Кант об истине кратко

Обновлено: 07.07.2024

Каждый день мы потребляем вал информации. Часто она изменена в определенных интересах. Разве не здорово иметь инструмент определения истины? Такой инструмент нам предлагает И. Кант.

Что такое измененное "не чистое" знание.

Любое изменение информации человеком порождает информацию с частичкой восприятия этого человека. А его восприятие - это комплекс опыта, который он приобрёл за свою жизнь. Получается небольшое искажение.

Событие от его факта свершения до публикации в СМИ проходит минимум трех человек (журналист и несколько редакторов). Искажения в итоге могут быть довольно сильные.

Каковы же признаки чистого знания?

Иммануил Кант предлагает нам такие критерии:

1. Суждение должно обладать всеобщностью. 2. Суждение должно обладать свойством необходимости. 3. Суждение должно быть очищено от того, что не влияет на истину суждения.

Философ приводит пример: любое тело (всеобщность) находится в пространстве. Это суждение всеобщее, оно необходимо (телам необходимо находиться в пространстве), оно не имеет лишнего.

Впрочем, следуя методике Канта, мы можем сказать, что тело - это выделенная форма материи, а потому это свойство и более чистое суждение будет: материя находится в пространстве.

Кант, сам того не осознавая, демонстрирует нам, что чистота суждения зависит от опыта человека. Поэтому абсолютно "чистого" суждения и "не чистого" (априорного и эмпирического) не существует, но имеется возможность приблизиться к одной из этих противоположностей.

Попробуем применить признаки чистого знания на следующем суждении:

Государство мягко избавляется от части расходов на медицину, создавая условия для развития частных клиник, перенося таким образом затраты по ее содержанию (медицины) на платежеспособное население.

Применение признаков.

Чтобы перенести расходы, необходимо создать условия (по-другому перенести расходы не получится). Внутри государства этот процесс имеет всеобщий принцип (везде, где существует платежеспособное население, имеющее возможность платить за медицину, появление частной клиники - вопрос времени).

Возможно немного очистить суждение до следующего:

Государство избавляется от части расходов на здравоохранение, создавая условия для переноса части затрат на платежеспособное население.

Таким образом, возможно проверять и очищать любую информацию.

Статья третья из цикла по труду Иммануила Канта "Принцип чистого разума".

Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель.

Основные работы Канта

В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение.

В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.

Теория познания Канта

Аналитические и синтетические суждения. Синтетическое априори. Кант хорошо знал традиционную логику, в которой структурной единицей мысли всегда считалось суждение (логическая форма, выражаемая в языке повествовательным предложением). Каждое суждение имеет свой субъект (предмет мысли) и предикат (то, что говорится в данном суждении об его субъекте). При этом отношение субъекта к предикату может быть двояким. В одних случаях содержание предиката подразумевается в содержании субъекта; и предикат суждения не добавляет нам никакого нового знания о субъекте, а лишь выполняет поясняющую функцию. Такие суждения Кант называет аналитическими, например, суждение, что все тела протяженны. В других случаях содержание предиката обогащает знание субъекта, а предикат выполняет в суждении расширяющую функцию. Такие суждения Кант называет синтетическими, например, суждение, что все тела имеют тяжесть.

Учение Канта об антиномиях

Понятие рассудка и разума в философии Канта

Этика Канта

Смысл кантовской философии состоит в том, что Кант ищет четкие аргументы для обоснования научного знания, философии, построения разумной жизни человека. Самой сложной эта задача представляется при разработке этического учения, так как сфера нравственности, человеческого поведения содержит множество проявлений субъективизма. Тем не менее, с целью упорядочивания проблемы сознания Кант предпринимает гениальную попытку сформулировать нравственный закон, который имел бы объективный характер. Проблему разумности человеческой жизни он делает предметом специального анализа – и это отражено в его этической концепции.

Сущность и специфика практического разума

Показывая различие между чистым, теоретическим разумом и практическим разумом, Кант настаивает на примате практического разума перед теоретическим, так как, по его мнению, знание только тогда имеет ценность, когда помогает человеку обрести крепкие нравственные основы. Тем самым он показывает, что человеческий разум способен не только к познанию, но и к моральному действию, тем самым, мораль поднимается до уровня действия.

Этические категории Канта

Кант считает, что нравственные понятия не выводятся из опыта, они априорны и заложены в разуме человека. В своей этической концепции он исследует важнейшие и сложнейшие категории морали: добрая воля, свобода, долг, совесть, счастье и другие.

Исходным понятием этики Канта является автономная добрая воля, которую он называет безусловным благом, а также ценностью, превосходящей всякую цену. Добрая воля – это предпосылка, основание, мотив теоретического и практического выбора человека в сфере нравственности. Это свободный выбор человека, источник человеческого достоинства, который отделяет его как личность от других существ вещного мира. Но такая свобода таит в себе и опасность: воля человека может быть подчинена не только разуму, но и чувствам, поэтому полной гарантии нравственности поступков быть не может. Формировать нравственность необходимо в процессе воспитания и самовоспитания человека, но поскольку предусмотреть все в жизни невозможно, то, по Канту, людям можно привить склонность и устремленность к добру.

Категорический императив как нравственный закон

В учении о нравственности Кант:

  • создал глубокую, интереснейшую этическую теорию на основе научного обобщения и уважения к моральному сознанию
  • обосновал тезис об автономии нравственности, которая самоценна сама для себя и является законом, а не выводится из внешних по отношению к ней принципов
  • предложил теоретическую основу для организации разумной жизни человека, сформулировав нравственный закон, обязательный для исполнения каждым разумным существом
  • обосновывал по-новому принцип самоценности каждой личности, которая ни при каких условиях не может быть средством для достижения каких бы то ни было целей
  • подчеркнул важность взаимосвязи нравственности и научного знания на основе единства практического и теоретического разума

Социально-политические взгляды

Взгляды Канта на общественно-исторический прогресс определяются тем, что необходимым условием его достижения является понимание противоречивого характера самого исторического процесса. Сущность этого противоречия заключается в том, что люди, с одной стороны, склонны жить в обществе, а с другой – в силу их не очень совершенной природы и недоброжелательства – стремятся оказывать друг другу противодействие, угрожающее обществу распадом. Согласно Канту, без этого антагонизма и связанных с ним страданий и бедствий не было бы возможно никакое развитие. Но движение в этом направлении, хотя и очень медленное и постепенное, все же будет продолжаться по мере совершенствования нравов человека.

В своих социально-политических взглядах Кант выступает как осторожный оптимист, считая, что общество через нравственное совершенствование людей неизбежно будет двигаться к своему идеальному состоянию – миру без войн и потрясений.

Все творчество Канта посвящено обоснованию того, как каждый человек, общество, мир могут стать лучше, разумнее и человечнее. Идея нравственности пронизывает все виды духовной деятельности человека: науку, философию, искусство, религию. Величайший оптимизм излучает уверенность Канта в том, что мир может стать тем лучше, чем более разумным и нравственным будет каждый человек на земле, независимо от рода его занятий.

Эстетика Канта

Кант выделяет следующие отличительные особенности суждения вкуса:

Такая точка зрения имеет смысл только в рамках анализа суждения вкуса, посредством которого Кант стремится выявить отличительные особенности суждения вкуса. В учении о возвышенном, идеале красоты, искусстве философ показывает связь суждения вкуса с другими сторонами отношения человека к миру.

Суждения об идеале красоты не могут быть чистыми суждениями вкуса. Нельзя мыслить идеал красивых цветов, красивой меблировки, красивого пейзажа. Только то, что имеет цель своего существования в самом себе, а именно, человек может быть идеалом красоты. Но такой идеал всегда связан с нравственными идеями.

Философия Канта, несомненно, оказала благотворное влияние на последующее развитие философии, в первую очередь – немецкой классической философии. Крайне плодотворной оказалась обнаруженная Кантом связь философии с современной наукой, стремление осознать формы и методы теоретического мышления в рамках логики и теории познания, исследовать познавательную роль философских категорий, раскрыть диалектическую противоречивость разума. Несомненной его заслугой является высокая оценка нравственного долга, взгляд на эстетику как раздел философии, снимающий противоречие между теоретическим и практическим разумом, указание путей изживания войн как средства решения конфликтов между государствами.

Главные интересы Канта лежали в собственно философской сфере. Когда для него выяснилась несостоятельность попытки заново построить разрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути создания философской системы. Ибо в философии он ценил прежде всего систематичность я сам был великим систематиком.

Теперь Кант размышляет над другим видом интуиции, который называет рефлективнойспособностью суждения. Речь идет об отыскании по данному частному некоего неформального общего, не об абстрагировании общих признаков, – это дело рассудка. Если перед нами зеленый лист, то рассудок, сопоставляя его с другими листьями и рассматривая через призму категории всеобщности, с помощью продуктивного воображения вырабатывает понятие листа вообще. Применяя рефлективную способность суждения, мы видим в данном листе часть растения, мы размышляем над тем, для чего он служит организму, мы задаемся вопросом о его целевом назначении. Учение о целях – телеология; поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной способности суждения – телеологической.Рядом он располагает эстетическуюспособность суждения, исходя из того, что художественное переживание доставляет такое же удовольствие, как и обнаружение целесообразности.

Телеология для Канта – принцип рассмотрения предмета, в первую очередь живого организма, где все целесообразно, то есть каждая часть необходимым образом связана с другой. Как будто некий интеллект устроил все это, задавшись определенной целью. В 1788 году Кант обнаружил в деятельности человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это искусство.

Телеология Канта – это не теология, но и не естествознание: с ее помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов, ею управляющих, в центре его рассмотрения по-прежнему человек. Только человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате возникает мир культуры. Телеология Канта перерастает в теорию культуры.

Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою философскую систему. Полученный результат схематически выглядел следующим образом:


Обратимся теперь к самой эстетике Канта. Его предшественники – англичане Шефтсбери и Хатчесон подчеркнули специфичность эстетического, его несводимость ни к знанию, ни к морали. Кант отстаивает этот тезис. Но рядом выдвигает антитезис: именно эстетическое есть средний член между истиной и добром, именно здесь встречаются и сливаются воедино теория и практика.

Само эстетическое не монолит. У него две ипостаси, два лица. Одно обращено преимущественно к знанию – прекрасное, другое преимущественно к морали – возвышенное. Кантовский анализ основных эстетических категорий ограничивается рассмотрением прекрасного и возвышенного (о комическом он рассуждает вскользь, трагического вообще не касается). И это тоже показательно: Канта интересует не столько эстетика как таковая, сколько ее опосредующая роль; прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для решения вставшей перед ним задачи.

Аналитика прекрасного строится в соответствии с известной нам классификацией суждений по четырем признакам – качеству, количеству, отношению, модальности. Первая дефиниция звучит односторонне: прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса. Оценка приятного возникает в ощущении и связана с интересом. Доброе мы оцениваем при помощи понятий, благоволение к нему также связано с интересом. Оценка красоты свободна от интереса чувств и разума. Канту надо развеять рационалистические и утилитаристские построения, поэтому он столь категоричен в формулировках. Взятые в их односторонности, они лежат в основе многих формалистических теорий искусства. На них преимущественно обращают свое внимание и критики Канта.

А как мы сегодня смотрим на проблему игры? Бодрствующий живой организм не может находиться в пассивном состоянии. Когда его активность не направлена на воспроизводство жизни, она обращена на самое себя. Это и есть игра, – деятельность как таковая, без постороннего результата, но по определенным правилам. Игра содержит в себе противоречие: играющий все время пребывает в двух сферах – условной и действительной. Уменье играть заключается в овладении двуплановостью поведения. В искусстве – та же двуплановость. При самой правдоподобной картине действительности зритель (или читатель) ни на секунду не забывает, что перед ним все же условный мир. Когда человек теряет из виду один из планов искусства, он оказывается вне сферы его действия. Наслаждение искусством – соучастие в игре. Кант проник в самую суть проблемы.

Возвышенное – нарушение привычной меры, вместе с тем в нем есть своя мера. Кант приводит рассказ французского генерала Савари, побывавшего с Бонапартом в Египте, о том, что пирамиды следует рассматривать с вполне определенного расстояния. Издалека они не производят впечатления, которое пропадает и в том случае, если вы подошли слишком близко и ваш глаз не в состоянии охватить их как целое.

Суждение о возвышенном требует культуры, притом в большей степени, чем суждение о прекрасном. И развитого воображения. (Если прекрасное соотносит воображение с рассудком, то в восприятии возвышенного воображение соотнесено с разумом – законодателем поведения.)

Возвышенное, первоначально рассматриваемое Кантом в узких, чисто количественных рамках, пройдя через купель нравственности, обретает для человека безграничные духовные потенции. Наличие морального закона в каждом из нас создает условия общего для людей наслаждения возвышенным.

Кант расчленил эстетическое на две составные части – прекрасное и возвышенное, он показал связь каждой из этих частей с сопредельными способностями пси-кики. В заключение он снова говорит об эстетическом суждении как о целом. И еще раз сталкивает два противоположных определения. На этот раз в виде открытой антиномии – двух взаимоисключающих высказываний. Тезис:Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем дискутировать. Антитезис:Суждения вкуса основываются на понятиях, иначе о них нельзя было бы спорить.

Теперь все расставлено по своим местам. Каждая сфера духовной деятельности человека обрисована, ограждена в своей специфичности, но вместе с тем прорыты каналы, идущие от одной из них к другой и сливающиеся в некоем центре. Истина, добро и красота поняты в их своеобразии и сведены воедино. За хитросплетением дефиниций скрывалась реальная диалектика.

Кантовская дихотомия искусства на этом не ограничивается. Кант (одним из первых в истории эстетики) дает классификацию изящных искусств. Основанием для деления служит способ выражения эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства – это различные виды красоты. Может быть красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника служит либо содержание, либо форма. В результате перед нами три вида изящных искусств – словесное, изобразительное и искусство игры ощущений.

Изобразительные искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластику) и искусство чувственной видимости (живопись). К пластике относятся ваяние и зодчество. Первое телесно воспроизводит понятия о вещах, как они могли бы существовать в природе, второе имеет определяющим основанием не природу, а произвольную цель. В зодчестве главное – использование предмета, порожденного искусством, и это ограничивает действие эстетических идей. К зодчеству Кант относит и прикладное искусство. Хотя Кант определил скульптуру как искусство чувственной истины, он все же предостерегает от чрезмерности: чувственная истина не должна доходить до того, чтобы произведение перестало казаться искусством. Живопись Кант делит на искусство прекрасного изображения природы и искусство изящной компоновки продуктов природы – собственно живопись и декоративное садоводство. Графику Кант не выделяет в самостоятельный вид искусства, для него это составная (ипритом главная) часть живописи, в основе картины лежит рисунок.

Сочетание основных видов искусства дает новые виды художественного творчества. Красноречие в сочетании с живописью – драму, поэзия в сочетании с музыкой – пение, пение в сочетании с музыкой – оперу и т. д.

Что говорит нам сегодня эстетика Канта? Какие ставит проблемы? Куда указывает пути? Чтобы ответ прозвучал весомее, отвлечемся на минуту в сторону. Эстетика Канта – это не только Иммануил Кант, это также и Фридрих Шиллер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА ПЯТАЯ, в которой подтверждается истина: кому война, а кому мать родна

ГЛАВА ПЯТАЯ, в которой подтверждается истина: кому война, а кому мать родна 1В порядке журналистской практики я около года выдавал на-гора для разных газет и журналов очерки, репортажи, интервью, заметки о подготовке к московской Олимпиаде-80. Не столько о тренировках

Глава III. История и истина

Глава III. История и истина Наука истории в чести у наций, И всякий стремится в ней знаний набраться — И всадник ее приторочит к седлу, И умный и глупый воздаст ей хвалу, Поспорят о ней короли и князья, И люду простому смолчать ведь нельзя. Однако на равных все в области этой

Добро и красота

Глава шестнадцатая ИСТИНА ПОБЕЖДАЕТ

Глава шестнадцатая ИСТИНА ПОБЕЖДАЕТ Смотрите, учитесь хорошенько! После смерти Пастера фактическим директором института стал доктор Ру, а научную работу возглавил Мечников.При институте были учреждены ежегодные курсы по бактериологии. Одним из главных организаторов

Глава пятая Ледяная красота

Глава 8 Добро и победа

Глава 8 Добро и победа С давних времен идет спор о феномене телесериала: подлинный канонический телесериал — это длинный-предлинный фильм с завязкой, сюжетом, кульминацией, развязкой? Или почти бесконечное нанизывание отдельных однотипных эпизодов на общую канву?Иначе

Глава семнадцатая Платон мне друг, но истина дороже

Глава семнадцатая Платон мне друг, но истина дороже Да, кому дорога истина вообще, то есть не только в настоящем, но и в будущем, тот не станет нагло ругаться над мыслью, проникшей в общество, какой бы странной она ему ни казалась. Сеченов Создатель теории химического

Эразм Фроммсократ

И что - в самом деле никто не додумал за Кантом, что чуйства не потому не ошибаются, что не судят, а оттого, что не придумывают того, чего нет?
И если вслед за Сократом разделить все возможные знания на те, которые уже сформулированы и те, о которых ещё и представлений нет - можно полагать истину неким "каркасом" из информации, отображающей действительность непосредственно, в отличие от всего того, что нужно для согласования с предрассудками субъектов, так что когда мысль движется по каркасу истинной информации , не отклоняясь в формальные лабиринты - она становится сопричастной действительности в том виде, в котором она происходит, в противном случае - соблазняясь формальными "перемычками" - неизбежно зацикливается в участке, "цельность" которого существует только в воображении рассудка, склонного к затыканию прорех в познании формалистскими плакатами типа "высшего единства мышления", с недосягаемых высот которого свешены на невидимых нитях "истины, которые можно только мыслить".

Александр Беляев


Александр Беляев ответил Эразму

Эразм, почему же "чувства не придумывают того, чего нет"?
Множество болезненных состояний оказывают влияние на восприятие реальности человеком до такой степени, что у него формируется абсолютно иная картина мира. Взять тот же дальтонизм. Или близорукость. Психические расстройства. Продолжать можно долго.

Алексей Бескотовайный

Александр, в том же сборнике изречений Канта, который ваш оппонент мог найти по ссылке и не переживать за все возможные "додумки" на его счет, есть следующая констатация: ". Заблуждение происходит только от незаметного влияния чувственности на рассудок, вследствие чего субъективные основания суждения соединяются с объективными и отклоняют их от их назначения, подобно тому, как движущееся тело само по себе всегда хотя и продолжало бы двигаться в одном и том же направлении по прямой линии, но которая, если одновременно на тело влияет другая сила и в другом направлении, превращается в кривую."

В принципе, можно вынести эти слова Канта в отдельную новость. но это уже, как говорится, на ваше усмотрение.)

Александр Беляев


Александр Беляев ответил Алексею

Эразм Фроммсократ

Алексей, То, что Кант не располагал информацией о подробностях действительности в той мере, в которой она доступна сейчас - это не новость,
как и Ваши предложения не обращать внимание на несостоятельность его представлений
о взаимодействии
чувствования человеческим организмом того, что происходит в действительности
и
осмысливания рассудком его личности впечатлений в сознании, обозначающих опыт переживания организмом
того, что им было из действительности воспринято,

а вот Ваше отрицание возможности избавляться от предрассудков - для меня прямо-таки "новость из новостей".

Алексей Бескотовайный

Эразм Фроммсократ

Алексей, Для меня как личности - действительность есть то, в чём участвют мой организм( как часть мироздания) и душа - его(организма) движущая сила.

Эразм Фроммсократ

Кант полагал: несмотря на то, что ум человека понимает не всё то, что разум его личности способен выделить как существенное (из различаемого чувствами его организма) - то, что есть на самом деле, никак не может быть предоставлено само себе, и пока человеческий ум не готов найти способ описать воспринимаемое образами, составленными из отображений уже пережитых организмом впечатлений - бремя понимания действительности несёт некий "априорный разум".
Показать полностью.

я же тотальным пониманием мироздания не озабочен, и тезис о человеке - мере всех вещей трактую как предостережение о том, что только досконально разобравшись в механизмах функционирования своей сущности - рассудок может искать объяснение тому, что непосредственно к ней не относится, и вполне допускаю, что если бы Кант начал свои рассуждения с определения - что есть человек, то поводов для недоумений, подобных этому:

у него было бы гораздо меньше.

вот я, определив человека как живой организм с гипертрофированной личностью - чётко вижу, что хомосапиенсы производят мысли и суждения так же, как пауки - паутину, и если бы обстоятельства сложились так, что когда-то достаточно давно единственной возможностью выжить для пауков оказалось освоение коммуникации друг с дружкой посредством условных знаков, заключённых в узоры паутины - они задолго до появления человеческой философии могли бы давать фору в умничании как Канту, так и любым ему подобным любителям толковать о том, чего нет на самом деле.

Читайте также: