Проблема смысла жизни в этике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

1. Введение. Постановка проблемы смысла жизни…………………………. 3
2. Смысл жизни в русской философии…………………………………………7
3. Решение проблемы смысла жизни в философии Запада………………….10
4. Вывод………………………………………………………………………. 13
5. Список литературы…………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

Тема: Смысл жизни как философско-этическая проблема.

1. Введение. Постановка проблемы смысла жизни…………………………. 3

2. Смысл жизни в русской философии…………………………………………7

3. Решение проблемы смысла жизни в философии Запада………………….10

Смысл жизни как философско-этическая проблема.

1. Введение. Постановка проблемы смысла жизни.

Если же говорить о том общем, что можно обнаружить во всех трех рассматриваемых выше подходах, то это общее обнаруживает достаточно сложный состав, оценка которого не может быть однозначной.

2. Смысл жизни в русской философии

Может быть, больше всего над вопросом о смысле жизни размышлял и мучился Л. Н. Толстой. В результате он пришёл к выводу, что смысл жизни и цель заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем для него было ясно, что смысл жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от других людей. Однако всё это ещё не говорит о том, что Толстой, в конце концов, разрешил эту проблему. Он говорил, чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие - душевная подлость, от этого - то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного, не человеческого, а оттуда. Признав, что знание беспомощно, Толстой обращается к житейской практике и находит в ней четыре распространённых понимания смысла жизни, в которых люди ищут выход из жизненных ситуаций. Первый выход - неведение. Второй - эпикурейство. Третий выход - силы и энергии. Он доступен только тем, кто способен встать на путь борьбы. Наконец, четвёртый выход - слабости - избирают люди, примирившиеся с обманом, в котором живут. Все эти позиции Толстой считает иллюзорными, не содержащими в себе удовлетворительного решения вопроса, т. к. они выведены рассудочно. Но помимо разума, который охватывает отношения между “я” и “не - я”, человек обладает неким внутренним, надразумным сознанием жизни, которое корректирует работу разума. Эта жизненная сила, заключается в простом народе, понимание смысла жизни которым не деформировано ни влиянием ложного знания, ни церковным богословием. Неразумное знание народа есть вера. Следовательно, в народе и надо искать смысл жизни. Итак, Толстой не смог обосновать теоретический смысл жизни. Помимо этого, решения вопроса о смысле жизни предполагает и осуществление сократовского императива - познай самого себя, а это также открывает вопрос. Дать абсолютный ответ на него, - значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своём существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. [4, 6]

Книга П. И. Новгородцева “Об общественном идеале” имеет непосредственное отношение к вопросу о смысле жизни. Новгородцев писал в заключительной главе книги, что человек жаждет абсолютного и в мире относительных форм он не находит удовлетворения и он требует стояния перед лицом абсолютного. Вся тема книги “Об общественном идеале” в сущности, связана для Новгородцева с проблемой абсолютного взятой не в абстрактной форме, а в социальном мышлении. Новгородцев постоянно и настойчиво утверждал, что центром и целью нравственного мира является человек, живая человеческая душа, которая не может быть принесена в жертву обществу и его устроению помимо личности с её потребностью свободного самоопределения, - как это присутствует во всех утопиях. В условиях истории идеал свободной общественности никогда не может быть осуществлён, поэтому никогда не достичь безусловного равновесия требований, вытекающих из понятия личности. [6, 7]

Особое место в развитии христианской философии принадлежит Николаю Фёдоровичу Фёдорову. Фёдоров связывает своё учение с христианством, в частности с православием, как религией, а смысл жизни находит в борьбе со смертью с идеей воскрешения и вечности жизни. Фёдоров резко критиковал отрицательное отношение Толстого к высшим культурным ценностям, науке и искусству. [7]

Читайте также: