Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач кратко

Обновлено: 05.07.2024

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Х. Хекхаузен — один из основателей этой теории — отмечал, что у человека существуют по отношению к деятельности два разнонаправленных мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

УВЕРЕННОСТЬ
И НЕУВЕРЕННОСТЬ

ЗАВИСИТ
ОТ ВЗРОСЛЫХ

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
РИСУНОЧНОЙ
МЕТОДИКИ

Плюсы:
· комплексность;
· быстрота процедуры обследования ребенка и обработка результатов (10–15 мин);
· сведение к минимуму социально желаемого результата.

Минусы:
· неоднозначность выводов, для правильной интерпретации необходима практика (впрочем, как и при использовании любого другого метода);
· необходимость учета внимания, памяти, моторики и др.

Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями (см. образец А и образец Б), каждую — на 1 мин.
За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы затем уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, — 14 х 14 см).

Образец А.
Образец Б.

Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая подробно описывается далее. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ РЕБЕНКОМ

Римскими и арабскими цифрами, а также строчными буквами обозначены категории содержательного анализа. Каждая из них описывается текстуально, и в дополнение к соответствующему тексту приводятся графические иллюстрации. Одновременно указывается, каким образом оценивается соответствующая деталь рисунка в баллах.
Стрелки, имеющиеся справа от графических иллюстративных примеров, отделяют сами рисунки от того количества баллов, которым они оцениваются.

I. ДИСКРЕТНОСТЬ — СОЕДИНЕННОСТЬ ЛИНИЙ РИСУНКА

1а. Каждая отдельная, не объединенная с другими в группу линия оценивается в +1 балл.
1б. Каждая линия, объединенная, сгруппированная с другими, получает оценку –1 балл.
Примеры:

2а. Каждая группа параллельных линий, состоящая из трех или более одиночных линий, оценивается в +1 балл.
2б. Каждая группа соединенных друг с другом или пересекающихся линий, состоящая из трех и более отдельных линий, получает оценку –1 балл.
Примеры:

Замечание. Основное отличие одиночных линий от смешанных состоит в том, что, изображая первые, ребенок вынужден для рисования каждой линии отрывать карандаш от бумаги, в то время как вторые обычно рисуются без отрыва карандаша от бумаги. Следовательно, для того чтобы решить, имеем мы дело с дискретными или соединенными линиями, необходимо посмотреть, объединены ли друг с другом концы соответствующих линий.

Так, например, рисунок типа оценивается в +1 балл, а рисунок типа в –1 балл.

3а. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что общая длина такой линии не менее чем в три раза превышает ее высоту, и при условии, что зигзаги и волны друг с другом не пересекаются, оценивается в +1 балл.
3б. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что ее общая длина равна высоте или меньше чем в три раза превышает ее, а также при условии, что зигзаги или волны пересекаются друг с другом, оценивается в –1 балл.
Примеры:

4. Каждая геометрическая или напоминающая геометрическую фигура на рисунке ребенка оценивается в +1 балл. Сюда, например, относятся круги, прямоугольники, треугольники, спирали, звезды и иные замкнутые фигуры, не содержащие в себе крестообразных или пересекающихся линий типа или .
Примеры:

5. Каждая группа, состоящая из трех или более геометрических фигур, включенных одна в другую или сгруппированных друг с другом, оценивается в +1 балл.
Примеры:

(по поводу двух кружков см. пункт 4).
6а. Каждая группа кольцеобразных, многократно повторенных линий, имеющих в центре пустое пространство, оценивается в +1 балл.
6б. Каждая группа кольцеобразных, многократно повторенных концентрических линий, не имеющих в центре пустого пространства, оценивается в –1 балл.
Примеры:

Замечание. Этот случай необходимо отличать от случая, описанного в пункте 5, где концентрические фигуры не касаются друг друга.

7а. Каждая отдельно расположенная точка оценивается в +1 балл.
7б. Каждая увеличенная против своего естественного размера или сдвоенная точка оценивается в
–1 балл.
Примеры:

8а. Каждая группа, состоящая из трех или более отдельных точек, получает оценку +1 балл.
8б. Каждая группа, включающая в себя соединенные друг с другом точки, оценивается в –1 балл.

Общие замечания к описанной части процедуры анализа рисунков
1. Группа определяется как три или более параллельные линии, изображенные примерно одинаковым образом и расположенные на приблизительно одинаковом расстоянии друг от друга. Так, например, линии типа:

определяются как группа, и каждая из таких групп оценивается отдельно в +1 балл. Однако линии следующего типа:

II. НЕИСПОЛЬЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО
III. ДИАГОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ

Диагональными конфигурациями называются линии (фигуры), состоящие из отрезков прямых линий, соединенных друг с другом под углом от 15° до 75° по отношению к горизонтали. В ходе анализа учитывается каждая диагональная конфигурация независимо от того, является она отдельной или соединенной с другими аналогичными фигурами.
Диагональная линия, которая является частью другой целостной фигуры, в расчет не принимается и не расценивается как диагональная конфигурация. Так, например, в фигуре:

линии AB и CD не принимаются в расчет как диагональные конфигурации, поскольку они являются составными элементами другой фигуры — параллелограмма. По той же самой причине не учитываются и отдельно не оцениваются линии AB, BC, CD и DE в следующей конфигурации:

Замечание. Выделяется и отдельно оценивается каждая диагональная конфигурация, а не каждая отдельная диагональная линия. Например: оценивается в +1 балл;
оценивается в +1 балл, также оценивается в +1 балл. Однако линия оценивается в +2 балла, так как соответствующая фигура состоит из двух отдельных конфигураций.

IV. S-ОБРАЗНЫЕ ЛИНИИ

Все линии, состоящие из двух изломов, при условии, что каждый из них задает как бы противоположное направление продолжения линии, принимаются в расчет и оцениваются отдельно. Так, каждая из следующих линий:

анализируется и оценивается отдельно от остальных, получая +1 балл.
В том случае, когда S-образная линия выступает как часть другой фигуры, она не подлежит отдельной оценке и рассматривается в соответствии с критериями, представленными в пунктах 1—4.
Например:

Эта фигура не оценивается в соответствии с критерием IV.

Замечание. В отличие от случая с диагональными конфигурациями каждое появление подобного рода линий расценивается отдельно.

V. МНОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЛНООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ

Каждая линия типа

состоящая из двух или более волн, распространяющихся в одном и том же направлении, оценивается отдельно, причем все эти линии подлежат независимой оценке в +1 балл.
В том случае, когда волнообразная линия является частью другой фигуры, она не рассматривается по критерию V и о ней судят на основании критериев, представленных в разделах I—IV. Например, фигура:

не относится к случаю V.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Появление каждой линии в рисунке ребенка расценивается отдельно.
2. Все линии должны оцениваться или как отдельные, или как смешанные. Кроме того, каждая из этих линий может оцениваться как диагональная, S-образная или волнистая. Таким образом, одна и та же линия одновременно может расцениваться по двум категориям или только по одной. Но ни одна из линий не может быть отнесена более чем к двум категориям, так как критерии III, IV и V являются взаимоисключающими.
Общая сумма баллов, набранная ребенком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач.
Если эта сумма, полученная путем алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребенка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов. Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребенка преобладает стремление к избеганию неудач.
В первом случае от ребенка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов. Во втором случае ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или ее потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причем соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребенка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.

ЗАМЕЧАНИЯ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА

Рис. 1а
Рис. 1б

1. Обе потребности достаточно сильны. В этом случае можно констатировать у ребенка конфликт мотивационных тенденций, в соответствии с одной из которых он постоянно будет стремиться к успехам, а с другой — избегать неудач. Для такого ребенка будут характерны сильные эмоциональные переживания, которые будут возникать в ситуациях, связанных и с успехами и с неудачами, а также долгое время продолжаться после них.
Типичные рисунки (см. 1а, 1б): лист полностью зарисован, но много лишних деталей. Рисунки импульсивных, эмоциональных детей, как правило, крупные, больше образца, штриховка небрежная, размашистая, заходящая за контуры деталей. Нажим неравномерный, но чаще сильный.

Рис. 2а
Рис. 2б
Рис. 3а
Рис. 3б

Типичные рисунки (см. 4а, 4б): рисунок тревожного, неуверенного в себе ребенка. Деталей мало, все они мелкие, сосредоточены в какой-либо одной части листа (только внизу, или только вверху, или сбоку). Много свободного места. Такие дети любят пользоваться ластиком, обводить линии несколько раз. Штриховка обычно тщательная, иногда до полного закрашивания.
Типичные сочетания личностных качеств ребенка в зависимости от направленности мотивации представлены в таблице.

Рис. 4а
Рис. 4б

ПРИМЕЧАНИЕ
Эти рекомендации по оцениванию нельзя понимать буквально, ведь личностные качества детей могут сочетаться. Например, импульсивные дети могут быть тревожными, а безразличные часто скрывают за этим неуверенность.

Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха

В психологии выделяют два вида мотивации: мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха. Наиболее пристально изучением этих видов мотивации занимался Хайнц Хекхаузен. Он же создал проективную методику, направленную на изучение того, какой из этих двух видов мотивации преобладает у человека.

Мотивация избегания неудач

Мотивация достижения успеха

Мотивация достижения успеха способствует тому, что человек в своём поведении и жизни в целом направлен на достижение целей, на преодоление препятствий, на получение желаемого. Такой человек более смел и решителен, не боится рисковать, старается ставить цели и идти к их достижению.

Как видно из описаний и примеров, эти два вида мотивации противоположны друг другу: мотивация избегания побуждает человека удаляться от нежелательного, а мотивация достижения — двигаться к желаемому.

Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха в поведении

В нашем поведении между мотивацией избегания и мотивацией достижения должен быть баланс, но с небольшим перевесом в сторону мотивации достижения успеха. Рассмотрим, почему.

Чем опасна мотивация избегания неудач

Руководствоваться в своём поведении исключительно мотивацией избегания неудач — гиблое дело.

Чем опасна мотивация достижения успеха

Если руководствоваться исключительно мотивацией достижения успеха, то можно также придти к нежелательным последствиям. Ведь смел не тот, кто не боится, а тот, кто вопреки страху продолжает делать то, что от него требуется.

Осознавать трудности и опасности, с которыми можно столкнуться на пути к достижению своих целей, необходимо. И по возможности даже избегать их. В противном случае, добившись цели, можно придти к нежелательным последствиям, которые омрачат радость достижения.

Например, слишком усердная работа может привести к истощению. В этом случае на радость от достижений не остаётся сил. Во избежание истощения необходимо иногда отдыхать. Иногда — отдыхать, а не совсем отказаться от работы под страхом усталости.

Таким образом, для нашего же психологического благополучия и насыщенного чувства удовлетворенности жизнью, наш мотивационный акцент с трудностей и опасностей должен смещаться на достижение желаемых целей.

Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач в работах ученых

Мотивация достижения – это разновидность мотивации деятельности, которая связана с потребностью человека добиваться успеха.

Изучение мотивации достижения успеха, её закономерностей и проблем, относится к значимому направлению в психологии. Для осуществления той или иной деятельности нужен достаточный уровень мотивации. Когда уровень мотивации очень высокий, то это может привести к негативным эмоциональным реакциям, например, стрессу, волнению, напряжению, поэтому он не всегда будет наилучшим.

Мотивационная сфера имеет свою иерархию и представляет собой систему, которая развивается в течение жизни.

Мотивация к достижению успеха, впервые выделенная Г. Мюрреем, является стремлением к успеху и высоким результатам в деятельности.

Работу над проблемой мотивации достижения продолжали и другие ученые. Например, по мнению американского ученого Д. Макклелланда, потребность в достижении является бессознательным побуждением к достижению стандарта совершенства.

При этом он выделяет черты ярко выраженной мотивации достижения:

  • приоритет в решении задач средней степени сложности в условиях максимального побуждения мотива;
  • высокие результаты не всегда являются следствием мотива достижения;
  • личная ответственность за выполнение какой-либо деятельности при условии, что ситуация будет низкого или умеренного риска и успех не будет зависеть от случайностей;
  • адекватная обратная связь, позволяющая получать сведения о результатах деятельности;
  • поиск эффективных новых способов выполнения задач.

Немецкий психолог Х. Хекхаузен мотивацию достижения представляет как «попытку увеличить способность человека ко всем видам деятельности или сохранить эту способность максимально высокой. Он считает, что идея достижения чего-либо предполагает две возможности – достигнуть успеха или потерпеть неудачу.

Готовые работы на аналогичную тему

Проявляется мотивация достижения, когда та или иная деятельность предполагает возможности для совершенствования, а решаемые задачи должны быть средней степени сложности. Ориентируется мотивация достижения всегда только на определенный конечный результат, причем цели могут постоянно пересматриваться.

Что касается отечественной психологии, то наиболее значимым автором, занимающимся разработкой этой проблемы, был А.Н. Леонтьев. По его мнению, мотив – это объективное, что побуждает и направляет деятельность, удовлетворяя потребности.

Мотивацию достижения Т.О. Гордеева понимает как мотивацию деятельности, которая связана с целенаправленным преобразованием себя, других людей, преобразованием субъектов окружающего мира.

Таким образом, мотивация достижения успеха – это сила, которая вызывает определенные действия, приводящие к успеху, что проявляется в определенной направленности, интенсивности и настойчивости деятельности.

Стремление к успеху говорит о сильных волевых качествах человека.

Мотивация же избегания неудач понимается как выработанный механизм избегания ошибок и неудач и определяет индивида как малоактивного в достижении цели.

Безусловно, мотивация к достижению успеха способствует развитию личности.

Исследование мотивации достижения успеха

Мотивация достижения успеха направлена на конечный результат, который можно получить благодаря способностям человека, и по своей сути она ориентирована на цель.

Рисунок 1. Классификация мотивов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мотивация достижения успеха подталкивает человека к естественному результату действий, связанных друг с другом. В действиях должна быть четкая последовательность. Человек данного типа мотивации активен и инициативен и ищет способы для преодоления встречающихся препятствий. Свое будущее такие люди, обычно, планируют на далекую перспективу.

Как показывают исследования, у человека есть не только образы побуждающих объектов, но и образы возможных его действий.

В исследовании используется опросник Элерса – с его помощью определяются две составляющие мотивации достижения – стремление к успеху и боязнь неудачи. Цель исследования заключалась, прежде всего, в том, чтобы выявить общепсихологические закономерности.

Факторный анализ показывает, что в структуре мотивации, которая диагностируется этими способами, выделяются два фактора:

  1. мотивация избегания неудач по Г. Хекхаузену и по Элерсу и мотивация стремления к успеху по Г.Хекхаузену с отрицательным знаком;
  2. мотивация стремления к успеху по Элерсу.

В ходе исследования и анализа мотивации достижения были собраны и противоречивые факты, которые говорят о противоположных тенденциях в структуре этого мотива.

Кроме этого исследование показало, что мотивация достижения не носит генерализованного характера. Безусловно, есть люди, которые стремятся всё сделать самым лучшим образом, но это ярко выраженное стремление достигает уровня акцентуации или, как говорят психологи, перфекционизма.

Диагностика мотивации достижения должна использовать комплекс методик, включая проективные техники, опросники, выявляющие знания человека о себе.

Анализ результатов должен быть качественным и тщательным, потому что в них может проявляться социальный опыт в решении таких задач, а не мотивационная тенденция.

Мотивация достижения связана с ситуациями, значимыми для человека и вероятность успеха или неудачи, как следствие может оцениваться в соответствии с этой значимостью, а не только оценкой своих способностей.

Исследование мотивации избегания неудач

Мотивация избегания неудач может стать помехой на пути к гармоничной жизни человека. Она имеет свои минусы:

  • пренебрежение важными делами и стремление заниматься срочными;
  • страх перед новым делом приводит к упущенным возможностям;
  • негативный стиль мышления может стать привычкой и привести к заниженной самооценке и отсутствию веры в себя.

Мотивация избегания совсем не приговор и, кроме минусов, у неё есть свои плюсы, а человек с таким типом личности может быть благополучнее тех, кто настроен на успех.

Не надо бросаться и переделывать себя, потому что любой тип мотивации является частью жизни. Переделав свой тип мотивации по образцу успешных людей можно приобрести разнообразные психологические проблемы.

Существующая методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач принадлежит Т. Элерсу. Его тест определяет, насколько сильно человек ориентирован на защиту. Его методика основана на теории о балансе мотива достижения успеха и мотива к избеганию неудач. Соотношение этих мотивов при встрече с препятствием определяет поведение человека. Когда уровень защиты высокий, то у человека возникает страх перед несчастным случаем, а это значит, что чаще можно попасть в подобную ситуацию. Человек, боящийся неудач, предпочитает малый или очень большой риск, потому что неудача в таком случае, не угрожает его престижу.

На установку защитного поведения в работе влияние оказывают такие факторы - предполагаемый риск и его степень, мотивация, которая преобладает, имеющийся опыт неудач на работе.

Установку на защитное поведение усиливает ситуация, когда нужный результат можно получить без риска и когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю.

Безопасный результат при рискованном поведении ослабляет мотивацию к избеганию неудач.

Исследования показали, что средний уровень риска предпочитают люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, а боящиеся неудач предпочитают крайности – или малый, или слишком большой уровень риска.

Чем выше мотивация к успеху, тем ниже готовность к риску. Мотивация к успеху оказывает влияние даже на надежду на успех – надежда на успех будет значительно скромнее при сильной мотивации к успеху.

Мотивация на избегание неудач является негативной мотивацией. Человек с данным типом мотивации испытывает потребность избежать срыва, наказания, неудачи и, начиная какое-либо дело он заранее боится того, что пойдет что-то не так и думает о том, как можно будет избежать эту гипотетическую неудачу.

И мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания (боязнь неудач) направлены на получение результата , только вот способы, характер поведения, эмоций и состояний абсолютно разные.

Люди с выраженной ориентацией на успех (те, у кого преобладает мотивация достижения) предпочитают оптимистичный взгляд на жизнь, рассматривают задачи как стимул к движению вперед, к развитию, реагируют на появление препятствий с оптимизмом и энергией. Они опираются на свои способности (реально их оценивая и развивая), прилагают усилия к достижению цели, считают, что во многом только от них самих зависит успех. Присутствует также ощущение контроля над собственной жизнью – ты сам капитан своего корабля.

И вот возникает вопрос: если и мотивация достижения и мотивация избегания помогают достичь желаемого, так почему же не остановиться на мотивации избегания, ведь она дает возможность продумать и заранее подготовиться к сложностям…

Нельзя говорить о чистых типах ориентации либо только на успех либо на избегание неудач. Это именно преобладаение того или иного типа достижения

Читайте также: