вышедших на митинг дубинкой? Потому что государство боится выражения людьми своего мнения вообще и в любой форме — это тоже политика.

Вообще, о том, что такое политика можно отдельно поговорить.

Политическая власть — это форма взаимодействия между субъектами (акторами) в политике. Это могут быть политические партии, политические лидеры всех мастей, чиновники и пр. Больше всего политической власти у государства, потому что ему подчиняются все люди на данной территории, у него самый большой объем власти. Поэтому государство занимает центральное место в политической системе.

Но кроме него политической властью могут обладать и другие акторы в той или иной степени.

Свойства политической власти

У политической власти есть два важнейших свойства:

  • Легальность — это соответствие политической власти закону. Если власть законна — она легальна.
  • Легитимность — это поддержка народом данной политической власти. Если народ ее поддерживает — политическая система — легитимна. Причем поддержка может выражаться и просто в молчании. Это свойство, кстати, сильно зависит от политической культуры и политической социализации.

Власть может быть легальной, но нелегитимной. Тогда она обречена на ликвидацию. Так было в ходе Февральской революции в России, так было при распаде СССР в 1991 году.

Политическая власть это.

Власть может быть легитимной, но нелегальной. Например, так было в том же 1917 году — власть большевиков по отношению к Временному правительству была нелегальной, но легитимной.

Почему люди подчиняются данной власти? Власть — это инструмент господства. Макс Вебер в свое время выделил типы господства. Вот они:

Читайте также: