Ценообразование на электроэнергию кратко
Обновлено: 06.07.2024
Для понимания основ функционирования розничного рынка электроэнергии рассмотрим его участников.
- Потребители электрической энергии – каждый из нас.
- Энергосбытовые компании, осуществляющие продажу электроэнергии потребителям. К ним относятся гарантирующие поставщики электроэнергии, независимые энергосбытовые организации.
Гарантирующий поставщик электрической энергии (ГП) – это энергосбытовая организация, которая заключает договор с любым потребителем, находящимся в зоне её деятельности. Границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, причем таким образом, что Вы обязательно попадаете в одну из зон и гарантирующий поставщик обязан заключить договор с Вами.
Независимые энергосбытовые компании в отличие от гарантирующего поставщика не обязаны заключать договоры с любым потребителем и, как правило, заключают договоры только с крупными потребителями, которых выгодно обслуживать.
- Производители электрической энергии, не являющиеся участниками оптового рынков (не имеют статуса генерирующие компании оптового рынка электроэнергии), они имеют право продавать выработанную электроэнергию как потребителю, так и производителю электроэнергии.
- Сетевая организация – организация, которая имеет объекты электросетевого хозяйства (подстанции, линии электропередач и пр.) и осуществляет передачу электроэнергии потребителям.
- Системный оператор – организация, в основную задачу которого входит управление техническими режима Энергосистемы и обеспечение требуемых параметров надежности в Энергосистеме и многое другое.
Гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании могут заключать с потребителями электроэнергии следующие виды договоров:
- Договор купли-продажи электроэнергии. По условиям договора купли-продажи, потребитель должен самостоятельно урегулировать с сетевыми организациями вопросы оказания услуг по передаче электроэнергии. При этом потребитель также обязан заключить с сетевой компанией договор оказания услуг по передаче электроэнергии.
- Договор энергоснабжения. В соответствии с условиями договора энергоснабжения гарантирующий поставщик или независимая энергосбытовая компания в интересах потребителя урегулирует отношения по передаче электроэнергии с сетевыми организациями. В этом случае энергосбытовая компания самостоятельно заключает договор оказания услуг по передаче в интересах потребители с сетевой компанией.
Ценообразование на рынках электроэнергии достаточно сложный и многогранный вопрос. Его особенности заключаются в следующем:
Остальным потребителям электроэнергия отпускается следующим образом:
А) В ценовых зонах (большая часть субъектов РФ) — продажа осуществляется по нерегулируемым ценам.
Б) Неценовые зоны — продажа осуществляется регулируемым тарифам
Регулируемые цены (тарифы) на рынке электроэнергии и мощности устанавливаются на основании разработанного Министерством экономического развития и одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
При этом, цены, которые рассчитывают энергосбытовые компании являются регулируемыми.
Ценообразование для потребителей в неценовых зонах оптового рынка электроэнергии производится следующим образом:
Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии — государственная монополия.
Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.
Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении
Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии
Гарантирующие поставщики — энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики — коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.
Обязанности гарантирующего поставщика:
- заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
- купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
- урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.
За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.
Что делают гарантирующие поставщики:
- заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
- покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
- заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
- рассчитывают стоимость электроэнергии по ценовым категориям для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
- собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на оптовый рынок генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.
Сетевые организации — владельцы сетевого оборудования, оказывают услуги по передаче электроэнергию. Задача сетевых компаний — обеспечить передачу электрической энергии от генерирующих компаний к потребителям, поддерживать надежность и развитие сетевого хозяйства.
Обязанности сетевой организации:
- содержать и обслуживать сетевое хозяйство;
- проводить оперативный и плановый ремонт сетевого хозяйства;
- обеспечивать бесперебойность энергоснабжения для потребителей;
- подключать потребителей к сетевым объектам при наличии технической возможности;
- развивать сетевое хозяйство в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Плата за услуги сетевых организаций устанавливается региональными регулирующими органами.
Потребители электроэнергии могут заключить с сетевой организацией прямой договор на оказание услуг по передаче электроэнергии и оплачивать электроэнергию по 2 договорам — по договору купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и по договору на услуги по передаче с сетевой компанией.
Независимая энергосбытовая организация — компания, которая покупает и продает электроэнергию в интересах клиента. В отличие от гарантирующего поставщика не привязана к региону. Может осуществлять поставку электроэнергии по всей России на договорных условиях.
Что делают независимые энергосбытовые компании на розничном рынке:
- заключают договоры энергоснабжения с потребителями по свободным договорным ценам. Цена на услуги энергосбытовой компании определяется соглашением сторон;
- предоставляют потребителям дополнительные услуги и сервис;
- покупают электроэнергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у розничного генератора;
- урегулируют услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.
Розничная генерирующая станция — это предприятие, которое построило собственную генерацию или электростанцию с максимальной мощностью менее 25 МВ*А, не допущенная к торгам на оптовом рынке.
Что делают розничные генераторы:
- вырабатывают электроэнергию и выдают ее в сеть;
- продают выработанную электроэнергию гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям, конечным потребителям и сетевым организациям.
Как покупается электроэнергия
Потребитель на розничном рынке может купить электроэнергию несколькими способами:
- Заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Цена по договору – по предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика
2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика
3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.
4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.
Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.
Ценообразование на розничном рынке электроэнергии
Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:
Электроэнергетика России — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании.
Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).
Принципиальная схема рынка в электроэнергетике
Рынки электрической энергии (мощности)
Система нормативных актов в электроэнергетике
Принципы государственного регулирования в электроэнергетике
Принципы | Методы | |
---|---|---|
Обеспечение единства технологического управления надежного и безопасного функционирования ЕЭС России | Развитие конкурентного рынка электрической энергии | Государственное регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике |
Эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике | Обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка. Развитие конкурентного рынка электрической энергии | Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг) |
Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии | Обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики | Государственное антимонопольное регулирование и контроль |
Обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав | Обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики | Управление государственной собственностью в электроэнергетике |
Обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) | Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии | Федеральный государственный энергетический надзор |
Создание необходимых условий для привлечения инвестиций | Государственный экологический надзор в электроэнергетике |
Принципы государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике
Принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике | |
---|---|
Определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) | Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики |
Обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии | Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики |
Учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) | Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет |
Учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности | Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации |
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования | При установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию не допускается повышение регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для других категорий потребителей |
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования |
Полномочия органов власти
- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
- Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
- Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сферах электроэнергетики
- Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
- Порядок урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы
- Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями
- Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
- Нормативы (технологических) потерь электрической энергии в сетях
- Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики
- Нормативно-правовая деятельность
- Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки и др. на региональном уровне
- Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
- Основы деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов)
- Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России
- Цены (тарифы) и их предельные уровни на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии и услуги инфраструктурных организаций
Система тарифов в электроэнергетике
Нерегулируемые тарифы (цены) | Регулируемые тарифы (цены) | |
---|---|---|
Оптовый рынок | на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности | на электроэнергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам |
на отклонения фактического объема потребления электроэнергии от плановых объемов | на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах | |
на электроэнергию (мощность), покупаемую организацией по управлению ЕНЭС в целях компенсации потерь | ||
на электроэнергию (мощность) в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств | на электроэнергию, покупаемую (продаваемую) в целях экспорта-импорта | |
на услуги инфраструктурных организаций | ||
Розничный рынок | на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности | на электроэнергию, поставляемую населению |
на электроэнергию, покупаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь | ||
Предельные уровни цен, рассчитываемые гарантирующим поставщиком | на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, технологически изолированных электроэнергетических системах | |
на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (ЭСО, ГП) |
Методы регулирования тарифов в электроэнергетике
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) | |
---|---|
Основной метод регулирования в российской электроэнергетике. До 2011 года применялся при расчете всех регулируемых цен (тарифов). Метод применяется в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов. | Цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. |
Метод индексации тарифов | |
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (min и (или) max) уровни либо НВВ регулируемых организаций. | Тарифы, рассчитанные с применением данного метода, устанавливаются на срок не менее 3 лет при первом применении, и на срок не менее 5 лет при повторном. |
Метод сравнения аналогов | |
Метод применяется для установления долгосрочных тарифов и предполагает сравнение компаний друг с другом. Компания с оптимальным соотношением параметров деятельности принимается в виде стандарта для других регулируемых субъектов. | Анализ осуществляется органом регулирования каждые 5 лет. Метод применяют для небольших организаций. |
Метод доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование) | |
Метод направлен на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию энергетических объектов и стимулирование эффективности расходов организаций энергетического комплекса. | Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных в течение долгосрочного периода регулирования корректировок и обеспечивает покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал. |
Метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки | |
Метод применяется при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов. | При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования величина подконтрольных расходов определяется с помощью метода сравнения аналогов, а в последующие годы долгосрочного периода регулирования индексируется исходя из индекса потребительских цен и изменения количества активов сетевой организации. |
Прокуратура поддержала бизнес в вопросе о тарифах на коммунальные услуги.Как показала проверка, в пяти регионах они необоснованно завышались. …Прокурорами приняты меры реагирования и работа регуляторов приведена в соответствие с федеральным законодательством, пишет Буксман. Поводом для проверки стало исследование Центра мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК, НКО по общественному контролю в области госрегулирования цен и тарифов). Подробнее
Электроэнергетика России — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании.
Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).
Принципиальная схема рынка в электроэнергетике
Рынки электрической энергии (мощности)
Система нормативных актов в электроэнергетике
Принципы государственного регулирования в электроэнергетике
Принципы | Методы | |
---|---|---|
Обеспечение единства технологического управления надежного и безопасного функционирования ЕЭС России | Развитие конкурентного рынка электрической энергии | Государственное регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике |
Эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике | Обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка. Развитие конкурентного рынка электрической энергии | Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг) |
Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии | Обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики | Государственное антимонопольное регулирование и контроль |
Обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав | Обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики | Управление государственной собственностью в электроэнергетике |
Обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) | Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии | Федеральный государственный энергетический надзор |
Создание необходимых условий для привлечения инвестиций | Государственный экологический надзор в электроэнергетике |
Принципы государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике
Принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике | |
---|---|
Определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) | Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики |
Обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии | Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики |
Учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) | Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет |
Учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности | Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации |
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования | При установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию не допускается повышение регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для других категорий потребителей |
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования |
Полномочия органов власти
- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
- Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
- Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сферах электроэнергетики
- Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
- Порядок урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы
- Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями
- Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
- Нормативы (технологических) потерь электрической энергии в сетях
- Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики
- Нормативно-правовая деятельность
- Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки и др. на региональном уровне
- Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
- Основы деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов)
- Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России
- Цены (тарифы) и их предельные уровни на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии и услуги инфраструктурных организаций
Система тарифов в электроэнергетике
Нерегулируемые тарифы (цены) | Регулируемые тарифы (цены) | |
---|---|---|
Оптовый рынок | на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности | на электроэнергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам |
на отклонения фактического объема потребления электроэнергии от плановых объемов | на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах | |
на электроэнергию (мощность), покупаемую организацией по управлению ЕНЭС в целях компенсации потерь | ||
на электроэнергию (мощность) в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств | на электроэнергию, покупаемую (продаваемую) в целях экспорта-импорта | |
на услуги инфраструктурных организаций | ||
Розничный рынок | на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности | на электроэнергию, поставляемую населению |
на электроэнергию, покупаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь | ||
Предельные уровни цен, рассчитываемые гарантирующим поставщиком | на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, технологически изолированных электроэнергетических системах | |
на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (ЭСО, ГП) |
Методы регулирования тарифов в электроэнергетике
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) | |
---|---|
Основной метод регулирования в российской электроэнергетике. До 2011 года применялся при расчете всех регулируемых цен (тарифов). Метод применяется в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов. | Цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. |
Метод индексации тарифов | |
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (min и (или) max) уровни либо НВВ регулируемых организаций. | Тарифы, рассчитанные с применением данного метода, устанавливаются на срок не менее 3 лет при первом применении, и на срок не менее 5 лет при повторном. |
Метод сравнения аналогов | |
Метод применяется для установления долгосрочных тарифов и предполагает сравнение компаний друг с другом. Компания с оптимальным соотношением параметров деятельности принимается в виде стандарта для других регулируемых субъектов. | Анализ осуществляется органом регулирования каждые 5 лет. Метод применяют для небольших организаций. |
Метод доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование) | |
Метод направлен на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию энергетических объектов и стимулирование эффективности расходов организаций энергетического комплекса. | Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных в течение долгосрочного периода регулирования корректировок и обеспечивает покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал. |
Метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки | |
Метод применяется при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов. | При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования величина подконтрольных расходов определяется с помощью метода сравнения аналогов, а в последующие годы долгосрочного периода регулирования индексируется исходя из индекса потребительских цен и изменения количества активов сетевой организации. |
Прокуратура поддержала бизнес в вопросе о тарифах на коммунальные услуги.Как показала проверка, в пяти регионах они необоснованно завышались. …Прокурорами приняты меры реагирования и работа регуляторов приведена в соответствие с федеральным законодательством, пишет Буксман. Поводом для проверки стало исследование Центра мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК, НКО по общественному контролю в области госрегулирования цен и тарифов). Подробнее
Читайте также: