Институт омбудсмена в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

ОМБУДСМЕН (от шведского ombudsman - поверенный агент, представитель) - уполномоченный по правам человека, назначенный парламентом на основе закона в целях осуществления независимого контроля за исполнением конституционных обязательств государства о признании и соблюдении прав и основных свобод человека и их защиты.

Официальные названия должности в разных странах различаются. Например, в РФ и почти во всех странах СНГ Омбудсмен называется Уполномоченным по правам человека, в Испании - Защитником народа, во Франции - Медиатором, в Италии - Гражданским защитником, в Нидерландах - Национальным Омбудсменом. Впервые должность парламентского Омбудсмена (должностного лица парламента) учреждена риксдагом Швеции в 1809 году.

Омбудсмен - независимое должностное лицо, принципы и гарантии деятельности, компетенция и полномочия которого устанавливаются законом. Деятельность Омбудсмена - дополняет существующие в государстве средства защиты прав человека.

Омбудсмен назначается на должность парламентом на срок, установленный законом. Он не может совмещать свои полномочия с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской или научной), иметь частную практику, сохранять за собой иные государственные или общественные должности.

Омбудсмен осуществляет на всей территории государства независимый контроль за признанием и соблюдением прав человека в решениях и действиях государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, командования воинских частей и администрации мест принудительного содержания, а также при производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве. По жалобам обратившихся к нему заявителей Омбудсмен осуществляет государственную защиту их нарушенных прав. При проверке жалобы Омбудсмен вправе беспрепятственно посещать соответствующие государственные органы; запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения, документы, материалы и принятые ими нормативные правовые акты; получать объяснения от должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; проверять деятельность соответствующих органов и служб; знакомиться с уголовными и гражданскими делами и делами об административных правонарушениях; поручать компетентным государственным органам и научным учреждениям проведение экспертных и аналитических исследований. Омбудсмен в зависимости от затрагиваемых вопросов вправе вносить главе государства или правительству предложения о заключении, денонсации или приостановлении действия международных договоров. Он же руководит национальным органом по правам человека.

По окончании календарного года Омбудсмен представляет главе государства, парламенту, правительству, высшим органам судебной власти и прокуратуре доклад (по законодательству некоторых стран - государственный доклад) о своей деятельности и положении в стране с соблюдением прав человека. По отдельным вопросам нарушений прав человека Омбудсмен представляет парламенту, правительству, органам исполнительной власти и прокуратуре специальные доклады. Доклады Омбудсмена подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации.

Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году одобрила Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. В этом документе определены полномочия и функции таких учреждений.

В соответствии с Договором, учреждающим Европейское сообщество, Европейский парламент назначает Омбудсмена, наделённого полномочиями принимать жалобы, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов Сообщества, за исключением Суда. Решением от 9.3.1994 года Европейский парламент определил правила и общие условия, регулирующие осуществление обязанностей омбудсмена.

В некоторых странах (Канада, Норвегия, США и другие) действуют специализированные Омбудсмены (по вопросам информации, защиты окружающей среды, по правам национальных меньшинств, по обеспечению равенства полов и так далее). При Президенте РФ учреждены уполномоченные по правам ребёнка, по защите прав предпринимателей и по другим вопросам.


Согласно изменениям, омбудсмен может оказывать гражданам РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции, а также создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в регионах.

Документом также установлены дополнительные требования к занимающим эту должность. В частности, омбудсмен не может иметь иностранное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.

Институт омбудсмена в России


Впервые должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нормативно установлена в статье 103 Конституции РФ. В 1994 году Государственная Дума назначила на эту должность Сергея Ковалева. 22 марта 1998 года по 13 февраля 2004 года эту должность занимал Олег Миронов, с 13 февраля 2004 года— Владимир Лукин, с 18 марта 2014 года — Элла Памфилова.

Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

— восстановление нарушенных прав;
— совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитие международного сотрудничества в области прав человека;
— правовое просвещение граждан.

Какие полномочия у омбудсмена в России?

Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Кто может обратиться к омбудсмену?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

Когда и где возникла должность омбудсмена?

Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.


Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

Миронов О.О.

Другая важная задача уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

Лукин В.П.

Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.


Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Татьяна Москалькова — доктор юридических и философских наук, профессор, ​заслуженный юрист РФ, МВД в отставке. С декабря 2007 года по апрель 2016 года являлась депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором межпарламентских связей.

Омбудсмен (швед. ombudsman - представитель чьих‑либо интересов) - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры осуществляет контроль и ведет расследование с позиций не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе.

В России должность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) учреждена Конституцией РФ 1993 года. 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Должность уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

По окончании календарного года уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, правительство России, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральному прокурору РФ, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

Назначение и освобождение от должности уполномоченного относится к ведению Государственной Думы.

В соответствии с законодательством, может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Учреждение института уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время омбудсмены работают в 48 субъектах РФ.

С 13 февраля 2004 года уполномоченным по правам человека в РФ является Владимир Лукин.

Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин.

Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин.

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была введена указом главы государства от 1 сентября 2009 года "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".

В соответствии с этим документом уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ.

Основная задача института уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка - улучшение положения детей в РФ, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних.

Особое внимание уполномоченным по правам ребенка уделяется совершенствованию международно‑правовых механизмов защиты прав детей, рожденных в смешанных браках, детей, усыновляемых иностранными гражданами, а также детей - жертв торговли людьми, сексуальной эксплуатации и других преступлений, имеющих транснациональный характер, в том числе связанных с изготовлением и распространением детской порнографии в сети Интернет.

Обеспечение деятельности уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты РФ.

Должность уполномоченного по правам ребенка учреждена в 23 субъектах РФ.

Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка с 30 декабря 2009 года является Павел Астахов.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов

В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".
18 декабря 2012 года Госдума в первом чтении одобрила законопроект.

Предполагается, что основными задачами уполномоченного будут защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществление контроля за соблюдением их прав и законных интересов органами государственной власти и органами местного самоуправления, участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности и защиты прав субъектов предпринимательства.

Уполномоченный будет рассматривать жалобы предпринимателей; участвовать в рассмотрении дел арбитражными судами, а также в уголовном судопроизводстве; в случаях, предусмотренных федеральными законами, без специального разрешения сможет посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; выносить предписания по приостановлению ненормативных актов органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Для участия в их деятельности будут привлекаться представители предпринимательского сообщества, общественных организаций, а также представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законопроект предусматривает возможность создания подобных постов в регионах.

Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей с 22 июня 2012 года является Борис Титов.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов

24-27 декабря 2012 года состоялись выборы уполномоченного по правам студентов в РФ. Они проводились по инициативе Всероссийского студенческого форума, при поддержке министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Основной целью деятельности Уполномоченного по правам студентов будет представительство и защита прав студентов, а также выстраивание конструктивного диалога между студенчеством и государственной властью. Для реализации этих целей Уполномоченный получит возможность непосредственно обращаться к руководству министерства образования и науки РФ, в структурные подразделения министерства.

Уполномоченный будет доводить позицию ведомства до студенческой аудитории, заниматься правовым просвещением студентов, вести мониторинг конфликтных ситуаций в студенческой среде, а также регулярно представлять информацию о своей деятельности и итогах мониторинга на заседаниях Совета по делам молодежи при Минобрнауки России, коллегии Минобрнауки.

Победителем голосования за уполномоченного по правам студентов стал председатель Общероссийской общественной организации "Российский студенческий союз" Артем Хромов.

Уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов

Уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов

29 марта 2013 года президент РФ Владимир Путин на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове‑на‑Дону заявил, что готов рассмотреть идею учреждения в России института уполномоченного по правам инвалидов.

Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин.

Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов

Читайте также: