Виды орнаментов в мусульманском искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Узнать и понять традиции народа возможно только через его культурное и художественное наследие. Древнейшая деятельность человека − украшение разными изображениями себя, своей одежды, жилища, разных предметов, орудий труда, оружия. Широко использующаяся форма искусства изображения − это древний орнамент. Его нельзя отделить от предмета, на котором он существует. Но чаще он сам по себе ценнее и является произведением искусства. По стилю бывают геометрические, растительные, по виду − живописные, скульптурные, графические орнаменты. Любой красивый орнамент несет в себе определенный мотив, состоящий из одного или нескольких элементов. Это множество элементов в орнаменте всегда оформлено как единое произведение. По способу изображения элементов, по тому, как у мастера создана схема узоров, как он сочетает мотивы из флоры или фауны с материалом или геометрические мотивы с формой предмета, можно определить культурные и исторические корни орнамента, принадлежность его конкретному народу.

орнаменты в арабском стиле

И когда классифицируют орнамент, то вначале говорят о его происхождении, а затем определяют назначение и содержание. Значение орнамента древнего, во всем его национальном многообразии, в развитии современных видов прикладного искусства трудно переоценить.

Классификация многообразия орнаментов

Рисунки, украшающие глиняную посуду, и чеканка на серебряных подносах; схема узоров на древних самотканых коврах, тканях; особым образом сплетенная веревка - орнаменты такого типа возникли в результате деятельности людей (как потом стали говорить − профессиональной), и поэтому называются техническими. В странах Востока в орнамент часто вплетали различные символы и знаки. Такой тип получил название символический. А совмещение символов со сложными техническими элементами без определенного сюжета дало широкое развитие геометрическому типу. Это готика и орнаменты в арабском стиле.

Растительный тип считается самым распространенным и древним. Мотивы здесь от точных копий цветов, плодов, листьев растений до неузнаваемой их стилизации. И здесь у каждого народа свои любимые и почитаемые растения. Так же как на животных орнаментах древние мастера изображали диких животных, на которых они охотятся, или тех, которые для них священны, а также живущих рядом с ними и поэтому особо почитаемых.

красивый орнамент

В основе же фантастического типа орнамента лежат несуществующие растения или животные. Античный Рим, где особо любили сюжеты с предметами театрального и музыкального искусства, роскошного быта или военного оружия, является родиной предметного орнамента. Небо и звезды, Солнце и Луна − это элементы астральных орнаментов, характерных для Китая и Японии. Тут же зародился красивый орнамент пейзажного типа: на нем горы, реки, водопады, леса и поля. В арабских странах широкое развитие получил особый, возникший с появлением первой письменности, состоящий из букв и фрагментов текста, каллиграфический тип орнамента. Все типы орнаментов редко существуют в чистом виде, чаще они переплетаются, проникают и дополняют друг друга.

Особенности арабских произведений искусства

Произведения искусства, созданные народами стран арабского мира, отличаются особой одухотворенностью, выразительностью, тонким чувством прекрасного и возвышенного. Арабские узоры и орнаменты уникальны и самобытны при поразительном многообразии. В основе лежит мусульманская религия, которая запрещает изображать человека, животных, вообще живые существа. Поэтому, например, арабский орнамент крайне редко включает элементы фауны, и то в стилизованном виде. Исламской культуре ближе геометрические мотивы, которые ошеломляют ощущением непрерывности движения и погружают человека в мир созерцания, грез, стремления познавать тайны жизни.

древний орнамент

Арабский орнамент является основой пластического творчества мусульман, каким стало искусство художественного изображения слов, изречений, афоризмов из священного для них Корана – каллиграфии.

Орнамент как вид искусства арабов

Изучение закономерностей и связей с обществом орнаментального искусства делает возможным применять все прогрессивное из прошлого в искусстве сегодня. Арабский орнамент как важнейшая составляющая тонкого и своеобразного искусства Востока имеет особое эстетическое наполнение и является ценнейшей частью мировой культуры.

значение орнамента

Формы поражают сложнейшей простотой и бурлящим спокойствием, они вживаются в действительность и встают барьером между миром и человеком. Арабский орнамент обнажает глубокий внутренний мир создающих его мастеров. Кажется, что они научились управлять собственным талантом, обогащенным опытом, чтобы воспроизводить так тонко все оттенки переживаний человеческих. Чтобы наиболее полно раскрыть задуманный мотив арабского орнамента, мастер использует разные формы, придавая им новое звучание с помощью языка цвета и света.

Изобразительный элемент главенствует, и орнаменты у арабских мастеров кажутся объемными, динамичными. Творчески преображая все пространство, авторы стирают границы, превращая свои работы в воплощение мечты. Это очень важная особенность, которая отличает арабские узоры и орнаменты от любых других.

Закон ритма в орнаменте

Для человека привычно явление ритма. День и ночь. Сон и бодрствование. Поэтому мы ждем его в произведениях искусства: в музыке и стихосложении, в живописи и архитектуре. Ритм − это порядок. Нарушение или отсутствие ритма тревожит или даже раздражает. Именно благодаря присутствию ритма мы счастливы и полны удивления, любуясь красотой произведений искусства арабского орнамента на гипсе, кирпиче, дереве, меди, серебре. Кажется, что мастер объединил в ритме материал и рисунок орнамента, подчеркнув узором красоту и ценность материала. Разные элементы орнамента подчинены определенному ритму, и по отношению друг к другу они в ритме. Мастер арабского орнамента сродни дирижеру в оркестре. Поэтому настоящие произведения орнаментального искусства так гармоничны.

мотив арабского орнамента

Типы арабских орнаментов

Чтобы понять, откуда черпали свое вдохновение арабские мастера, нужно представить бесконечные пустыни Северной Африки и Аравийского полуострова: открытое, безбрежное пространство, изрезанное извилистыми путями, руслами речушек, холмами. Перед глазами позолота песка сливается с яркой синевой неба и рек, а ближе к воде вьющаяся благоухающая зелень и необычайно яркие цветы. Мастера приспосабливали и адаптировали в орнаменте все то, что веками их окружало. Мотивов очень много. Есть узнаваемые элементы, например, из античной культуры, а есть настолько абстрактные, что прообраз узнать практически невозможно. Важным элементом в арабском орнаменте является узел. Корни этого − в мусульманской религии. На Востоке разнообразные изображения узла в орнаменте имеют благостный смысл для долгой жизни, счастья. Его часто используют не просто для связи, а для преобразования одного типа орнамента в другой и дальше во что-то совершенно абстрактное.

Гирихов узел

Гирих − это геометрический тип орнамента. Основными элементами служат фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, многоугольники. Все они символы, на которых строится вселенная. Например, круг олицетворяет центр и движение, квадрат ассоциируется с порядком и четкостью. Из этих фигур-символов арабские мастера, многократно переплетая и накладывая одну на другую, создают сложнейший, математически точно выверенный орнамент.

арабский орнамент

А если рассматривать арабские орнаменты в целом (в мечети, например), то восхищает сочетание геометрических форм в пространстве. Восхищает точность подбора орнаментного узора с формой сводов галерей, формой окон. Какое изумительное цветовое решение орнамента на потолке и стенах, на фронтонах и на полу! Все это отдельно и вместе объемно из-за игры света и тени.

Ислими – путь в божественный сад

В основе этого арабского орнамента − изображения бесконечной спирали с листьями и цветами. Это как символ непрерывного пути в райский сад или идея непрекращающегося развития цветущего зеленого побега. У орнамента ислими есть пять форм: плетеный, простой, раздвоенный, миндалевидный и крылатый. Эти формы не существуют отдельно, ими дополняют и заполняют другие мотивы арабского орнамента, не терпящего пустот.

арабские узоры и орнаменты

Хатаи − это упрощенный ислими. Те же стебли и ветви, но абстрактные. В арабских странах его часто используют на фасадах домов, при росписи кувшинов и в орнаментах ковров.

Исламская арабеска

Во всем исламском мире распространенным типом орнамента является арабеска. Им украшены и предметы быта, и светские постройки, и культовые сооружения. Этот тип орнамента строится на повторениях фрагментов в определенном ритме и не несет в себе никакого образа. Он практически исключает фон, потому что элементы вписываются один в другой.

схема узоров

В непрерывном плетении узора исчезает форма с вечным арабским намеком на бесконечность. Основными элементами арабески являются части растений и переплетения, соединенные в неповторимую вязь, уходящую в бесконечность.

Арабская каллиграфия

Орнамент, как искусство, как символ зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. Особенно разнообразен по форме, цвету и содержанию орнамент в исламе. Ислам — религия, в которой запрещается изображение живых существ, поэтому орнамент компенсировал эти запреты. В его основе лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два типа: геометрический — гирих и растительный — ислими. И тут уже заложен глубинный смысл ислама. Гирих выражает совершенство геометрической красоты и является символом божественного начала. Ислими же, отсылает к живому и символизирует человеческое начало.

Исламский орнамент, фото № 1

Гирих, свод могилы Хафеза в г. Шираз, Иран.

Гирих — это пять геометрических фигур, на основе которых создавались сложнейшие геометрические орнаменты. В этом орнаменте можно рассмотреть квадраты и ромбы, пяти- и шестиугольники, звездочки и наложенные друг на друга треугольники. Гирих выглядит как сверхсложная математическая сетка.

Исламский орнамент, фото № 2

Ислими, свод мечети г. Исфахан, Иран.

Рисунок ислими подчинен ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны и завитка. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии. Завитки и сплетения ветвей с веточками и соцветиями могут пересекать друг друга, но при этом изображения плоскостные и не развиваются в глубину.

Чаще всего гирих и ислими используются вместе, тем самым еще сильнее подчеркивается единения божественного и живого начала.

Исламский орнамент, фото № 3

Исламский орнамент, фото № 4

Своды в стене в мечете в г. Исфахане, Иран.

Исламский орнамент, фото № 5

Исламский орнамент, фото № 6

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Исламский орнамент, фото № 7

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Исламский орнамент, фото № 8

Мечеть Шейха Лотфоллы, г.Исфахан, Иран.

Еще один важный художественный прием в исламской культуре — это выстраивание узора вокруг точки, которая выступает центром, организующим всю орнаментальную композицию. Иногда эта точка хорошо прорисовывается, иногда вместо нее имеется пустое пространство. Однако самое главное заключается в том, что данный центр остается отдельным от всей композиции. Другими словами, узор исламского орнамента не соприкасается со своим центром и соответственно не вытекает из него. При этом центр организует всю композицию, но пребывает вне ее составляющих. Через подобные приемы исламская культура выражает ключевую идею — отличности божественного начала. Подобным приемом подчеркивается то, что божественное не является продолжением материального мира.

Особенно хорошо это видно на фотографии внизу.

Исламский орнамент, фото № 9

Еще одной важной особенностью является выбор цвета. Основные цвета узоров: золотой(желтый), синий, фиолетовый и зеленый. Золотой символизирует славу, богатство, торжество. Синий — это цвет мистического созерцания,приобщения к божественной сути. Фиолетовый имеет значение обманчивости земной жизни. А что касается зеленого, то не сложно догадаться, что в сухом жарком климате зеленый — цвет жизни.

Мусульманский орнамент

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов — растительный ис-лими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.


Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Силу своего художественного воздействия мусульманская религия основывала на слове, а не на изображении. Священное кораническое Слово, выученное наизусть с детства, написанное на страницах манускриптов, на порталах и стенах зданий, вплетенное в архитектурный декор, в орнамент надгробий, в узоры тканей, ковров, изделий из керамики, металла, стекла, включало для мусульман целый мир, выполняло духовную, изобразительную и декоративную функции. Искусство изображения слова — каллиграфия, наделенная самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворенного Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.


Иранские декоративные мотивы более стилизованы и декоративны, турецкие — ближе к природному прототипу. Во второй половине XVI в. окончательно сформировалось турецкое декоративно-орнаментальное искусство. Самобытный вариант исламского искусства представляют орнаментальные композиции испано-мавританского декора, сложившегося в Андалусии в XI—XV вв. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы, цветы и листья бионии (вьющееся растение с зубчатыми листьями, мелкими цветами и плодами) и др. Испано-мавританская орнаментика уникально представлена в архитектурных и декоративных формах сооружений дворца-крепости Альгамбры. Здесь встречаются соединения традиционного узорного мусульманского искусства с реалистическими изображениями людей и животных. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский — более изящен и изыскан.


Исламский орнамент использование декоративных узоров в Исламское искусство. Их можно в общих чертах разделить на арабески, используя изогнутые элементы на растительной основе, геометрические узоры с прямыми линиями или правильными кривыми, и каллиграфия, состоящий из религиозных текстов со стилизованным оформлением, используемых как для украшения, так и для передачи смысла. Все три часто включают сложное переплетение. Три вида орнамента часто используются вместе.

Исламское украшение оказало значительное влияние на европейские формы декоративного искусства, особенно на западные арабески.

Содержание

Обзор


Исламское искусство в основном избегает образный изображения, чтобы не стать объектами поклонения. [1] [2] Этот аниконизм в исламском культура побудила художников исследовать нефигурное искусство и создала общий эстетический сдвиг в сторону математическое оформление. [3] Исламские геометрические узоры произошли от более простых узоров, использовавшихся в более ранних культурах: Греческий, Римский, и Сасанидский. Это одна из трех форм исламского украшения, другие - арабески на основе изогнутых и ветвящихся форм растений, и Исламская каллиграфия; все три часто используются вместе в таких формах, как мозаика, лепнина, кирпичная кладка и керамика, для украшения религиозных зданий и предметов. [4] [5] [6] [7]

Арабески


Геометрические узоры


В геометрический дизайн в Исламское искусство часто строятся на комбинациях повторяющихся квадратов и кругов, которые могут перекрываться и переплетенный, как и арабески, с которыми их часто комбинируют, чтобы образовать замысловатые и сложные узоры, в том числе самые разнообразные мозаика. Они могут составлять все украшение, могут образовывать основу для цветочных или каллиграфических украшений или могут уходить на задний план вокруг других мотивов. Сложность и разнообразие используемых узоров эволюционировали от простых звезд и ромбов в девятом веке до разнообразных узоров от 6 до 13 точек к 13 веку и, наконец, включили также 14- и 16-конечные звезды в шестнадцатом веке. . [4] [15] [5] [16]


Геометрические узоры встречаются в различных формах в Исламское искусство и архитектура включая килим ковры, [17] Персидский гирих [18] и Марокканский Zellige плитка [19] Мукарнас декоративный свод, [20] Джали перфорированные каменные ширмы, [21] керамика, [22] натуральная кожа, [23] витраж, [24] [25] изделия из дерева [26] и слесарные работы. [27] [28]

Каллиграфия

Каллиграфия является центральным элементом исламского искусства, сочетающим эстетическую привлекательность и религиозное послание. Иногда это доминирующая форма орнамента; в других случаях он сочетается с арабесками. [29] Каллиграфия используется для украшения таких зданий, как мечети, медресе, и мавзолеи; деревянные предметы, например, шкатулки; и керамика, такая как плитка и чаши. [30] [31]


Семь панелей западных арабески, Фарнсборо, Англия. Рисунки Жюля Лашеза и Эжена-Пьера Гурде, 1880-1886 гг.

Влияние на западный орнамент

Западный стиль орнамент основан на исламских арабесках, разработанных в Европе, начиная с конца 15 века. Венеция; это было названо либо мавританский или же западные арабески. Он использовался в большом количестве декоративное искусство, особенно в книжном дизайне и переплетное дело. [32] В последнее время, Уильям Моррис из Движение искусств и ремесел испытали влияние всех трех видов исламского орнамента. [33]

Читайте также: