Конвенционализм это в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

(Conventionalismus) (от лат. conventio - соглашение, договор). Направление в философском толковании науки, согласно которому построение естественно-научных теорий осуществляется на основе принципов, установленных вследствие произвольных соглашений, выбор которых продиктован соображениями удобства, целесообразности и др. К. в медицине отрицает объективность нозологических единиц.

одно из направлений в философско-психологических учениях, касающихся трактовки сущности и происхождения нравственных норм, категорий добра, зла, морали и социальных норм. Согласно К., все это является результатом согласия (конвенции) людей, сложившегося на определенном этапе исторического развития общества. См. добро, зло, конвенциональность, мораль, норма, норма социальная, нравственность.

В условность Это философское отношение или вера в то, что фундаментальные принципы, ценности, нормы, обычаи и обычаи общества основаны на явных или негласных соглашениях социальной группы, а не на внешней реальности.

Это понятие применяется в различных областях, таких как грамматика, этика, юридические, научные и философские науки и др. Он составляет типичную точку зрения субъективного идеализма, поскольку отрицает объективное содержание познания субъекта. Определенные элементы конвенционализма можно обнаружить в позитивизме, особенно в прагматизме и операционализме.

Его применение в таких непохожих областях затрудняет установление единой концепции условности. Однако, как общий фактор конвенционалистских теорий, подразумевается свободный выбор общего согласия.

Следовательно, не природа вещей, рациональные соображения, универсальные характеристики или факторы человеческого познания, а согласие группы побуждает нас выбирать и принимать определенные принципы.

Конвенционализм иногда считают теорией, родственной конструктивизму, утверждая, что объекты исследования не полностью независимы от разума. В этом смысле конвенционалисты утверждают, что определенные истины, возникающие в нашем физическом мире, являются вопросами условности.

Точно так же в случае оспариваемого знания условность преобладает над объективностью, поскольку не выбирается то, что истинно, а то, что более удобно или полезно.

В философии

Конвенционализм появляется почти во всех областях философии, обращаясь к таким вопросам, как собственность, мораль, личностная идентичность, онтология, необходимость.

Одним из главных представителей, также считающимся основоположником этого философского направления, был французский математик Анри Пуанкаре (1854-1912). В его мышлении заключается самая суть конвенционализма, поскольку он считает, что научные концепции и теоретические построения являются продуктом соглашений между учеными, однако это не означает, что они лишены объективной ценности.

Теории пространства и времени, которые рассматриваются, являются двумя из самых известных примеров общепринятых истин, как указал Пуанкаре в свое время с евклидовой геометрией. Математик в общих чертах рассматривает 4 тезиса о конвенционализме:

- В науке есть эмпирически произвольные элементы, условности, принятые решением

- В науке есть утверждения, которые для правильного функционирования требуют условностей.

- Эпистемологический статус научных утверждений не статичен, а зависит от решений научного сообщества.

- Отрицательные результаты экспериментов по проверке гипотез всегда неоднозначны.

Социальный конвенционализм

Социальная условность - это постоянный фактор, широко наблюдаемый некоторыми группами людей. Но не все закономерности - условности. Тот факт, что все едят или спят, - это не условность, а язык или использование денег в качестве меры обмена.

Первые признаки социального конвенционализма можно обнаружить в Отношение к человеческой природе шотландским философом Дэвидом Юмом (1711–1776), который Дэвид К. Льюис (1941–2001) позже рассмотрит и углубит. Для этого конвенция - это не что иное, как система действий, представляющих общий интерес, то есть она преобладает в популяции, когда все принимают ее для взаимной выгоды, которую она влечет за собой.

Юридический конвенционализм

Традиционалистская позиция состоит в том, что фундаментальный правовой факт - это конвенция, которая существует только тогда, когда человеческие действия и отношения пересекаются или связаны друг с другом определенным образом.

Еще одним представителем юридического конвенционализма был Рональд Дворкин (1931-2013), который в своей работе Империя Закона считает, что правовые институты сообщества должны содержать четкие социальные соглашения, на которых могут основываться принятые правила. Эти правила разграничивают все обстоятельства, при которых государственное принуждение осуществляется или нет.

Моральный конвенционализм

Конвенционализм, с моральной точки зрения, порождает релятивизм и противостоит универсализму. В этом смысле моральные истины являются результатом социальных соглашений, поэтому преступление в одном обществе может быть обычным или необходимым элементом в другом.

Таким образом, действие нельзя интерпретировать с одной точки зрения, оно зависит от контекста, от того, кто, как и когда оно происходит.

Политический конвенционализм

Первые признаки политического конвенционализма обнаруживаются в Древней Греции, в философской школе софистов. Эти мыслители считали, что закон исходит от человека, а не от природы или богов. Так возникают противоположные концепции номосфизис, понимаемые соответственно как обычай или культура и естественное.

Софисты считают, что все законы, обычаи, религиозные верования и политические идеи являются продуктом соглашения между гражданами, гарантирующего сосуществование, то есть они являются волей человека. Следовательно, поскольку они не происходят ни от природы, ни от божественной воли, их нельзя считать неизменными или универсальными.

Контакт с другими культурами через торговые отношения и колониальную экспансию греков, а также их политический опыт были ключевыми факторами для софистов, которые подняли идею о том, что обычаи и законы являются творениями людей.

Соответствие номос приводит к конструированию политического субъекта, демонстрации, который искусственно создается равными людьми и предполагает принятие императивного закона, установленного общим соглашением.

от лат. соп-ventionalis - основанный на соглашении) - англ. conventionalism; нем. Konventionalismus. Постулат в философии и методологии науки, согласно к-рому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учеными), выбор к-рых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципом "экономии мышления" и т. п.

conventionalism) 1. (Психология) - чрезмерная приверженность к социальным соглашениям, иногда рассматриваемая как один из компонентов или одно из проявлений авторитарной личности. 2, (Философия) — представление, согласно которому научное знание — это скорее вопрос соглашения, чем нечто полученное на основе, опирающейся на природу вешей или являющейся результатом неизменных методологических правил либо процедур. В качестве эпистемологического и онтологического представления конвенционализм отличается от ЭМПИРИЗМА или РЕАЛИЗМА. См. также Прагматизм; Позитивизм.

Конвенционализм это философский позиция, согласно которой фундаментальные принципы определенного вида основаны на (явных или неявных) соглашениях в обществе, а не на внешней реальности. Невысказанные правила играют ключевую роль в структуре философии. Хотя такое отношение обычно наблюдается по отношению к правилам грамматика, его применение к предложениям этика, закон, наука, математика и логика более противоречивы.

Содержание

Лингвистика

Споры о лингвистическом конвенционализме восходят к Платонс Кратил и философия Кумарила Бхата. [ нужна цитата ] Это была стандартная позиция современного лингвистика поскольку Фердинанд де Соссюрс L'arbitraire du Signe, но всегда были разные позиции фоносемантика, недавно защищенный Маргарет Магнус и Вилаянур С. Рамачандран. [ нужна цитата ]

Философия математики

Французский математик Анри Пуанкаре был одним из первых, кто сформулировал конвенционалистскую точку зрения. Пуанкаре использование неевклидовы геометрии в своей работе над дифференциальными уравнениями убедил его, что Евклидова геометрия не следует рассматривать как априори правда. Он считал, что аксиомы в геометрии следует выбирать по результатам, которые они производят, а не по их кажущейся согласованности с - возможно, ошибочными - человеческими интуициями о физическом мире.

Эпистемология

  • введение специальной гипотезы, из-за которой опровергающие доказательства кажутся неуместными;
  • изменение наивные определения чтобы изменить содержание теории;
  • сомнения в надежности экспериментатора; заявление о том, что наблюдения, которые угрожают проверенной теории, неуместны;
  • ставит под сомнение проницательность теоретика, когда он не предлагает идей, которые могут спасти теорию.

Поппер утверждал, что крайне важно избегать условных уловок, если фальсифицируемость теории должно было быть сохранено. Утверждалось, что стандартная модель космологии построен на наборе конвенционалистских уловок. [3]

Философия права

Условность применительно к философия права одна из трех конкурирующих концепций права, созданных американским философом права. Рональд Дворкин в его работе Империя Закона. Две другие концепции права правовой прагматизм и закон как целостность.

Согласно конвенционализму, как определено Дворкиным, правовые институты сообщества должны содержать четкие социальные условности полагались на то, какие правила публикуются. Такие правила будут служить единственным источником информации для всех членов сообщества, потому что они четко разграничивают все обстоятельства, при которых государственное принуждение будет и не будет осуществляться.

Тем не менее Дворкин утверждал, что это оправдание не соответствует фактам, поскольку во многих случаях четкие применимые правовые нормы отсутствуют. Отсюда следует, что, как он утверждал, конвенционализм не может служить основанием для государственное принуждение. Сам Дворкин отдавал предпочтение закон как целостность как лучшее оправдание государственного принуждения.

В частности, Дворкин охарактеризовал право как основную функцию сдерживания принуждения со стороны государства. [ нужна цитата ] Найджел Симмондс отверг неодобрение Дворкина конвенционализма, заявив, что его характеристика права слишком узка.

Читайте также: