Ценообразование на электроэнергию кратко

Обновлено: 06.07.2024

Для понимания основ функционирования розничного рынка электроэнергии рассмотрим его участников.

  1. Потребители электрической энергии – каждый из нас.
  2. Энергосбытовые компании, осуществляющие продажу электроэнергии потребителям. К ним относятся гарантирующие поставщики электроэнергии, независимые энергосбытовые организации.

Гарантирующий поставщик электрической энергии (ГП) – это энергосбытовая организация, которая заключает договор с любым потребителем, находящимся в зоне её деятельности. Границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, причем таким образом, что Вы обязательно попадаете в одну из зон и гарантирующий поставщик обязан заключить договор с Вами.

Независимые энергосбытовые компании в отличие от гарантирующего поставщика не обязаны заключать договоры с любым потребителем и, как правило, заключают договоры только с крупными потребителями, которых выгодно обслуживать.

  1. Производители электрической энергии, не являющиеся участниками оптового рынков (не имеют статуса генерирующие компании оптового рынка электроэнергии), они имеют право продавать выработанную электроэнергию как потребителю, так и производителю электроэнергии.
  2. Сетевая организация – организация, которая имеет объекты электросетевого хозяйства (подстанции, линии электропередач и пр.) и осуществляет передачу электроэнергии потребителям.
  3. Системный оператор – организация, в основную задачу которого входит управление техническими режима Энергосистемы и обеспечение требуемых параметров надежности в Энергосистеме и многое другое.

Гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании могут заключать с потребителями электроэнергии следующие виды договоров:

  • Договор купли-продажи электроэнергии. По условиям договора купли-продажи, потребитель должен самостоятельно урегулировать с сетевыми организациями вопросы оказания услуг по передаче электроэнергии. При этом потребитель также обязан заключить с сетевой компанией договор оказания услуг по передаче электроэнергии.
  • Договор энергоснабжения. В соответствии с условиями договора энергоснабжения гарантирующий поставщик или независимая энергосбытовая компания в интересах потребителя урегулирует отношения по передаче электроэнергии с сетевыми организациями. В этом случае энергосбытовая компания самостоятельно заключает договор оказания услуг по передаче в интересах потребители с сетевой компанией.

Ценообразование на рынках электроэнергии достаточно сложный и многогранный вопрос. Его особенности заключаются в следующем:

Остальным потребителям электроэнергия отпускается следующим образом:

А) В ценовых зонах (большая часть субъектов РФ) — продажа осуществляется по нерегулируемым ценам.

Б) Неценовые зоны — продажа осуществляется регулируемым тарифам

Регулируемые цены (тарифы) на рынке электроэнергии и мощности устанавливаются на основании разработанного Министерством экономического развития и одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

При этом, цены, которые рассчитывают энергосбытовые компании являются регулируемыми.

Ценообразование для потребителей в неценовых зонах оптового рынка электроэнергии производится следующим образом:

Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии — государственная монополия.
Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

ch111111

Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

Гарантирующие поставщики — энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики — коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

Обязанности гарантирующего поставщика:

  • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
  • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
  • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

Что делают гарантирующие поставщики:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
  • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
  • рассчитывают стоимость электроэнергии по ценовым категориям для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
  • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на оптовый рынок генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

Сетевые организации — владельцы сетевого оборудования, оказывают услуги по передаче электроэнергию. Задача сетевых компаний — обеспечить передачу электрической энергии от генерирующих компаний к потребителям, поддерживать надежность и развитие сетевого хозяйства.

Обязанности сетевой организации:

  • содержать и обслуживать сетевое хозяйство;
  • проводить оперативный и плановый ремонт сетевого хозяйства;
  • обеспечивать бесперебойность энергоснабжения для потребителей;
  • подключать потребителей к сетевым объектам при наличии технической возможности;
  • развивать сетевое хозяйство в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Плата за услуги сетевых организаций устанавливается региональными регулирующими органами.

Потребители электроэнергии могут заключить с сетевой организацией прямой договор на оказание услуг по передаче электроэнергии и оплачивать электроэнергию по 2 договорам — по договору купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и по договору на услуги по передаче с сетевой компанией.

Независимая энергосбытовая организация — компания, которая покупает и продает электроэнергию в интересах клиента. В отличие от гарантирующего поставщика не привязана к региону. Может осуществлять поставку электроэнергии по всей России на договорных условиях.

Что делают независимые энергосбытовые компании на розничном рынке:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями по свободным договорным ценам. Цена на услуги энергосбытовой компании определяется соглашением сторон;
  • предоставляют потребителям дополнительные услуги и сервис;
  • покупают электроэнергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у розничного генератора;
  • урегулируют услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

Розничная генерирующая станция — это предприятие, которое построило собственную генерацию или электростанцию с максимальной мощностью менее 25 МВ*А, не допущенная к торгам на оптовом рынке.

Что делают розничные генераторы:

  • вырабатывают электроэнергию и выдают ее в сеть;
  • продают выработанную электроэнергию гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям, конечным потребителям и сетевым организациям.

Как покупается электроэнергия

Потребитель на розничном рынке может купить электроэнергию несколькими способами:

  1. Заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Цена по договору – по предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

ch211

2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

ch31111

3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

ch411

4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

ch511

Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

Электроэнергетика России — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании.

Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).

Принципиальная схема рынка в электроэнергетике


Рынки электрической энергии (мощности)

Система нормативных актов в электроэнергетике


Принципы государственного регулирования в электроэнергетике

Принципы Методы
Обеспечение единства технологического управления надежного и безопасного функционирования ЕЭС России Развитие конкурентного рынка электрической энергии Государственное регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике
Эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике Обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка. Развитие конкурентного рынка электрической энергии Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг)
Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии Обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики Государственное антимонопольное регулирование и контроль
Обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав Обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики Управление государственной собственностью в электроэнергетике
Обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии Федеральный государственный энергетический надзор
Создание необходимых условий для привлечения инвестиций Государственный экологический надзор в электроэнергетике

Принципы государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике

Принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
Определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики
Обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики
Учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет
Учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования При установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию не допускается повышение регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для других категорий потребителей
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования

Полномочия органов власти

  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
  • Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
  • Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сферах электроэнергетики
  • Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
  • Порядок урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы
  • Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями
  • Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
  • Нормативы (технологических) потерь электрической энергии в сетях
  • Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики
  • Нормативно-правовая деятельность
  • Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки и др. на региональном уровне
  • Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
  • Основы деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов)
  • Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России
  • Цены (тарифы) и их предельные уровни на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии и услуги инфраструктурных организаций

Система тарифов в электроэнергетике

Нерегулируемые тарифы (цены) Регулируемые тарифы (цены)
Оптовый рынок на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности на электроэнергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам
на отклонения фактического объема потребления электроэнергии от плановых объемов на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах
на электроэнергию (мощность), покупаемую организацией по управлению ЕНЭС в целях компенсации потерь
на электроэнергию (мощность) в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств на электроэнергию, покупаемую (продаваемую) в целях экспорта-импорта
на услуги инфраструктурных организаций
Розничный рынок на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности на электроэнергию, поставляемую населению
на электроэнергию, покупаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь
Предельные уровни цен, рассчитываемые гарантирующим поставщиком на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, технологически изолированных электроэнергетических системах
на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (ЭСО, ГП)

Методы регулирования тарифов в электроэнергетике

Метод экономически обоснованных расходов (затрат)
Основной метод регулирования в российской электроэнергетике. До 2011 года применялся при расчете всех регулируемых цен (тарифов). Метод применяется в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов. Цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Метод индексации тарифов
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (min и (или) max) уровни либо НВВ регулируемых организаций. Тарифы, рассчитанные с применением данного метода, устанавливаются на срок не менее 3 лет при первом применении, и на срок не менее 5 лет при повторном.
Метод сравнения аналогов
Метод применяется для установления долгосрочных тарифов и предполагает сравнение компаний друг с другом. Компания с оптимальным соотношением параметров деятельности принимается в виде стандарта для других регулируемых субъектов. Анализ осуществляется органом регулирования каждые 5 лет. Метод применяют для небольших организаций.
Метод доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование)
Метод направлен на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию энергетических объектов и стимулирование эффективности расходов организаций энергетического комплекса. Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных в течение долгосрочного периода регулирования корректировок и обеспечивает покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал.
Метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки
Метод применяется при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов. При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования величина подконтрольных расходов определяется с помощью метода сравнения аналогов, а в последующие годы долгосрочного периода регулирования индексируется исходя из индекса потребительских цен и изменения количества активов сетевой организации.

Прокуратура поддержала бизнес в вопросе о тарифах на коммунальные услуги.Как показала проверка, в пяти регионах они необоснованно завышались. …Прокурорами приняты меры реагирования и работа регуляторов приведена в соответствие с федеральным законодательством, пишет Буксман. Поводом для проверки стало исследование Центра мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК, НКО по общественному контролю в области госрегулирования цен и тарифов). Подробнее

Электроэнергетика России — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании.

Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).

Принципиальная схема рынка в электроэнергетике


Рынки электрической энергии (мощности)

Система нормативных актов в электроэнергетике


Принципы государственного регулирования в электроэнергетике

Принципы Методы
Обеспечение единства технологического управления надежного и безопасного функционирования ЕЭС России Развитие конкурентного рынка электрической энергии Государственное регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике
Эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике Обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка. Развитие конкурентного рынка электрической энергии Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг)
Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии Обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики Государственное антимонопольное регулирование и контроль
Обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав Обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики Управление государственной собственностью в электроэнергетике
Обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии Федеральный государственный энергетический надзор
Создание необходимых условий для привлечения инвестиций Государственный экологический надзор в электроэнергетике

Принципы государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике

Принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
Определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики
Обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики
Учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет
Учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования При установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию не допускается повышение регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для других категорий потребителей
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования

Полномочия органов власти

  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
  • Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
  • Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сферах электроэнергетики
  • Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
  • Порядок урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы
  • Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями
  • Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
  • Нормативы (технологических) потерь электрической энергии в сетях
  • Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики
  • Нормативно-правовая деятельность
  • Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки и др. на региональном уровне
  • Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
  • Основы деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов)
  • Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России
  • Цены (тарифы) и их предельные уровни на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии и услуги инфраструктурных организаций

Система тарифов в электроэнергетике

Нерегулируемые тарифы (цены) Регулируемые тарифы (цены)
Оптовый рынок на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности на электроэнергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам
на отклонения фактического объема потребления электроэнергии от плановых объемов на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах
на электроэнергию (мощность), покупаемую организацией по управлению ЕНЭС в целях компенсации потерь
на электроэнергию (мощность) в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств на электроэнергию, покупаемую (продаваемую) в целях экспорта-импорта
на услуги инфраструктурных организаций
Розничный рынок на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности на электроэнергию, поставляемую населению
на электроэнергию, покупаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь
Предельные уровни цен, рассчитываемые гарантирующим поставщиком на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, технологически изолированных электроэнергетических системах
на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (ЭСО, ГП)

Методы регулирования тарифов в электроэнергетике

Метод экономически обоснованных расходов (затрат)
Основной метод регулирования в российской электроэнергетике. До 2011 года применялся при расчете всех регулируемых цен (тарифов). Метод применяется в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов. Цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Метод индексации тарифов
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (min и (или) max) уровни либо НВВ регулируемых организаций. Тарифы, рассчитанные с применением данного метода, устанавливаются на срок не менее 3 лет при первом применении, и на срок не менее 5 лет при повторном.
Метод сравнения аналогов
Метод применяется для установления долгосрочных тарифов и предполагает сравнение компаний друг с другом. Компания с оптимальным соотношением параметров деятельности принимается в виде стандарта для других регулируемых субъектов. Анализ осуществляется органом регулирования каждые 5 лет. Метод применяют для небольших организаций.
Метод доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование)
Метод направлен на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию энергетических объектов и стимулирование эффективности расходов организаций энергетического комплекса. Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных в течение долгосрочного периода регулирования корректировок и обеспечивает покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал.
Метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки
Метод применяется при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов. При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования величина подконтрольных расходов определяется с помощью метода сравнения аналогов, а в последующие годы долгосрочного периода регулирования индексируется исходя из индекса потребительских цен и изменения количества активов сетевой организации.

Прокуратура поддержала бизнес в вопросе о тарифах на коммунальные услуги.Как показала проверка, в пяти регионах они необоснованно завышались. …Прокурорами приняты меры реагирования и работа регуляторов приведена в соответствие с федеральным законодательством, пишет Буксман. Поводом для проверки стало исследование Центра мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК, НКО по общественному контролю в области госрегулирования цен и тарифов). Подробнее

Читайте также: