Константиновский дворец история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый день проезжая мимо Константиновского дворца (Стрельна, Санкт-Петербург), поражаюсь его строгой красотой и большим ухоженным парком. Мысли посетить его возникали много раз, но осуществить задумку всегда казалось сложным. Ведь это режимный объект - комплекс "Дворец конгрессов", резиденция Президента России, просто так туда не попасть. Однако судьба совершенно случайно дала возможность оказаться по ту сторону забора.

Предлагаю совершить прогулку по самому Константиновскому дворцу, узнать его историю, пройтись по залам и спуститься в винный погреб.

Рассказ состоит из двух частей:
Часть 1. История Дворца, подвалы и винный погреб.
Часть 2. Прогулка по залам Дворца.

История дворца довольна грустная, много раз у нас был шанс его лишиться, однако сейчас все трудности позади.
На территории комплекса помимо самого дворца расположена гостиница, состоящая из отдельного корпуса и VIP-коттеджей, современный пресс-центр, парк с каналами и разводными мостами, а также павильон переговоров в прибрежной части нижнего парка.

История дворца в Стрельне начинается с 1715 году, когда Император Петр I задумал создать здесь парадную императорскую резиденцию, способную по масштабам и красоте затмить знаменитый Версаль. Из-за грандиозности проекта подготовительные работы затянулись на 5 лет. В разработке проекта с 1716 года участвовали Растрелли-старший, француз Ж.-Б. Леблон, успевший до своей внезапной кончины начать обустройство территории под будущий Большой Стрельнический Дворец, однако окончательным вариантом был признан проект итальянского архитектора Николо Микетти, который пообещал Петру устроить в Стрельне то, "чего еще не бывало на свете". Заложен Дворец по его проекту был в 1720 году.
Работы велись активно всего год, пока Петр не обратил внимание на Петергоф, Микетти покидает Россию, а проект подхватывают русские архитекторы М.Г. Земцов и П.М. Еропкин, которые продолжают после смерти Петра I до 1730 года. Строительство прекращается, недостроенный дворец консервируют, заколачивая окна и двери, покрываю крышу временной кровлей.
Сорок лет Дворец остается пустым и бесхозным и на протяжении всего XVIII века используется только в хозяйственных целях: в огромных сухих подвалах-гротах хранились изысканные токайские вина, толк в которых знал еще Петр I.
В 1797 году император Павел I дарит ее своему второму сыну - великому князю Константину Павловичу. Так начинается эпоха Константиновичей, которая длилась более века. Дворец обретает новую жизнь, настоящих хозяев и свое название.

Новому владельцу - цесаревичу Константину Павловичу, дворец достался в плачевном состоянии. Новый хозяин приступает к воссозданию Константиновского дворца и ставит перед архитектором А.Н. Воронихиным задачу - сохранить исторический облик здания в память о своем великом предке. По желанию цесаревича А.Н. Воронихин оставляет нетронутыми фасады, но меняет планировку самого дворца, создает лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк и предлагает свой вариант отделки гротов. Полному завершению намеченных работ помешал страшный пожар 28 декабря 1803 года, уничтоживший отделку большинства помещений. В связи с этой трагедией брат цесаревича император Александр I в начале января следующего года выделяет значительную сумму на восстановление дворца.

Законченный силуэт Дворец приобретает к 1805 году под руководством архитектор Луиджи Руска. По его проекту крыша дворца увенчивается башенкой бельведера, что явилось важным архитектурным акцентом. Константина Павловича часто можно было видеть на этой башенке, обозревающим окрестности в подзорную трубу. Являясь генерал-инспектором русской гвардейской кавалерии, Константин Павлович проводил на каменном плацу перед дворцом смотры и маневры подшефных полков, а в Военном зале принимал присягу будущих участников войны с Наполеоном. Именно поэтому в отделке Дворца так много элементов связанных с военным делом.

Поскольку прямых наследников у Константина Павловича не было, после его смерти император Николай I подарил усадьбу своему сыну Константину Николаевичу, которому в ту пору шел четвертый год. В столь нежном возрасте мальчик получил высокое звание генерал-адмирала.

В 1848 году, когда великий князь уже был женат, его супруга Александра Иосифовна с жаром взялась за наведение порядка и уюта во дворце. Были сделаны оригинальные выходы в виде чугунных фонарей из бельэтажа на Большую террасу, создана обходная галерея в западном крыле дворца.В связи с тем, что дети хозяев нередко болели и по дворцу гуляли сквозняки, - пространство между колоннами в тройной аркаде было застеклено, и там был разбит зимний сад.
Константин Николаевич, а затем после его смерти и Александра Иосифовна, возглавляли Русское Императорское музыкальное общество. В Константиновском дворце часто проводились концерты, спектакли и балы, в которых охотно участвовала вся великокняжеская семья. 10 августа 1858 года у великокняжеской четы в Стрельне родился сын Константин, в будущем известный поэт, переводчик, подписывающий свои произведения криптонимом "К.Р.". В течение всей своей жизни он хранил в сердце теплые чувства к родовому гнезду и носил на груди ладанку с землей Стрельны. Именно здесь, в Константиновском дворце, расцвела поэтическая муза "К.Р.": были написаны шестнадцать лирических стихотворений, многие из которых положены на музыку и впоследствии стали популярными романсами.

В 1892 году владелец усадьбы Константин Николаевич умирает и вплоть до 1918 года дворцом владеет его третий сын Дмитрий Константинович вместе с матерью Александрой Иосифовной. Последний владелец дворца слыл гостеприимным хозяином. Летом и осенью во дворце проживала большая семья его старшего брата Константина Константиновича. Здесь же находились и личные апартаменты их родной сестры Ольги, греческой королевы.

Разрушительную и беспощадную революцию Константиновский дворец встретил великолепием золоченых статуй и хрустальными звуками фонтанов. После расстрела большевиками последнего владельца - великого князя Дмитрия Константиновича, - начался процесс гибели дворца. Личные вещи августейших особ, книги, документы, богатейшая коллекция картин и керамики рассеивают по разным музеям, многие предметы утрачиваются безвозвратно.
После революции в бывшей великокняжеской резиденции размещают школу-колонию, затем санаторий для нервных больных, а перед самой войной курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ.
Во время Великой Отечественной войны в Константиновском дворце немцы оборудуют наблюдательный пункт. В результате массированных обстрелов и пожара от здания остался только каменный остов.



Начало XXI века стало поистине судьбоносным для Константиновского дворца. В апреле 2000 года десятки уважаемых и всемирно известных петербуржцев - Кирилл Лавров, Валерий Гергиев, Алиса Фрейндлих, Михаил Пиотровский, Вадим Знаменов, Юрий Темирканов и другие - обратились к Владимиру Путину с письмом, в котором просили срочно передать гибнущий памятник мирового значения достойному хозяину.
В 2001 году Указом Президента России В.В. Путина бывшая царская резиденция обретает новое высокое предназначение, получив статус Государственного комплекса "Дворец Конгрессов", сочетающего в себе функции государственной резиденции, музея и делового центра.


Беспрецедентные по срокам и размаху восстановительные работы начались уже в ноябре 2001 года. Двухкилометровая набережная вдоль Финского залива была поднята на 2 метра и укреплена насыпью из могучих валунов. Вновь рождены Большой, Карпиев, Форелиев, Цветочный и Мельничный пруды, восстановлена их шлюзовая система, построены новые плотины; каналы нижнего регулярного парка были одеты в гранит. Глубина Центрального канала увеличена до 3,5 м и теперь к Константиновскому дворцу можно подойти по воде.

Сооружено два десятка мостов, в том числе три разводных, соединяющих Нижний парк с Петровским островом, где расположен Павильон Переговоров. Это изящное здание с куполом выросло на месте некогда задуманного Ж.-Б. Леблоном Храма Воды. Появились четыре фонтана, ранее существовавших только на чертежах Николо Микетти.

Перед южным фасадом дворца создан парадный въезд в резиденцию, а плац, где некогда великие князья проводили военные парады и смотры, - выложен гранитными плитами и оснащен системой снеготаяния.

Здесь же 28 мая 2003 г . в торжественной обстановке был открыт памятник основателю Санкт-Петербурга и Константиновского дворца императору Петру I. Эта бронзовая скульптура является копией конного монумента, отлитого в 1910 году по проекту архитектора Карла Ремерта скульптором Густавом Шмидтом Касселем и установленного в Риге по случаю 200-летия вхождения Лифляндии в Россию.

Такова непростая история Дворца с понастоящему чудесным концом. Дворец воскрес как птица феникс практически из пепла.
А теперь на автобусах перенесемся в сам Дворец, чтобы насладиться убранством его залов.

Пересечь площадь мимо памятника Петру I и пройдя под арками можно увидеть нижний парк и вид на Невскую Губу.

Под крышой часы с точным временем, а на флагштоке флаг Российской федерации, который во время визита президента меняют на
Штандарт Президента Российской Федерации.

Но мы заходим внутрь, чтобы начать экскурсию.
В канун Нового Года, посетителей встречают елочка, снеговик и белый мишка.

Гардероб и магазин сувениров - неотъемлемые атрибуты любого музея.

Северный фасад четырехэтажный, а южный - трехэтажный. С учетом высоких потолков достигающих 8 метров лестничные пролеты насчитывают много сотен ступеней. Для облегчения передвижения, в том числе людям с ограниченными возможностями, в Дворце установлены современные лифты. Причем, лифты тут устанавливались еще в царские времена.

Сначала мы спускаемся вниз - в подвальные помещения, для того чтобы продегустировать редкие вина из коллекции Дворца.
Винная коллекция Константиновского дворца, находящаяся в винных погребах, — настоящая российская история в бутылках.

Дегустация проходит в небольших подвальных кельях. Опытный сомелье рассказывает об истории возникновения виноделия, удачных урожаях, сортовом составе вин и открывает секреты культуры винопития.

Белое Chablis Premier Cru 2001 года, красное Chateau Beaumont 2010 года и розовое Tokaji Aszu 2002 года 6 бутонов. Три цвета, три вкуса - в каждом своя изюминка, каждое по-своему неповторимо и хорошо.

Из дегустационного зала можно выйти в подвальные помещения. В них выставлены картины, скульптуры и предметы относящиеся к истории Дворца и Санкт-Петербурга.

Пройдя подвал насквозь заходим в винный погреб.

В галерее восстановленных подвалов-гротов собраны все винные пристрастия русских царей: здесь и бургундское, особо ценимое при дворах Николая I и Александра II, и шампань, введенный в дворцовый оборот Екатериной Великой, и, конечно же, токай, любимое вино Елизаветы Петровны.

Самые редкие экземпляры коллекции. Tokaji Aszu 1940 года.

Шампанское Джеймса Бонда - Bollinger.

Немецкие вина "без акцизных марок" - подарок делегаций из Германии.

Архитектурные особенности погребов – идеальны для создания оптимальных условий хранения, что позволяет поддерживать необходимо стабильную температуру для сохранности вина 13-15°С, колебание температуры и ее выход за предельные значения полностью исключены. Уровень влажности составляет 60-70%, что не допускает образования конденсата в помещении погреба, а так же создает идеальные условия для сохранения свойств винной пробки. Вино хранится в полной темноте, что благоприятно влияет на его сохранность, поскольку свет и его ультрафиолетовая составляющая пагубно влияет на вино, способствуя окислению танинов.

По каждому региону происхождения вина есть подробная информация.

Погреба представляют собой помещение с узким проходом и довольно низким потолком, в котором поддерживается специальная температура и влажность. Слева от прохода расположены комнаты, где стоят специальные стеллажи и шкафы для хранения бутылок.

Константиновский дворец

Константиновский дворец (Большой Стрельнинский дворец) – возрожденный памятник истории и архитектуры XVIII века, дворцово-парковый ансамбль в г. Стрельне, бывшая резиденция великих князей Романовых. Стоит на берегу Финского залива в 19 километрах от Санкт- Петербурга.

История Константиновского дворца

Детище императора Петра I

Царь долго искал подходящее для строительства дворца место и хотел, чтобы по своей роскоши он превзошел парижский Версаль. Приглянулась ему территория у реки Стрелка на побережье Финского залива.

Дворец был заложен в 1720 году. Император задумал, чтобы вокруг его резиденции круглые сутки струились фонтаны.11 лет ушло на составление проекта и подбор архитекторов. Окончательный выбор пал на итальянца Николо Микетти.

Большой Стрельнинский дворец

Выяснилось, что особенности почвы не позволяют питать фонтаны. Микетти не смог воплотить в жизнь проект государя. Дело продолжил мастер Б. Растрелли.

В 1750 году, несмотря на массу сложностей, Стрельнинский дворец был построен для императора России Петра Великого.

Другие владельцы

До 1917 года усадьба принадлежала российской императорской фамилии. Первый владелец – Петр Великий. В 1791 году Павел I подарил дворец своему сыну князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили современное название – Константиновский.

Новый владелец видоизменил дизайн. В античном стиле были оформлены интерьеры, возведена парадная анфилада. Последовательное размещение нескольких смежных помещений, находящихся на одной оси, придало зданию особый шарм.

Фасады украсили нарядными балкончиками, помещение бельведера позволило любоваться окрестностями прекрасного парка. Вновь расписанные залы радовали глаз сочетанием цветов и необычными сюжетами.

После революции 1917 года в усадьбе находилась школа-колония, позднее санаторий и курсы военно-морского флота.

В годы Великой Отечественной войны дворцово-парковый комплекс был почти полностью разрушен. Восстановили его к 1950 году при активном участии курсантов Арктического училища. В течение 45 лет здесь готовили метеорологов, аэрологов, радистов, гидрологов, электромехаников, судомехаников для полярных станций и торгового флота.

После ВОВ

С 1980 года после закрытия училища дворец начал приходить в упадок. В 1986 году сгорели его кровля и внутреннее убранство. Дождь и снег стал разрушать здание, превращая его в руины. Сад с ивами и дубами, в котором когда-то звучал голос Шаляпина, зарос крапивой.

Возрождение комплекса

В 2000 году дворец с окружающими его землями площадью около 200 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента Российской Федерации. С этого времени начались строительно-восстановительные работы.

90-е годы

Восстановление здания

Федеральный центр выделил на реставрацию огромные деньги. Строительные работы проходили днем и ночью.

По старинным чертежам восстановили дворцовые фасады и интерьеры, парк, систему каналов. Гидротехники углубили русла для приема яхт и речных судов. Соорудили фонтаны и мосты, три из них – разводные.

Петербургские ботаники засадили сад новыми растениями и деревьями. В результате титанических усилий Константиновский дворец восстал из небытия.

Музей

31 мая 2003 года сооружение царской эпохи предстало во всей своей красе. Благодаря спонсорской помощи от частных российских компаний, Константиновский дворец был восстановлен за 1,5 года.

Новая жизнь в 21 веке

Интерьер после реконструкции

Комплекс располагается в Стрельне, в исторической парковой зоне. Он включает:

Официальное открытие Константиновского дворца состоялось 31 мая 2003 года. Весь комплекс по праву считается одним из самых престижных мест для проведения мероприятий любого уровня.

Все залы оснащены по последнему слову техники спутниковыми средствами связи, новейшей электроникой. Недалеко – Консульская деревня, состоящая из 20 двухэтажных коттеджей, стилизованных под старину.

Зал в старинном стиле

С момента официального открытия проводят важные политические встречи, важные международные мероприятия. Здесь прошли:

Дворец конгрессов

Культурный центр

Сейчас восстановлены исторические интерьеры, открыты несколько экспозиций:

  • Летом 2005 года в коллекцию музея из Германии в рамках возврата культурных ценностей передали 4 картины.
  • В 2007 году в Константиновском дворце размещена коллекция искусства, собранная Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.
  • Здесь хранится клад Нарышкиных – собрание серебряных изделий XIX века. В коллекции свыше 2000 великолепно сохранившихся экспонатов: сервизы, кофейники, чашки, наборы ложек и ножей.

Роскошные залы дворца – это воплощение труда и вдохновения архитекторов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства. Голубой – самый большой зал Константиновского дворца был полностью воссоздан в соответствии с сохранившимися историко-документальными материалами. В настоящее время здесь проводятся государственные мероприятия, конференции, концерты классической музыки и светские приемы. Второй по величине парадный зал – Мраморный – расположен на центральной оси ансамбля и имеет потрясающий вид на Нижний парк и Финский залив. В оригинальном зале Бельведер проводятся встречи в узком кругу. Он расположен под башенкой, венчающей центральную часть дворца и стилизован по образцу адмиральского кормового салона парусного корабля. Троянский - третий по величине зал, предназначен для переговоров в узком составе и пресс-конференций.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сегодня продолжу рассказывать о достопримечательностях, увиденных нами еще во время путешествия по России в мае-июне 2008 года. Предыдущие посты можно посмотреть по тэгу "Россия" тут. В этом посте коснусь немного истории создания Константиновского дворца, что в Стрельне под Санкт-Петербургом, и покажу несколько старинных изображений этого архитектурного ансамбля.

Архитектурная доминанта комплекса — Константиновский дворец — начал строиться по проекту Н.Микетти в 1720 году и с этого обычно начинают рассказ гиды во дворце. Но вначале немного предыстории. Вот что пишется об основании садов в Стрельне во "Всеобщей истории ландшафтного искусства. Сады и парки мира" В.Я. Курбатова:

Во время своих путешествий Петр I имел возможность видеть большую часть европейских садов. В Версале он был принят с особенным блеском, осмотрел там подробно фонтаны и на гондолах проехал в Большой Трианон. Впечатление было настолько сильным, что Петр решил устроить и у себя сад не хуже того, что у французского короля.

Позже под влиянием Версаля были задуманы и Стрельна, и Петергоф. Однако судьба их была различной. При сооружении Стрельны главное внимание было обращено на разбивку сада, а в Петергофе — на фонтаны. На постройке Стрельны было затрачено мало средств, и все сооружение запущено, тогда как Петергоф украшался непрерывно.

Едва ли будет правильным считать причиной то, что в Стрельне трудно устроить фонтаны, так как там имеется речка. Вернее, что Петр предпочел Петергоф из-за близости к Кронштадту и возможности устроить лучшую гавань. Выбор Стрельны и Петергофа для устройства садов нужно признать чрезвычайно удачным, потому что береговой скат холма там довольно значителен. Это, между прочим, сразу отличает сады Стрельны от ленотровских и роднит их с итальянскими садами.

Первоначальный план Стрельны подписан Себастианом Чиприани и состоит из двора, расположенного на террасе, и партера, прорезанного тремя продольными и двумя поперечными каналами так, что образуется несколько прямоугольных островов с обрывистыми берегами. Это расположение сохранилось до нашего времени, оно не имеет никаких прототипов на Западе и было бы весьма рискованно сопоставлять его даже с датскими или шведскими садами, где воды так много. Скорее, можно видеть в этом требование самого царя и сопоставлять с тем планом, который Леблон составил для Васильевского острова.

Как бы то ни было, но в Стрельне эти каналы играют роль аллей и придают ей вид настоящего морского сада. Конечно, проект был немного искусствен, и эффект общего расположения сада был бы не виден для катающихся на гондолах. Зато можно было подъехать почти к самому дворцу и от дворца видеть, как сад сливается с морем.

По проекту Чиприани было предложено все острова партера покрыть цветниками, устроить там фонтаны и беседки, а на среднем острове насыпать холм, устроить под ним гроты, а наверху — небольшой павильон. Сам дворец фантастического плана (в виде двойной восьмерки) предполагался из двух колоннад, нагроможденных одна на другую, и должен был быть очень эффектным, хотя едва ли бы оказался удобным.

Вероятно, по этой причине Петр отказался от эффектного плана Чиприани и заменил его проектом Леблона. Леблоновский проект был далеко не столь своеобразен, но по торжественности не уступил бы постройкам А. Мансара. Этот дворец был предположен ближе к краю береговой террасы и рассчитан на отвесный обрыв последней, тогда как у Чиприани дворец помещен дальше от края, а спуски террасы очень эффектны и сложны. В этом, по-видимому, оказалась разница между школами итальянской и французской.

Во всяком случае, постановка дворца на высокой широкой террасе с гротами совершенно не похожа на остальные садовые сооружения Европы, как и то, что средина здания прорезана триумфальной аркой, чтобы из верхнего сада была видна даль моря. Вид с террасы дворца на зеленую ширь сада и на залив и вид с партера на дворец имеют мало равных себе, хотя в настоящее время партер покрыт густой травой вместо предполагавшихся цветников.

Ж.Б.Леблон, проект грота 1717 г. в Стрельне отсюда:

Дворец, проектированный Леблоном, не был выстроен, вероятно, вследствие того, что Петр увлекся устройством Петергофа; даже от самого проекта осталось мало, хотя преемник Леблона Н.Микетти сохранил и средние арки дворца с видом на море, и саму террасу, но боковые флигеля дворца не были выстроены.

В настоящее время Стрельна сохраняет свой прекрасный дворец и великолепную террасу; по краю склона, около дворца, эффектно поднимаются высокие ели. Каналы, проведенные Петром, целы. Средина партера, состоящего из островов, открыта, по краям же на островах выросли густые рощи вековых лип. Гармония несколько нарушена новыми мостами через каналы и тем, что на среднем островке выросли сосны, посаженные, по преданию, Петром Великим (сомнительно, чтобы они имели столь почтенный возраст). Большие зонтики из листвы не соответствуют стилю сада, как и вообще вся мелкая поросль побережья; сверх того, средний пролив со стороны моря уничтожен. Прямые берега каналов и темная листва квадратных липовых рощ красиво гармонируют с ширью партера. К сожалению, ни фотографией, ни чертежом невозможно передать шири стрельнинского партера и слияния его с гладью залива. Во всяком случае Стрельна — не подражание Версалю, а единственный в своем роде морской сад.

Из его предполагавшихся украшений не сохранилось ничего, кроме ворот с восточной стороны сада, но и они, может быть, относятся к более поздней эпохе. Ни гроты, ни павильоны на островах, задуманные Чиприани, не сохранились, а может быть, даже не были исполнены. Теперь остались лишь густые рощи лип, прямые каналы, темные ели и чудесные мраморные входы на террасы. По краям сада расположены участки пейзажного парка с красивыми прудами.

О планировке дворце, его перестройках и многом другом очень подробно рассказано в этой книге:

Поэтому не вижу смысла повторяться и приведу здесь лишь основные вехи истории строительства дворца.

После смерти Леблона в 1719 г. первоначальный проект резиденции в Стрельне дорабатывался итальянцами Чиприани, затем Николо Микетти. Под руководством последнего в июне 1720 г. был заложен Большой Стрельнинский дворец. Строительство здания велось интенсивно, но денег не хватало, т.к. вкладывалось много средств в возведение резиденции в Петергофе, где в августе 1721 г. состоялся пробный пуск фонтанов Большого каскада.

В августе 1721 года Ф.В. Берхгольц, побывавший в Стрельне, в своем "Дневнике камер-юнкера" записал: "Три террасы необыкновенной длины, спускающиеся уступами с горы в сад, уже готовы и снабжены надлежащими трубами для фонтанов, которые будут бить там со всех концов, что царю, как я слышал, уже теперь стоило значительных сумм. На середине верхней террасы. заложен уже фундамент обширного дворца, который, говорят, будет едва ли не великолепнее Версальского во Франции. От главного корпуса здания через все террасы спускается в сад большой широкий каскад со сводом внутри, из которого выйдет нечто вроде грота. Вода для него, для фонтанов на террасах и всех других, какие еще будут устроены в саду, проведена с высоких мест посредством дорогостоящего канала, находящегося позади дворца и так обильно снабжающего все это множество фонтанов, что они могут бить день и ночь. Непостижимо, как царь, несмотря на трудную и продолжительную войну, мог в столь короткое время построить Петербург, гавани в Ревеле и Кроншлоте, значительный флот и так много увеселительных замков и дворцов".

Архитектор Микетти под предлогом закупки скульптурных украшений для строящегося дворца уехал в Италию, захватив с собой все чертежи, и не вернулся. Строительство царских дворцов, в т.ч. и Стрельнинского с 1723 г. возглавил 35-тилетний М.Земцов. Руководили работами его помощники Усов и Еропкин, но после смерти Петра I и замужества Анны Петровны работы замедлились, а в 1730 г. последовал указ о временном прекращении строительства дворца. Почти 20 лет дворец оставался недостроенным.

Составление первого плана Стрельны и изготовление деревянной модели дворца и сада связывают с именами отца и сына Растрелли. К выполнению скульптурного декора по рисункам Н.Микетти были привлечены Б.-К. Растрелли-старший и скульптор Ф.Васса. Только в 1747 г. под руководством Б.Ф.Растрелли работы во дворце были продолжены: закончены все апартаменты, построена большая парадная лестница, многие помещения перестроены. Отделочные работы продолжались почти 10 лет.

В 1797 г. император Павел I подарил Стрельну своему сыну, великому князю Константину Павловичу. С этого времени началось возрождение великокняжеской резиденции под руководством архитектора А.Воронихина. Для нового владельца Андреем Воронихиным были в античном вкусе переделаны залы. Дворец был готов к 1803 г., но Константин Павлович вселился в личные покои годом раньше.

Однако свое второе название – Константиновский – дворец получил не по имени великого князя Константина Павловича, хотя он и оставался наследником престола, т.к. у Александра I не было детей, а несколько позднее. Константин Павлович умер в 1831 г., и дворец перешел во владение другого великого князя - Константина Николаевича, сына императора Николая I.

C весны 1844 г. наступил новый этап реставрационно-восстановительных работ в Большом Стрельнинском дворце. Специально назначенная комиссия в составе архитекторов Х.Мейера, А.Штакеншнейдера и А.Брюллова осмотрела дворец и представила свои предложения. После завершения ремонта дворец стал местом летнего пребывания великого князя Константина Николаевича и с 1847–1848 гг. за ним закрепилось название Константиновский. Работы во дворце продолжались до 1851 г. Об этих перестройках очень много где пишется и в Интернете и в книгах, посвященных дворцу, если повторять тот объем информации здесь, то придется делать 10 постов на тему. :-)

Константиновский дворец с окружающим его парком, расположенный в двух десятках километров от Санкт-Петербурга — воплощенная в жизнь мечта Петра Великого о дворцово-парковом комплексе, подобном французскому Версалю. Только свой великолепный облик он обрел уже после смерти первого российского императора.


История

Замыслом Петра I была парадная резиденция, не уступающая по роскоши самому Версалю. В поисках подходящего мета Петр обратил внимание на территорию у реки Стрелка близ Финского залива. Петр мечтал о круглосуточно струящихся вокруг фонтанах.

В 1720 году здесь заложили дворец по проекту итальянского архитектора Николо Микетти

Но, когда провели исследование местности оказалось, что почва в этих местах не способна питать фонтаны. Необходимое для решения этой проблемы гидротехническое оборудование стоило бы неоправданно дорого. К тому же чуть западнее существовал ландшафт, идеально подходящий для воплощения замысла. Здесь — в Петергофе — мечта Петра о фонтанах осуществилась во всей блистательной красе — первые из них начали работать в Нижнем парке уже в 1723 году



Между тем, после смерти Петра работы в Стрельне окончательно прекратились. Возобновились они в 1750-х года, тогда достройку дворца поручили Франческо Бартоломео Растрелли. Он произвел перепланировку, но работы вновь оказались не завершены.

К концу XVIII века, в 1797 году, дворец утратил статус императорского и перешел во владение Великого князя Константина — одного из сыновей Павла I.

В 1802 году архитектор Андрей Воронихин приступил к переделке интерьеров дворца — он оформил их в античном стиле. Уничтожил проделанную работу пожар 1803 года. После него потребовались значительные конструктивные изменения, которые были внесены под руководством Воронихина и Луиджи Руска:

  • надстроили бельведер
  • соорудили парадную анфиладу в бельэтаже

Художники Федор Щербаков и Джакомо Феррари выполнили богатое живописное убранство дворца.

Когда в 1847 году права на владение дворцом перешли к сыну Николая I князю Константину Николаевичу, во дворце вновь затеяли реконструкцию:

  • соорудили на фасадах балконы и эркеры
  • устроили домовую церковь
  • оформили личные покои в стиле эклектики

Над интерьерами дворца в этот раз работали Христиан Мейер и Андрей Штакеншнейдер

На протяжении XIX века дворец находится во владении разных представителей династии Романовых. Здесь проживали потомки Великого князя Константина Павловича:

  • Константин Константинович — внук Николая I
  • его брат — Дмитрий Константинович
  • дочь князя Дмитрия Константиновича — княжна Ольга Константиновна

После Октябрьской революции 1917 года дворец несколько раз менял свое предназначение. Здесь в разные годы действовали:

  • школа-колония
  • санаторий
  • курсы для высшего и среднего состава ВМФ

В годы Великой Отечественной войны здание дворца было разрушено до основания, остался только каменный остов. К 1950 году комплекс восстановили и здесь расположилось Арктическое училище, просуществовавшее до времени распада СССР.

В 2000 году дворцово-парковый комплекс передали в ведение Управления по делам Президента. Начались масштабные восстановительные работы, которые были завершены в рекордно быстрые сроки — в течение полутора лет:

  • углубили русло водоемов, чтобы появилась возможность принимать яхты и суда
  • реконструировали и благоустроили парк
  • соорудили мосты и фонтаны
  • по старинным чертежам восстановили фасады дворца и его интерьеры
  • выстроили отель и коттеджный поселок

Сейчас дворец является загородной резиденцией Президента России.

Архитектура и состав комплекса

На территорию дворцово-паркового комплекса можно добраться по небу, по воде или наземным транспортном.

На пристани гостей встречают Петр Великий с супругой — Екатериной I. Скульптуры — работа известного петербургского мастера Михаила Шемякина.




В состав Дворцово-паркового комплекса входят:

В 2006 году на территории комплекса появилось экскурсионное бюро. В бывших конюшнях располагается административный корпус Дворца конгрессов.

Дворец

Выстроен в стиле барокко и является архитектурным центром всего комплекса. У дворца два парадных входа:



Напротив южного входа, там где ранее был плац, принимавший военные парады и смотры, сейчас красуется конная статуя Петра Великого

Со стороны северного входа фасад дворца прорезают аркады, в которых устроены гроты. Они являются одновременно подпорным сооружением и несут декоративную функцию. Украшением в нишах служат 12 скульптур, выполненных петербургскими мастерами. Высота каждой из них почти 3 метра. Они символизируют разные добродетели: правосудие, любовь к Отечеству, мир и другие.


Венчает Константиновский дворец башенка бельведера, завершая силуэт центральной части.


Дворец вмещает залы разной площади:

  • Мраморный
  • Голубой
  • Бельведер
  • Троянский
  • Церемониальный
  • Петровский
  • Александровский
  • Николаевский
  • Константиновский
  • Павловский
  • Конференц-зал Пресс-центра

Голубой зал — самый большой зал дворца и самый торжественный: мраморные камины в стиле барокко, зеркала, позолота. В его стенах организуют государственные приемы и конференции, а также концерты классической музыки и светские приемы.



Зал Бельведер находится под башенкой, которая венчает центральную часть дворца. Оформлен в стиле адмиральского кормового салона



Общая площадь всех залов — 1483 м2, общая вместимость всех залов — 1300 человек

Читайте также: