Адаптация человека и функциональное состояние организма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Адаптация человека — одно из ключевых понятий в экологии человека, а также во многих других дисциплинах (физиологии, антропологии, медицинской географии, социологии, этнографии и пр.). Адаптация человека к новой для него среде — сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения. Адаптация человека — процесс двусторонний; человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения, к которой относятся — жилища, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и т.д. Механизмы адаптации человека весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологическую, 2) социальную и 3) этническую (как особый вариант социальной) адаптацию.

1.Биологическая адаптация человека — эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса — фенотипическую или индивидуальную адаптацию, которую более правильно называть акклиматизаций (см.) и генотипическую адаптацию, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас.

Понятие адаптация оказалось исключительно плодотворным в разработке критериев норм здоровья и болезни. По определению В.В. Парина, здоровье представляет собой оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность. Любое уменьшение приспособительных возможностей представляет одновременно и снижение уровня здоровья и в определенном смысле приближение к патологии. Поэтому болезнь можно рассматривать как нарушение нормальной физиологической адаптации к повседневным условиям, а больным нужно считать того, кто неспособен выполнять определенную работу, либо, выполняя ее он смещает некоторые жизненно важные параметры организма за пределы нормы. В зависимости от длительности действия неадекватного фактора и степени морфо-функциональных перестроек выделяют три этапа адаптации: начальный, этап неустановившейся адаптации и долговременную, установившуюся адаптацию или состояния адаптивности. Невозможность обеспечить формирование адекватных приспособительных реакций приводит к частичной адаптации, либо к срыву адаптации — дезадаптации. Дезадаптация может возникнуть также и как следствие изначальной неполноценности какой-либо системы.

Изучение адаптации человека неразрывно связано с характеристикой среды его обитания. Механизмы адаптации можно понять только тогда, когда детально изучены условия, к которым человек должен адаптироваться. Чем необычнее и сложнее для человека новые экологические условия, тем тяжелее протекает у него адаптация. У пожилых и больных адаптационные возможности значительно ниже, чем у молодых и здоровых людей. Но в некоторых районах даже они не могут полностью адаптироваться. А.П. Авцын подчеркивал, что иногда в силу тех или иных причин резервы организма истощаются прежде, чем достигнута адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течении некоторого периода был в состоянии адаптированности. В обоих случаях наступает дезадаптация, которая может принять различные формы: 1) дезадаптация с недостаточной способностью к восстановлению, когда работоспособность практически сохранена, но она неустойчива и невысока; 2) дезадаптация с явным дефектом, что ведет к снижению или утрате трудоспособности и даже к инвалидности; 3) дезадаптация со скрытым дефектом, который выявляется только с течением времени или под влиянием сверхнагрузки; 4) дезадаптация с сохранением работоспособности, но с утратой фертильности или приобретением потенциальной тератогенности в последующих поколениях, что связано с повреждением генома клеток репродуктивной системы. Исследования по адаптации человека приобрели особое значение в связи с интенсивным развитием НТР, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания — освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни, океанический шельф, высокогорья), космического пространства. Одновременно возникла необходимость изучать адаптацию к новым факторам среды — радиация, химическое загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные поля. Решение теоретических и прикладных вопросов экологии человека выдвинуло проблему типизации территории на основе оценки возможности большинства населения адаптироваться в этих районах. Это позволяет решать принципиальный вопрос о пригодности или непригодности тех или иных районов для формирования постоянного населения из пришлых контингентов. В пределах Российской Федерации выделены следующие типы территорий: 1. Экстремальные, где эффективная адаптация большей части пришлого населения протекает с критическим напряжением адаптационных систем организма, с тенденцией к декомпенсации. 2. Дискомфортные, где эффективная адаптация большей части переселенцев сопровождается очень сильным напряжением адаптационных систем организма, с затрудненной компенсацией. 3. Гипокомфортные, где адаптация большей части переселенцев протекает с сильным напряжением адаптационных систем организма с постепенной компенсацией. 4. Прекомфортные, где адаптация пришлого населения сопровождается умеренным напряжением адаптационных систем организма и имеет тенденцию к быстрой компенсации. 5.Комфортные, где адаптация большей части переселенцев протекает быстро и безболезненно.

Важная составная часть теории адаптации — концепция о биосоциальной плате за адаптацию, сформулированная А.П. Авцыным. В экстремальных условиях, требующих максимального напряжения адаптационных систем организма, адаптированность человека достигается только ценой определенной биосоциальной платы. Высокая степень адаптированности к экстремальным условиям — это своеобразная биосоциальная специализация, сопровождающаяся крайним напряжением вполне определенных систем — от организменного до молекулярного. В результате такого напряжения индивидуум приобретает те или иные свойства. Однако, это, как правило, достигается за счет утраты или существенного изменения его свойств, которыми он ранее располагал.

2. Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. Процесс социальной адаптации тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм. Социальная адаптация предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности (пассивная адаптация), так и активное целенаправленное их изменение (активная адаптация). Эмпирически установлено, что доминирование у индивида второго из названных типов адаптационного поведения обуславливает более успешное протекание социальной адаптации. Выявлена также зависимость между характером ценностных ориентаций личности и типом адаптационного поведения. Так, у людей, ориентированных на проявление и совершенствование своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой, у ориентированных на материальное благополучие — избирательность, целевая ограниченность социальной активности, у ориентированных на комфорт — приспособительное поведение. Ценностные ориентации определяют также требования индивида к характеру и условиям труда, быта, досуга, характеру межличностного общения. Например, монотонный труд на конвейере, как правило, угнетающе воздействует на людей с высоким образовательным уровнем, но удовлетворяет работников с низким уровнем образования и квалификации.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

Психологические аспекты деятельности человека, никогда не осуществляются изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности.

Условия, в которых организм человека может функционировать, весьма ограниченны. Параметры внешней среды также имеют весьма незначительный интервал изменения характеристик, в рамках которых человеческий организм может нормально функционировать.

Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой — со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Этой способностью человек обладает благодаря нервной системе и психике. Именно они в значительной степени определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям среды.

Адаптация (от лат. — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адптации направлены на сохранение гомеостаза.

Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, потому что обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. А это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды — это условие свободной жизни. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом.

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая система стремится к сохранению своей стабильности.

Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и осуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации.

Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.

Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма.

В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.

Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Основными классами психических состояний являются следующие:

1) Состояния личностные и ситуативные. В первых, выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение — примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности.

Однако эта классификация имеет и некоторые существенные недостатки, главный из которых заключается в том, что нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами. Это связано с тем, что использованы характеристики, большинство из которых может быть отнесено к психическим процессам.

Состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека - называют психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Таким образом, Ильин выделяет особый вид состояний — психофизиологические состояния, которые связаны с психическими и физиологическими структурами человека. При этом любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека (либо оно будет вызвано физиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению определенных физиологических процессов).

Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний надо искать внутри самой личности.

Типичные функциональные состояния. При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов.

Прежде всего, это релаксация состояние успокоения, расслабления и восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной и произвольной.

Релаксация как вид функционального состояния имеет ряд особенностей. Прежде всего, для этого состояния характерна высокая программируемость и возможность вызывать его с помощью самовнушения. В этом состоянии у человека снижен уровень самоконтроля и критичности. Данная особенность релаксации широко используется в лечебных психотерапевтических сеансах, основанных на суггестии. Однако релаксация необходима не только при лечении различных расстройств, но и в повседневной жизни. Состояние релаксации необходимо для самопрограммирования и восстановления организмом затраченных в состоянии бодрствования сил. Когда мы расслаблены, происходит восстановление нормального функционирования всех систем организма. Релаксация также необходима для перехода ко сну.

Сон это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более выражены. Например, если в состоянии релаксации наблюдается снижение критичности, то во время сна у человека наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

Оптимальное рабочее состояние в этом состоянии человек действует наиболее эффективно, ибо оно обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Это состояние часто называют состоянием комфорта. Тем не менее, оно всегда сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

Утомление это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Одна из главных особенностей данного состояния заключается в том, что оно имеет различный уровень проявления. Например, оно может проявляться на физиологическом, психологическом, и поведенческом уровнях. Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах.

Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воздействия. Например, нагрузка может быть информационной (в случаях решения интеллектуальных или перцептивных задач) и физической (в случае выполнения физической работы). Поэтому принято выделять интеллектуальное и физическое утомление. В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим. Как правило, утомление — это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе и др. После более или менее продолжительного отдыха утомление проходит и восстанавливается оптимальное рабочее состояние. Однако в случаях, когда отдых был недостаточным, когда утомление становится систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется возможным, могут возникать пограничные и патологические состояния. Эти состояния, как правило, не рассматриваются в рамках классификации функциональных состояний, поскольку представляют собой особый класс состояний человека.

Стресс - характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.

Явление стресса столь многоаспектно, что возникла необходимость иметь типологию его проявления. В настоящее время существует разделение стресса на два основных вида: системный (физиологический) и эмоциональный (психический). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то эмоциональный стресс является наиболее значимым для процесса регуляции.

Основные черты психического стресса можно резюмировать следующим образом: стресс — это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс — это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.


Существуют три типа исходного вегетативного тонуса (три типа нейровегетативной конституции). Их принято обозначать как ваготония, эйтония, симпатикотония. Лица с преобладанием ваготонии (ваготоники) характеризуются медленным развертыванием психофизиологических адаптивных механизмов, стремлением к сохранению старых адаптационных программ, склонностью к астеническим эмоциям, к более редкой частоте сердечных сокращений, гипервентиляции, повышенному тонусу мышечных эффекторов. Лица с преобладанием симпатикотонии склонны к активной смене адаптивных психофизиологических программ, стеническим эмоциям, пульс у них чаще повышен, тонус мышечных эффекторов чаще расслаблен. Лица с эйтонией (промежуточная группа) могут тяготеть как к ваготоникам, так и к симпатикотоникам в зависимости от соотношений симпатического и парасимпатического (ваготонического) компонентов. В популяциях таких индивидуумов большинство.

1. ЧСС (частота сердечных сокращений), или среднее значение RR-интервала, характеризующего средний уровень функционирования сердечно-сосудистой системы.

2. М (математическое ожидание) – показатель, отражающий конечный результат всех регуляторных влияний на сердце и систему кровообращения в целом.

3. Мо (мода) – наиболее часто встречающееся значения R-R интервалов, указывающее на доминирующий уровень функционирования синусового узла.

4. АМо (амплитуда моды) – доля кардиоинтервалов, соответствующая значению моды, т.е. величине наиболее часто встречающегося кардиоинтервала.

5. ?X (вариационный размах) – разность между длительностью наибольшего и наименьшего RR-интервала.

6. SDNN (стандартное отклонение) – величина, равная квадратному корню из дисперсии RR-интервалов, указывающая на суммарный эффект влияния на синусовый узел.

7. RМSSD (квадратный корень средних квадратов разницы между смежными RR-интервалами) – отражающий быстрые высокочастотные колебания в структуре ВСР.

1. Преобладание парасимпатического отдела ВНС (ваготония).

2. Смешанный тонус ВНС (эйтония).

3. Преобладание симпатического отдела ВНС (симпатикотония).

1. Нормальное состояние систем регуляции.

2. Регуляция с увеличенным влиянием парасимпатического отдела ВНС.

3. Регуляция с увеличенным влиянием симпатического отдела ВНС.

4. Напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния парасимпатического отдела ВНС.

5. Напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния симпатического отдела ВНС.

6. Напряжение систем регуляции за счет рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

7. Высокое напряжение систем регуляции за счет чрезмерно увеличенного влияния парасимпатического отдела ВНС.

8. Высокое напряжение систем регуляции за счет чрезмерно увеличенного влияния симпатического отдела ВНС.

9. Высокое напряжение систем регуляции за счет значительного рас-согласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

10. Очень высокое напряжение систем регуляции за счет одновременного снижения тонуса симпатического и парасимпатического отделов ВНС и централизации регуляции.

11. Резкое напряжение систем регуляции за счет значительного одно-временного снижения тонуса симпатического и парасимпатического отделов ВНС и централизации регуляции.

12. Резкое напряжение систем регуляции за счет значительного одно-временного снижения активности всех компонент системы регуляции сердечного ритма.

Функциональные резервы определяются с учетом динамики параметров ВСР при проведении нагрузочной пробы (активной ортостатической пробы). После записи определенного количества кардиоинтервалов подается звуковой сигнал, который означает, что ребенок должен принять вертикальное положение сам без посторонней помощи и стоять до окончания обследования.

1. Нормальный переходной процесс. Адекватная реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу.

2. Увеличенная реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу.

3. Значительно увеличенная реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу.

4. Снижение реакции сердечно-сосудистой системы на ортопробу.

5. Реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу не определена.

Кроме того, по согласованности изменений статистических параметров MxDMn и АМо оценивается вегетативное обеспечение, которое может быть каким-нибудь из 5 вариантов:

1. Вегетативное обеспечение организма достаточное.

2. Вегетативное обеспечение организма избыточное.

3. Вегетативное обеспечение чрезвычайно избыточное.

4. Вегетативное обеспечение организма недостаточное.

5. Вегетативное обеспечение организма парадоксальное.

Значимость заключений о каждом из трех компонентов (исходного вегетативного тонуса, степени напряжения регуляторных механизмов и функциональных резервов) при оценке функционального состояния организма была определена эмпирическим путем по клиническим данным длительного наблюдения за пациентами педиатрической клиники и учащимися экспериментальных образовательных учреждений. Общее заключение о функциональном состоянии типизировалось в соответствии с представлениями о типах адаптации.

1. Достаточные функциональные возможности организма. Оптимальное функционирование систем регуляции.

2. Состояние минимального напряжения при оптимальном функционировании систем регуляции.

3. Повышенный расход функциональных резервов организма. Незначительное напряжение механизмов адаптации.

НАПРЯЖЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ

4. Снижение функциональных резервов организма. Умеренное напряжение механизмов адаптации.

5. Выраженное снижение функциональных резервов организма. Значительное напряжение механизмов адаптации.

6. Значительное снижение функциональных возможностей организма. Неудовлетворительная адаптация.

7. Резкое снижение функциональных возможностей организма. Срыв адаптации. Возможно наличие заболевания в субкомпенсированном или декомпенсированном состоянии.

Практический опыт показывает, что основными чертами программно-технического комплекса являются простота эксплуатации, короткое время обследования (5–10 мин), надежность результатов диагностики, легкая применимость результатов в практике школьных врачей, фельдшеров, медицинских сестер. ORTO-Expert позволяет быстро и эффективно сделать заключение о типе вегетативной регуляции и адаптационных резервах сердечно-сосудистой системы и организма в целом.

Особая роль в оценке состояния здоровья детей принадлежит правильному учету всех показателей здоровья и распределения школьников в группы здоровья. Как известно, в основу определения групп здоровья положены 4 критерия (С.М. Громбах, 1973): первый – наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, второй – функциональное состояние основных органов и систем организма, третий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности, степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям среды. Наличие и отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов (ЛОР, окулист, хирург и т.д.). Функциональное состояние организма
выявляется клиническим методом с использованием функциональных проб (орто-проба и др.). Степень сопротивляемости организма выявляется по подтвержденным острым заболеваниям (респираторные инфекции) и обострениям хронических болезней за предшествующий осмотру год. В соответствии с предложенным подходом дети и подростки в зависимости от состояния здоровья подразделяются на пять групп:

1. Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным развитием функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

4. Больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма.

5. Больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети этой группы инвалиды.

В практической деятельности медицинских работников школы и территориального лечебно-профилактического учреждения зачастую опускается оценка функционального состояния, поскольку предлагаемые нагрузочные пробы (Мартине – Кушелевского, ортоклиностатическая и др.) трудоемки в проведении и оценки результатов. Использование комплекса ORTO позволяет получить результат в течение нескольких минут.

В результате ритмографического обследования школьники распределяются на следующие подгруппы в зависимости от функционального состояния их организма:

1) дети с достаточным или высоким функциональным резервом;

2) дети с незначительным ухудшением функционального состояния, за этими детьми необходимо вести динамическое наблюдение (в нашей практике учащиеся обследуются в каждой учебной четверти), и при наличии неблагоприятных изменений эта группа детей нуждается в подходе, используемом при работе с группами 3 и 4;

3) дети с выраженным ухудшением функционального состояния;

4) дети с резким ухудшением функционального состояния, срывом адаптации.

При осмотре школьный педиатр, имея уже экспресс-информацию об исходном вегетативном тонусе и адаптационных возможностях, находит объяснение, почему имеет место напряжение (дети 3–4 групп) или направляет ребенка на обследование для выяснения возможных причин выявленных нарушений. Таким образом, дальнейшая тактика определяется осмотром врача.

а) Если у школьника диагностирована удовлетворительная адаптация, то он получает комплекс общих профилактических и оздоровительных процедур, и с ним ведется работа по повышению уровня культуры здоровья.

б) Если состояние ребенка расценено как предболезненное и выявлены факторы риска развития определенной патологии, то предлагается соответствующий комплекс мероприятий для коррекции состояния и профилактики возможных заболеваний.

в) Если причина нарушений остается неясной или требует подтверждения с помощью дополнительного обследования, то родителям ребенка рекомендуется обратиться в лечебно-профилактическое учреждение для обследования и лечения.

г) При наличии хронических заболеваний выявленные нарушения расцениваются как проявление декомпенсации и предлагается определенная программа реабилитации.

Необходимо подчеркнуть важность информации, полученной с помощью комплекса ORTO, для комплексной оценки состояния здоровья. Так, известно, что выраженная симпатикотония с чрезмерным включением центрального контура регуляции при проведении ортопробы по данным ритмо-графии в сочетании с психо-эмоциональным напряжением являются ранними признаками гипертонической болезни (Игишева Л.Н., 1996); нарушение сердечного ритма с тенденцией к брадикардии, снижение показателей памяти, внимания, умственной работоспособности могут быть первыми признаками дисбаланса тиреоидной функции, сочетание ваготонии с высокой вегетативной реактивностью и признаками психоэмоционального напряжения может отражать вегетативный дисбаланс при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Варикард реализует технологию выявления состояний, предшествующих развитию болезни. Технология предназначена не для определения нозологических форм, а для оценки неспецифических механизмов адаптации и риска развития заболеваний практически здоровых людей и лиц, с начальными формами патологии и выдачи заключения об уровне адаптационных возможностей организма и степени напряжения регуляторных систем (табл. 4). Обнаружение состояния, предшествующего развитию патологического процесса во многих случаях позволяет предупредить его возникновение.

1. Открытие или создание базы данных (БД). По умолчанию открыта база данных предшествующего сеанса,

2. Открытие или создание картотеки. По умолчанию открыта картотека предшествующего сеанса.

3. Создание карты пациента. При повторных обследованиях карта пациента выбирается из списка.

4. Съем, отображение на экране монитора и запись в БД электро-кардиосигнала (ЭКС) в одном из трех стандартных отведений в течение заданного врачом времени (от 5 минут до 24 часов);

5. Выделение из ЭКС кардиоинтервалограммы (КИГ) и отображение ее на экране монитора;

6. Корректировка КИГ. Корректировка включает в себя визуальный просмотр сохраненных в памяти ЭВМ КИГ и ЭКС с целью редактирования ошибочных отметок R зубцов и выделения экстрасистол. Редактирование осуществляется в интерактивном графическом режиме;

7. Выделение 5-минутных фрагментов КИГ и их математический анализ.

Соотношение функциональных состояний организма
с уровнем напряжения регуляторных систем

В научном исследовании организма понятие адаптации является одним из основных. Выработанные в процессе эволюции, механизмы адаптации обеспечивают существование организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Адаптация является свойством любого живого организма, включая, естественно, и человека.

Поскольку человек является биосоциальной системой и элементом социальной макросистемы, а не просто живым организмом, поэтому выделяется три функциональных уровня при рассмотрении проблем его адаптации:

  1. Физиологический;
  2. Психологический;
  3. Социальный.

Процесс адаптации на этих трех уровнях обеспечивают определенные физиологические и психические механизмы. Все уровни адаптации между собой взаимосвязаны и оказывают друг на друга самое непосредственное влияние.

Уровни адаптации определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Это динамичное образование называют функциональным его состоянием. Выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов:

  • Релаксация. Она представляет собой состояние успокоения, расслабления, восстановления, которое возникает, как правило, после снятия напряжения, сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть произвольной и непроизвольной;
  • Сон. Это функциональное состояние организма, периодически возникающее, имеет свои специфические поведенческие проявления в вегетативной и моторной сферах. В этом состоянии человек отключается от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но в состоянии сна более выражены многие явления, например, наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. Состояние сна необходимо для человека, потому что он обеспечивает восстановление физических и психических его резервов. Его нарушение сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическим дискомфортом;
  • Оптимальное рабочее состояние. Деятельность человека в этом состоянии наиболее эффективна, несмотря на то, что состояние всегда сопряжено с напряжением психических и физических механизмов регуляции. Само состояние часто называют состоянием комфорта. Рабочее состояние способствует самоактуализации человека, а с другой стороны – постепенно переходит в утомление;
  • Утомление. При данном состоянии под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм, происходит временное снижение работоспособности. Причина этого кроется в истощении внутренних ресурсов человека. Работа систем организма и личности, которая обеспечивает их деятельность, нарушается. Данное состояние имеет различный уровень проявления и может быть интеллектуальным утомлением и физическим. Интенсивность и локализация нагрузок способны сделать утомление острым или хроническим;
  • Стресс. Это повышенная психологическая и физиологическая активность. Состояние очень неустойчиво и при благоприятных условиях трансформируется в оптимальное рабочее состояние. Неблагоприятные условия вызывают нервно-эмоциональную напряженность со снижением работоспособности. Функционирование отдельных систем и органов будет менее эффективным.

Готовые работы на аналогичную тему

Гомеостаз

Под гомеостазом понимается свойство живого организма сохранять относительно динамичное постоянство внутренней среды и, прежде всего, крови, лимфы, тканевой жидкости.

Гомеостаз в физиологическом смысле – это, например, постоянство температуры тела, кровяного давления, уровень сахара в крови и др. Он специфичен и обусловлен генотипом и представляет собой эволюционно выработавшееся наследственно закрепленное адаптационное свойство организма к обычным условиям окружающей среды.

Надо сказать, что эти условия окружающей среды могут кратковременно или длительно выходить за пределы нормы. В этих случаях адаптация характеризуется как восстановлением обычных свойств внутренней среды, так и кратковременными изменениями функций – учащением ритма сердечной деятельности, частоты дыхательных движений и др. Реакции гомеостаза могут быть направлены:

  • На поддержание известных уровней стационарного состояния;
  • На устранение или ограничение действия вредных факторов;
  • На выработку или сохранение оптимальных форм взаимодействия организма и окружающей среды в новых условиях его существования.

Функции гомеостаза

Гомеостаз определяет условно три основные функции:

  1. Адаптационная, т.е. приспособительная;
  2. Энергетическая;
  3. Репродуктивная, т.е. способность к воспроизводству.

Эти функции до определенного возраста обеспечивают нормальное состояние организма, а затем появляются условия для появления нормальных или неинфекционных болезней, например, ожирения, климакса, повышенной чувствительности к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Любое нарушение гомеостаза, сколь-нибудь длительное, само по себе уже является болезнью. Механизмы саморегуляции организма здорового человека к изменившимся условиям жизни приспосабливаются, особенно в молодом возрасте и происходит это более активно, чем в старости. Включаются механизмы физиологической защиты, которые призваны защищать организм от развития опасных для него изменений.

Надо сказать, что питание человека играет большую роль в сложном защитном взаимодействии нервных, эндокринных, гуморальных, обменных, выделительных и других системах. Необходимые вещества поступают в организм человека с пищей и принимают участие в химических реакциях, а это сохраняет организм живым, но при этом необходимо участие встроенных физиологических механизмов, для того, чтобы химические реакции проходили правильно.

Таким образом, гомеостаз необходимо воспринимать, как обобщенную характеристику большинства процессов, действующих совместно.

Гомеостатические механизмы организма

От постоянства определенных вещей и сохранения этого постоянства зависит жизнь человека. Все живое ходит на грани баланса между физиологическими крайностями. Если внутренняя среда человека не сбалансирована, он не может работать, но, к счастью, у людей есть возможность этот баланс поддерживать самостоятельно. Внутреннее состояние человека остается относительно стабильным, даже тогда, когда внешний мир меняется.

Для удержания организма в узких рамках физиологического выживания, человеку приходится контролировать процессы поддержания гомеостаза. Это активно действующая система поддержания постоянного состояния, которая может быть психологической, физиологической, механической.

Управление гомеостазом внешне проявляется в виде таких физиологических реакций, как потение или дрожь. Данные реакции – это часть механизма поддержания температуры мозга постоянной. Они обеспечивают охлаждение в виде испарения и нагрев в виде мышечной активности.

При нагревании на солнце или охлаждении на холоде, тело охватывает гипотермия, а на самом деле изменение температуры обнаруживается только внутри мозга человека. Находящиеся на переднем участке гипоталамуса нейроны, по сути, являются нервными термостатами. Они начинают работать иначе при изменении их собственной температуры и одновременно служат термометром и гомеостатической точкой настройки.

Их метаболизм меняется, при отклонении температуры от нормального уровня, в результате меняется и характер активности. При данных обстоятельствах запускаются такие физиологические реакции, как потение и дрожь, помогающие скорректировать температуру.

При сильной жаре приятен прохладный ветерок, а при чувстве холода не менее приятны ощущения горячей ванны. Но, надо сказать, что при смене внутренней температуры человека, восприятие этих внешних событий тоже меняется.

Механизмы регуляции существуют и в отношении других параметров организма, а нормальное его состояние невозможно без участия психики.

Гомеостатических механизмов существует неограниченное число. Они регулируют жизнь, как отдельных клеток, так и взаимоотношения между ними. Эти механизмы могут существовать, активироваться и тормозиться. Они также могут возникать и совершенствоваться в процессе приспособления организма к новым условиям среды. Именно они дают возможность сложной тонко дифференцированной живой системе поддерживать относительно устойчивое, динамическое постоянство внутренней среды, несмотря на изменения, которые происходят в окружающем мире.

Читайте также: