Судьба зарубежных архитекторов приглашенных в россию в 18 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Буду спорить!
Думаю, все эти архитекторы - они, прежде всего, люди Искусства! Принадлежащие к особой касте - служители Муз! И коль им предоставилась счастливая возможность воплотить в жизнь свои идеи, они с удовольствием этим воспользовались. - А если воплотили свои идеи эти прекрасные архитекторы именно в России, значит, они граждане России! Служители Искусства России!
За что им огромнейшая благодарность!

И вам большущее спасибо за интереснейший пост!
Просто обожаю Растрелли! Барокко - взрыв красоты!)

Итальянские постренессансные архитекторы строили во всех странах Европы и выступали учителями местных зодчих.
Полагаю, что иностранцы в любой стране стимулируются хорошими заработками и толковыми заказчиками, минимально ограничивающими их замыслы. Россия в этом смысле была среди лидеров.
У архитектурного побратима Спб в США Вашингтоне было средств меньше и заказчики примитивней. Поэтому хоть проектировали оба города французы по одинаковому плану с ампирно-классическими зданиями, которые в Вашингтоне строились американскими архитекторами-учениками европейцев, а в Спб сами европейцами результат в Вашингтоне получился слабее.
Тем не менее Вашингтон нравится иностранцам(китайцам,японцам,индусам. ) больше небоскребных гигантов, посколько, полагаю, собственные небоскреы успели последним уже надоесть.

В период с середины XV до конца XVIII века (а то и до середины XIX - го) превосходство итальянских архитекторов было неоспоримым. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно хотя однажды побывать в Италии.
То, что на Руси, а потом в России прибегали к услугам именно итальянцев-фрязинов, свидетельствует прежде всего о хорошем вкусе русских монархов. Ну и, разумеется, сказалось влияние Софьи Палеолог, с которой и пошла традиция искать зодчих именно в Италии.

Что же касается небоскребов, они перестали меня интересовать вскоре после того, как в Москве появился собственный Сити.

Не поленитесь, пройдитесь по всем этим фамилиям в Википедии -не русскоязычной - а по месту их рождения или происхождения. Или в других источниках (не русскоязычных) почитайте их биографии.

Profile

Latest Month

Page Summary

Categories

Comments

Просто удивительно, насколько современной эта песня стала с 24 февраля 2022 г!
" теплый ветер дует, развезло дороги, и на Южном фронте оттепель опять" - да, сейчас у нас, на Юго-Востоке Украины…

Спасибо Вам за такую интересную статью. Словно глоток чистой правды выпил. Горечь вперемешку с гордостью. Горечь за то, что русский солдат часто брошен своим командованием или на произвол судьбы или…

Вывести из войны было бы неплохо, но маловероятно. Только в случае внутреннего коллапса.

План-максимум был занятие Финляндии, Питера, Тулы и Донбасса - что лишило бы Россию большей части военной и…

Встречал мнение что задача немцев на 1915 год была отодвинуть фронт от земель Рейха и не более,разгромить полностью РИА и вывести из войны РИ,ни кто не предполагал.

Как раз весной 1915 развивая успехи Саракамыша русские конкретно продвинулись в турецкой Армении, а уже летом турки уверенно теснили русских после победы у Манцикерта.


05.03.2018 , Прошлое • 6879


На карте читаются: Италия, Македония (относимая Мавро Орбини, т.е. Маваром Орбиным к славянским странам) , Албания, Расия, Болгария, Кроация, Унгария (Венгрия), населенные в его время славянами. Да что там 15-й (Фра Мауро) или 16-й (Мавро Орбини) века, еще в 19-м веке помнили об иллирийцах, проживающих на территории современной Греции и этрусках – на территории современной Италии. , у которых, по информации из европейских источников, римляне и переняли инженерное и строительное искусство.

Иностранные архитекторы 11-14 веков

Первое упоминание об иностранных архитекторах относится к 11 веку. Считается, что храм Св. Софии в Киеве построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками:



Итальянский архитектор Аристотель Фиоравенти, 15 век

Но так как фамилии этих зодчих не сохранились, то и проверить сейчас это трудно. Начиная с 15-го века, появляются фамилии:

Похоже, что Аристотель Фиоравенти (1415-1486гг) действительно был известен у себя на родине до прибытия в Россию, правда, не как архитектор, а более как инженер. Он смог переместить 25-х метровую башню, с 5-и метровым фундаментом, весом около 400 тонн, более чем на 13 метров в сторону. Об этом имеется информация на русском и итальянском языках. В возрасте 60 лет он прибыл в Россию и прожил там еще 20 лет. Принимал участие в строительстве успенского собора в Москве, и вообще в переустройстве и строительстве Кремля, и возможно даже устройства хранилища для библиотеки Ивана Грозного.


Иностранные архитекторы Фрязины, 15-16 века


В Италии об Алевизе Фрязине Старом ничего неизвестно, кроме того, что он был активным итальянским архитектором в эпоху Возрождения в Русском государстве. В остальных европейских странах – аналогично. Тоже самое касается и Алевиза Фрязина Нового.


Об Антоне Фрязине тоже ничего неизвестно, кроме того, что он работал в России. Итальянский и французский источники сообщают о нем, ссылаясь на русскоязычный источник - Земцов С. М. Зодчие Москвы, М., Московский рабочий,‎ 1981, 44—46 p. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века:

«Антонио Фрязин (Antonio Frjazin), возможное итальянское имя Антонио Гиларди или Гисларди был итальянским архитектором и дипломатом, который работал в России с 1469 по 1488 год.


Петр Антонин Фрязин был известен в Италии не только по русскоязычным источникам. Известно годы его жизни и другие подробности его биографии:

Т.е. он в Италии был скульптором. И участвовал в реконструкции, но сам ничего не создавал, в смысле с нуля. В Кремле ему приписывают строительство 6и башен: Боровицкой, Константино-Еленинской, Спасской, Никольской, Сенатской и Угловой Арсенальной.


Информация этого итальянского источника – опять же перевод русскоязычного источника. Здесь имеется в виду вот эта запись в летописи:



Отступление: Голландские печи


Это открытый очаг, по сути, камин, с прямым дымоходом. Позже появились варочные печи, приставленные к каминам:


«А ведь в старину печей иначе и не делывали как с широкими отступками, и делали ихъ у насъ Голландцы. Оттого комнатныя печи наши и названы голландскими. Должно быть Голландцы-то хорошо работали: и отступки делали и печи ихъ стаивали летъ по 40 и по 50. Всякому мастерству люди учатся одинъ у другаго и наши старинные печники верно учились у Голландцевъ, а детки ихъ, какъ начали работать все хуже да хуже, то и дошли до того безобразия, которое мы теперь видимъ. Въ наше время мальчики, помогающее мастерамъ, учатся ведь печной работе, и чему же они научатся? Разумеется, тому же чему научились и теперешние наши мастера, которые также были мальчиками и также смотрели на работу старшихъ. Такъ перенимаемъ мы все одинъ у другаго и печники, перенимая другъ у друга, дошли наконецъ до того, что самые лучше наши мастера не только не делывали сами, но даже и не видывали, чтобъ кто-нибудь другой делалъ хорошо самыя обыкновенныя печи.

Или климат был настолько другой, что в Европе было холодней, чем в России? Или обогревали помещения другим способом? В 19-м веке даже не было принято делать тамбуров в богатых домах и общественных зданиях, их пристраивали позже, уже в 20-м веке. Хотя еще раньше в домах были сени:

Т.е. получается, что сначала строили тамбуры, потом перестали, а потом опять начали? В Европе сейчас тоже дома строят с тамбурами. Хотя процесс отопления значительно облегчился по сравнению c предыдущими веками. А средняя температура января, например, в Нидерландах остается плюсовой.

Иностранные архитекторы Санкт-Петербурга

Доменико Трезини

Возвращаемся к нашим иностранным архитекторам. Первым архитектором, творившим в Санкт-Петербурге, был Доменико Трезини, или другими словами Андрей Якимович Трезин (1670-1734), архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. В Италии этот архитектор не известен. Информация итальянской Википедии о нем умещается в три строчки: что он был швейцарским архитектором и градостроителем. Обучался в Риме, затем был вызван Петром 1 в Санкт-Петербург в 1703г. для разработки общего плана новой столицы Российской империи. Швейцарская Википедия о нем не сообщает вообще ничего. Немецкая Википедия сообщает, что он, вероятно, учился в Риме. И далее, о том, что Петр 1 пригласил его в Санкт-Петербург. О трудовой деятельности до иммиграции в Россию – ни слова. Английская Википидея тоже сообщает, что он, вероятно, учился в Риме. И впоследствии, когда он работал в Дании, то был предложен Петру I, среди других архитекторов, проектировать здания в новой российской столице, Санкт-Петербурге. Кем он работал в Дании и что там проектировал – ни слова. Датская Википедия вообще такого человека не упоминает.


Бартоломео Франческо Растрелли

Все вроде ясно и понятно с архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771гг.). Кроме одного нюанса. Считается, что он в возрасте 15 лет приехал в Россию из Италии вместе со своим отцом, скульптором, которого пригласил Петр 1. Но его отец, которого, кстати, тоже звали Бартоломео Растрелли, не был известнее у себя на родине. Итальянские источники о нем ничего не сообщают. О нем сообщает английская Википедия, ссылаясь на русскоязычные источники:

«В России Растрелли первоначально работал главным образом как архитектор. Участвовал в планировании Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне. Он также предложил свой дизайн здания Сената, изготовил модели гидравлических машин и фонтанов и преподавал в Академии наук. Однако вскоре он начал испытывать сильное соперничество с Жаном-Батистом Ле Блондом, архитектором, который также переехал в Россию в 1716 году, и сосредоточился на скульптуре. Его первой важной работой был бюст Александра Меньшикова, который он завершил к концу 1716 года.

Так же он изготовил восковую фигуру Петра1, которая экспонируется сейчас в Эрмитаже. Но отсутствие информации о нем в других источниках, за исключением русскоязычных, ставит под сомнение его итальянское происхождение. И, соответственно, его сына тоже. Статью о Бартоломео Растрелли (сыне) для Британской энциклопедии написал Андрей Сарабянов (опять же русский, судя по фамилии). Он указал местом рождения Растрелли Париж, в то время как итальянский источник указывает Флоренцию. О трудовой деятельности Растрелли:

«Он разработал легко узнаваемый стиль, который можно рассматривать как выражение позднего европейского барокко, которое было течением русского барокко под названием Елизаветинское барокко от имени царицы Елизаветы I. Его наиболее важные работы, Зимний дворец в Санкт-Петербурге и Екатерининский дворец в Царском Селе, славятся экстравагантностью роскоши и богатством украшений. В 1730 году Растрелли был избран главным придворным архитектором.

  • Дворец Анненгоф в Лефортово, Москва, 1730 (снесен в 19 веке)
  • Первый Зимний Дворец в Санкт-Петербурге, 1733 (позже снесен)
  • Рундальский дворец для Эрнста Бирона, 1736
  • Митавский дворец в Елгаве, Курляндия, снова для Бирона, 1738
  • Летний дворец в Санкт-Петербурге, 1741 (снесен в 1797 году)
  • Расширение и реконструкция дворца Великого Петергофа, 1747
  • Церковь Андрея Первозванного в Киеве, 1749
  • Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге, 1749
  • Екатерининский дворец в Царском Селе, 1752
  • Мариинский дворец в Киеве, 1752 (ныне торжественная резиденция Президента Украины)
  • Строгановский дворец в Санкт-Петербурге, 1753
  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1753


Жан-Батист Александр Леблон

«Королевский архитектор, он построил несколько особняков в Париже, в том числе отель де Клермон на улице де Варенн и отель де Вандом, rue d'Enfer (теперь бульвар Сен-Мишель), разработал планы и начал строительство архиепископского дворца Аух для архиепископа Августина Моупе, с которым он работал в садах епископства Кастре.


Карл Иванович Росси

Действительно реальным архитектором, жившим и творившим в Санкт-Петербурге (даже могила его сохранилась) был Карл Иванович Росси. Правда, имеется одно большое НО: мать его была русской, его отец неизвестен. Известно только, что в возрасте 12-и лет он приехал со своей матерью в Россию. И далее там жил, учился и работал. Итальянская Википедия сообщает о нем пару строк, основываясь на русскоязычных источниках:


  • Деревянный театр (1806, Москва, Арбатская площадь), сгорел в 1812 году[3]
  • Екатерининская церковь в Кремле (1808)
  • Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
  • Реконструкция Аничкова дворца (1816)
  • Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815—1822)
  • Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818)
  • Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
  • Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829)
  • Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
  • Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) (1827—1832)
  • Колокольня Юрьева монастыря (1841)

Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара

Действительно итальянским архитектором можно считать Джакомо Кваренги (1744г, Бергамо – 1817г., Санкт-Петербург), так как он не только родился в Италии, но и жил там, учился и работал какое-то время до поездки в Россию, правда, не архитектором, а художником, единственным его архитектурным объектом итальянский источник упоминает перестройку церкви Св. Схоластика в Сабиако.


Кваренги получил художественное образование и занимался живописью, а потом заинтересовался архитектурой, изучал ее по книгам, общаясь с художниками и архитекторами в Риме, далее он путешествовал по Италии, изучая архитектуру уже в живую.


Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены. 1806г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель

Правда, здесь говорится, что приглашал его не барон фон Гримм, а барон фон Райффенштейн, если это имеет большое значение? Зато тут хоть понятно, по каким критериям его выбрали – по результатам конкурса. Хотя кроме участия в этом конкурсе более никакой информации. Единственное упоминание в русскоязычном источнике:

Огюст Монферран

Пожалуй, одним из самых знаменитых иностранных архитекторов в России является Огюст Рикард де Монферран (Париже,1786 г. - 1858 года Санкт-Петербург). Он считается французским архитектором, НО, вот, что пишет о нем французский источник:

«Когда военные действия закончились, о новом строительстве в побежденной Франции не могло быть и речи. Монферран работал над несколькими незначительными заданиями, проводит три года, выполняя базовые чертежи и ища возможности за рубежом. В 1815 году он получил аудиенцию с русским царем Александром I и представил ему альбом своих произведений.

Если Морферран действительно встречался с Александром 1 в 1814 или даже в 1815 году, и тому понравились его рисунки, почему тогда он поехал в Россию лишь в 1816 году, причем с рекомендательным письмом и утроился в России рисовальщиком? Но, несмотря на то, что он был даже не главным рисовальщиком, ему приписывают авторство таких объектов:


Опять альбом, и опять из 24 рисунков, которые Морферран рисовал в 1814, потом в 1815, и затем в 1816 годах. Или, возможно, это был один и тот же альбом?

Это, конечно, далеко не полный список иностранных архитекторов, работавших в России, но общая картина, касающаяся их происхождения или их профессионального соответствия, я думаю, ясна.

Изх истории Руси мы знаем, что красивейшие архитектурные строения, которые по сей день являются достопримечательностями строили известные архитекторы иностранцы. Предлагаю вспомнить итальянских зодчих, которые увековечили память о себе в красивейших сооружениях.

1466745249_1 (700x439, 141Kb)


;

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня – старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов – строителей России.


1. Антон Фрязин


Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

1466745579_2 (700x465, 56Kb)

Достижения

В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля – Тайницкая м Водозводная.


2. Ридольфо Аристотель Фиораванти

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.


3. Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.


1466747180_5 (320x427, 18Kb)

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.


4. Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

1466747251_6 (600x482, 132Kb)

Достижения

По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

5. Антонио Ринальди

1466747305_7 (699x466, 100Kb)


Строительство Большого Гатчинского дворца


6. Джакомо Антонио Доменико Кваренги

Строительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.


7. Карл Иванович Росси

1466747769_9 (500x212, 62Kb)

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.

Достижения

Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: