Древнегреческая мифология и религия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Не исключено, что поразительных результатов в науке и искусстве, древние греки достигли благодаря тому, что здесь сформировался и утвердился тип религии, значительно отличающийся от религиозных воззрений других древних цивилизаций Востока (таких как Древний Египет или Месопотамия). Боги этих государств были недоступны, непознаваемы, бесконечно далеки от человека и земной жизни. И хотя в Древней Греции также исповедовался политеизм (многобожие) , сами боги и отношение к ним были иными.

Это обусловливалось, прежде всего, представлениями греков о рождении и функционировании Вселенной (Мира). Согласно греческой мифологии, прежде чем появились боги, в мировом Ха́осе (беспорядке) образовался Космос - Порядок. Он управлялся и поддерживался Ло́госом – Законом (Разумом), единым для всего мироздания.

Такое представление о возникновении и устройстве мира послужило основой для формирования особого понятия, закреплённого в мировоззрении и сознании греков - космологи́чность – перенесение идеи о разумном, упорядоченном устройстве вселенной на появившихся позже богов и на человека.

Другими словами, и люди, и боги должны были подчиняться одним и тем же требованиям, предусмотренным самой природой. Это значило, что человек становился подобен богам, а боги в свою очередь наделялись всеми человеческими чертами и качествами характера (то есть были антропомо́рфны ). Единственное, что отличало небожителей от людей – это их бессмертие и возможность творить чудеса.

Но в Космосе существовала некая сила, согласно греческой мифологии, которой вынуждены были подчиняться все - и люди, и боги. Это - Судьба . Вера в её предопределённость и неизбежность, называется фатали́змом .

Таким образом, Мойры представляли одновременно и незыблемый порядок - непреложный суровый закон жизни и смерти, и являлись воплощением случайности, непредсказуемости жизненных событий.

Пантеон греческих богов был достаточно велик. Он включал три поколения небожителей. Первые боги были воплощением природных стихий, например прародители всего живого Ура́н (Небо) и Ге́я (Земля) . Затем власть над миром захватили титаны , среди которых назовём Океана, Атласа (Атланта) , отделившего Небо от Земли, Прометея – героя, давшего людям священный божественный огонь (символ разума, духовности и цивилизации), Хро́носа (Крона) – воплощение неумолимого всепоглощающего времени.

По мнению греков, боги не только управляли миром, но и сам Мир – Природа, являлись воплощением божественного начала. Так всё в природе, согласно древнегреческим религиозным представлениям, было одухотворено (имело своего духа) - духи растительности назывались ни́мфами , в небольших водоёмах – обитали наяды , леса населяли дриады , а горы были обиталищем ореад .

Кроме того, греки искренне верили, что повсюду можно встретить бессмертных фантастических гибридных существ, наделённых одновременно чертами человека и животного. Они являлись олицетворением природных, необузданных (непокорённых), стихийных сил и воплощали некую переходную ступень от дикости (образ животного) к цивилизации (человеческие черты). Таковы кента́вры – кони, с человеческим торсом, сати́ры ( спутники Диониса) - козлорогие и козлоногие лесные жители, сирены – птицы, с женскими головами, сфинксы – львы с женским торсом и крыльями орла и др.

Важное место в греческой мифологии занимали не только истории из жизни богов. Большой популярностью также пользовались легенды, повествующие о великих героях , которые были достойны подражания, являлись воплощением идеала, образцом для простых смертных людей. Их происхождение часто имело двойственную природу: один из родителей такого героя был богом (богиней), а второй – человеком, поэтому они обладали сверхчеловеческими способностями, присущими богам, но при этом были смертными.

Результаты их деятельности, как правило, влияли на формирование культуры какого-либо народа (на чьей земле совершался подвиг) или на последующую жизнь человечества в целом (вспомните историю про Прометея ).

Наверняка вы слышали о подвигах Геракла, Тезея, Персея , знаете истории о Дедале и Икаре, Орфее и Эвридике и можете назвать ещё многих других мифологических персонажей.

Мифы Древней Греции – это не только легенды, объясняющие те или иные природные явления или истории, рассказываемые просто для развлечения. Они являются сокровищницей человеческой мысли, бесценным учебником по воспитанию лучших человеческих качеств, приобщают к истинным ценностям человеческого бытия, а также являются поистине неисчерпаемым источником сюжетов и образов, воплощаемых в произведениях мирового искусства.

Разумеется это самые общие и краткие сведения о религиозно-мифологической картине мира, рождённой в Древней Греции. Если вам интересна эта тема, и вы хотели бы подробнее узнать о греческих богах, мифологических существах или героях Эллады - пишите об этом в комментариях, и по вашим просьбам, я буду рассказывать о них в своих статьях).

Если вы интересуетесь историей религий, то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:

В архаическую эпоху произошло окончательное оформление греческой религии и мифологии. Мифы, корни которых уходят еще в первобытную эпоху, были неразрывно связаны с древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в художественно-образной форме осмыслить окружающий мир, который он населял множеством существ, обладающих сверхъестественной силой. Для древнего человека миф выступал в качестве священной истории, которая в религиозно-фантастической форме объясняла происхождение и развитие мира и человека. Греческая мифология отличалась богатством сюжетов и дошла до нас в изложении поэтов, историков и философов, которые придали мифам морально-этическое звучание (именно это отличает греческую мифологию от древневосточной).


Рождение Афродиты. Рельеф (V в. до н. э.)

Олимпийские боги считались богами третьего поколения. Сначала был Хаос, который породил первую божественную пару: Землю – Гею и Небо – Уран. От них произошли могучие титаны. Один из них, коварный Крон, обманом захватив власть, свергнул своего отца, породив беззаконие, произвол и преступления. Он боялся, что дети могут лишить его трона, поэтому всех младенцев, родившихся от его брака с Реей, он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать в пещере на Крите. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он вернул на землю мир, закон и справедливость. Зевс с другими богами утвердился на Олимпе и, поделив с братьями весь мир, стал повелевать богами и людьми. Один его брат, Посейдон, стал владыкой морей, а другой – Аид – подземного мира. Сестра Зевса Гера, которая стала его женой, покровительствовала браку и семье.


Посейдон. Скульптура с о. Мелос

Зевс и Ганимед. Терракотовая статуэтка (V в. до н. э.)


Дерево над алтарем Зевса в Пергаме. Фотография

С развитием социально-экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т. п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Гера – Аргоса и острова Самос, Зевс – Олимпии, Аполлон и Артемида – острова Делос и Дельф и т. д.

Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т. д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир (источники, водоемы, рощи, растения), относили к младшим божествам.

Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.

Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Датаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т. д.


Жертвоприношение. Роспись по дереву (Коринф, VI в. до н. э.)

Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, усердно почтительным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах. Но никогда религиозное мышление не доходило до теологической систематизации многочисленных верований.

В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон (он восходил к древним ионийским одеждам) и во время торжественных церемоний надевал различные украшения.

В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов-предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом-прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас.


Сфинкс из святилища Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.)

Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.


Элевсинские мистерии. Рисунок с рельефа

В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. После создания афинского полиса элевсинские мистерии становятся в нем государственным культом. Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето и вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.

Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн. Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мифология и религия раннего царства

Мифология и религия раннего царства Мифология — важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе она являлась основным способом понимания мира. На ранних стадиях развития человечества его мифы в большинстве своем примитивны, кратки, лишены

Религия и мифология древнего царства

Религия и мифология древнего царства В период Древнего царства религия являлась сложным напластованием верований и представлений, которые возникали в разных областях Египта. Многие из этих верований и представлений восходят к самой глубокой древности. Их сохранению

Религия и мифология Двуречья

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Религия и мифология Древнего царства

Религия и мифология Древнего царства По-видимому, в начале III тысячелетия до н. э. религиозные представления и мифология древних египтян были еще чрезвычайно далеки от оформления в единую и последовательную систему. Вместе с тем уже в додинастическое время в Тинисе и

Нововавилонская религия и мифология

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Мифология

Мифология Безусловно, мифы нельзя считать исчерпывающим источником для изучения религии древних греков, но, тем не менее, систему религиозных воззрений эллинов приходится реконструировать именно на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В отличие от



Древняя Греция или Эллада — государство внесшее свой неоспоримый, весомый вклад в развитии всего человечества. Многие мировые культурные аспекты были заимствованны именно из этого государства. В том числе огромное влияние оказала греческая мифология, уходящая в свою очередь своими корнями в религиозные учения древних греков. Знаменитый пантеон олимпийских богов известен каждому. Такие имена как Зевс, Аполлон, Афродита, прочно вошли в нашу современную культуру. Давайте остановимся по подробнее на особенностях и важных аспектах религии Эллады.

Афина — богиня-воительница, одна из почитаемых в Древней Греции, насчитывала около 73 пантеонов на территории государства.

Артемида — богиня-охотница, в ее честь было воздвигнуто около 80 храмов.

Аполлон (или Феб) — родной брат Артемиды, покровитель искусств обладал 50-ю храмами по стране.

Также заслуживают упоминания Афродита — богиня красоты, Гермес — бог торговли, Гефест — покровитель кузнецов. Кроме озвученных выше имеется огромное число других более мелких богов, детей богов и героев.

Олимпийские боги в жизни рядового человека
Как уже упоминалось выше религия древних греков это прежде всего язычество, то есть поклонение разным богам. И это очень хорошо соотносится с государственным устройством этой страны. Древняя Греция представляла собой набор провинций и городов-полисов, каждые из которых жили своей жизнью и конкурировали между собой. Безусловно это была единая культурная и языковая среда, однако постоянное соперничество друг с другом и отсутствие ярко выраженной столицы, очевидно влияло и на религиозный уклад и образ мыслей людей того времени. В каждом уголке страны почитались свои боги, были свои священные места. Греки придавали огромное значение силам природы, а потому поклонялись деревьям, святым камням, тотемам, реками и источникам. С этими физическими местами связывались всевозможные истории связанные с олимпийскими богами.
Повсеместно в наиболее важные религиозные праздники производились жертвоприношения. В качестве жертв выбирали наиболее красивых и опрятных представителей животных. К ним относились свиньи, быки, овцы или лошади. В некоторых случаях ими также могли стать дикие животные. Приготовленное на кострах мясо съедалось, кроме случаев жертвоприношений посвященных богам загробного царства. В последнем случае животное, после запекания на костре, целиком закапывалось в землю.
Помимо обязательных общих ритуалов в праздники, существовали более мелкие, проводимые периодически в домах в основном главами семейств, возле домашнего очага.

Мораль или ее отсутствие
Боги подобны людям. Они выглядят как люди, едят, спят, пируют как люди. Они влюбляются, строят друг другу козни, предают и убивают. Единственные отличия от рядовых людей в том, что боги бессмертны и они божественно красивы. Именно красота тела и лица воспета во многих скульптурах того времени, выражающие основную ноту, указывающую на божественность. Во многом сила и слабость религии древних греков в отсутствии моральных норм и указаний, что хорошо, а что плохо. С одной стороны это дает определенную свободу мышления и возможность развитию в обществе всевозможных философских и научных измышлений, но и в тоже время не создает примера для нравственного внутреннего роста отдельно взятого человека. Олимпийские боги поступают порой весьма безнравственно и эгоистично. Взять например культ поклонения Дионису — богу виноделия и устраиваемые в его честь ежегодные весьма фривольные празднества.

Роль религии в жизни государства
В отличие от например Древнего Египта, религия Древней Греция не придавала жрецам и оракулам какой-либо серьезной политической власти и влиянию на жизнь государства. Религиозные деятели не могли свергать и назначать властителей или плести интриги. Жрец скорее был лишь исполнителем. В зависимости от областей он либо назначался пожизненно исполнять свои обязанности, либо избирался на время. Жрецами могли стать и мужчины и женщины любых возрастов, однако важным условием было целомудрие этих людей. За ними закреплялись обязанности по соблюдению ритуалов, жертвоприношений, совершению ритуальных омовений, а также совершение предсказаний.
Оракулы или предсказатели занимали отдельное место в религии древних греков. Все дело в том, что согласно ей и люди, и боги в равной степени были подвластны велению рока или судьбы. Греки неуклонно верили в предназначенность всех жизненных событий, и что избежать их не могли даже всемогущий Зевс или Аполлон. Отсюда вытекает влияние оказываемое оракулами на жизнь простых людей и аристократии. Значимый Дельфийский храм был известен на всю Грецию. В него съезжались люди со всей страны и даже с соседних государств, чтобы получить совет и увидеть свою судьбу. Стоит отметить, что предсказания зачастую давались в завуалированной форме и могли трактоваться двояко, дабы не разочаровать своими последствиями.
Храмы посвященные богам-покровителям были в каждом крупном городе. Чаще всего аристократия и состоятельные люди хранили в них свое ценное имущество, а жрецы, накапливая помимо прочего еще и собственные богатства за счет пожертвований и прилежащих к храму земель, нередко выдавали деньги под проценты нуждавшимся. Таким образом религиозные институты Древней Греции выступали в виде некого подобия банков того времени.
Последующий приход и завоевание Греции Римской имперей, а дальше принятие христианства искоренило изначальную религию Эллады. В наследие нам остались древние выдающиеся творения архитектуры, искусства и литературы. Ими в свою очередь вдохновлялись лучшие умы уже нашей эры, что в конечном итоге повлияло на развитие мировой культуры в целом.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Древнегреческая мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество. Древнегреческая мифология, не представлявшая застывшей картины, должна рассматриваться в постоянном изменении, отражающем развитие социально-экономических отношений в обществе.

В пределах первобытнообщинной формации, когда древнегреческая мифология была наивной идеологией, непосредственной верой в богов и демонов, основными периодами ее развития были матриархат с его тотемизмом, фетишизмом, магией, диким и чудовищным анимизмом и патриархат с его антропоморфизмом, художественно разработанным политеизмом (многобожием) и стремлением к соразмерным, гармоничным формам. В пределах рабовладельческой формации древнегреческая мифология прошла период классики, являясь носителем и выразителем полисной идеологии, и период эллинистически-римский, когда она превратилась в литературный и художественный прием, в аллегорию или сюжет. В эпоху позднего эллинизма многочисленными философами-неоплатониками делались попытки реставрации древнегреческой мифологии в отвлеченном и философском плане. Древнегреческая мифология восприняла некоторые предания народов Древнего Востока (главным образом хеттов и финикийцев), с Востока в греческий пантеон проникли отдельные божества и герои.

В период развитого матриархата с появлением мотыжного земледелия и приобретением ремесленных навыков мышление человека начало вырабатывать понятия о вещах, уже отделявшихся от самих вещей. На этом этапе возник анимизм, отличающийся от фетишизма тем, что теперь понятие, представление, духовная сила, демон вещи отделились от самой вещи, оказались наделенными самостоятельным существованием. Вся действительность стала представляться как управляемая бестелесными духами. Первоначальный анимизм в древнегреческой мифологии, отражая бурные и хаотические явления действительности, пока еще не тронутые человеческим анализом и наукой, отличался хаотическим характером, создавая чудовищные, порой уродливые формы демонов и богов, бывшие обобщением страха первобытного человека перед враждебными силами природы, от которых он зависел. Порождением Земли и Тартара (преисподней) был Тифон (вариант появления Тифона от одной Геры без Зевса) - чудовище со 100 змеиными головами, из которых каждая обладала голосом какого-нибудь живого существа. Химера, порождение Ехидны и Тифона, была четвероногим животным с львиной головой и еще 2 другими (на спине - козьей, на хвосте - змеиной), с женской грудью, вся покрытая шерстью и извергавшая пламя (Hesiod. Theog. 270-340). От Ехидны и Тифона рождаются мифические чудовища: Лернейская гидра, Цербер, Сфинкс. Порождения Урана (божества неба) с Геей (божеством земли) - Титаны, Киклопы, Сторукие. Вся эта стихийно-чудовищная мифология матриархата получает свое обобщение и завершение в мифологии Великой матери, или Матери богов с ее кроваво-оргиастическим культом.

Ранний эллинизм продолжает борьбу с мифологией. Платон и Аристотель допускали древнегреческую мифологию в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков древнегреческая мифология имела только аллегорический смысл. Для эпикурейцев (см. Эпикур) боги - особого рода существа, возникающие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной безоблачной жизни. Скептики, отрицающие познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ. В 3 веке до н. э. огромным распространением пользовалась теория древнегреческого писателя и философа Эвгемера, трактовавшая всех богов и героев как действительно живших некогда людей, прославившихся своими деяниями и вознесенных современниками в ранг сверхъестественных существ. За Эвгемером следовали многие историки, например, Диодор Сицилийский (1 век до н. э.). Полного разложения древнегреческая мифология достигает у Лукиана (2 век н. э.), подвергшего саркастической критике всю традиционную древнегреческую мифологию.

Наряду с просветительской критикой мифологии в эпоху эллинизма наблюдается тенденция к ее реставрации. С падением греческого классического полиса формируются огромные военно-монархические государства (куда Греция вошла как составная часть), требовавшие для себя такой же грандиозной и импозантной мифологической системы. Римская империя создала не только внушительные формы религиозного мифологического синкретизма, но и глубоко продуманную систему религиозно-мифологических образов, которая была превращена в универсальную систему логических категорий неоплатонизма. В середине 4 века н. э. римский император Юлиан, борясь с христианством, которое уже стало официальной религией, пытался восстановить язычество, много писал на философско-мифологические темы. Его деятельность кончилась полным крахом, а в 529 году император Юстиниан, закрывший платоновскую Академию, изгнал последних неоплатоников, этих философов греческой мифологии, за пределы Греции и Рима.

Древнегреческая мифология продолжала существовать и в средние века, причем официальная христианская трактовка греческих богов сводилась к пониманию их как бесов и нечистой силы; силы же, оппозиционные христианской церкви, пользовались ими для антицерковных целей. В эпоху Возрождения греческие боги и герои превращаются в чисто художественные образы, содержательные, глубокие, красивые и благородные. Эти образы наполняются новым содержанием, соответствующим интересам нарождавшихся новых слоев. Поэзия классицизма 17 века, будучи порождением абсолютной монархии, сближает античные мифологические образы с идеями и бытом блестящего королевского двора. На 18 и 19 века оказала огромное влияние теория немецкого ученого И. И. Винкельмана, понимавшего античность с ее искусством и мифологией чисто пластически, в стиле благородной простоты и величия. Однако уже романтики начали трактовать античные мифологические образы с точки зрения глубоких и стихийных человеческих страстей (немецкий писатель Г. Клейст) или как символы революционной борьбы (английский поэт П. Б. Шелли). С последней трети 19 века как показатель растущего разложения буржуазной культуры появилось множество разного рода пессимистических теорий древнегреческой мифологии, где вместо пластики и наивной безоблачной красоты на первый план выступали темные стихийные экстазы. Родоначальником этих теорий был немецкий философ Ф. Ницше. В этом направлении обрабатывали античную мифологию многие филологи (и прежде всего немецкий ученый Э. Роде) и поэты-декаденты (Вал. Брюсов, Ин. Анненский, Вяч. Иванов и Ф. Сологуб).

А. Ф. Лосев (мифология и библиография),
А. Ч. Козаржевский (религия). Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

История изучения античной мифологии и религии: см. вышеуказ. ст. Е. Г. Кагарова в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 5, X., 1913 и 3 том, соч. О. Керна, а также - Gruppe O., Geschichte der klassischen Mythologie und Religionsgeschichte während des Mittelalters im Abendland und während der Neuzeit, Lpz., 1921; Vries J. de, Forschungsgeschichte der Mythologie, München - Freiburg, 1961.

Словари по античной мифологии:

Краткий словарь греч. мифологии, ч. 1, Боги, богини и божества. Сост. Г. А. Кулагина, Свердл., 1958; Мифологич. словарь, (2 изд.), Л., 1961; Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie, hrsg. v. W. Rascher, Bd 1-4, Lpz., 1884-1937; Bruchmann C., Epitheta deorum quae apud poёtas graecos leguntur, Lpz., 1893; Hunger H., Lexikno der griechischen und römischen Mythologie, 5 Aufl., W., 1959; Grimal P., Dictionnaire de la mythologie grecque et romaine, P., 1958; Carnoy A., Dictionnaire étymologique de la mythologie gréco-romaine, Louvain, 1957.

Изложение содержания мифов:

Штоль Г. В., Мифы классич. древности, пер. с нем., т. 1, М., 1904, т. 2, М., 1899; Шваб Г., Мифы классич. древности, пер., с нем., 3 изд., М., 1916; Петискус А. Г., Олимп. Мифология греков и римлян, 3 изд., СПБ, 1913; Зелинский Р. P., Антич. мир, т. 1, Эллада, ч. 1. Сказочная древность, вып. 1-3, П., 1922-23; Кун Н. A., Что рассказывали др. греки о своих богах и героях, M., 1940; его же, Легенды и мифы др. Греции, 3 изд., М., 1955; Смирнова В., Герои Эллады, М., 1956; Голосовкер Я., Сказания о титанах, М., 1957; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Parandowski J., Mitologia, 9 wyd., Warsz., 1960; Peterich E., Götter und Helden der Griechen, 5 Aufl., Olten und Freiburg im Breisgau, (s. a.).

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.


Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.


В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.


делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

Верховные боги Олимпа

Греческие боги

Функции

Римские боги

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Аполлон (Феб), Кифаред

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Второстепенные греческие боги

Греческие боги

Функции

Римские боги

богиня царства мертвых и плодородия

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

богиня счастья, случая и удачи

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

бог времени, атрибут – серп

богиня неистовой войны

богиня цветов и садов

бог западного ветра, вестник богов

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

бог брака, супружеских уз

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


Греческие музы

Имя

Чему покровительствует

Атрибуты

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

свиток папируса или футляр для свитков

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

зрительная трубка и лист с небесными знаками

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

венок на голове, лира и плектр

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.


Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

Нимфы гор – ореады,

нимфы лесов и деревьев – дриады,

нимфы источников – наяды,

нимфы океанов – океаниды,

нимфы моря – нериды,

нимфы долин – напеи,

нимфы лугов ‐ лимнады.


Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.


Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.


Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.


Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.



Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.


Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.


Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

Читайте также: