Новые религиозные движения в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Справочник включает информацию о религиозных объединениях России, относимых экспертами государственных органов и общественных организаций в разряд деструктивных религиозных организаций, а также об оккультных и языческих группах, действующих на территории нашей страны, в том числе опасных для личности и общества, и некоторых других. Представлены данные о более чем 80 организациях. Информация, публикуемая в справочнике, основана на материалах религиозной и светской печати, аналитических исследованиях культовых авторитетных литературных источников описываемых религиозных объединений, анализе бесед с адептами этих религиозных объединений. Справочник создан в помощь православному миссионеру, а также рассчитан на сотрудников государственных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций и всех интересующихся религиозной ситуацией в России.

Введение

Согласно Толковому словарю В.Даля, секта – братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь 9 . По словарю русского языка С.И.Ожегова, культ – это: 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды. 2. Преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание. По словарю иностранных слов под редакцией А.Г.Спиркина, культ (от латинского cultus почитание) – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы.

Культ – те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

Секта – организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

· Письмо Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 18–23 февраля 1997 г.) Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу, Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

· Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. 20 ;

· Обращение участников Пятых Международных Рождественских Образовательных Чтений к Верховному Суду Российской Федерации, Конституционному суду и палатам Федерального Собрания (январь 1997 г.) 21 ;

· документы семинара ОВСЕ о свободе вероисповеданий, состоявшегося 16–19 апреля 1996 г. в Варшаве, в частности текст выступления немецкой делегации 24 ;

· текст официального выступления министра ФРГ (Министерство по делам семьи, стариков, женщин и детей) Клаудии Нольте 25 ;

· текст выступления министра юстиции Франции Жака Тубона на дебатах по проблемам сект в Национальном собрании 26 .

· целый ряд других авторитетных документов.

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

· Заявление для прессы Постоянной конференции Федерального и земельного министров внутренних дел Германии N 19/94 от 6 мая 1994 г. 39 :

· Выступление немецкой делегации на семинаре ОБСЕ о свободе вероисповеданий (16–19 апреля 1996 г., Варшава) 40 ; выступление министра юстиции Франции Жака Тубона на дебатах по проблемам сект в Национальном собрании 41 ; официальное выступление Федерального министра ФРГ (Министерство по делам семьи, стариков, женщин и детей) Клаудии Нольте 42 ;

· Отчет о работе группы специалистов по исследованию деятельности В.Столбуна в Ступинской экстерной школе-интернате по поручению Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (Отчет подписан президентом НАДПП А.А.Северным, научным сотрудником МНИИ психиатрии МЗ РФ Г.З.Батыгиной, дефектологом Комплекса социальной помощи детям и подросткам В.М.Самойловой, февраль 1994 г.):

· Целый ряд решений судебных органов и официальных выступлений государственных чиновников различных стран.

В других странах Европы законодательство также отдает предпочтение одной или двум религиям (большей частью это католицизм и протестантство), исторически укоренившимся в этих странах. К новым религиозным движениям там отношение иное, нет никакого равенства с традиционными конфессиями 55 .

Информация, излагаемая в этой книге, получена на основе анализа научных исследований, посвященных данной проблеме, культовой литературы, публикаций в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, бесед с адептами деструктивных религиозных организаций и их родственниками. Информация о месторасположении центров получена в результате обработки данных ранее проведенных исследований.

Кураев А. Новый закон о свободе совести уже устарел // Миссионерское обозрение (Белгород).– 1996.– №8

Кураев А. Новый закон о свободе совести уже устарел // Миссионерское обозрение (Белгород).– 1996.– №8

Читайте также: