Император константин и христианство кратко

Обновлено: 25.06.2024

Литература: Walker; Карташев А. Вселенские соборы. Париж, 1963; Chadwick; Runciman S. Byzantine Civilization. N.Y., 1956; Runciman S. The Byzantine Theocracy. Cambridge, 1977; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. N.Y., 1989; Meyendorff J. The Orthodox Church; Шмеман, Исторический путь; Болотов; Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. New Jersey, 1969; Vasiliev A.A. History of the Byzantine Empire (2 vols.). Wisconsin, 1952; Jones A.H.M. The Later Roman Empire (2 vols.). Baltimore, 1986; Previte-Orton C.W. The Shorter Cambridge Medieval History (2 vols.). Cambridge, 1982.

1. Обращение Константина поворотный момент в истории Церкви и Европы. Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Император суверенный самодержец немедленно и неизбежно оказался вовлеченным в развитие Церкви, и, соответственно, Церковь оказалась все более и более втянутой в принятие важных политических решений.

До сих пор остается открытым и вопрос о причинах обращения Константина. Почему Константин выбрал христианство? По политическим мотивам? Было ли это макиавеллианской хитростью или глубоким внутренним убеждением, вызванным Божественной благодатью?

Немецкие историки Буркхарт и Гарнак считали, что все это был не более чем хитрый политический расчет гениального политика, стремящегося к власти любой ценой. Константин предвидел, что христианство становится ведущей силой на мировой арене, и решил его использовать.

Однако, по самым благоприятным подсчетам, число христиан не превышало 10% населения империи. Следовательно, никакой великий политик не стал бы из соображений выгоды связывать свою судьбу и карьеру с 1/10 частью населения, не принимающей участия в политической жизни.

Значит, обращение императора было вызвано его внутренним убеждением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть раннюю биографию императора. Что мы знаем о нем?

Гай Флавий Валерий Константин (274–337) родился в семье кесаря Констанция Хлора и его супруги Елены в Наиссе (Нише). Происхождение его было, скорее всего, иллирийское. Мать, по всей видимости, была христианкой. Однако сам Константин, как и его отец, исповедовал солнечный монотеизм культ Непобедимого Солнца.

В 305 г. августы Диоклетиан и Максимиан ушли в отставку. На Востоке стал августом Галерий, на Западе Констанций. Кесарями были назначены два протеже Галерия Севир и Максимин Дайя. Через год Констанций умер в Британии, и солдаты провозгласили императором Константина. Константин вынудил Галерия признать его кесарем правителем Галлии, Испании и Британии. В это же время в Риме вспыхнул бунт. Сын Максимиана Максентий низверг Севира и провозгласил себя августом правителем Италии и Африки.

Тем временем Галерий умер, его преемник Максимин Дайя заключил союз с Максентием, а Константин с претендентом на восточный престол Лицинием.

В 312 г. Константин со сравнительно небольшой армией (что было весьма рискованно) быстрым броском перешел Альпы, вошел в Италию и атаковал Максентия в Риме. Константин весьма остро сознавал свою миссию. Сейчас должно было решиться все. Он дерзал идти против Вечного Города: не защищали ли его вместе с Максентием все древние силы прошлого? Все боги?

И тут, вместо того чтобы оставаться под защитой Аурелианских городских стен, Максентий вышел из города и устремился в бой на противника, находившегося по другую сторону Тибра. Это была такая необъяснимая глупость с военной точки зрения, что Константин принял свою победу в битве у Мильвийского моста в 312 г. как очевидный знак благорасположения Божества.

Константин почти ничего не изменил в традиционном поведении и методах римских императоров. Например, он приказал казнить своего бывшего коллегу Лициния (соавтора Миланского эдикта), которого он победил в гражданской войне (324 г.), а позже собственного сына Криспа и жену Фаусту (326 г.), возглавивших заговор против него. Эти казни прошли почти в то же самое время, когда Константин председательствовал на Никейском Соборе (325 г.).

Однако за время его царствия Непобедимое Солнце все больше отождествлялось в его сознании с Христом христиан. Он принимал большое участие в делах Церкви и оказывал много милостей священству. Константин остро осознавал несовместимость императорской должности с христианской жизнью и не крестился до своих последних дней. Нужно сказать, что приблизительно до 400 г. эта практика была весьма распространена среди лиц, занимавших официальные должности, хотя бы потому, что в их обязанности входило применение пыток и казни к преступникам. Константин был крещен на смертном одре арианином-епископом Евсевием Никомидийским.

В начале IV в. на Западе Рождество начали праздновать 25 декабря, в день зимнего солнцестояния день рождения Непобедимого Солнца. Насколько христианство соединилось в народном сознании с религией солнца, доказывается фактом, что даже в середине V в. папа Лев Великий упрекал свою паству, что они молились Солнцу на ступеньках базилики св. Петра, поворачиваясь спиной к самому храму.

Можно сказать, что поначалу для Константина христианский монотеизм занял место солнечного монотеизма как учение, которое могло бы объединить все культы и религии. Во многом этот взгляд был приемлемым для христиан, тем более что внутренние убеждения самого Константина и его преемников развивались в сторону все большего принятия учения Церкви. Хотя монеты Константина еще долго продолжали быть украшены символом Солнца, содержание его писем, написанных после 313 г, не оставляет сомнений в том, что он считал себя христианином, чьей имперской обязанностью является сохранение единой Церкви. Из многих религий своих подчиненных он отдавал явное предпочтение христианству. Однако он не сделал ее официальной религией Империи. Этот шаг еще предстояло совершить его преемникам.

Несомненно, что императоры, принимая новую религию и все больше используя ее как основу для своих политических действий, пытались вдохнуть новую жизнь в государство и прежде всего обеспечить единство Империи. Церковь, получив гарантии своей безопасности благодаря имперской защите, широко распахнула свои двери для масс, стремящихся к вступлению в нее. Таким образом, когда Юстиниан в 529 г. закрыл последний языческий университет в Афинах, он мог без ложной скромности утверждать, что является главой стопроцентно христианского государства, ибо границы его политической власти совпадали с границами Церкви. Весь народ Божий воспринимался объединенным под скипетром единого монарха. Церковь и государство были теперь не отдельными единицами, озабоченными определением их взаимоотношений, но единым телом, управляемым двумя иерархиями: экклезиастической и политической, последняя из которых возглавлялась императором. Статус христианства на Востоке в течение всего средневекового периода был практически идентичным с его статусом на Западе, за исключением лишь одного фактора: на Востоке никому не удалось сосредоточить в одних руках столько верховной власти над гражданскими и церковными делами, сколько оказалось у пап на Западе.

Справедливости ради стоит отметить, что византийские императоры, особенно в эпоху после Юстиниана, предпринимали определенные усилия в этом направлении. Политико-религиозное единство, к которому они стремились, находилось под постоянной угрозой из-за догматических споров, ибо Вселенская Церковь, воспринимаемая ими как внутренний стержень Империи, была постоянно разделена: вначале арианскими спорами, а затем воистину бесконечными христологическими разногласиями. Для восстановления церковного единства императоры созывали Вселенские Соборы, но это оказалось очень длительным процессом, результаты которого никогда не были гарантированными. Был и другой метод издавать собственные вероучительные определения, но и тут императоры сталкивались с упрямым фактом: Церковь совсем не была расположена признавать их заявки на непогрешимость.

В христианском учении отсутствует база для признания какой-либо религиозной власти за императорами. Сакральный характер императорства, как он понимался в языческой Империи, не мог выжить в Империи христианской разве что в качестве пережитка прошлого. Но поскольку император правил Империей, хотя бы теоретически христианской, из-за вселенского характера его власти и из-за того, что Церковь, в равной степени вселенская, приняла его поддержку и защиту, византийский император воспринимался как избранник Христов и как земное отражение небесной власти Божией. Поэтому все библейские титулы, относящиеся к иудейским царям Ветхого Завета, повторялись в дворцовых церемониях, но уже обращенные к христианскому императору.

Вся область отношений между императором и церковной иерархией, между государством и Церковью, оставалась в Византии сформулированной лишь в самых общих терминах. За этими аморфностью и прагматизмом стоит положительный факт: византийцы никогда не забывали о фундаментальной нестабильности отношений между Церковью и миром, между Царством Божиим и падшим миром. Что бы ни случалось в их истории, осознание этого факта никогда не покидало их.

2. Другим эпохальным решением Константина было основание новой столицы Константинополя на месте древней мегарской колонии Византия (Византиума). В первой половине VII в. до Р.X. мегарцы основали небольшой город на азиатском берегу Босфора, который получил название Халкидон. Через несколько лет после этого другая экспедиция мегарцев во главе с неким Бизасом (Визасом) основала город Византий. Страбон и Тацит рассказывают историю о том, как перед началом экспедиции Бизас отправился за советом в Дельфы к Пифийскому Аполлону. Там жрецы посоветовали ему основать город напротив слепцов. Когда экспедиция мегарцев наткнулась на небольшой треугольный полуостров на европейском берегу Босфора т.е. ровно напротив Халкидона, они поняли, что пророчество было именно об этом месте. Действительно, проглядеть такое гениальное со стратегической точки зрения расположение могли только слепцы.

Константин вначале думал основать столицу в Никомидии, Сардике (София) или в Фессалониках. Потом он решил строить новый город на месте Трои, откуда вышел Эней, ставший родоначальником римлян. Император даже начал строить стены на месте древней Троады.

Однако вскоре строительство было прервано: Созомен, историк V в., сообщает, что Константину было откровение во сне искать другое место. В 324 г. император решил, что это будет Византий. В 325 г. начались работы.

Рабочие и материалы для строительства были собраны со всех концов мира. Памятники искусства из Рима, Афин, Александрии, Эфеса и Антиохии были свезены для украшения новой столицы. В строительстве участвовали 40 тыс. готских солдат. Для поощрения переселения в новую столицу ее жителям сразу же были предоставлены многие коммерческие и финансовые привилегии. Константин назвал город Новым Римом. Он планировал строительство столицы сразу как христианского города, не испорченного языческим прошлым. Первым делом он заложил две роскошные базилики: св. Апостолов и Агия Ирини, посвященную Христу миру Божию 6 .

Однако до конца последовательным Константин все же не был: на Форуме была поставлена статуя бога солнца в виде Аполлона с чертами самого Константина. Поначалу там стояла даже статуя матери-богини Кибелы.

11 мая 330 г. город был торжественно освящен. Празднества длились 40 дней.

Темпы роста и развития новой столицы впечатляют. К середине IV в. (т.е. через 25 лет после основания) население Константинополя превысило 200 тыс. чел. Город принял римскую муниципальную систему и был разделен на 14 районов, два из которых лежали за стенами города. Его положение между двумя частями света было ключевым для торговли и для обороны. Практически вся торговля между Европой и Азией (пролив Дарданеллы был весьма неудобен для переправы) и вся торговля с севером, идущая через Черное море, естественным образом шла через Константинополь. Столица была окружена с трех сторон водой, что было чрезвычайно выгодно для обороны. С другой стороны, залив Золотой Рог был идеальной вместительной и безопасной для любой погоды гаванью для судов. Стены Константинополя останутся неприступными в течение долгих веков. Город, основанный Константином, более чем на тысячелетие станет столицей Империи и всего христианского мира.

3. Благодеяния, оказываемые Константином Церкви, были громадными. Он финансировал строительство новых церквей и производство Библий и богослужебных книг. В Риме были построены базилики Петра и Павла, в Палестине церкви в Вифлееме и у Гроба Господня.

Дворец своей второй жены Фаусты (Латеранский дворец) император отдал римским епископам. Построенная там базилика св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano) стала собором Рима, а дворец оставался резиденцией пап до 1308 г., когда они переехали в Ватикан.

Константин определил такую большую часть бюджета на церковную благотворительность, что когда, после отмены ее Юлианом, его преемники вернули Церкви треть ее, это было сочтено чрезвычайно щедрым даром.

Многие христианские идеи нашли отражение в новом законодательстве. Например, император запретил ставить клейма на лица преступников, т.к. лицо отражает образ Божий. Указом 321 г. воскресенье было объявлено нерабочим днем. Труд в воскресенье был запрещен, кроме необходимого на фермах и в судах, чтобы освобождать рабов. Раньше рыночным днем был каждый восьмой день. Константин повелел рынкам собираться по воскресеньям. Интересно, что в указе было оговорено, что он мотивирован уважением к Солнцу в его день.

Христианский обычай поминовения воскресения Господня в первый день недели был традиционным уже ко времени написания св. Павлом 1-го послания к Коринфянам. Церковь наследовала обычай совершать главное богослужение в один день из семи от иудаизма, а не от митраистического культа бога-Солнца, как говорят некоторые исследователи. Воскресенье было избрано как день, в который воскрес Господь. Однако, согласно популярной в то время астрологии, каждый из семи дней недели был посвящен одной из планет (в том числе Луне и Солнцу). Например, такие римские поэты, как Тибулл и Овидий, писали, что день Сатурна (суббота) был несчастливым для работы и путешествий. Во втором веке обратившиеся из язычества христиане (св. Игнатий, св. Иустин, Климент Александрийский и Тертуллиан) считали, что в совпадении Дня Господня с днем света и Солнца заключена глубокая символика. Введение семидневной недели, в классический век неизвестной, вскоре в головах многих людей смешалось с популярной астрологией. Эти предрассудки мешали распространению христианства. Церковь пыталась с ними бороться и заменить языческие названия дней недели числительными. На Востоке это ей удалось, но на Западе нет: до сих пор во всех западноевропейских языках, кроме португальского, большая часть дней недели носит планетарные названия.

Обе эти церкви были перестроены Юстинианом в VI в. Храм св. Апостолов был уничтожен турками в XV в., а Агия Ирини стоит и поныне. Старый храм Св. Софии (Христа – Премудрости Божией) был построен сыном Константина Констанцием. Этот храм сгорел 15 января 532 г. во время восстания Ника, и на его месте Юстиниан выстроил нынешнюю Св. Софию – самый знаменитый христианский храм мира.


С момента своего вступления на императорский престол Рима и до соей конины он оказывал содействие Христианству в том, чтобы она стала религией всей империи. В этот период появилось множество ересей. Они поставили под величайшую угрозу единство Христианства и его учение. Такие образованные люди как Арий, Аполлинарий, Маркелл, Евномий и Македоний пытались дать разъяснение или объяснить природу Бога, Его действия и Его имена в соответствии с человеческими взаимоотношениями, человеческими воззрениями и верованиями людей. Результат такого подхода имел катастрофические последствия, потому то новые ереси внедрились в империю. Такие православные Отцы как свт. Афанасий Великий и Отцы Каппадокийцы старались ниспровергнуть ереси и имели в этом успех. Благодаря попечению о вере этих Отцов Первому и Второму Вселенским Соборам удалось раскрыть основы христианского учения и сохранить истинное учение и догматы Христианства.

ВВЕДЕНИЕ

Константин Великий и его обращение к христианству

C. Флавий Валерий Константин родился в г. Naissus, Ниш в Сербии. Он был сыном Констанция Хлора, который позже стал римским императором, и святой Елены, женщины незнатного происхождения, замечательными чертами характера, но и необычных способностей [1]. Елена была дочерью хозяина гостиницы. Дата его рождения не тона, она колеблется между 274 и 288. Константин I или Св. Константин, был римским императором с 306 до 337гг. Он хорошо известен как первый римский император, который принял христианство. Константин издал Миланский эдикт в 313 году, который провозгласил религиозную терпимость ко всем религиям империи [2]. Сегодня некоторые историки поддерживаются мнения, что не было никакого официального Эдика, но было только принятое Лицинием и Константином решение о религии.

В 324 году, после поражения Лициния и его смерти, начался период единовластия императора Константина. Глубокий ум и проницательность его характера привели его к принятию двух важных решений, которые в последствии изменили историю Римской империи. Его первым решением было принятие христианства в качестве официальной религии Византийского государства, а вторым было перенесение столицы империи из Рима в новый город. Он был построен на месте древнего Византия, и его имя Константинополь. Этот город был новой столицей империи, Новым Римом [7].

С 320 Константин постоянно поддерживал христианство, оказывая финансовую помощь и предоставляя христианской церкви льготы или освобождение от уплаты налогов. После признания христианства в качестве religio licita Константин Великий предоставил епископам право суда в гражданских делах audentia episcopalis. Тем самым епископ имел право суда не только в силу своей духовной власти, но и в силу поддержки со стороны власти императора. [8]. Константин защищал и поддерживал христианскую религию, он стал крещеным христианин прежде своей конины. Традиционно для римских императоров он оставался Pontifex Maximus по политическим мотивам, ради поддержания мира и равновесия в отношениях между язычниками и христианами [9]. Многие историки [10] считают, что Константин оказывал помощь христианству из политических соображений. Они утверждают, что торжество и победа христианства уже имело место на Востоке прежде, задолго до самодержавия Константина. Обращение Константина в христианство началось - по истории Евсевия [11] - с видения императора Константина, перед битвой с Максенцием, молитвы Константина, обращенной к Богу христиан. Евсевий ссылается на описание видения императору Константину не в свете причины и для обращения Константина в христианство, но для того, чтобы показать, что новый император имел благословение от Триединого Бога христиан. Именно на этом и было основано политическое богословие [12].

Константин внес много изменений в жизнь империи: I) казнь через Распятие была отменена, II) детоубийство - убийство нежелательных младенцев - было отменено, III) рабство отменялось и многие рабы отпускались на свободу, IV) гладиаторские бои запрещались, но не были отменены до конца, V) христиане избирались в качестве советников императора, VI) Церковь была освобождена от налогов, VII) первый день недели, воскресенье (день солнца), был выделен как священный день для богослужения. Воскресенье было объявлено официальным выходным днем для римлян, с той целью, чтобы большее число людей могло посещать церковь [13].

Поддерживается мнение о том, что Константин избрал Христианскую Церковь и ее опекал не только по теологическим причинам, но и по политическим. Как политик он понимает все большее возрастание значения христианского меньшинства в частной и общественной жизни империи. Тот факт, что христианство стало его религией и религией его детей, говорит о том, что Константин руководствовался не только политическими мотивами. Он руководствовался также и религиозной ревностью.

1. Учение арианства и Никейский собор

В 320 появился враг для христианской религии. Им была ересь арианства. Арианство появилось и сформировалось около 320, в Александрии Египетской, и оно касалось веры в личность Христа и она получила свое название по имени Ария Александрийского. Это была величайший из всех ересей в ранней церкви, которая привела к серьезным последствиям. Константин должен был найти решение этой церковной проблемы, которая, которая была величайшей проблемой и для единства империи. В правление императора Константина был создан прецедент, когда позиция императора имела некое влияние на религиозные споры, которые происходили в рамках Кафолической Церкви э го времени, в частности касательно арианства. Сам император Константин не любил рискованные ситуации, угрожавшие общественной стабильности, поэтому религиозные распри и споры он предпочитал решать, где это было возможно, в пользу установления православия. Император сознавал это как свою обязанность, гарантировать все возможное для того, чтобы в его империи поклонялись Богу должным образом, и следует правильно почитать Бога это должно определяться Церковью.
Арий, священник из Ливии, как было оказано, является одним из главнейших врагов Христианства. Арий отверг теорию Оригена об одной и той же божественной сущности, расширяя и углубляя, как это было, до того взгляда, то в божественной сущности имеются различия, иерархические градационные уровни. Следовательно, он отказался принять идею, что Логос занимает промежуточное положение, в том смысле, что Логос есть второй Божественный принцип, идеально отражающий трансцендентного Отца и Он передает в тварный мир образ, с помощью которого может быть познан и описан[14]. С точки зрения Ария такое было бы невозможно, чтобы кроме Отца был бы еще один Бог. Только Отец является Богом. Логос или Сын, придерживался этого мнения Арий, был тварным существом — Он был создан из ничего, от Отца, рожденного прежде создания вселенной. Поэтому он говорил, что было время, когда Сына не существовало. Согласно Арию, Сын был первым и величайшим из всех творений, которые были созданы Богом, Он был ближе к Богу, чем все другие, а остальные творения связаны с Богом через Сына (например, Бог создал все остальное через Христа). Развивая эту еретическую конструкцию Ария думал, что он защищал фундаментальную истину монотеизма, что есть только один Бог. Вера же в полную божественность Христа, он полагал, будет означать, что Отец и Сын были два отдельных Бога, то в свою очередь стало бы противоречить многим утверждениям Библии о единстве Бога. Арий также не устраивает идея Оригена, что могут существовать "степени" или "классы" божественности, то же касается Сына, то Он немного менее божественен, чем Отец. Это учение стало известно позднее, после Никейского собора, как полу-арианство. Арий утверждал, что так как Отец является действительно Богом, о отсюда следует, что Сын не мог быть Богом, - следовательно Он должен быть сотворенным.


Константин Великий и Никейский собор

Однако последующее развитие событий развеяло надежды Константина и осуждение арианства было не в состоянии положить конец богословским спорам, которые вспыхнули в христианской Церкви и охватили империю. На I Вселенском Соборе, арианство было осуждено. Собор сформулировал Символ веры который, хоть и был пересмотрена на Соборе в Константинополе в 381-382, стал известен как Никейский Символ веры. Символ веры отверг учение, что Сын не истинный Бог, но творение Бога, что Он не был рожден от сущности Отца, но был сотворен из ничего, что Он не вечен, и то что согласно "Арию было время, когда Он не существовал ". Что же было подтверждено: вера в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего сущего, и вера во единого Господа Иисуса Христа, через Которого все сотворено и то Он есть Сын Божий, Единородный от Отца, рожденный от сущности Отца, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, единосущного Отцу и Святому Духу.

Святой Дух лишь упоминается вместе с Сыном и Отцом, чтобы указать на веру в Триаду - Отца и Сына и Святого Духа, но Ему не удалятся большего внимания. Главное внимание Собора было обращено на Сына, Его статус, и Его отношение к Отцу. Несколько удивительным является то, то Собор до сих пор использует слова уния - сущность и ипостаси как синонимы. Можно при этом выделить несколько пунктов. Отцы Собора не использовали термин Логос-Слово для Христа, но в основном евангельское слово Сын. Так Символ веры подтвердил внесением термина ὁμούσιος и учение о единосущии. Большую роль на Соборе играл ст. Афанасий, диакон Александрийского епископа, его секретарь, и, в конечном счете, и его преемник. Арий был осужден, но арианство и после Собора вызывало в империи на протяжении многих лет смуты. Несколько лет спустя, Константин изменил свое отношение к Арию и его учения, что и стало причиной его конфликта со свт. Афанасием.

2. Богословие свт. Афанасия Александрийского


3. Кончина императора Константина и его преемники.


Константин, хотя он пытался принести мир империи, он иногда защищал то православных, то ариан, и ему так и не удалось достичь мира. Император умер одетый в белые одежды 22 мая 337. Несколько месяцев ранее он принял крещение и был официально членом Церкви Христовой. После смерти Константина, его сыновья стали императорами. Трое сыновей стали носить титул Августа и они поделили между собой империю. Константин II взял Галлию, Британию и Испанию, Констант взял Италию, Африку и Иллирию, а Констанций взял весь Восток. В 340 г. Константин II был убит в битве против своего брата Константа. Последний был убил Максенцием, претендентом на престол в 350 г.. Эти два Августа выступали в пользу I Вселенского Собора в Никее. После смерти братьев Констанций стал хозяином империи.

Констанций был способным и добросовестным императором, но в то же время он был и защитником арианства. Его решимость внедрить учение Ария во всей империи было причиной его противоречий с Патриархом Александрийским Афанасием. Патриарх был сослан, и Констанций провозгласил арианство в качестве религии империи во время Собора, проходившего в Среме и Римини в 359 г. Временно арианство, казалось, выиграло поединок против православия, но это был не конец.

После смерти Констанция Юлиан Отступника водворился в Константинополе как единственный император и, несмотря на его отказ от христианства, его первым политическим актом было личное присутствие во время христианского погребения Констанция, и возглавление церемонии перенесения тела императора в храм святых Апостолов, где он и был похоронен рядом с императором Константином. Этот акт был демонстрацией его законного право на престол. Личной религией Юлиана были две — язычество и философия; он рассматривал традиционные мифы как аллегории, в которых древние боги выступали в качестве проявлений философской божественности. Во время его правления христиан преследовали. Юлиан умер в 363 и процесс возрождения древней религии умер вместе с ним.

Между тем, появились и другие еретики, Македоний, Макелл, Евномий и Аполлинарий. Они, вроде Ария, были неверно истолковывали церковное учение о Святом Духе, человечестве и Божестве Христа и Троичный догмат. Христианского богословие в очередной раз оказалось в опасности.

Новые ереси, которые привели к созыву II Вселенского Собора

После окончания Первого Вселенского Собора, появляются некоторые другие ереси, которые не только неверно понимали учение о Троице, но и христологигию и учение о Святом Духе (Пневматология). Отцами этих ересей были Македоний, Макелл, Евномия и Аполлинарий.

Македоний был епископом Константинополя в середине четвертого столетия. Он был арианином, и при поддержке императора Констанция II, партии полуариан он был поставлен епископом в Константинополе. Македоний был поставлен епископом Константинополя после низложения и последующего убийства епископа Павла (сторонника Никейского собора), но сам был в свою очередь низложен Константинопольским собором 360 года [23]. Македоний осмелился кощунственно учить о Святом Духе. Он исказил апостольское учение о Святом Духе. Он отрицал Божество Святого Духа в Троице. Он поддерживал мнение, что Святой Дух был творением Сына, и слугой Отца и Сына. Македоний нашел своих последователей из сред бывших ариан и полуариан.

Богословие Отцов Каппадокийцев стало догматическим основанием для Второго Вселенского Собора, проходившего в Константинополе в 381 году.

Вселенский собор осудил учение Маедония и дал определение догмата о Святой Троице. Собор постановил, что существует один Бог в трех лицах "ипостасях": Отца, Сына и Святого Духа. Учения Маркелла и Аполлинария были осуждены тоже.

ВЫВОДЫ

Императоры этой эпохи иногда были яркими и сильными личностями, а иногда проявляли некомпетентность и подпадали под влияние доверенных советников, игравших важную роль в решении богословских вопросах, но они пытались добиться решений, которые принесут мир в Византии. Их действия не всегда были эффективны, а иногда становились причиной появления реакции. Император, который сделал христианство основой империи, это был св. Константин Великий.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] cf C. Herbermann & G.Grupp “Constantine the Great” [. ]

[2] cf A. Christophilopoulou, […]132.

[4] Lactantius (Лактанций. О смерти гонителей), De mortibus persecutorum, XXXIV, 4.

[5] Eusebius of Caesarea, Church History, I, 5.2-14. Lactantius, De mortibus persecutorum XLVIII.

[6] cf P. P. Ioannou, […].

[9] cf J. Karagiannopoulos, […]75.

[10] Burckhardt представляет Константина как умного и амбициозного человека, который все приносил в жертву для удовлетворения своих властных претензий. (J. Burckhardt, […] .326. Немецкий богослов Adolph Harnack поддерживает этот взгляд в своей книге “The diadosis of Christianity during the first three centuries.” (English transl. of J. Moffatt, 1904).

[11] cf V. Vasiliev, […] footnote. 4, 71. – Eusebius of Caesarea, Ecclesiastical History, IX, 9.2. A select library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, edition P. Schaff, H. Wace, 2nd ser., I, 363.

[12] Vl. Fidas, […] 327.

[13] Eusebius Caesarea , Constantine’s Life (Евсевий Кесарийский. Жиззнь иимператора Константина), III, 18,13,25, 28 etc Eusebius Caesarea, Ecclesiastical History (Евсевий Кесарийский. Церковная история), X, 5-.7.

[14] cf H. Cunliffe- Jones & B. Drewery (ed.), […] 94

[15] St. Papadopoulos, […], 114.

[17] Socrates (Сократ Схоластик. Церковная история), Ecclesiastic History, I, 9.

[18] Athanasius Alexandria (свт. Афанасий Александрийский), Contra Gentiles, 30,1.

[20] Athanasius of Alexandria, Contra Gentiles, 40,54.

[21] Athanasius of Alexandria, On the Incarnation, 6,2.

[22] Athanasius of Alexandria, Contra Arianos, 1,18

[23] J.F. Bethune – Baker, […], 212,213. Сократ Схоластик подчеркивает, то “вот какие были подвиги Македония в пользу христианства. Это убийства, брани порабощения, междоусобные войны”. Socrates Scholasticus, History Ecclesiastic, II, 38

[25] Cf St. Papadopoulos, […] 347, 348.

[27] Apollinarius Laodicea, De fide et incarnationecontra adversarios. Cf H. Lietzmann, Apollinaris von Laodicea und seine Schule, 1, Tübingen 1904, 193-203.

[28] Myers, E. (1909). […]

[29] Basilius of Caesarea, Against Eunomius, 1, 12-13 and 2, 31.

[31] Ibid. 1, 14 and 2, 28.

[32] Basilius of Caesarea, Epistle 125, 1.

[33] Gregory of Nazianzus, Homily, 31, 9.

Рафаэль. Крещение Константина. Изображен Сильвестр I вместо арианского епископа Евсевия Никомедийского, фактического крестителя Константина.

Рафаэль. Крещение Константина. Изображен Сильвестр I вместо арианского епископа Евсевия Никомедийского, фактического крестителя Константина.

В правление римского императора Константина Великого (306—337) христианство начало переходить к статусу господствующей религии Римской империи. Историкам остаются непонятными причины, которые склонили Константина на сторону христианства, богословы и историки спорят о том, к какому учению раннего христианства он принадлежал. Нет единого мнения среди учёных относительно того, приняла христианство его мать Елена в своей юности, или, как утверждал Евсевий Кесарийский, побудил её обратиться в веру, которую он принял сам.

Великий Равноапостольный Константин

Флавий Валерий Константиний (Константин) родился в 280 г. н.э. в городе Найссус в римской провинции Моэзия (нынешняя Сербия). Его отец Констанций происходил из знатной римской семьи, мать Елена была дочерью хозяина постоялого двора.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев убедиться в их честности и преданности долгу

До 312 г Константин был язычником, обращающимся к небесным защитникам за помощью..

В течение 312 — 324 гг. он узнал об истинном Боге и несколько раз оказывал поддержку некоторым церквам и её епископам.

После поражения его политического оппонента, императора Ликерия, в Кристополисе 18 сентября 324 года Константин стал открыто исповедывать христианство.

Борьба за власть в империи

Вначале, когда Константин стал императором Западной части империи, он столкнулся с тем, что кроме него, есть еще и другие претенденты на трон.

Максимиан отказался от престола, и его сын Максентий был избран императором Рима. Так как Италия входила в состав Западной части империи, Максентий назначил самого себя главным императором всей Римской империи. С помощью своих войск он управлял Римом.

Римский сената страшился Максентия и боялся противостать ему. Его отец Максимиан, однажды уже бывший императором, при подстрекательстве сената организовал заговор.. Он уговаривал Диоклегиана присоединиться к нему в этой попытке cвергнуть Максентия, но тот отказался. Солдаты, избравшие Максентия императором, узнали о намерениях Максимиана свергнуть сына с престола и донесли об этом последнему.

Поняв, что он не может пойти против Максентия, Максимиан обратил свой взор на Францию, где правил Константин. Он отправился к Константину, якобы пожаловаться императору на своего сына, но его настоящим намерением было убить Константина и занять его место правителя Западной части империи. Однако и этот план не удался. Константин был женат на дочери Максимиана Фаусте, которая узнала о заговоре отца и сообщила об этом супругу.

Максимиан был арестован во время своего бегства из Франции и казнен.

Все это время Максентий жестоко правил в Риме.

Надеясь сделать жителей Рима своими друзьями, Максентий приказал прекратить гонения на христиан и отменил свои собственные обвинительные акты против них. Но это длилось недолго, и он снова стал их гонителем.

Устав от кровопролития и тиранической власти Максентия, жители Рима пожаловались Константину. Они умоляли его завоевать и освободить их город и страну от Максентия. Константин написал Максентию письмо, в котором потребовал прекратить несправедливые и жестокие действия. Письмо не возымело никакого действия, поэтому в 313 г. Константин собрал британскую и французскую армии и приготовился к походу на Рим. Максентий был предупрежден о приближении армии Константина, но не хотел вступать с ним в открытое сражение, поэтому он спрятал свои гарнизоны вдоль дороги в город, чтобы напасть на армию Константина из засады. Произошло множество мелких схваток, в которых Константин одержал победу.

Видение Креста

Константин не знал, что означает видение, и спрашивал об этом у многих, но никто не знал ответа. И ночью, утверждается, Христос явился ему во сне, держа в руках тот же крест, и сказал Константину, что если он сделает такой же крест и возьмет его с собой на поле сражения, тогда он одержит победу.

Очень важно обратить внимание на то, что крест был дан Константину не как амулет, имеющий внутри силу для победы, но как напоминание ему и его людям о необходимости искать знания и веру в Того, во имя Которого они будут бороться, для Его славы и для расширения Его Царства.

На следующий день у Константина был готов крест, сделанный из золота и драгоценных камней, чтобы нести его впереди войска. Неся впереди крест, с возрожденной надеждой и верой Константин и его люди поспешили к Риму.

Максентий теперь знал, что ему предстоит встреча с войском Константина в открытом сражении, поэтому двинул свои войска на поле по другую сторону реки Тибр. Он разрушил мост, по которому они прошли, и построил сооружение, внешне походившее на мост, однако это были лишь лодки, покрытые досками. Максентий намеревался обмануть войска Константина, чтобы атаковать их в тот момент, когда они пойдут через мост и он обрушится под ними.

Когда две армии вступили в битву, воины Максентия не смогли противостать обновленной силе сражающихся под знаменем с крестом, и он и его воины начали отступать.. В спешке, стараясь избежать еще одной атаки со стороны армии Константина, они хотели перейти по мосту, который сами построили, чтобы заманить в ловушку армию противника, и попали в нее сами. Импровизированный мост обрушился, множество воинов оказалось в реке. Максентий со своей лошадью также оказался в воде, и он утонул.

Как дети Израиля страдали в Египте в течение 400 лет, так и христиане страдали от гонений, находясь под игом Римской империи в течение 300 лет. Кровь агнца спасла израильтян, когда ангел смерти проходил через Египет, чтобы освободить их от железной хватки фараона, а теперь Крест Агнца Божьего повел армию-освободительницу против последней твердыни римской тирании и освободил Божий народ.

Однако, со временем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния постепенно перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой.

Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни.

Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство востор-жествовало.

Миланский эдикт

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Государственная идея Константина Великого состояла в том, чтобы сочетать Римскую империю с новым историческим фактором – христианством

Терпя от античного мира гонения, и в свою очередь отрицая все его основы, христианство целых 300 лет росло, крепло и организовывалось в полном отчуждении от государственности

А между тем оно все росло, захватывало все большие массы народа. За 100 лет до Константина, Тертуллиан смело говорил представителям империи:

Константин, как государственный человек и ученик христиан, осознал, что две силы государство и Церковь не только могут соединиться, но что соединение им обеим одинаково нужно.

С Константином таким образом кончается Рим и начинается Византия.

Значение Миланского эдикта в истории христианства невозможно переоценить. Впервые после почти трехсот лет гонений христиане получили право на легальное существование и открытое исповедание своей веры. Если раньше они были изгоями общества, то теперь они могли участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты. Церковь получила право на приобретение недвижимости, строительство храмов, благотворительную и просветительскую деятельность.

Читайте также: