Бердяев н а проблема человека к построению христианской антропологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основное определение личности человека. Проблема человека, его свободы, творчества и назначения. Классическая протестантская антропология. Личность как категория духа, а не природы. Поступки человека как важнейший фактор, характеризующий личность.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.12.2014
Размер файла 15,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Антропологические размышления о человеке Н.А Бердяева

личность поступок протестантский антропология

Размышления о человеке, о его судьбах начало волновать философов относительно недавно. Хотя эти размышления не были выстроены веками, они уже несут в себе достаточно фундаментальные и обоснованные суждения.

Николай Александрович Бердяев был самым известным русским философом, эволюция которого происходила в рамках религиозного экзистенциализма. Он стремился сделать свою философию сознательно антропологической. Бердяеву философия представляется как учение о духе т.е о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия.

В центре исследований Бердяева - проблема человека, его свободы, творчества и назначения, ибо загадка бытия, считает он, скрыта именно в человеке. «Основной, изначальной проблемой является проблема человека, человеческого познания, человеческой свободы, человеческого господства. В человеке скрыта загадка познания и разгадка бытия. Именно человек и есть то загадочное в мире существо из мира необъяснимого, через которое только и возможен прорыв к самому бытию.

Проблема человека, как пишет Бердяев, совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в отношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из тоги, что выше его. Чтобы разрешить проблему человека, необходимо так или иначе приблизиться к бесконечному, встать рядом с Богом. Поэтому проблема человека в философии Бердяева решалась через религиозное сознание, через его отношение к Богу.

Человек, считает Бердяев, всегда несет в себе, пусть даже потенциально, свободу и творчество. С их помощью философ строит учение о человеке-творце, являющемся образом и подобием Творца мира. Пытаясь рассмотреть вопрос о свободе как об экзистенциальной составляющей человека, сталкиваешься с двумя противоположностями. Во-первых, человек - чудо, но он рожден природой, точно так же, как и другие существа. Он схож с ними в своих действиях и своем существовании. В нем заложен принцип действия, детерминирующий его поступки. Но отсюда не следует, что человек свободен. Сказать, что человек свободен, значит заявить, что человек не часть природы. Возникает парадокс. Во-вторых, свобода - основная характеристика существа человека: каждый человек в своей сущности свободен. Человек брошен в мир с ношей экзистенции. От того, как он употребит ее, зависит его сущность. Человек будет тем, кем он хотел бы стать. Нет ни свободы без природы, ни природы без свободы. Есть и то, и другое.

В своей антропологической модели Бердяев также выводит на первый план понятие личности.

Н.А. Бердяев рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть часть чего-то.

Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, -- это не слова, а дела. Когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, и т.д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но, прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя. Характеристика личности со стороны свободы, безусловно, необходима, свобода -- это атрибут личности. Но свобода без ответственности -- это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.

Личность не рождается от родителей, как индивидуум, она творится Богом и самотворится, и она есть Божья идея о всяком человеке. Личность обладает способностью вмещать в себя универсальное содержание и может быть понята лишь как творческий акт, который всегда связан с глубиной личности.

Бессмертие достигается в силу духовного начала в человеке и его связи с Богом. Бессмертна именно личность, а не душа, как естественная субстанция. В известном смысле можно сказать, что бессмертие есть завоевание духовного творчества, победа духовной личности, овладевшей душой и телом, над природным индивидуумом.

Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в себе. Человек является также и социальным существом . Общество, нация, государство не являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в обществе.

Личное начало неразрывно связано с иерархизмом, с космическим строем вселенной; оно предполагает различия, возвышения, качественные несходства. Личность погибает, когда ее держат в принудительном равенстве со всеми другими личностями, когда всякое нарастание ее силы, ее значительности, ее качественного своеобразия задерживается и умеряется уравнением с соседями. Разрушение всякого иерархизма в государстве, в обществе, культуре, в жизни религиозной есть возвращение к первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который есть высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть низших стихий, которые претендуют на равенство с человеком.

Личность - категория духа, а не природы, и не подчинена ни природе, ни обществу; не может быть мыслима как часть в отношении к целому. Личность и есть целое, это основное определение личности, она противоположна миру объектов.

Стать личностью - задача человека.

Подобные документы

Формулировка проблемы отчуждения человека, его свободы и творчества в философии Николая Александровича Бердяева. Круг проблем, рассматриваемых русскими экзистенциальными мыслителями. Свобода как важнейший признак духа. Мучительность проблемы спасения.

реферат [39,4 K], добавлен 20.12.2015

Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности Н.А. Бердяева. Истолкование природы творческого акта. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия. Осмысление предназначения человека - нравственное ядро философии Бердяева.

реферат [28,4 K], добавлен 11.05.2015

Культурологические и философские идеи Н.А. Бердяева. Свобода духа как источник всякой творческой активности. Личность как подлинный субъект культуры. Проблема смысла существования человека как основная в философии Бердяева. Религия, культура, история.

реферат [47,7 K], добавлен 30.01.2011

Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Антропогенез в науке, религии и философии. Социализация и индивидуализация как способы формирования личности. Отличие человека от животных. Проблема природы человека и смысла жизни в философии.

контрольная работа [79,2 K], добавлен 13.02.2014

Феномен человека в философии. Антропология как единая наука о человеке. Проблема антропосоциогенеза, этапы адаптации. теории общественного договора – Гоббс и Руссо. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Космос и будущее человека.

реферат [25,3 K], добавлен 13.05.2009

Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.

реферат [35,2 K], добавлен 10.01.2011

Духовная эволюция Н.А. Бердяева. Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом. Свобода человеческой личности и природа творческого акта. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.

Человек может быть познаваем как объект, как один из объектов в мире объектов. Тогда он исследуется антропологическими науками — биологией, социологией, психологией. При таком подходе к человеку возможно исследовать лишь те или иные стороны человека, но человек целостный в его глубине и в его внутреннем существовании неуловим. Есть другой подход к человеку. Человек сознает себя также субъектом и прежде всего субъектом. Тайна о человеке раскрывается в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. В объективизации, в выброшенности человека в объективный мир тайна о человеке закрывается, он узнает о себе лишь то, что отчуждено от внутреннего человеческого существования. Человек не принадлежит целиком объективному миру, он имеет свой собственный мир, свой внемирный мир, свою несоизмеримую с объективной природой судьбу. Человек как целостное существо не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещен. Человек как субъект есть акт, есть усилие. В субъекте раскрывается идущая изнутри творческая активность человека. Одинаково ошибочна антропология оптимистическая и антропология пессимистическая. Человек низок и высок, ничтожен и велик. Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе.

Проблема человека может быть целостно поставлена и решена лишь в свете идеи Богочеловечества. Даже в христианстве с трудом вмещалась полнота богочеловеческой истины. Естественное мышление легко склонялось или к монизму, в котором одна природа поглощала другую, или к дуализму, при котором Бог и человек были совершенно разорваны и разделены бездной. Подавленность человека, сознающего себя существом падшим и греховным, одинаково может принять форму монизма и дуализма. Кальвина одинаково можно истолковать крайне дуалистически и крайне монистически. Гуманистическая антропология, признавшая человека существом самодостаточным, была естественной реакцией против подавленности человека в традиционном христианском сознании. Человек был унижен как существо греховное. И это часто производило такое впечатление, что человек есть вообще существо ничтожное. Не только из греховности человека, но из самого факта его тварности выводили подавленное и унизительное самосознание человека. Из того, что человек сотворен Богом и не в самом себе имеет свою основу, делали вывод не о величии твари, а о ее ничтожестве. Нередко, слушая христианских богословов и простых благочестивых христиан, можно сделать заключение, что Бог не любит человека и не хочет, чтобы чисто человеческое было утверждено, хочет унижения человека. Так унижает человек сам себя, отражая свою падшесть, и периодически восстает против этой подавленности и унижения в гордом самопревозношении. В обоих случаях он теряет равновесие и не достигает подлинного самосознания. В господствующих формах христианского сознания человек был признан исключительно существом спасающимся, а не творческим. Но христианская антропология всегда учила, что человек сотворен по образу и подобию Божьему. Из восточных учителей Церкви больше всего сделал для антропологии св.Григорий Нисский, который понимает человека прежде всего как образ и подобие Божье. Эта идея была гораздо менее развита на Западе. Антропология бл.Августина, этого антрополога по преимуществу, одинаково определившего и католическое, и протестантское понимание человека, была почти исключительно антропологи ей греха и спасающей благодати. Но, в сущности, из учения об образе Божьем в человеке никогда не были сделаны последовательные выводы. Пытались открыть в человеке черты образа и подобия Божьего. Открывали эти черты в разуме и в этом следовали греческой философии, открывали в свободе, что было уже более связано с христианством, вообще открывали эти черты в духовности человека. Но никогда не открывали образа Божьего в творческой природе человека, в подобии человека Творцу. Это означает переход к совершенно иному самосознанию, преодоление подавленности и угнетенности. В схоластической антропологии, в томизме человек не является творцом, он есть интеллект второго сорта, незначительный (вражду к пониманию человека как творца можно встретить в новейшей католической книжке: Theodor Haecker. Was ist der Mench?). Любопытно, что в возрождении христианской протестантской мысли ХХ в., в диалектической теологии, у К.Барта человек оказывается униженным, превращенным в ничто, между Богом и человеком разверзается бездна, и самый факт боговочеловечения необъясним. Богочеловечество Христа остается разорванным и безрезультатным. Но богочеловечество Христа приносит с собой истину о богочеловечности человеческой личности.

В человеке есть бессознательная стихийная основа, связанная с жизнью космической и с землей, стихия космо-теллургическая. Сами страсти, связанные с природно-стихийной основой, являются материалом, из которого создаются и величайшие добродетели личности. Рассудочно-моралистическое и рациональное отрицание природно-стихийного в человеке ведет к иссушению и иссяканию источников жизни. Когда сознание подавляет и вытесняет бессознательно-стихийное, то происходит раздвоение человеческой природы и ее затвердение и окостенение. Путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному. Для личности одинаково неблагоприятна и власть низшего, бессознательного, когда человек целиком определяется природой, и затверделость сознания, замкнутость сознания, закрывающего для человека целые миры, ограничивающего его кругозор. Сознание нужно понимать динамически, а не статически, оно может суживаться и расширяться, закрываться для целых миров и открываться для них. Нет абсолютной, непереходимой границы, отделяющей сознание от подсознательного и сверхсознательного. То, что представляется средне-нормальным сознанием, с которым связывается общеобязательность и закономерность, есть лишь известная ступень затверделости сознания, соответствующая известным нормам социальной жизни и общности людей. Но выход из этого средне-нормального сознания возможен, и с ним связаны все высшие достижения человека, с ним связаны святость и гениальность, созерцательность и творчество. Потому только человек может быть назван существом себя преодолевающим. И в этом выходе за пределы средне-нормального сознания, притягивающего к социальной обыденности, образуется и реализуется личность, перед которой всегда должна быть открыта перспектива бесконечности и вечности. Значительность и интересность человека связаны с этой открытостью в ней путей к бесконечному и вечному, с возможностью прорывов. Очень ошибочно связывать личность, главным образом, с границей, с конечностью, с определением, закрывающим беспредельность. Личность есть различение, она не допускает смешения и растворения в безличном, но она также есть движение в беспредельность и бесконечность. Потому только личность и есть парадоксальное сочетание конечного и бесконечного. Личность есть выход из себя, за свои пределы, но при недопущении смешения и растворения. Она открыта, она впускает в себя целые миры и выходит в них, оставаясь собой. Личность не есть монада с закрытыми дверями и окнами, как у Лейбница. Но открытые двери и окна никогда не означают смешения личности с окружающим миром, разрушения онтологического ядра личности. Поэтому в личности есть бессознательная основа, есть сознание и есть выход к сверхсознательному.

Огромное значение для антропологии имеет вопрос об отношении в человеке духа к душе и телу. Можно говорить о тройственном составе человека. Представлять себе человека состоящим из души и тела и лишенным духа есть натурализация человека. Такая натурализация, несомненно, была в теологической мысли, она, например, свойственна томизму. Духовный элемент был как бы отчужден от человеческой природы и перенесен исключительно в трансцендентную сферу. Человек, состоящий исключительно из души и тела, есть существо природное. Основанием для такой натурализации христианской антропологии является то, что духовный элемент в человеке совсем нельзя сопоставлять и сравнивать с элементом душевным и телесным. Дух совсем нельзя противополагать душе и телу, он есть реальность другого порядка, он в другом смысле реальность. Душа и тело человека принадлежат к природе, они являются реальностями природного мира. Но дух не есть природа. Противоположение духа и природы — основное противоположение именно духа и природы, а не духа и материи, или духа и тела. Духовный элемент в человеке означает, что человек не только природное существо, что в нем есть сверхприродный элемент. Человек соединяется с Богом через духовный элемент, через духовную жизнь. Дух не противополагается душе и телу, и торжество духа совсем не означает уничтожения и умаления души и тела. Душа и тело человека, то есть его природное существо, могут быть в духе, введены в духовный порядок, спиритуализованы. Достижение целостности человеческого существования и означает, что дух овладевает душой и телом. Именно через победу духовного элемента, через спиритуализацию реализуется личность в человеке, осуществляется его целостный образ.

По первоначальному древнему своему смыслу дух (pneuma, rouakh) означал дыхание, дуновение, то есть имел почти физический смысл, и лишь позже дух спиритуализовался (см. Hans Leisegang. Der Heilige Geist. 1919). Но понимание духа как дуновения и означает, что он есть энергия, как бы сходящая в человека из более высокого плана, а не естество человека.

Недостаточность и дефективность гуманистической антропологии была совсем не в том, что она слишком утверждала человека, а в том, что она недостаточно и не до конца его утверждала. Гуманизм имел христианские истоки, и в начале нового времени существовал христианский гуманизм. Но в дальнейшем своем развитии гуманизм принял формы утверждения самодостаточности человека. Как только провозглашают, что нет ничего выше человека, что ему некуда подыматься и что он довлеет себе, человек начинает понижаться и подчиняться низшей природе. В дальнейшем своем развитии, в ХVIII и ХIХ вв., гуманизм принужден был признать человека продуктом природной и социальной среды. Как существо исключительно природное и социальное, как создание общества человек лишен внутренней свободы и независимости, он определяется исключительно извне, в нем нет духовного начала, которое было бы источником творчества. Признание самодовления и самодостаточности человека есть источник унижения человека и ведет неотвратимо к внутренней пассивности человека. Возвышает человека лишь сознание, что человек есть образ и подобие Божие, то есть духовное существо, возвышающееся над природным и социальным миром и призванное его преображать и над ним господствовать. Самоутверждение человека приводит к самоистреблению человека. Такова роковая диалектика гуманизма. Но мы должны не отрицать всякую правду гуманизма, как делают многие реакционные теологические направления, а утверждать творческий христианский гуманизм, гуманизм теоандрический, связанный с откровением о Богочеловечестве.

Он сознает себя одновременно и природным, и духовным существом. Человеческая природа полярна, и поэтому, по мнению философа, одинаково ошибочна и пессимистическая, и оптимистическая антропология. Хотя человек и может быть познаваем как объект, тайна человека раскрывается только в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. Человек как целостное существо не принадлежит целиком объективному миру, имея свой собственный мир. Лишь в субъекте раскрывается тайна бытия, познание которого возможно лишь в человеческом существовании. По мнению Бердяева, бытие человечно, то есть сообразно целостной человечности, человечен и сам Бог, поэтому и возможно их познание.

Во второй главе рассматривается проблема творчества. В творческой природе человека, в подобии человека Творцу видит Бердяев образ Божий. Человек есть существо, способное возвыситься над собой, и это возвышение, выход за пределы самого себя есть творческий акт, в котором человек преодолевает свою ограниченность. В творчестве дух господствует над природой, поэтому творчество предполагает свободу. Только из свободы может быть объяснен творческий акт, из свободы, не детерминированной бытием, имеющей свой источник в небытии. В таком творчестве преодолевается раздвоенность человека.

В третьей главе Бердяев останавливается на проблеме личности как основной проблеме всей антропологии. Он противопоставляет понятия личности и индивидуума. Человеческая личность, понятая как индивидуум, представляется лишь частью природы и общества, малой частью, подчиненной им. Личность же никогда не есть часть чего бы то ни было. Она есть целое и не может быть частью. Она противоположна вещи и всему миру объектов. Стать такой личностью - задача человека. Личность есть идея Бога о человеке, она творится Богом и творит одновременно самого себя. Бердяев определяет личность как неизменность в изменении, поскольку субъект изменения остается одним и тем же лицом, как единство судьбы. Одновременно личность предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она подымается в своей реализации. Она реализуется в творческом акте, невозможном без внутренней свободы, поэтому личность противоположна детерминизму. Ни один человек, считает Бердяев, не может считать себя законченной личностью. Великая задача, поставленная человеку, - реализовать себя. Эта реализация есть творческий акт. Быть личностью трудно и быть свободным значит взять на себя бремя.

Четвертая глава посвящена составу человеческой личности. Бердяев говорит о тройственном составе человека - дух, душа и тело. Причем, душа и тело принадлежат природе, дух же есть реальность другого порядка. Духовный элемент в человеке означает, что он не только природное существо, что в нем есть сверхприродный элемент. Через дух и духовную жизнь человек соединяется с Богом. Бердяев не противополагает дух душе и телу, по его мнению, достижение целостности человеческого существования происходит через овладение духом души и тела, через спиритуализацию. Духовное начало одухотворяет и душу, и тело человека. Подлинная личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытием. В этом контексте Бердяев рассматривает и проблему смерти и бессмертия. Смерть для него есть самый важный факт человеческой жизни. Человек не может достойно жить, не определив свое отношение к смерти. Достижение полноты жизни связано с победой над смертью, поскольку полнота жизни может быть реализована лишь в вечности. Бессмертие достигается в силу духовного начала человека и его связи с Богом. Оно означает, что божественное начало проникло в человека и овладело им. Бессмертие есть результат духовного творчества, победы духовной личности, овладевшей душой и телом над природным индивидуумом.

Вопросы для конспектирования:

В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?

В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?

§ 189. Необходимость благодати для пребывания человека в вере и добродетели христианской до конца жизни. Если без благодати Божией человек не может ни уверовать, ни веровать во Христа, ни творить дел, достойных жизни по Христе; то само собою следует, что не может человек,

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ОНТОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

Значение антропологии

Древняя проблема христианской антропологии

Древняя проблема христианской антропологии Понятие сердца, этого телесного органа, во всех языках обладает еще и богатым метафорическим значением. Кроме того, оно является ключевым понятием словаря Библии[1405]. Однако слово это с трудом вписывается в круг понятий,

Проблема хронология человека

Проблема хронология человека Итак, цивилизация возникла на Ближнем Востоке, в точности как сказано в Библии. Однако обычная датировка этого события (в пределах 9000 - 4000 годов до Р. Х.) находится в явном противоречии с Библией. По хронологии Ашера, великий потоп был

I. ПРОБЛЕМА ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

I. ПРОБЛЕМА ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Введение 1. В истории человеческой мысли существует течение, выступающее в разнообразных формах и имеющее различные уровни развития, его представителей можно встретить почти в любой период существования христианства. Это течение,

От библейской иллюстрации к антропологии древнего Израиля

От библейской иллюстрации к антропологии древнего Израиля До тех пор, пока критики библейских текстов и библейские археологи сохраняли свои в основном противоречивые взгляды на историческую достоверность библии, они продолжали жить в двух разных интеллектуальных

Проблема греховности человека

Проблема греховности человека В связи с проблемой нравственных переживаний я хочу обсудить и другой вопрос. Для гуманизма характерна тенденция рассматривать человека как существо, в основе своей добродетельное, и рисовать будущее в розовых тонах. Как сказал однажды

Данные христианской антропологии о жизни после смерти.

Данные христианской антропологии о жизни после смерти. Но христианское учение о человеке дает все же нам достаточные данные для утверждения, что после смерти души живут. Помимо того, что дают нам богослужебные тексты, о которых мы упоминали выше, христианство

II. Трихотомическое понимание строения личности в христианской антропологии

II. Трихотомическое понимание строения личности в христианской антропологии Весь многовековой религиозный опыт богословского и практического подхода к человеческой личности в христианстве пронизан идеей трихотомического строения личности, раскрытия в ней не только

Бедность — это проблема, но богатство — проблема ничуть не меньшая

Бедность — это проблема, но богатство — проблема ничуть не меньшая Вам осталось выбрать, какую проблему вам приятней решать.Если будете решать проблему бедности, то вам не суждено достичь успеха в любом деле, а значит — и в жизни. Вы навсегда останетесь бедным

Читайте также: