Государство и экономика кратко тгп

Обновлено: 04.07.2024

На исходе XX столетия человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.

31. Признаки государства.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

32. Сущность государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

33. Понятие и классификация функций государства.

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение – их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние – деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, немногом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Функции государства также делят на основные и неосновные. Такое деление весьма условно, т.к. каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность средств массовой информации, имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение.

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция). Внутренние функции государства проявляют себя в экономическое, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Внешние функции – защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другим и государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. – также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности. Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций – большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосудирственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.

Например, в пределах РФ возникают проблемы децентрализации функций.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат – система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

Экономика – это естественная основа общественной жизни, она представляет собой материальную базу развития общества и определяется как совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Экономика неразрывно связана с государством и правом, причем это не просто соотношение, а взаимодействие, взаимовлияние.

Согласно теории Маркса, экономика относится к базису общественных отношений, а право – к его надстройке, так как именно экономические отношения являются основным двигателем общества, предопределяют его функционирование, а их уровень обусловливает характер права. Право является естественной формой экономических отношений, которые могут стабильно функционировать только будучи закрепленными в нормах права. Непосредственное воздействие экономики на право происходит как с помощью прямого (заработная плата, пенсионное обеспечение), так и косвенного влияния. Право не может стоять выше экономики, оно может лишь, в свою очередь, воздействовать на нее. При этом право может оказывать на экономику либо прогрессивное воздействие, учитывая объективные законы ее развития, либо тормозить ее развитие. Следовательно, происходит обоюдный процесс взаимодействия экономики и права.

С помощью права осуществляются: фиксация правового статуса собственности; определение видов субъектов хозяйственной деятельности; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; установление основ налоговой системы; обеспечение общего правового режима хозяйствования.

Эти направления обеспечиваются деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Законодательная власть создает экономическое законодательство. На исполнительную власть ложится бремя непосредственного его исполнения. Судебная власть выступает арбитром в различного вида спорах, вытекающих из экономических отношений.

Поэтому необходимо рассматривать соотношение экономики не только с правом, но и с государством. Взаимозависимость государства и экономики обусловлена самим фактом их существования. Государство и возникает на определенной ступени развития экономических отношений, в результате этого развития. Государство и экономика не выбирают друг друга, а предопределены развитием общества. Если право воздействует на экономику изнутри как способ саморегулирования экономики, то государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики, и в то же время само является наиболее сложным хозяйствующим субъектом.

Формы взаимодействия государства, права и экономики могут быть различны и обусловливаются объективными факторами общественного развития, уровнем развития экономики, этапом развития того или иного государства и государственным режимом, а также господствующими идеологическими установками и научными доктринами.

Можно выделить три основные формы соотношения государства, права и экономики: невмешательство государства и права в экономику; полный контроль над экономикой; оптимальное вмешательство в экономику.

Такое взаимоотношение государства, права и экономики было присуще многим странам Европы и Америки до экономического кризиса 1929-1933 г.г. Государство рассматривалось лишь как сила, призванная охранять существующие отношения, ограничиваясь установлением общих правил. Это привело к обострению социальных и экономических противоречий, нестабильности в обществе.

Другое крайнее проявление взаимоотношений государства и права с экономикой, а именно полный контроль государства над экономикой, было характерно для всех стран социалистического лагеря, в том числе и России. При этом вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90 %. Управление экономикой осуществлялось командно-административными методами. Интересы производства выдвигались на первый план и преобладали над интересами человека. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики. Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и потребление. В этом случае происходит огосударствление экономики, при котором государство берет управление хозяйством на себя, осуществляет планирование производства, не учитывая объективные экономические законы. Чрезмерное воздействие государства на экономику проявляется в излишней административной заурегулированности экономических отношений, приводит к отсутствию экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов, порождает диспропорции в общественном хозяйстве.

Поэтому вмешательство государства и права в экономику должно быть наиболее оптимально. Западными экономистами разработана модель либерализации и свободы в экономике. Она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерного вмешательства государства в рыночную систему.

Следовательно, основное назначение государства в сфере экономики – установление основ ее функционирования. Выделяются следующие основные сферы деятельности современного государства в рыночной экономике:

а) определение целей, задач и принципов рыночных отношений, а также тенденций их развития;

б) гарантирование всех форм собственности и осуществление права государственной собственности;

в) государственная регистрация хозяйствующих субъектов;

г) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

д) определение поведения хозяйствующих субъектов и контроль за соблюдением участниками экономических отношений установленных правил;

е) экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений;

ж) защита прав участников экономических отношений от любых правонарушений.

Контроль государства в экономической сфере может быть как прямым, так и косвенным. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, ценовую политику, регулирование занятости населения, информационное обеспечение и т. д. К прямому государственному контролю относятся финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный надзор, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции.

Таким образом, основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть регулирование, контроль и использование государственной собственности. Государство является источником основных правил регулирования экономических отношений в обществе.

1.1. Общая характеристика взаимодействия государства и права с экономикой. Экономика (лат. economia – хозяйство, от греч. oikonomikē, букв. – искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой определенную сферу общественной жизни, выраженную в системе отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Определяющую роль в этой системе играет собственность.

Вопрос о взаимодействии государства и права с экономикой – это вопрос о их взаимосвязи и взаимовлиянии. Ни в отечественной, ни в зарубежной науке он не имеет однозначного решения. Одни исследователи в этом вопросе пальму первенства отдают экономике, другие – государству и праву, третьи усматривают между ними некий паритет (равенство), считая, что государство и право способны оказывать на экономику такое же воздействие, какое экономика оказывает на государство и право.

Как представляется, общая схема взаимодействия государства и права с экономикой достаточно четко представлена в теории марксизма. С точки зрения марксизма основу всей общественной жизни составляют производственные отношения, совокупность которых образует экономический базис общества. Над этим базисом возвышается так называемая надстройка, в состав которой наряду с политическим, правовым, нравственным, религиозным и другими формами общественного сознания входят также и соответствующие этим формам социальные институты, включая государство и право. По марксизму государство и право, как и все явления надстроечного порядка, в своем развитии обусловлены экономическим базисом общества, т. е. производственными, экономическими отношениями. Вследствие этого, каков экономический базис общества, таковы государство и право. В то же время марксизм, говоря об обусловленности государства и права экономическим базисом общества, равно как и других надстроечных явлений, исходит из того, что эта обусловленность имеет место только в конечном счете, поскольку на государство и право влияют и другие общественные явления: политика, идеология, мораль, религия, традиции и т. д. В этой связи государство и право обладают определенной самостоятельностью по отношению к экономическому базису общества и способны оказывать на него обратное воздействие, которое проявляется преимущественно в том, что государство и право могут или способствовать развитию экономики, или тормозить ее, или быть по отношению к ней нейтральными.

В современной отечественной теории государства и права подобный взгляд на соотношение государства и права с экономикой оценивается по-разному, но, как представляется, совершенно правы те исследователи, которые считают, что марксистская трактовка данного вопроса в целом правильно отражает взаимосвязь государства и права с экономикой. То, что экономика определяет в конечном счете политическое, правовое, идеологическое развитие общества, а не наоборот, а государство и право активно влияют на экономику, многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей человеческого общества[77]. Процесс взаимосвязи государства и права с экономикой не следует представлять упрощенно, как прямолинейный, односторонний процесс. На государство и право помимо экономических, действительно, влияют политические, идеологические, духовные, национальные и многие другие факторы, что предопределяет известную самостоятельность государства и права по отношению к экономике и возможность с их стороны обратного воздействия на нее.

1.2. Взаимодействие государства и права с экономикой в различных социальных системах.В современной отечественной теории государства и права вопрос о взаимодействии государства и права с экономикой предлагается рассматривать в практической плоскости, увязывая его с наличием или отсутствием в обществе рыночной экономики, рыночных отношений. С учетом данного критерия выделяется три группы социальных систем: системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения; системы с зарождающимися рыночными отношениями и системы с высокоразвитой рыночной экономикой[78]. При этом подчеркивается, что в мире нет общей модели взаимодействия государства и права с экономикой, пригодной для всех без исключения социальных систем. Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения государства и права с экономикой, свои формы и методы их взаимодействия, свои принципы их взаимосвязи, свои пределы влияния друг на друга.

Для систем, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения(социалистические страны, страны с авторитарными и тоталитарными режимами) взаимодействие государства и права с экономикой характеризуется следующим.

Во-первых, в таких системах доминирует государственная собственность. При этом в исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки и т. д. Остальным формам собственности отводится второстепенная и подчиненная роль.

Во-вторых, существует жесткая связь между государством и правом, с одной стороны, и экономикой – с другой. Такая связь, оправданная в чрезвычайных ситуациях (например, в условиях войны), в обычной жизни чревата возникновением застойных и кризисных явлений.

В-третьих, имеет место чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах.

В-четвертых, экономика носит строго плановый характер и жестко регламентируется на всех уровнях.

В-пятых, вместо партнерских отношений между участниками экономических связей, основанных на либеральных методах, наличествуют административно-командные, авторитарные методы управления экономикой.

Для систем с зарождающимися рыночными отношениями(Россия, страны СНГ, бывшие социалистические страны) взаимодействие государства и права с экономикой выглядит иначе.

Во-первых, здесь в результате разгосударствления исчезает монополия государственной собственности. Получают развитие иные формы собственности и, прежде всего, частная собственность.

Во-вторых, происходит постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских.

В-третьих, изменяются методы государственного воздействия на экономику. На смену административным, командным методам постепенно приходят иные (финансовые, налоговые и пр.) методы руководства экономикой.

В-четвертых, ликвидируется планирование экономики, что приводит к неупорядоченному, хаотичному ее развитию.

В-пятых, на смену жесткому, централизованному регулированию приходит более гибкое, децентрализованное регулирование экономических отношений.

Наконец, в системах с высокоразвитой рыночной экономикой (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.) взаимодействие государства и права с экономикой рассматривается как наиболее предпочтительное. Характерными особенностями этого взаимодействия являются следующие.

Во-первых, здесь имеют место преимущественно партнерские отношения между государственными и рыночными структурами.

Во-вторых, государственное вмешательство в экономику является минимальным и разумно необходимым.

В-третьих, органически сочетаются административно-правовые средства и методы воздействия государства и права на экономику с финансовыми и иными средствами и методами.

В-четвертых, в руках государства сосредоточены лишь минимальные, объективно необходимые для его нормального существования и функционирования материальные средства. Но вместе с тем финансовая и налоговая системы полностью сосредоточены в руках государства.

В-пятых, частная собственность доминирует над всеми другими формами собственности, в том числе и государственной.

В-шестых, правовое регулирование экономических отношений носит преимущественно децентрализованный характер, предоставляя самим участникам экономических отношений широкие возможности при заключении договоров и совершении иных правомерных действий.

Таким образом, взаимодействие государства и права с экономикой в различных социальных системах дает разные результаты. В одних системах государство и право позитивно влияют на экономику, поддерживая и стимулируя ее развитие (системы с высокоразвитой рыночной экономикой), в других, наоборот, негативно, тормозя ее развитие и даже разрушая ее (системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения), в третьих – как позитивно, так и негативно (системы с зарождающимися рыночными отношениями).

Читайте также: