Русский народ обвенчался со свободой кратко история

Обновлено: 05.07.2024

переворота 17 года.
Вы хорошо для себя понимаете - что такое свобода и не свобода?

Евг. Белоовечко Просветленный (22617) Лживый и унылый марксизьм-ленинизьм )

Евг. Белоовечко Просветленный (22617) Нет - полное имя - Ибн-сина - Хаттаб и т. д.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:


Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (28 марта 1868 – 18 июня 1936 г.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ Международная организация, объединявшая коммун.

Главными задачами политики в области культуры стали: формирование культуры, о.

1918 г. – открытие Социалистической академии (с 1924 г. – Коммунистическая) 1.

1918 г. – открытие Социалистической академии (с 1924 г. – Коммунистическая) 1919 г. — Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова

1921 г. – институт К. Маркса и Ф. Энгельса 1921 г. – Коммунистический универс.

1921 г. – институт К. Маркса и Ф. Энгельса 1921 г. – Коммунистический университет трудящихся Востока

1923 г. – Институт имени В.И. Ленина

1923 г. – Институт имени В.И. Ленина

В. И. Ленин еще в 1918 г. обращал внимание на перспективность изучения и осво.

В. И. Ленин еще в 1918 г. обращал внимание на перспективность изучения и освоения богатств Курской магнитной аномалии. В феврале 1919 г. во главе с академиком П. П. Лазаревым была создана Комиссия по изучению Курской магнитной аномалии; летом 1919 г. начались полевые гидрографические и магнитологические работы. Ученые установили наличие громадных залежей железной руды.

Февраль 1920 г. – создание Государственной комиссии по электрификации России.

Февраль 1920 г. – создание Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Первая из электрических станций строилась в 1919 – 1922 гг. в Подмосковной Кашире.

Великий естествоиспытатель, основатель многих научных дисциплин, общественный.

Великий естествоиспытатель, основатель многих научных дисциплин, общественный деятель В.И. Вернадский стоял у истоков создания Радиевого института в Петрограде. Это было первое в России научное учреждение, занявшееся изучением радиоактивных веществ, разработкой способов их получения и применения Владимир Иванович Вернадский (28 февраля 1863 – 6 января 1945 гг.) Российский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук; один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель научных школ и науки биогеохимии. Один из представителей русского космизма. Лауреат Сталинской премии I степени.

Работавший в годы Гражданской войны профессором Саратовского университета выд.

Работавший в годы Гражданской войны профессором Саратовского университета выдающийся биолог Н.И. Вавилов закладывал основы генетики. В 1919 г. обосновал учение об иммунитете растений Николай Иванович Вавилов (25 ноября 1887 – 26 января 1943 г.) Русский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, химик, географ, общественный и государственный деятель. Академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ.

Главную роль в создании новой школы играл Народный комиссариат Просвещения во.

Главную роль в создании новой школы играл Народный комиссариат Просвещения во главе с А.В. Луначарским Основан в 1917 г. Анатолий Васильевич Луначарский (23 ноября 1875 – 26 декабря 1933 гг.) Русский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. С октября 1917 года по сентябрь 1929 года - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции. 1920 г. – при Наркомпросе была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью; 1918 г. – реформа орфографии; 1918 г. – ВЦИК принял положение о единой трудовой школе. Школа делилась на две ступени – от 8 до 13 и 13 до 17 лет. Школьное образование объявлялось общедоступным и бесплатным

Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа —.

Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. В 1921 г. был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств. Однако этого показалось мало, и в 1922 г. был принят декрет о насильственной конфискации церковных ценностей. Против выступил патриарх Тихон, за это он был арестован.

В качестве молодежного резерва РКП(б) в 1918 г. был создан Коммунистический с.

В качестве молодежного резерва РКП(б) в 1918 г. был создан Коммунистический союз молодежи (комсомол) . Позже ему присвоили имя В.И. Ленина

«В результате усилий вождей вымуштрованная высшая школа образца 1920—1930 гг.

В 1920-е гг. новый импульс в развитии получило изобразительное искусство. Нас.

Возникли новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась «Ассоциация художн.

Кузьма Сергеевич Петров – Водкин (5 ноября 1878 – 15 февраля 1939 гг.) Россий.

Кузьма Сергеевич Петров – Водкин (5 ноября 1878 – 15 февраля 1939 гг.) Российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность. Музей: Государственная Третьяковская галерея

Картина советского художника Кузьмы Петрова-Водкина, написанная им в 1928 год.

Картина советского художника Кузьмы Петрова-Водкина, написанная им в 1928 году. На картине изображён один из моментов гражданской войны. Музей: Государственный Русский музей

Из письма художника Марка Шагала наркому просвещения РСФСР А. В. Луначарскому.

В 1920-е гг. в архитектуре получил широкое распространение стиль конструктиви.

 Классикой советской скульптуры стали работы И. Шадра («Булыжник — оружие про.

 Бурно развивалось самодеятельное театральное искусство. Поиски новых форм сц.

«Русский народ обвенчался со Свободой. Мы собираемся, и мы обязаны строить новую жизнь на началах, о которых издавна мечтали. Мы понимаем эти начала разумом, они знакомы нам в теории, но — этих начал нет в нашем инстинкте, и нам страшно трудно будет ввести их в практику жизни.

Эти слова, которые вряд ли вызовут возражения у любого россиянина, каких бы политических взглядов он ни придерживался, были написаны М. Горьким в 1917 г., в первые дни Февральской революции . Они актуальны и в наши дни, являясь своеобразным подведением итогов развития всей страны в ХХ в.: развитие было, но решения фундаментальных задач, которые стояли перед Россией сто лет назад, — экономических, политических, социальных — не было.

И вот в начале XXI в. мы стоим по большому счету перед теми же проблемами, с которыми Россия сталкивалась в начале ХХ в. (Справедливости ради надо признать — и в начале века XIX, и в начале века XVIII.) Трехсотлетний, т.е. почти уже вечный, вызов России — проблема комплексной модернизации, если точнее — проблема догоняющей модернизации, преодоления отрыва от наиболее развитых стран мира. Причем речь идет о модернизации как феномене общественной жизни, несводимом только к экономической или, скажем, военной сфере. Реальная модернизация охватывает экономику и политику, социальную жизнь и научное творчество, военное дело и библиотечное хозяйство.

В чем особенности современной модернизации? В чем особенности российской модернизации? Как соотносятся современная российская политика и задачи модернизации? Каковы риски и опасности, которые подстерегают современную Россию на путях модернизации в XXI в.? Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Создание

Значение работы

Годы показали, что предостережения писателя не были замечены. С Россией и ее народом произошло то, о чем он предупреждал. Но стоит отметить, что и сам Горький не был однозначен в своих высказываниях, его взгляды на революцию менялись с течением времени.


Структура

Народ русский

В своих заметках Горький высказывает личное мнение о войне, революции, судьбах людей, которые целиком и полностью зависят от культуры и знаний. Его смелые высказывания, полемика, противоречащая государственному аппарату правления, стали причинами того, что газету закрыли. Но слова Горького уже были написаны, пускай и не в полном объеме, но они прозвучали и продолжают звучать.

Основная идея

В своих статьях Максим Горький призывает уничтожить невежество и злобу, ведь на прогнившей почве невозможно будет зародиться новой культуре. Писатель замечает, что для русского человека работа — проклятие его жизни, а потому он не понимает ее великого смысла. Улучшить условия труда, сделать его легким и приятным можно при помощи науки. Только в любви к деятельности человек сможет достигнуть великой жизненной цели.

Выход из кризиса автор видит в бережном отношении к культурной собственности народа и в объединении работников науки и искусства для духовного воспитания масс и развития страны. Заметки Горького являются по жанру фило­софско-публицистическими эссе.

Лютые враги

Нужно воспитывать в себе отвращение к убийству и бороться, ежедневно бороться с лютыми врагами – глупостью и жестокостью.

Правда и зверства

Проблематика произведения

Одной из наиболее значимых тем в произведении является судьба русского народа. Ссылаясь на свой жизненный опыт и годы, посвященные защите порабощенных граждан, автор уверяет, что имеет полное право говорить горькую правду о народе. Ведь, по мнению писателя, людям так будет лучше, чем если им истину скажут враги, которые только и могут, что копить по отношению к ним злобу.

Другая проблема, привлекшая внимание Горького, — это то, что пролетариат выступает творцом культуры и революции. Автор с первых страниц начинает кратко предупреждать, что граждан не ждет ничего хорошего, и пытается объяснить, почему нельзя в один миг сделать социалистическим 85% населения страны, которое было крестьянским.

Культура

Основным источником культуры Горький считает книгу. Она – чистый родник духовной пищи и знаний. Но в стране уничтожаются ценные библиотеки, а книгопечатание почти прекратилось. Автор пишет, что старая власть была бездарной, но инстинкт самосохранения подсказал ей, что ее злейший враг — это человеческий мозг. Поэтому она всеми средствами пыталась затруднить интеллектуальное развитие страны. Максим Горький активно призывает своих читателей возродить интеллектуальное, культурное и духовное наследие страны.

Разочарование

Совет

В двух словах:

В переломный исторический этап 1917–1918 гг. автор в газетных заметках высказывается о войне, революции, судьбе русского народа, духовное спасение которого полностью зависит от культуры и знания.

Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:

Убийство и насилие — аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.

Говорить правду — искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война — бессмысленное истребление людей и плодородных земель. Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый. Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.

Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.

Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.

Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…

Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.

Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоённый водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, — в конце всего — это талантливый народ.

Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:

Разумеется, убить проще, чем убедить.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина — мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников. Русь не погибнет, если женщина вольёт свет в этот кровавый хаос этих дней.

Горький возмущён долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат — подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.

Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них — моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.

Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить её. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:

Политика, кто бы её ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.

Ужас, глупость, безумие — от человека, как и сотворённое им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.

Осуждение

Горький осуждает деспотичные методы Троцкого и Ленина, что полностью прогнили от власти. При них нет свободы слова, а народ – это лишь механизм, что позволяет строить социализм. Вожди вели к гибели и революцию, и людей. По книжкам они знали, как можно поднять народ, но самого народа не знали никогда. Революция должна была принести демократию, а на деле стала эпицентром насилия.

Общий характер выступлений Горького-публициста — протестующий, обличительный. Его материалы свидетельствуют о глубоком недовольстве автора всем строем жизни помещичье-буржуазного государства. Фельетоны писателя с необычайной смелостью вскрывали многие язвы провинциальной жизни: издевательство над человеческим достоинством, бесправие женщины, дикость, бескультурье, внутреннюю пустоту жизни обывателей и пр.

русской литературы книга, возникшая из коротких газетных откликов писателя

на злобу дня. Статьи Горького появлялись чуть ли не ежедневно в

революции и закрыта после Октябрьской. Она жила с 1 мая 1917 по 16 июня

1918 года, т. е. в самое переходное, переломное время.

Путь между двумя революциями — буржуазной и социалис-тической —

выработать свою позицию, свое отношение к действи- тельности, развивающимся

Правда, увидев революцию а действии, столкнувшись с откровенными

братоубийственными схватками, Горький пришел в ужас и больше не вспоминал

Он понял, как опасно призывать народ к буре, к разрушению, возбуждать

ненависть представителей одних классов к представителям других. «Вражда

Две злобы, считает Горький, у текущего дня: борьба партий и культурное

строительство. Что победит? По какому пути пойдет Россия? Из статьи в

статью он подчеркивает опасность увлечения классовой борьбой («это

наличии некоторых особенностей, как считает он, «русской психики —

Только искусство, уверен Горький, «открывает в человеке

«нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой, отвоевывая

Выход из состояния ненависти, возбужденной злобы друг к другу, как

считает он, один: «возбуждение в народе рядом с возбужденными в нем

эмоциями политическими — эмоций этических и эстетических. Художник должен

Горький не только полностью отрицает разрушенный строй, но и отрицает

положительные качества самого народа, рассматривая его как носителя

негативных свойств, присущих этой системе.

Противопоставление некультурного, звероподобного крестьянина

культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических

Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького.

Закрытие ряда газет, расстрелы, самосуды вызвали у него чувство глубокого

возмущения. Он один из первых заметил утопизм программы В. И. Ленина и

Он не может согласиться с ограничением демократии, свободы слова.

предупреждает Горький рабочий класс, что насилие над демократией приведет к

тому, что в конце концов «рабочий класс должен будет заплатить за ошибки и

горечью предсказывает Горький кровавые схватки, гражданскую войну,

окончательное падение нравственности.

Обозначив симптомы болезни, указав на ее тяжелый характер, Горький

оказался не в состоянии понять ее причины и найти правильный метод лечения.

И художник-реалист все более побеждается романтиком-утопистом. Как

наивны обращения Горького к крестьянам, которые должны будут осознать свое

несоответствие социализму и перевоспитаться. Он даже сам не замечает, как

превращается в наивного мечтателя, пытающегося увидеть в разрушенной России

будущую страну чудес. «Если мы заставим энергично работать всю массу мозга

газеты, 17 мая 1918 года. Так романтик 90-х годов, даже пройдя школу

реализма, превращается в утописта в 1918 году.

Статьи Горького этого периода становятся все более не отвечающими

помощи. Голос его последних статей звучит тихо. Он не требует, не

настаивает, не возмущается, не кричит. Он тихо просит, обращаясь неизвестно

к кому: «Надо что-то делать, необходимо бороться с процессом физического и

духовного истощения интеллигенции, надо почувствовать, что она является

И снова, как когда-то, когда Горький не принимал эгоизма крестьянского

собственника, летом 1918 года, перейдя на позиции откровенного утопического

социализма, он обрушивается и на рабочих, и на ремесленников, и на мещан,

не способных выработать в себе новые формы мышления, чувств. Уже

предлагается создавать новых людей — «необходимо ускорить рост и развитие

новых сил, необходимо тотчас же создавать условия для воспитания нового

Конечно, и сегодня иные мысли Горького вызывают желание спорить с

писателем, да и история не во всем оправдывает его, но, читая книгу,

преклоняешься перед его самоотверженным, бесстрашным умом. Перед нами

великий человек, восставший против великого времени- Буревестник, который

Раб и вождь

Тот, кто нужен миру

Единственное хорошее, что принесла революция – это равноправие евреев. Наконец люди, которые могут работать лучше, будут это делать. Горький изумляется тому, что евреи больше любят Россию, чем многие русские.

Выводы

Максим Горький считает, что для социально-эстетического воспитания народа этому самому народу нужно читать европейскую литературу, французские комедии и греческие трагедии. Он знает потребности рабочего класса, поэтому предлагает именно то, что они поймут и усвоят.

Горький уверен – нужно объединить интеллектуальные силы интеллигенции с силами молодых крестьян, только тогда можно будет возродить духовное богатство страны. Это есть истинный путь к свободе и культуре, над которыми политика не должна иметь власти. Ведь политика всегда отвратительна. Кто бы ее ни делал, ей всегда будут сопутствовать ложь, насилие, клевета. Автор взывает к каждому читателю, к его добрым началам, которые должны победить тьму. Только тогда возможна в стране демократия и свобода.

Расхождение взглядов с большевиками

В стране, отягощённой национальным и религиозным гнётом, только что пережившей войну и государственный переворот, первоочередными были задачи, представленные лозунгами:

  • Владимира Ленина;
  • Льва Троцкого;
  • Анатолия Луначарского;
  • Григория Зиновьева.

Писатель, упоминая своих оппонентов, стоящих у власти, обращается к пролетариату с предупреждением, что его ведут на гибель и используют как материал, ведь в глазах вождей рабочий — это не человек.

Читайте также: