Стили и образы юридического познания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для классической социальной науки характерен разрыв между обыденным и научным знаниями. Важно при этом понимать, что такой разрыв рассматривается, как гарантия истинности научной теории. Почему такой разрыв между обыденным и теоричтеским знанием - гарантия истинности. Потому что в классической социальной науке ученый обладает монополией на истину. Обыденному сознанию истину не сформулировать, а ученый истиной владеет, он владеет ей потому, что ученый занял позицию абсолютного наблюдателя и исключил из процесса познания какую-либо субъетивность. Этот ученый пользуется единственно верным научным методом, который гарантирует ему достижение истины. Таким образом, классическая социальная теория строится таким образом, что она недоступна обыденному сознанию. С точки зрения феноменологической социологии, такая позиция наблюдателя игнорирует факт вовлеченности ученного в тот социальный мир, который он изучает. Соответственно, вот в противоположность этому феноменологическая социология полагает, что корни социального знания находятся в жизненном мире человека, соответственно, ученый не рассматривается как лицо, обладающее монополией на истину. Ученый, он точно так же, как и все иные субъекты, включен в структуры жизненного мира и потому он не свободен. Его мышление не свободно от предпосылок, которые обусловлены его положением, социальными ролями.

Для классической социальной теории характера четкость, строгость и однозначность используемых социологических понятий. С точки зрения феноменологической социологии, это - недостижимый идеал. Любое понятия является открытым горизонтом значения.

Цель классической социальной теории - не только в предсказании социальных явлений на основе познанных закономерностей, но и в направлении жизни в соответствии с постигнутой логикой развития социальных событий. Феноменологическая социология не претендует на 44

прямое участие в социальных преобразованиях. Именно в рамках феноменологической социологии были сформулированы рядовые грехи классической социальной теории:

фундаментализм - абсолютизация одного или нескольких типов социальной связи, которым придается основополагающее значение;

редукционизм - методологическая установка на сведение социокультурного многообразия к какому-то единому основанию как главному объяснительному принципу. Эссенциализм представляет собой методологическую установку на получение такого знания, которое содержало бы представления о сущности изучаемого объекта в чистом виде.

Постклассический тип научной рациональности и специфика постклассической юридической науки.Наука в ХХ-начале ХХI в. трансформируется из классической в неклассическую и от нее в постклассическую (или постнеклассическую - по терминологии В. С. Степина). Тем самым изменяются и критерии научности. Это уже осознано в философии, однако в юридической науке пока не получило надлежащего осмысления.

Два основных классических критерия научности - практика и логика - сегодня с позиций постклассического науковедения не выдерживают критики, как и соответствующие им концепции истины (корреспондентной, когерентной и прагматической).

Стандарты научности в теории права: классическая и постклассическая парадигмы социогуманитарного знания.

1. Научное знание (в том числе теоретико-правовое) представляет собой исторически (кумулятивно или парадигмально) развивающееся явление. Стандарты изложения научного знания, критерии научности, способы видения реальности в науке, стили научного мышления определяются:

1) фундаментальными ценностями культуры соответствующей исторической эпохи;

2) не всегда эксплицируемыми мировоззренческими основаниями науки;

3) разделяемой членами научного сообщества парадигмой и другими условиями, задающими основания легитимации знания в качестве научного.

Таким образом, сегодняшний демонстративный отказ теории права от связи с современной философией, впервые в истории юриспруденции порывает со сложившейся традицией развития данной науки и обрекает ее оставаться суммой знаний, соответствующих стандартам научности позапрошлого века, иначе говоря, - на исчезновение в качестве науки, абсолютной ценностью которой все-таки была и остается научная новизна.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие, оценку и отношение к нему как к феномену.

Для юриспруденции как науки о праве и государстве исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) юридического познания права и государства, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции.

1. (Нерсесянц) История и теория правовой мысли и юриспруденции пронизаны борьбой двух противоположных типов правопонимания (и соответствующего понимания государства). Эти два типа понимания права и трактовки понятия права условно можно обозначить как юридический (от ius — право) и легистский (от lex — закон) типы правопонимания и понятия права.

Упрощенно говоря, различие этих двух типов правопонимания состоит в следующем. Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) — к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой.

Для юридического типа правопонимания, напротив, характерна та или иная версия (вариант) различения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, те. определенное, отличное от других, социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д.

2. Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Существуют следующие типы понимания права:

Естественно-правовой (от софистов, Гераклит): смотрят на право дуалистично. Деление на право естественное и право позитивное (ius natural, ius humanum). Право естественное не создается человеком, поэтому оно справедливо и нравственно, оно первично по отношению к праву позитивному. Позитивное – создается человеком и должно соответствовать естественному. Из этого подхода выросли права и свободы человека.(см.40-42 вопросы)

Позитивистский подход: право –веление, приказ государства. (см. 37 вопрос)

Социологический тип правопонимания (вторая половина XIX века) Эрлих. Право на уровне реальных отношений (правоотношения) (см. 43вопрос)

Психологический тип (Петрожицкий): право на уровне правосознания . Ключевое понятие наши эмоции. (см.44 вопрос)

Интегративный подход – попытка объединить все(Четвернин).

Подходы XX века:

Феноменологический : право – это особый феномен, его нельзя свести ни к чему другому.

Герменевтический: право между пониманием текстов

Коммуникативный : право – это правовой диску.

Со второй половины XX века наблюдается сближение позитивистского и естественно-правового подхода (Вторая мировая война).

Как уже отмечалось, юридическое познание, основанное на марксистско-ленинской теории отражения, относится к специальному, т.е. такому, которое (как, например, врачебная диагностика) осуществляется в рамках практической деятельности и для нее. Юридическое позна-

ние не ставит своей целью выяснение закономерностей данных явлений, их глубинной социально-политической, экономической сущности1, в то же время оно и не является стихийно-случайным (бытовым), а носит направленный характер, нацелено на изучение данных фактов, обстоятельств в связи с практическими задачами – применением юридических норм2. Таким образом, юридическое познание имеет ограниченный предмет и сравнительно ограниченные задачи. Кроме

О.В. Иванов справедливо обращает внимание на то, что «судебное познание, являясь специфическим видом человеческой познавательной деятельности, занимает как бы

Глава XXXII. Содержание и стадии правоприменительной деятельности

того, этот вид познания (особенно судебное) характеризуется особыми способами, приемами, формами установления фактов, которые в той или иной мере получают регламентацию в законодательстве.

Не будучи теоретическим (в строгом смысле), юридическое познание в социалистическом обществе опирается на данные науки. Руководящее значение здесь, как и вообще в познании объективной действительности, имеют диалектический метод, марксистско-ленинская теория отражения. Использование диалектического метода обеспечивает уяснение содержания юридических норм, исследование и оценку всех полученных фактических данных в их взаимной связи, выделение случайного и необходимого, разграничение существенных и формальных моментов и т.д.

Юридическое познание может быть: а) непосредственным и б) опосредствованным1.

Непосредственное познание (когда чувственно воспринимаемый предмет сам является предметом познания) в области применения права имеет весьма узкое значение. Сюда может быть отнесено, например, восприятие судом в процессуальных формах юридических фактов-состояний, которые продолжают действовать и в момент рассмотрения данного юридического дела и которые непосредственно познаются судом (например, непосредственное установление судом

следование как процесс познания.

1 Курылев С.В. Доказывание и его место в процессе судебного познания // Труды Иркутского государственного университета. Т. 3. Сер. Юридическая. 1955. С. 38–54; Он же. Основы теории доказывания в советском правосудии. Минск: Изд. БГУ, 1969. С. 9 и сл.; Дорохов В.Я., Николаев В.С. Обоснованность приговора в советском уголовном процессе. Госюриздат, 1959. С. 34–40; Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание. М.: Юрид. лит., 1969. С. 12–13.

Раздел четвертый. Применение права

Юридическое познание или получение знаний о государстве и праве возможно, да и в действительности происходит в различных формах. Необходимо различать по меньшей мере четыре таких формы – религия, искусство, философия, наука. Конечно, все названные способы освоения действительности тесно связаны, зачастую настолько переплетаются, что невозможно отличить одну от другой. Вместе с тем совершенно ясна и фактически неустранима разница между ними даже тогда, когда речь ведется, как в нашем случае, о познании государства и права.

В многочисленных и разнообразных исследованиях по истории человечества давно установлено, что древнейшими из дошедших до нас формами воплощения юридических знаний являются как раз религии и произведения искусства. Все они неразрывно связаны с деятельностью по управлению общими делами, обретшими на каком-то этапе форму государства. В любом случае мы можем гордиться, что юриспруденция относится к числу самых древних из всех известных человеческих занятий. История государства и права России и зарубежных стран может сказать об этом достаточно много. Мы обратим внимание на то, что в наши дни весьма значительное число государств построено на основаниях мусульманской религии, и юристы этих стран не знают другой формы извлечения юридических знаний, кроме религиозной. Подробнее об этом будет сказано в соответствующем разделе нашего пособия. Не лишне вспомнить и об Израиле, где юридическая жизнь построена на иудейской религии.

Не вдаваясь в детали, отметим, что сегодня основная масса людей в странах европейской цивилизованности получает знания по юридической проблематике почти исключительно из кино-телепродукции или литературы детективно-криминального жанра. Строго говоря, это самое нормальное явление. Не нужно забывать, что подавляющая часть населения просто правильно живет и никогда не сталкивается ни с юриспруденцией, ни с ее знатоками или повседневными вершителями. Сказанное можно воспринимать как шутку.

Надо отметить, что читающих литературу по философии права настолько мало, что об этом вообще можно не говорить. Но студентами нашего университета курс философии права изучается, правда, как мы уже сказали, только на 3 курсе. Тем, кто доучится до этого курса придется подождать, чтобы сравнить его с изучаемой на 1 курсе теорией государства и права. Разница между философией и наукой будет показана детально при прохождении курса философии на втором году обучения.

Классификация юридических наук обычно заключается в сведении их в четыре крупные группы. Во-первых, общетеоретические и исторические – теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и т.п. Во-вторых, отраслевые и межотраслевые – конституционное право, гражданское право, уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, экологическое право, финансовое право и т.п. В-третьих, прикладные – криминалистика, судебная медицина и т.п. В-четвертых, международно-правовые – международное право, международное частное право, гуманитарное право и т.п.

Для совершенно практических научных нужд, т.е. тех, что связаны с подготовкой и защитой кандидатских и докторских диссертаций, в РФ применяется Номенклатура научных специальностей, утверждаемая Министерством образования и науки (последняя редакция 2004 г.). По этой Номенклатуре все науки делятся на 21 отрасль, каждой из которых присвоен цифровой индекс. Юридические науки, выделенные в отдельную отрасль, размещаются здесь под индексом 12.00.00. В отрасли юридических наук Номенклатура выделяет 11 специальностей: 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право; 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 – природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.08 – уголовно право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность; 12.00.10 – международное право; европейское право; 12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право; 12.00.15 – гражданский процесс; арбитражный процесс. Внимательный студент заметит, что цифровая индексация (15) не совпадает с количеством специальностей (11). Так получается потому, что некоторые специальности периодически упраздняются, добавляются новые специальности, и, чтобы избежать путаницы новым присваивается и новый индекс, а устаревшие – просто опускаются.

Заключая этот раздел, обратим внимание самых вдумчивых на интересность сопоставлений перечня учебных дисциплин по образовательной программе специалиста, списка аннотированных программ магистерской подготовки, перечня научных специальностей в юриспруденции.

Читайте также: