Позитивизм и постпозитивизм кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Позитивизм (от латинского positivus — позитив) — это современная западная философия XIX-XX веков, наиболее тесно связанная с культом науки, который был широко распространен в Западной Европе в течение этих двух столетий.

Часть позитивизма является антифилософской реакцией против рационализма, идеализма, спиритизма и в то же время направлена против материализма. Позитивизм противопоставляется интуиции (доктрине интуиции как наиболее важного и надежного источника знаний).

Для понимания природы позитивистской философии недостаточно просто выделить общие для ее различных форм черты, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие силы его развития. Это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях между наукой и философией, которые характерны для современности.

Д. Юм положил конец односторонней эмпирике и создал субъективно-идеалистическую, феноменально-агностическую концепцию философии, которая была направлена не только против рационалистической философии XVII — XVIII вв., но и решительно порвала с современной естествознанием ( Д. Юм отрицал объективно определенные необходимые связи и свел причинную связь к субъективно-психологической определенности).

Позитивизм

Первая историческая форма позитивизма

Позитивистская философия Конта каким-то образом связана с философией французского Просвещения XVIII века. Следуя за Просвещением, граф верил в бесконечную способность науки развиваться и в бесконечность спектра объектов, к которым могут применяться научные методы мышления. Классификация наук Конта во многом может быть воспринята как реализация заветов энциклопедистов.

По словам Конта, науки распределены по естественной иерархии (энциклопедическому закону): Математика — Астрономия — Физика — Химия — Биология — Социология.

  • От простого к сложному;
  • от абстракции к бетону;
  • Временной принцип.

Полагали, что задача философии — постичь всю совокупность наук, знание самых общих законов, систематизировать научные знания. Нельзя сводить одну науку к другой. Невозможно все вывести из одного принципа или закона. Задача философии — свести к минимуму количество этих законов.

Законы науки: все знания относительны, потому что опыт неполный.
Понятие общества: граф изобрел социологию — науку об обществе. Люди приспосабливаются к окружающей среде на протяжении всей своей жизни.

Социологическая концепция включает в себя три области:

  1. социальная статика.
  2. социальная динамика.
  3. Политика.

Функции семьи: преодоление природы эгоизма, питание.
Функции государства: генерирование социального духа.
Идеальная структура власти — союз церкви и государства.
Социальная политика. Согласование церкви и государства (нетрадиционные религии должны отойти в сторону). Философы и ученые — положительные священники.

Точно так же Конте утверждал: фундаментальный метод науки — феноменологический (описательное обобщение), т.е. ставить эксперимент, а затем пытаться обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация, полученная в результате наблюдений, т.е. теоретических конструкций, должна быть построена, но тогда она не нуждается в экспериментальном подтверждении.

Вторая историческая форма позитивизма

Тем не менее, связь между позитивизмом и реальными проблемами, существующими в науке, остается еще на стадии мачизма. Проблема соединения абстрактных понятий теории с эмпирическими данными возникает всякий раз, когда в науке происходит разделение основных категорий, когда возникает необходимость вернуться к вопросу о том, основаны ли на экспериментальных данных логические конструкции, возведенные наукой. Такая потребность остро ощущалась в науке на рубеже XIX и XX веков в связи с революцией в естественных науках.

Неопозитивизм, аналитическая философия

Неопозитивизм на Западе часто называют аналитической философией. Отходя от решения фундаментальных философских проблем, неопозитивизм фокусируется на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.

Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии — логический позитивизм или логический эмпиризм (М.Шлик, Р.Карнап, Г.Райхенбах и др.) — отражает дальнейшее укрепление негативного характера позитивистской концепции. Главной задачей логического позитивизма является разделение истинных и ложных научных высказываний. Следует отметить, что здесь различают два вида предложений: логические, когда суждения соответствуют законам и правилам логики и выражаются в математической символике; и фактические, когда выраженные предложения соответствуют смысловым данным. Логический позитивизм отвергает психологизм и биологизм философии махаизма и принимает тезис об априорном аналитическом характере предложений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-математических аксиом стало камнем преткновения как для первой, так и для второй исторической формы позитивизма).

Логический позитивизм спекулирует на реальных проблемах развития современной науки: осмысленности научных высказываний (проблема резко возросла, например, в связи с появлением теории относительности), возможности экспериментальной проверки абстрактных теоретических высказываний, эквивалентности материальной и формальной составляющих научной теории (эта проблема приобретает особое значение для современного научного знания в связи с его растущей математизацией и формализацией). В методологии научных исследований, разработанной представителями логического позитивизма, дается описание видов научной теории, присваиваются и устанавливаются некоторые виды научных определений и пояснений, которые представляют определенную ценность для логико-методологических исследований.

Постпозитивизм

Философские знания уже существенно реабилитированы в работе пост-позитивистов (после неопозитивистов), которые, как и неопозитивисты, являются приверженцами научного конструирования знаний. Некоторые философы сохранили верность неопозитивизму и по сей день. Тем не менее, начиная с середины ХХ века все больше и больше философов стали отдавать предпочтение пост-позитивизму. Постпозитивисты, в том числе такие известные ученые и философы, как Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922 — 1974 гг.), П. Фейерабенд (1924 г.), С. Тулмин (1922 г.) и другие, взяли на себя обязательство раскрыть формы и методы, позволяющие раскрыть эволюционирующее содержание научного знания.

Постпозитивизм — общее название нескольких школ философии науки, объединенных критическим отношением к эпистемологическим доктринам, разработанным в рамках неопозитивизма, обосновывающим вывод объективных знаний из опыта.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками, неопозитивистами, прежде всего в их стремлении прояснить содержание научных знаний для себя и других. В то же время, постпозитивисты довольно сильно отличаются от неопозитивистов.

Неопоситивисты были непреклонны в том, чтобы не признавать философию как науку, пост-позитивисты представляли проблему иначе: между наукой и философией нет жесткой границы, но нужно философствовать научно.

Различия между пост-позитивизмом и неопозитивизмом есть:
1) Постпозитивисты анализируют историю науки (логическую реконструкцию истории науки), есть желание через историю науки найти универсальную — основу человеческого разума;
2) Постпозитивизм ставит вопрос — каковы основные факторы развития науки: внешние или внутренние?
3) Постпозитивисты анализируют динамику, а не статику науки.

Если неопозитивисты задаются вопросом, как провести грань между философией и наукой, то пост-позитивистов интересует, что такое реальное движение науки, какие факторы влияют на науку.

В рамках постпозитивизма существуют три основных отклонения: от чисто фактических основ науки (признание ее недостижимости); от демаркации между наукой и философией (эта проблема становится второстепенной, а выбор теории — первичным); и от идей чисто линейного прогрессивного развития науки.

Теория не может быть проверена на окончательную истину, но она может быть опровергнута, сфальсифицирована, утверждал Карл Поппер. Это принцип фальсификации, который он защищал. По словам Поппера, нельзя сказать, что теория верна, потому что, как показывает история, теории, которые рано или поздно оказываются верными, обнаруживают свою неадекватность. Почти триста лет ньютоновская механика оставалась верной во всех отношениях, а затем ее заменили новые теории. Так происходит с каждой теорией, кажется, достигает стадии процветания, а затем опровергается.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Платон и Аристотель

Что такое позитивизм?

Основные идеи позитивизма

Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.

К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:

  • предоставленное философией знание обязано быть точным и обоснованным;
  • в процессе познания следует отдавать предпочтение научному методу, опираясь при этом на достижения, полученные учеными в различных областях науки;
  • главным источником получения знаний является эмпирическое познание;
  • объектом философского исследования должны стать факты, а не вызвавшие их причины;
  • в процессе работы философы не могут опираться на ценностный подход и оценочный характер исследовательской деятельности.

Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.

Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.

Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.

Сциентизм — это представление о науке как о единственно верном источнике истины, а все вопросы должны разрешаться исключительно в рамках научного метода.

Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания. Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.

Постпозитивизм

В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.

Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.

Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.

Связь позитивизма с другими научными дисциплинами

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука) и опираться на научный метод.

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распро­страненным и популярным в современную эпоху.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

Классический позитивизм.

Основателем позитивизма считается ученик Сен-Симона французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), а также Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

По мнению Огюста Конта (1798 – 1857), философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

Это значит, что:

- философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

- для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

- основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

- философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции – интеллек­туальной и технической. Вэтой связи философом были выделены: три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся: теологическая (мировоззрение основано на религии), метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании) и позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся: традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному, а позитивная (научная) – индустриальному. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы – внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер счи­тал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособ­лением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следова­тельно, и его постоянное усложнение.




Эмпириокритицизм (махизм).

А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

- во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

Неопозитивизм.

Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине XX века направлением философии был неопозитивизм.

Основными представителями неопозитивизма были:

- представители Львовско-Варшавской школы (Ян Лу­касевич (1978 – 1956) и Альфред Тарский (1902 – 1984));

- английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872 – 1970);

- австро-анлийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951).

Основная идея неопозитивизма заключается в том, что философия должна зани­маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является главным средством, через которое человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма – это принцип верификации, т.е. сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать, т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч­ного разрешения. Поэтому они должны быть исключены из философии. Таким образом, еще одной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) ставилось освобождение философии от метафи­зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постпозитивизм.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец XX в.).

В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направле­ния (естественно, обнаруживающих между собой общность):

Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 – 1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма.

Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:

1. Проблема демаркации – понятие из философской кон­цепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, от­носимого к науке. По мысли философа, научная теория не мо­жет согласовываться со всеми без исключения фактами. Необ­ходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от нео­позитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание – знание, находящееся в стадии становления.

3. Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппе­ра, утверждающий, что любое научное знание носит лишь ги­потетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий и т.п.

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука) и опираться на научный метод.

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распро­страненным и популярным в современную эпоху.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

Классический позитивизм.

Основателем позитивизма считается ученик Сен-Симона французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), а также Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

По мнению Огюста Конта (1798 – 1857), философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

Это значит, что:

- философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

- для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

- основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

- философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции – интеллек­туальной и технической. Вэтой связи философом были выделены: три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся: теологическая (мировоззрение основано на религии), метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании) и позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся: традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному, а позитивная (научная) – индустриальному. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы – внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер счи­тал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособ­лением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следова­тельно, и его постоянное усложнение.

Эмпириокритицизм (махизм).

А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

- во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

Неопозитивизм.

Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине XX века направлением философии был неопозитивизм.

Основными представителями неопозитивизма были:

- представители Львовско-Варшавской школы (Ян Лу­касевич (1978 – 1956) и Альфред Тарский (1902 – 1984));

- английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872 – 1970);

- австро-анлийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951).

Основная идея неопозитивизма заключается в том, что философия должна зани­маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является главным средством, через которое человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма – это принцип верификации, т.е. сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать, т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч­ного разрешения. Поэтому они должны быть исключены из философии. Таким образом, еще одной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) ставилось освобождение философии от метафи­зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постпозитивизм.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец XX в.).

В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направле­ния (естественно, обнаруживающих между собой общность):

Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 – 1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма.

Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:

1. Проблема демаркации – понятие из философской кон­цепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, от­носимого к науке. По мысли философа, научная теория не мо­жет согласовываться со всеми без исключения фактами. Необ­ходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от нео­позитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание – знание, находящееся в стадии становления.

3. Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппе­ра, утверждающий, что любое научное знание носит лишь ги­потетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий и т.п.

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Позитивизм - это направление философии. Его основная идея заключается в следующем: надежными и ценными являются исключительно те знания, которые получили в ходе научного познания мира, тогда как все теоретические философские построения являются шаткими и ненадежными. Направление позитивизм сформировалось в XIX-XX веках. В ходе истории это научное течение прошло 4 стадии: “первый”, “второй”, неопозитивизм и постпозитивизм.

Основные положения позитивизма

  • Единственный способ познать и изменить мир - это научные методы;
  • Наука может найти закономерности в процессах природы и жизни социума;
  • Прогресс существует, развитие мира происходит по установленным правилам.

Рис. 1. Сущность позитивизма

Первый позитивизм

Впервые это философское направление сформировалось в 30-40-х годах XIX столетия. Оно противопоставлялось традиционным на тот момент взглядам философии о происхождении всего сущего, принципах существования и т.п.

Важно! Основатель позитивизма - Огюст Конт. Также эту теорию поддерживали французы Э. Литтре и Э. Ренан, англичане Дж. Милль и Г. Спенсер, немцы Я. Молешотт и Э. Геккель, россияне Н. Михайловский, П. Лавров.

Огюст Конт - социолог и философ Франции, который, взяв за основу некоторые идеи эпохи Просвещения, высказал теорию, гласящую, что наука может прогрессировать бесконечно. Он придерживается методов выделения научных дисциплин, которые разработали энциклопедисты. Конт говорил, что любые способы использовать проблематику метафизики к практической науке невозможно, так как наука не нуждается в осмыслении и сама является основой для знания .

Рис. 2. Этапы развития позитивизма

  • детства - теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;
  • юношества - метафизическая - понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;
  • зрелости - позитивная - общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.

Второй позитивизм

Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия “махизм” и “эмпириокритицизм”. Также приверженец этого направления - французский ученых А. Пуанкаре. Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают “Теорию иероглифов”, в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений.

Рис. 3. Принципы позитивизма

Неопозитивизм

Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют “аналитической философией”. Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений.

Одним из них стал логический позитивизм - основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал “Познание”. В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский). В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия - это вид деятельности, цель которого - детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука . Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит - оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.

Постпозитивизм

  • жесткого ядра - утверждения, которые нельзя опровергнуть;
  • защитного пояса - служит для охраны ядра от опровержений, но сам может меняться;
  • негативной эвристики - методологические правила, которые определяют, какие пути исследования будут предпочтительнее.

Важно! Лакатос говорил, что программа исследований может развиваться прогрессивно, если ее теоретический рост быстрее, чем эмпирический. По мнению исследователей, концепция Лакатоса более совершенна и продумана.


Позитивизм — широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России —
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма.

  • познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
  • вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;
  • следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.
  • В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.
  • Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.
  • Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.
  • Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).

Традиционная для Нового времени философия (метафизика), по мнению О. Конта, не может быть позитивным знанием, а поэтому должна уступить место подлинным наукам — физике, химии, математике, биологии, астрономии. Правда, ни у одной из позитивных наук не было предметом изучения общество.

О. Конт нашел смелое, ответственное и продуктивное решение проблемы: он создал новую науку — социологию. В частности, в своем учении об обществе О. Конт выделил стадии общественного развития (теологическая, метафизическая и позитивная). В позитивную общество, по мнению автора, только вступало в первой половине XIX в. Социологические законы, полагал О. Конт, могут быть выведены только из фактов.

Философии в системе позитивных наук, как считал О. Конт, может быть отведена только роль методологии. В определенном смысле это была искренняя в своем стремлении принести пользу науке и обществу попытка лишить философию ее предмета. Но результат оказался иным: О. Конт заложил основы очень мощного по силе и разнообразию философских идей течения — позитивизма и тем самым существенно укрепил философию.

Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Другим крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер (1820 — 1903).

Эмпириокритицизм

Неопозитивизм

Следующим этапом развития учения О. Конта стал неопозитивизм — совокупность позиций и теорий, главной проблемой которых был анализ языка науки.

В рамках неопозитивизма возникали и развивались такие философские школы и течения, как Венский кружок, логический позитивизм, сциентизм, натурализуй, бихевиоризм и некоторые другие. Неопозитивисты стремились найти такие формы отражения процесса познания и его результатов, которые позволили бы оградить научное знание от ошибок, неточностей, двусмысленностей. Однако эта задача оказалась непростой, и хотя она до конца не была выполнена, в ходе ее решения различными учеными были выдвинуты многие интересные идеи, сыгравшие важную роль в развитии философского и научного знания.

Так, большое значение имел принцип верификации, согласно которому научными можно считать только те знания (выраженные в предложениях), истинность которых проверяется практикой. Но позже оказалось, что и сам данный принцип следует считать ненаучным, так как он не верифицируется.

Представители неопозитивизма: Мориц Шлик (1882-1936: основатель венского кружка). Рудольф Карнап (1891-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Бертран Рассел (1872- 1970) и другие вы — дающиеся ученые.

Л. Витгенштейн считал распространение понимания о законах природы как о подлинных сущностях бытия контрмифологией, которая заменила собой предшествующее ей мифологическое (не основанное на научных выводах) отношение к действительности. Наука — это только одна из языковых игр. Задача же философии заключается в определении границ мыслимого, тем самым ограничивая и немыслимое. Это позволяет внести большую ясность в понимание структуры и конструкций языка.

Постпозитивизм

На смену неопозитивизму пришли новые философские подходы и школы, стремившиеся обеспечить эффективность научною познания, исключить спекулятивный аспект из научного знания, исследовать механизмы развития науки. Нередко их объединяют одним общим названием — постпозитивизм.

По содержанию и направленности постпозитивизм, безусловно, существенно отличался от учения О. Конта. Одним из направлений работы ученых в рамках этого учения было выявление закономерностей развития научного знания.

Так. по мнению Карла Поппера (1902-1994), главная задача философии состоит в осмыслении роста научною знания, в отделении научного знания от ненаучного. В качестве основного метода философ выдвинул принцип фальсификации.

Любая теория в какой-то период времени перестает решать вновь возникающие вопросы, становится частным случаем новой, более современной теории, способной решить более широкий круг вопросов. Но и она раньше или позже также окажется несостоятельной перед лицом все более усложняющихся представлений о действительности. Всякая научная теория в свое время может быть опровергнута. Но пока теория не опровергнута, она считается истиной.

Нефальсифицирумое знание, т.е. то, которое в принципе невозможно опровергнуть (например, религиозное), научным не является.

Томас Кун (1922-1996) предложил свою версию развития научного знания. Он ввел понятие парадигма. Парадигма не является собственно теорией, так как не ставит задачу непосредственного объяснения мира, она только предлагает набор предписаний. Вместе с тем ядром парадигмы выступает какая-то фундаментальная теория, например, астрономия Птолемея, механика И. Ньютона или теория относительности А. Эйнштейна, которая играет роль своеобразного научного ориентира.

Парадигма определяет стиль научного мышления, подходы к исследованию природы. Парадигма формирует дух науки на данном этапе развития.

Иначе считал Имре Лакатос (1922-1974), концепция которого названа методологией научно-исследовательских программ. Развитие науки — результат борьбы различных научно-исследовательских программ, каждая из которых имеет четкую структуру. По мнению И. Лакатоса, программы состоят из жесткого ядра (исходные положения, неопровержимые для сторонников программы), негативной эвристики (вспомогательные гипотезы и допущения, которые снимают противоречия с аномальными фактами, новыми открытиями; защищают программу от внешней критики), позитивной эвристики (ряд доводов, предположений, направленных на развитие научного знания в рамках программы) — Программы конкурируют между собой.

На определенном этапе негативная эвристика уже не может разрешать противоречия между новыми открытиями и положениями (принципами, теориями), составляющими жесткое ядро. Побеждает другая программа — более современная и содержащая на данный момент времени меньше противоречий.

Таким образом, постпозитивизм в значительной степени может считаться современным развитием философии науки.

Читайте также: