Князь владимирский собор в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня, дорогие, мы поговорим об одном из любимейших храмов Санкт-Петербурга, о Князь-Владимирском соборе.

Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны - Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте - на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название Мокруша, поскольку часто заливалась при наводнениях. Ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года.
Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного. Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалось тому времени три - Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус "юного града" как преемника Москвы.

Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел - Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только в них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский - слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым.

С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским. С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь- Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени.

Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество. Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 - его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта.
Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста. Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-1886 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года. Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского.

Но вслед за "легализацией" в 1927 году Московской Патриархии в лице заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), его "передали в пользование" общине верующих Патриаршей Церкви. Собор был заново освящен и на пожертвования православного народа капитально отремонтирован.

Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и уже в начале "второй пятилетки" (1934 год) Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны. В октябре 1933 году смолк колокольный звон - соборные колокола были сняты и сданы в переплавку. При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключение произошло в 1935 году: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, "изображение и мера" древнейшего лаврского образа.

В клеймах на раме этой иконы среди избранных святых есть и изображение св. князя Владимира. В 1937 году весь Советский Союз по приказу Сталина был залит кровью невинно убиенных. Невосполнимые потери в дни "большого террора" понесло и соборное духовенство: были расстреляны настоятель храма епископ Череповецкий Тихон (Рождественский), протоиерей Михаил Долотов, протодиакон Иоанн Гонестов. Из ранее служивших настоятелей Князь-Владимирского собора мученическую смерть за Христа в 1937-38 годах претерпели протоиереи Леонид Богоявленский и Павел Виноградов.

В период войны и блокады клир и церковный совет Князь- Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства на военные нужды за 1941-1945 годы превысили 3,5 миллиона руб., что составило 21,5 % взносов от всех 8 действовавших храмов Ленинграда, или порядка 1 % общецерковных сборов. При этом в пользу Красного Креста собор направил средств больше, чем какой-либо другой ленинградский храм. Вклад Русской Православной Церкви в общенародное дело обороны страны не могли не заметить ни в Кремле, ни в Смольном. Когда в октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды - медали "За оборону Ленинграда", в число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли все три священнослужителя Князь-Владимирского собора: настоятель протоиерей Павел Тарасов, протоиерей Филофей Поляков и архимандрит Владимир (Кобец).

В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии.

Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район "Мокруши", исполнится три века.

Во всем нашем городе нет другого места, где на протяжении стольких лет (кроме короткого промежутка на рубеже 1926-1927 годов) не прерывалась молитва. Сегодня к прихожанам Князь-Владимирского собора относят себя православные верующие со всей Петроградской стороны, поскольку остальные храмы в старейшей части города, включая такой бесценный памятник, как деревянный Троице-Петровский собор, были закрыты и уничтожены еще в начале 1930-х годов. Собору возвращена часовня св. Александра Невского, внутренняя отделка которого утрачена полностью. Ее реставрация еще впереди. Соборное духовенство регулярно совершает богослужения и все требы в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Клир собора духовно окормляет Военно-воздушную академию им. А.Ф. Можайского, расположенную по соседству с храмом, в здании бывшего 2-го кадетского корпуса. Добрые плоды приносит межприходское сотрудничество соборной общины с приходом собора св. Петра в Гамбурге - городе-побратиме Санкт- Петербурга. В церковном доме Князь-Владимирского собора более 10 лет успешно действует воскресная школа, открыта приходская библиотека, занимается детский хор "Горчичное зернышко". В Князь-Владимирском соборе ведется активная просветительская деятельность: проводится оглашение (т. е. научение) желающих принять святое Крещение, а также воцерковление ранее крестившихся людей. При соборе организован народный хор, который поет за ранними литургиями по воскресным и праздничным дням. Настоятелем собора с 1997 года состоит член Епархиального совета, благочинный Центрального округа, председатель епархиального Отдела по связям с учреждениями исправительно-трудовой системы и Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии профессор-протоиерей Владимир Сорокин. В 2005 году в число престольных праздников собора вернулся день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших. Четвертый престол храма устроен в крестильном помещении, там, где он находился и ранее - в 1920-х годах.
При храме ведется сбор и обработка материалов о жертвах большевистских гонений на веру и верующих. В 1999 году опубликован "Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие", составленный под редакцией настоятеля собора, протоиерея Владимира Сорокина (работа над Синодиком продолжается). Готовится к публикации и книга по истории самого собора, в летописи которого так много достопамятных имен и дат.

1.JPG


Вот так выглядит собор сегодня, в теплые летние дни.

2.JPG


Однако я пришел сюда с фотоаппаратом зимой. По приглашению настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина я пришел сюда именно для того, чтобы сделать фотоснимки собора. Это было раннее утро, а если конкретно - 2 января 2009 года.

3.JPG


Перед входом встречают ледяные скульптуры на Евангельские сюжеты. Русский вариант рождественского вертепа.

4.JPG


Над входом в собор - изображение ордена св. князя Владимира, 2-й по статусу высшей награды Российской Империи.

6.JPG


На фотографии - центральный алтарь, посвященный св. князю Владимиру.

7.JPG


Чтимая икона Божией Матери "Скоропослушница".

9.JPG


Икона святого благоверного князя Владимира. Икона прославилась чудесами.

10.JPG


Вхожу в алтарь. "Благословенно Царство. " Здесь начинается Литургия.

14.JPG


Чтимая святыня: храмовая икона Успения Божией Матери, "Изображение и мера". Она поступила сюда в 1935 году из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове.

16.JPG


Никольский левый придел.

17.JPG


На престоле всегда стоит Чаша со Святыми Дарами, так что можно причастить ребенка или больного человека в любое время. Также на престоле, как мы видим, лежат Евангелия и кресты для совершения Таинства Исповеди.

18.JPG


Разожженные кадила. В печке пономарь сжигает старые поминальные записки.

19.JPG


Выхожу на солею собора. Вот такой вид открывается с солеи на интерьер храма.

26.JPG


Поднимаюсь на колокольню собора. Меня ведет сюда звонарь. Пока я снимаю, над головой гудит и вибрирует пространство, наполненное перезвоном громких колоколов.

27.JPG


Храм Спаса-на-Крови. Таким его можно увидеть в телеобъектив с колокольни собора.

28.JPG


Встает солнце и золотит небо. Сильный мороз. Настроение в прямом смысле сказочное.

29.JPG


Вид с колокольни собора на жилые кварталы Петербурга.

30.JPG


Владимирский парк возле собора. Вдали виден стадион, на котором обычно проходят матчи петербургской футбольной команды "Зенит".

31.JPG


Всего два года назад прямо у входа в собор была установлена вот эта скульптурная композиция, посвященная памяти Новомучеников и Исповедников Российских. Нетрудно узнать персонажей этой композиции: св. праведниый Иоанн Кронштадтский, новомуч. княгиня Елизавета Федоровна и царевич Алексий Романов.

34.JPG


Не будем упускать из виду детали. Если пристально присмотреться, даже во внешне аскетичном декоре собора есть много элегантных и очень красивых элементов.

В главном – единство,
во второстепенном – терпение,
во всем – любовь.

ЗАВЕТЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Выберите себе завет князя Владимира на сегодняшний день 3D тур по
Князь-Владимирскому собору

История собора

Князь-Владимирский Собор

Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории — через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве.

Большоий Успенский собор Московского Кремля.

Антонио Ринальди (1709-1794).

Как и Аристотель Фиораванти, тремя веками ранее воздвигший Успенский собор Московского Кремля, он был уроженцем Италии. В своем проекте А. Ринальди с редким мастерством передал композицию древнерусского первоисточника и достиг неповторимой гармонии колокольни и самого храма.

Звезда ордена св.Владимира.

Крест ордена св. Владимира.

В центре креста на лицевой стороне дан вензель св. Владимира на горностаевом поле под великокняжеской короной. Крест был знаком всех степеней ордена, звезду имели только две высшие сте- пени. С 1855 г. внешний вид орденского знака, выдаваемого за военные подвиги, изменился: к звезде и кресту ордена присоедини- лись скрещенные мечи.

Вид Князь-Владимирского собора в конце XVIII в.

Рисунок Д. Кваренги Выдающийся петербургский зодчий Д. Кваренги (1744- 1817), к наследию которого относятся здание Академии наук, Эрмитажный театр, Смольный институт, Конногвардейский манеж, известен также многочисленными работами в области архитектурного пейзажа. Его рисунки изображают как памятники древнерусского зодчества, так и лучшие постройки современников.

Наряду с Таврическим дворцом Князь-Владимирский собор знаменует обретение Россией купели своего крещения. Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел — Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым. С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским (при учреждении ордена его кавалерам был предназначен Софийский собор близ Царского Села). С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь- Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти св. князя Владимира, вся страна молитвенно вспоминала 900-летие Крещения Руси. Для юбилейных торжеств в столице был разработан специальный церемониал: их средоточием стал Князь-Владимирский собор. В него были доставлены чудотворные и особо чтимые иконы из многих петербургских храмов, и после литургии общегородской крестный ход направился отсюда через Тучков и Николаевский мост на водосвятие к Медному всаднику. Величественная духовная процессия, сгруппированная из 8 отделений, растянулась почти на две версты. В годовщину 100-летия освящения главного алтаря собора (1 октября 1889 года) в нем служил епископ Выборгский Антоний (Вадковский; впоследствии — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) с протоиереями — кавалерами ордена св. Владимира. Он же в сане архиепископа Финляндского и Выборгского совершал в соборе литургию 22 сентября 1895 года, когда отмечалось 50-летие присвоения Князь-Владимирскому собору статуса кавалерского. Летом военного 1915 года особое патриотическое звучание получили церковные службы и проповеди по случаю 900-летия кончины св. князя Владимира. Православная вера, которую на рубеже X-XI веков насадил во своей державы равноапостольный великий князь, помогала народам, населявшим Русь, выстоять и победить — из поколения в поколение, в самых трудных исторических испытаниях. Богослужения 14-15 июля 1915 года в Князь-Владимирском соборе возглавил именинник дня митрополит Петроградский и Ладожский Владимир (Богоявленский; впоследствии священномученик-митрополит Киевский).

До перевода в Киев в 1915 г. три года занимал Санкт-Петербургскую- Петроградскую митрополичью кафедру. 22 сентября 1913 г.он освятил главный престол Князь-владимирского собора после проведенного в храме капитального ремонта.

В мае 1915 г. митрополит Владимир стал кавалером ордена Владимира I степени.

К поздней литургии в собор прибыли крестные ходы со всего Петрограда, и праздник завершился водосвятием на Малой Неве. Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество.

Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 — его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта. Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста.

Архитектор Н.Н. Ковригин.

Главный вход в Князь- Владимирский собор.

Икона Успения Божией Матери.

Протоиерей Леонид Богоявленский (1871-1937).

Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский; 1877-1970).

В этот период, в сентябре 1940 года, в собор переносят чудотворную икону Казанской Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери.

Эта икона относится к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Бывший настоятель этой церкви священник Тимофей Симеонов в сане протоиерея в 1740-1745 годах настоятельствовал в мазанковом Успенском соборе — при нем началось строительство нынешнего Князь-Владимирского собора. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 1932-1940 годах она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско- кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Бессменный и усерднейший клирик храма блокадной поры, архимандрит Владимир (Кобец), постриженик Киево-Печерской лавры и последний настоятель ее подворья в городе на Неве, в марте 1948 года был рукоположен в сан епископа. В 1946 году в клир Князь-Владимирского собора был назначен вернувшийся в Ленинград протоиерей Александр Медведский, до высылки в 1932 году служивший настоятелем собора (в 1949-1953 годах вновь его настоятель).


Более четырех послевоенных десятилетий верующие не имели возможности воздвигнуть в благодарность Богу за победу не только что храм, но и малую часовню. Православные ленинградцы все же нашли достойную форму для выражения своих религиозных чувств — они соорудили мемориальные киоты для чудотворных икон в Князь-Владимирском соборе.

Медаль в ознаменование 200-летия освящения Князь- Владимирского собора (лицевая сторона).

Торжества по случаю юбилея собора в 1989 г. возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II (Ридигер) — ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В храме сщмч. Вениамина Митрополита Петроградского в ИК-5 в Металлострое отслужена Крещальная литургия и совершено Таинство Крещения

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в организованном Томской духовной семинарией круглом столе

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 28 февраля – 6 марта (Сырная седмица)

3 марта состоится набор в группы оглашения (катехизации) при Князь-Владимирском соборе


Храм преподобного Макария Египетского в горном университете

Одним из первых жилых кварталов города становится участок Городового острова к западу от Петропавловской крепости, пртянувншийся вдоль берега Малой Невы. Когда своенравная река разливалась, вода затапливала все окрестные кварталы, и местность получила в народе название "Мокруша". По преданию, первопоселенцы уже в 1708 г . устроили малую церковь св. Николы Морского. Чуть позднее, в 1710-е гг. , здесь уже велось строительство трехпрестольного мазанкового храма. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 г. , а главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери в 1719 г. Во время наводнений страдала и новая церковь, поэтому местные жители называли ее Успения-на-Мокруше или храм Николы Мокрого.

Антонио Ринальди - один из ведущих мастеров стиля рококо, переходного от барокко к классицизму, работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях (Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина) с 1754 по 1784 год. Панорамы набережных Петербурга невозможно представить без его эффектных построек - Мраморного дворца и пеньковых амбаров Тучкова буяна на Малой Неве. Запоминающийся рисунок крестов Князь-Владимирского собора характерен для почерка архитектора.

Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в начале 1770-х г . Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служила ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 г. пришедший в ветхость деревянный Успенский собор был уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв.

Заключительный этап работ связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова, который осуществил окончательную отделку храма. Непосредственное руководство оформлением интерьера было поручено архитекторскому помощнику М.Е. Мелентьеву, им же утверждались все сметы. Когда, наконец, отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне была завершена, его главный престол был освящен в 1789 г. уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.

В годы Первой мировой войны при соборе действовал лазарет на 16 коек , в котором лечили раненых солдат и офицеров.

В 1929 г. верующих лишили последней возможности отстаивать свои интересы - из Конституции СССР был изъят пункт о праве на религиозную пропаганду. Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны, но соборные колокола были сняты и сданы в переплавку.

В 1940 г. произошло еще более значимое событие - в собор переносят чудотворную икону Казанской Божией Матери, относящуюся к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. О ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX в. В 1932-1940 гг. она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско-кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 г. , когда святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 г. отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а, наоборот, возросла.

После войны удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Сейчас на звоннице расположено семь колоколов, самый крупный из которых был отлит в 1779 г. и весит пять тонн .

Эпоха распространения идей Просвещения, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи, обращение к опыту западного искусства, основанного на идеалах античности, породили новый для России архитектурный стиль.

Решение интерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту И. Старова. Стены изнутри окрашены в темно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера, которые зрительно усиливают могучие пилоны, разделяющие прямоугольное в плане здание на три нефа. Благодаря такому оформлению собор изнутри выглядит еще строже, чем снаружи.

Здание Князь-Владимирского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России. Запоминающийся ажурный рисунок крестов был специально создан Антонио Ринальди, для Петербурга они уникальны. На сегодняшний день в соборе находится более 3 тыс. изображений святых. Среди главных святынь - икона князя Владимира с частицей мощей, икона-мощевик с 49 частицами мощей святых угодников Божиих, чудотворная икона Успения Божией Матери.

Особая благодарность моим внимательным читателям, которые делают ценные замечания и оставляют свои комментарии. Стараюсь их учитывать для исправления ошибок и неточностей в статьях.

Ссылки на статьи автора о постройках Антонио Ринальди в Ораниенбауме:


История

Этот собор занимает особое место среди всех священных храмов Санкт-Петербурга, ведь он хранит в себе воспоминания о различных исторических событиях страны и города.

Строительство

Традиция возведения Успенских соборов восходит корнями еще к Киевской Руси, когда из Владимира она перешла к Москве. Успенские соборы трех русских столиц стали символом Святой Руси.

К 30-м годам 18 века храм начал ветшать, поэтому в 1740 году императрица Анна Иоанновна распорядилась начать строительство каменного здания собора. Проект здания был разработан архитектором М.Земцовым. Это строительство прерывается дворцовым переворотом, в результате которого императрицей России становится Елизавета Петровна.


В период ее царствования работа по возведению собора была остановлена и возобновлена лишь через четверть века. В этот раз проект был поручен архитектору Антонио Ринальди, итальянцу по происхождению, чертежи которого оказались наиболее предпочтительны для Екатерины II. Он изменил первоначальный проект и предложил сделать церковь пятиглавой по старинной русской традиции. Также он является автором рисунков крестов этого собора.

Строительство было почти завершено к 1772 году, он занимал центральное место среди городских построек, но в том же году произошел пожар, в результате которого сгорела старая мазанковая церковь и была повреждена часть нового здания. В этот раз окончание строительства было поручено И.Е.Старову, который ранее вел строительство Александро-Невского монастыря.

Именно в эти годы Россия вышла к берегам Черного моря, заложила город Херсон и взяла под свою державу Крымское ханство. Это оживило память о великом князе Владимире, который и ввел Русь в ряд христианских государств.

В 1789 году храм был освящен в честь князя Владимира и стал носить название Собора во имя Святого Равноапостольного князя Владимира, напоминая о крещении Руси. Чтобы сохранить память о первоначальных названиях храма, были также освящены 2 придела – Никольский и Успенский. В это время они располагались в небольших отдельных помещениях, а позднее были перенесены внутрь храма.

В 1806 году здесь было открыто духовное училище, а в 1845 собор стал орденским, в честь чего появилась традиция отмечать праздник ордена каждый сентябрь. Вплоть до 1917 года в здании располагались приют для сирот и благотворительное общество.


В 1871 году территория вокруг собора была ограждена и озеленена, а позднее были построены и 2 часовни, которые не сохранились до наших времен. Позднее в память об Александре II была построена еще одна часовня, которую освятили в 1886 году.

Архитектура

Первое, что привлекает в архитектуре храма, это его силуэт, устремленный ввысь. Высота пятикупольного здания храма составляет 57 метров благодаря наличию колокольни. Этот собор считается одним из самых торжественных и светлых храмов Санкт-Петербурга и представляет собой шедевр храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Кроме того, он сочетает в себе два архитектурного стиля – классицизм и барокко, благодаря чему арки и круглые окна дополняются пропорциями храма античного типа. Так получается, что в старинном городском квартале расположено строгое строение с теплыми нотками. Пятиглавая верхушка здания устремлена в небо, а внутренняя отделка отличается синими и белыми оттенками.

Изначально проект храма был выполнен в виде корабля, в котором Иисус Христос выступает в роли кормчего. Внутренняя часть здания разделена на 3 прохода, именуемые нефами, а верхняя часть поделена куполами – круглым центральным и 4–мя дополнительными. Интерьер не содержит фресок, имеется только надпись из Библии у основания главного купола. Также на стенах нет никаких росписей, кроме изображений 4 Евангелистов и копий картин Веронезе и Рафаэля.


В 2001 году Казанская икона Божьей матери, которая являлась одной из главных икон храма, была возвращена в Казанский кафедральный собор, а ее место заняла копия. В правой части храма расположен храмовый образ князя Владимира в виде резьбы по дереву.

В 2015 году была проведена реставрация крестов Князь-Владимирского собора, которые были изготовлены еще в 1766 году.

Практическая информация

Также при посещении храма можно послушать пение профессионального и любительского хора.


Заключение

Князь-Владимирский собор является свидетелем множества исторических событий, происходивших в Санкт-Петербурге и России. Кроме того, собор представляет собой замечательный памятник архитектуры времен Екатерины II, расположенный на Петроградской стороне города. Посетив собор, можно узнать множество исторических фактов из жизни России и ее известных личностей.

Князь-Владимирский собор — капитульный храм ордена Святого Владимира. Он принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и находится в Петроградском районе.

При соборе работает огромное количество объединений самого разного рода: от религиозных до спортивных



История

Одними из первых жилых районов Санкт-Петербурга были кварталы, расположенные западнее Петропавловской крепости. Именно там были заложены сначала маленькая церквушка, а потом трехпрестольный храм-мазанка, которые предшествовали Князь-Владимирскому собору.

Современный собор был заложен в 1740 году – спустя почти сорок лет после основания города. Но и тогда не все пошло гладко: спустя год после начала строительства произошел дворцовый переворот, власть сменилась, и возведение храма прекратилось еще на два с лишним десятка лет.

Князь-Владимирский собор

Архитектура

Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.

Архитектурно Князь-Владимирский собор относится к переходному стилю от барокко к классицизму, есть также детали в стиле ампир

Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.


Внутреннее убранство

В соборе три нефа: широкий центральный и два боковых, поменьше. Высокие арки, четыре боковых купола и большой – в центре. Привычных для православного храма фресок нет, зато очень богато украшен иконостас и очень много важных, легендарных, нарядных икон. Какое-то время в Князь-Владимирском соборе даже стояла икона Казанской Божьей Матери. Цвета, преобладающие во внутреннем убранстве храма, – синий и белый.

Внутри Князь-Владимирского собора

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора

Богослужения

В Князь-Владимирском храме проводятся как ветхозаветные, так и новозаветные богослужения. Попасть на них может любой желающий, а точное расписание можно узнать на официальном сайте:

Читайте также: