Классическое рабство это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Итак мы заканчиваем серию стартовых статей об античном рабстве, его происхождении и теми стереотипами и мифами которые сформировались за время изучения рабства. Авторы этой заметки и предыдущих не ставят целью дать окончательный ответ, а предлагают свои мысли и варианты в том числе для дискуссии.

Осознавая приоритет социально-экономического базиса в формировании античного классического рабства (о чем речь пойдет ниже), мы хотим отметить, что далеко не последнюю роль в формировании античного рабства сыграла система ценностей античного общества (Ларионов И.Ю., Перов В.Ю., Семенов В.В. Моральный идеал свободы: рабство и наемный труд в античности // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. [Schole]. Т.13, вып.2. (2019). ISSN / eISSN 1995-4328 / 1995-4336. С.627-636. [ΣΧΟΛΗ. Vol. 13. 2 (2019)]).

Домашнее, патриархальное и т.п. рабство, традиционно противопоставляемое классическому, известно во многие периоды истории человечества. Так колонисты плодородных регионов Америки (не только английских) также столкнулись с проблемой нехватки рабочих рук. Покупать и завозить рабов, а также обращать в рабство оказалось проще, чем привлекать свободных. Именно рабовладение в Америке в Новое и Новейшее время рассматривается как ближайшая аналогия классического античного рабства. При этом, в некоторых колониях существовали даже белые рабы. Итак, если патриархальное рабство фиксируется у всех обществ, то классическое и подобное ему – далеко не везде. Наиболее корректно говорить о том, что, не являясь необходимым этапом общественно-экономического развития, классическое рабство возникло как в греческом, так и в римском обществе в определенном историческом контексте на стыке уникальных для той эпохи причин и факторов. В истории редки примеры обществ, в которых либо имелась нехватка рабочих рук, либо вся небольшая по своей численности гражданская община была привилегированным сообществом. Значительное количество параллелей можно провести в отношении ценностно-мировоззренческих установок в восприятии наемного труда, которые способствовали укреплению и сохранению рабовладельческого строя, иногда даже вопреки социально-экономическим потребностям развития. Происхождение отрицательного отношения к наемному труду кроется еще в обычаях и морали традиционных обществ, остатки которых, несомненно, сохраняются в ходе исторического развития, что редко учитывается исследователями общественных отношений в античности. И если, например, общественные отношения в Спарте уже давно изучаются в том числе как реликты племенного строя, то в отношении римского общества (которое было довольно консервативным) делаются только первые шаги.

Владислав Семенов, Игорь Ларионов

Валлон, А. (1941) История рабства в античном мире. Пер.С.П. Кондратьева. Москва.

Коптев, А.В. (1995) От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи. Вологда.

Кузищин, В.И. (1973) Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в. н.э. Москва.

Кузищин, В.И. (1976) Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э. – I в. н.э.). Москва.

Кузищин, В.И. (1990) Античное классическое рабство как экономическая система. Москва.

Кузищин, В.И. (2011) Исследования в области экономической истории античности. Санкт-Петербург.

Немировский, А.И., Ильинская, Л.С., Уколова, В.И. (1996) История Древнего мира. Греция и Рим. Т.2. Москва.

Оссовская, М. (1987) Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. Москва.

Сергеенко, М.Е. (1958) Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. Москва - Ленинград.

Сергеенко, М.Е., пер. (1950) Катон Марк Порций. Земледелие. Москва.

Сергеенко, М.Е., пер. (1963) Варрон. Сельское хозяйство. Москва-Ленинград.

Утченко, С.Л. (1965) Кризис и падение Римской республики. Москва.

Штаерман, Е.М. (1964) Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. Москва.

Штаерман, Е.М. (1996) История крестьянства в древнем Риме. Москва.

Штаерман, Е.М., Трофимова, М.К. (1971) Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италии). Москва.

Finley, M.I. (1980) Ancient Slavery and Modern Ideology. NY.

Fitzgerald, W. (2000) Slavery and the Roman Literary Imagination. Cambridge.

Frank, T. (1933-1940) An Economic Survey of Ancient Rome. Vol.I-V.

Vogt, J. (1965) Sklaverei und Humanitaet. Studien zur antiken Sklaverei und ihrer Erforschung. Wiesbaden.

Vogt, J. (1975) Ancient Slavery and Ideal of Man. Cambridge.

Westermann, W.L. (1955) The Slave System of Greek and Roman Antiquity. Philadelphia.

Спасибо, что дочитали текст до конца!

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, подписывайтесь на канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте , читайте нас в телеграмме . Оставляйте комментарии, конструктивная критика принимается.







Всем известно, что рабство – это система взаимоотношений в обществе, когда один человек имеет право собственности на других людей. Вместе с тем не все знают, что существуют различные виды данного явления. Например, патриархальное и классическое рабство. Каждый из видов имеет свои концептуальные отличия. Давайте выясним, чем отличается классическое рабство от патриархального, и узнаем суть данных понятий.

патриархальное рабство это

Определение рабства

Нужно разобраться, что означает данный термин в целом, прежде чем перейдем к нюансам, которые отличают классическое и патриархальное рабство. Определение понятия постараемся дать максимально широко.

Как уже сказано было выше, рабство является наиболее жесткой формой подчинения одного человека другому, когда он переходит в частную собственность к лицу, называемому рабовладельцем. Впрочем, существовали и государственные формы рабовладения. По большому счету, правовое положение рабов даже в этом случае остается неизменным. Только собственником невольника является не человек, а государство. Но государственную власть зачастую тоже представляет отдельное лицо: царь, император или другой правитель. Подобная форма рабства процветала на Древнем Востоке.

Позиция марксизма

Согласно классовой теории Карла Маркса, рабовладение является самой первой формой эксплуатации одного человека другим. По сути, раб был средством производства. Именно производственные отношения, основанные на эксплуатации хозяевами невольников, послужили фундаментальной основой рабовладельческого строя, который господствовал в мире до середины первого столетия нашей эры.

патриархальное и классическое рабство

Источники рабовладения

Существует целый ряд источников, посредством которых к рабовладельцам шел поток рабов. К наиболее распространенным из них относятся:

  • войны;
  • пиратство;
  • долговое рабство;
  • продажа себя или членов семьи в рабство;
  • превращение свободных крестьян в государственных рабов;
  • рождение в рабстве.

Подробное описание путей обращения свободных в рабов

Войны являются, наверное, тем источником рабства, который возник прежде, чем остальные. Впрочем, военнопленные превращались в рабов на протяжении всей истории Древнего мира, а также частично в Средние века и даже в Новое время. Войны между различными племенами случались ещё до возникновения государственности. Сначала пленных просто убивали, так как при использовании их как рабочей силы в лучшем случае можно было надеяться, что они смогут прокормить только себя. Но когда процесс производства и обработки земли вышел на новый технический уровень, были созданы условия для создания прибавочного продукта, а значит, и предпосылки для эксплуатации одним человеком другого. Хотя значительное развитие рабство получило только после образования государств и создания мощного принуждающего аппарата, который мог контролировать рабов и подавлять восстания.

чем отличается классическое рабство от патриархального

Пиратство и похищение людей также относятся к одному из первых источников рабства. Впрочем, в некоторых регионах мира эта форма обращения свободных людей в невольников существует до сегодняшнего времени.

Долговое рабство возникло уже во время существования государств. Если человек не мог рассчитаться по своим обязательствам, то он и его семья обращались в рабов. Функции контроля за этим процессом были возложены на государство.

Также бывали случаи, когда человек не был в состоянии прокормить себя или семью. Таким образом, он вынужден был добровольно продавать себя в неволю. Мог он это сделать и с любым из членов семьи, в которой он был главой. Патриархальное рабство – это как раз полностью зависимое состояние всех членов семьи от её главы.

Также государство могло законодательным образом превратить свободных крестьян в рабов. Особенно распространена подобная форма обращения в рабство была на Древнем Востоке.

Зарождение патриархального рабовладения

Патриархальная форма рабства, согласно имеющимся у историков данным, зародилась на Древнем Востоке. Именно там, на землях так называемого Плодородного полумесяца, впервые образовались условия для производства прибавочного продукта, а значит, и для развития рабовладельческой формы эксплуатации.

патриархальное рабство определение

Но не стоит забывать, что патриархальное рабство – это ещё и полная зависимость детей от своего отца. Юридически патриарх имел такую же власть над собственными чадами, как и над рабами. Он мог заставлять их выполнять различные работы, продавать и даже убивать. Наиболее наглядно власть отца над детьми в патриархальной семье продемонстрирована в одной из книг Библии, где рассказывается, как Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Впрочем, в большинстве случаев отношение родителей к детям было, конечно же, мягче, чем к невольникам, но в то же время имели место отдельные случаи продажи в рабство и даже убийства собственных отпрысков.

Дальнейшее развитие рабовладения в Древнем Востоке

С возникновением государств на Древнем Востоке, в частности, в междуречье Евфрата и Тигра, а также в Египте, были созданы предпосылки для дальнейшего развития и укрепления рабовладения. Государственный аппарат помогал рабовладельцам контролировать невольников, подавлять их восстания, что способствовало ещё более жесткой форме эксплуатации зависимых людей.

Впрочем, само государство в лице царя превратилось в крупнейшего рабовладельца. Оно превращало в рабов тысячи до тех пор свободных крестьян, а также военнопленных. Особенно ярко подобная форма рабовладения проявлялась в Вавилоне. Царь этого государства, Хаммурапи, законодательно закрепил положение невольников, в том числе и государственных, а также установил меры наказания за неповиновение.

патриархальное рабство в вавилоне

Впрочем, патриархальное рабство в Вавилоне было тоже довольно распространенным и не переставало играть значительную, пусть и не ведущую роль в хозяйстве государства вплоть до его падения. Хотя и в значительно более поздний период эта форма рабовладения была распространена на Востоке, а в некоторых регионах фактически существует и по сегодняшний день.

Классическая форма рабовладения

Классическое рабовладение в традиционной своей форме возникло гораздо позже патриархального в Древней Греции, но наибольшего развития достигло в Древнеримском государстве. Данная форма эксплуатации была ещё более жесткой. Согласно концепции рабовладения в Древней Риме, раб считался просто говорящей вещью, в то время как на Востоке он был, хотя и низшим, но все-таки почти членом семьи.

патриархальное рабство в риме

Кроме того, нужно заметить, что труд невольников в Древнем Риме являлся основой экономики государства. В то же время на Востоке рабство, хотя и играло значительную роль в создании продукта, но уступало в этом плане труду крестьян. Древний Рим известен своими латифундиями - поместьями, в которых работали тысячи зависимых людей. Поэтому неудивительно, что рабовладелец зачастую даже в лицо мог не знать собственных рабов и, соответственно, абсолютно не питать к ним каких-либо чувств.

А вот патриархальное рабство в Риме существовало лишь на начальной ступени зарождения государства. Позже оно было полностью была вытеснено так называемым классическим.

Главные различия между формами рабства

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что патриархальное рабство – это все-таки более мягкая форма эксплуатации, чем классическое. Если в первом случае рабовладение было только дополнительным способом производства, то в эпоху классического рабства оно стало основным движущим механизмом экономики.

патриархальная форма рабства

В настоящее время все формы рабства считаются незаконными и экономически неэффективными.

Рабство в древнем риме

Рабовладение значительно посодействовало расцвету государства, а также его институций, причем бесчеловечное обращение с невольными людьми принималось как норма жизни.

Жестокость была обыденностью — так регулировалось отношение между владельцами и рабами, контролировалось их поведение.

Общие сведения

Историки склонны к тому, что подневольные люди были у многих влиятельных и богатых граждан в античном Риме, и основной процент жителей Древнеримской империи составляли именно рабы. Они работали во всех сферах — могли выполнять как самые грязные работы на конюшнях, так и быть надзирателями в темницах, распорядителями в покоях господ, воспитателями их детей. Образованные рабы могли стать переводчиками, преподавателями и писарями.

У невольников не было имущества и гражданства, но иногда хозяева их щедро одаривали, позволяли заводить семьи или иметь наложниц. Они могли дать им деньги или вещи первой необходимости за хорошую службу.

Рабы в древнем риме

Жизнь раба была однообразной и тяжкой, зависела непосредственно от степени ответственности и рода деятельности. Более одаренные подневольные могли заниматься искусством и ремеслами, а физически выносливые люди делали самую тяжелую работу — были оруженосцами или участвовали в гладиаторских боях.

Гибель раба не огорчала хозяина — на его место покупали другого, часто это было более выгодно. Но только прибывших невольников держали в кандалах и жестких рамках, чтобы те не смогли представлять угрозы для рабовладельца.

Мужчин и женщин разделяли на касты:

  • для работ в городе;
  • слуги в поместье;
  • для общественных работ;
  • частная собственность;
  • управляющие (привилегированные).

Источники рабства

Не все невольники ходили в кандалах, но именно это определение стало символом рабства. Отличить можно раба можно было еще по одному признаку — серьга в правом ухе. Часто люди продавали себя в рабство на добровольной основе из-за крова и еды, в этом случае при свидетелях прокалывали ухо и надевали кольцо. Этого раба нужно было отпустить через 8−12 лет, но это случалось не часто.

Отдавали в рабство и детей, привлекательных девочек и мальчиков приучали к проституции. Но могли дать свободу или выгнать престарелого раба, который стал обузой — такие были нравственные ценности и особенности рабовладения в Риме.

Источники рабства

Взятые в плен воины и трофейные невольницы при походе римлян в соседние страны — главный источник рабов. Так, в основном это были иностранцы, причем из различных социальных слоев, вплоть до людей, занимавших высокое положение.

Историки в своих трудах пишут, что в Рим свозили пленников с Востока, Африки и Средиземноморья. Любой иностранец являлся расово неполноценным, при этом римские граждане имели самые большие полномочия.

Другие источники рабства в Древнем Риме:

Правовое положение рабов в римском праве

  • постоянные должники (решал суд), которые должны были отрабатывать деньги несколько лет вместе с рабами — долговое рабство;
  • жертвы кораблекрушений и пиратов;
  • дети, появившиеся на свет от наложниц — классическое рабство;
  • беженцы из других стран после природных катастроф и голода;
  • осужденные за тяжелые преступления.

Существует следующая статистика:

 особенности рабовладения в риме

  1. В 145 г. до н. э. в плену находилось более 60 000 людей из Карфагена и Коринфа.
  2. В 166 г. до н. э. привезли 160 000 из Македонии и Греции.
  3. За 208 г. до н. э. в Рим на продажу поступило более 35 000 людей из Апулии.
  4. Приблизительно 1 млн. галлов было захвачено в войнах при Юлии Цезаре в 59−51 гг. до н. э.
  5. Население многих испанских городов попало в рабство в 1 столетии до н. э.
  6. Даки при правлении Трояна пополнили Рим еще на 70 000 рабов.

Постепенно рабство начало приходить в упадок, поскольку было тормозом для общественного развития и перешло в феодальные взаимоотношения.

Торговля людьми

Дешевая и абсолютно управляемая рабсила в Риме была логичным следствием демократизации сословий должников и плебеев. Последние получили финансовую самостоятельность, земельные наделы и права, а появившийся вакуум рабочей силы было необходимо восполнять извне. Если первые завоевательные походы древние римляне проводили в целях расширения империи, то войны 2−1 столетия до н. э. уже были основным способом колонизации и, в первую очередь, пополнения рабсилы.

Восстания рабов в древнем риме

Так, из-за высокого спроса и доходных продаж возникло много различных районных и местных рынков рабов. Оптовые покупатели часто сопровождали римские легионы при карательных миссиях и завоевательных войнах.

Стоимость раба варьировалась с учетом физических данных, половой и расовой принадлежности, возрастной категории и образования (в частности — умение владеть греческим языком), стоимость могла значительно отличаться.

Правовое положение

Рим всегда являлся рабовладельческой империей. Рабовладельцы — обычно физические лица, но были также рабы отдельных муниципий и государственные невольники.

С учетом правового положения рабов в римском праве освобождение происходило тремя способами:

  • с помощью занесения невольника в цензорские списки как военнообязанного и налогоплательщика;
  • по завещанию;
  • с помощью мнимого процесса об освобождении.

Источники рабства в древнем риме

В классическом праве вместе с формальным освобождением возникли неформальные способы: освобождение в присутствии свидетелей или же основанием являлось обычное письмо.

При этом были введены некоторые ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать невольников младше 30 лет;
  • можно освободить не более 100 человек;
  • если освобождение противоречит интересам кредитора;
  • хозяин должен быть старше 20 лет.

Невольник мог освободиться вне зависимости и даже против воли хозяина. На законодательном уровне свободными становились люди, которые:

  • обнаружили или указали на убийц своих хозяев;
  • донесли о предстоящем бунте;
  • имеют заслуги перед Империей;
  • старые и немощные люди.

Правовое положение невольников при патриархальном строе было не таким тяжким, в отличие от классического рабства, но все равно имело некоторые ограничения.

Невзирая на абсолютное правовое бесправие невольников, они пользовались определенным признанием. Владелец должен был после смерти похоронить раба. Признавались родственные и семейно-брачные связи, а также родительские отношения.

Наказания за преступления

Наказывали невольников за все, при этом часто использовались превентивные меры. К примеру, в пекарнях на шею надевались жернова, чтобы изголодавшие рабы не могли есть тесто.

Рабовладение

На работах в шахтах и каменоломнях рабочих подгоняли плетками и сильно избивали, если они не справлялись с работой. Даже искалеченных людей заставляли продолжать трудиться, пока они не умирали от истощения. Наказанием также могла быть казнь за случайно разбитую посуду, съеденную без дозволения пищу, или если невольник перешел дорогу кортежу жриц из храма.

Ужасным преступлением являлось убийство своего хозяина. В этом случае наказывали не только виноватого, также казнили всех рабов, которые принадлежали этому рабовладельцу.

Еще людей убивали ради забавы. В тюрьмах важных государственных служащих находились несчастные, которые были якобы уличены в разных грехах, а это требовало соответствующего наказания — смерти. В разгар пира на потеху приглашенным приводили невольника и показательно отсекали голову.

Домашние издевательства

Владельцы раздавали плети зачастую ни в чем не повинным людям, а хозяйки могли колоть своих служанок длинными иглами. Для порки применяли особые приспособления: кнуты с узлами на концах. Сильно провинившихся заключали в шейные, ручные или ножные кандалы, выжигали на лице клеймо позора или же сажали на цепь вместо сторожевой собаки.

Наказание невольника владельцем в ярости иногда выплескивалось настоящим членовредительством. Хозяин мог абсолютно безнаказанно сломать рабу кости либо облить голову смолой и снять скальп. Если господину нужно было получить очередного евнуха, то молодого невольника сразу же оскопляли. Если хозяину показалось, что раб очень разговорчив, ему тут же отрезали язык.

Изгнание из дома

В эпоху процветания торговли рабами одним из способов наказания невольников являлась продажа неугодных. Надоев мучиться с непокорным рабом, его выгодно продавали в школу гладиаторов.

Продажа рабов

Здесь его ожидала еще худшая участь, чем дома у господина. Большинство из них становились участниками смертельных развлечений с дикими зверями и боями с себе подобными.

Если невольник был свидетелем преступного деяния господина, его отправляли в подземелье для дачи показаний. Здесь в рамках правовой системы его нужно было истязать на специальных станках, так как считалось, что лишь после пыток он может сказать правду.

Публичные казни

Почти любой человек, попав в рабство, осознавал, что его ожидает неминуемая гибель. Римские жители требовали хлеба и зрелищ, а самым популярным развлечением являлись публичные наказания.

Найти осужденных не составляло большой сложности. Что относительно показательных казней для невольных, то этот перечень довольно внушительный:

Освобождение рабов

  • перемалывание жерновами;
  • избиения до смерти кнутами, камнями и палками;
  • перепиливание пополам;
  • отсечение головы;
  • растерзание животными или толпой;
  • отсечение ушей, носа, рук, ног, губ;
  • погребение заживо;
  • сожжение в печках или на костре;
  • сбрасывание со скалы;
  • утопление в мешке;
  • распятие на кресте, подвешивание на крючках.

Восстания рабов

Периодические восстания рабов в Древнем Риме были потрясением для установившегося строя, поскольку угрожали социальному устройству империи. Кратко о самых крупных из них:

Восстание рабов

  1. 136−131 год до н. э. — восстание в Сицилии под руководством Клеона и Евна.
  2. 105−101 год до н. э. — восстание под руководством Афиниона и Трифона.
  3. 75−72 год до н. э. — восстание Спартака.

Спартак является самой известной личностью среди предводителей бунтующих, восставших за отмену рабовладельческого строя и борющихся за социальную справедливость. Он был образованным, имел сильный характер. Его армии удалось нанести множество тяжелых ударов римским легионам.

Рабство в Древнеримской Империи получило самое большое распространение, в отличие от других стран, но часто это соответствовало интересам общества того времени, являясь немаловажным катализатором развития. Главным источником рабов являлся захват пленных. Именно они составляли большинство невольников в Риме, на это указывают анализы разных письменных трудов, а также надгробных надписей.

Рабство в древнем риме

Рабовладение значительно посодействовало расцвету государства, а также его институций, причем бесчеловечное обращение с невольными людьми принималось как норма жизни.

Жестокость была обыденностью — так регулировалось отношение между владельцами и рабами, контролировалось их поведение.

Общие сведения

Историки склонны к тому, что подневольные люди были у многих влиятельных и богатых граждан в античном Риме, и основной процент жителей Древнеримской империи составляли именно рабы. Они работали во всех сферах — могли выполнять как самые грязные работы на конюшнях, так и быть надзирателями в темницах, распорядителями в покоях господ, воспитателями их детей. Образованные рабы могли стать переводчиками, преподавателями и писарями.

У невольников не было имущества и гражданства, но иногда хозяева их щедро одаривали, позволяли заводить семьи или иметь наложниц. Они могли дать им деньги или вещи первой необходимости за хорошую службу.

Рабы в древнем риме

Жизнь раба была однообразной и тяжкой, зависела непосредственно от степени ответственности и рода деятельности. Более одаренные подневольные могли заниматься искусством и ремеслами, а физически выносливые люди делали самую тяжелую работу — были оруженосцами или участвовали в гладиаторских боях.

Гибель раба не огорчала хозяина — на его место покупали другого, часто это было более выгодно. Но только прибывших невольников держали в кандалах и жестких рамках, чтобы те не смогли представлять угрозы для рабовладельца.

Мужчин и женщин разделяли на касты:

  • для работ в городе;
  • слуги в поместье;
  • для общественных работ;
  • частная собственность;
  • управляющие (привилегированные).

Источники рабства

Не все невольники ходили в кандалах, но именно это определение стало символом рабства. Отличить можно раба можно было еще по одному признаку — серьга в правом ухе. Часто люди продавали себя в рабство на добровольной основе из-за крова и еды, в этом случае при свидетелях прокалывали ухо и надевали кольцо. Этого раба нужно было отпустить через 8−12 лет, но это случалось не часто.

Отдавали в рабство и детей, привлекательных девочек и мальчиков приучали к проституции. Но могли дать свободу или выгнать престарелого раба, который стал обузой — такие были нравственные ценности и особенности рабовладения в Риме.

Источники рабства

Взятые в плен воины и трофейные невольницы при походе римлян в соседние страны — главный источник рабов. Так, в основном это были иностранцы, причем из различных социальных слоев, вплоть до людей, занимавших высокое положение.

Историки в своих трудах пишут, что в Рим свозили пленников с Востока, Африки и Средиземноморья. Любой иностранец являлся расово неполноценным, при этом римские граждане имели самые большие полномочия.

Другие источники рабства в Древнем Риме:

Правовое положение рабов в римском праве

  • постоянные должники (решал суд), которые должны были отрабатывать деньги несколько лет вместе с рабами — долговое рабство;
  • жертвы кораблекрушений и пиратов;
  • дети, появившиеся на свет от наложниц — классическое рабство;
  • беженцы из других стран после природных катастроф и голода;
  • осужденные за тяжелые преступления.

Существует следующая статистика:

 особенности рабовладения в риме

  1. В 145 г. до н. э. в плену находилось более 60 000 людей из Карфагена и Коринфа.
  2. В 166 г. до н. э. привезли 160 000 из Македонии и Греции.
  3. За 208 г. до н. э. в Рим на продажу поступило более 35 000 людей из Апулии.
  4. Приблизительно 1 млн. галлов было захвачено в войнах при Юлии Цезаре в 59−51 гг. до н. э.
  5. Население многих испанских городов попало в рабство в 1 столетии до н. э.
  6. Даки при правлении Трояна пополнили Рим еще на 70 000 рабов.

Постепенно рабство начало приходить в упадок, поскольку было тормозом для общественного развития и перешло в феодальные взаимоотношения.

Торговля людьми

Дешевая и абсолютно управляемая рабсила в Риме была логичным следствием демократизации сословий должников и плебеев. Последние получили финансовую самостоятельность, земельные наделы и права, а появившийся вакуум рабочей силы было необходимо восполнять извне. Если первые завоевательные походы древние римляне проводили в целях расширения империи, то войны 2−1 столетия до н. э. уже были основным способом колонизации и, в первую очередь, пополнения рабсилы.

Восстания рабов в древнем риме

Так, из-за высокого спроса и доходных продаж возникло много различных районных и местных рынков рабов. Оптовые покупатели часто сопровождали римские легионы при карательных миссиях и завоевательных войнах.

Стоимость раба варьировалась с учетом физических данных, половой и расовой принадлежности, возрастной категории и образования (в частности — умение владеть греческим языком), стоимость могла значительно отличаться.

Правовое положение

Рим всегда являлся рабовладельческой империей. Рабовладельцы — обычно физические лица, но были также рабы отдельных муниципий и государственные невольники.

С учетом правового положения рабов в римском праве освобождение происходило тремя способами:

  • с помощью занесения невольника в цензорские списки как военнообязанного и налогоплательщика;
  • по завещанию;
  • с помощью мнимого процесса об освобождении.

Источники рабства в древнем риме

В классическом праве вместе с формальным освобождением возникли неформальные способы: освобождение в присутствии свидетелей или же основанием являлось обычное письмо.

При этом были введены некоторые ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать невольников младше 30 лет;
  • можно освободить не более 100 человек;
  • если освобождение противоречит интересам кредитора;
  • хозяин должен быть старше 20 лет.

Невольник мог освободиться вне зависимости и даже против воли хозяина. На законодательном уровне свободными становились люди, которые:

  • обнаружили или указали на убийц своих хозяев;
  • донесли о предстоящем бунте;
  • имеют заслуги перед Империей;
  • старые и немощные люди.

Правовое положение невольников при патриархальном строе было не таким тяжким, в отличие от классического рабства, но все равно имело некоторые ограничения.

Невзирая на абсолютное правовое бесправие невольников, они пользовались определенным признанием. Владелец должен был после смерти похоронить раба. Признавались родственные и семейно-брачные связи, а также родительские отношения.

Наказания за преступления

Наказывали невольников за все, при этом часто использовались превентивные меры. К примеру, в пекарнях на шею надевались жернова, чтобы изголодавшие рабы не могли есть тесто.

Рабовладение

На работах в шахтах и каменоломнях рабочих подгоняли плетками и сильно избивали, если они не справлялись с работой. Даже искалеченных людей заставляли продолжать трудиться, пока они не умирали от истощения. Наказанием также могла быть казнь за случайно разбитую посуду, съеденную без дозволения пищу, или если невольник перешел дорогу кортежу жриц из храма.

Ужасным преступлением являлось убийство своего хозяина. В этом случае наказывали не только виноватого, также казнили всех рабов, которые принадлежали этому рабовладельцу.

Еще людей убивали ради забавы. В тюрьмах важных государственных служащих находились несчастные, которые были якобы уличены в разных грехах, а это требовало соответствующего наказания — смерти. В разгар пира на потеху приглашенным приводили невольника и показательно отсекали голову.

Домашние издевательства

Владельцы раздавали плети зачастую ни в чем не повинным людям, а хозяйки могли колоть своих служанок длинными иглами. Для порки применяли особые приспособления: кнуты с узлами на концах. Сильно провинившихся заключали в шейные, ручные или ножные кандалы, выжигали на лице клеймо позора или же сажали на цепь вместо сторожевой собаки.

Наказание невольника владельцем в ярости иногда выплескивалось настоящим членовредительством. Хозяин мог абсолютно безнаказанно сломать рабу кости либо облить голову смолой и снять скальп. Если господину нужно было получить очередного евнуха, то молодого невольника сразу же оскопляли. Если хозяину показалось, что раб очень разговорчив, ему тут же отрезали язык.

Изгнание из дома

В эпоху процветания торговли рабами одним из способов наказания невольников являлась продажа неугодных. Надоев мучиться с непокорным рабом, его выгодно продавали в школу гладиаторов.

Продажа рабов

Здесь его ожидала еще худшая участь, чем дома у господина. Большинство из них становились участниками смертельных развлечений с дикими зверями и боями с себе подобными.

Если невольник был свидетелем преступного деяния господина, его отправляли в подземелье для дачи показаний. Здесь в рамках правовой системы его нужно было истязать на специальных станках, так как считалось, что лишь после пыток он может сказать правду.

Публичные казни

Почти любой человек, попав в рабство, осознавал, что его ожидает неминуемая гибель. Римские жители требовали хлеба и зрелищ, а самым популярным развлечением являлись публичные наказания.

Найти осужденных не составляло большой сложности. Что относительно показательных казней для невольных, то этот перечень довольно внушительный:

Освобождение рабов

  • перемалывание жерновами;
  • избиения до смерти кнутами, камнями и палками;
  • перепиливание пополам;
  • отсечение головы;
  • растерзание животными или толпой;
  • отсечение ушей, носа, рук, ног, губ;
  • погребение заживо;
  • сожжение в печках или на костре;
  • сбрасывание со скалы;
  • утопление в мешке;
  • распятие на кресте, подвешивание на крючках.

Восстания рабов

Периодические восстания рабов в Древнем Риме были потрясением для установившегося строя, поскольку угрожали социальному устройству империи. Кратко о самых крупных из них:

Восстание рабов

  1. 136−131 год до н. э. — восстание в Сицилии под руководством Клеона и Евна.
  2. 105−101 год до н. э. — восстание под руководством Афиниона и Трифона.
  3. 75−72 год до н. э. — восстание Спартака.

Спартак является самой известной личностью среди предводителей бунтующих, восставших за отмену рабовладельческого строя и борющихся за социальную справедливость. Он был образованным, имел сильный характер. Его армии удалось нанести множество тяжелых ударов римским легионам.

Рабство в Древнеримской Империи получило самое большое распространение, в отличие от других стран, но часто это соответствовало интересам общества того времени, являясь немаловажным катализатором развития. Главным источником рабов являлся захват пленных. Именно они составляли большинство невольников в Риме, на это указывают анализы разных письменных трудов, а также надгробных надписей.

Читайте также: