Кланы в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

При правлении какой китайской династии был изобретён порох? Какая была лучшей – Хань, Мин, Суй? У каждой из них были свои взлёты и падения. Всё, что вы когда-либо хотели узнать о китайских династиях, но не осмеливались спросить, находится в этом списке. Мы расскажем о изобретениях, сделанных в период правления той или иной династии, и дадим реальное понимание жизни правителей Китая.

Самая легендарная династия: Ся (夏朝)

Ся – первая династия в истории Китая. Она правила с 2100-го до 1600 года до н.э. и заложила основы следующих пяти тысяч лет эволюции государства. Говорят, что правители Ся произошли от Жёлтого Императора Хуан-ди, древнего правителя племени, который одержал множество побед. Легенда гласит, что он был сыном дракона и унаследовал от него свою мощь. Семнадцать государей династии Ся, основанной Великим Юем (род. в 2059 году до н.э.), хвастали своей особой способностью предотвращать наводнения.

Достижения. В эпоху Ся началось литьё бронзы, эта империя обладала сильной армией. Но главное, она была первой династией в Древнем Китае, создавшей политику преемственности.


Считается, что китайская цивилизация началась в эпоху Ся. Фото: Pinterest

Самая творческая династия: Шан (商朝)

Династия Шан правила в Бронзовый век (с 1600-го по 1066 годы до н.э). Шанцы первыми объединили значительную часть нынешнего Китая под одним Императором. Они сумели одомашнить лошадей и использовать их в повседневной жизни.

Самая философская династия: Чжоу (周朝)

Государи Чжоу наследовали династии Шан и также правили в Бронзовом веке (с 1066-го по 256 годы до н.э.). Они не очень хорошо известны на Западе, по сравнению с другими правителями, но заслуживают того, чтобы о них знали больше. Именно во времена Чжоу были созданы популярные китайские философские учения.

Достижения. Китайские философские направления, которые до сих пор пользуются популярностью: конфуцианство, даосизм и легализм. Эпоха Чжоу была полна конфликтов, и породила множество мудрецов, которые пытались восстановить порядок и мир в обществе. В своих истоках конфуцианство связано с семьёй, и это остаётся основой учения. Даосизм стремится к гармонии, достичь которой можно следуя принципам Дао. Легализм (следование закону) рассматривает людей как естественное зло и утверждает, что их необходимо наказывать, чтобы привести к порядку. Важно помнить, что эпоха Чжоу – это время прекрасных философов, чьи учения по-прежнему являются неотъемлемой частью китайского мышления.

Строители, объединившие Китай: династия Цинь (秦朝)

Династия Цинь принесла Китаю многое. Хоть правили они недолго (с 255-го по 206 годы до н.э.), но всё же нашли время для множества открытий и объединения страны, которая до этого была лишь группой Воюющих Царств. Эта эпоха отмечена строительством новых дорог и оросительных систем. Каналы Чжэнго и Линцюй дополнительно снабжали водой фермы и поля. Во времена династии Цинь был создан и удивительный археологический объект, о котором вы, скорее всего, слышали – знаменитая терракотовая армия в Сиане.

Достижения. Правители Цинь сделали многое для Китая, но их величайший успех – объединение страны в результате ряда завоеваний.

Художники: династия Хань (汉朝)

Государи Хань правили с 206-го по 220 годы н.э. Это одна из самых известных китайских династий, которая до сих пор остаётся крупнейшей этнической группой в Китае (92%).

Их самое удивительное достижение – изобретение бумаги. Не заблуждайтесь, это не та белая, тонкая бумага, которой мы пользуемся сегодня. В те времена она была толстой и не особенно белой. Её изготавливали из истолчённых волокон конопли. Примерно в 105 году н.э. появился новый вид бумаги – из тряпья, рыболовных сетей, стеблей пшеницы и других грубых материалов. Поскольку она была низкого качества, то стоила дешевле, чем первая. Изобретение бумаги облегчило письмо, ведь писать проще, чем вырезать символы на твёрдых поверхностях. Кстати, вслед за этим Хань придумали и чернила.


Гуанъу-ди, первый император поздней империи Хань. Фото: Wikipedia

Самые хаотичные династии: Цзинь (晉朝)

Властвуя с 265-го по 420 годы, правители Цзинь погрузили империю в хаос гражданских войн. Китай был разделён между девятью князьями из одной семьи, которые враждовали между собой. Цареубийства и отречения положили конец этой династии.

Достижение. О такой династии и вспомнить-то нечего, кроме многих лет хаоса и конфликтов. Назовём это их величайшим достижением.

Китайские Гутенберги: династия Суй (隋朝)

Династия Суй правила с 581-го по 618 годы нашей эры. Они были известны своей любовью к искусству, поэзии и музыке. Исследователи обнаружили фарфоровые фрагменты, относящиеся к тому периоду. Так что с уверенностью можно сказать, что они изобрели фарфор. Но эпоха Суй была наполнена не только любовью, поэзией и искусством. Правители этой династии были чрезвычайно непопулярны из-за вводимых налогов, а потому пережили множество бунтов.

Золотая династия: Тан (唐朝)

Достижения. Во-первых, в эпоху Тан процветало искусство. Например, тогда появилась первая оперная труппа. Если вы поклонник Пекинской оперы, поблагодарите эту династию.

Ещё одним великим достижением Тан можно назвать появление первого китайского уголовного кодекса (624 год н.э.). Он был разделён на 500 статей, посвящённых различным преступлениям и наказаниям: каторжным работам, казням, изгнанию и так далее. Этот уголовный кодекс послужил основой для более поздних уложений как в Китае, так и по всей Азии.

Династия банкиров: Сун (宋朝)

Империя Сун просуществовала с 960-го по 1279 годы. Эта эпоха была полна конфликтов: династии бросили вызов две другие, но об этом чуть позже.

Династия фермеров: Ляо (辽朝)

Династия Ляо правила с 916-го по 1125 годы. Да, частично это был тот же период, что и Сун. Эти две империи постоянно конфликтовали, и Ляо отвоевала несколько земель на Севере. Страна снова разделилась, и успехи Цинь, достигнутые тысячу лет назад, пошли прахом. Царство Ляо было создано племенем кидани (китаи), которое было известно своими успехами в земледелии.

Достижения. Помимо раскола страны, Ляо известна как империя крестьян, которая сделала большой вклад в развитие сельского хозяйства в Китае. В начале правления династия Ляо установила новый уклад жизни, расширив посевы и освоив новые растения, такие как арбуз и нут. При них также процветали разведение овец и лошадей.

Неизвестная династия: Цзинь (金朝)

Достижения. Особых успехов у династии Цзинь нет. Возможно, китайский народ по-прежнему благодарен им за победы над Сун и их никчёмными правителями.

Монгольская династия: Юань (元朝)

Кто сказал, что все династии в Китае были китайскими? Юань, правившая с 1271-го по 1368 годы, известна, в основном, своим монгольским происхождением. Её основал Чингисхан и его сыновья. Они ввели в Китае монгольские обычаи и традиции.

Достижение. Во времена Юань, после неудачного вторжения Китая в Японию, были придуманы пороховые бомбы. Сначала китайцы просто поджигали большие бочки с порохом, а затем усовершенствовали их форму, и – бах! Так появились пороховые бомбы.

Самая известная династия: Мин (明朝)

Достижение. Величайшим достижением эпохи Мин можно считать реставрацию Великой стены и Великого канала. Всё, что вы увидите сейчас на Великой китайской стене, было восстановлено династией Мин, и, в основном, оставлено нетронутым после неё.


Последняя династия: Цин (清朝)

Цин, которая была последней династией Китая, правила дольше других – с 1644-го по 1912 годы. Они также были известны как великие воины.

Достижения. Цин значительно улучшили оснащение армии, например, сделали доспехи легче и расширили использование пороха. Они также использовали мечи с более длинными лезвиями, создали первый пулемёт, вмещавший до 28 пуль. Поверьте, вы не хотели бы встретиться с такими врагами! Их упадок был обусловлен многочисленными мятежами.

Заключение: 14 великих китайских династий

Как видите, каждая из 14 ведущих династий внесла свой вклад в построение Китая, который мы знаем. Учитывая, что первая датируется 2100 годом до н.э., это просто фантастика! Сохраните эту статью, когда отправитесь в Китай. Надеемся, это поможет вам лучше понять китайскую культуру и традиции. А запомнить порядок величайших китайских династий можно с помощью простой песенки:

Представители великих кланов крупных землевладельцев и купцов, двух групп, слившихся в период правления династии Хань, скупали землю селян, однако они не стремились создавать крупные поместья для обработки наемными тружениками. Самые крупные родовые поместья, описанные в летописях династии Хань, были в десять с лишним раз меньшей площади, чем у главной вотчины Рима или крупных европейских монастырей Средних веков. Вместо расширения общих единых родовых поместий, представители великих китайских кланов дробили свою землю и раздавали ее собственным сыновьям в строгом соответствии с традицией делимого наследования предков. Эти меньшие наделы обрабатывали либо родственники, либо наемные испольщики-арендаторы. Намерение глав великих кланов состояло не в том, чтобы просто копить землю и богатство, наоборот, они стремились использовать эти земли и богатства для наращивания обширных сетей кровной родни, постояльцев и соседей, на преданность которых могли бы рассчитывать.

Типичное семейство в Китае при династии Хань, если верить Чао Цо, состояло из четырех—шести членов семьи, считавшейся его ядром. На протяжении последних лет жизни престарелых родителей такое семейство могло вырасти до восьми человек. Кое-кто из китайских ученых все-таки утверждал, будто в богатых кланах, располагавших большими ресурсами, вместе держалось больше поколений родственников, но такие расширенные семейства получили распространение в более поздний период имперского Китая. Однако по относительно немногочисленным дошедшим до наших дней свидетельствам можно предположить, что семейства, включавшие представителей трех или больше поколений, встречались тогда чрезвычайно редко. И совершенно отсутствуют указания на то, что главы богатых кланов склонялись к созданию более крупных семейств, где братья жили бы вместе и заботились о родителях. Противоположная ситуация наблюдалась в семьях победнее, которые не могли существовать за счет своих маленьких наделов, если бы разделили семейное хозяйство между братьями. Раздел недвижимости между родственниками был присущ более богатым семьям, члены которых могли его осилить. Домашние хозяйства великих кланов были крупнее потому, что к ним присоединялись хозяйства издольщиков или слуг 18 .

Кланы расширяли свои контакты и территориальный охват самыми разнообразными способами. Заключение выгодного брака как средство повышения статуса семьи практиковалось фактически во всех цивилизациях, и оно находит классический прецедент в империи Хань. Тесть императора Гаоцзу отдал ему свою дочь в спутницы жизни только потому, что его черты лица обещали великое будущее, сулившее величие его родственникам. В источниках информации о династии Хань родственный брак между ведущими кланами подается как обычное дело, ведь через них предводители родов укрепляли свою власть в империи. Во время восстаний против Ван Мана в отряды мятежников клан одного человека иногда объединялся с родственниками супруги.

Свидетельством относительной слабости китайских родственных уз по мужской линии при династии Хань служит отсутствие таких появившихся позже деталей жизни, как ежегодный торжественный день подношений усопшим, общие родовые кладбища и коллективная собственность. Наряду с установившимся порядком, при котором особое внимание уделяется брачным узам, эти детали могли бы послужить укреплению основ китайских кланов при династии Хань в сети общественных связей 23 .

Когда вспыхнуло восстание против Ван Мана, жену Фань Хуна взяли в заложницы. Но государственные чиновники не посмели ее казнить потому, что своей щедрой благотворительностью клан Фань завоевал надежную поддержку со стороны местного населения. После ее освобождения мужчины клана Фань организовали членов своей семьи и всех родственников на строительство крепости. В ее стенах больше тысячи семей нашли пристанище и пересидели нашествие Красных бровей (мятежники-хлеборобы, восстание которых спровоцировало войны, в результате которых удалось свергнуть Ван Мана) 24 .

Клан Фань выступил заметным действующим лицом в своем районе и сподобился действовать на имперском уровне вопреки их собственному относительно небольшому поместью, а также немногочисленным ближайшим родственникам и слугам. Тут свою роль сыграли обязательства и поддержка со стороны большого количества владельцев домашних хозяйств. Сеть этого клана состояла в первую голову из тех, кто носил их фамилию, но в конечном счете она охватила всех их соседей. Этот способ плетения сетей из домашних хозяйств, разделяющих сначала общую родословную и затем местное происхождение, позволил ведущим кланам призывать на службу себе тысячи человек. То есть у них появилась возможность доминировать над более скромными соседями.

Полезно рассмотреть такую практику в пределах более широкого исторического контекста. Сражающиеся царства и первые китайские империи создавались посредством установления искусственных связей между отдельными людьми. Появившиеся впервые при вербовке свободно перемещающихся посредников, возникших с разрушением государств и кланов, такие личные связи – освященные клятвами или назначениями и основанные на обмене преданностью признанному авторитету – лежали в основе государственных бюрократий, объединений разбойников и интеллектуальных традиций 25 . Точно так же, как все новые формы государственного устройства, организованной преступности и интеллектуального сообщества пришли к власти посредством установления и сохранения сетей личных отношений, конкретные кланы или родовые объединения стали важными политическими деятелями за счет своего материального или интеллектуального капитала. С его помощью они навязали долговую зависимость от них другим людям, а потом заставили себе служить.

Однако, в отличие от связей вельмож, разбойников и ученых, сети великих кланов возникли не только из межчеловеческих отношений. Они появились из ранжированного ряда связей, начинавшихся с собственно домашнего хозяйства, распространявшихся на другие домашние хозяйства, восходящие к общему предку. Затем продлевались на постоянно живущих в семье слуг (кэ), на соседей из тех же самых или соседних деревень и, наконец, на людей во всех уголках области или из отдаленных семей, связанных совместной учебой или политической службой.

Такое распространение власти ведущих домашних хозяйств через сети, основанные на подношениях или услугах, означало, что под властью главного рода могли находиться районы, округа и целые области. Следовательно, объектами подозрительного отношения государства династии Хань в областях числились на самом деле влиятельные родовые кланы, обитавшие там, или, точнее, объединения домашних хозяйств и население деревень, сформировавшихся вокруг них. Древнейшими были старинные правящие дома, составлявшие элиту Сражающихся царств. Такие семьи выступали зачинщиками для многих восстаний против династии Цинь, и их в принудительном порядке переселили в столицу. Их ликвидировали в период правления императора У во II столетии до н. э. В истории общества империи Хань влиятельными родовыми кланами считались такие семьи, как Фань и Инь, накопившие богатство на государственной службе, за счет удачной торговли и скупки участков земли. Они использовали это богатство ради укрепления своего престижа и влияния 28 .

К завершению первого столетия правления династии Хань несколько отдельных групп с общим фамильным иероглифом разделились на триста или больше жилых домашних хозяйств, ведущих родословную от общего предка. Данный клан почти наверняка появился путем раздела из поколения в поколение имущества между братьями. И эти братья остались в той же самой области, жили рядом друг с другом и выступали единым фронтом в качестве политической силы, когда дело касалось противостояния центральному правительству. Когда император У переселял эти влиятельные семьи в столичную область, он запретил им проживание рядом, как раз чтобы предотвратить образование такого рода опасного союза. Ближе к свержению династии Хань род мог состоять из тысячи с лишним семей, как это продемонстрировал Хань Жун, собравший такое множество членов его рода и дальних родственников на укрепленной огороженной территории 29 .

Смещение угроз, исходящих от такого явления, как местничество, за два столетия между появлением Ши-цзи и Хань-шу в этих трактатах выглядит весьма значительным. В первом проблемы, копящиеся на местном уровне, связываются с характером народа, и они рассматриваются как его историческое наследие, обусловленное природными факторами. Во втором, однако, причиной бед местных жителей и трудности управления ими часто называют проблемы, созданные влиятельными семьями и богатыми купцами. К середине правления династии Восточная Хань проблему местничества, иначе говоря, уже было никак не отделить от существования главных родовых кланов, которые с использованием либо богатства, либо силы оружия образовывали в деревне, уезде, округе или даже на местном уровне энергичные объединения, способные бросить вызов государственной власти в целом 32 .

На тех пирах угощались сельские жители и члены родового клана, а Шу Гуан оправдывал себя тем, что расходовал свое состояние ради удовольствия этих людей, а не сохранил его для своих ближайших родственников. Мужчины сильных и целеустремленных родовых кланов совсем не противопоставляли родственные связи связям с жителями деревни; скорее структуру деревенского общества определяла максимально расширенная граница родства.


Рис. 12. Изображение сидящего землевладельца и его слуги, ссыпающего зерно в амбар коленопреклоненного старого хлебороба

Надо сказать, что великодушие предводителей великих семей вело к власти и влиянию каналами весьма сомнительными. В дополнение к тому, что они делились своим богатством с соседями победнее, представители родовых кланов занимали посты на государственной службе, купленные на взятки или щедрые дары тем, кто находился у кормила власти. Взятки расценивались как своего рода великодушие (направленное снизу вверх), и служили они расширению сетей связей, служащих укреплению положения родовых кланов в китайском обществе. Выдающийся местный ученый отстаивал традицию сельских жителей, подносивших подарки достойному местному чиновнику до тех пор, пока тот не начинал их вымогать. Высокопоставленные вельможи специально осыпали подарками своих гостей и потенциальных сторонников, чтобы заручиться их протекцией и укрепить свои родственные узы. Родственники купца раздавали подарки влиятельным мандаринам ради налаживания отношений с людьми, обладавшими политической властью, и потом пугали других купцов такими связями, когда требовалось выбить долги.

Помощь родственникам и сельским жителям переместилась в сферу личного общения местной общины и как максимум распространялась на уезд или округ. Связи с чиновниками и их домашними слугами, с другой стороны, часто простирались гораздо дальше. Предельно очевидными доказательствами их пространственного охвата выступают письмена на камнях, где среди обязательств клиентов перед покровителями часто значилось содействие в сооружение памятной колонны. На памятной колонне в честь Лю Куаня перечислены имена трехсот с лишним человек, которым он помог, из всех уголков Северного и Центрального Китая, а в честь Кун Чжоу колонну соорудили 43 благодарных жителя из десяти различных округов 39 .

В других эпизодах говорится об обширных территориях, исхоженных учеными пешком в поисках самых толковых учителей, и о связях между людьми, налаженных в процессе этих поисков. Поскольку в родной провинции знаменитого ученого Чжэн Сюаня в Шаньдуне не нашлось серьезных ученых, он отправился в Гуаньчжун, чтобы учиться у Ма Жуна, у которого уже набралось больше четырехсот учеников. Чжэн Сюань уделил больше десяти лет овладению науками в различных частях империи, а потом вернулся домой и сам собрал сотни учеников. Такую же точно важную роль играли связи между учителем и помощником, за которого учитель мог отдать свою дочь замуж в знак признания его больших успехов в овладении науками и ради укрепления отношений 40 . Образование, а также политика, таким образом, послужили средством расширения влияния родовых кланов за пределами своего родного района.

Раздел имущества между родными братьями, устройство полезных связей посредством заключения брака, раздача денег во время угощений и в качестве подаяния, путешествия ученых, а также проведение молебнов в знак поклонения местным божествам – все это служило умножению числа домашних хозяйств, принадлежащих к великому клану. Соответственно, максимально росло число людей, услугами которого такой клан мог воспользоваться. Ради максимального приращения богатства и власти предводители этих родовых кланов – как и государственные власти – стремились привлекать в сферу своего влияния как можно больше народа, а расширение земельных наделов и накопление наличных денег стояло на втором месте. Так как аграрные технологии того периода истории опирались на интенсивный ручной труд в почти садоводческом стиле сельского хозяйства только с вспахиванием и выращиванием культур с экономией за счет наращивания производства, смысл в объединении небольших земельных наделов в крупные вотчины практически отсутствовал. Представители великих кланов предоставили арендаторам возможность обрабатывать свои собственные клочки земли, а доход, собранный с издольщиков, шел на расширение их сетей.

Даже когда с крахом династии Восточная Хань власть центрального государства пала, влиятельные в местном масштабе кланы ради сохранения своих состояний не стали переходить к принципу первородства. Наоборот, они продолжали делить свою собственность между сыновьями и искать союзы в браке, чтобы увеличить число своих последователей и расширить географический размах своего влияния.

Изображения в статье: портал What

В современной онлайн-культуре Китая сленг занимает важное место. Сленговые слова начали широко употреблять с момента запуска первых социальных платформ QQ, WeChat и Weibo. Значительную роль в создании сленговых слов играет иероглиф 族 (zú народность, род, клан). Его употребляют для обозначения определенного типа людей, объединенных увлечениями или действиями. Команда What’s on Weibo собрала 10 самых популярных, иногда ироничных, иногда чересчур обобщенных названий для отдельных групп современных китайцев.

ditouzu

nomoney

За этим поэтичным названием стоит совершенно бытовое явление. Им описывают людей, живущих от получки до получки. Обычно это молодые люди, которые тратят всю зарплату, не оставляя никаких сбережений.

У некоторых действительно скромные доходы, и все их деньги уходят на еду, аренду жилья и проезд. Нередко это люди, чьи доходы достаточно высоки, но они все равно предпочитают тратиться на сиюминутные прихоти, не задумываясь о завтрашем дне. У них тоже нет сбережений, и часто они тратят все свои деньги до следующей зарплаты.

coolcarl

relyingonparents

Многие из них недавно выпустились из вузов. После учебы, столкнувшись с проблемами при поиске работы, они быстро теряют терпение и сдаются, поэтому им остается сидеть на шее у родителей.

hatemarriage

Сейчас так стали называть девушек, которые уверены, что в замужестве их жизнь изменится к лучшему. Основной их целью является богатый жених, который сможет исполнять любые капризы.

flashmarriage

Желание пожениться как можно быстрее, конечно, может быть следствием страстной влюбленности. Однако подобное решение часто принимают, чтобы, например, избавиться от давления со стороны родителей.

angryyouth

biaotidang

Термин относится к онлайн-авторам, которые привлекают как можно большей читателей за счет громких заголовков в ущерб качеству и точности информации. Поскольку свой доход кликбейтеры получают от рекламы на сайте, их основная задача — всеми правдами и неправдами заставить человека перейти на указанную страницу.

Для этого они пишут яркие и сенсационные заголовки. Однако, перейдя по ссылке, человек обычно не обнаруживает прямой связи между заголовком и содержанием страницы. Часто информация в заголовке оказывается преувеличенной или ложной.

keyboardwarrioirs

В обычной жизни обычно это заурядные люди со своими страхами и проблемами. Но как только они оказываются в сети, то становятся подобны воинам кунг-фу и используют слова как свое оружие. Часто эти люди превращаются в интернет-троллей, вся цель которых — создавать шум вокруг себя.

Так как многим из них не хватает внимания в реальной жизни, подобным поведением они стараются привлечь к себе внимание в сети.

sohu

嘻哈 (xīhā) — китайское название музыкального направления хип-хоп. Китайский клуб хип-хоперов — молодые люди, увлеченные хип-хопом и афро-американской культурой в целом. Данное понятие существует уже давно, но в последние годы эта субкультура переживает второе рождение, и термин вновь стал популярным.

Фото: АР

Фото: АР -->

Процесс передачи власти в КНР проходит по сценарию, который не меняется десятилетиями. Формально решения принимает Политбюро. Но известно, что в китайской элите есть неофициальные группировки, или кланы, между которыми идет скрытая борьба.

На что она влияет? И почему о войне кланов мало что известно за пределами Китая?

Внутренняя политика в КНР — очень закрытая. СМИ, в том числе западные, в публикациях о Китае руководствуются неофициальной информацией и мнениями экспертов. Более-менее достоверно известно, что главные решения всегда принимают постоянные члены Политбюро. Сейчас их девять человек. Именно они пять лет назад назвали преемником, то есть следующим генсеком ЦК КПК, Си Цзиньпина.

В коммунистическом Китае никогда не бывало, чтобы выбранного партийными лидерами кандидата не утвердили. Так что специалисты уверены, что и у Си Цзиньпина проблем не будет — даже несмотря на внутрипартийные разногласия. Они действительно существуют и отражают борьбу кланов.

Еще одним кланом некоторые эксперты называют силовиков — представителей нового поколения генералитета, которое после съезда КПК возглавит Народно-освободительную армию Китая и внутренние войска. Хотя силовики формально подчинены гражданским лидерам партии, в последние годы военные играют все более заметную роль в выработке курса страны.

Бо Силай — сын одного из так называемых неприкасаемых, или бессмертных лидеров КПК. Он считался будущим постоянным членом Политбюро. Карьера перспективного политика внезапно прервалась после серии скандалов минувшей весной, что, как считают эксперты, было далеко не случайным. Сам же Си Цзиньпин, по неофициальной информации, также принадлежит к так называемому клану принцев, то есть детей прежних китайских лидеров. По некоторым данным, своим продвижением он обязан экс-председателю КНР Цзян Цзэминю.

Читайте также: