Деятельностное бытие человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Философская мысль о формах и способах бытия человека в мире. Идея деятельностной сущности человека. Структура, компоненты и формы деятельности. Над-деятельностное содержание в бытии человека и формы его реализации.

2. Практика - исток социальных новообразований. Формы порождения нового в общественной жизни. Социально-историческое и экзистен­циальное в состояниях общественной жизни.

3. Праксиология к креатология как выражения производственно-технического и порождающе-созидательного характера человеческой жизнедеятельности

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1 - 4.

2 .Маркс К. Капитал. Т. 1. Маркс К., Энгельс Ф .Соч. Т.23. - Гл. 5. С. 188

3. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. В кн.: Время и бытие. М., 1993.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 2. Статьи:

Аристотель. Л.Фейербах. П.Тейяр де Шарден.

2. Бердяев .Н. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М„ 1990.

3. Барулин B.C. Социальная философия. 4.2. М.: 1993. Гл. XI, ХП, ХШ.

4. философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина и др. М, 1996.4. 2, гл. 1, Ч.4,гл.1.

5. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека" В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Неоспоримым фактом является то, что человек - существо активно-Действующее. Способы же интерпретации этого факта и вытекающие из них следствия многообразны, поскольку в самой человеческой активности заложена неопределенность возможной её проявляемое. Проблематичным остается и вопрос о статусе этой активности в мирообразующих связях и отношениях.

Философская мысль концентрировалась вокруг главного вопроса о человеке и его месте в мире - вопроса о предрасположенности Человека к самому себе: от утверждения своей самодостаточности до полной тождественности "со всем иным". Поэтому вопрос о способах и формах бытия человека есть вопрос о том, в каком качестве он дан самому себе во всем многообразии своей активности - этой универсальной формы взаимодействия с самим собой, с миром и даже с "запредельной" ему реальностью.

Этот вопрос для человека всегда проблематичный. Ответ на него нельзя получить один раз и навсегда . Любая форма проявления активности ставит человека в ситуацию неопределенности, а, стало быть, и задавания вопроса. Если есть акт вопрошания, то есть и попытка ответить на вопрос, снимающий неопределенность. Осмысление этого комплекса проблем и рассмотрение существующих возможных вариантов их разрешения является главной задачей темы семинарских занятий.

В развитых формах западной философии рационалистического направления данный вопрос формулируется как вопрос о бытии человека в мире с подчеркнутой мыслью об отношении Человека к Миру, хотя возможные варианты взаимоотношения могут быть самыми разнообразными: взаимодействие человека и мира, бытие человека в мире, присутствие человека в мире, преобразование мира человеком и т. д. В осмыслении и экспликации различных вариантов данного взаимоотношения и состоит философская проблематика о способах и формах бытия человека в мире.

Па основе историко-философского анализа мировоззренческих, идеологических, научно-теоретических, культурологических, религиозно-мистических позиций по вопросу о способах и формах бытия человека в мире следует показать, что в любой из них имеют место:

а) поиск и утверждение универсалий человеческого бытия, фундаментальных экзистенциалов в жизни человека;

б) поиск и утверждение ценностных ориентиров человека;

в) утверждение способов реализации наличного, необходимого. возможного потенциала человека;

г) уяснение предпосылок, условий, содержания смыслообразующего характера жизнедеятельности человека.

В философиях различных эпох, культур и народов была и остается тема бытия человека в мире, проблематизация которой предполагала ответы па вопрос: "Как, каким образом быть?" Этот вопрос является выражением фундаментального экзистенциала человеческого существования - вопрошания, который в свою очередь, проистекает из достоверного для каждого человека факта его существования как некой данности самому себе через "все иное" так или иначе соотносящееся с человеком. "Все иное" для человека это прежде всего подобное ему, то есть другой человек, другие люди. Вот это изначальное присутствие человека среди других людей становится фундаментальным и конституирующим обстоятельством факта его существования как существа общественного. Степень осмысленности, переживаемости и реализуемости данной изначально присущей человеческому существованию связи человека с человеком может быть различна, что может свидетельствовать о глубине философствования на тему: "Кто и как есть Человек?" Здесь важно обратить внимание на следующий момент: за признанием общественного характера данной связи должно следовать осмысление статуса социального. Бытие человека изначально социально в том смысле, что оно обобществлено в форме сопринадлежности человека другим людям. Сфера собственно человеческих отношений - это человеческий мир. Бытие человека в мире - это пребывание человека в человеческом мире, непосредственно данном ему в актах его переживания, в поступках и в действиях. В этом мире наличествуют свои экзистенциалы: общение, обобществление, обещания, активизация. Попытайтесь выделить, выявить важные с Вашей точки зрения и иные экзистенциалы человеческого существования.

Активность человека - предпосылка и способ выхода в иные миры: естественный и трансцендентный, которым соответствуют мыслимые человеком их предельные состояния как миры внешние: природный и божественный. Следует подумать над вопросом о том, что в активности человека позволяет ему признать эти миры и как они открываются ему.

Общую схематику деятельностного процесса на примере процесса труда выразил К. Маркс в первом томе "Капитала" (См. указанную литературу). Если анализ труда в его простых элементах дает возможность выявить схемы собственно технологического содержания деятельностного бытия человека, то теоретико-методологическая проработка схем соотношения различных типов, видов, родов деятельности позволяет выяснить социокультурное, цивилизационное, социологическое, историческое, этнографическое и т.д. содержание различных форм организации жизнедеятельности люден, то есть формы и способы

человеческого общежития, о чем пойдет речь в следующих занятиях данной темы.

Принципиально важным вопросом в выяснении форм вписанности человека в мироздание является вопрос о наддеятельностном содержании в бытии человека и формах существования этого содержания. Исходным моментом в осмыслении такого содержания может выступить отмеченный выше феномен под названием "побочный эффект деятельности", который (как сопутствующий деятельностному процессу фактор) образует своеобразный слой, инфраструктуру, контекст, совокупность обстоятельств к т.д. жизнедеятельности человека. В классической рационалистической традиции явления подобного рода получили название "третьей реальности." Любая реальность, будучи рассеченной на две части, с необходимостью предполагает наличие некой координирующей (при выяснении соотношения между ними) эти части реальности, которая и получила название "третьей". В случае описания и представления общественной жизни, где в качестве соответствующих противоположностей выступает деятельность и её продукт такой "третьей реальностью" являются обстоятельства внешнего плана, к которым как раз и относятся побочные эффекты деятельности. Изменяемые деятельностью обстоятельства в их закономерном воздействии на ход осуществляемого в данный момент времени деятельностного процесса имеют статус наддеятелыюстного содержания в бытии человека.

Феноменолого-экзистенциалистско-герменевтическая мысль последнего столетия подошла к пониманию наддеятельностного содержания в бытии человека совсем с другой стороны. Апеллируя к экзистенциальным состояниям человека-индивида (чувственное созерцание - Л. Фейербах; человечески-чувственная деятельность - К-Маркс; состояния аффекта - Ф. Ницше; жизнено-творческий порыв - А. Бергсон; откровение вместо философского умозрения - Л. Шестов;

экстраординарные психические и психологические состояния - 3. Фрейд, К. Юнг; поток сознания - Э. Гуссерль; критические духовные состояния человека в так называемых пограничных ситуациях - К. Ясперс; состояния сознания под названием "озарение", "инсайт" и другие), мыслители этих направлений в философии, психологии, психоанализе и современной трансперсональной психологии предприняли попытку понять человека в актах его бытия в особом Пространственно-Временном континууме под названием "Здесь-и-Сейчас". В таких состояниях человека деятельность как процесс "вырождается" в один из моментов, сосуществующий наряду и вместе (в единстве) со всеми иными экзистенциалами человеческого существования. Единство всего сосуществующего в данный момент линейного времени и в данном месте есть состояние, являющее себя так, как оно есть. Оно не предзадано. Оно всегда едино. Единственно и уникально. Это особый род бытия человека. Именно эти состояния следует отнести ко всему тому, что возникает, образуется, рождается в отличие от того, что производится, проектируется, достигается в . соответствии с ранее поставленной целью.

Выделение состояний человека такого рода, обладающих самостоятельным статусом, но дополняющих деятельностно-процессуальные состояния , позволяют понять существование человека в двух измерениях: социально-историческом и экзистенциально-герменевтическом. Человек в этих двух измерениях выглядит одновременно и как деятельносто-производящий, и как созидательно-порождающий, а вместе с тем и сам порождающийся. Следует обратить внимание на то, что эти два рода состояний не редуцируемы, то есть не сводимы одно к другому. Они находятся во взаимодополнении, а характер их взаимодействия может быть выражен в неологизме "взаимоотношение" В актах состояния (возникновения, образования, рождения) присутствуют моменты деятельности, а в деятельностном процессе имеют место и время акты возникновения, образования и рождения. Благодаря наличию последних возможны качественные изменения. То есть имеют место новообразования, переходы одних качественных состояний в Другие понятые как акты, но не как процессы.

Представленное и выраженное таким образом взаимоотношение Двух рассматриваемых родов состояний позволяет уяснить и понять существо практики как универсальной формы бытия человека в мире. В качестве соотносящихся социальных реалий общественной жизни выступают: а) все виды целеполагающей и целереализующей Деятельности; б) обстоятельства, в которых и при которых осуществляется, протекает, реализуется деятельность. При анализе взаимодействия этих реалий следует рассмотреть такие виды: а) отдельно взятый вид деятельности реализуется как целостный процесс от начала и до конца, завершающийся получением запрограммированного результата; 6) какой-либо вид деятельности в силу воздействия обстоятельств (причем, самого различного рода, характера и содержания) может изменить ход своего осуществления или даже закончиться не завершившись, не достигнув своей конечной пели - результата: в) какой-либо вид деятельности "исчезает", то есть прекращает свое существования как реалия общественной жизни в силу стечения обстоятельств.

взаимонесомыми, образуют смыслы миров, смыслы жизни, смыслы человеческого существования.

Будучи сферой философского осмысления состояния подобного рода составляют "предмет" особой отрасли знания под названием креатология (лат. creatio сотворение). Первоначальные исходные моменты этой "логии" присутствуют в мифологии (космогонические мифы), в религиозных учениях о сотворении мира и человека Богом (в частности, в теософии), в креационистских биологических концепциях, в некоторых современных концепциях творчества. В рамках традиционного рационалистического стиля мышления креатология может быть понята как способ теоретического представления предпосылок, условий и некоторых общих содержательных характеристик творчества и его результатов. В условиях современной техногенной цивилизации с целью повышения эффективности реализации творческого потенциала личности разрабатываются методики актуализации такого потенциала, например, современные обучающие технологии, интеллектуальные игры, новейшие формы коммуникаций, включая международные компьютерные сети, специализированная подготовка кадров (так называемые группы специального назначения). Какие ещё варианты Вы можете предложить?

Доминирующей формой активности человека в условиях техногенной цивилизации остается сфера производственно-технико-технологической деятельности с обеспечивающими её эффективность условиями. К последним относится разветвленная область научно-технического, экономико-экологического, социально-управленческого, политико-идеологического социально-психологического обеспечения этой сферы. Уровень философского осмысления и определения статуса данной области выявил обширное поле теоретической конструирующе-проекгирующей деятельности, курирующей всю сферу деятельностного бытия человека, получившей название праксиологии (гр. praktikos деятельный + logos учение). Первоначальным историческим вариантом праксиологии была аристотелевская прагматика (гр. pragma дело, действие) как учение о мастерстве человеческого делания, затем вылившаяся в целое течение - прагматизм, - в котором были предприняты серьезные попытки осмыслить условия повышения эффективности общественной деятельности и полезности её результатов. Современная праксиология представляет собой обширную область философско-социологических исследований, в которой разрабатывается методология организации и методика реализации различных видов деятельности и их совокупностей с точки зрения установления их эффективности, социальной значимости (ценности), а также выявляются возможные варианты последствий человеческих деяний. На примере Вашей будущей профессиональной деятельности постарайтесь выявить праксиологические элементы.

Креатология ч праксиология, взятые в форме взаимодополняющих областей осмысления, изучения и установления должного в общественной жизнедеятельности людей, дают соответствующую картину такой жизнедеятельности. Последняя в данной картине представляет собой единство социально-исторического и экзистенциального, а общественная жизнь, взятая в её временном срезе (историческое время) выступает как естественноисторический процесс.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Выделите экзистенциалы человеческого существования и попытайтесь организовать их в некоторую систему.

2. По каким критериям устанавливается собственное социальное бытие человека и в каких формах и способах оно конституируется?

3. Какие теоретические приемы и процедуры могут быть использованы для описания, выражения и объяснения экзистен­циальных состояний человека, общества, эпохи.

4. В каком смысле человек - существо прагматическое, праксиологическое, практическое и экзистенциально-герменевтическое?

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально — с матерью, затем — с близкими, впоследствии — с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его .связи другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило — в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность — это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими>, деятельность, сознание составляют онтологические_основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык — изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило-, так и онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

4.1. Деятельностное бытие человека

Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика философского и психологического изучения деятельности?

1. Деятельность как совокупность результатов и последствий продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство.

2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.

3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность — это самодеятельность.

4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность — это практика.

Именно практика выступает предметом философского анализа.

Философское определение деятельности

Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существо­вания (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.

Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность, она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

Бытие – существование и то, что гарантирует существование, состояние развития.

Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину онтологию(учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах). Впервые этот термин ввёл в 1613 году Р.Гоклениус.

Основные формы бытия:

- бытие духовного – мир состояния человеческого сознания и объектированного содержания мышления (книги, картины, статуи), прочие плоды духовной деятельности человека;

- бытие социального – распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества;

Итак, человек, природа, духовность и социальность – основные формы бытия.

Определение специфики человеческого бытия возможно через выделение разных измерений самого человека.

Индивидуальный аспект человеческого бытия предполагает рассмотрение периода жизни индивида, ограниченные датами рождения и смерти. В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. Из факта существования человека, как живого тела, вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потенциалом человека. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах право на жизнь закреплено юридически.

Социальный аспект человеческого бытия понимается как жизнь общества, связанная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие – это онтология социальной жизни. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимое от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Своим бытием человечество активно влияет на мир и самого себя. Именно человек способен познавать не только бытие в целом, но и собственное бытие-в-мире. Осознавая бытие мира и себя как часть единого бытия, человек одновременно осознаёт величайшую ответственность за бытие человеческого рода.

2.Деятельность как способ человеческого бытия.

а) особенность человеческой деятельности;

- в отличие от животных деятельность человека носит не только приспособительный, но и преобразовательный характер;

- люди не имеют врождённой программы деятельности, не могут передавать её своим потомкам генетическим путём. Человек самостоятельно и прижизненно вырабатывает программы своей деятельности, отбирая оптимальные варианты и передавая их своим потомкам. Человек создаёт предметный мир как результат опредмечивания своих способностей;

- человеческая деятельность делает биологическое существование социальным. В отличие от животных, которые живут в природной среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности, между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений. Таким образом, человек являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность;

- для человеческой деятельности характерно целеполагание и она является целесообразной;

б) структура человеческой деятельности;

Мотив Цель

Субъект Действия+средства Объект Результат

Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием потребностей и интересов человека и представляющая собой образ представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Потребность – осознаваемая человеком нужда в чём-либо. Потребности подразделяются на первичные (физиологические), вторичные (социальные, престижные), идеальные (духовные). Все эти виды потребностей взаимодействуют между собой.

Американский психолог А.Маслоу выделил следующие базисные потребности:

* физиологические (пища, дыхание, воспроизводство рода, одежда, жилище, отдых и т.д. и т.п.);

* экзистенциальные (безопасность существования, постоянство условий жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность завтрашнем дне);

* социальные (общение, социальные связи, забота и внимание, совместная деятельность);

* престижные (самоуважение, уважение и признание других, достижение успеха, карьерный рост);

* духовные (самоактуализация, самовыражение, самосовершенствование, поиск смысла жизни);

Социальные установки – общая ориентация человека на определённый социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определённым способом (установка на семью, на труд);

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;

Интересы – то, что важно в данный момент;

Классификация деятельности по М.Веберу в зависимости мотивов (см. лекцию № 3).

в) многообразие человеческой деятельности;

Трудовая деятельность – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и, в конечном итоге преобразует самого человека, совершенствуя его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Игра – вид человеческой деятельности, ориентированной не столько на результат, сколько на сам процесс. Особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер. Роль игры в жизни человека велика, т.к. она является школой жизни для детей. Условность игры роднит её с искусством.

3.Творческая деятельность человека.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество – это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Наука, изучающая творческую деятельность, называется эвристика.

Творческие способности проявляются в различных сферах, но наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

Воображение + Фантазия + Интуиция + Бессознательное

Воображение позволяет предвидеть возможные изменения.

Фантазия – построение образа или наглядной модели и результата, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

Интуиция – знания, условия, получения которых не осознаются.

Бессознательное = талант или вдохновение.

- осознание проблемы, формулировка задачи;

- сбор и изучение информации;

- переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

- озарение: проблема решается с неожиданной стороны, решение обнаруживается там, где поначалу его не искали;

- проверка: она может быть логической или экспериментальной;

- оценка новизны найденного решения;

4.Предназначение человека: цель и смысл жизни.

Главная отличительная особенность человека – это возможность осознавать себя и то, что он делает, задумываться над происходящим и анализировать свои поступки.

Жизненный выбор – это предпочтение, отданное индивидом определённому способу удовлетворения своих потребностей и определённому способу самоотдачи. На жизненный выбор влияют воспитание, образование, общественное устройство. Но не только от общества зависит жизненный выбор, в нём осуществляется свободная воля человека, проявляются внутренние мотивы и ценности. В жизненном выборе выражается самодеятельная активность человека, его творческое отношение к миру.

Виды образа жизни: рабовладельческий, феодальный, сельский, городской, богемный, трудовой, пассивный, спортивный.

Смысл жизни – понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает, свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Гедонистический смысл жизни ассоциируется с удовольствием (Аристипп, Эпикур).

Аскетический смысл жизни в подавление чувственных влечений и желаний (Диоген).

Смиренно-стоический смысл жизни – покорность, подчинённость, стойкость перед неотвратимостью судьбы (Иисус Христос).

Категорически императивный смысл жизни – жить в соответствии с нравственным законом (Кант).

Религиозный смысл жизни – самоотверженное служение Богу.

Действенно-гуманистический смысл жизни – реализация внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы.

Человек только сам может привнести смысл в свою жизнь и это происходит через самопознание и самореализацию.

Самореализация – это осуществление возможностей человека.

Трудности самореализации связаны с тем, что человеку не всегда удаётся осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. И лишь при гармоничном сочетании личных возможностей и общественных потребностей происходит самореализация человека.

Бытие – существование и то, что гарантирует существование, состояние развития.

Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину онтологию(учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах). Впервые этот термин ввёл в 1613 году Р.Гоклениус.

Основные формы бытия:

- бытие духовного – мир состояния человеческого сознания и объектированного содержания мышления (книги, картины, статуи), прочие плоды духовной деятельности человека;

- бытие социального – распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества;

Итак, человек, природа, духовность и социальность – основные формы бытия.

Определение специфики человеческого бытия возможно через выделение разных измерений самого человека.

Индивидуальный аспект человеческого бытия предполагает рассмотрение периода жизни индивида, ограниченные датами рождения и смерти. В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. Из факта существования человека, как живого тела, вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потенциалом человека. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах право на жизнь закреплено юридически.

Социальный аспект человеческого бытия понимается как жизнь общества, связанная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие – это онтология социальной жизни. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимое от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Своим бытием человечество активно влияет на мир и самого себя. Именно человек способен познавать не только бытие в целом, но и собственное бытие-в-мире. Осознавая бытие мира и себя как часть единого бытия, человек одновременно осознаёт величайшую ответственность за бытие человеческого рода.

2.Деятельность как способ человеческого бытия.

а) особенность человеческой деятельности;

- в отличие от животных деятельность человека носит не только приспособительный, но и преобразовательный характер;

- люди не имеют врождённой программы деятельности, не могут передавать её своим потомкам генетическим путём. Человек самостоятельно и прижизненно вырабатывает программы своей деятельности, отбирая оптимальные варианты и передавая их своим потомкам. Человек создаёт предметный мир как результат опредмечивания своих способностей;

- человеческая деятельность делает биологическое существование социальным. В отличие от животных, которые живут в природной среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности, между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений. Таким образом, человек являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность;

- для человеческой деятельности характерно целеполагание и она является целесообразной;

б) структура человеческой деятельности;

Мотив Цель

Субъект Действия+средства Объект Результат

Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием потребностей и интересов человека и представляющая собой образ представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Потребность – осознаваемая человеком нужда в чём-либо. Потребности подразделяются на первичные (физиологические), вторичные (социальные, престижные), идеальные (духовные). Все эти виды потребностей взаимодействуют между собой.

Американский психолог А.Маслоу выделил следующие базисные потребности:

* физиологические (пища, дыхание, воспроизводство рода, одежда, жилище, отдых и т.д. и т.п.);

* экзистенциальные (безопасность существования, постоянство условий жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность завтрашнем дне);

* социальные (общение, социальные связи, забота и внимание, совместная деятельность);

* престижные (самоуважение, уважение и признание других, достижение успеха, карьерный рост);

* духовные (самоактуализация, самовыражение, самосовершенствование, поиск смысла жизни);

Социальные установки – общая ориентация человека на определённый социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определённым способом (установка на семью, на труд);

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;

Интересы – то, что важно в данный момент;

Классификация деятельности по М.Веберу в зависимости мотивов (см. лекцию № 3).

в) многообразие человеческой деятельности;

Трудовая деятельность – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и, в конечном итоге преобразует самого человека, совершенствуя его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Игра – вид человеческой деятельности, ориентированной не столько на результат, сколько на сам процесс. Особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер. Роль игры в жизни человека велика, т.к. она является школой жизни для детей. Условность игры роднит её с искусством.

3.Творческая деятельность человека.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество – это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Наука, изучающая творческую деятельность, называется эвристика.

Творческие способности проявляются в различных сферах, но наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

Воображение + Фантазия + Интуиция + Бессознательное

Воображение позволяет предвидеть возможные изменения.

Фантазия – построение образа или наглядной модели и результата, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

Интуиция – знания, условия, получения которых не осознаются.

Бессознательное = талант или вдохновение.

- осознание проблемы, формулировка задачи;

- сбор и изучение информации;

- переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

- озарение: проблема решается с неожиданной стороны, решение обнаруживается там, где поначалу его не искали;

- проверка: она может быть логической или экспериментальной;

- оценка новизны найденного решения;

4.Предназначение человека: цель и смысл жизни.

Главная отличительная особенность человека – это возможность осознавать себя и то, что он делает, задумываться над происходящим и анализировать свои поступки.

Жизненный выбор – это предпочтение, отданное индивидом определённому способу удовлетворения своих потребностей и определённому способу самоотдачи. На жизненный выбор влияют воспитание, образование, общественное устройство. Но не только от общества зависит жизненный выбор, в нём осуществляется свободная воля человека, проявляются внутренние мотивы и ценности. В жизненном выборе выражается самодеятельная активность человека, его творческое отношение к миру.

Виды образа жизни: рабовладельческий, феодальный, сельский, городской, богемный, трудовой, пассивный, спортивный.

Смысл жизни – понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает, свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Гедонистический смысл жизни ассоциируется с удовольствием (Аристипп, Эпикур).

Аскетический смысл жизни в подавление чувственных влечений и желаний (Диоген).

Смиренно-стоический смысл жизни – покорность, подчинённость, стойкость перед неотвратимостью судьбы (Иисус Христос).

Категорически императивный смысл жизни – жить в соответствии с нравственным законом (Кант).

Религиозный смысл жизни – самоотверженное служение Богу.

Действенно-гуманистический смысл жизни – реализация внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы.

Человек только сам может привнести смысл в свою жизнь и это происходит через самопознание и самореализацию.

Самореализация – это осуществление возможностей человека.

Трудности самореализации связаны с тем, что человеку не всегда удаётся осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. И лишь при гармоничном сочетании личных возможностей и общественных потребностей происходит самореализация человека.

Читайте также: