Коррупция в органах государственной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики. Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам в пределах $15 млрд. Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства. Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней.

Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.

Как мы знаем, государственная служба подразделяется на государственную, гражданскую службу и государственную правоохранительную службу. Все они охвачены коррупцией, который носит название государственная коррупция.

Ноздрачёв А.Ф. дает определение государственной коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом.

Талапина Э.В. понимает под государственной коррупцией коррупцию в государственных органах власти, т.е. получение государственными служащими вознаграждения от третьих лиц за совершение определенных действий. Таким образом, субъект государственной коррупции - государственный служащий.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.




Обобщая приведенные доводы авторов относительно данного понятия, можно сделать вывод, что государственная коррупция представляет общественно-опасное явление, в котором одной из сторон выступает лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе, или выполняющее некоторые властные полномочия, выражающееся в умышленном использовании указанными лицами своего служебного с положения в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Законодательство о государственной службе содержит практически весь комплекс правовых средств противодействия коррупции. В нём чётко определены права, обязанности, а также ответственность государственного служащего только за должностной проступок в дисциплинарном порядке. Тем не менее, действующее законодательство, предусмотрев уголовную ответственность за коррупционные преступления, не содержит норм об административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Одним из эффективных способов противодействия государственной коррупции может являться создание в прокуратурах специализированных групп по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- служебного мошенничества и других формах хищения;

- поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

- латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

- вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

- получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров.

Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц.

Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы.

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики. Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам в пределах $15 млрд. Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства. Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней.

Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.

Как мы знаем, государственная служба подразделяется на государственную, гражданскую службу и государственную правоохранительную службу. Все они охвачены коррупцией, который носит название государственная коррупция.

Ноздрачёв А.Ф. дает определение государственной коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом.

Талапина Э.В. понимает под государственной коррупцией коррупцию в государственных органах власти, т.е. получение государственными служащими вознаграждения от третьих лиц за совершение определенных действий. Таким образом, субъект государственной коррупции - государственный служащий.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Обобщая приведенные доводы авторов относительно данного понятия, можно сделать вывод, что государственная коррупция представляет общественно-опасное явление, в котором одной из сторон выступает лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе, или выполняющее некоторые властные полномочия, выражающееся в умышленном использовании указанными лицами своего служебного с положения в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Законодательство о государственной службе содержит практически весь комплекс правовых средств противодействия коррупции. В нём чётко определены права, обязанности, а также ответственность государственного служащего только за должностной проступок в дисциплинарном порядке. Тем не менее, действующее законодательство, предусмотрев уголовную ответственность за коррупционные преступления, не содержит норм об административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Одним из эффективных способов противодействия государственной коррупции может являться создание в прокуратурах специализированных групп по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- служебного мошенничества и других формах хищения;

- поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

- латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

- вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

- получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров.

Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц.

Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы.


В данной статье рассмотрены особенности становления и отражён процесс возникновения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации.

В частности, доказывается потребность более тесного международного взаимодействия в целях достижения победы в борьбе с коррупцией. Изложены меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти в России.

Ключевые слова: коррупция, органы государственной власти, борьба с коррупцией, взяточничество, антикоррупционное законодательство, подкуп.

Коррупция, это глобальная проблема нынешнего общества, которая в достаточной степени изучена с позиций различных взглядов и аспектов человеческого общества. Вместе с тем, в современных условиях международного пространства, изучение коррупции, как транснациональной опасности, которая порочит авторитетность органов государственной власти, нарушает права физических и юридических лиц, является значимой и актуальной, также, как и разработка высокоэффективных и действенных мер противодействия коррупции во всех сферах взаимодействия власти и общества.

Субъект, который обладает полномочиями власти, приобретает легкую возможность, пользуясь своим положением, осуществлять разнообразного рода правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами.

Ещё в тот период было очевидно, что с таким явлением ожидается сложное противостояние, борьба, в которой нашей стране нужна только победа, но достичь её можно лишь посредством общих стараний и четко организованной работе.

В наши дни оборачиваясь на минувшие годы борьбы с коррупцией в органах государственной власти, можно сказать о том, что борьба с коррупцией ведётся у нас в стране. Систематически ужесточаются законы касаемо взяточничества, а в судебное производство уходят уголовные дела.

Сроки получают как министры, так и мелкие чиновники, президент Российской Федерации регулярно докладывает о принятии программ по борьбе с коррупцией. Позволит ли это раз и навсегда одержать победу над коррупцией? Ответ на этот вопрос может дать только время, тем не менее за всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось реализовать.

В коррупционных отношениях И. В. Годунов определяет три стороны: государственный служащий, в силу различных причин и за незаконное вознаграждение совершающий действия в пользу заинтересованной стороны; заинтересованная сторона, которая желает получить блага, законом не предусмотренные; потерпевшая сторона — государство, представитель общества [1].

На первом заседании Совета по борьбе с коррупцией, которое состоялось 12 января 2004 г. президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сделал акцент на том, что корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, которые подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти [2].

Российские ученые, изучающие коррупцию, обращают внимание на тот факт, что в России отсутствуют необходимые условия для эффективного функционирования государственной службы, а также меры, направленные на предупреждение коррупции [3].

А. В. Гайдук считает, что целеустремленная борьба с коррупцией не может быть успешной, если она будет основана на разовых и краткосрочных кампаниях. Позитивные результаты борьбы с коррупцией можно получить только при условии долгосрочных социально-экономических, политических и правовых перемен. [4]

В России коррупция достигла невероятных масштабов. Средства массовой информации по всему миру изо дня в день представляют материалы, которые свидетельствуют об актуализации проблематики коррупции и, следовательно, о потребности осуществления государствами согласованных действий в борьбе против этого неблагоприятного явления.

Тем не менее очевидно, что сдвиги в борьбе с нынешним явлением практически ничтожны. Появляется правомерный вопрос: почему?

Чиновники из правоохранительных органов при ответе на этот вопрос зачастую ссылаются на недостаточность нормативно — правовой базы для борьбы с коррупцией, однако в последние годы проведена большая работа по усовершенствованию антикоррупционного законодательства.

В общественном восприятии в последнее время бытует мнение о сплошной коррумпированности государственного аппарата, о том, что без подкупа добиться своих прав просто невозможно.

Мнение о том, что России является одной из самых коррумпированных стран существует и в мировом обществе.

Наиболее опасными проявлениями нынешнего явления — государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Всё это является не только сложными вопросами и проблемами для России, но и для общемирового масштаба.

При это нужно признать то, что радикальных перемен в данной области, к сожалению, не происходит, и по всей видимости, в ближайшем будущем каких-либо изменений в борьбе с коррупцией не ожидается.

Но тем не менее опасность нынешней российской коррупции заключается в ее массовости, распространении во все сферы жизни общества, моментальной приспособляемости к новым условиям, соответственно доверие граждан к институтам государственной власти оказывается на низком уровне.

Усовершенствование деятельности по борьбе с коррупцией необходимо объединять с комплексным осуществлением организационных, политических, правовых, финансовых и технических мероприятий, которые будут обеспечивать тенденцию надлежащих механизмов, осуществление которых позволит реализовать основательные предпосылки для кардинальных изменений ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции. Но для результативной работы по минимизации явления коррупции этого слишком мало. Нужна политическая воля руководителей совершено различных уровней государственной власти для организации борьбы с коррупцией на мировом уровне. Очень большое значение имеет то, чтобы эта политическая воля не была результатом тех или иных политических разборок, а преследовала интересы защиты закона и граждан.

Исходя из этого, необходимо принятие существенных политико-правовых мер, которые будут направлены на укрощение коррупции в государственной и муниципальной службе. К одним из таким мер можно отнести:

  1. Усиление надведомственного контроля и надзора в отношении абсолютно всех государственных и муниципальных органов вне зависимости от того, к какой ветви власти они относятся;
  2. Общественный контроль со стороны СМИ, института по правам человека;
  3. Политический контроль за органами власти и муниципальными органами со стороны общества через различные политические партии и движения.
  1. Годунов И. В. — Противодействие организованной преступности: Учеб. пособие. — М., 2013. С. 335.
  2. Выступление В. В. Путина 12 января 2004 г. на первом заседании Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.
  3. Куракин А. В. — Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // — Журнал российского права. 2013. № 7. С. 79–89.
  4. Гайдук, этнологического метода в научных исследованиях национальных и федеративных отношений в России // Политика и общество, 2011. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, Россия, борьба, орган, Российская Федерация, антикоррупционное законодательство, государственная служба, заинтересованная сторона, нынешнее явление.

Читайте также: