Источники советского права кратко

Обновлено: 04.07.2024

Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формированиенового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся.

Объектами права частной собственности могли быть только предметы потребления, маломерные жилые строения, мелкие предприятия. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.

В уголовном праве изменяется система преступлений, вводится понятие контрреволюционных преступлений. В декабре 1918 г. в инструкции Наркомата юстиции впервые давался перечень наказаний, включавший денежные штрафы, заключение, удаление из столицы, из отдельных местностей или пределов Российской республики, объявление врагом народа, конфискация имущества, лишение всех или некоторых политических прав, принудительные общественные работы. Смертная казнь (на основании судебных приговоров) первоначально была полностью запрещена, и ее применение возобновилось только летом 1918 г.

Источники советского права. Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

  1. новое законодательство, новые нормативные акты;
  2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
  3. революционное правосознание трудящихся.

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности — государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, — сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право. Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс. Создание новых — советских — судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II - III Всероссийских съездов Советов.

1. Нормативные источники: акты Всероссийских съездов Советов, законы ВЦИК, законы ВЦИК совместно с СНК, законы СНК, акты некоторых органов государственного управления (например, Инструкции, постановления НКВД).

3. Революционное правотворчество также осуществлялось самими судебными органами (судебной практикой), политическими партиями (например, программа партии большевиков стала основой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа) и даже местными Советами.

II) Конституционное право формировалось, в основном, законодательными актами II – III съездов Советов и другими нормативно-правовыми актами (см. выше), в числе которых можно указать также:

III) Гражданское право.

1. Формируется важнейший институт советского гражданского права институт государственной социалистической собственности на орудия и средства производства.

Социалистическая собственность возникает, в первую очередь, в процессе национализации – принудительного и безвозмездного изъятия объектов частной собственности (начиная с собственности на землю) в собственность государства.

Затем, в начале 1918 г. были национализированы: торговый флот (Декрет СНК от 23 января 1918 г.), внешняя торговля (Декрет СНК от 22 апреля 1918 г.), транспорт и связь.

В мае – июне 1918 г. были национализированы предприятия сахарной, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности.

2. Помимо национализации, советское государство предпринимало ряд других мер по ограничению и ликвидации института частной собственности:

Система источников социалистического права перестала включать в себя обычное право. Источниками создания советского законодательства являются:

1) произведения марксизма-ленинизма;

2) революционное правосознание и взгляды теоретиков;

3) нормативные акты советской власти.

До 1936 г. акты партии не были источниками права. Социалистическое право не имело иерархии законодательства. Наибольшей юридической силой обладали акты съезда Советов. Меньшей, но весьма значительной юридической силой - акты съезда Советов РСФСР.

Юридическая ликвидация сословного строя . Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в стране, однако при этом одной из важнейших задач государственной власти называлось уничтожение эксплуататорского класса.

институт российского подданства;

приписка граждан к определенному сословию и получение прав и обязанностей в зависимости от этой приписки, которая в свою очередь определялась по рождению лица.

устанавливала демократические права и свободы граждан;

отменяла ограничения по национальному и религиозному признаку;

были дарованы избирательные права женщинам;

она не отменяла сословные привилегии и чины.

III съезд Советов принял отклоненную декларацию 12 января 1918 г. Декларация окончательно закрепила единоличную власть Советов в стране. Российская республика стала федеративной, формирующейся на основе всеобщего равенства всех народов России. Федеративное устройство Советского государства предполагало наличие единого верховного органа власти и органов власти в отдельных республиках.III съезд Советов принял решение о подготовке первой Конституции Советского государства, в основу которой была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

46. Разработка проекта, принятие и содержание Конституции РСФСР 1918 года. Основу Конституции РСФСР 1918 г. (К) составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Разработкой проекта К занималась Конституционная комиссия (председатель - Я.М. Свердлов). Процесс работы над проектом К занял 4 месяца. К была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов. К закрепила политическую основу государства - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всероссийский съезд Советов провозглашался высшим органом
власти, на нем избирался подотчетный Съезду Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом, формировал Совет народных комиссаров (СНК) - Правительство РСФСР. По государственному устройству К объявила РСФСР Федерацией, субъектами которой являлись национальные республики. На местах власть осуществляли областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов через создаваемые ими исполнительные комитеты. Провозглашалось отделение церкви от государства. Избирательным правом наделялись трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, однако сохранилась многоступенчатость выборов.

Органы: Совет Рабочей и Крестьянской обороны, революционные комитеты и комитеты деревенской бедноты. Совет обороны иод председательством Ленина образован 30 ноября 1918. Ему предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств в интересах обороны. Он выполнял функции высшего чрезвычайного органа государственной власти. Ревкомы наделялись чрезвычайными полномочиями, на местах им принадлежала вся полнота власти. Они занимались организацией обороны, поддерживали революционный порядок, создавали партизанские отряды. 3 вида ревкомов: местностей, прифронтовой полосы, тыла. Они осуществляли наиболее важные функции, связанные с задачами военной обороны.В круг деятельности волостных и сельским комбедов входило: распределение хлеба, предметов первой необходимости и с/х орудий, оказания содействия местным продовольственным отрядам в изъятии хлебных запасов у богатых крестьян. Постепенно комбеды превратились в органы власти в деревне, заменив сельские советы. Превратились в реальную власть в селе. Сложилась опасная ситуация двоевластия в деревне, поэтому 6 съезд постановил распустить комбеды. Положение в 1920 создало Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, возлагалась задача борьбы с бюрократизмом и волокитой. Одной из функции новой инспекции была также непосредственная борьба с преступностью.




48. Законодательство о браке, семье и опеке, трудовое законодательство, первые советские кодексы 1917 – 1920 гг.

Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья - ячейка общества. Нововведения в семейно-брачное право 1917-1918 гг.: 1) отменено обязательное согласие родителей на брак; 2) различие в вероисповедании или расовой принадлежности брачующихся перестало препятствовать заключению брака. Законная форма брака -гражданский. Была введена свобода развода.

В сентябре 1918 г. был принят специальный Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Основные положения Кодекса: 1) церковный брак не порождает никаких юридических последствий; 2) уравнивались права полов; 3) отменялся принцип общности имущества супругов; 4) устанавливался принцип раздельности имущества родителей и детей; 5) запрещалось усыновление; 6) воспитание детей - общественная обязанность родителей, а не их частное дело.

49 Гражданское право 1917-1920 гг. – его особенности.

Читайте также: