Концепция личности эдуарда шпрангера кратко

Обновлено: 04.07.2024

2. экономический человек - тип человека, который “во всех жизненных связях на первое место ставит полезность”. Это “практичный человек”, смысл его действий не в самой деятельности, а в её полезном эффекте. “Всё для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни”. Удел экономического типа - техника и естественные науки. Прототип данного типа, по Э.Шпрангеру, - Ж.Ламетри. Ценность познания для экономического человека - направленность на познание того, что приносит пользу себе, коллективу, человечеству. Э.Шпрангер различает и другие, особые формы экономического типа на основании объекта практической, то есть профессиональной деятельности: земледелец, скотовод, книжный издатель и др. Однако он подчёркивает, что уже во времена Руссо лишь один крестьянин представляет собой “целостного человека”, который “вкладывает ещё душу в свою работу”, “все остальные втягиваются в процесс овладения природой, который начинает господствовать и над самим человеком. “И эта власть ещё страшнее, чем власть природы”. Близко к экономическому человеку стоит, считает Э.Шпрангер, тип потребителя, если он располагает всеми материальными благами. Г.Гордон относит к экономическому типу стереотип преуспевающего американского бизнесмена;

3. эстетический человек - отличается специфической формой мотивации, а именно: стремлением к форме, гармонии, красоте. Людей данного типа можно рассматривать с разных позиций. Например, с позиции того, является ли для них наиболее важной красота души, природы или произведений искусства, создают они эстетические ценности или только наслаждаются ими. Различие между ними касается и того, как они относятся к действительности, то есть реалисты они или идеалисты. Реалисты воспринимают впечатления в их исходной данности. Ценители сиюинутных впечатлений, - импрессионисты, - схватывают от жизни один только её “запах”. Идеалисты перерабатывают впечатления сообразно собственным эстетическим ценностям, они как бы создают свой внутренний мир. В своём крайнем выражении идеалисты - это сентиментальные экспрессионисты, которые во всём находят лишь отзвуки своих душевных состояний. Наконец, по степени “развития эстетического органа” различаются лирические натуры (их волнует моментальное воздействие на эмоциональную сферу каких –то мелких деталей происходящего в данный момент), эпические натуры ( обращённые к осмыслению жизни во всей её полноте) и располагающиеся между ними драматические натуры;

4. социальный человек - живёт и действует ради любви к людям (вернее, ради людей, которых он любит, а не ради упоения любовью). Подлинная любовь, полагает Э.Шпрангер, не имеет ничего общего с жалостью, благотворительностью, она - отражение высшей всепоглощающей любви, вырастающей из внутренней духовной структуры человека. Социальные формы жизни определяются содержанием ценностей. Это может быть любовь к человеку, правде, просвещению, возвеличиванию в человеке красоты и формы. Это также любовь матери, у которой “инстинкт любви” организует всю её личность. Не меньшая тайна - любовь мужчины и женщины. При этом, по мнению Э.Шпрангера, женщина живёт любовью, мужчина же больше любит “своё произведение”. Прообразы социального типа, по Э.Шпрангеру, - Л.Н. Толстой, Песталоцци, а также Великий инквизитор в романе Ф.М.Достоевского “Братья Карамазовы”;

5. политический человек - живёт и действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей и при этом совсем не обязательно в собственно политическом смысле. Политический человек “должен воплощать в себе коллективную власть: действовать от имени многих. И только в этом случае, когда вождь имеет за собой мощную группировку, которую он представляет, мы встречаем высшие политические натуры, людей императивного характера, в которых сконцентрирована надиндивидуальная сила. ”. На этой основе выделяются разные политические типы в соответствии с формой законодательства. Уже Платон перечислял эти типы: аристократический, тимократический, олигархический, демократический, титанический. Различие политических типов касается и методов власти. “. стремящийся господствовать посредством знания - авторитет. благодаря своей интересной личности - эстетический аристократ или аристократ образования. посредством богатства - плутократ. религиозными средствами - теократ”. При этом лица, действующие на других “посредством внушения” и обмана, не “опираются на содержание своих ценностей”;

6. религиозный человек - это те, “чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей”. “Сущность мира, - говорит Э.Шпрангер, - приходит во время особого состояния, которое . называется откровением”. Способность к последнему достигается “путём особого воспитания души”. Различия внутри религиозного типа основано на отношении вышеупомянутых ценностей “к общему смыслу жизни”. При позитивном отношении “мы имеем тип имманентного мистика, активно участвующего в жизни, который всюду находит ростки божьи и у которого всё от бога”. При негативном отношении возникает “тип трансцендентного мистика”, который устраняется из жизни (например, это монах, отшельник). В случае двойственного отношения “возникает дуалистическая религиозная натура”, разделяющая свою жизнь на две половины, два измерения. К религиозному типу Э.Шпрангер причисляет Спинозу и Д.Бруно, погибших по вине церкви.

Вообще, говорить об описательной психологии нужно, начиная с Вильгельма Дильтея. Но он только вложил основные аспекты, на которые следует обращать внимание тому, кто хочет изучать описательную психологию. Куда более интересную концепцию предложил Эдуард Шпрангер, который является продолжателем его традиций.

Он придумал типологию личностей, согласно которой человек — это существо, которое может принадлежать к одному из шести типов. О них и пойдёт речь в этой статье, так как типология — это удобный инструмент понимания сущности человека и того, чем он живет.

Шесть типов типологии личности

Первый тип личности — это теоретик. Он хочет все объяснить. Именно для этого он живёт и трудится. И нет совершенно никакой разницы, чем он занимается: преподаванием, спортом или бездельем — но объяснять все происходящие в жизнифеномены — это как раз для него.

Второй — это экономический человек. Знаете бабушек или даже детей, которые только то и делают, что откладывают. А слышали анекдоты о евреях? Так вот, это и есть примеры экономического типа личности, который ничего не делает просто так, всегда стремится из самых непонятных ситуаций извлекать пользу. Причём, не обязательно, денежную.

Следующие два типа личности по Шпрангеру — это эстетическая и социальная личность. Первая любит все красивое и оценивает мир в рамках гармонии или её отсутствия. Вторая категория людей просто не может жить без общения. Именно поэтому их можно увидеть во всяких разных местах. Из личностей эстетического типа могут получиться хорошие художники, а если тип социальный — то прекрасные ораторы.

А вот прекрасные политики получатся, угадайте, с какого типа личности по Шпрангеру? Правильно, политического. Впрочем, эти люди не обязательно хотят занимать самые высокие государственные должности. Им нормально и простого руководства там, где они находятся. Среди таких людей много командиров в семье, причём они хотят управлять там, где этого делать не стоит. Не зависит политический тип и от возраста. Маленькие дети с таким же успехом могут командовать, как и взрослые.

Ну и последний тип — это религиозный. Но его представители могут быть даже атеистами. Ведь их жизненное кредо — это не представительство какой-то религиозной организации, а поиск смысла жизни. Можете протипировать своих знакомых, вы благодаря этой несложной типологии сможете значительно лучше понимать других людей. Вот, с чего начинается психология — это с понимания. И удачи вам на этом поприще.

В целом, огромной заслугой Шпрангера является то, что именно он положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентаций. Его концепция играет большую роль в деле педагогического воспитания нравственности, становления мировоззрения подрастающего поколения.

Особое внимание Ш.Бюлер уделяла разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадали ни по срокам, ни по содержанию. В этой связи она выделяет 2 фазы переходного возраста: негативную и позитивную.

Негативная фаза характеризуется беспокойством, тревогой, раздражительностью. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта и снижения работоспособности. У девочек пик негативности продолжается от 2 до 9 месяцев и обычно заканчивается с началом менструаций, в среднем негативная фаза развития падает у них на 11-13 ЛЕТ. У мальчиков предел возрастных колебаний гораздо больше и негативная фаза развития падает у них на 14-16 лет.

Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости.

В своей книге Бюлер выделяет три аспекта изучения цикла человека – биологобиографический; историю переживаний и изменений внутреннего мира; историю творчества, как объективации сознания. В познании внутреннего мира личности Бюлер придает решающее значение биографическому методу, особенно изучению дневников.

Персоналистическая ориентация в психологии юношеского возраста явилась существенным противовесом натуралистическим концепциям. Основными же недостатками ее, на мой взгляд, можно считать: увлечение субъективными источниками; стремление вывести развитие личности из глубин ее собственной мотивации; в) недооценка социально-классовых различий.


Таким образом, эволюцию многоплановой жизни человека Бюлер рассматривала изолированно от преобразований в обществе и конкретных исторических условий, а также ученая не раскрывала в своем анализе соотношений между фазами разных направлений развития человека.

Эдуард Шпрангер - немецкий философ, психолог и педагог. Понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Положения теории Шпрангера. Задачи духовно–научной психологии. Идеальные типы индивидуальности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.05.2009
Размер файла 15,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение
  • 1. Биография
  • 2. Основные положения теории
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом Шпрангером. Он разделял людей на типы в зависимости от основных форм жизни, к-рые они ценят и в к-рых видят смысл. Шпрангер выделил шесть главных видов ценностных ориентации и, соответственно, шесть типов людей. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые. Эта установка свойственна людям теорет. типа. Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и истину. Экономическая ориентация уделяет особое внимание объектам, значимым для телесных потребностей чел. Тип людей, для к-рых эта установка яв-ся ведущей, примерно совпадает с первым из выделенных Платоном типов, характеризующимся хорошим аппетитом, любовью к еде, питью, чувственным удовольствиям или деньгам.

Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие „понимающей психологии“. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, -- понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, „Формы жизни“ („Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie“, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. „Хрестоматия по истории психологии“, М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: „Психология личности. Тексты“, М., 1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.

Основные положения теории Шпрангера: 1) психическое развивается из психического; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Основные характеристика личности, по Шпрангеру, - это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни. Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личности: 1) теоретический человек - тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни - осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей; 2) экономический - ищущий пользу в познании; 3) эстетический - стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный - тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический - стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный - ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

Целью данного реферата является изучение теории личности Шпрангенра.

1. Биография

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) -- немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он -- преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. -- профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. -- профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В. Дильтея „наук о духе“, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях.

Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие „понимающей психологии“. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, -- понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, „Формы жизни“ („Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie“, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. „Хрестоматия по истории психологии“, М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: „Психология личности. Тексты“, М., 1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.

Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение „форм жизни“. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.

Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: „Psychologie des Jugendalters“, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: „Педология юности“, М.-Л., 1931.

2. Основные положения теории

В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом Шпрангером. Он разделял людей на типы в зависимости от основных форм жизни, к-рые они ценят и в к-рых видят смысл. Шпрангер выделил шесть главных видов ценностных ориентации и, соответственно, шесть типов людей. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые. Эта установка свойственна людям теорет. типа. Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и истину. Экономическая ориентация уделяет особое внимание объектам, значимым для телесных потребностей чел. Тип людей, для к-рых эта установка яв-ся ведущей, примерно совпадает с первым из выделенных Платоном типов, характеризующимся хорошим аппетитом, любовью к еде, питью, чувственным удовольствиям или деньгам.

Эстетическая ориентация связана с эмпатической реакцией на форму и интересом к внешним проявлениям вещей и событий. Люди эстетического типа ценят форму и гармонию. Религиозная ориентация стремится связать каждое событие со всеобъемлющим смыслом жизни чел. Руководствующиеся этой ориентацией люди стремятся к чувству гармонии в мироздании и в собственном опыте встречи с миром. Две др. ориентации касаются отношений индивидуума с др. людьми. Соц. ориентация и, следовательно, соц. тип, характеризует людей, к-рые испытывают интерес к другим и стремятся к идентификации с ними. Политическая ориентация направлена на приобретение превосходства и власти над др. людьми. Она присуща людям политического типа. Этот тип, в соответствии с описанием Э. Шпрангера, более всего напоминает платоновский тип страстных или амбициозных людей.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием.

Основные положения теории Шпрангера: 1) психическое развивается из психического; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Основные характеристика личности, по Шпрангеру, - это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни. Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личности: 1) теоретический человек - тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни - осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей; 2) экономический - ищущий пользу в познании; 3) эстетический - стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный - тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический - стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный - ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Э. Шпрангер (1882-1963) продолжил развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. В его концепции типология личности определяется доминированием одной из шести глубинных ценностей, которые проявляются в (избирательном) отношении к явлениям культуры [13].

O Сформулируем требования к определению личности с точки зрения трех принципов причинности.

Заключение

Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение „форм жизни“. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Э. Шпрангер (1882-1963) продолжил развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. В его концепции типология личности определяется доминированием одной из шести глубинных ценностей, которые проявляются в (избирательном) отношении к явлениям культуры [13].

Список литературы

2. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей, 1991.

3. Будилоеа Е А. Философские проблемы в советской психологии, М., Наука, 1972.

Читайте также: