Петропавловский собор в казани кратко

Обновлено: 05.07.2024

1722 год широко отмечался во многих городах России. Ведь это был юбилейный год российского императора Петра Первого, которому исполнилось 50 лет от роду. Кроме обычных праздничных торжеств, во многих городах в честь императора воздвигались православные храмы. В Нижнем Новгороде, например, появился удивительный образец русского барокко – Рождественский храм, который и сегодня является достойным архитектурным украшением этого старинного города. Казань же обогатилась в этот период прекрасным православным храмом – Петропавловским собором, который стал поистине уникальным образцом регионального храмового строительства петровской эпохи.

Петропавловский собор в Казани - уникальный образец петровского барокко 18 века

Петропавловский собор в Казани - уникальный образец петровского барокко 18 века

История создания Петропавловского собора

Дело в том, что деревянный храм Петра и Павла был сооружен на месте сегодняшнего собора уже в 1565 году. Так случилось, что именно около этого деревянного храма в конце 17 столетия появился двухэтажный кирпичный особняк известного казанского промышленника и капиталиста И.А.Михляева. Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой и не только, а дела вел так успешно, что обратил на себя внимание самого императора Петра Первого, неоднократно посещающего Казань.

Что же делал в Казани император Всея Руси? Император посещал Казань в связи с первыми азовскими походами. Как и повсюду, Петр искал места для создания российских адмиралтейств, а кроме того, он искал повсеместно возможности материальной базы для развития российского флота и армии. Казань Петр посещал трижды, и именно в последнее его посещение, пришедшееся на конец мая 1722 год, Петр лично познакомился с передовым и довольно успешным казанским купцом и благотворителем – Иваном Михляевым, который имел суконную мануфактуру, а также кожевенный и винокуренный заводы.

Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань

Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань

Причем, Петр не просто лично познакомился с владельцем казанской суконной мануфактуры, но и посетил непосредственно производство, которое произвело на царя очень благоприятное впечатление. В результате данного знакомства Михляеву были переданы убыточные казенные мануфактуры, кои он обязался развивать на благо государства.

Побывал Петр Первый и в доме Михляева, который являлся очень интересным образцом гражданской архитектуры в стиле нарышкинского барокко, и который на сегодня является самым старинным гражданским строением Казани. Некоторые историки считают, что Петр Первый останавливался именно в доме Михляева, другие же уверены, что царь жил на галере, а в дом промышленника просто заходил с визитом. Так или иначе, но стены старинного михляевского особняка помнят этого удивительного российского государя.

Сам же Михляев в знак преданности и любви к императору, а также в связи с 50-летним юбилеем царя дал обет – возвести в Казани в честь Петра каменный храм небывалых размеров и удивительной красоты.

И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи

И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи

Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Но с учетом того, что уникальных архитектурных проектов тогда еще не использовалось, и храм возводился по примеру традиционной посадской церкви – восьмерик на четверике. Единственное, чего страстно желал Михляев, так это возвести храм выше всех имеющихся и высота купола над полом должна была составить почти 40 метров. Однако, для подобного сооружения нужно было произвести дополнительные расчеты, чего казанскими строителями сделано не было, и купольная часть храма рухнула, не дождавшись завершения строительства.

После такого неприятного факта, Михляев обратился за помощью к московским строителям, и к весне 1726 года храм был, наконец, достроен и освящен. Однако, самого императора к этому времени уже не было в живых и Петропавловский Собор стал архитектурно-православным памятником памяти Петра Первого.

Архитектурный ансамбль Петропавловского собора

Основной храм

Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.

Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом. От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.

Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.

Колокольня

Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.

Колокольня Петропавловского собора очень гармонирует рядом с храмом

Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом

Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Дом Михляева

Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.

Пожары, реставрации, революции и Планетарий

Удивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарах

Удивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарах

Одним из самых мощных казанских пожаров был пожар 1815 года, который уничтожил полторы тысячи казанских дворов, 19 церквей и более ста горожан. В этом пожаре было уничтожено убранство северной части верхнего и нижний храм, но большую часть уникального 25-метрового резного иконостаса чудом удалось спасти.

После каждого из пожаров, в том числе и 1815 года, средства на восстановление храма находились не сразу, а пока суд да дело, мог случиться и новый пожар. Так было и после пожара 1815 года. Средства на восстановление соборным старостой Саввой Зайцевым были собраны лишь к середине 20-х годов. Тогда была проведена реставрация трапезной и иконостаса, а также художником В.Туриным были подновлены наружные иконы.

После каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работ

После каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работ

Новый пожар случился уже в начале 40-х годов 19 века. Последствия этого очередного пожара были ликвидированы лишь к середине 60-х годов усилиями богатого купца В.Унженина. Кстати, представители этого рода являлись старостами Петропавловского собора вплоть до революционного переворота 1917 года. Реставрационные работы середины 60-х годов 19 века, как и предыдущие, касались в основном восстановления интерьеров – иконостаса, алтарной части, престолов, стеновой живописи, лепнины и т.д.

Иконы и стены были расписаны такими мастерами как Н.А. Мегунтовым и Т.Т.Гагаевым. Подновленный храм был снова освящен в 1867 году. Однако, реставрация интерьера оказалась недостаточной для поддержания храма в нормальном состоянии. Его стены раздирались трещинами, да и фундамент находился в очень плачевном состоянии. Собор мог рухнуть в любую минуту.

Несмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонта

Несмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонта

К концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядок

К концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядок

Также были позолочены кресты, а кровля приобрела новый вид в шахматной расцветке. Сам собор был покрыт краской охристого цвета, а все лепные и резные декоры выделились разноцветными яркими оттенками. Разноцветные стекла в виде креста украсили алтарную часть храма. А Колокольня обрела новые часы. Была подреставрирована и фамильная Часовня Михляевых, имеющая три двери, над которыми возвышались кирпичные кокошники. Церковный двор был одет в булыжник, а со стороны улицы появилась кованая ограда с иконами.

Реставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтожения

Реставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтожения

Памятник архитектуры был спасен для потомков и стал еще краше. Но впереди уже выглядывали из мрака новые беды, которые несло с собой новое социальное переустройство общества. Гонение на казанские храмы началось уже в 20-е годы 20 века. Многие из них были просто уничтожены с лица земли. Петропавловский собор уничтожен не был. И хотя были сняты и отданы в переплавку его колокола, был сослан в лагеря его настоятель А.Боголюбов, был разграблен семейный склеп семьи Михляевых - сам храм было решено использовать на нужды нового атеистического общества. Предложений как использовать храм было много – от создания библиотеки до антирелигиозного музея.

Окончательно Петропавловский собор был закрыт в 1939 году, принимая до этого у себя верующих из постепенно закрывающихся казанских храмов. На территории Нижнего храма впоследствии был оборудовал Планетарий, верхний храм был занят реставрационными мастерскими. Причем перед резным иконостасом был установлен бильярд, и проигравшие с досады били киями по уникальной резьбе. Уборная была устроена непосредственно в алтарной части. Также здесь были размещены и отделы Партархива.

Под сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярд

Под сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярд

Верующим храм был возвращен в конце 80-х годов 20 столетия, после чего началась новая реставрация храма и возвращение его к жизни. Сегодня данный храм является довольно крупным духовным центром Казани. Попасть на Богослужения здесь можно ежедневно. Утренние литургии совершаются в 8.15 а вечерние в 17 часов. По воскресным дням в 17 часов богослужение проводится перед одной из храмовых святынь – чудотворной Седмиозерской иконой Богоматери.

Что можно посмотреть рядом с Петропавловским собором

Осмотр Петропавловского собора обычно совершают во время прогулки по улице Кремлевской, после осмотра Казанского университета по дороге в Казанский Кремль. Подробнее этот маршрут изложен в статье – Что посмотреть в Казани за 1 день. Если же вы оказались у Петропавловского собора в любой другой день своего посещения Казани, то после знакомства с этим прекрасным памятником архитектуры, можно пройти дальше по Кремлевской улице до Площади 1 Мая, где находится Национальный музей РТ.

В Национальном музее РТ есть очень интересные экспонаты

В Национальном музее РТ есть очень интересные экспонаты

Там же со Спасской башни начинается территория Казанского Кремля – удивительного Музея под открытым небом, которым восхищался даже сам Александр Дюма. А за Кремлем начинается одна из современных известных казанских достопримечательностей – Кремлевская набережная, которую стремятся посетить все туристы, приезжающие в Казань.

Прогулка по Кремлевской набережной - один из обязательных туристических ритуалов

Прогулка по Кремлевской набережной - один из обязательных туристических ритуалов

Если же Кремль вы уже посетили и с экспонатами Национального музея тоже уже ознакомились, то от Петропавловского собора по улице М.Джалиля можно спуститься в сторону улицы Баумана, по которой туристы любят гулять в любое время суток и года. Подробнее с историей и достопримечательностями улицы Баумана можно ознакомиться здесь.

Также от Петропавловского собора по той же улице М.Джалиля можно пройти в другую сторону. И после пересечения ее с улицей Кремлевской уйти в прогулочную зону Черного озера и Ленинского садика, где очень хорошо можно погулять в тени деревьев.

Прогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погоду

Прогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погоду

А оттуда удобно дойти до Площади Свободы, осмотрев по дороге прекрасный Театр Оперы и балета, здание Городской ратуши и т.д.

Ни на что не похожая церковь в центре города заметно выделяется среди других соборов и храмов Казани. Старинный собор в честь апостолов Петра и Павла – уникальный архитектурный памятник пышного петровского барокко. Старинная церковь имеет непростую историю и хранит много православных святынь.

Содержание:

Как был построен храма

По документам известно, что на месте, где сейчас находится Петропавловский собор, с 1565 года стояла красивая деревянная церковь. История строительства каменного храма связана с именем российского императора Петра I.

Петропавловский собор в Казани

Петропавловский собор в Казани с высоты птичьего полёта

Государь посещал Казань несколько раз. Первый раз это произошло в 1695 году, когда молодой Петр I возглавлял поход русской армии на Азов. Потом царь приехал в город через 13 лет. В этот раз император участвовал в создании крупнейшего на Волге Казанского адмиралтейства.

Во время третьего визита в мае 1722 года государь остановился в двухэтажном каменном особняке, которым владел торговец и меценат Иван Афанасьевич Михляев. Дом известного в городе хозяина крупной суконной мануфактуры стоял неподалеку от деревянной Петропавловской церкви.

Петропавловский собор в Казани

В Казани царь отметил свое 50-летие. В память об этом торжественном событии и в благодарность за доверие императора, купец решил построить в родном городе новый каменный храм. Михляев мечтал о церкви, которая бы превзошла все казанские храмы по размерам и роскоши убранства, и рьяно взялся за дело.

В петровские времена в стране было построено много храмов в новом для России стиле русского барокко. В Нижнем Новгороде появилась нарядная, богата украшенная Рождественская церковь, а в усадьбе Троице-Лыково, что под Москвой – эффектный храм Живоначальной Троицы.

Петропавловский собор в Казани

Модный барочный стиль был выбран в качестве основного и для храма в Казани. Здание было построено сравнительно быстро – за 4 года. В качестве образца строители взяли типичные для губернии посадские храмы, которые не раз строили в самом городе и селах под Казанью. Однако этот проект не учитывал огромные размеры собора, поэтому однажды ночью свод храма не выдержал нагрузки и обрушился.

Когда царь узнал о случившемся, он отправил в Казань московских зодчих. Искусствоведы предполагают, что вместе с русскими в волжский город поехали и флорентийские мастера. За короткое время они закончили стройку. В 1726 году казанский храм освятили, и здесь начали проводить церковные службы. К сожалению, имена архитекторов и строителей собора не сохранились.

Петропавловский собор в Казани

История собора в XVIII-XX веках

Высокий храм несколько раз горел на пожарах. Самые сильные повреждения он получил в середине XVIII века, в 1815 и 1842 годах. Во время пугачевского восстания церковь Петра и Павла разграбили.

Пострадавший храм восстанавливали всем миром. Особенное усердие в этом проявили прихожане и церковные старосты. На собранные народом деньги были заново отстроены пределы, отреставрирован иконостас и иконы на железных листах, которые украшали фасады церкви.

Петропавловский собор в Казани

В 1864 году жители города пожертвовали большую сумму на капитальное восстановление интерьеров любимого собора. На эти средства мастера сделали новую резьбу на иконостасе, написали иконы и заменили утраченную во время пожаров лепнину.

В 1889-1890-х годах была проведена полная реставрация фасадов здания. Стены собора и колокольню поставили на новый каменный фундамент. Строители заново сложили из кирпича двухэтажный северный предел. Галерею оформили затейливыми изразцами, в окна вставили разноцветные стекла. В это же время двор замостили булыжником, а внутри собора было сделано печное отопление.

Петропавловский собор в Казани

Самый известный православный храм города пользовался вниманием всех, кто приезжал в Казань. На службах в соборе бывали многие российские цари, общественные деятели, министры и писатели. Об красивом храме писали Александр Дюма и Александр Пушкин.

После революции церковь не закрыли для верующих. Когда в стране началась активная антирелигиозная кампания, настоятель храма Андрей Боголюбов был арестован. Власти узнали, что протоиерей просил эмигрировавшего в Китай церковного старосту помочь собору деньгами. За это его обвинили в деятельности против Советского государства, осудили и отправили в лагерь. В расчет не приняли даже то, что священнослужитель происходил из обычной крестьянской семьи и ему уже исполнилось 67 лет.

Петропавловский собор в Казани

В 1930-е годы храмы в городе закрывали один за другим, поэтому в собор Петра и Павла стали приходить верующие из Грузинской церкви, Феодоровской и Казанско-Богородицкой обителей. Люди приносили сюда чудом спасенные иконы, хоругви и церковную утварь.

Городские власти хотели закрыть храм и отдать добротную каменную постройку под книгохранилище, клуб или антирелигиозный музей. Наконец, в 1939 году здание переделали под партийный архив. В это же время мародеры разграбили усыпальницу ктитора храма – купца Михляева. С 1960-е годов внутри бывшего собора располагались планетарий, мастерские реставраторов, биллиардная и конференц-зал.

Петропавловский собор в Казани

Верующим собор вернули одним из первых в городе – в конце 1980-х годов. В 1989 году многострадальный храм освятили. Старинная церковь выглядела плачевно и местами представляла собой настоящие руины. Потребовалось много времени сил и средств, чтобы привести ее в порядок. Профессиональные реставраторы и строители убрали мусор, восстановили кирпичную кладку, исправили кровлю, воссоздали разрушенные фасады и резьбу на иконостасе храма.

Архитектурные особенности

Православная жемчужина столицы Татарстана – настоящее украшение города! Роскошный храм стоит на возвышенном месте и поэтому виден издалека. Оригинальный декор и яркая раскраска фасадов выделяют его из окружающей застройки. В величественном барочном храме много театральных эффектов, которые сделаны для того, чтобы произвести впечатление на зрителей. Неслучайно собором Петра и Павла восхищались и продолжают восхищаться все гости Казани!

Петропавловский собор в Казани

Вначале вход в храм располагался со стороны


" data-placement="top" data-content https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/kazan_21.jpg" height="131" width="170" />
" title="Описание башни">Спасской башни . Именно с севера находится главный фасад собора. Потом эту часть города застроили домами, и в наши дни в церковь входят с юга.

С северо-восточной стороны к храму примыкает стройная шестиярусная колокольня высотой 49 м. Разноцветный декор высокого здания ни в чем не уступает оформлению собора. Окна колокольни украшают изящные кокошники и цветные изразцы. В дореволюционное время на колокольне висело 10 колоколов, самый большой из которых весил 189 пудов, то есть почти 3100 кг.

Петропавловский собор в Казани

С запада от храма стоит самая старая гражданская постройка города – каменный особняк купца Михляева, который был возведен еще в XVII веке. Это именно тот дом, где в 1722 году гостил Петр I.

Интерьеры и святыни

Взгляды, всех, кто вошел в храм, притягивает огромный величественный иконостас. Он имеет высоту 25 м и разделен на 7 ярусов. Иконостас и Царские врата покрыты изящной золоченой резьбой, а лики святых окружает переливающийся золотой фон.

Петропавловский собор в Казани

Полезная информация для посетителей

Петропавловский собор в Казани

По будним дням богослужения проводят в 8:15 и 17:00, а в воскресные дни – в 7:00, 8:40 и 17:00. На храмовой территории работает лавка, где продают церковную утварь и православную литературу.

Туристов просят уважать чувства верующих и соблюдать традиции. Для посещения храма женщинам необходимо иметь длинную юбку, закрытые плечи и покрытую голову. Внутри здания посетители не должны разговаривать громко. Мобильные телефоны лучше выключить.

Петропавловский собор в Казани

Как добраться

St. Peter and Paul Cathedral in Kazan, Russia.jpg

мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских, Святителя Ефрема, митрополита Казанского, Святителя Епифания, архиепископа Иерусалимского





Петропавловский собор Казани расположен на ул М.Джалиля, 21, до революции 1917 года улица по собору называлась Петропавловской. Петропавловский собор — самая высокая церковь Казани (52 метра).

В царствование Петра I по всей России создаются замечательные храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительный.

Петропавловский собор всегда был самым впечатляющим в ожерелье казанских храмов, его посетителями были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.

Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню, дом причта.

Содержание

История

Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I. Это было уже третье посещение города Петром, первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в собственность убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши.

4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) [1] торжественно освятил новый храм (о чём имелась соответствующая надпись на деревянном кресте, хранившемся в ризнице Петропавловского собора до переворота 1917 года [2] ).

Пожары и реставрация собора

Собор сильно повреждался пожарами в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774-м был разграблен пугачевцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах, чудом уцелел 25-метровый иконостас главного храма, хотя и с большими утратами.

После пожара 1815 г. собор был восстановлен усердием старосты — казанского купца Савелия Степановича Зайцева.

После очередного пожара в 1824 году собору снова потребовалась реставрация, которая была проведена на средства следующего старосты — купца Василия Николаевича Унженина, потомки которого благодетельствовали и благоукрашали храм в течение всего 19 столетия.

Реставрация 1864 года

К 1864 году прихожане собора собрали крупную сумму для реставрации собора. Ещё 5000 рублей пожертвовал лично староста Н. Унженин.

В 1864-67 гг. резьба иконостаса была полностью, с разборкой иконостаса, отреставрирована арзамасским цеховым, впоследствии казанским купцом 2-й гильдии М. А. Тюфилиным (стоимость работ составила 11000 рублей серебром). В алтаре мастером Тюфилиным были воссозданы престол, жертвенник и резная золоченая сень, возвышающаяся над престолом на четырёх колоннах. До закрытия храма в 1938 г. на подзорах сени были иконы: с востока, со стороны горнего места — св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, со стороны царских врат — Спасителя, благословляющего хлеб и чашу, с южной стороны — св. Григория Двоеслова, со стороны жертвенника — св. апостола Иакова [3] . Тюфилин также выполнил резьбу в трапезной части храма над аркой центрального проема и устроил киоты для клиросных икон там же.

Стенные изображения, написанные на железных листах, обрамленные лепниной, также сильно обветшали от времени и пожаров. В 1865-67 гг. на новых 12-фунтовых железных листах была выполнена новая живопись учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николаем Алексеевичем Мегунтовым, на работы потрачено 1225 рублей.

Мегунтов поновил и локальную окраску стен храма (общей площадью 1524 квадрат, аршин, в том числе на паперти и лестнице в количестве 600 квадр. арш., а всего 2124 квадр. арш. (236 квадр. сажен)) покрыв их клеевой краской: в алтаре голубой, в центральной части храма светло-жёлтой, в трапезной — светло-розовой. Мегунтов также отреставрировал лепные украшения интерьера собора, на эти работы ушло ещё 775 рублей церковных денег.

Реставрация 1889 года



Протоиерей Гавриил Федорович Мелановский, настоятель Петропавловского собора в то время, во всем себя ограничивал, собирая средства на восстановление фасадов собора. Предчувствуя свою скорую кончину, о. Гавриил пожертвовал на возобновление Петропавловского собора 18000 рублей личных сбережений. Тогда же староста Унженин планировал начать реставрацию, но смета оказалось огромной, и только собрав дополнительные средства в 1888 году, с благословения архиепископа Казанского и Свияжского Павла (Лебедева), строительный комитет приступил к капитальной реставрации фасадов.

В 1889-90 гг. гражданский архитектор Михаил Николаевич Литвинов (впоследствии смотритель здания Храма Христа Спасителя в Москве) подготовил проект реставрации по чертежам, сделанным ещё в 1815 году казанским губернским архитектором А. К. Шмидтом, автором проекта Спасского храма-памятника на Казанке.

Был полностью разобран и сложен вновь из кирпича, а не из камня как прежде, 2-этажный северный придел. Возобновлена паперть (открытая галерея) с запада. Главные работы заключались в подведении под стены собора и колокольни нового фундамента. Были исправлены все трещины в стенах с заменой ветхих кирпичей в них на новые.

Под полом первого этажа устроена печь и проложены трубы, обогревавшие и верхний храм. В окна вставили цветные стекла — желтые в алтаре и синие в храме, в форме креста.

Под колокольней возобновлена часовня над фамильной усыпальницей храмоздателя Ивана Афанасьевича Михляева и в ней устроены, как было и прежде, три двери: с востока, запада и севера, над ними — кокошники из кирпича и белого камня. На колокольню вел отдельный ход через дверь в самой южной стене. Церковный двор вымостили булыжником, на улице устроили кованую ограду с иконами.

Собор после 1917 года

Тем временем в Казани новая власть последовательно закрывала церкви, и Петропавловская община принимала к себе верующих из закрытых храмов: Казанско-Богородицкого монастыря, Грузинской церкви, Феодоровского монастыря. Из закрытых храмов в собор приносили иконы, утварь, хоругви, в том числе раку с частью мощей казанского святителя Варсонофия.

В 1939 году собор закрыли, маятник Фуко так и не установили, в храме разместили Партархив. Усыпальница храмоздателя собора купца Михляева была разграблена.

В 1964 году в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора открыли планетарий, для чего варварски срезали связи, укреплявшие свод.

Возрождение собора

Архитектурный ансамбль

Собор

Колокольня



Дом причта

Дом Михляева

С западной стороны собора, на территории, принадлежащей швейной фабрике, находится дом купца Михляева 17 века постройки — самый старый памятник гражданской архитектуры в Казани, где в 1722 году останавливался Пётр I. Из дома шёл прямой ход в храм, а с севера дом примыкал к небольшой церкви Косьмы и Дамиана. По завещанию Михляева дом отдавался собору, но из-за ошибки в оформлении документов перешёл к наследникам Михляева — Дрябловым.

Иконостас

Главное украшения Петропавловского собора — это величественный, современный храму, 25-метровый 7-ярусный иконостас. Великолепная барочная золоченая резьба иконостаса была исполнена мастером Гусевым, деревянные золоченые Царские врата выполнены в технике сквозной резьбы. Все иконы написаны на золотом фоне. По словам старосты собора, казанского купца П. В. Унженина, очевидца поновлений иконостаса в 1865—1867 гг., только одна из всех икон в иконостасе сохранилась без поновлений — это храмовая икона свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. На трех иконах в местном ряду были поновлены лики и одеяния, это икона Спасителя в образе Царя и Великого Архиерея, со скипетром и державой, Иерусалимская икона Божией Матери на престоле и икона Успения Божией Матери. Остальные иконы иконостаса, из-за больших утрат вследствие пожаров, переписаны Гагаевым вновь, в 1865—1867 годах [10]

Ризница и утварь собора

До революции в ризнице хранилась утварь, пожертвованная ктитором собора Иваном Афанасьевичем Михляевым и другими казанскими благотворителями, из которой можно особо выделить:

Святыни собора

Чтимые иконы

В нижнем ряду иконостаса верхнего храма находится почитаемая икона свв. апостолов Петра и Павла, единственная сохранившаяся без поновлений от первоначального иконостаса.

Петропавловский собор

Петропавловский собор является одним из самых ярких архитектурных памятников Казани, это образец храма петровской эпохи, того времени, когда по всей России строились церковные здания в стиле русского барокко. Храм расположен на возвышенном месте на улице Мусы Джалиля. Это самая высокая церковь Казани, её высота составляет 52 метра.

Колокольня

В соборе побывали все русские императоры, начиная с Екатерины II, кроме Николая II. Храм посещал А.С. Пушкин, а в хоре пел Фёдор Шаляпин.

Режим работы в 2021 г.

Открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Круглый год открыты зимний (нижний) и летний (верхний) храм. В летнем храме сохранились наиболее ценные подлинные росписи и иконостас 18 века.

7-ми ярусный иконостас Петропавловского собора в Казани

7-ми ярусный иконостас

Стоимость билетов в 2021 г.

История

О Петропавловской церкви было известно еще в 1565 году, тогда на этом месте был деревянный храм. С 27 по 30 мая 1722 года в Казань перед Персидским походом приехал Пётр Первый, остановившись в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева, дом которого находилcя во дворе церкви.

Колонны с лепниной в виде виноградных листьев

Колонны с лепниной в виде виноградных листьев

30 мая в доме Ивана Михляева Пётр Первый отпраздновал свой 50-й День рождения. В честь этого события и в знак благодарности за передачу ему убыточных Суконных мануфактур Михляев решил построить каменный Петропавловский собор на месте старой деревянной церкви.

В течение четырёх лет храм возводился казанскими мастерами по традиционному плану посадских церквей. Но ими не была учтена высота храма и эта ошибка привела к тому, что ночью произошло обрушение свода. Узнав об этом государь прислал в Казань московских мастеров, есть также предположение, что с ними прибыли и флорентийские зодчие. Собор был построен быстро и уже в 1726 году он был освящен во имя Святых Петра и Павла.

Интерьер летнего храма Петропавловского собора в Казани

Интерьер летнего храма

За свою историю здание много раз страдало от пожаров, а в 1774 году он был разграблен войском Емельяна Пугачева. Во время пожара 1815 года выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах. Иконостас уцелел, хотя и сильно пострадал. Реконструкция постройки была выполнена в 1824–1825 годы на средства соборного старосты Саввы Зайцева.

К 1880 году стал разрушаться фундамент храма, сильно обветшали многие детали его декора, а колокольня даже начала крениться. Староста Пётр Унженин и настоятель храма Петр Малов в 1888–1890 годах организовали реконструкцию, в ходе которой были разобраны старые и построены новые придельные храмы, лестницы и паперти. Под колокольню подвели новый фундамент и были обновлена лепнина на фасадах. Тогда же установили часы на колокольне, выполненные известным часовым мастером Петром Ионовичем Климовым.

Часы на колокольне Петропавловского собора в Казани

Часы на колокольне

Это была высокопрофессиональная реконструкция памятника архитектуры, которая позволили сохранить его в почти неизменном виде до нынешних времен.

Собор был закрыт для богослужений в 1939 году и с этого времени он оставался памятником архитектуры, а в 50–80 годы в нём размещался планетарий. Благодаря активности верующих и епископа Казанского и Марийского Анастасия храм был возвращен верующим в 1989 году.

Архитектура

Храм построен в стиле русского барокко и выглядит особенно привлекательно благодаря наличию большого количества фасадных деталей и растительных орнаментов яркой окраски.

Пышная лепнина с растительными орнаментами на восьмерике

Пышная лепнина с растительными орнаментами на восьмерике

Чтобы войти, надо подняться по широкой высокой лестнице. С неё открывается прекрасный вид на город и реку Волгу.

Парадная лестница, сейчас находится во дворе

Парадная лестница, сейчас находится во дворе

Собор имеет нижний храм во имя Сретения Господня, в котором хранятся мощи святителя Ефрема, который будучи патриархом всея Руси благословил войско Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского на ратный подвиг, а также венчал на царство Михаила Федоровича Романова.

Иконостас

Петропавловский собор славится своим семи ярусным 25-ти метровым иконостасом, изготовленным в 1723–1726 годах и богато украшенным в стиле барокко.

7-ярусный иконостас в Петропавловском соборе в Казани

Великолепная барочная золоченная резьба иконостаса изготовлена казанскими мастерами во главе с резчиком Гусевым.

Царские врата в технике сквозной резьбы в Петропавловском соборе

Царские врата в технике сквозной резьбы

Все иконы выполнены на золотом фоне. После пожара 1815 года иконостас восстановлен художником Василием Туниным. Из всех икон иконостаса только храмовая икона св. Первоверховных апостолов Петра и Павла сохранилась без поновлений.

Летний храм Петропавловского собора в Казани

Главные святыни

  • Чудотворная Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери, переданная из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище
  • Мироточивая Иверская икона Божией Матери в нижнем храме
  • Мощи преподобных Ионы и Нектария, отца и сына, бывших бояр Застолбских
  • Мощи митрополита Казанского Ефрема
  • Мощи епископа Иерусалимского Арсения

Официальный сайт

Петропавловский собор имеет статус кафедрального собора и является центром духовной жизни города Казани.

Читайте также: