Конрад лоренц восемь смертных грехов цивилизованного человечества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание
Работа содержит 1 файл

реферат_ФИЛОСОФИЯ (НП).doc

ВОСЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. КОНРАД ЛОРЕНЦ (АНАЛИЗ КНИГИ)

Австрийский биолог Конрад Лоренц - один из тех ученых, чьи труды не только определяют дальнейшие пути развития науки, но и оказывают сильное воздействие на самопонимание человека.

Главные труды знаменитого биолога и философа XX века, широко известного в нашей стране, прежде всего - как автора популярных книг о поведении животных: "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества", "Так называемое зло (к естественной истории агрессии)" и "Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания)".

Трудно переоценить значение открытых им новых путей в исследовании природы человека и человеческой культуры - таких, как объективный анализ соотношения инстинктивных и запрограммированных культурой побуждений в человеческом поведении, подход к культуре как к живой системе. В наше время, когда существование человеческой культуры оказалось под угрозой в результате процессов ее собственного развития, такие пути особенно актуальны.

В своих трудах К. Лоренц проник в такие глубины человеческой природы, высказал столь значимые идеи, что, очевидно, выдвинутые им гипотезы еще длительное время будут оставаться предметом осмысления и исследования философов и методологов науки.

В отечественной исследовательской литературе вплоть до самых последних лет преобладающей была весьма критичная оценка концепции Лоренца, которая, как правило, рассматривалась как упрощающая и биологизирующая человека. Между тем, в наши дни уже очевидно, что идеи и гипотезы К.Лоренца приобретают новое звучание и, безусловно, могут оказать заметное влияние на развитие гносеологии и философской антропологии.

1. Философия глобальных проблем

С 70-х годов XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Представителями данного философского направления являются К. Лоренц, А. Печчеи, П. Сорокин, Д. Белл 1 .

Краткий биографический путь ученого сводится к следующим его жизненным этапам:

  • Лауреат Нобелевской премия по физиологии и медицине (1973).
  • Профессор философии Кенигсбергского университета (с 1940).
  • В советском плену (1944-1948).
  • Почетный профессор университета в Мюнхене (1947).
  • Основатель Института сравнительного исследования поведения животных в Альтенберге (1949).
  • Директор Института физиологии поведения имени М. Планка в Зеевидене (1961-1973).

К. Лоренц заложил теоретические основы и систему фундаментальных понятий и категорий современной этологии (инстинкт; научение; импринтинг, т.е. способ опознавания особей своего вида в половом поведении; механизмы поведения животных в ситуациях борьбы за доминирование и конфликтах и др.) 2 .

Итак, что же представляет глобальная философия? Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития не возникли deus ex machina — внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, (затем они становились региональными и глобальными, т. е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества).

Разумеется, не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной.

Все существующее существует в некотором количестве и, следовательно, может быть измерено. Данное обстоятельство необходимо прежде всего учитывать в вычленении глобальных проблем. Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.

В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:

  • во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;
  • во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;
  • в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;
  • в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека 3 .

Таким образом, качественный и количественный факторы (критерии) в их единстве и взаимосвязи позволяют вычленить те проблемы общественного развития, которые являются глобальными, или жизненно важными для всего человечества и каждого отдельного человека.

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть (показателен пример с заболеванием оспой, которая будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня).

Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.

При выявлений взаимосвязи глобальных проблем общественного развития важно исключить ряд заблуждений. Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах. современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека и др. Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире, однако., они не могут быть со всей определенностью названы глобальными. Глобальные проблемы — не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным Образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.

В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.

Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня — это действия завтра 4 . К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты ..решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.

В своей книге Лоренц выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного, и делающих его неустойчивым и противоестественным для жизни человека.

По своей структуре его книга состоит из 10 глав, где 2 – 9 посвящены раскрытию именно тем восьми грехам цивилизованного человечества, о которых говориться в самом названии книги. Эти разделы носят следующие названия:

Глава 2. Перенаселение

Глава 3. Опустошение жизненного пространства

Глава 4. Бег наперегонки с самим собой

Глава 5. Тепловая смерть чувства

Глава 6. Генетическое вырождение

Глава 7. Разрыв с традицией

Глава 8. Индоктринируемость

Глава 9. Ядерное оружие

1. Грех первый: безудержное размножение. Перенаселенность Земли — фактор прямой, экологической, а также косвенной, этологической опасности. Скученность провоцирует агрессию в связи со стремлением человека насильственно отгородиться от чрезмерно частых вынужденных контактов с себе подобными.

Краткий комментарий к сему.

Данные спутниковой съемки показывают, что зоны сельскохозяйственных угодий успели заметно сократиться даже за время наблюдений. Еще быстрее исчезают леса. Если население земли будет и далее расти с теперешней скоростью, оно начнет голодать уже через несколько десятилетий. А через 500 лет люди, стоя впритык, покроют сплошным слоем все континенты. Через 1000 лет этот слой будет уже в миллион раз превышать средний человеческий рост.

2. Грех второй: разрушение внешнего жизненного пространства как, опять-таки, двоякий фактор: подрыв экологической базы нашего бытия, истощение природных ресурсов, а в то же время отчуждение человека от первозданной природы. Уродство индустриального пейзажа, по мнению Лоренца, калечит душу людей. Там, где нечем утолить эстетический голод, страдает и нравственный облик человека, он сам становится моральным уродом.

3. Третий грех: безумный бег и суета. Самоускоряющийся процесс развития науки и техники, а, заодно — рост производственных мощностей и подстегиваемых рекламой вовсе не жизненных потребностей (это уже не Лоренц, а мы считаем необходимым подчеркнуть) — бич нашего времени, непосредственно связанный с потребительской идеологией технической цивилизации вкупе с рыночной экономикой.

Человек — не только разговаривающее и мыслящее существо. Он также существо, постоянно накапливающее новые знания, а, заодно с ними, в чем, собственно, и есть корень многих бед, — и новые неуемные желания приобрести то, чего пока у него нет, но уже появилось у соседа. Еще раз подчеркнем: речь при этом идет о вещах отнюдь не первой необходимости. На их изготовление транжирятся природные ресурсы, которые не восполняются, а убывают подобно шагреневой коже. До чего же современно звучит пушкинская сказка о золотой рыбке, исполнительном старике и жадной старухе, которой всего было мало, пока не доигралась она до разбитого корыта. Цивилизованное человечество ведет себя сейчас ни на йоту не умнее. И перспективы — те же самые. За последние пол столетия мы израсходовали (выбросили на ветер) больше природных ресурсов, чем бесчисленные поколения наших предков за всю предшествующую историю Гомо сапиенс!

Настанет день, настанет час — придет земле конец

И нам придется все вернуть, что нам вручил Творец.

Но, если мы, его кляня, подымем шум и вой,

Он только улыбнется, качая головой.

И оттуда же, Гл. IV, 14: Как вышел он (человек) нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.

5. Пятая напасть: генетическая деградация. Ничто, кроме правовых норм и традиций, интуитивного чувства справедливости, не оказывает ныне на нас селекционного давления в пользу нравственного поведения перед аморальным. Напротив, некоторые типы паразитического, безнравственного поведения могут давать селективные преимущества, так что теперешний упадок культуры, умственных способностей и нравственности молодежи может иметь и генетическую основу.

6. Шестой грех: разрыв с традицией. Молодые люди в связи с быстрыми изменениями бытовых реалий по мере научно-технического прогресса и его политико-экономических последствий (как мы видим, в основном, — негативных) утрачивают взаимопонимание со старшим поколением и ценности былой культуры. Будучи ей чуждыми, они отвергают ее, не умея и не желая приобщиться к культурному наследию прошлых веков. В результате, общество погружается в варварское состояние.

7. Седьмой грех: унификация культур и взглядов, благодаря обезличивающему действию современных средств массовой информации. Слияние региональных культур в единую космополитическую систему. Глобальная и возрастающая ендокринация человечества, его превращение в единую, серую и хорошо управляемую массу, уничтожение индивидуальности. Зондирование общественного мнения, рекламная техника и искусно направляемая мода помогают власть-и капитал-имущим держать массы в своей власти.

8. Восьмой и последний грех: ядерное оружие, опасностей которого, по мнению К. Лоренца, избежать легче, чем уйти от расплаты за семь других перечисленных выше смертных грехов, подтачивающих цивилизацию незаметно и потихоньку, но — верно.

1.6. Конрад Лоренц о разрыве с национальной культурой

1.6. Конрад Лоренц о разрыве с национальной культурой Итак одним из восьми бедствий XX века К. Лоренц, как и многие другие этологи, считал стандартизацию человеческой культуры, утрату национальных и племенных культурных традиций, смешение всех языков и культур в единое

Виновный во всех грехах

Виновный во всех грехах «Однажды я вернулся домой поздно ночью. Родители не спали – я не предупредил их об этом заранее (обычно я предупреждаю). Но в этот раз не получилось. Сразу начались крики, мне не дали даже раскрыть рта для оправдания. В итоге я остался виноват, хотя

Виктор Франкл и Конрад Лоренц. Выжить, чтобы перейти к миссии (опыт концлагеря)

Виктор Франкл и Конрад Лоренц. Выжить, чтобы перейти к миссии (опыт концлагеря) Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле… Но, лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно также человек начинает вести себя как человек, лишь

К. Лоренц (1903–1989)

К. Лоренц (1903–1989) В развитие психологической мысли наряду с титулованными психологами немалый вклад внесли многие исследователи, не получившие специального психологического образования и порой даже не причислявшие себя к психологам. Среди них австрийский

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем. Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем. Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве. Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд. очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: "Природа — не храм, а мастерская и человек в ней — работник". (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе — взять у нее как можно больше — не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис. Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство. Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, — отмечает К. Лоренц, — спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки. Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах. Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, — обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая "национальную ненависть", Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня. Чрезвычайно опасным для современного общества, по К Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же .культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды. Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала. И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия



Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее "кричащих" проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все "болевые точки" нашей цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит — таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.

© снижение роста численности населения Земли;

© сокращение использования невозобновляемых ресурсов;

© уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;

© устранение голода и бедности.

При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить. Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.

Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем.Согласно В.В.Миронову, глобальные проблемы современности, требуют глубокого философского осмысления, потому как, во-первых, они касаются всего человечества, во-вторых, необычны темпы развития событий, опережающие возможности их познания и на обыденном уровне, и на уровне научно-теоретического мышления, в-третьих, сегодня решение экологических проблем требует не только создания новых технологий и техники, но и ликвидации видов деятельности связанных со большим потреблением ресурсов. В то же время, виды деятельности, обеспечивающие жизнедеятельность общества, должны быть соотнесены с требованиями экологического и нравственного императивов. Он подчеркивает необходимость выработки принципиально нового понимания места и роли человека в природе, что потребует значительного преображения самой философии, ее понимания природы и отношения к ней человека. По­требности же, связаны с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в иссле­довании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой. В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П. А. Сорокиным. П. А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству. По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П. А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе. П. А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха.

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем. Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем. Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве. Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд. очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: "Природа — не храм, а мастерская и человек в ней — работник". (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе — взять у нее как можно больше — не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис. Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство. Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, — отмечает К. Лоренц, — спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки. Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах. Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, — обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая "национальную ненависть", Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня. Чрезвычайно опасным для современного общества, по К Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же .культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды. Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала. И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия

Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее "кричащих" проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все "болевые точки" нашей цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит — таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.

© снижение роста численности населения Земли;

© сокращение использования невозобновляемых ресурсов;

© уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;

© устранение голода и бедности.

При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить. Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.

Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем.Согласно В.В.Миронову, глобальные проблемы современности, требуют глубокого философского осмысления, потому как, во-первых, они касаются всего человечества, во-вторых, необычны темпы развития событий, опережающие возможности их познания и на обыденном уровне, и на уровне научно-теоретического мышления, в-третьих, сегодня решение экологических проблем требует не только создания новых технологий и техники, но и ликвидации видов деятельности связанных со большим потреблением ресурсов. В то же время, виды деятельности, обеспечивающие жизнедеятельность общества, должны быть соотнесены с требованиями экологического и нравственного императивов. Он подчеркивает необходимость выработки принципиально нового понимания места и роли человека в природе, что потребует значительного преображения самой философии, ее понимания природы и отношения к ней человека. По­требности же, связаны с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в иссле­довании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой. В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П. А. Сорокиным. П. А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству. По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П. А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе. П. А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха.

Konrad-Lorenz

Первый грех. Перенаселение

Konrad-Lorenz

Второй грех. Опустошение жизненного пространства

Казалось бы, общеизвестное утверждение о том, что жизненные ресурсы нашей планеты не безграничны, разделяется всеми людьми. Но многие ли осознают эти слова? Сколько тех, кто реально изменил принципы своей деятельности, руководствуясь данной истиной? Лоренц подчеркивает , что цивилизованное человечество добровольно подготавливает почву для грядущей экологической катастрофы, опустошая и уничтожая живую природу . Когда человек почувствует экономические последствия разрушительной деятельности, возможно, будут предприняты некие шаги по исправлению ситуации, но весьма вероятно, что уже будет поздно.

Konrad-Lorenz

Третий грех. Бег наперегонки с самим собой

Konrad-Lorenz

Четвертый грех. Тепловая смерть чувства

Konrad-Lorenz

Пятый грех. Генетическое вырождение

Konrad-Lorenz

Шестой грех. Разрыв с традицией

Седьмой грех. Индоктринируемость

Восьмой грех. Ядерное оружие

Konrad-Lorenz

Читайте также: