Памятка наблюдателя на выборах 2021 кратко

Обновлено: 12.05.2024


Что должен делать наблюдатель?

Основная обязанность наблюдателя – проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать (здесь можно ознакомиться с Кратким списком типовых нарушений законодательства на выборах).

Что конкретно должен делать наблюдатель?

Следить за всем происходящим на участке, фиксировать все возможные нарушения, в том числе при помощи фото- и видеосъемки (cогласно Инструкции ЦИК РФ от 17августа 2011 г. № 26/254-6 наблюдатели имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии), а также составления различных заявлений и жалоб, и затем, в случае обнаружения серьезных нарушений, подавать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии и в суд.

Главное средство борьбы с нарушением закона, которым располагает наблюдатель - гласность и информированность. Поэтому, по возможности, наблюдателю необходимо написать отчет о том, как проходило голосование на его участке, и разместить отчет в социальных сетях. Cоциальные сети читают миллионы, a протоколы судебных решений - единицы.

Что конкретно имеет право делать наблюдатель?

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

В один и тот же момент времени на одном и том же участке может находиться только один наблюдатель от одного кандидата или партии. Это не относится к членам УИК от того же кандидата или партии.

Стать наблюдателем на выборах в 2021 году в Москве и по все России может любой гражданин, достигший 18 летнего возраста и имеющий право голоса.

Как стать наблюдателем в 2021 году

Кто не может стать наблюдателем

  • Прокуроры или судьи;
  • Ранее учувствовавшие в составе текущей комиссии;
  • Главы администраций и их работники;
  • Лица, участвующие в организации выборов;
  • Руководители высших исполнительных органов власти.

Куда обратиться

Самым простым способом можно отметить – это обращение гражданина к самому кандидату или его штабу, штабу партии или избирательному объединению. В этом случае возможно проведение тренинга от самого штаба, где вам расскажу, что делать и как вести себя в дни выборов.

Еще один способ – обратиться в местное СМИ, рассказать о своем желании принять участие в контроле на выборах и смогут ли они оформить вам временную пресс карту как представителя СМИ.

Сколько получает наблюдатель на выборах 2021

Расчет с наблюдателями, как правило, проходит за каждый день на выборах. Зарплата может разниться в зависимости от региона и, как правило, в Москве она гораздо больше, чем в других регионах. Цифры, приведенные ниже взяты из открытых источников и комментариев тех, кто уже вел контроль на таких мероприятиях.

  • Регионы — до 2500 за день
  • Санкт – Петербург и область – до 4000 рублей
  • Москва – от 3500 рублей за день и выше.

Советы

Права наблюдателя 2021

Права наблюдателя. Кликните чтобы увеличить

Если у вас получиться устроиться наблюдателем, то будьте готовы к тому, что вас могут ущемлять члены комиссии, отправлять делать то чего вы не должны делать или просто вести себя по хамски по отношению к вам.

Хорошее отношение с выдвиженцем позволит получить место из числа членов комиссии к правом совещательного голоса. Просто попросите кандидата подать соответствующие заявление в ТИК.

Выборы, голосование, наблюдатели

Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах, контролируют происходящее и фиксируют возможные нарушения.

Кто может быть наблюдателем

В наблюдении за выборами может участвовать гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Наблюдатели могут представлять политические партии, конкретных кандидатов или субъект общественного контроля: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей.

Наблюдатели присутствуют на избирательных участках и в территориальных или окружных избирательных комиссиях. На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.

NB! Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, губернаторы, главы местных администраций, и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Наблюдатель вправе:

— знакомиться со списком избирателей и сведениями о них, а также реестром заявлений вне избирательного участка;

— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;

— наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

— присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

— наблюдать за подсчетом числа избирателей;

— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

— визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования;

— обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии;

— знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;

— обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

— осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено Председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом Председателя, заместителя Председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Наблюдатель не имеет права:

агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя , в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, участвовать в принятии решений избирательной комиссией, а также совершать действия, нарушающие тайну голосования и препятствующие работе избирательной комиссии.

Международные наблюдатели

Также на избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. Приглашения международным наблюдателям направляют Президент, Правительство, парламент и Центризбирком после официальной публикации решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.

Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.

Иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, находиться на избирательных участках, сообщать членам комиссий о выявленных нарушениях, знакомиться с документацией, включая реестры избирателей, протоколы итогов голосования и результаты рассмотрения жалоб, присутствовать на итоговом заседании избиркомов. До окончания голосования им рекомендуется воздерживаться от публичных суждений, а также обращений к представителям СМИ.

Кроме того, им запрещено вмешиваться в процесс голосования и подсчет голосов, вести агитацию. В противном случае они могут быть лишены аккредитации ЦИК.

По итогам работы международные миссии публикуют доклады, в которых представлены мониторинг и оценка организации выборов, а также свои рекомендации.

Сколько платят наблюдателям на выборах

В сентябре пройдут выборы в Госдуму России, поэтому многие студенты, пенсионеры и вообще любой человек, обладающий избирательным правом, и не входящий в запретный список, сможет заработать небольшую денежку.

За чей счет

Прежде всего, стоит разъяснить вопрос, кто платит наблюдателям на выборах. Многие считают, что это государство, но это не так. Наблюдателям платит конкретная политическая партия, если у нее не хватает волонтеров, и имеется на это бюджет.

Когда не платят совсем ничего. Раньше у “Единой России”, например, на местах вообще не было дефицита кадров. В добровольно-принудительном порядке давали отмашку директорам школ, всяких там собесов, а они быстро собирали полный комплект “желающих”. А у “оппозиции” в виде всяких там КПРФ и “Коммунистов” находились (и находятся!) идейные люди, которые и бесплатно готовы были контролировать ход голосования.

Расплачиваются

Однако, времена меняются. Явка на выборы в Россию каждый год падает, как и интерес к политической жизни. Даже бюджетники все менее охотно идут на “добровольные” мероприятия, особенно в выходной день.

К тому же человеку приходится 16-18 часов проводить на ногах, на него возлагается определенная ответственность. Поэтому считается хорошим тоном дать ему определенную компенсацию за его наблюдательный труд. Хотя бы на питание, проезд, водичку.

Опять же, на местном уровне часто происходят усобицы, дележка мандатов и должностей. Поэтому партии и самовыдвиженцы нередко на один участок нанимают сразу двух человек, чтобы они беспрерывно следили за урной – даже на обед или в туалет ходили по очереди, во избежание вбросов.

Сколько и где

В городе или округе, где идет серьезная борьба за власть, где есть вероятность фальсификаций, но при этом не хватает людей, наблюдателю могут заплатить и 10-20 тысяч рублей, а за обнаруженные нарушения выдать еще и порядочную премию. Бригадир наблюдателей может заработать и 200 тысяч рублей, но там совсем другая степень ответственности.

Тетеньки бдят возле урны

В местах, где наблюдатели нужны сугубо для проформы, им могут выплатить по 500-800 рублей чисто на чай и булочку, а то и вовсе не дать ничего.

Средние расценки, которые удалось добыть из открытых источников, личных бесед и так далее примерно следующие:

Читайте также: