История создания всмк кратко

Обновлено: 05.07.2024

До 1990 года задача организации медицинской помощи большому числу пораженных в чрезвычайных ситуациях невоенного характера возлагалась на медицинскую службу гражданской обороны. Согласно принципам, заложенным в основу ГОЗ, врачебная помощь пострадавшим в очаге катастрофы должна оказываться силами отрядов первой медицинской помощи (ОПМ) через 10 часов после катастрофы. Сократить время развертывания ОПМ в очаге не представляется возможным из-за громоздкой организационно-штатной структуры и слабой технической оснащенности этих формирований.

О необходимости создания в нашей стране специальной службы медицины катастроф говорили давно, особенно активно этот вопрос начал обсуждаться после Армянской трагедии (землетрясение в декабре 1988 года).

Какова главная особенность медицины катастроф в отличие от обычной медицины? Она должна решать задачу сохранения жизни и здоровья не индивидуальному больному, а большим группам пораженных.

Средства для решения этой задачи могут быть разные. Один из руководителей службы медицины катастроф Франции Эрик Семержан выделял 2 доктрины: французскую и англосаксонскую.

По англосаксонской доктрине квалифицированный врач не выходит из больницы. Специально обученные санитары и врачи-диагносты сортируют пострадавших в очаге и тех, кого ещё можно спасти, с помощью прекрасно оснащенных, быстроходных транспортных средств доставляют в клиники. Главное на этом этапе – поддерживать жизнь пораженных.

Французские медики стараются максимально приблизить госпиталь к месту катастрофы, в котором, по возможности, выполняют все сложные манипуляции, а затем уже эвакуируют раненых.

Чаще всего обе доктрины успешно взаимодействуют между собой.

Сегодня служба медицины катастроф (СМК) имеет необходимую нормативно-правовую базу, органы управления и необходимые силы и средства.

Медицина катастроф – отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на сохранение здоровья населения при СБАК (стихийных бедствиях, авариях, катастрофах), эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникающих при ЧС.

Назначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура службы медицины катастроф в России. Правовая защита здоровья граждан в условиях чрезвычайных ситуаций и в экологически неблагополучных районах.

Рубрика Медицина
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 29.03.2016
Размер файла 46,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

В 1939 г. создана для условий военного времени местная противовоздушная оборона (МПВО) с медико-санитарной службой. В июле 1961 г. МПВО реорганизована в систему гражданской обороны (ГО), включающую медицинскую службу гражданской обороны (МС ГО), также ориентированные на военное время.

Положение о ВСМК, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.02.96 г. №195.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Для лучшего понимания что из себя представляет медицина катастроф, необходимо понимать значение терминов, определений и толкований.

Чрезвычайная ситуация - внешне неожиданная, внезапно возникающая и быстро изменяющаяся обстановка при промышленных авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения. Значительным экономическим ущербом, человеческими жертвами и, вследствие этого, необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидации последствий этих аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Авария - это повреждение машин, станков, оборудования, зданий, сооружений, в результате которых человеческих жертв нет или они единичны.

Катастрофа - это внезапное событие, влекущее за собой разрушение зданий, сооружений и гибель людей. В интересах здравоохранения под катастрофой следует понимать внезапно возникшее явление природы или акцию человека, повлекшее за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медицинской помощи и защите, вызвавшие диспропорцию между силами и средствами или формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в экстренной медицинской помощи, с другой стороны.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся: внезапным нарушением жизнедеятельности населения, - разрушением и уничтожением материальных ценностей, - поражением или гибелью людей.

Экологическая катастрофа - глубокие (необратимые) нарушения экологического равновесия в природе, элементов окружающей среды, устоявшихся экологических систем и целостности их компонентов в результате разрушительного воздействия поражающих факторов опасных природных явлений, техногенных аварий и катастроф.

Антропогенная авария - опасное происшествие на объектах народного хозяйства с угрозой для жизни и здоровья людей, прямо или косвенно вызванное недостатками (ошибками) в деятельности человека.

Пораженный - это человек, у которого в результате воздействия поражающих факторов возникли нарушения здоровья.

Пострадавший - это человек, понесший в результате ЧС материальный, моральный ущерб или получивший психическое расстройство.

Экстренная медицинская помощь - помощь, оказываемая пораженным в кратчайшие сроки при угрожающих жизни и здоровью населения травмах и внезапных заболеваниях.

И так, что из себя представляет медицина катастроф?

Медицина катастроф - это отрасль медицины представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений, возникших в результате чрезвычайных ситуаций, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации чрезвычайной ситуаций.

Служба медицина катастроф - неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, обеспечивающими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям при ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

· осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Организационная структура РСЧС

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

· федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

· межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;

· региональный, территорию субъекта РФ;

· муниципальный, территорию муниципального образования;

· объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Задачи Службы медицины катастроф

1. медицинская разведка в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС),

2. медицинская сортировка пострадавших,

3. организация и оказание медицинской помощи пострадавшим,

4. организация эвакуации и эвакуация пострадавших из зоны ЧС,

5. привлечение дополнительных медицинских сил и средств для помощи пострадавшим в случае необходимости,

6. организация госпитализации пострадавших,

7. руководство действиями медицинских формирований и учреждений, администрации населенных пунктов в зоне ЧС.

8. медицинское обеспечение аварийно-спасательных работ: пожаротушения, работ по разминированию, работ по ликвидации радиационной, химической, биологической опасности, любых других видов аварийно-спасательных работ, связанных с риском для спасателей и гражданского населения (дежурство на месте проведения работ).

9. медицинское обеспечение проведения общественно-политических, спортивных и других мероприятий, связанных с массовым сосредоточением людей (дежурство на месте проведения мероприятия).

10. контроль за поддержанием готовности медицинских учреждений и формирований к работе в условиях ЧС.

11. прогнозирование возникновения ЧС и планирование действий по ликвидации медицинских последствий ЧС.

12. обучение сотрудников государственных экстренных служб методам оказания первой медицинской помощи, организация и регулярное проведение учений с сотрудниками экстренных служб по совместной ликвидации медицинских последствий ЧС.

13. научная работа по совершенствованию методов оказания экстренной медицинской помощи в условиях ЧС (совместно с другими медицинскими и научными учреждениями).

Структура службы медицины катастроф (СМК) в России

3. Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) -- учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) -- учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области (республика, автономный край и т. п.). В Москве -- свой отдельный центр Медицины Катастроф -- Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, рассматриваются как резервные формирования СМК, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ РАЙОНАХ

здоровье медицина катастрофа чрезвычайный

При ЧС граждан условно можно подразделить на три группы:

1. Граждане, пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС.

2. Граждане, осуществляющие проведение спасательных работ и оказание медицинской помощи при ЧС.

3. Граждане, проживающие в ЭНР.

Кратко остановимся на правах лиц, входящих в каждую из указанных групп, исключая общие права граждан в области охраны здоровья.

Граждане, пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС, имеют право:

5. На получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Граждане, осуществляющие проведение спасательных работ и оказание медицинской помощи при ЧС , имеют право:

1. На материальные компенсации и социальные гарантии (ст. 18 Закона о защите населения от ЧС; п. 3 ст. 21 Закона о радиационной безопасности).

2. На пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном дпя работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Граждане, не пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС и не принимавшие участия в ликвидации ее последствий, но потерявшие кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания. полученных при защите населения и территорий от ЧС. также имеют право на пенсионное обеспечение (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы (п. 6 ст. 25 Закона о спасательных службах).

Для граждан, проживающих в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными. особую важность представляет информирование об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. В целом информационные права населения находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и, более того, способствуют реализации экологических прав. Многие граждане слабо знают свои экологические права, и в частности право на получение достоверной информации о состоянии ОС (ст. 42 Конституции РФ). А это представляет собой очень серьезную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие, как право на благоприятную ОС, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [2]. Ключевая роль в указанной сфере принадлежит Основам, ст. 19 которых налагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность предоставления соответствующей информации через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам. Подобный механизм предусмотрен и в ст. 11 Закона о защите населения от ЧС и конкретизирован Порядком сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 г.). В дополнение к этому МЧС России утвердило инструкцию, согласно которой определяются сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:

· учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

· формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

· военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

· территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;

· военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

· соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

· соединения (части) радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

· аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;

· территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

· отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать её невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координацию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формирования.

Для ликвидации ЧС создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).

Подобные документы

Функции и задачи Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения России. Оказание неотложной медицинской помощи пораженным ядерным, химическим и бактериологическим оружием. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

реферат [19,8 K], добавлен 16.08.2014

Признаки чрезвычайных ситуаций. Направления борьбы с катастрофами. Медицинские профилактические мероприятия для уменьшения пагубных последствий стихийного бедствия или катастрофы. Всероссийская служба медицины катастроф, лечебно-эвакуационные мероприятия.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 23.03.2009

Определение катастрофы и медицины катастроф. Классификация чрезвычайных ситуаций. Требования к организации и ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Медицинская помощь при утоплении и тепловом ударе. Действия фельдшера или медсестры.

презентация [2,8 M], добавлен 23.11.2014

Рассмотрение задач, сил и средств по оснащению медицинским имуществом формирований службы медицины катастроф. Ознакомление с обязанностями должностных лиц по обеспечению лекарственными средствами подразделений госпиталя в режиме чрезвычайной ситуации.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 14.03.2012

Война и последствия. Медицинские проблемы. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях.

В России в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.

В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.

В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также МСГО, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой проблемы, а с другой - в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени.

В развитие требований этого постановления приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.05.90 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС.

8. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК.

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Служба медицины катастроф Минздрава России — организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

Основные задачи ВСМК

• организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

• создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

• создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

• подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация; разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

• научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Кроме того, ВСМК принимает участие

- в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, в организации постоянного медико-санитарного контроля над ними; проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;

- в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;

- в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения; проведении гуманитарных акций; обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

Принципы построения ВСМК

Территориально-производственный принцип. Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляющей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования. Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории. Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского персонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.

Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.

Организация Всероссийской службы медицины катастроф

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает:

• Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России,

• Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы

• Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;

• учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

• межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

• формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

• территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

• центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

• нештатными формированиями ВСМК;

• формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Нештатные формирования ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров санэпиднадзора, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает:

• центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;

• центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

• формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;

• лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС,

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК. Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является министр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф

Органами управления, силами и средствами Госсанэпиднадзора России на региональном уровне являются:

межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

центры регионального уровня - научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии;

координационные центры госсанэпидслужбы регионального уровня - центры Госсанэпиднадзора в гг. Москва и Санкт-Петербург, в Красноярском и Хабаровском краях, Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской областях;

центры регионального и территориального уровней - противочумные станции;

центры Госсанэпиднадзора на транспорте.

На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) - учреждение здравоохранения Российской Федерации особого типа с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они создаются), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи. Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на местном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в городах и районах.

На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляется специально назначенными должностными лицами по делам ГОЧС. В Минобороны, МВД, МПС России, других министерствах и ведомствах органами управления силами и средствами службы медицины катастроф на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители (начальники) или специально назначенные ими должностные лица органов управления соответствующих ведомственных медицинских служб.

Всероссийская служба медицины катастроф

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – это функциональная подсистема РСЧС, объединяющая органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, предназначенных для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных конфликтах. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности ВСМК осуществляет Минздравсоцразвития России через штаб Всероссийской службы медицины катастроф, а также через межведомственные координационные и совещательные органы в установленном порядке. Руководителем ВСМК является Министр здравоохранения и социального развития РФ.

Побудительным мотивом к созданию службы явилось то, что в конце 90-х XX столетия на территории страны произошло несколько крупных чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами, что обусловило к началу 90-х гг. прошлого столетия необходимость развития в стране нового научного направления в отечественной медицине – медицины катастроф – и создания новой отрасли здравоохранения – службы медицины катастроф.

  • Минздраву СССР организовать в 1990 шесть центров экстренной медицинской помощи (два – в Москве и в городах Новосибирске, Ташкенте, Хабаровске, Киеве), возложив на них подготовку службы к действиям в чрезвычайных ситуациях, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий;
  • создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и др. ресурсов;
  • Минобороны СССР сформировать в 1990 четыре многофункциональных отряда специального назначения;
  • организовать в союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;
  • осуществить в течение 1990–1991 годов на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

ВСМК создана на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (см. табл.).

Всероссийская служба медицины катастроф

К учреждениям здравоохранения ВСМК относятся учреждения здравоохранения, имеющие задание на выделение профильных и развертывание дополнительных больничных коек, и создающие медицинские формирования. К штатным и нештатным формированиям ВСМК относятся: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, специализированной медицинской помощи; экстренного реагирования, врачебно-сестринские бригады, бригады доврачебной помощи; санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки. Профиль, количество и сроки готовности медицинских учреждений, штатных и нештатных формирований, а также учреждения-формирователи, на базе которых они создаются, определяются органами исполнительной власти соответствующего уровня, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных действиях. Функционирование ВСМК осуществляется в трех режимах — повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы.

Органы управления ВСМК создаются в мирное время по решению соответствующих органов исполнительной власти. Они образуют единую систему, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, обеспечивающую надлежащее решение вопросов предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий, террористических актов и военных действий. Финансирование ВСМК катастроф осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организацией с учетом федеральных, региональных целевых программ.

Опыт работы ВСМК по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций убедительно доказал необходимость такой службы в системе здравоохранения страны, ее эффективность в деле спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и в вооруженных конфликтах. Ее функционирование и практическая деятельность на протяжении многих лет позволяют утверждать, что служба медицины катастроф является общепризнанной на всех уровнях. Она стала надежным элементом системы безопасности страны.

Источники: Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация и режимы функционирования. Гончаров С.Ф. и др. —М., 2000; Всероссийская служба медицины катастроф – подсистема единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России. Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты: Медицина катастроф и реабилитация. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. —М., 1999. Гл. 1 С.

Читайте также: