Новаторство булгакова в романе мастер и маргарита кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роман “Мастер и Маргарита” Булгаков начал писать в конце 1920-х годов и продолжал работать над ним до конца своей жизни. В сюжете произведения переплетаются два мира: древний Ершалаим и современная Москва. В первом развертывается сюжет о Христе и прокураторе Пилате, а во втором история Мастера и Маргариты.

О том времени, в котором жил Иешуа можно узнать либо по рассказам Воланда, либо по историческому роману, написанному мастером.

Композиция романа очень необычна. Прежде всего, автор пытается

ответить на вечные вопросы о добре и зле, свете и тьме, истинном и ложном, вечном и быстротечном. При этом ответы на все эти вопросы даются не прямо, а в виде моральных проповедей.

Они возникают из событий и ситуаций, описанных в романе. Несмотря на то, что булгаковская книга легко читается, иногда она напоминает лабиринт, в котором чего-то недостает для выхода на верный путь. И только сопоставляя образы и глубоко анализируя прочитанное, можно дойти до конца, не заблудившись.

Все же произведение можно условно разделить на три сегмента: исторический, реальный и фантастический. Они тесно связаны друг с другом,

но иногда, словно в калейдоскопе, меняются местами. Представляя сюжет в такой своеобразной манере, М. А. Булгаков выступает как новатор. Таким образом, к историческому сегменту относится история о Понтии Пилате, к реальному – история жителей Москвы 1930-х годов и к фантастическому – появление Воланда и его свиты в квартире № 50 в доме на Садовой.

При этом нельзя забывать, что “Мастер и Маргарита” – это роман в романе.

Все события, так или иначе, связаны с главными героями произведения – Мастером и Маргаритой. Они живут в реальном сегменте, но тесно связаны со всеми остальными. Являясь талантливым и высоко осведомленным писателем, мастер сочиняет роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в котором со всей правдивостью рассказывает события былых времен.

Кроме того, к своей работе он относится с любовью, вкладывая в нее душу. Маргарита – верная подруга и спутница Мастера, которую он полюбил с первой секунды. Она, в свою очередь, ради него пожертвовала устроенным бытом, материальным благополучием и видимым счастьем.

Булгаков изобразил эту героиню как носительницу огромной, вдохновенной любви, способной на любые жертвы ради возлюбленного. Благодаря Маргарите, роман Мастера получил бессмертие, а сами они в награду за преданную любовь от Воланда получили право на вечный покой. Многие художественные приемы в этом произведении являются новаторством автора. Не исключение в этом смысле и фантастический финал, в котором главные герои отправляются в последний полет.

В этом полете все помощники Воланда приобретают свои истинные лица, что заставляет нас задуматься над множеством философских и психологических вопросов.

В романе обозначены три главных героя, связанные с творчеством, это Берлиоз, поэт Бездомный и главный персонаж произведения Мастер. Это три совершенно разных типа людей. У ни разные судьбы, они ведут разный образ жизни. И отношение к тому что они делают тоже имеет свою разницу.

В начале книги читатель знакомится с Берлиозом, для которого творчество является славой и признанием. В творчестве Берлиоз находит свое развитие, признание и продвижение по службе. Он всегда стремился получать награды и звания. Государство требует о него бдительности, чтобы он развивал и продвигал идеи партии. По этой причине произведения Бездомного не имеют никакой художественной ценности.

Поэт Бездомный, старался относиться к своему делу очень трепетно, он мечтал о наградах. Но в паутине лжи и притворства запутывается и в итоге его произведения теряют свою суть, и становятся все под шаблон заказа. Конечно же он не сразу осознает это и по итогу он решил прекращать писать. Он признается что под давлением Берлиоза его произведения просто чудовищны. Он считает, что в его стихотворениях нет творчества, а существует лишь давка на сознание читателя.

Мастер, наверно единственный человек во всем мире, которого можно назвать творческой личностью. Именно так называла его возлюбленная Маргарита. Его книгу она считала величайшим творением. Критики не видели в его произведении политического смысла, поэтому не принимали его, что в итоге уничтожило веру Мастера в себя. У Мастера опустились руки, он перестал раскрывать свой талант. По итогу он просто уничтожил свое творение. Но как известно рукописи не горят.

Михаил Булгаков этим произведением показал читателю настоящее и ложное творчество. Поэт Бездомный осознал для себя какой он поэт, и какие произведения он пишет. Берлиоз закончил жизнь трагической гибелью, так и не осознав ошибок своего суждения. Мастер же наконец обретает покой. Этим произведением Михаил Булгаков, раскрывает читателю три примера. И только промер мастера является поистине настоящем, именно он остается верным своему делу.

2 вариант

Михаил Берлиоз — это редактор Толстого журнала, работник МАССОЛИТа. Он воплощает в себе ложное искусство. Берлиоз стремится показаться образованным, начитанным, умным человеком, хотя не является таким. Он относится к литературе как к работе, способу заработать деньги. Берлиоз не думает о духовности, внутреннем содержании произведений. Для него важно, чтобы книга соответствовала господствующей идеологии.

Иван Бездомный тоже является членом МАССОЛИТа, но выделяется на фоне других литераторов. В образе молодого поэта изображен человек, который очень хочет быть поэтом. Чтобы исполнить свою мечту, он вынужден писать на темы, которые ему дают. Ивану Бездомному нечего сказать своим читателям. Со временем герой понимает, что ему не суждено стать поэтом, но Иван Бездомный умеет тонко чувствовать искусство и понимать его. Это он узнает после своей встречи с Мастером.

Мастер символизирует истинное творчество, искусство. Его произведения отражают его сущность. Писательство для него — это способ самовыражения, самопознания, поиска себя. Он не стремится заработать на литературе деньги. Для Мастера искусство — это способ познания мира и отражения своего видения, метод решения нравственных и психологических конфликтов.

Конечно же, истинное искусство сталкивается с искусством ложным. Книга Мастера про Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри была отклонена. Она не соответствовала советской идеологии, поэтому не могла быть напечатана. В этом выражается мнение писателя о том, что искусство должно быть аполитичным. Творчество — это то, что стоит выше привычного человеку мира. Оно должно полностью поглощать все население земного шара.

Тема творчества

Мастер интересовался только своим романом, в ещё Маргаритой, которая стала его музой. Они совсем не мешала его творчеству. Что важно, она понимала его… В отличие от критиков. Мастер наивно надеялся, что его роман смогут оценить. Пусть он и о сыне Бога, но в этой истории столько правды психологической, что её должны оценить даже в Советском Союзе. Даже если не поверят в историчность, то оценить слог люди ведь могут. Известно ведь, что Холмса тоже не было в реальности! Но критики, не вчитываясь, просто вылили поток идеологической брани на писателя. И хотя любимая хотела бы оградить его от их зла, но у неё не получилось. Разгромные статьи стали ударом для него. И он даже оказался в сумасшедшем доме. Мастер и до этого говорил, что его мучили приступы страха. Наверное, сейчас бы сказали о панических атаках. Ему казалось, что к нему тянутся холодные щупальца, ему было очень плохо… Да, у творческих людей богатая фантазия, часто расшатанные нервы. Роман, его судьба были самым важным для Мастера. И травля подорвала его здоровье. Хорошо, что в итоге его и спасли из психушки, и дали подарили в компании любимой.

Травили его критики Массолита, но и его работники тоже не приняли бы его в свою компанию. Ведь их ценности очень отличаются от его. Они готовы писать, как строгать – на заданную тему. Без огня, вдохновения, но за зарплату, за питание и дачу. Не могли бы себе и представить, чтобы написать что-то против системы. Они б покрутили пальцем у виска! Даже не сказали бы, что у Мастера есть талант, так как они друг другу там все завидовали. А ещё для них важны звания – народный, заслуженный писатель… Мастер был выше этого.

Вот это литературное творчество, но в романе упомянуто ещё и Варьете. О творчестве там совсем мало говориться. Всё больше показаны работники варьете: бухгалтер, кассир… Представление Воланда сложно отнести к творчеству, хотя Клетчатый вроде и показывал фокусы. Никаких талантливых певиц, танцовщиц… Всё только о деньгах! А ещё работники варьете часто вели нездоровый образ жизни, который ассоциируется, кстати, с творческими людьми. Вот только пить и гулять может любой, а проявить творчество в новой повести или в танце сможет не каждый.

Булгаков говорил о важности творчества, об избранности творца – в своем романе.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Все времена года великолепны! Особенно красива весна. Это время, когда оживает природа, земля и весь мир! Весна нам дарит свою неповторимую красоту, вольные мечты и счастье! С её приходом хочется жить, любить и делать людям добро!

Повесть Поездка в прошлое Абрамова не была опубликована при жизни писателя, это произошло только спустя 15 лет. Книга интересна тем, что конфликт, который развивается в ней, мог произойти только в социальной

Грибной дождь – это естественно природное явление. Он проходит тихо и спокойно с небольшой интенсивностью, и с присутствием солнечного света.

Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим.
Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем.

Из дневника М. Булгакова

Михаил Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье доцента (впоследствии профессора) богословия Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Мать, Варвара Михайловна Покровская, преподавала в женской прогимназии. Михаил был старшим из семерых детей, которые росли в свободной творческой атмосфере. Мальчик очень много читал, любил ходить в театр, участвовал в домашних спектаклях и даже сам писал для них пьесы. В доме Булгаковых постоянно бывали друзья и родственники: преподаватели, известные врачи, писатели. На формирование мировоззрения будущего писателя значительно повлияла фигура отца. Афанасий Иванович, по воспоминаниям современников, был человеком широких взглядов, прекрасно знал историю, владел древними языками (древнегреческим и латынью), свободно общался на французском, немецком, английском, обладал литературным талантом. В 1907 году он умирает от болезни почек. После смерти отца, несмотря на помощь коллег и родственников, большая семья Булгаковых оказывается в стеснённом материальном положении. Михаил, как старший сын, ощущает ответственность за будущее обеспечение матери, братьев и сестёр, поэтому после окончания гимназии в 1909 году решает поступить на медицинский факультет Киевского университета. Два брата Варвары Михайловны, дяди Михаила, были врачами, имели частную практику и очень хорошо зарабатывали. К сожалению, болезнь отца оказалась наследственной: из-за неё учёба Булгакова в университете растянулась на 7 лет.


В 1913 году Михаил женится на Татьяне Лаппа, в которую был давно влюблён. Брак для двух молодых людей (невесте 21 год, жениху 22) оказался непростым испытанием. Финансовые трудности и неумение распоряжаться деньгами, сложный характер Михаила, проблемы со здоровьем, катастрофическая ситуация в стране. Пройдёт чуть более 10 лет — и Михаил и Татьяна разведутся. Несмотря на то что эти совместно прожитые годы были очень тяжёлыми, Татьяна всегда была рядом с мужем, помогая во всём и разделяя испытания.

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев. За год он видит более десятка смен власти: немецкая оккупация, Петлюра, Красная армия.

В 1919 году, мобилизованный белыми, Булгаков в качестве военного врача отправился на Северный Кавказ.

Во Владикавказе, во время отступления Добровольческой армии, Булгаков заболел тифом. Болезнь помешала ему эмигрировать. Чтобы достать лекарства, жена продала своё обручальное кольцо и оставшиеся украшения. После выздоровления Булгаков решает оставить врачебную практику и полностью посвятить себя литературе.

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву, где начинает активно сотрудничать с газетами, писать репортажи, очерки и фельетоны.

П. Скоропадский хотел реализовать идею независимой Украины в традиционной национально-государственной форме. Миллионными тиражами вышли украиноязычные учебники, в большинстве школ был введён украинский язык преподавания, основано около 150 новых гимназий.

Крайне неудачной и непопулярной оказалась социально-экономическая политика гетмана. Были запрещены забастовки, восстановлен 12-часовой рабочий день. Реакция населения на гетманский режим не заставила себя ждать. Крестьянская борьба приобретает характер партизанской войны. В мае 1918 г. создан Украинский национальный союз. Основные его воинские формирования сосредоточены в Белой Церкви, их возглавил Симон Петлюра. Отсюда началось наступление. 18 ноября 1918 г. основные силы гетмана были разбиты под Мотовиловкой. Киев был захвачен 14 декабря 1918 г. после эвакуации немцев (в ноябре 1918 г. произошла революция в Германии, и она поспешила выйти из войны, подписав капитуляцию перед странами Антанты). Однако уже 5 февраля 1919 г. под ударами войск Советской России петлюровцы уступили столицу.

Ещё одной важной проблемой является стремительное разрушение мира русской интеллигенции. Квартира Турбиных выглядит последним островком дореволюционного быта. Кремовые шторы, старинные часы, рояль, свечи, библиотека — эти детали символизируют уходящую навсегда эпоху. Интонация обречённости — главная в пьесе. Она заглушает реплики героев, их межличностные противоречия.

1. Какую роль в пьесе играют музыкальные композиции и другие звуки?

2. С какой целью в пьесе введена вторая картина второго действия? Как соотносится происходящее в кабинете гетмана с тем, что происходит в штабе 1-й конной дивизии?

4. Как вы думаете, прототипом кого из героев пьесы мог быть сам Михаил Булгаков?

Творчество Булгакова постоянно подвергается яростным нападкам со стороны официальной критики. Произведения перестают печатать. В 1930 году Булгаков в отчаянии пишет письмо в правительство с просьбой разрешить уехать из страны или дать возможность работать и публиковаться. Через некоторое время писателю звонит лично И. Сталин и советует ему устроиться на работу в театр. М. Булгаков, поражённый вмешательством главы государства, на какое-то время отказывается от мыслей об эмиграции и следует рекомендации Сталина. Театр становится тем, что хоть как-то поддерживает автора: и как единственный источник дохода, и как единственная возможность диалога с читателем. М. Булгаков не только пишет пьесы, но и работает ассистентом режиссёра, режиссёром, переводчиком, либреттистом, даже актёром.


10 марта 1940 года писатель скончался. На Новодевичьем кладбище в месте его захоронения установлен необычный памятник — огромный камень с могилы Н. Гоголя, которого М. Булгаков считал своим учителем.

Все неизданные и запрещённые произведения М. Булгакова пришли к читателю через много лет после его смерти. В этом огромная заслуга Елены Сергеевны, готовившей рукописи к печати и добивавшейся их издания. Супруга писателя умерла в 1970 году, пережив его на 31 год. Елена Сергеевна похоронена рядом с мужем.

1. Как профессия врача могла повлиять на то, что Булгаков стал писателем? Что побудило Михаила Булгакова оставить медицину и заняться таким в то время опасным и неприбыльным делом, как литература? Кто ещё из русских писателей был врачом? Почему медицина и литература часто идут рядом?

2. В каком году состоялся телефонный разговор между Сталиным и Булгаковым? Вспомните события, которые произошли в писательской среде, и выскажите свои предположения, почему руководитель страны решил оказать своеобразную поддержку опальному писателю.

История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика-дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать все: это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа Мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями, но именно оттого трехмерная по объему. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.

Мысль о преображении, перевоплощении всегда волновала Булгакова. На низшей ступени — это преображение внешнее. Но способность к смене облика на другом этапе замысла перерастает в идею внутреннего преображения. В романе свой путь душевного обновления проходит Иван Бездомный и в результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное имя. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он, в бесплодной погоне за воландовской шайкой, оказывается на берегу Москвы-реки и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной иконкой, приколотой на груди, и в нижнем белье является он в ресторан МАССОЛИТа, изображенный подобием вавилонского вертепа — с буйством плоти, игрой тщеславия и яростным весельем. В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает, что писать скверные антирелигиозные агитки — грех перед истиной и поэзии. Потеряв рассудок, Иван как бы обретает его, прозрев духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления — отказ от претензии на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, будто за одно с фамилией изменилось и все его духовное существо.

Перевоплощение отметит и фигуру Мастера, и Маргариты. У М. А. Булгакова она уже совсем явно склонна к перевоплощению, миграции души. Есть в ней отсвет Маргариты Наваррской — московской прапрапраправнучкой королевы Марго называет ее Коровьев. Но ведь Маргарите суждено еще обернуться ведьмой и, совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом, оказаться на балу у сатаны.

Он сохраняет доброе здравомыслие — и только. И лишь одно видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами: казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы Иешуа подтвердил, что казни не было.

Читайте также: