Композиция одиссеи гомера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Троя и область, где этот город был столицей, Троада находились в северо — западном углу Малой Азии и были заселены племенем фригийцев. Греки, населявшие Балканский полуостров, в течение многих лет вели в Малой Азии войны.Одна такая война, именно с Троей, особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений и, в частности, несколько специальных поэм. В них рассказывалось о троянской войне, о причинах ее вызвавших , о взятии Трои и о возвращении победителей — греков на родину. Ближайшим же поводом к войне было то, что Парис, сын троянского Приама, похитил Елену, супругу спартанского царя Менелая. Чтобы отомстить за это похищение и вернуть Елену обратно, брат Менелая и царь соседней со Спарты Арголиды Агамемнон советует Менелаю собрать всех греческих царей с их дружинами и начать войну с Троей.Среди привлеченных греческих царей особенно выделяются — поражающий своей мощью быстроногий Ахилл, царь Фтии, и Одиссей, царь острова Итаки.Все греческие племена посылают свои войска и своих вождей в Авлиду, откуда общегреческое воинство движется через Эгейское море и высаживается около Трои, которая отстояла от берега на несколько километров. Верховным вождем всего греческого воинства избирается Агамемнон.Война ведется с переменным успехом в течение 10 лет. И только по истечении 10 лет грекам удается пробраться в самый город, сжечь его, перебить мужчин, а женщин забрать в плен.

Осада Трои.

Девять лет греки осаждали Трою, но не могли её взять. Город был неприступен. Он стоял на высоком холме и был окружён каменной стеной.

Ахилл отказался участвовать в сражениях. Без него греки терпели неудачи. Чтобы подбодрить воинов, басилеи созвали их на народное собрание. На многолюдном собрании простой воин Терсйт смело обвинил басилеев в том, что они забирают себе всю добычу. Он призывал простых воинов возвратиться домой.

Хотя Терсит говорил правду, один из басилеев — Одиссей жестоко его избил и пригрозил избить ещё сильнее, если он будет спорить с вождями. Басилеи едва уговорили воинов продолжать войну. Вновь начались долгие и упорные бои между греками и троянцами. В боях принял участие и Ахилл, примирившийся с предводителем греков.


Анализ поэмы Гомера Одиссея

Сейчас общепринятым мнением об истории создания поэмы является то, что она была создана как предмет устного народного творчества и существовала в виде отдельных песен, а Гомер всего лишь объединил народные песни в одно произведение Оно было создано с целью прославления подвигов Одиссея.

Главный герой поэмы — Одиссей. В нем героические черты комбинируются с другими душевными качествами. Прежде всего это ум, смекалка, расчетливость. Одиссей смелый, сильный. Это в каком-то роде универсальный человек. Он успешен и в гимнастике, и в охоте, и в мореходстве. Одиссей очень хочет вернуться домой, сопереживает друзьям, борется за свое Отечество, однако вместе с этим он не лишен эгоизма. На пиру он выбирает себе лучший кусок, ждет подарков от циклопа, лжет. Это нисколько не принижает его. Одиссей по-прежнему герой. Жена Одиссея, Пенелопа, верно ждет его на острове. Она грустит и скучает по мужу.

В основу произведения легли мифы об Одиссее. Одним из них является встреча Одиссея с циклопом Полифемом. Одиссей с войском оказался в его пещере. В тот день он съел двоих солдат, а на второй день — еще четверых. Тогда Одиссей решил напоить его вином, а когда циклоп заснет, то нужно заколоть его единственный глаз. Одиссей так и сделал и спасся от Полифема. Затем корабль с Одиссеем оказался на острове Кирки. Злая волшебница всех превратила в свиней, кроме Одиссея, у которого был оберег — цветок моли, переданный ему Еврилохом. Он приказал волшебнице вернуть свиньям человеческий облик. Также встречаются и другие мифические сюжеты — сирены, Калипсо.

Кроме темы судьбы и героических подвигов, в поэме находит воплощение тема любви и супружеской верности. Пенелопа ждала возвращения своего мужа, а Одиссей не был готов пробыть на острове Калипсо с ней в роли любовницы. Также здесь говорится о чести и бесчестии.

Поэма представляет собой 24 последовательных песни, разделение на которые появилось лишь в III веке до нашей эры в Александрии. До этого текст представлял собой 12 110 стиха, написанных шестистопным дактилем, принятым для всей античной поэзии. Язык произведения не похож ни на один из древнегреческих диалектов. Особенностью композиции является преданность автора мифическим сюжетам. В поэме лирическое (стихотворный текст и особенности языка: эпитеты, метафоры) сливается с эпическим (наличие логичного сюжета, героев), таким образом получается совсем новый жанр — лиро-эпический.

Гибель Трои.

О конце Троянской войны рассказывают другие песни и сказания.

Ночью греческие воины вышли из коня. .В то же время и греческое войско, тайно вернувшееся с острова, ворвалось в город. Греки перебили в Трое мужчин, взяли в плен женщин, разграбили и подожгли город. С богатой добычей они направились в Грецию.

Герои поэмы



(Афина- богиня мудрости)

Например, среди покровителей Одиссея выделяется богиня мудрости Афина.

Антагонистом и гонителем главного героя выступает Посейдон, бог морей. На протяжении своих странствий греческий царь общается с Гермесом, попадает в плен к Цирцее, поддается на чары нимфы Калипсо, спускается в царство мертвых к Аиду.



(Одиссей)

Сам образ Одиссея выписан максимально подробно. В поэме он предстает как настоящий герой, который совершает подвиги. При этом главные его достижения видны не на поле битвы, а среди искушений – волшебников и сказочных врагов. Он часто бывает изворотливым и хитрым, и эти качества ему нужны не меньше, чем честность или порядочность.

Одиссей и Пенелопа


(Одиссей и Пенелопа)

Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.




Во время боя греков с троянцами богиня Афина, помогавшая грекам, приняла вид брата Гектора. Она коварно уговорила Гектора сразиться с Ахиллом, обещая ему свою помощь.

Ахилл первый бросил копьё в Гектора, но тот приник к земле, и копьё пролетело над ним. Бросил копьё Гектор и попал в щит Ахилла. Выкованный богом Гефестом щит выдержал удар. В это время Афина подала Ахиллу копьё. Тщетно звал Гектор своего брата: некому было подать ему новое копьё. Тогда он устремился на Ахилла с мечом.

Ахилл копьём поразил Гектора. Затем, чтобы опозорить тело врага, он привязал его за ноги к колеснице и погнал коней в лагерь под громкие крики торжествующих греков.

Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая –супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров.

Всякий читатель ожидал бы, что странствования Одиссея будут изображаться последовательно, одно за другим.(ну как у одекватных поэтом.но хули ибо греция) Возвращение Одиссея домой занимает 10 лет и, полное всяческих приключений, создает большую нагроможденность событий. На самом же деле первые три года плавания Одиссея изображаются не в первых песнях поэмы, но в песнях IX-XII. И даны они в виде рассказа Одиссея на пиру у одного царя, к которому его случайно забросила буря. Тут мы узнаем, что Одиссей много раз попадал то к людям добрым, то к разбойникам, то в подземное царство.

В центре IX песни - знаменитый эпизод с одноглазым людоедом (циклопом) Полифемом. Этот Полифем запер Одиссея и его спутников в пещеру, откуда они выбрались с большим трудом. Одиссей, опоивши Полифема вином, сумел выколоть ему единственный глаз.

В X песни Одиссей попадает к волшебнице Кирке, а Кирка направляет его в подземный мир за пророчеством о его будущем. Песнь XI - изображение этого подземного мира. В XII песни, после ряда страшных приключений, Одиссей попадает на остров нимфы Калипсо, которая удерживает его у себя в течение семи лет.

Начало "Одиссеи" как раз и относится к концу пребывания Одиссея у Калипсо. Здесь сообщается о решении богов возвратить Одиссея на родину и о поисках Одиссея его сыном Телемахом. Эти поиски описываются в I-IV песнях поэмы. Песни V-VIII изображают пребывание Одиссея после отплытия от нимфы Калипсо и страшной бури на море, среди добродушного народа феаков, у их доброго царя Алкиноя. Там Одиссей рассказывает о своих странствиях (песни IX-XII).

Начиная с XIII песни и до конца поэмы дается последовательное и ясное изображение событий. Сначала феаки доставляют Одиссея на его родной остров Итаку, где он поселяется у своего свинопаса Евмея, так как его собственный дом осаждают местные царьки, уже много лет претендующие на руку Пенелопы, его жены, самоотверженно охраняющей сокровища Одиссея и путем разных хитростей оттягивающей свой брак с этими женихами. В песнях XVII-XX Одиссей под видом нищего проникает из хижины Евмея в свой дом для разведки всего, что в нем совершается, а в песнях XXI-XXIV при помощи верных слуг он перебивает всех женихов во дворце, вешает неверных служанок, встречается с Пенелопой, ожидавшей его 20 лет, и еще усмиряет восстание против него на Итаке. В доме Одиссея водворяется счастье, прерванное десятилетней войной и его десятилетними приключениями.

СУТЬ СОБСТВЕННО ГОВОРЯ:

Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете: Одиссей находится на далеком острове Огигии, и прельстительница Калипсо желает его оставить при себе, надеясь, что он забудет о родной Итаке,

. но, напрасно желая Видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий, Смерти единой он молит.

Кирка, как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, в доме, из которого над лесом подымается дым; она превращает спутников Одиссея в свиней, но Одиссей с помощью чудесного растения, указанного ему Гермесом, преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Кирки (кн. 10). Затем, по указанию Кирки, он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия.

•Образ Ахилла и его роль в развитии сюжета "Илиады"

1)Из Галюшиных документов

АХИЛЛ/Ахиллес (быстроногий,богоподобный) – центральный персонаж поэмы, без участия этого воина не могла пасть Троя. Ахиллес- идеал воина героической эпохи. Жесток, кровожаден, эгоистичен. В Ахилле заключена огромная разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость. В момент битвы за тело убитого друга, Патрокла, Ахилл, без доспехов, одним своим видом пугает троянцев. Ахилл кровожаден: мстит за смерть любимого друга и убивает столько троянцев, что вода в реке превращается в кровь(в том числе убивает сыновей Приама) Совершенно хладнокровно и равнодушно приносит в жертву плененных юношей на могилу Патрокла.

В образе Ахилла господствует индивидуализм и самолюбие, обидчивость. Свою личную ссору с Агамемноном возводит до космических масштабов. Отказ его участвовать в борьбе с Троей - катастрофа для греков. Даже когда к нему посылают посольство с просьбами взять дары, предлагают вернуть Брисеиду(в посольстве принимает участие множество героев – Аякс, Одиссей) он отказывается. Он равнодушно продолжает мстить за личное оскорбление( Редкостный эгоист, короче говоря…)Даже слезы лучшего друга, Патрокла, который умоляет его вступить в бой(когда горят греческие корабли), не останавливают его. Правда он дает ему доспехи и просит не преследовать троянцев. (А Патрокл, конечно, сам себе на уме- погибает, т.к. надо было слушаться…) Патрокла убивает Гектор, спутав его с Ахиллесом из-за доспехов. И только, узнав об этом, Ахиллес бросается в бой. Но все равно это прежде всего личная месть. Ахилл мечтает только о личной славе и ради этого готов отдать свою жизнь.

Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец ,

Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем.

Твердой скалою, - от них у тебя жестокое сердце.

Однако вот как он реагирует на гибель своего друга:

Черное облако скорби покрыло Пелеева сына.

В горсти руками обеими взяв закоптелого пепла,

Голову им он посыпал, прерасный свой вид безобразя.

Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою,

Сам же,-большой,на пространстве большом растянувшись,-лежал он

В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.

Эта антитеза сурового бойца и нежного сердца - основное, что мы находим у Ахиллеса.

В опыте Ахилла совпадает веление рока и собственное бушевание жизни. Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее, предпринимает сложный и опасный поход:

Что ты, Ксанф, пророчишь мне смерть ? Не твоя забота!

Знаю я сам хорошо, что судьбой суждено мне погибнуть

Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я

С боя, доколе войны не вкусят троянцы досыта!

Быстроногий, богоподобный. Идеал греч.воина.В нем разр.сила, жив.,полудемон. Сын богини Фетиды. Кровожаден(одним видом пугает троянц.)Хладнокровн.и равнод.приносит в жертву плен.юношей.Индивидуализм,самолюбие,обидчивость.Ссору с Аг.возв.до косм.масштабов. Отказ.от посольства, где участв.много героев с просьбой верн.в бой. Даже в бой после смерти Патрокла вступает,т.к. это личн.месть. Сердцем жесток ты/Отец тебе был не Пелей конеборец/ Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем/Твердой скалою, - от них у тебя жестокое сердце.

Круазе писал, что Ах.полон противоречий:то яростн., то плачет и рвет на себе волосы после смерти П.Обр. к матери. П. Говорит ему, что рожден скалой. Антитеза сурового бойца и нежного сердца.

Суперкратко(куда уж меньше)

Жестокий, кровожадный эгоист-полудемон, любящий мать, богиню Фетиду, и в мире всем ценящий одного себя.

2)Информация об Ахилле из "Мифологического словаря"

Ахилл носит типичные черты мифологического эпического героя, мужественного воителя, в системе ценностей которого самое главное — воинская честь. Гордый, вспыльчивый и самолюбивый, он участвует в войне не столько ради того, чтобы вернуть царю Спарты Менелаю его жену Елену, похищенную Парисом (это и стало поводом войны с Троей), сколько ради прославления своего имени. А. жаждет все новых и новых подвигов, которые упрочат его славу непобедимого ратника. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы постоянно рисковать жизнью

Ахилл-один из величайших героев Троянской войны,сын Пелея и Фетиды.Его воспитанием занималась Фетида,так как она хотела,чтобы Ахилл вырос сильным и неуязвимым воином,она по ночам закаляла его в огне,а днем натирала амброзией .По другой версии,Фетида окунала его в подземную реку Стикс,держа за пятку,единственное уязвимое его место.

Ахилл рос вместе с другом Патороклом под присмотром кентавра Хирона.

Именно Хирон отговорил Ахилла свататься к Елене ,таким образом,когда Елена была похищена ,он мог и не участвовать в походе греков против троянцев-воевать должна были только те,кто предлагал ей руку и сердце до того,как она вышла замуж за Менелая.

Чтобы уберечь сына от войны,Фетида спрятала его во дворце царя на о.Скирос.Живя там,Ахилл одевался в женскую одежду (Конечно дохуя сложно распознать здорового качка под барской туникой.греки такие греки,чесслово) .Однако хитрый Одиссей разоблачил его и заставил его идти на Трою.По дороге в этот город Ахилл вступал в сражения:убил героя Кикна,чем навлек на себя гнев Аполлона.

Греки десять лет пробыли под стенами Трои.За это время альфа-самец Ахилл присмотрел себе норм наложницу Брисеиду(дочь местного царя).Однако падла Агамемнон отобрал у него эту бабу,поэтому Ахилл отказался воевать.Вместо него на поле боя вышел его друг Патрокл.Гектор убил Патрокла,хотя думал,что убил Ахилла (Патрокл напялил на себя его прикид).Естесна злой как черт Ахилл убивает всех и вся,пока не убивают его.

В книге VII показано его единоборство с Аяксом, сыном Теламона, друга Геракла. Никто в этом поединке не победил. Противники, убедившись, что силы их равны, обменялись дарами.

Гомер показывает, как в душе Гектора борются два стремления: избежать поражения в войне и сохранить незапятнанной свою репутацию храброго воина и героя. В силу этого образ Г. сложнее, чем образ его главного противника, Ахилла. Поведение Г. часто бывает противоречивым, поскольку мотивами его поступков выступает то жажда славы (что типично для эпического героя), то понимание долга перед отчизной и народом, которым он, как сын царя и вождь, не вправе жертвовать в погоне за репутацией непобедимого воина и храбреца.

•ПАРИС-Парис – сын Приама и Гекубы. Парис – герой-любовник, красавец, неопытный, но самоотверженный воин. Парис вырос красивым и сильным. Парис был женственным богом красоты и изнеженности, хотя в минуту необходимости он не лишен отваги. Согласно предсказанию, он должен был стать виновником гибели Трои, и родители бросили его на горе Иде на съедение зверям. Но ребёнок уцелел и был воспитан пастухом . Богиня Афродита присудила ему стать обладателем самой красивой женщины. Она помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой. Парис вернулся в Трою, где был узнан сестрой – пророчицей Кассандрой и признан родителями. Он снова отправился в Грецию, гостил у царя Менелая и стал виновником троянской войны, похитив жену царя Елену. Во время боевых действий Парис погиб от стрелы Филоктета.

Это,в принципе,не нужно.В вопросе требуется только рассказать о героях,но мало ли,вдруг вам вот прям захочется почитать сравнительную хар-ку Ахилла и Гектора и тут БАЦ,а оно внизу!ФАНТААСТИКА

•Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора.

Гектор, в отличие от Ахиллеса и других героев показан со совершенно другой стороны, в мирной жизни. Сцена его прощания с Андромахой(жена) – одна из самых тонких, психологических сцен в поэме. Она просит его не участвовать в сражении, т.к. там Ахилл, уничтоживший Фивы и всю ее семью. Гектор очень любит своих близких и понимает, что Андромаха без него останется совсем одна, но долг защитника Отечества для него превыше всего.*sob sob* Стыд не позволит ему спрятаться за стеной.

Итак, и Гектор, и Ахиллес прославленные воины. Однако если Ахиллес ставит свои личные чувства, личную выгоду превыше всего, то Гектор жертвует собой ради Отечества, отказыватся от мирной семейной жизни во имя своего государства.*sob sob*

Гектору сопутствуют боги(Аполлон, Артемида), но его отличие от Ахилла бесконечно. Ахилл – сын богини Фетиды, он не подвержен человеческому оружию(кроме пятки). Ахиллес, фактически, не человек, а полудемон. Собираясь на битву, Ахиллес одевает доспехи Гефеста. Гектор же простой человек, которому предстоит страшное испытание, он понимает, что лишь он один может принять вызов А. Неудивительно, что при виде Ахиллеса его охватывает ужас, и он бежит (три раза герои обегают Трою гипербола). Богини мойры решают судьбу героев, положив их жребии на весы. Афина помогает Ахиллесу. Умирая, Гектор просит лишь об одном – передать его тело родственникам, чтобы они совершели обряд похорон(оч.важно для греков). Однако Ахиллес мстит за смерть друга и говорит, что бросит тело Гектора на съедение псов и воров.

Ахиллес-олиц.индивидуализма,жив.начала, полудемон, идеал греч.воина.Гектору свойств. все человеч.Он честен, противник войны, предлагает драться не воисками, а представ.(Парис, Менелай)Г.показан в мирной жизни:прощание с Андромахой-тонк.псих.сцена поэмы. Патриот.Стыд не позв.ему спрятаться за стенами. Когда видит Ах.исп.ужас, сбегает. 3раза обегают Трою,Г.мирится со страхом. Жребий решает смерть Г. Просит Ах.отдать тело родств.,но Ах.отказывается, т.к.мстит за Патрокла.

Гектор-норм.человек, а Ахилл – жестокий полудемон-эгоист, любящий себя. Для Гектора превыше всего долг перед Отечеством.

9.Концепция героя в эпосе. Идейно-художественное своеобразие образа Одиссея и его значение для европейской культуры.

Образы гомеровских героев статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала до конца действия поэмы, каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других. У каждого есть своя история, свой собственный способ реализации и сами герои, конечно, не изображены слишком психологично, в них нет противоречий.

Одиссей — гармоничный герой, в нём нет крайностей. Это целостный образ, который представлен во всех жизненных ситуациях. Образ Одиссея — это праобраз, вечно повторяющийся архетип. Вот почему этому образу принадлежит особое место в литературе. И ещё не раз многие авторы будут по-своему трактовать образ Одиссея, царя Итаки.

10. Древнегреческая лирика. Архилох и Тиртей.

Архилох (начало 7 века до н.э) по преимуществу прославился на все времена своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Архилох родился на острове Паросе. Его малоизвестная нам жизнь была бурной. Он сам откровенно рассказывает, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. Есть предание об его неудачном романе с Необулой, дочерью Ликамба, который воспротивился этому браку. Рассказывают, что Архилох мстил ему ямбами и довел его до отчаяния и самоубийства. Смерть свою Архилох нашел в сражении между паросцами и наксосцами.

Мало известно о его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честь победителей). Писал он также басни, эротические стихотворения и эподы. Зато довольно хорошо осведомлены о его элегиях. Темы в элегиях веселые, остроумные, жизнерадостные, наивные и отважные.

Он заявляет, что ему одинаково близки интересы бога войны и муз, бахвалится своей профессией воина, сам смеется над своей изменой, не страшится нареканий черни, любит наслаждения жизни, не боится судьбы и случайностей и рекомендует все перетерпеть, быть стойким и не унывать. Архилох был известен также эпиграммами, и в частности эпитафиями (надгробными надписями). Однако особенно славились ямбы Архилоха. Здесь он выражал свою любовь к Необуле с большой страстью и волнением.

В стихах Архилоха впервые в греческой лирике ярко и однозначно выражена поэтическая индивидуальность. Архилох — поэт-воин, живущий в эпоху смещения старой аристократической системы ценностей; превратностям судьбы он противопоставляет мужество, стойкость и понимание ритма, лежащего в основе жизни и возвращающего события к благоприятному состоянию.

Тиртей. Согласно античному преданию, был хромым учителем, которого афиняне послали на подмогу спартанцам, когда те находились в тяжёлом положении во время Второй Мессенской войны. Тиртей так воодушевил спартанцев своими стихами, что они ринулись в бой и одержали победу.

11. Лесбосская лирика. Алкей и Сапфо

Среди славянских имен греческих поэтов-лириков выделяется одно женское, поистине легендарное. Это - Сапфо, первая поэтесса античного мира. Всеохватывающая тема ее поэзии-любовь ,о которой она высказывалась с такой пронзительной откровенностью, как никто до нее. Древние называли Сапфо "загадкой", "чудом".


Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня. как святой Илион был разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…


…Лаэртов божественный сын. обладатель Итаки.
Видел я на острове льющего слезы обильно
В светлом жилите Калипсо, богини богинь, произвольно
Им овладевшей; и путь для него уничтожен возвратный;
Нет корабля, ни людей мореходных, с которыми мог бы
Он безопасно пройти, по хребту многоводного моря.


Видно, тебя беззаботною мать родила, Навсикая!
Ты не печешься о светлых одеждах, а скоро наступит
Брачный твой день: ты должна и себе приготовить заранее
Платье, и тем, кто тебя приведет к жениху молодому.


…И я. не иной кто, своими руками
Сделал ее. На дворе находилась маслина с темной
Сению, пышногустая, с большую колонну в объеме.

Из этой маслины он сделал кровать своими руками, а теперь подробно описал Пенелопе процесс ее создания. Услышав рассказ Одиссея, Пенелопа с рыданиями бросается на шею к мужу. Происходит счастливое соединение супругов. Чтобы продлить радость встречи, Афина просит богиню зари Эос немного оттянуть наступление рассвета…

РАЗВЯЗКА СОБЫТИЙ В ПОЭМЕ. Завершение поэмы – повествование о том, как Одиссей отправляется в загробный мир и навещает там своего отца Лаэрта. Там же – души убиенных женихов. Пребывающий в царстве теней Агамемнон отдает дань мужеству Одиссея и восхваляет преданность его жены Пенелопы, не в пример своей супруге Клитемнестре, от предательской руки которой он пал. Тем временем на земле родственники загубленных женихов развязывают войну против Одиссея, но при содействии Афины, известной великим разумом, верной покровительницы Одиссея, герою удается заключить с ними мир. На этом заканчивается вторая поэма Гомера.

¾ сформирована строгая система жанров, которые сохранили сегодня свои античные названия: эпос, лирика, элегия, ямбическая поэзия, ода, гимн, драма, трагедия, комедия, мим, эпиграмма, идиллия и т.д.

¾ сформирована система стихотворных размеров, тропов и фигур речи, что было заимствовано последующей литературой

¾ на почве ГрЛит возникло множество наук, сегодня самостоятельных: филология, грамматика, философия, истор. наука, риторика, теория литературы.

¾ оказала влияние на всю последующую литературу: в эпоху Возрождения сознательно проповедуются догматы АнтЛит, в эпоху Классицизма античность проявляется в театральном искусстве – принцип трех единств, а также эстетические нормы в литературе, в России в XVIII веке – перевод и адаптация мысли – Ломоносов, Державин, Пушкин, чистое искусство переняло античную эстетику.

¾ только ГрЛит возникла самостоятельно

¾ гуманизм в историческом плане

¾ никогда не разрывала связь с фольклором

¾ проявила себя как литература вне времени

¾ актуальные и злободневные темы, человек – основной объект изображения

¾ включает в себя науки, сегодня отдельные

1) до 8 века до н.э – долитературный или фольклорный период, творчество аэдов (бродячие певцы, исполняющие эпические песни под музыку) и рапсодов (профессиональные певцы, исполняющие чужие песни)

2) 8 – 6 века до н.э – архаический период

ранний: эпос Гомера и Гесиода

поздний – лирика: элегии Тиртея, Солона, Мимнерма, Феогнида; ямбография Архилоха, Гиппонакта, Семонида Аморгского; сольная мелика Алкея, Сапфо и Анакреонта; хоровая мелика Пиндара, Ареона, Игина и Симанида Кеосского.

3) 5 век – 338г. до н.э (битва при Херонее) – классическая/аттическая эпоха

трагедии и сат. драмы Эсхила, Софокла и Еврипида; древн. аттич. комедия Аристофана; историография Геродота, Фукидида и Ксенефонта; фил. проза Аристотеля и Платона; орат. проза и риторика Лисия, Исократа, Демосфена.

4) 338г. – 31г. до н.э (битва при Акции) – эллинистическая эпоха

алекс. поэзия Каллимаха, Аполлония Родосского, Феокрита; нов. атт. ком. Менандра

5) 31г. – 5 век н.э – эпоха Римского владычества

фил. проза и историогр. Плутарха; сатир. новеллы Лукиана; греч. люб. роман Лонга, Харитона, Гелиодора и Ахилла Татия.

Вторая книга - народного собрания итакийцев. Т-х приносит жалобу на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи, которая требует, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо свой выбор. Разумная Пенелопа хитростью затягивала свое согласие на брак. С помощью Афины Т-х снаряжает корабль и тайно уезжает в Пилос к Нестору: Н сообщает о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Аг-на, но за дальнейшими вестями направляет его в Спарту к Менелаю. Радушно принятый Менелаем и Еленой, Т-х узнает, что Одс томится в плену у Калипсо. Меж тем женихи, испуганные отъездом Т-ха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути.

Феаки, богато одарив Одс, отвозят его на Итаку, и разгневанный Посейдон обращает за это их корабль в утес. Одс, превращенный Афиной в нищего старика, отправляется к верному свинопасу Эвмею, который гостеприимно его принимает. У Эвмея Одс встречается со своим сыном, благополучно избежавшим засады женихов; позже Одс открывается сыну. В виде нищего бродяги является Одс в свой дом и, подвергаясь всевозможным оскорблениям со стороны женихов и слуг, готовится к мщению. Никто не узнает Одс, кроме страрой няни Эвриклеи, кот. узнает по рубцу на ноге. Тот заставлет ее молчать. Женихи продолжают пировать, растрачивая богатство дома Одс.

Тогда Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одс, пропустит стрелу через двенадцать колец. Женихи оказываются бессильными выполнить это задание, но нищий пришелец легко справляется с ним, открывается женихам и с помощью Т-ха и богини Афины жестоко убивает их. Лишь после этого Одс открывается Пенелопе, но та не узнает его. Разумная жена просит Одс перенести кровать из царской спальни. Но Одс заявляет, что это невозможно, тк сам сделал эту кровать, вместо ножек - огромный пень. Это была тайна, известная только супругам. В финальных сценах Одс встречается с Лаэртом. Родственники убитых женихов восстают против Одс, но Афина усмиряет их гнев. Они заключают мир.

Читайте также: