Кризис в восточной европе и доктрина брежнева кратко

Обновлено: 28.06.2024

Китайско-советский раскол был лишь наиболее очевидным показателем внутреннего кризиса коммунистического блока. Целый ряд других ситуаций, прежде всего в Восточной Европе, показывал, что Советскому Союзу в течение более чем двадцати лет после окончания второй мировой войны так и не удалось укрепить свой контроль над этими странами и, в первую очередь, добиться того, чтобы его присутствие воспринималось не как нечто, навязанное извне, а как реальный структурный фактор.

Впрочем, в Венгрии режим Яноша Кадара, установленный в 1956 г., проводил умеренно реформистскую политику, направленную на рост благосостояния населения, снимая тем самым угрозу новых политико-экономических кризисов.

1116 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности.

расшириться только в результате политических уступок, которые, с другой стороны, могли стать допустимыми только в рамках определенной терпимости к нелегальному диссидентству.

Постепенно в 60-е гг. репрессии усилились, что породило в 1968 г. новую цепь ответных действий, предвещающих опасность. Запрет театрального представления по произведению Адама Мицкевича, поэта, воплощавшего польский патриотизм периода 1830—1848 гг., вызвал волну протестов студентов и Союза писателей. Она прокатилась по всей стране и продолжалась почти весь март 1968 г. в Варшаве, Познани, Люблине, Гданьске и Вроцлаве. Порядок был, однако, постепенно восстановлен, без всяких уступок, с помощью тщательной индивидуальной работы полиции и использования репрессивных мер. Популярность Гомулки, уже давшая трещину после значительного подъема цен, навязанного в 1967 г., еще больше снизилась. Деятель, спасший режим в 1956 г., уже исчерпал свои возможности. Волна забастовок в декабре 1970 — январе 1971 г. вновь усилила напряженность до опасного уровня.

Нарастание возмущения в обществе вынудило партию еще раз проявить быстроту реакции и осторожность.

Гомулка был отстранен от власти и заменен Эдвардом Гереком, коммунистом, представлявшим рабочую традицию. В январе 1971 г. он сумел противостоять новой волне забастовок, начавшихся в Щецине, и принять ряд мер, относившихся к системе заработной платы. Эти меры сделали возможным преодоление кризиса, хотя в то же са

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1117

мое время они впервые позволили рабочим осознать свою силу в переговорах с правительством в партией. В течение всех 70-х годов Тереку удалось удерживать в своих руках власть, несмотря на экономические трудности и брожение в среде рабочих, все более осознававших значение оружия забастовки и возникающей консолидации с частью движения интеллектуалов и, в особенности, с католическим миром для формирования способности к борьбе.

С 1963 по 1968 г.

Вновь вышел на первый план национальный вопрос, то есть протест словаков по поводу неравноправного положения, в котором они продолжали находиться также и в рамках народной республики. В 1963 г. во главе Компартии Словакии встал один из

1118 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности.

активных участников антифашистского освободительного восстания 1944 г. Александр Дубчек. Постепенно вокруг этого деятеля сложилась оппозиция, направленная против замедленного темпа действий Новотного и трудностей на пути воплощения в жизнь обновленческих импульсов. К концу 1967 г. ситуация еще более обострилась в результате столкновений между полицией и группами пражских студентов. В декабре 1967 — январе 1968 г. Центральный комитет компартии обсудил возможную добровольную отставку Новотного. 3 января, учитывая широкую поддержку кандидатуры Дубчека, Новотный решил отойти от руководства партией, в том числе и для того, чтобы не обострять отношений с представителями словацкого народа.

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1119

ции1. Дубчек не принял предложения, сочтя его несвоевременным и отказавшись разделить тревогу союзников. Ситуация, считал он, оставалась под контролем, и не было причин ее обсуждать. 14 июля руководители пяти союзников встретились в Варшаве и послали Президиуму ЦК Компартии Чехословакии ультимативное приглашение участвовать в обсуждении. Предложение было отвергнуто, обвинение в подрыве прочности социалистической системы было расценено как необоснованное, наличие контрреволюционной опасности было отвергнуто. В качестве альтернативы было предложено, чтобы 29 июля — 1 августа в Чиерне-над-Тисой, на границе СССР и Словакии состоялась двусторонняя встреча чехословацких и советских представителей.

Встреча в Чиерне, после которой 3 августа состоялась встреча представителей пяти стран с чехословацкими руководителями в Братиславе, была своего рода диалогом глухих.

Однако заключительный документ встречи в Братиславе уже содержал выражения обеспокоенности, поскольку он подтверждал необходимость солидарности в международном коммунистическом движении. Противники Дубчека, недооценивавшие народный энтузиазм, разворачивали закулисную деятельность, чтобы повернуть события вспять. Дубчек, рассчитывавший на помощь Тито и Чаушеску, оказался затем в таком же положении, как и Имре Надь в 1956 г.

Ночью 20 августа 1968 г., во время заседания Президиума Центрального комитета Компартии Чехословакии, стало известно, что вооруженные силы Варшавского договора начали вторжение.

21 августа они уже были в Праге. Сотрудники советской службы безопасности проникли в помещение Центрального комитета, взяли Дубчека и его основных соратников и вывезли их в Москву.

22 августа в то время, когда Компартия Чехословакии проводила свой чрезвычайный съезд (при отсутствии словацких делегатов по их собственному нежеланию участвовать или из-за невозможности добраться до Праги) и настоятельно подтверждала свое единство и верность политике Дубчека, поборники нового курса подвергались унижениям в Москве посредством изнурительных дискуссий и угроз относительно будущего их лично и страны в целом.

Поскольку вторжение вооруженных сил Варшавского договора не вызвало массового вооруженного сопротивления в Чехословакии, а лишь спровоцировало спорадические столкновения с немногими десятками жертв и внушительные, но неэффективные

1 Еще 23 марта 1968 г. в Дрездене состоялась встреча рукововдителей партий и правительств шести социалистических стран — СССР, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии и ЧССР. На встрече обсуждалось развитие ситуации в Чехословакии. — Прим. редакции.

1120 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности.

демонстрации, инициаторы и руководители нового курса должны были не столько согласиться с кровавыми репрессиями, сколько принять условия, выдвигавшиеся советским руководством. Они были вынуждены согласиться с нормализацией, то есть с отказом от своих надежд, с отречением от решений, принятых съездом КПЧ, состоявшимся 22 августа, а также с возвращением к прошлому.

Руководство партии предстояло передать Густаву Гусаку, чехословацкому Кадару, человеку практики и приверженцу преемственности по отношению к прошлому. Интермедию Дубчека стремились перечеркнуть, но советские правители хотели, чтобы все происходило без неожиданных поворотов и без кровопролития.

Значение чехословацкого кризиса для международной жизни может быть понято, только если принять во внимание некоторые обстоятельства, благодаря которым эти драматические события сыграли свою роль не только в истории Чехословакии как участника Варшавского договора, но также и в истории советской поли-

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1121

тики внутри коммунистического блока. Последствия кризиса повлияли на образ СССР в мире и внутри международного коммунистического движения, а в особенности — на растущее недоверие китайцев.

1122 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности.

мнение. Жертвы Советского Союза ради освобождения стран Европы от нацизма во время войны оправдывали постоянную опеку в их отношении со стороны Красной Армии. Речь шла не о формальной позиции (хотя через некоторое время министр иностранных дел Громыко повторил аналогичные концепции на заседании Генеральной Ассамблеи ООН), но о смысле этого утверждения, предопределявшем отношения колониального типа.

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1123

1124 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности.

Варшавский договор - документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора и закрепивший биполярность мира на 36 лет.

ГДР (Германская Демократическая Республика) - государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года.

НАТО - военно-политический союз ряда европейских и североамериканских стран, созданный в 1949 г. для отражения внешней агрессии.

Оппозиция - группа лиц внутри какого-нибудь общества, организации, партии, ведущая политику противодействия, сопротивления большинству.

Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого или какого-либо иного характера, предназначенный для защиты охраняемых объектов от ракетного оружия.

Разрядка международной напряжённости — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

Стагнация - состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.

Социализм - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство.

Суверенитет - полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.

ФРГ (Федеративная Республика Германии) – государство, которое было провозглашено 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской, британской и французской зонах оккупации нацистской Германии.

Основная и дополнительная литература

Рунов В. Афганская война. Все боевые операции. — Эксмо, 2014. [С. 54-79]

Теоретический материал.

В 1960-х гг. СССР оставалась в противоречивой международной обстановке. Китайское руководство разбило в свое время единый социалистический лагерь, а дела с Западом обострились из-за агрессии США во Вьетнаме. Внешняя политика СССР основывалась на радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и стран-союзников. Позиции США и НАТО были ослаблены. Но США получилось добиться стратегического паритета в военной сфере в 70-е гг. Приблизительное равенство сил лишало всякую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось как признак его слабости.

США пытались выйти из вьетнамского тупика. По мнению Запада, режимы в СССР и в его странах-союзниках способны сохранять свою силу лишь в условиях жесткого военного и политического противоборства.

В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. – между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, исходящее из неприменения силы в урегулировании вопросов о его статусе. В мае 1972 г. в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева – глава СССР с 1964 – по 1982 гг.) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток – Запад.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Определения

государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года

внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР

документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Определения

документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР.

государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года.

внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический

блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии мировых политических деятелей 1970-х гг.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

§ 19. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ДОЛГИЙ ПУТЬ К ДЕМОКРАТИИ

Описание презентации по отдельным слайдам:

§ 19. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ДОЛГИЙ ПУТЬ К ДЕМОКРАТИИ

§ 19. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ДОЛГИЙ ПУТЬ К ДЕМОКРАТИИ

План урока: 1. Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе. 2. Кризис.

После завершения Второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стра.

После завершения Второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стран (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии) к власти пришли коалиционные правительства. Они состояли из партий, участвовавших в борьбе с фашизмом, — коммунистов, социал-демократов, либеральных демократов и др. Начались преобразования в обществе, которые носили общедемократический характер.

1. Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе. В 1947-1948 гг. в стр.

1. Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе. В 1947-1948 гг. в странах Восточной Европы к власти пришли коммунистические и рабочие партии. В конституциях этих государств, которые стали именоваться странами народной демократии, была закреплена руководящая роль коммунистов. 1947 г. – создание Коминформа. В Восточной Европе начала утверждаться советская модель социализма.

1. Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе. Г. Димитров Й. Б. Тит.

1. Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе. Г. Димитров Й. Б. Тито предложили создать конфедерацию восточноевропейских стран без СССР отношения с Югославией были разорваны

1. Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе. С. 152-153. Охарактер.

1. Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе. С. 152-153. Охарактеризуйте экономическое развитие стран Восточной Европы в 1950 – 1960 гг.

3. Демократические революции в Восточной Европе. В конце 1970-х гг. Чехослова.

3. Демократические революции в Восточной Европе. Мощный импульс преобразовани.

3. Демократические революции в Восточной Европе. Народное восстание в Румынии.

3. Демократические революции в Восточной Европе. Народное восстание в Румынии 1989г.

3. Демократические революции в Восточной Европе. 1989г. – падение Берлинской.

3. Демократические революции в Восточной Европе. 1989г. – падение Берлинской стены. 1990г. – объединение Германии.

4. Опыт демократического развития. 1991г. – распад ОВД, роспуск СЭВ. С какими.

4. Опыт демократического развития. 1991г. – распад ОВД, роспуск СЭВ. С какими трудностями пришлось столкнуться странам, вставшим на путь демократических преобразований? Чем объяснялся экономический спад в этих странах? Что способствовало стабилизации их экономического положения?

В Восточной Европе постепенно нарастало недовольство репрессиями и идеологическим диктатом властей. Впервые оно проявилось в ГДР, где успехи в восстановлении экономики оказались весьма скромными по сравнению с Западной Германией. В 1953 г. после смерти И.В. Сталина в ГДР начались демонстрации с требованиями улучшения условий жизни и изменения политического режима. Они сопровождались захватом правительственных и партийных учреждений. Выступления были подавлены с помощью советских войск.

В 1956 г., после разоблачения культа личности Сталина 20 съездом КПСС, Информбюро было распущено. СССР и Югославия восстановили дипломатические отношения. Это породило в восточноевропейских странах надежды, что советское руководство откажется от жесткого контроля над их внутренней политикой.

Теоретики коммунистических партий (Милован Джилас в Югославии, Лешек Колаковский в Польше, Эрнст Блох в ГДР) попытались заново осмыслить новые явления в социально-экономической жизни развитых стран Запада. Начали выдвигаться требования прекращения репрессий, отставки руководителей правящих партий, назначенных по указанию И.В. Сталина.

В большинстве государств отстранение сталинистов от власти прошло мирно. Однако в Польше не обошлось без забастовок рабочих, протестовавших против снижения зарплаты.

После венгерского кризиса советское руководство стало с большой подозрительностью относиться к любым переменам в восточноевропейских странах. В результате хозяйственные реформы, направленные на повышение гибкости системы планирования, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, углубление участия в международном разделении труда, проводились нерешительно, непоследовательно, неуклонно запаздывали. Все менее эффективно работали механизмы СЭВ.

Крайне сложная система взаиморасчетов, необходимость утверждать любую сделку на уровне высшего политического руководства тормозили развитие интеграции. Итоги не замедлили сказаться. Если в 1950-е гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в восточноевропейских странах достигали 6,9 % (лучшие показатели были только у Японии и СССР), то в 1960-е гг. они составили 3,6 %, в 1970-е - 2,3 %, то есть меньше, чем у большинства западноевропейских государств.




Ее провозглашение было вызвано двумя причинами.

Во-первых, идеологическими соображениями. Признание банкротства социализма в Восточной Европе могло вызвать сомнения в правильности курса КПСС и среди народов СССР.

В Восточной Европе постепенно нарастало недовольство репрессиями и идеологическим диктатом властей. Впервые оно проявилось в ГДР, где успехи в восстановлении экономики оказались весьма скромными по сравнению с Западной Германией. В 1953 г. после смерти И.В. Сталина в ГДР начались демонстрации с требованиями улучшения условий жизни и изменения политического режима. Они сопровождались захватом правительственных и партийных учреждений. Выступления были подавлены с помощью советских войск.

В 1956 г., после разоблачения культа личности Сталина 20 съездом КПСС, Информбюро было распущено. СССР и Югославия восстановили дипломатические отношения. Это породило в восточноевропейских странах надежды, что советское руководство откажется от жесткого контроля над их внутренней политикой.

Теоретики коммунистических партий (Милован Джилас в Югославии, Лешек Колаковский в Польше, Эрнст Блох в ГДР) попытались заново осмыслить новые явления в социально-экономической жизни развитых стран Запада. Начали выдвигаться требования прекращения репрессий, отставки руководителей правящих партий, назначенных по указанию И.В. Сталина.

В большинстве государств отстранение сталинистов от власти прошло мирно. Однако в Польше не обошлось без забастовок рабочих, протестовавших против снижения зарплаты.

После венгерского кризиса советское руководство стало с большой подозрительностью относиться к любым переменам в восточноевропейских странах. В результате хозяйственные реформы, направленные на повышение гибкости системы планирования, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, углубление участия в международном разделении труда, проводились нерешительно, непоследовательно, неуклонно запаздывали. Все менее эффективно работали механизмы СЭВ.

Крайне сложная система взаиморасчетов, необходимость утверждать любую сделку на уровне высшего политического руководства тормозили развитие интеграции. Итоги не замедлили сказаться. Если в 1950-е гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в восточноевропейских странах достигали 6,9 % (лучшие показатели были только у Японии и СССР), то в 1960-е гг. они составили 3,6 %, в 1970-е - 2,3 %, то есть меньше, чем у большинства западноевропейских государств.

Ее провозглашение было вызвано двумя причинами.

Во-первых, идеологическими соображениями. Признание банкротства социализма в Восточной Европе могло вызвать сомнения в правильности курса КПСС и среди народов СССР.

Читайте также: