Многообразие жанров голландской живописи кратко

Обновлено: 05.07.2024

История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

Голландская живопись

Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку — природу, человеческий образ. Голландские жанристы вдохновляются обыденностью, мелкими будничными эпизодами, что и становится одной из характерных черт голландского реализма.

К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

Искусство Голландии XVII века славится разветвлённой жанровой системой живописи.

Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.

XVII век — это воистину золотая эпоха голландской живописи.

Художественные особенности

Свет и тонкое чувство цвета играют в картинах голландских художников главную роль.


Ян Вермеер (Вермеер/Вермер Делфтский) – живописец гармонии и ясности видения мира. Известный силой своих образных решений и тенденцией к изображению опоэтизированной атмосферы обыденности, он уделял особое внимание красочному нюансу, что позволяло передать характер световоздушного пространства.


Якоб ван Рёйсдал писал монументальные пейзажи в холодных тонах, которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной изменчивости мира.


Альберт Кейп прославился необычным взглядом на композицию пейзажа – у него она дана, как правило, с низкой точки зрения, что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.


Франс Халс (Гальс/Хальс) известен выдающимися жанровыми и групповыми портретами, привлекающими своей характерностью.


Фламандская живопись

Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в.

Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.

Фламандская живость отличается монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля. Особенно ярко это проявлялось в творчестве Питера Пауля Рубенса, ставшего центральной фигурой фламандской живописи.

Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением крупных тяжёлых фигур в стремительном движении. Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника. Эжен Делакруа говорил:

Всё присущее его кисти и стало общими чертами целой школы.



Антонис Ван Дейк – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей.


Франс Снейдерс известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен.


Ян Брейгель Младший – внук художника Питера Брейгеля Старшего, запомнившийся умелым смешением пейзажа и бытовой живописи, пейзажа и аллегоричных мифологических сюжетов, а также талантливой передачей эффекта панорамы из-за высокого расположения горизонта.


Основные различия голландской и фламандской живописи

  1. В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения,во Фландрии — королевский двор и знать.
  2. Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народзаинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность,среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.
  3. Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь.

Конец эпохи голландской и фламандской живописи можно назвать схожим — под воздействием влияния французских вкусов и воззрений и голландское, и фламандское национальное сознание постепенно слабеет, а оттого понятие фламандской и голландской живописи становится историческим прошлым.

События XVII века в Голландии и Фландрии подарили миру выдающихся авторов и свежий взгляд на общее развитие тенденций мировой живописи.

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот.

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Живопись (1188)
  • нидерландская и фламандская живопись (854)
  • голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
  • сюжеты в живописи (104)
  • английская живопись (11)
  • российская живопись (10)
  • Династии России (512)
  • Трубецкие (66)
  • Строгановы (39)
  • Юсуповы (33)
  • Нарышкины (33)
  • Голицыны (28)
  • Шереметевы (27)
  • Демидовы (26)
  • Чернышевы (25)
  • Орловы (25)
  • Толстые (23)
  • Воронцовы (23)
  • Волконские (21)
  • Куракины (21)
  • Шуваловы (21)
  • Барятинские (18)
  • Оболенские (14)
  • Бенкендорфы (14)
  • Анненковы (13)
  • Румянцевы (10)
  • Мусины-Пушкины (9)
  • Бакунины (9)
  • Сухово-Кобылины (7)
  • Муравьевы (4)
  • Бестужевы (4)
  • Головкины (4)
  • Бобринские (3)
  • Бестужевы-Рюмины (2)
  • музыка (430)
  • города и страны (295)
  • о Голландии (169)
  • о Бельгии (100)
  • Муром (25)
  • история (274)
  • декабристы (143)
  • Голландия (44)
  • Голландия. Немного истории. (27)
  • Бельгия (25)
  • российско-голландские связи (18)
  • Приключения голландцев в России (7)
  • Испания (6)
  • Муром (5)
  • Россия (3)
  • ЖЗЛ (191)
  • Пушкин и вокруг (90)
  • Россия (34)
  • Голландия, Бельгия (18)
  • Блумсбери (14)
  • Англия (10)
  • Муром (8)
  • Франция (8)
  • Америка (6)
  • разное (71)
  • видео (26)
  • тесты, астрология (18)
  • для дневника (5)
  • культура, искусство (4)
  • для детей (4)
  • праздники (27)
  • праздники голландии (13)
  • праздники России (5)
  • Космонавтика, Байконур (25)
  • Мятлевский (14)
  • Скульптура (9)
  • голландия (6)

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Голландская жанровая живопись XVII века

В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения, и художественного замысла. В голландском искусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. В них нашел отражение собирательный облик Голландии — молодой республики, отстоявшей независимость в войне с Испанией.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_1.jpg

Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, пове­дения и общения людей, принадлежащих к различным со­словиям голландского общества. Предназначенные для укра­шения интерьеров домов купцов, ремесленников или зажиточных крестьян, картины голландских художников были невелики по размерам. Художники зарабатывали продажей картин, которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_2.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/3_2.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_4.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_1.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_3.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/3_1.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_3.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_2.jpg

Предметный мир начинает играть большую роль в жанровых картинах этого периода. Он уже не только характеризует материальную и эмоциональную среду жизни человека, но и выражает многообразие взаимосвязей человека с окружающим миром. Набор предметов, их расположение, сложная система символов, а также жесты персонажей — все играет свою роль в создании образного строя картины.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_4.jpg

Голландская жанровая живопись не отличалась широким разнообразием сюжетов. Художники огра­ничивались изображением лишь определенного круга персонажей и их занятий. Но, с их помощью, голландская жанровая живопись смогла передать достоверный образ нравов, обычаев, и представлений о жизни человека XVII века.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).

Многообразие жанров голландской живописи Популярные жанры: Портрет; Натюрморт; Интерьер; Бытовая и пейзажная живопись; Картины на мифологические и библейские сюжеты.

Многообразие жанров голландской живописи

Популярные жанры:

Портретная живопись

Основоположник голландского реалистического портрета.

Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).

Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия

Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия

Портрет молодого человека с перчаткой Замечательны индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет молодого человека с перчаткой

Замечательны индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Малые голландцы группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства и конъюктурой рынка. Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.

  • группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера.
  • Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства и конъюктурой рынка.
  • Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома.
  • Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.

Герард Т е рборх (1617-1681 )

Основоположник светского жанра в голландской живописи.

Герарду Терборху характерна тонкая техника в портретах, которые им написаны в маленьком, почти в миниатюрном масштабе. В своих картинах Герард Терборх прекрасно показал костюмы своего времени, разнообразные поверхностные структуры. Он

изображал спокойствие, изящные группы, которые наполнял почти аристократической элегантностью.

Автопортрет

Работы Герарда Т е рборха

(Б.Р.Виппер)

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Питер Клаас ( 1597 - 1661 )

Картины Питера Клааса, с изображением накрытых столов, отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селёдка, стакан, айва, трубки ) и простотой композиции.

Питер Клаас первым из мастеров натюрмортной живописи

оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, которыми мо-

жет быть выражено единство предметного мира и окружающей среды.

Стеклянные, хрустальные сосуды воспринимались как нечто хрупкое, готовое вот-вот разбиться.

Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства.

Содержимое сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Пейзаж Популярнейший жанр голландской живописи. Интерес художников вызывали не идеальные вселенские пейзажи, а обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Ян ван Гойен

Популярнейший жанр голландской живописи.

Интерес художников вызывали не идеальные вселенские пейзажи, а обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации.

Ян ван Гойен

Ян ван Гойен ( 1596-1656)

В своих картинах Ян ван Гойен изображал пейзажи, окутанные влажным воздухом с медленно текущими реками и каналами, с городскими и сельскими селениями на низких берегах под бескрайнем небом, используя коричневато - серые тона с одинокими фигурами лодочников и рыбаков.

«Фермерский дом


Ян Вермеер Делфтский Голландский живописец, мастер жанровой живописи и пейзажей, основоположник пленэрной живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы. Замечателен и колорит картин. Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужно-серые, белые и чёрные. Содержание картин художника обыкновенно очень несложно: они изображают или улицу, или внутренние покои и антураж дома с одной или двумя фигурами, иногда человеческую голову, писанную с натуры.

Ян Вермеер Делфтский

  • Голландский живописец, мастер жанровой живописи и пейзажей, основоположник пленэрной живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы.
  • Замечателен и колорит картин. Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужно-серые, белые и чёрные.
  • Содержание картин художника обыкновенно очень несложно: они изображают или улицу, или внутренние покои и антураж дома с одной или двумя фигурами, иногда человеческую голову, писанную с натуры.

Девушка склонилась над рукоделием. Она поглощена любимым занятием.

Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки.

На небольшом формате картины (24 на 21 см) художник сумел передать скромное обаяние своей героини.

Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.

Голландская живопись

Введение

Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром. В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.

Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.

Развитие искусства

Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.

Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.

Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.

Зимний пейзаж. Ван де Вельде.

Зимний пейзаж. Вельде.

Жанровая живопись

Фигуративная живопись

Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме. Хальс.

Встреча офицеров роты. Франс Хальс.

Ночной дозор. Рембрандт.

Ночной дозор. Рембрандт.

Вермеер

Кажется, это что-то похожее, или же одно и то же, названное по-разному. Но если посмотреть на картины фламандских и голландских художников, понимая, где кто, разглядев детали, узнав сюжет и сравнив цвета, можно с легкостью определить, Фландрия это или же Голландия.

Предыстория

В XVII веке в Нидерландах произошел раскол между северными и южными столицами страны. В 1579 году от Нидерландов отделились северные провинции, именуемые Голландией. Южная часть назвалась Фландрией.

Голландия отделилась из-за политических и религиозных соображений, а именно – бегство от Испанской короны и католицизма. Голландия – страна протестантская, в отличие от южных провинций, где господствовал католицизм. Естественно, такое разделение влияло на всю общественную и культурную жизнь разъединённых провинций. Искусство шло по разным путям развития, начиная от выбранных сюжетов и заканчивая техникой нанесения красок на холст.

Появились две художественные школы – голландская и фламандская.

Голландская живопись

Существует такой период в истории живописи Нидерландов как Золотой век голландской живописи, приходящийся на XVII век, как раз после разделения страны и воцарения относительного спокойствия и мира.

Голландская живопись в это время развивалась по особому пути, не интересуясь популярными стилями и сюжетами в мире.

Протестантизм своим образом жизни отличается от католицизма. Отсутствие пышного убранства в церквях, умеренность, сдержанность и некоторый аскетизм, спокойствие и равнодушие ко всему кричащему, яркому и монументальному. Церковь не давала заказы художникам на оформление храмов, так как считала, что дом Бога – не место для картин и предметов интерьера: ничего не должно отвлекать человека от той единственной цели, для которой, собственно, и строятся храмы.

Из-за сокращения заказов на религиозные темы появляется множество заказов на бытовые сюжеты. Можно сказать, что искусство Голландии XVII века – искусство культуры повседневности. Бюргеры (горожане) заказывали картины на привычные им сюжеты, лишенные каких-то библейских или мифологических тем: пейзажи, жанровые сцены, натюрморты.

Новые требования и предпочтения в живописи способствовали развитию художественного реализма в искусстве – изображение жизни такой, какая она есть, без кричащих цветов, неестественных поз и тел, со скромными, но уютными интерьерами, с восхитительно красивыми и спокойными пейзажами. Голландская живопись XVII века – это разговор про уют и про повседневность, которая кажется немного скучной, но, безусловно, чарующей свой простотой и легкостью.

Также, благодаря активному развитию путешествий, освоению новых земель и географических открытий, голландские художники часто изображали на портретах адмиралов и офицеров или же изображали морские сцены с кораблями и торговыми судами.

Анатомические театры (помещения для учебного вскрытия трупов и проведение лекций) тоже стали довольно часто изображаться на полотнах. Голландия шла в ногу со временем и не остановилась на месте, просто способ передачи окружающего мира происходил по другому пути.

Малые голландцы – все художники Золотого века Голландии, кроме Рембрандта и Франса Халса, так как они писали и монументальные произведения на разные темы.

Бытовой жанр и пейзаж в художественном мире занимали последнюю ступень в иерархии жанров: зачем рисовать то, что видишь каждый день? Тем не менее, именно в период Золотого века Голландской живописи жанровые сцены приобрели популярность среди бюргеров и других заказчиков. Не было надобности создавать монументальные библейские сюжеты и придворные портреты с присущей им пышностью и роскошью. Голландское общество не интересовалось такими вещами. Именно поэтому развитие бытового жанра приходится на XVII век: появляется спрос.

Каждый художник имел свою четкую специализацию. Жесткая конкуренция не предполагала разброс таланта не все жанры и поджанры: необходимо было довести до совершенства что-то одно, тем самым обеспечивая себе бесперебойное получение заказов.

Ян Стен (1626-1679) – жанровые сцены, которые он обогащал сатирой на современное общество, в шутливой манере обличал пороки и слабости людей; иллюстрировал пословицы и аллегории, к творчеству подходил с юмором, с не отталкивающим, а скорее добрым порицанием пороков простых обывателей.

Питер Клас (1597-1661) – мастер натюрморта, которые делились на две группы: завтраки/банкеты и ванитас (жанр живописи, где изображается человеческий череп как символ быстротечности жизни).

Якоб ван Рёйсдаль (1628/1629-1682) – пейзажи. Реалистичные, атмосферные и невероятно чарующие пейзажи, где буквально передается время года, чувствуется воздух, моросящий дождь.

Читайте также: