Описание картины м в нестеров и п павлов 6 класс обществознание кратко
Обновлено: 02.07.2024
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) родился в Уфе в купеческой семье. В 1874 г. по желанию отца мальчик приехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище, однако не сдал экзамены, поэтому поступил в реальное училище К. П. Воскресенского. Увлёкся живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были такие известные художники, как П. С. Сорокин, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В 1881 г. переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств, однако вскоре вернулся в Москву, в Училище живописи, где теперь его учителем стал А. К. Саврасов, а впоследствии В. Е. Маковский.
После революции 1917 г. художник остался работать в Советской России. Нестерову было 73 года, когда группа учёных предложила ему написать портрет академика И. П. Павлова, знаменитого на весь мир физиолога. Художник с уважением относился к научным достижениям учёного, однако первоначально перспектива работы над портретом Павлова не увлекала Нестерова. Фотографии учёного, которые были представлены вниманию художника, не вдохновляли его на труд над портретом изображённого на них человека.
Всё изменила личная встреча. Самобытная, непосредственная, эмоциональная личность Павлова, которому на тот момент было 85 лет, произвела на художника глубокое впечатление, которое он и вложил в портрет знаменитого физиолога. Нестеров неоднократно бывал у Павлова в его доме в деревне Колтуши (Ленинградская область), делал зарисовки. Общение художника и учёного вскоре переросло в дружбу.
Нужно несколько слов сказать об академике Павлове. Несомненно, личность незаурядная.
Так как для семинаристов в то время существовали значительные ограничения в выборе университетских специальностей, Павлов поступил сначала на юридический факультет, откуда через 17 дней перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Специализацией он выбрал физиологию животных.
В результате многолетних экспериментов И. П. Павлову удалось впервые сформулировать принципы и основные понятия (подкрепление, условный и безусловный рефлексы) физиологии высшей нервной деятельности. Таким образом, Павлов стал основоположником науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Получил мировое признание и в 1904 г. за работу по физиологии пищеварения удостоился самой престижной награды — Нобелевской премии в области медицины и физиологии.
На картине Нестерова Павлов изображён на террасе своего дома в деревне Колтуши. Учёный сидит в кресле боком к зрителю. Фигуру Павлова художник поместил в правой части картины. Поза, в которой изображён знаменитый физиолог, полна энергии: хотя Павлов сидит за столом, во всём его облике ощущается внутренний порыв. Несмотря на солидный возраст, учёный держится очень прямо. Плечи развёрнуты; слегка согнутые в локтях руки, не касаются подлокотников кресла. Экспрессивно сжатые в кулаки ладони лежат на столе поверх листа бумаги. Волевое лицо изображено в профиль. Взгляд учёного сквозь очки устремлён мимо зрителя — чувствуется, что этот человек погружён в свои мысли, но не в меланхолическую задумчивость, а в бурную работу мозга, возможно, он даже мысленно спорит с кем-то или тщательно анализирует какие-то факты или гипотезы.
Одет учёный в тёмный костюм, из-под которого выглядывают белые манжеты и воротничок рубашки. Тёмная одежда Павлова и тёмное дерево кресла, в котором он сидит, контрастируют со светлыми тонами фона.
Свою молодость Михаил Нестеров посвятил религиозной живописи, росписи храмов. Но в советское время ему пришлось искать новое поприще, и он сосредоточился на портретах. Так, одной из самых ярких его работ стал портрет академика Ивана Петровича Павлова.
На картине изображен пожилой интеллигентный мужчина – у него седые волосы и борода, очки с круглыми стеклами, строгий сюртук. Академик сидит за столом, его руки вытянуты вперед и напряженно сжаты. По словам друзей и родственников, этот жест был характерен для ученого, он свидетельствовал о внутреннем сосредоточении и напряженной работе ума. То же выражение активной умственной деятельности написано на лице Павлова – взгляд опущен вниз, губы сосредоточено поджаты, на лбу собрались морщины.
Перед ним на столе, покрытым розовой скатертью, стоит горшок с белыми цветами. Эти ненавязчивые символы уюта – свидетельство безмолвного присутствия женщины. Таким образом художник отдает дань жене академика, которая посвятила жизнь мужу и детям, подчеркивает важность ее заботы.
Пейзаж за окном прописан более обобщенно, но вместе с тем узнаваемо. Большое белое здание с зелеными крышами – это биологическая станция, физическое воплощение трудов всей жизни академика Павлова. То место, которому ученый посвятил большую часть своей жизни.
Нестеров писал портрет, пока Павлов работал и общался со своими подчиненными. Благодаря этому ему удалось точно ухватить и передать волевой деятельный характер, острый ум, любовь к своей работе. Именно такие портреты, воспевающие идеал человека трудящегося, считались образцовыми в советский век социализма. Их герои были примером для подражания для простых людей в то время, когда ценность труда возносили на пьедестал.
Но трудовой пафос – не единственная причина, по которой работа была признана идеологически правильной и получила Сталинскую премию. Оба героя – и художник, и профессор прожили значительную часть жизни в Царской России, были признаны, занимали важное место в обществе. Но они приспособились к новому строю, поддерживали Советскую власть (или не вступали с ней в явную конфронтацию), поэтому смогли соответствовать идеалу советского человека.
"Гениальный старик" И. Павлов – физиолог, академик, мыслитель. Стремительный, темпераментный, он заражал всех своей энергией, внутренним напором. Молодой задор, вихрь слов и жестов – таким увидел его впервые Нестеров и сумел показать его душевую молодость, кипение жизни в нем, страсть экспериментатора, ученого, борца.
Все в этом портрете, начиная от самого главного – головы, лица – и кончая фоном, деталями обстановки, написано Нестеровым с истинным вдохновением и настоящей душевной молодостью. Трудно поверить, что портретируемому восемьдесят пять лет, а портретисту семьдесят три.
Окт 31, 2018 | 1 комментарий
Нестеров — знаменитый художник, который большую часть своих работ посвящает религиозным мотивам и часто работает и над росписью храмов. Однако, после революции Нестеров начинает работать в направлении портретной живописи, в основном рисуя портреты своих друзей и знакомых. Но имеется и исключение. Это картина Нестерова Портрет академика Павлова.
Картина Портрет Павлова
Однажды друзья попросили художника нарисовать портрет академика Павлова. На заказ художник давно не писал, и не видя смысла в данной работе, он долго не соглашался. Но постоянные уговоры друзей сделали свое дело, и миру была представлена первая версия портрета Павлова. В тот момент автор полотна был уже немолодым и знаменитым. По мнению художника портрет вышел неудачным. Академик Павлов выглядел на нем просто очередным знакомым стариком. Художнику же хотелось большего, поэтому в 1935 году он и пишет новую версию картины, что стала более углубленной в работе над образом знаменитого академика. Так появилась известная в наше время картина М.В. Нестерова Павлов, что находится сейчас в Третьяковской галерее. Первая же версия картины представлена зрителю в Русском музее.
Описание картины
Что же представляет собой картина Нестерова Портрет Павлова? Мы видим академика Павлова, который находится в светлой комнате и сидит за столом. Перед академиком лежит журнал с результатами его опытов. Сам Павлов слегка откинулся на спинку стула. На его лице мы замечаем некое раздумье. Может это неудовлетворительные результаты его работы, и он уже понял где ошибся. А может успел задумать что-то новое. В любом случае, хоть и читается некая усталость на его лице, академик готов к новым экспериментам и открытиям. Он сосредоточен и готов трудиться.
На портрете автор изображает Павлова в костюме. Все лаконично и без лишних деталей. Нет лишнего ни в образе, ни в интерьере. Даже вид за окном, где просматривается городок, не отвлекает зрителя от портрета. А между тем, погода на улице замечательная. Но работа и исследования — прежде всего, чем и занимается академик.
Читайте также: