Новые люди нигилисты разночинская интеллигенция в произведениях русских писателей кратко

Обновлено: 28.06.2024

Размежевание происходило не только по политическим предпочтениям, но и в результате разной культурной ориентации. Вспомните из курса истории, какие два течения существовали в русском обществе в первой половине XIX века? Западники и славянофилы. В основе споров стоял вопрос: каков путь развития России? У них не могло быть общей точки зрения.

Романы Тургенева, лаконичные, с ясным и простым сюжетом, не похожи на романы Толстого, где сложно переплетаются разные линии повествования и действует множество героев, или на романы Достоевского, действие которых подчинено всегда противоречивым, сложным и мучительным идейным исканиям героев.

Период развития романов – начало 1860-х – середина 1870-х годов – соответствует времени наибольшей активности нигилистов и антинигилистов в споре о человеке.

Появляются жанры, дающие простор для осмысления социальных вопросов и возможность непосредственного контакта между писателем и читателем. Эти особенности свойственны драме. Актёр, а через него и драматург, могут общаться непосредственно с аудиторией.

Черты новой драмы:

- Поведение действующих лиц в пьесах определяется общественным и семейным положением.

- Каждый обладает индивидуальными чертами.

- Характер раскрывается в диалогах и монологах.

- Автор умело разрушает традиционный принцип единства места и времени.

Пьесы Островского до сих пор занимают значительное место в репертуаре театров.

Во второй половине XIX века русская литература, обогащенная творениями Толстого, Тургенева, Островского, Чернышевского, Некрасова, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Чехова и других великих писателей, становится поистине властительницей умов в России, привлекает сочувственное внимание всего мира.

ВЫВОД.Во второй половине XIX века в русской литературе было создано множество великих произведений, которые впоследствии стали мировой классикой. Революционные настроения общества впервые проникли на страницы романов и стали мощным двигателем социального и духовного подъёма страны в целом. Развитие общественной и культурной жизни привело к существенным изменениям в драматургии и характере повествования, появлению новых героев и обличению сформированного уклада жизни. Молодые писатели стали делать в своих произведениях акцент на социально-политической сфере жизни, гуманизме и любви к народу, подталкивая читателя к мыслям о переустройстве общества и переменам к лучшему.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Кроссворд.

1. Название журнала, который имел исключительное значение в общественной жизни второй половины XIX века.

2. Фамилия писателя, который является самым ярким представителем гражданской поэзии.

4. Фамилия писателя, который в одном из романов показал столкновение либерального и демократического мировоззрений.

5. Жанр литературы, который во второй половине XIX века играл ведущую роль.

6. Название романа Ф. М.Достоевского.

7. Направление в литературе, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности.

8. Философское направление, которое считает, что мир существует объективно, независимо от сознания.

любви. Базаров декларирует принцип вульгарного материализма и прагматизма за счет духовности. Способность глубоко чувствовать, честность, бескорыстие, сильная воля – положительные качества Базарова. В столкновении с реальной жизнью его громкие нигилистические постулаты терпят крах, Евгений не вмещает свою натуру в рамки проповедуемых им самим представлений о жизни.

Подсознательно ему приходится отказаться от нигилизма. Тургенев не показывает ни одного из настоящих последователей Базарова. Новизна образа Евгения Базарова состоит в богатстве его внутреннего содержания, в скрытых резервах

его духовного потенциала, о которых он сам и не догадывается. Если тургеневскому герою очень трудно жить из-за отсутствия людей, которые правильно понимали бы его, то героям романа Чернышевского “Что делать?” в этом отношении легче.

Как и Базаров, он сам воспитал себя. Он образован, честен, силен физически, волевой, немного эксцентричен. Новые люди Чернышевского – созидающие люди, не чуждые сострадания.

И если второй путь во многом прагматичен и чем-то напоминает базаровские декларации, то в основе первого лежит духовность. С образами новых людей у Горького связана концепция мук ради человечества. Писатель идет по пути синтеза идей Тургенева и Чернышевского: разрушение, созидание, гуманизм.
Меняются времена, меняется и отношение к “новым людям”. Если Базаров одинок, то ” Новые люди ” Чернышевского показаны в перспективе перехода в иное качество в будущем. У Горького контингент таких людей становится массовым.
В восприятии современного читателя Базаров более привлекателен как человек, а не нигилист. Энтузиазм героев Чернышевского не совсем понятен, а субъективно обрисованные Горьким революционеры – святые. Они явно не совпадают со своими реальными прототипами.

Течение общественной мысли

нигилист это

Для противников общественного течения нигилист – это тот, кто стремился разрушить моральные устои и пропагандировал аморальные принципы.

нигилисты в литературе

"Что такое Базаров?"

Именно с таким вопросом обращается П.П. Кирсанов к своему племяннику Аркадию. Слова о том, что Базаров – это нигилист, брата Павла Петровича изумили. Для представителей его поколения жизнь без принципов невозможна.

Стоит отметить, что нигилисты в литературе – это в первую очередь герои Тургенева. Наиболее ярким, конечно, является Базаров, у которого были последователи, Кукшина и Ситников.

русские нигилисты

Принципы нигилистов

Для представителей этого течения характерен главный принцип – отсутствие каких-либо принципов.

Наиболее ярко мировоззренческая позиция Базарова отражается в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым.

Природа для Евгения является своеобразной кладовой, в которой человек может хозяйничать. Павел Петрович любуется ее красотой.

Евгений и Павел Петрович – представители разных социальных слоев. Базаров разночинец. Это во многом объясняет его отношение к народу и равнодушие ко всему прекрасному. Он представляет, насколько тяжела жизнь тех, кто возделывает землю. Русские нигилисты, как правило, действительно были разночинцами. Вероятно, этим вызвана их революционная настроенность и неприятие общественного строя.

кто из героев был нигилистом

Последователи Базарова

Аркадий, хоть и пытается подражать Базарову, совершенно по-другому относится к искусству, природе, родным людям. Он перенимает лишь холодную манеру Базарова общаться, разговаривает низким голосом и держится развязно. Аркадий – воспитанный молодой человек. Он образован, искренен, неглуп. Младший Кирсанов рос в другой среде, ему не надо было зарабатывать себе на учебу.

Однако когда Евгений Базаров влюбляется в Анну Одинцову, то создается впечатление, что его поведение тоже несло оттенок наигранности. Конечно, он намного тверже Аркадия, глубже разделяет идеи нигилизма, но при этом он все-таки душой не мог отвергнуть все ценности. В конце романа, когда Базаров ожидает собственной смерти, он признает силу родительской любви.

Ситникову писатель уделяет еще меньше внимания. Этот герой – сын трактирщика. Он недалек, держится развязно, копируя, вероятно, манеру Базарова. У него есть мечта сделать людей счастливыми, используя для этого деньги, заработанные отцом, в чем выражается неуважительное отношение к чужому труду и к родителям.

Что же хотел автор сказать таким ироничным отношением к этим персонажам? Во-первых, оба героя олицетворяют собой негативные стороны личности самого Базарова. Ведь и он не проявляет уважения к устоявшимся ценностям, которые были заложены много веков назад. Базаров также проявляет пренебрежение к родителям, которые живут лишь любовью к единственному сыну.

принципы нигилистов

Благодаря Тургеневу, понятие нигилизма получило широкое распространение, однако не он придумал этот термин. Есть предположение, что Иван Сергеевич заимствовал его у Н.И. Надежина, который в публикации применил его для негативной характеристики новых литературных и философских течений.

Надо также сказать, что дословный перевод этого слова не передает содержания этого понятия. Представители течения вовсе не были лишены идеалов. Есть предположение, что автор, создав образ Базарова, выказывает осуждение революционно-демократического движения. В то же время Тургенев говорит, что его роман направлен против аристократии.

Также известно, что нигилизм был очень моден среди молодежи 50-60-х годов XIX века. Конечно, отрицание - это путь к самоуничтожению. Но чем оно было вызвано, это безусловное отрицание всей живой жизни, Базаров дает на это очень хороший ответ:

Силы он чувствует огромные, а сделать что-то так, как хочет, не может. Вот поэтому он уходит в себя, становится желчным, раздраженным, угрюмым.

Работая над этим произведением, Тургенев дал большую подвижку этому образу и роман приобрел философский смысл.

Если Тургенев не обозначил предысторию Базарова, то Чернышевский дал полный рассказ жизни своих героев.

Чернышевский утверждает, что человек должен быть гармоничной личностью. Так, например, Вера Павловна (вопрос эмансипации), будучи женой, матерью, имеет возможность общественной жизни, возможность учиться, а главное, она воспитала в себе желание труда.

Правда, парадокс в том, что этот нетипичный — типичен. Лишний человек — тот, кто находится в некоей пограничной ситуации, на границе, отделяющей личность от общества, новое — от старого, оригинальное — от банального.

Эта личность живет в двух измерениях, которые, однако, противоречат друг другу. Его сознание и его бытие не связаны друг с другом, они разорваны и раздвоены. По словам Н.М. Бахтина,

В то же время (вспомним хотя бы Обломова) его внутреннее пространство наполнено уникальными и прекрасными мирами, созданными его воображением, но его внешняя жизнь сталкивается с ограничениями, которые его душат.

Или, как подчеркивает Н. М. Бахтин,

Его раздвоенная натура проявляется на каждом шагу; желание жить, наконец-то, по-человечески и желание полноты жизни сталкиваются с невозможностью этого достичь. И потому стремление к добру и красоте парадоксальным образом и сочетаются в нем с безумствами, неблаговидными поступками, с извращенными представлениями о жизни.

Или, как у Ф. И. Тютчева:

Но те же чувства испытывают те, кто остался на родине, среди своего народа, но при этом потеряли те ценности, на которых были воспитаны: традиционные и советские. Они испытывают примерно те же чувства: недоумение, негодование, обиду, гнев, замешательство. Более того, сегодня вся классическая иерархия ценностей сместилась и рухнула. Скверное стало популярным, пошлое — трендовым, табуированное —
выставляемым напоказ.

Во времена Тургенева кризис идентичности носил, скорее, социально-классовый характер, а в эпоху глобализации кризис идентичности стал почти универсальным. И потому.

Читайте также: