История становления скорой медицинской помощи в россии кратко

Обновлено: 18.04.2024

В театре в Вене 8 декабря 1881 года произошел пожар. Число жертв было просто огромным – около 500 человек. Многие люди травмы получили травмы после того, как выпрыгивали из окон. В эти годы в Вене уже было немало хороших клиник, но скорой помощи не существовало, как таковой. Хирург по имени Яромир Мунди, по случайности присутствовавший на месте той трагедии, был потрясен тем, насколько врачи беспомощны в подобных случаях. На другой день в Вене хирург создал общество по спасению на основе добровольной помощи. Тогда организовали команды, состоящие из пожарных и врачей, также появилась станция, на которой пострадавшим помогали в самых разных ситуациях. Уже за первый год эта станция смогла принять более двух тысяч больных.

Развитие скорой помощи в России

История скорой помощи

А основоположником развития в нашей стране подобной помощи стал боярин по имени Федор Михайлович Ртищев. Он ездил по полям, где происходили сражения, и брал в экипаж всех найденных раненых, которых возил в близлежащие города. Потом наступило мирное время, и Ртищев создал некоторое число домов, и в них людям помогали врачи. Эти заведения называли больницами Ртищева. Первым этапом в создании и развитии скорой помощи стал именно госпитальный этап. И вначале именно пожарные и полицейские доставляли людей в больницы.

В начале 19-го века Г.Л. Аттенгофер, который был тогда известным доктором, представил проект о том, чтобы в Петербурге было создано заведение, призванное оказывать помощь умирающим людям или тем, кто получили повреждения. Власти проект не одобряли. Только лишь в середине 19-го века Николай I одобрил создание учреждения, где помогали бы всем людям, без исключения. Потом развитие данного направления приостановили на несколько десятилетий. А медицина была в ужасном состоянии.

Но в середине девятнадцатого века появились самые разные предприятия, постоянно росло число построек, фабрик, заводов, появились в большом количестве на улицах машины. Это неизбежно привело к увеличению числа травм на дорогах улиц и на предприятиях. Возникла необходимость появления такой организации, которая бы оперативно помогала всем пострадавшим. Во многих странах такая забота легла на плечи сотрудников Красного креста и некоторых пожарных. Но требовалась организация самостоятельная, которая бы не зависела от других служб.

И надо отметить, что первая похожая станция открылась в городе Берлине, а потом в Варшаве. Тогда был 1897 год. Ну а потом многие города переняли такую практику, среди них были Киев, а также Рига, потом Одесса и другие крупные города. Затем в Петербурге и Москве тоже стали открывать похожие медицинские станции. После 1898 года в Москве начали ездить машины скорой помощи. И это стало большим прорывом в развитии всей медицины и оказании помощи. Надо подчеркнуть, что до этого момента люди часами ждали помощь, иногда в больницы их доставляли пожарные, а также извозчики.

История скорой помощи

При участках полиции тогда открылись станции скорой, а именно Сретенском, а также Сущевском, и каждая из них в своем распоряжении имела по одной машине. Дежурство осуществлялось штатными врачами полиции, а также внештатными врачами. Все вызова фиксировались в определенных журналах. Бригады дежурили с трех часов дня и заступали на смену на сутки. Тогда в квартиры вызовы не принимали вообще, машины скорой вызывалась исключительно на улицу и никак иначе. Тогда все поступившие вызова отмечались в определенных журналах. Сегодня недостатка в скорых нет и в столице, и в других городах нашей страны. К услугам пациентов и государственная служба скорой помощи, и частные скорые.

Работа скорой помощи

В начале XIX века в Российской империи в оказании скорой медицинской помощи (СМП) больным большую роль играли пожарные и полицейские. Пострадавших от несчастных случаев доставляли в приемные покои при полицейских домах.

В начале XIX века в Российской империи в оказании скорой медицинской помощи (СМП) больным большую роль играли пожарные и полицейские. Пострадавших от несчастных случаев доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал.

В 1844 году известный врач-гуманист Федор Гааз открыл в Москве "специализированную полицейскую больницу для бесприютных", которая впоследствии получила название "Гаазовской". Однако учреждение не имело своего транспорта и выездного персонала, и могла оказывать помощь только тем, кто сам мог дойти до больницы или был доставлен случайным попутным транспортом.

В 1897 году в Варшаве была открыта первая Станция скорой медицинской помощи. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига, Харьков.

28 апреля 1898 года в Москве при Сущевском и Сретенском полицейских участках были открыты две Станции скорой помощи. На каждой станции было по одной карете, оснащенной медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар.

Уже за первые два месяца работы станций было выполнено 82 вызова.

7 марта 1899 года в Санкт Петербурге, по инициативе выдающегося хирурга Николая Вельяминова, были открыты пять Станций скорой помощи.

В 1908 году в Москве хирург Петр Дьяконов предложил создать Добровольное общество скорой помощи, которое приобрело автомобиль и открыло станцию на Долгоруковской улице.

В 1912 году доктором Московского почтамта Владимиром Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи, которая легла в основу создания первого отечественного санитарного транспорта.

В 1919 году решением Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов в Москве была учреждена городская Станция скорой помощи (ныне — Станция скорой и неотложной помощи имени Пучкова) при Шереметевской больнице (ныне — Московский городской научно исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского). Приоритетом ее работы было признано оказание помощи при несчастных случаях на фабриках и заводах. Штат станции составил 15 человек и включал таких специалистов как хирурги, терапевты и хирурги гинекологи. На должность заведующего станцией был приглашен Владимир Поморцов. 15 октября 1919 года врачом Леонидом Овосаповым был принят первый вызов.

В этом же году в Петрограде (ныне — Санкт Петербург), на базе бывшего доходного дома и частной лечебницы доктора медицины Б.М. Кальмейера был открыт Центральный госпиталь скорой помощи (ныне — Научно исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе).

В 1921 году в Москве был создан новый тип лечебно эвакуационной службы для борьбы с эпидемией брюшного тифа. Первоначально это был отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе, затем был организован Центральный городской пункт перевозки больных (Центропункт), высылавший легковой транспорт к особо тяжелым больным.

В 1923 году произошло слияние городской Станции скорой помощи и Центропункта, руководителем образовавшейся в результате Московской станции скорой медицинской помощи стал доктор медицинских наук Александр Пучков.

В 1923 году с создания службы Скорой медицинской помощи при Верх Исетском металлургическом заводе в пригороде Екатеринбурга началась история создания службы на Урале.

В 1926 году при Московской станции скорой помощи впервые был организован дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях к больным выезжали врачи на мотоциклах с колясками, позднее на машинах.

В 1927 году в структуре СМП был создан еще один вид неотложной помощи — психиатрический. Со станции высылалась машина с врачом психиатром к больным, находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опасными для окружающих.

В 1956 году профессор Борис Кулешевский на XIV съезде терапевтов выдвинул идею создания специализированных бригад СМП, ставшую важным этапом в развитии отечественной системы скорой и неотложной помощи.

В 1957 году в Ленинграде на базе завода медицинской техники "Красногвардеец" была сконструирована специализированная машина-автобус — так называемая "Штурмовая машина", оснащенная всем необходимым для проведения реанимационных действий на месте происшествия или по пути в больницу.

В конце 1958 года в Ленинграде, в 1960 году в Свердловске (ныне — Екатеринбург), затем в Москве и Киеве были созданы специализированные кардиореанимационные бригады СМП для выезда к больным с инфарктом миокарда.

В 1960-х годах в Ленинграде и Москве, а позднее и в других крупных городах СССР появились педиатрические бригады, специализирующиеся на оказании неотложной помощи детям.

В 1962 году на базе Свердловской службы скорой помощи была создана первая неврологическая (инсультная) бригада СМП.

В 1967 году возникла специализированная гематологическая бригада для оказания помощи больным с острыми кровотечениями, вызванными нарушениями в свертывающей системе крови.

В 1969 году появились токсико-терминальные бригады скорой помощи, специализирующиеся на оказании помощи больным с острыми отравлениями.

С 1986 года начала принимать вызовы специализированная наркологическая бригада.

С 1 января 2005 года вступил в силу приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 года "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи", который определил базовые положения при оказании СМП. Помощь должна производиться круглосуточно и безвозмездно.

Подстанции скорой медицинской помощи должны были организовываться с расчетом 20 минутной транспортной доступности.

В 2005 году был проведен первый Всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи.

По состоянию на 2006 год СМП в России оказывали 3223 станции, в составе которых насчитывалось более 13 тысяч общепрофильных врачебных бригад, 5,7 тысяч специализированных бригад.

В 2006 году развитие и совершенствование СМП было включено в перечень основных направлений приоритетной национальной программы "Здоровье".

За период с 2006 по 2008 год в рамках реализации мероприятий программы удалось обновить каждую третью работающую на линии автомашину скорой помощи.

В 2008 году министерством здравоохранения РФ был дополнительно принят проект "Дорожная травма", направленный на развитие скорой медицинской помощи при ДТП, целью которого стало снижение к 2013 году смертности на дорогах в два раза.

Санитарные автомобили, поставляемые по проекту субъектам РФ, были разработаны на базе FIAT DUCATO. Такой автомобиль дает возможность врачу встать в полный рост для оказания помощи пациенту. Специально для транспортировки пострадавших со множественными переломами в комплект оборудования карет скорой помощи вошло универсальное фиксирующее устройство для конечностей и позвоночника.

В июне июле 2012 года Минздравом России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были заключены дополнительные соглашения о финансировании мероприятий по оснащению санитарного транспорта, станций и центров СМП аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Примечательно, что первые бригады скорой помощи передвигались на каретах. И сегодня многие по старой памяти называют автомобили скорой именно так. Да и состав бригады СМП практически не изменился.

Бригада скорой помощи

Болящие под надзором церкви и полиции

До конца XVIII века в России бесплатная медицинская помощь не оказывалась никому. Люди побогаче обращались к семейным врачам, те, кто был победнее, лечились народными методами. При церквях тогда имелись богадельни, там лечили всех обратившихся больных и увечных. Лечили там всех, независимо от положения в обществе и вероисповедания. А если в городах вспыхивали эпидемии, то роль, схожую со службой скорой помощи, исполняли полицейские.

Полицейские перекрывали районы, в которых бушевала заразная болезнь, убирали и хоронили тела. Позднее при некоторых участках полицейской службы стали организовывать приёмные покои. Туда доставляли пострадавших от различных несчастных случаев. Занимались этим сами полицейские или пожарные. А история именно скорой медицинской помощи в России начинается в 1898. Идея о необходимости такого сервиса для народа возникла после страшной Ходынской катастрофы в 1896 году.

Работа первых станций скорой помощи

В 1897 самая первая станция неотложной помощи открылась в Варшаве. А через год целых три пункта СМП организовали и в столице. Инициатором их появления был Николай Вельяминов — известный профессор медицины. Он придумал план и осуществил проект станций по оказанию медицинских услуг на дому для больных.

На любой медстанции имелись кареты скорой помощи, запряжённые лошадьми. К одной карете приписывалась своя бригада скорой помощи. Но команда эта была небольшой: в карете ездили санитар, а также фельдшер, изредка к ним присоединялся доктор. Причём доктора были полицейскими. Вместе с ними на станциях часто дежурили студенты медицинских университетов, выезжавших и на вызовы. Таким образом интерны учились оказывать первую медицинскую помощь.

Карета скорой помощи

Чаще всего кареты скорой помощи вызывали на улицу. Приезжающие медики осматривали больного и записывали его данные. После они регистрировали вызов и указывали, в какую больницу отвезли больного. Получается, что за прошедшие века порядок работы бригады скорой помощи практически не изменился. Первую машину, заменившую карету СМП, купили в 1908. А всего четыре года спустя был разработан специальный санитарный автомобиль для перевозки больных. Но после революции 1917 развитие российской скорой помощи немного застопорилось.

История российской службы скорой помощи после 1917 года

Пару лет после прихода к власти большевиков российская служба скорой помощи функционировала кое-как. Лишь в 1919 году в Ленинграде, Киеве, Одессе и столице России организовались новые подстанции СМП. А в 1926 началась история неотложной помощи больным. Именно тогда доктора с бригадой стали приезжать к людям, заболевшим дома. Им выписывались лекарства и план лечения, в больницы забирали в редких случаях. Почему? Потому что в то время врачи неотложки приезжали на вызов на мотоцикле. Существенные изменения в автопарке скорой помощи произошли лишь годы спустя после окончания Великой Отечественной.

В 1957 году в Ленинграде разработали и создали первую машину экстренной помощи. Работающая на нём бригада специализировалась на помощи людям в состоянии шока. Также были созданы медицинские бригады, специализирующиеся на болезнях сердца и неотложной помощи при инфаркте и инсульте. Кроме того, буквально за три-четыре года в столице организовали хорошие и квалифицированные педиатрические, психиатрические и неврологические бригады СМП.

Две кареты на всю Москву: с чего началась история скорой помощи

28 апреля — день рождения московской скорой помощи. 120 лет назад на городские улицы выехали за больными первые две медицинские повозки, запряженные лошадьми.

28 апреля 1898 года. С этого дня ведет свою историю московская служба скорой помощи. Тогда в городе появились две крытые повозки, запряженные лошадьми. Места внутри было мало: туда помещались одни носилки с пациентом. Медицинская бригада состояла из врача, фельдшера и санитара. И в 1898 году на весь город приходилось лишь шесть врачей скорой помощи.

Кареты Кузнецовой и санитарный автомобиль Поморцева

Первые кареты скорой помощи закупили в Париже на деньги купчихи Анны Кузнецовой. Москвичи их так и называли — кареты Кузнецовой. Повозки разместили при полицейских участках — Сущевском и Сретенском. Оно и неудивительно, ведь до этого роль скорой помощи выполняли стражи порядка. Пострадавшие в несчастных случаях сначала попадали в полицейские приемные покои, где им оказывали первую помощь. Теперь же при участках открыли две специализированные станции скорой помощи.

Уже за первые два месяца кареты Кузнецовой выехали на 82 вызова. А 13 июля 1898 состоялось боевое крещение. На Иерусалимском проезде обрушилась кирпичная стена. В результате пострадали девять человек. На вызов выехали обе кареты, всем пострадавшим была оказана помощь, пять из них были госпитализированы.

Больничная палата в Странноприимном доме. Автор П. Павлов. Начало XX века. Главархив

В 1899 году в Москве открыли еще три станции скорой помощи — при Лефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. Через год запустили еще одну станцию — при Пречистенском пожарном депо. Седьмая начала работать в 1902-м. Еще через год в Москве появилась карета, которая возила беременных женщин в родильный приют братьев Бахрушиных. В первые годы скорую помощь финансировали энтузиасты. Город начал выделять деньги на эту службу только в начале XX века.

В 1908 году студенты-медики создали Общество скорой помощи. Они поставили цель вывести медстанции из подчинения полиции. Но городские власти на это не соглашались, поэтому в 1912 году члены общества купили автомобиль и организовали Долгоруковскую станцию скорой помощи. Санитарную машину всем необходимым оборудовал доктор Владимир Поморцев. В 1913 году этот автомобиль получил награду на выставке в Санкт-Петербурге и был куплен Военным министерством.

Советский этап

После Октябрьской революции начался новый этап развития скорой помощи. Вопросом медицинского обслуживания новые власти занялись в 1919 году. Тогда Московский совет рабочих депутатов учредил городскую станцию скорой помощи. Сейчас она носит имя Александра Пучкова, который возглавил ее в 1923 году и занимал этот пост до самой смерти в 1952-м.

С его именем связан особый этап в истории отечественной медицины. В 1921 году он стал руководителем Центрального городского пункта перевозки больных сыпным тифом, а в январе 1923-го возглавил станцию скорой помощи при Шереметевской больнице.

Пучков разработал принципы работы скорой помощи, которые внедрялись по всей стране. В прошлом году отмечалось 130-летие со дня его рождения. К этой дате приурочили открытие музея скорой помощи. Самый крупный его экспонат — знаменитая карета Кузнецовой.

Экзаменационные оценки и фотография выпускника медицинского факультета Императорского Московского университета А.С. Пучкова. 1911 год. Главархив

С 1926 года в Москве к больным начали выезжать на дом. Сначала это делали на мотоциклах, а потом и на специальных автомобилях. Через год в столице появилась неотложная психиатрическая помощь: к проблемным пациентам отправляли психиатра.

В 30-х годах прошлого века в столице было пять подстанций скорой помощи. Шестую открыли в 1940 году. Тогда же станция скорой медицинской помощи перешла в непосредственное подчинение Мосгорздравотдела.

В 1960-х в службе скорой помощи создаются специализированные бригады — противошоковая, токсикологическая, неврологическая, педиатрическая и бригада для оказания помощи при инфарктах миокарда. В это же время в городе было открыто еще шесть подстанций.

С 1970 по 1984 год станцию скорой помощи возглавлял Николай Каверин. При нем количество подстанций возросло до 40. Каверин объединил московскую станцию скорой помощи с районными пунктами неотложной помощи, реорганизовал работу оперативного отдела, создал множество вспомогательных служб, ввел должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Итог его деятельности — к 1984 году столичная станция скорой помощи превратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений СССР.

Самая быстрая в Европе

Сейчас московская скорая помощь — это 1020 бригад, более двух тысяч врачей и свыше 7,5 тысячи фельдшеров. В составе станции скорой медицинской помощи находится 58 подстанций и 107 мобильных постов, в том числе работающих на городских трассах.

Скорая помощь в Москве — одна из самых оперативных в мире и самая быстрая в Европе. В Лондоне в среднем скорая помощь доезжает до места, где произошло ДТП, за девять минут, тогда как московская скорая делает это в среднем за восемь минут. Доставка пациента от дома до больницы занимает примерно 50 минут, в Париже это происходит в среднем за 1,5 часа.






В ближайшие три года в Москве откроют новые подстанции скорой помощи в поселке Северном, Троицке и Котлякове и начнут строить еще шесть подстанций в Щербинке, Московском, Киевском и Коммунарке. Также идут работы по строительству нового здания для подстанции № 17 на улице Летчика Бабушкина и подстанции № 3 на улице Ленинская Слобода.

Читайте также: