Феофан грек и андрей рублев сравнение кратко

Обновлено: 05.07.2024

В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии, духовного и материального начал. В христианском учении Рублёв, в отличии от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия. Соединение двух миров - духовного и материального - в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты.

Несомненно, Андрей Рублев внимательно присматривался к тому, что делали в Москве не только русские мастера, но и заезжие, в том числе Феофан Грек, с которым он работал. Но, судя по дошедшим до нас произведениям Андрея Рублева, греческий мастер не мог оказать решающего влияния на уже вполне сложившееся направление и характер творчества великого русского художника. Анализ творчества Андрея Рублева, основанный на изучении его подлинных произведений, говорит о том, что искусство русского художника по своему художественному мировоззрению было едва ли не диаметрально противоположным всему тому, что создал Феофан Грек в Новгороде и затем в Москве.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Творчество и сравнительный анализ творчества Феофана Грека и Андрея Рублёва В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творчество и сравнительный анализ творчества Феофана Грека и Андрея Рублёва В.

Истоки русского национального художественного стиля теряются в глубине веков.

В 1380 году произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая нача.

В 1380 году произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига. Через два года Москва была разорена и сожжена Тохтамышем. В 1395 году Русь подвергалась новому нашествию - на этот раз на неё обрушились полчища Тамерлана. Несмотря на готовность великого князя Василия Дмитриевича дать отпор врагу, шансов на победу было очень мало ввиду колоссального численного превосходства войск противника. Оставалась одна надежда на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святую икону на место, где в последствии в память этого события был основан Сретенский монастырь. Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану ( Темир - Аскаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской по благословлению митрополита Киприана. В создающемся централизованном государстве начинается формирование общерусской культуры. Раннемосковское зодчество с типом, одноглавого четырехстопного храма башнеобразной конструкции имело огромное значение для расцвета общерусской архитектуры конца 15-16 веков. Его скромность и изящество, ясность и чистота форм сродни живописному искусству Андрея Рублёва. Вполне вероятно, что эти события повлияли на выбор монашеского пути, сделанного святым Андреем.


Феофан Грек В 70-х годах 14 века в Новгороде, где уже сформировалась самобыт.

Феофан Грек В 70-х годах 14 века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя - знаменитый Феофан Грек. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь в возрасте 35--40 лет вместе с митрополитом Киприаном.

К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константиноп.

Смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для неё живите.

Смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для неё живительной встряской. Вырываясь из византийского застоя, гений Феофана в свою очередь будил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободному выявлению собственной динамичности, собственного темперамента. Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению новгородских художников передать внутренний мир человека, а живописность феофановских композиций открывала новые горизонты их вдохновенному мастерству. Феофан Грек познакомил русских мастеров с византийским искусством. В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. С переездом искусство Феофана Грека меняет свой характер. Можно подумать, что мастер увидел все в другом свете. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он сделал в сотрудничестве с другим мастером Прохором из Городца и Андреем Рублевым, явился тому свидетельством. В серии праздников, и более всего в молящихся, из деисуского ряда мы видим небесную иерархию, спокойно ожидающих прощение за грехи всего человечества. На фреске иконостаса Спаса - Преображенского храма, Иоанн Предтече изображен с высоко поднятой рукой и в короткой одежде. В иконостасе Благовещенского собора Иоанн Креститель покорно стоит с поникшей головой, в длиной милоте до пят. Торжественность, спокойствие, безмолвие характеризует всю деисусную группу святых. Недаром этот иконостас стал на Руси примером, образцом, которому подражали.

Обладая огромным живописным дарованием, Феофан пишет фигуры широкими, смелыми.

Обладая огромным живописным дарованием, Феофан пишет фигуры широкими, смелыми мазками; с изумительным мастерством накладывает поверх первоначальной прикладки сочные белые, голубовато-серые и красные блики, искусно используя их при моделировке формы как могучее средство для достижения экспрессивного эмоционального воздействия. Лики обычно написаны по темно-коричневой прокладке, темные части высветвлены, освещенные, наоборот, пройдены более темным, чем основная прокладка, тоном. Моделировка лиц у Феофана Грека заканчивается нанесением белильных отметок-бликов, которые не всегда кладутся им на выпуклые, выступающие части. Нередко мы находим их на затененных частях лица. Блики не только лепят форму,- они динамизируют ее, когда попадают в нужную точку, они полны движения. Манера письма Грека не встречается ни в одном памятнике, достоверно происходящем из Константинополя, ни в памятниках, связанных с константинопольской художественной традицией. Феофановская живопись, поражающая силой творческого напряжения, страстью, суровостью своих образов, своеобразной манерой письма, развилась в условиях традиции новгородской школы русской монументальной живописи, и потому можно утверждать, что она имеет глубокие корни в русском, а не константинопольском искусстве. Феофан Грек органически связан с художественными традициями русской монументальной живописи, его имя всегда будет фигурировать на страницах русского искусства не как заезжего иностранца, а как одного из замечательных деятелей русской художественной культуры. Переход Феофана из Византии на Русь имеет глубокое символическое значение. Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие. В истории русского искусства нам важна огромная роль Феофана в развитии сначала новгородской, а затем московской школы живописи.


Андрей Рублёв О жизни Рублева известно мало, не установлен даже год его рожд.

Летом 1405 года как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор.


В древнерусской живописи и до Андрея Рублева писали Святую Троицу, только обы.

Андрей Рублев почитался при жизни выдающимся мастером, но подлинная слава при.

Андрей Рублев почитался при жизни выдающимся мастером, но подлинная слава пришла к нему уже после смерти, причём далеко не сразу. Зато слава эта оказалась непредсказуемой. Скупость исторических данных не позволяет нам проследить, как возникло и утвердилось это посмертное признание. Однако факты, свидетельствующие о нем неоспоримы. Одним из первых ревностных ценителей художественного наследия Рублёва (более чем через полвека после его кончины) был, по- видимому, известный церковный писатель Иосиф, игумен Волоцкий, основатель Волоколамского монастыря. Монастыри хвалятся друг перед другом обладанием рублёвскими иконами. А на миниатюрах, украшающих летописные своды и жития святых, мы видим изображения самого Рублёва в монашеском облачении, с окладистой бородой, расписывающим вместе с Даниилом стены храма.

Можно сказать без преувеличения, что само имя Рублёва стало тогда синонимом и.

Можно сказать без преувеличения, что само имя Рублёва стало тогда синонимом идеального иконописца. Таким оно осталось и в последующие века. Объединение Руси осуществлялось Москвой. Московской же школе живописи, из которой вышел Рублёв, было суждено увенчать всё древнерусское живописное творчество, равно как подмосковная церковь Вознесения (в Коломенском) знаменует, вероятно, вершину всего древнерусского зодчества. Творчество Андрея Рублёва является вершиной средневековой живописи.

Сравнение Феофана Грека и Андрея Рублева В основе творчества Андрея Рублёва.

Сравнение Феофана Грека и Андрея Рублева В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии, духовного и материального начал. В христианском учении Рублёв, в отличии от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия. Соединение двух миров - духовного и материального - в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты. Несомненно, Андрей Рублев внимательно присматривался к тому, что делали в Москве не только русские мастера, но и заезжие, в том числе Феофан Грек, с которым он работал. Но, судя по дошедшим до нас произведениям Андрея Рублева, греческий мастер не мог оказать решающего влияния на уже вполне сложившееся направление и характер творчества великого русского художника. Анализ творчества Андрея Рублева, основанный на изучении его подлинных произведений, говорит о том, что искусство русского художника по своему художественному мировоззрению было едва ли не диаметрально противоположным всему тому, что создал Феофан Грек в Новгороде и затем в Москве.

Феофан принадлежал к старшему поколению. Для него плотское начало в человеке.

Феофан принадлежал к старшему поколению. Для него плотское начало в человеке - это источник греха, а потому для достижения совершенства он должен подавлять и истязать свою натуру. Феофан мастерски передавал душевную бурю в сердцах своих героев. Он был неподражаем, когда надо было изобразить сурового аскета, мудрого проповедника, гордого своей правотой подвижника, их нахмуренные взгляды, искаженные страданием лица. Рублев с большим доверием относится к человеку. Человек у него в основе своей существо доброе, натура вовсе не греховна. Доверие к людям придает миру Рублева жизнерадостный, умиротворенный характер. Русского мастера не смущает, что человек может быть привлекателен и по своему внешнему облику. Он любуется гибкостью юношеских тел, их грацией и изяществом, пропорциональностью фигур. До Рублева в живописи преобладали фигуры либо неподвижные, как бы скованные, либо, наоборот, в резком, порывистом движении. У Рублева люди более спокойны и непринужденны, в их размеренном телодвижении угадывается прелесть обретенной ими свободы.

Но Рублев был чуток не только к привлекательности человеческого облика. Челов.

Рублёв чужд миру трагического и природа его искусства составляют классическая.

Рублёв чужд миру трагического и природа его искусства составляют классическая ясность и гармония. Через византийскую живопись, в которой никогда не иссякали античные мотивы, Рублёв глубоко и с мудростью проникает в сущность эстетического идеала древней Эллады. Отталкиваясь от беспокойного, резко индивидуального стиля Феофана Грека, он населяет свои произведения идеальными образами. В отличие от Феофана Рублёв не порывает с традициями византийского классицизма. Он необычайно чуток к новой византийской живописи. Рублёв продолжает лелеять в своём художественном сознании видения величавой старины. Он создал новые художественные ценности, которых не знало до него ни искусство Византии, ни Древней Руси. В живописи Рублёва предметы не освещены светом, а излучают его, проникая через тонкие прозрачные красочные покрова на поверхность в виде белых и голубоватых пробелов и нежных высветлений лиц и рук с тончайшими переходами от тени к свету. При таком понимании проблемы света, и цвета палитра Рублёва сильно высветляется по сравнению с его византийскими и русскими предшественниками. Небольшие штрихи бликов присутствуют у него как привычный приём старого искусства, но не они творят форму, как это имеет место в живописи Феофана Грека, - они только завершают её.

Для произведений Феофана Грека характерны традиции палеологовской живописи - одухотворённая патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приёмов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и чётким конструктивным рисунком.

В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным украшают фресками Успенский собор во Владимире – те же идеи и принципы. Центральная композиция храма – Страшный суд. Новый смысл в традиционной иконографической схеме – необычный эмоциональный строй: великое торжество добра и всепрощения. Те же настроения выражены и в праздничных иконах. Драматическая напряженность цвета, характерная для византийских икон, уступает у Рублева место необычайной лиричности колорита.Мягкие оттенки, светлые и нежные краски

Вместе с учениками создает в 1410 г монументальный иконостас для успенского храма во Владимире, т.н Васильевский чин. В отличии от феофановского чина, где акцентировался момент откровения славы Божьей, Деисус успенского собора решен как процессия святых, идущих к Христу с молением и надеждой. Фигуры - совершенство линейного очерка и ритмичность движения. Большинство фигур скомпоновано по излюбленному Рублевым ромбоидальному принципу. Скупой колорит с преобладанием в нем чистого цвета. Палитра предельно высветлена - создание жизнерадостного настроения. По сравнению с благовещенским иконостасом, Увеличив размер фигур почти на метр, решительно подчинив их плоскости иконной доски, еще сильнее обобщив силуэты, усилив интенсивность локального цвета, Рублев достиг гораздо большей, по сравнению с Феофаном, монументальности.

Иконы звенигородского чина (обнаружены близ Успенского собора в Звенигороде)– спорная датировка: 1400 или 1418. здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева - Образы полуфигурные, камерные и интимные, отличаются красотой своих холодных красок. Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в сочетаниях с золотом фона. Для Рублева цвет был тем средством, которое помогало ему раскрывать внутренний мир человека. Византийская иконография, лепка объемов, блики на ликах

Творчество Рублева знаменует высшую точку в развитии московской школы живописи. Оно падает на эпоху национального подъема, быстрого укрепления Московского княжества, на эпоху Сергия Радонежского, боровшегося за утверждение в жизни высоких нравственных идеалов. Рублев работает в традициях греческой, но постепенно преодолевает византийское наследие. Он первым решительно отходит от суровости и аскетизма византийских образов: красочной модеолировке противопоставляет спокойную гладь ровных красочных пятен, византийскому как бы вибрирующему контуру — ясный и скупой линейный силуэт. сложной системе бликов — графически четкую трактовку, светлые сияющие краски - не из традиционного цветового канона
Философия живописи рублева - смягчение традиционных византийских канонов и насыщение их новым, более гуманным духом.


В ряду немногих известных русских иконописцев стоит имя грека Феофана. Приехал на Русь он уже известным мастером. Много лет жил и трудился в Великом Новгороде, потом работал в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломоне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах XIV века. Расписал более 40 церквей. В 1378 году был приглашен для росписи только что построенного храма Спаса Преображения на Ильине улице.


Троица Ветхозаветная, Фреска храма


Заглавный лист Евангелия

Феофан Грек был известен не только своими фресками и иконами, но и мастерством книжной миниатюры. Феофан был искусным рисовальщиком и по праву считался родоначальником московской школы художественного украшения рукописей.

Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и манера письма были восприняты многими местными мастерами. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике.


Донская икона Божьей Матери


Успение Божьей Матери

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось четкой информации. Его авторству приписывают: Феофан Грек возглавил роспись ряда московских церквей – церковь Рождества Богородицы и церковь Благовещения.

Андрей Рублёв. [ ]


О жизни Рублёва ничего не известно. В летописях его называют черенцом за тёмное одеяние. Имя, которое он получил при крещении, неизвестно, имя Андрей ему дали при монашеском постриге. Впервые Андрей Рублёв упоминается в летописи 1405 года, когда он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского кремля. С его именем связано возникновение художественного направления на многие десятилетия, определившего развитие русской живописи.

Читайте также: