Описание картины м в нестеров и п павлов 6 класс обществознание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) родил­ся в Уфе в купеческой семье. В 1874 г. по желанию отца мальчик приехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище, однако не сдал экзамены, поэтому поступил в реальное училище К. П. Воскре­сенского. Увлёкся живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его на­ставниками были такие известные художники, как П. С. Сорокин, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В 1881 г. переехал в Петербург, где поступил в Ака­демию художеств, однако вскоре вернулся в Москву, в Училище живописи, где теперь его учителем стал А. К. Саврасов, а впоследствии В. Е. Маковский.

После революции 1917 г. художник остался ра­ботать в Советской России. Нестерову было 73 года, когда группа учёных предложила ему написать порт­рет академика И. П. Павлова, знаменитого на весь мир физиолога. Художник с уважением относился к научным достижениям учёного, однако первоначаль­но перспектива работы над портретом Павлова не увлекала Нестерова. Фотографии учёного, которые были представлены вниманию художника, не вдох­новляли его на труд над портретом изображённого на них человека.

Всё изменила личная встреча. Самобытная, непо­средственная, эмоциональная личность Павлова, ко­торому на тот момент было 85 лет, произвела на ху­дожника глубокое впечатление, которое он и вложил в портрет знаменитого физиолога. Нестеров неодно­кратно бывал у Павлова в его доме в деревне Колтуши (Ленинградская область), делал зарисовки. Общение художника и учёного вскоре переросло в дружбу.

Нужно несколько слов сказать об академике Пав­лове. Несомненно, личность незаурядная.

Так как для семинаристов в то время существовали значительные ограничения в выборе университетских специальностей, Павлов поступил сначала на юриди­ческий факультет, откуда через 17 дней перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Специали­зацией он выбрал физиологию животных.

В результате многолетних экспериментов И. П. Пав­лову удалось впервые сформулировать принципы и ос­новные понятия (подкрепление, условный и безуслов­ный рефлексы) физиологии высшей нервной деятель­ности. Таким образом, Павлов стал основоположни­ком науки о высшей нервной деятельности и представ­лений о процессах регуляции пищеварения. Получил мировое признание и в 1904 г. за работу по физио­логии пищеварения удостоился самой престижной награды — Нобелевской премии в области медицины и физиологии.

На картине Нестерова Павлов изображён на тер­расе своего дома в деревне Колтуши. Учёный сидит в кресле боком к зрителю. Фигуру Павлова художник поместил в правой части картины. Поза, в которой изображён знаменитый физиолог, полна энергии: хотя Павлов сидит за столом, во всём его облике ощущает­ся внутренний порыв. Несмотря на солидный возраст, учёный держится очень прямо. Плечи развёрнуты; слегка согнутые в локтях руки, не касаются подлокот­ников кресла. Экспрессивно сжатые в кулаки ладони лежат на столе поверх листа бумаги. Волевое лицо изображено в профиль. Взгляд учёного сквозь очки устремлён мимо зрителя — чувствуется, что этот чело­век погружён в свои мысли, но не в меланхолическую задумчивость, а в бурную работу мозга, возможно, он даже мысленно спорит с кем-то или тщательно анализирует какие-то факты или гипотезы.

Одет учёный в тёмный костюм, из-под которого выглядывают белые манжеты и воротничок рубашки. Тёмная одежда Павлова и тёмное дерево кресла, в ко­тором он сидит, контрастируют со светлыми тонами фона.

Свою молодость Михаил Нестеров посвятил религиозной живописи, росписи храмов. Но в советское время ему пришлось искать новое поприще, и он сосредоточился на портретах. Так, одной из самых ярких его работ стал портрет академика Ивана Петровича Павлова.

На картине изображен пожилой интеллигентный мужчина – у него седые волосы и борода, очки с круглыми стеклами, строгий сюртук. Академик сидит за столом, его руки вытянуты вперед и напряженно сжаты. По словам друзей и родственников, этот жест был характерен для ученого, он свидетельствовал о внутреннем сосредоточении и напряженной работе ума. То же выражение активной умственной деятельности написано на лице Павлова – взгляд опущен вниз, губы сосредоточено поджаты, на лбу собрались морщины.

Перед ним на столе, покрытым розовой скатертью, стоит горшок с белыми цветами. Эти ненавязчивые символы уюта – свидетельство безмолвного присутствия женщины. Таким образом художник отдает дань жене академика, которая посвятила жизнь мужу и детям, подчеркивает важность ее заботы.

Пейзаж за окном прописан более обобщенно, но вместе с тем узнаваемо. Большое белое здание с зелеными крышами – это биологическая станция, физическое воплощение трудов всей жизни академика Павлова. То место, которому ученый посвятил большую часть своей жизни.

Нестеров писал портрет, пока Павлов работал и общался со своими подчиненными. Благодаря этому ему удалось точно ухватить и передать волевой деятельный характер, острый ум, любовь к своей работе. Именно такие портреты, воспевающие идеал человека трудящегося, считались образцовыми в советский век социализма. Их герои были примером для подражания для простых людей в то время, когда ценность труда возносили на пьедестал.

Но трудовой пафос – не единственная причина, по которой работа была признана идеологически правильной и получила Сталинскую премию. Оба героя – и художник, и профессор прожили значительную часть жизни в Царской России, были признаны, занимали важное место в обществе. Но они приспособились к новому строю, поддерживали Советскую власть (или не вступали с ней в явную конфронтацию), поэтому смогли соответствовать идеалу советского человека.

"Гениальный старик" И. Павлов – физиолог, академик, мыслитель. Стремительный, темпераментный, он заражал всех своей энергией, внутренним напором. Молодой задор, вихрь слов и жестов – таким увидел его впервые Нестеров и сумел показать его душевую молодость, кипение жизни в нем, страсть экспериментатора, ученого, борца.

Все в этом портрете, начиная от самого главного – головы, лица – и кончая фоном, деталями обстановки, написано Нестеровым с истинным вдохновением и настоящей душевной молодостью. Трудно поверить, что портретируемому восемьдесят пять лет, а портретисту семьдесят три.


Окт 31, 2018 | 1 комментарий

Нестеров — знаменитый художник, который большую часть своих работ посвящает религиозным мотивам и часто работает и над росписью храмов. Однако, после революции Нестеров начинает работать в направлении портретной живописи, в основном рисуя портреты своих друзей и знакомых. Но имеется и исключение. Это картина Нестерова Портрет академика Павлова.

Картина Портрет Павлова

Однажды друзья попросили художника нарисовать портрет академика Павлова. На заказ художник давно не писал, и не видя смысла в данной работе, он долго не соглашался. Но постоянные уговоры друзей сделали свое дело, и миру была представлена первая версия портрета Павлова. В тот момент автор полотна был уже немолодым и знаменитым. По мнению художника портрет вышел неудачным. Академик Павлов выглядел на нем просто очередным знакомым стариком. Художнику же хотелось большего, поэтому в 1935 году он и пишет новую версию картины, что стала более углубленной в работе над образом знаменитого академика. Так появилась известная в наше время картина М.В. Нестерова Павлов, что находится сейчас в Третьяковской галерее. Первая же версия картины представлена зрителю в Русском музее.

Портрет Павлова

Описание картины

Что же представляет собой картина Нестерова Портрет Павлова? Мы видим академика Павлова, который находится в светлой комнате и сидит за столом. Перед академиком лежит журнал с результатами его опытов. Сам Павлов слегка откинулся на спинку стула. На его лице мы замечаем некое раздумье. Может это неудовлетворительные результаты его работы, и он уже понял где ошибся. А может успел задумать что-то новое. В любом случае, хоть и читается некая усталость на его лице, академик готов к новым экспериментам и открытиям. Он сосредоточен и готов трудиться.

На портрете автор изображает Павлова в костюме. Все лаконично и без лишних деталей. Нет лишнего ни в образе, ни в интерьере. Даже вид за окном, где просматривается городок, не отвлекает зрителя от портрета. А между тем, погода на улице замечательная. Но работа и исследования — прежде всего, чем и занимается академик.

Читайте также: