Антагонист это в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Антагонист в художественной литературе – это персонаж, который бросает вызов главному герою произведения, срывает его планы, оказывает давление или несет угрозу для его жизни.

Функция антагониста в сюжете заключается в том, чтобы создавать проблемы, провоцировать конфликт. Когда в романе ничего не происходит, и протагонисту – положительному герою – ничто не угрожает, интересной истории не получится. Антагонист создает напряжение, дает истории импульс, заставляя читателей следить за развитием событий.

Антагонистами могут быть:

  • бывший супруг/супруга, вновь появляющиеся в жизни главного героя с какой-либо нерешенной проблемой;
  • партнер по бизнесу, распространяющий клевету про главного героя;
  • сосед, вмешивающийся в жизнь протагониста в неподходящий момент;
  • подозреваемый в преступлении, скрывающий важную информацию;
  • просто назойливый человек, который пытается помочь, но только добавляет сложностей.

Иными словами, антагонист – это оппонент протагониста, препятствие на его пути. Однако, не стоит путать его со злодеем.

Отличия между злодеем и антагонистом

Злодей – это суть характера персонажа, совокупность определенных качеств, антагонист – роль персонажа в сюжете. В то время как любой злодей по умолчанию является антагонистом, далеко не каждый антагонист – злодей в общепринятом понимании этого слова. Авторы часто используют эти понятия как взаимозаменяемые, но в действительности антагонист и злодей – неодинаковые сущности и служат разным целям в сюжете.

4 основных типа антагонистов

В литературе встречаются 4 основных типа антагонистов: подлинный злодей, рядовой антагонист, группа врагов, и внутренний враг. Разберем эти типы подробнее.

Подлинный злодей

Этот тип антагониста знаком читателям лучше всего. Темный лорд, колдун, узурпатор, преступный ум, древнее зло… Он заключает в себе истинное зло, ставит своей целью причинять вред другим, нести хаос и разрушение ради достижения своих желаний или мести.

Рядовой антагонист

Конфликт главного героя и рядового антагониста может возникнуть из-за столкновения целей, когда успех гарантирован только кому-то одному. В этом случае антагонист создает физические или психологические препятствия на пути главного героя, не обязательно с целью уничтожить соперника.

Группа врагов

Иногда протагонист вступает в конфликт не с одним человеком, а с группой людей или крупной организацией – правительством или социальной системой. Обычно враждебная группа стремится причинить ущерб или уничтожить протагониста, чтобы получить власть, богатство, отмщение или успех. Антагонист в виде группы чаще всего появляется в экшн-фэнтези, научной фантастике, психологических триллерах и приключенческих романах, нередко представляя собой организованную, системную версию злодея-одиночки.

Поскольку группа – это довольно расплывчатый и безликий образ врага, многие авторы предпочитают персонифицировать ее в лице одного героя, действующего от имени всей группы. В этом случае протагонист по-прежнему борется с группой или системой в целом, но в конфликтных ситуациях противостоит конкретному персонажу.

Внутренний враг

В заключение

Какие антагонисты в литературе произвели на вас наибольшее впечатление? Существуют ли другие типы, о которых мы умолчали? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Связанные понятия

Антигеро́й — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории). Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественные, мифические, божественные существа или персонифицированные абстрактные сущности. Процесс представления информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой.

Дева в беде (англ. Damsel in distress), или преследуемая дева — архетипичный образ, вымышленная героиня литературного произведения, картины или фильма. Дева в беде обычно является молодой и привлекательной женщиной, терзаемой ужасным злодеем или монстром и ожидающей героя, который её спасёт. Дева в беде стала одним из распространённых стереотипных персонажей художественной литературы, особенно мелодраматических произведений.

Упоминания в литературе

Давайте поговорим о вашем жизненном амплуа (фр. emploi – роль, должность, место, занятие). В том или ином этапе нашей жизни обычно можно разглядеть признаки драматических жанров: трагедии, комедии, драмы, мелодрамы, фарса, абсурда… И раз уж мы договорились рассматривать себя как игрока, действующее (или бездействующее) лицо, то каждого из нас можно отнести, например, к протагонистам (главный герой, лидер), антагонистам (действующий вопреки протагонисту, воспринимающийся как злодей) или персонажам второго плана – массовки.

Весьма интересные и важные соображения по поводу интересующего нас феномена блуждающего сюжета, помимо уже названных нами теоретиков и практиков литературного мастерства, оставили также ученые, исследовавшие народные сказки и пытавшиеся составить их систематические классификации, которые зачастую сводились именно к перечневому перечислению ведущих сюжетных конструкций. Так, известнейший фольклорист В. Я. Пропп попытался выделить основные сюжетообразующие элементы сказки, которые он назвал функциями действующих лиц[50]. Всего он выделил 31 функцию, среди которых: обращение к герою с запретом; нарушение им данного запрета; прощание героя с домом; обман со стороны антагониста (анти-героя, вредителя); нанесение вреда (зла, ущерба) со стороны антагониста; герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу; герой подвергается преследованию; герой неузнанным возвращается в родные края; герою предлагается трудная задача и т. д. и т. п.

Вообще, сцена – это фильм в миниатюре, в ней должна быть завязка, кульминация и развязка. У каждого героя в любой сцене своя цель, которую он хочет достичь. Самое сложное при написании сцены – придумать ее решение. Как герой преодолеет препятствие и достигнет цели? Как его переиграет антагонист?

Речевые позиции, участвующие в этом внутреннем диалоге, не были антагонистами: общая цель заставляла их искать наиболее подходящее для всех сторон решение. Поэтому в итоге внутреннего диалога, который мы можем назвать диалогом-согласием, героиня обрела спокойное, умиротворенное состояние и смогла заснуть.

При разглядывании анаграмматического ряда можно увидеть суровый текст-резюме: несмирение с их адом (гулом ига), ибо их ас – дут. Явная отсылка к тексту: Бармалей – не только Антагонист, выражаясь терминами фольклориста В. Я. Проппа [118], но и Ложный Герой (дутый). Т. е. вступление к поэме как бы готовит слушателя, на уровне анаграммы, к дальнейшему развитию событий, весьма драматическому, а также к несмирению со Злом.

Связанные понятия (продолжение)

Зо́мби (англ. zombie, гаит. креольск. zonbi, северный мбунду nzumbe) — мистический архетипический персонаж современной массовой культуры. Под зомби понимается оживлённый фантастическим образом труп или зомбированный живой человек — полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. В переносном смысле слово может означать одержимого человека, который находится под сильным влиянием каких-либо убеждений, увлечений или деструктивного культа.

Медиафраншиза или медиафранчайз (англ. Media franchise, ошибочно — франшиза или франчайз) — линейка медиапродукции, такой как литературные произведения, фильмы, телепередачи или компьютерные игры, связанной персонажами, антуражем и торговой маркой, и состоящей из оригинального произведения и его производных. Интеллектуальная собственность на неё может быть лицензирована другим сторонам или партнёрам для дальнейшего выпуска производных работ и/или коммерческой эксплуатации продукции в рамках мерчандайзинга.

Перезапуск или Перезагрузка (англ. Reboot) — новая версия художественного произведения (фильма, компьютерной игры, комикса и прочее), которая игнорирует события предыдущих произведений из серии, создавая новую сюжетную линию, но с теми же героями и идеями.

Безумный учёный (Сумасшедший учёный) — популярное клише и архетип персонажей в фантастических произведениях.

Продолже́ние — концепция и сложившаяся терминология, обозначающая развитие идеи художественного произведения. События при этом разворачиваются в одной и той же вымышленной вселенной и хронологически связаны друг с другом. Продолжение — часто встречающийся приём в индустрии развлечений, так как позволяет эксплуатировать коммерчески проверенную концепцию. Создание цепочки продолжений также связано с франшизой. Продолжения могут быть комбинацией различных направлений и жанров. Например, продолжением.

Черепашки-ниндзя (англ. Teenage Mutant Ninja Turtles, сокр. TMNT, в Европе — Teenage Mutant Hero Turtles, сокр. TMHT) — вымышленная команда из четырёх черепах-мутантов, которые обучаются искусству ниндзюцу со своим сэнсэем, крысой-мутантом, мастером Сплинтером. Устроив свою базу в канализации Нью-Йорка, они сражаются со злом на улицах города. Права на черепашек-ниндзя с 1987 по 1989 год принадлежали Кевину Истмену и Питеру Лэрду, с 2001 по 2009 год — Питеру Лэрду, с 2009 — Nickelodeon Animation Studio.

Фильмы о супергероях — жанр кино, посвящённый приключениям супергероев, то есть героев, которые обладают сверхчеловеческими силами (или заменяющей их техникой) и используют их для борьбы со злом. Большинство фильмов о супергероях создано по мотивам супергеройских комиксов.

Новеллиза́ция, новелиза́ция (англ. novelization) — тип книжного романа, который является художественной адаптацией сценария или сюжета другой медиа-продукции: фильма, сериала, компьютерной игры и т. д. Фактически создание новеллизации — процесс, обратный написанию сценария-экранизации.

Сюже́тная а́рка (от англ. story arc) — последовательность эпизодов в повествовательном произведении искусства, связанных общей сюжетной линией. Как правило, термин применяется только по отношению к телесериалам и комиксам, то есть к произведениям, издающимся периодически. Функция сюжетных арок заключается в том, чтобы облегчать понимание структуры и ориентацию в сюжете длительных повествований.

Киборг (сокращение от англ. cybernetic organism — кибернетический организм) — в медицине — биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, машинно-человеческий гибрид (в научной фантастике, гипотетике и т. п.).

Зомби-апокалипсис (англ. zombie apocalypse) — фантастический катастрофический сценарий фильмов ужасов, литературы ужасов и компьютерных игр: эпидемия, превращающая людей в агрессивных живых мертвецов-каннибалов и ведущая к коллапсу цивилизации. Представления о зомби и зомби-апокалипсисе с начала 2000-х годов стали бытовать не только как схема для фильмов определённого жанра, а как своеобразная универсальная модель, применимая ко множеству жанров и направлений массовой культуры.

Суперзлодей или суперзлодейка — тип злодея, чаще всего присутствующий в комиксах, экшн-фильмах и в научной фантастике.

Приключение — захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев; нежданная быль, замечательное свершение, волнующее похождение, интересное испытание, возбуждающий переворот или любовная авантюра.

Психологические ужасы (или психологический хоррор) — поджанр ужасов, который создаёт психологическое напряжение за счёт страхов и эмоциональной нестабильности персонажей. Обычно играет на архетипичном чувстве неизвестности, создающемся за счёт опасностей, встречающихся на пути персонажа.

Расы (англ. races), также разумные расы в фэнтези, а также близкой к ней фантастике, — скорее разные виды разумных существ, чем собственно расы, тем не менее, этот термин уже устоявшийся. Традиционным является разделение всех известных в придуманном мире разумных существ на несколько этносов с особой культурой и происхождением, а главное — отличающихся своими возможностями и приспособленностью к той или иной среде обитания. Расы являются одним из наиболее обязательных элементов фэнтези.

Игровой персонаж — обозначение персонажа в компьютерных играх, который управляется человеком-игроком. Управление человеком отделяет игровые персонажи от неигровых, управляемых игровым искусственным интеллектом. В подавляющем большинстве случаев игровой персонаж является протагонистом (главным героем) игры.

Городское фэнтези (англ. Urban fantasy) — литературный жанр, основанный на использовании городской мифологии. События протекают в настоящем мире в соединении с элементами фэнтези (прибытие инопланетян или неких мифологических тварей, сосуществование или противостояние человека и паранормальных существ, прочие изменения в городском порядке).

Постапокали́птика — жанр научной фантастики и фильмов-катастроф, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.

Инопланетя́нин — гипотетическое (в художественных произведениях вымышленное) живое разумное существо, являющееся на планете пребывания пришельцем с другой планеты, мира.

О́гры (фр. ogre) — персонажи кельтской мифологии, безобразные злобные великаны-людоеды, отдающие предпочтение маленьким детям.

Мех (ме́ха; англ. mech/mecha) — вид фантастических и возможных перспективных машин (наиболее часто боевых), передвигающихся при помощи ног (обычно двух или четырёх), и пилотируемых человеком, находящимся внутри.

Расска́зчик (также нарра́тор от фр. narrateur — рассказчик) — 1) тот, кто рассказывает что-нибудь, человек, умеющий интересно рассказывать; 2) некая личность (напр., персонаж), от лица которой ведётся повествование в документальном и художественном, в частности, в литературном или телевизионном произведении.

Антагонист и протагонист

Антагонист – это основной противник протагониста. Он оказывает противодействие главному герою, мешая ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом – основная движущая сила в книге.


В этой статье мы рассмотрим более детально, кто такие протагонист и антагонист. Информация об особенностях взаимодействия этих персонажей позволит лучше ориентироваться в литературных терминах.

Кто такой антагонист и какая его роль в произведении

В роли антагониста может выступать целая группа персонажей (к примеру, противостоящая главному герою банда) или отдельный персонаж. Им может быть и обезличенная сила, с которой ведёт сражение герой (техногенная катастрофа, стихийное бедствие, общество в целом).

Говоря простыми словами, антагонист – отрицательный персонаж, протагонист – положительный. Но так происходит далеко не всегда. Порой противник главного героя вовсе не всегда является отрицательным персонажем. Он может преследовать благородные цели или попросту заблуждаться.

Приведём несколько примеров антагониста как противника главного героя:

  • злая ведьма;
  • коварная любовница;
  • сумасшедший учёный-гений;
  • завистливая королева;

В произведении о Гарри Поттере в роли антагониста выступают Дурсли. Лорда Волан де Морта стоит считать как личным противником героя, так и олицетворением всеобщего зла (антагонистов сообщества добрых волшебников).

У известного во всём мире сыщика Шерлока Холмса также имеется антагонист – умный и проницательный профессор Мориарти. Этому герою присущим такие черты характера, как коварство и изворотливость. Гениальность злого профессора Мориарти заставляет Шерлока Холмса всегда держать ухо востро, расследуя новые запутанные дела.


Более актуальный для современников социальный конфликт – противоборство с организациями. Тем не менее, в армии врагов нередко выделяется некая яркая фигура, что позволяет придать произведению дополнительную интригу.

Кто такой протагонист и какая его роль в произведении

В литературе противостояние положительных и отрицательных персонажей возникает на фоне развивающегося конфликта. Как правило, определенные препятствия на пути главного героя создает его антагонист.

С помощью такого персонажа протагонист (главный герой) становится более целеустремленным, улучшает некоторые качества своего характера. Кто такой антагонист в произведениях и каково значение слова. Это литературное определение, которое чаще всего встречается в художественных произведениях.

Этим термином называют литературного героя, всячески противодействующего главному персонажу, не давая ему достичь намеченной цели.

Персонажи в литературных сочинениях

антагонист кто это

К слову антагонист антоним подобрать невозможно. При написании сценария авторы выбирают основную фигуру героя, вокруг которого разворачивается вереница событий. В большинстве книжных изданий встречаются примеры, когда действия нескольких персонажей направлены против антагониста.

В ходе развития событий антагонисты любыми способами пытаются разрушить план или предотвратить выполнение задачи. Не все школьники, и даже взрослые люди, способны понять, чем отличаются протагонист от антагониста.

Это интересно! С такими персонажами можно столкнуться как в произведениях художественной литературы, так и в телевизионных шоу, различных историях и комиксах, фильмах и видеоиграх. Изучая подобные примеры, есть возможность разглядеть все основные отличия.

Задачи антагонистической фигуры

кто такой антагонист в литературе

Ключевой целью антагонистического персонажа является противодействие главному герою, основываясь на личных побуждениях. Он всяческими способами пытается разрушить все планы протагониста. Это своего рода литературный злодей.

Это интересно! Жанр беллетристика – что это такое

Для правильного определения антагониста в литературе нужно обозначить героя, который идет к своей цели на протяжении всей истории. Персонаж, который будет всячески ему препятствовать в этом, и будет антагонистом.

И злодеи, и добрые герои обладают схожими особенностями:

  • ими движет обязанность или поставленная цель, сильное желание не попадать в определенную ситуацию,
  • преданность союзникам, друзьям, членам семьи, собственному делу,
  • обладание секретной и важной информацией,
  • плохой нрав и поведенческие недостатки,
  • легкость в приспособлении к разным переменам и препятствиям,
  • наличие неприродной силы и сверх разума,
  • способность вызвать у читателя жалость, доверие или беспокойство своими поступками.

Это интересно! Как определить и что такое понятие жанра в литературе

Разноплановость жанров

Антагонисты могут участвовать в разножанровой литературе. Описание героев в каждом виде произведений размещено в Википедии. Они выполняют разные миссии, достигают цели, которые поставлены автором.

Это интересно! Яркими примерами классического антагонизма обладают трагедии Древней Греции. На протагониста возложена положительная роль. Противодействующему персонажу отведена самая отрицательная роль.

Они плохие, поскольку проявляют упрямство в своих заблуждениях, приведших к трагедии. Отрицательные герои не обязательно злодеи, таковыми могут быть глупцы и эгоисты, от упрямства которых страдают главные персонажи.

Внимание! Антагонисты в разных жанрах обладают уникальными характерными особенностями. В комедии оба персонажа попадают в различные смешные ситуации, в которых и разворачивается их история.

В хорроре или триллере антагонистам отведена самая яркая роль, связанная с большим разнообразием натуралистических сцен. Такие герои вовлечены в убийства, насилия, безжалостно наносят молниеносный удар сопернику.

В вестерне протагонист и антагонист несколько сближаются. Им присущи похожие черты, практически одинаковое мышление. В литературе и кино, любовных романах роль антагонисток, как правило, возлагается на женщин, которые на много лет старше главных героинь. По сюжету они являются провокаторами конфликтных ситуаций. Их цель подтолкнуть протагониста к нарушению запретов.

Это интересно! Что такое кульминация

Полезное видео

Подведем итоги

Антагонисты – это отрицательные герои, задача которых свести на нет добрые намерения их соперников протагонистов. Целью негативного персонажа является разрушение всех планов главного героя всеми возможными и невозможными методами, спровоцировать его на конфликт и плохие поступки. Не стоит путать антагониста с антигероем. Основное их отличие в том, что антагонистические герои наделены исключительно отрицательными качествами.

Читайте также: