Кратко охарактеризуйте период античности история медицины

Обновлено: 06.07.2024

Античная медицина унаследовала и магические формы врачевания, и рациональные приемы, целебные средства народной медицины. Большое значение придавалось диете, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы, например, в случаях трудных родов - кесарево сечение и операции разрушения плода (эмбриотомия) и т. д. Важное место отводилось предупреждению болезней ("Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя"), из чего следовали многие предписания гигиенического характера, в том числе и о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и др.

На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в качестве самостоятельной профессии. Повсеместное развитие получила так называемая храмовая медицина: врачебные функции осуществляли жрецы (например, в Египте, Ассирии, Индии). Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакеи - покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Вот что гласит легенда.

У древних греков был бог врачевания Асклепий (позже римляне назвали его Эскулапом). У Асклепия было две дочери - Панакея и Гигиея. Обе владели даром целительства, во всем помогали отцу, но между собой постоянно спорили. Высокомерная Панакея считала себя всеисцеляющей и гордо заявляла, что она может найти и подарить людям одно лекарство от всех болезней сразу, а скромная Гигиея разумно удерживала сестру от столь многообещающих заявлений.
- Одного-единственного средства на все случаи жизни быть не может, - говорила она, - иначе зачем бы человеку были даны разум и способность к творчеству? Все создано для того, чтобы в любых, самых непредвиденных обстоятельствах человек смог бы спасти себя сам.
- Но если бы это было так, - возражала Панакея, - зачем бы человеку нужны были боги?!
- Боги всегда будут нужны человеку. Для него мы - Идеал Истины, Добра, Любви, Красоты, к чему постоянно стремится человек. Но он слаб, уязвим. Чтобы достигнуть всего этого, он нуждается в нашей помощи,- отвечала Гигиея.
- Нет-нет! - восклицала Панакея. - Боги уже и так много дали человеку. Он награжден Разумом, Воображением, Памятью, Волей, Чувствами, даже Сверхсознанием, то есть способностью к творчеству! Разве всегда человек плятит нам Благодарностью и Любовью?!
- Да, верно. Но это только потому, что человек не знает Законов Жизни. Мы должны научить его этим Законам, чтобы на Земле не произошло катастрофы.
- Ну, нет уж! Ни за что на свете я не доверю свои силы людям!
Как только ни убеждала Гигиея сестру, Панакея не хотела ее слушать. Так и разошлись дочери бога врачевания Асклепия по разным дорогам: Панакея лечила людей различными ядами - порошками, микстурами, таблетками и искала одно-единственное средство от всех болезней. А Гигиея просвещала людей, проповедовала среди них Законы Жизни, преступать которые нельзя никому.

Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности великого древнегреческого врача Гиппократа (460-377 до н. э.), который превратил наблюдение у постели больного в собственно врачебный метод исследования, описал внешние признаки многих болезней, указал на значение образа жизни и роли окружающей среды, прежде всего климата, в происхождении заболеваний, а учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного. Его справедливо называют отцом медицины. Конечно, лечение в ту эпоху не имело научной основы, оно опиралось не на ясные физиологические представления о функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни (слизь, кровь, желтая и черная желчь), изменения которых якобы ведут к болезни.

Первая попытка установить взаимосвязь между строением и функциями человеческого тела принадлежит знаменитым александрийским врачам Герофилу и Эрасистрату (3 в. до н. э.), проводившим вскрытия трупов и опыты на животных.

Исключительно большое влияние на развитие медицины оказал римский врач Гален: он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, терапии, акушерству, гигиене, лекарствоведению, в каждую из этих медицинских отраслей внес много нового и попытался построить научную систему медицины.

image

Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.

Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.

image


Статуя Асклепия

Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

image


Статуя Гигейи

В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.

Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.

Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.

Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

image


Жертвоприношение Асклепию

Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

image


Ахилл, перевязывающий руку Патроклу

Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

image


Гиппократ

Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

image


Алкмеон Кротонский

Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.

Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.

Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.

Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.

Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.

Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.

Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.

Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.

В своих книгах он предлагает следующие рецепты:

При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.

Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.

По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.

Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.

Северное Причерноморье в прошлом было окраиной уникальной античной цивилизации, ставшей фундаментальной основой всей европейской культуры. В ходе Великой греческой колонизации здесь возникают многочисленные города-государства, крупнейшими из которых были Ольвия, Херсонес, Пантикапей (Керчь), Фанагория (ст. Сенная), Гермонасса (с. Тамань), Горгиппия (Анапа).

Античная медицина

Только на территории Таманского полуострова выявлено более 230 античных поселений, существовавших с конца VII века до н.э. по IV в н.э. Греки-колонисты принесли с собой традиции своих метрополий - в политической организации, экономическом укладе, общественной жизни, религиозных верованиях.

Древнегреческие мифы и поэтические сказания свидетельствуют о том, что медицину в античном обществе рассматривали как особое искусство сохранения здоровья и красоты, которому покровительствуют боги. Богиня мудрости Афина научила медицине Прометея, а он передал искусство врачевания людям. Бог солнечного света Аполлон мог насылать болезни и исцелять их. Но самым искусным целителем стал Асклепий - сын Аполлона, который научился врачеванию от своего отца и мудрого кентавра Хирона. Асклепий мог не только лечить больных, но и оживлять мертвых.
Великая греческая колонизация породила особый культ Аполлона Врача, который был покровителем первых колонистов, спасал их от опасностей и болезней. В честь Аполлона Врача сооружались храмы и святилища в колониях по берегам Понта Евксинского. Надписи на постаментах, происходящие из Пантикапея, Фанагории, Гермонассы, подтверждают, что Аполлона Врача почитали на Бое-поре, сооружая святилища, воздвигая в его честь статуи. В Горгиппии найден фрагмент донца чернолаковой тарелочки с процарапанной надписью (граффити), которая может быть интерпретирована как посвящение Аполлону Врачу. Посвятительные граффити Аполлону Врачу найдены и в других городах Северного Причерноморья.
Культ бога Асклепия утверждается в Афинах в V в. до н.э. Здесь в его честь сооружается величественный храм, а многочисленные статуи во многих храмах Греции, изображения на геммах свидетельствуют о всеобщем почитании Асклепия. Знаменитые врачи о. Кос считались потомками бога-целителя и назывались Асклепиадами. К их числу принадлежал и Гиппократ. Почитался Асклепий и в Северном Причерноморье - в Херсонесе, Ольвии, Пантикапее были сооружены храмы, посвященные богу-целителю, найдены посвятительные надписи и изображения Асклепия - на херсонесских монетах, в мраморной скульптуре, на резных камнях. Статуи представляют Асклепия зрелым мужем, похожим на Зевса, но с более мягким, человечным выражением лица. В одной руке его посох, вокруг которого обвивается змея, в другой - чаша. По преданию, Асклепий присел отдохнуть, увидел на своем посохе змею, испугался и убил ее. Но при-ползла другая змея и оживила убитую. С тех пор она стала спутницей Асклепия, в храмах ей приносили жертвенные дары, как символу постоянно обновляющейся жизненной силы и средству врачевания. Змея стала символом медицины.

Медицина древней Греции

В древнегреческой медицине болезнь изначально рассматривалась как божественное наказание и исцеление, буквально как дар богов. Однако к V веку до н. э. были предприняты попытки определить материальные причины болезней, а не духовные, и это привело к переходу от суеверия к научному исследованию, хотя в действительности оба этих подхода никогда не были полностью разделены. Таким образом, греческие врачи стали проявлять все больший интерес к самому организму и изучать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения.

Греческие взгляды на здоровье

Греческая медицина – это не единая совокупность знаний и практик, а скорее разнообразная совокупность методов и убеждений, которые зависели от таких общих факторов, как география и период времени, а также от более конкретных факторов, таких как местные традиции и пол и социальный класс пациента. Тем не менее, общие темы, проходящие через греческую медицинскую мысль, включали озабоченность положительными и отрицательными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может что-то сделать со своим недугом, в отличие от фаталистического и духовного мышления более ранних времен. Также у древних греков существовал уже широкий список различных врачебных рекомендация, например, что делать при изжоге, как вылечить ту или иную хворь.

Однако различие между духовным и физическим мирами часто размыто в греческой медицине, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления, но также и высококвалифицированным практикующим врачом. Пациенты в его различных святилищах (особенно в Эпидавре) призывали бога давать советы по исцелению во сне. Благодарные пациенты на месте часто оставляли памятники, раскрывающие некоторые проблемы, которые необходимо было лечить, например слепоту, червей, хромоту, укусы змеи и афазию.

бог Асклепий

Асклепий – бог медицины в древней Греции.

Было установлено, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод и травма, являются важными факторами здоровья людей и могут смягчать или усугублять симптомы болезней. Было также признано, что физическое состояние человека также может влиять на тяжесть или подверженность болезни. Также было стойким убеждение, что лучшее понимание причин симптомов болезни может помочь в борьбе с самой болезнью. С большим познанием в анатомии также пришло убеждение, что баланс различных жидкостей в теле человека может быть причиной того или иного заболевания. На основе подобных убеждений впоследствии формировалась народная медицина, скажем, те же народные средства от изжоги вполне возможно что идут корнями еще от древнегреческих представлений о балансе жидкостей в организме.

Греческие медицинские труды

Гиппократ

Труды Гиппократа касаются всевозможных медицинских тем, но могут быть сгруппированы по основным категориям: диагностика, биология и анатомия, лечение и общие рекомендации для врачей.

Другим важным источником наших знаний о древнегреческой медицине являются фрагментарные тексты из греческого корпуса натурфилософии, датируемые VI-V в. до н. э. Философы в целом, видя пользу хорошего здоровья для ума и души, часто были прямо или косвенно связаны с человеческим телом и медициной. Среди знаменитых греческих философов, имеющих отношение к медицине можно выделить Платона (того самого знаменитого ученика Сократа и учителя Аристотеля), Эмпедокла Акрагского, Филистимского Локри и Анаксагора.

Врачи и практики

Медицина древней Греции

Знаменитая клятва Гиппократа была на самом деле религиозным документом, гарантирующим, что врач действует в рамках общественных ценностей. Помимо этого практикующий врач клялся Аполлоном, Гигиеной и Панацеей уважать своего учителя, не навредить намеренно, никоим образом не оскорблять пациентов, не использовать нож и не нарушать конфиденциальность между пациентом и врачом.

В лечении часто использовались натуральные растения, такие как травы и корни, но также могли быть использованы различные амулеты и брелки. Хирургии, как правило, избегали, поскольку она считалась слишком рискованной, но могли быть выполнены незначительные операции, особенно в отношении солдат, раненых в бою.

Медицинские услуги во время войны

Раненые солдаты на самом деле были одним из лучших способов для античного врача расширить его знания о человеческом теле и его внутренней работе. Вероятно, также был меньший риск возникновения проблем в случае неудачного лечения, что могло случиться с частными пациентами. Помимо проблем со здоровьем, которые могли также затронуть гражданских лиц, таких как недоедание, обезвоживание, переохлаждение, лихорадка и брюшной тиф, врачам, которые лечили солдат, приходилось иметь дело с ранами, нанесенными мечами, копьями и стрелами. Врачи знали, как важно удалять инородные тела, такие как наконечники стрел, из раны и что необходимо правильно очищать рану (именно поэтому наконечники стрел стали делать заколотыми, чтобы их было труднее удалить и, следовательно, они были более смертоносными).

Медицина древней Греции

Греческие врачи знали, что важно предотвратить чрезмерную потерю крови как можно быстрее. Хирургия в древней Греции также могла включать использование опия в качестве анестезирующего средства, хотя применение анестетика в то время все-таки было редким.

После операции раны закрывали швами из льняной нити, а рану перевязывали льняными повязками или губками, иногда пропитанными водой, вином, маслом или уксусом. Листья также могли быть использованы для той же цели. Было также сформировано послеоперационное лечение – древние греки отлично знали важность правильной диеты и здорового питания.

Открытия и разработки

Греческая медицинская практика, разумеется, включала ошибки, возможно даже смертельные, но именно греческие врачи стоят в основе современной медицины в ее привычном виде.

Читайте также: