Позднее возрождение архитектура кратко

Обновлено: 28.06.2024

Архитектура Возрождения - период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима.

Можно выделить три основных периода:
Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.
Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.
Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

Возрождение является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. Архитектура снова становится ордерной.

Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.
В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем переродилась в барокко, применявшие подобные архитектурные приёмы в ином общем идейном контексте.
______________
Проторенессанс.

Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства.


Кампанилла собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция. Джотто.

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ученый и архитектор.
Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках была открыта прямая перспектива.

Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

FI innocenti.05.JPG
Оспедале дельи Инноченти. 15в. Флоренция

Филиппо Календарио (первые годы XIV века - 1355) - венецианский архитектор и скульптор. Самое известное сооружение - Дворец Дожей в Венеции.

Photograph of of the Doges Palace in Venice.jpg
1309-1424 годы. Готика
_________

В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Основные памятники итальянской архитектуры этого времени - светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба.

Представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам - основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства - базилика Святого Петра в Ватикане.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом.

Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.


Ансамбль площади Капитолия.


Купол собора Св.Петра в Ватикане - работа Микеланджело.

Его последователями были Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого - Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини во Флоренции, Антонио да Сангалло, построивший палаццо Фарнезе в Риме.

Бальдассаре Перуцци (1481-1536) - итальянский архитектор и живописец эпохи высокого Ренессанса. Работал вместе с Донато Браманте и Рафаэлем на вилле Фарнезина. После смерти Рафаэля возглавлял работу по строительству Собора Святого Петра в Риме.


Вилла Фарнезина
Антонио да Сангалло Младший (1484-1546) - флорентийский архитектор эпохи Высокого Возрождения. Работал в Риме под руководством Браманте и Перуцци.
Его творением является Палаццо Фарнезе в Риме (строительство начато в 1513 году, закончено Микеланджело).

Современный вид Палаццо Фарнезе .
Сангалло принял эстафету главного архитектора собора Св. Петра в 1539 году и расширил первоначальный план Браманте, но доводить строительство до логического завершения пришлось его преемнику Микеланджело.


Церковь Санта-Мария-ди-Лорето в Риме


Сансовино. Библиотека Марчиана

С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходят перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружения продолжают отличаться изяществом и благородством.

Главными представителями архитектуры этого времени были Виньола, построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо, живописец и биограф художников Вазари, им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио, создавший несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце, генуэзец Галеаццо Алесси, который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.

Firenze.PalVecchio.Uffizi02.JPG
Галерея Уффици
Галеаццо Алесси (1512-1572) - один из знаменитейших архитекторов XVI века.
Алесси был, как предполагают, учеником Г. Б. Капорали, изучал ревностно архитектуру древних и своими постройками в Генуе, где он наиболее проявил свою деятельность, приобрел громкую известность далеко за пределами Италии.
К самым замечательным его произведениям принадлежат в Генуе дворцы Гримальди, Бьянко, Леркари, Спинола, вилла Паловичини, здание банка и т. д.
Шедевром его считается церковь Sta-maria di Carignano; им же выстроены: прекрасная вилла Джустиниани в местечке Альбаро, церкви San-Paolo u San-Vittore, a также передний фасад церкви San-Celso и знаменитый дворец Томмазо Марини.

Палацци-деи-Ролли (итал. Palazzi dei Rolli) - квартал дворцов генуэзской аристократии, построенный в эпоху маньеризма вдоль новой городской магистрали Ле-Страде-Нуово (ныне Виа Гарибальди) и в её окрестностях. В 2006 году объявлен памятником Всемирного наследия.


Виа Гарибальди

Дворец Паллавичини-Камбьязо (PalazzoPallaviciniCambiaso) на улице via Garibaldi


Вилла Джустиниани (Villa Giustiniani-Cambiaso), Альбаро, фасад

Базилика Santa Maria Assunta di Carignano, главный фасад.


Церковь Santa Maria presso San Celso (Милан)
За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции.

Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибером Делормом; Экуанский замок, дворец в Блуа.
В Испании - дворец Эскориал архитекторов X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии - часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.

Позднее Возрождение (1530—1580 годы) — период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке. В условиях наступления феодализма, а затем и католической реакции, искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах самого Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтностью. Получили богатую и сложную разработку ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворцы.

Выдающимися зодчими этого времени были Микеланджело (1475—1564),Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Андрее Палладио (1518—1580).

Микеланджело Буонарроти

Архитектура Микеланджело очень индивидуальна.В его творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Произведения Микеланджело в области архитектуры убеждают в том, что он решал возникавшие перед ним задачи архитектурного порядка как мастер пластики, как скульптор, и соответственно рождавшемуся у него живому пластическому чувству выбирал те или иные мотивы, преобразовывал формы, иногда нарушал даже конструктивную логику в угоду чисто художественной, эмоциональной выразительности. Микеланджело явился родоначальником тех тенденций, которые приобрели большое распространение в последующее время и определили появление стиля барокко.

В пределах комплекса церкви Сан-Лоренцо Микеланджело оформил помещение библиотеки — Лауренцианы. Она состоит из вестибюля с лестницей и зала для хранения и чтения рукописей. Стены не были возведены Микеланджело, ему предложили перестроить уже существовавшее ранее здание.

Вопреки всем законам Микеланджело не облегчает, а утяжеляет верхнюю часть стен. Колонны у него не стоят перед стеной и не приставлены к ней, а включены в толщу стены, поставлены в нишах, опираются не на пол, а на выступающие из стены под ними консоли. Стена видится архитектору как мускулистое человеческое тело. Лестница, подобно застывшему каменному потоку, стекает в вестибюль, соединяя его с залом библиотеки. Во всем разлита энергия. Архитектура Микеланджело будто дышит.

Площадь Капитолия

wp1ee58b7a_05_06

wp2bafc70b_05_06

Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником. В этот прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора, которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его возвышается античная бронзовая конная статуя императора Марка Аурелия.Сейчас она заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее). К открытой стороне площади ведет широкая лестница Кордоната, спускающаяся к жилым кварталам города. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима.

Гробницы Медичи (1520-1534)

Схема капеллы Медичи

Почти пятнадцать лет работал Микеланджело над усыпальницей Медичи во Флоренции по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.

По замыслу часовня должна была стать усыпальницей для всех представителей рода Медичи.Часовня является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо и расположено позади церкви. Потолок этой часовни — миниатюрная копия римского храма Пантеон. «Творение ангелов «– так назвал это сооружение сам Микеланджело. Чтобы лучше передать настроения скорби и печали, при оформлении усыпальницы мастер использовал мрачные и приглушенные тона.

В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Микеланджело не только увеличил масштаб гробниц, он также впервые использовал в них фигуры в натуральную величину. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем.

kapella_medichi_00

м2
медич

В период строительства во Флоренции велась жесточайшая борьба за власть. Династия Медичи противостояла силам республиканцев. Самое интересное то, что Микеланджело всем сердцем поддерживал республиканцев. Всячески пытался бороться против людей, на которых работал. Однако неукротимая любовь к искусству взяла верх, и Микеланджело закончил работу над созданием Капеллы Медичи.

Архитектурой и скульптурным убранством капеллы Микеланджело воздвиг памятник не Медичи, а Флоренции. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Капелла Медичи стала этапом в развитии творчества Микеланджело, а вместе с тем и мирового искусства. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры.

Андреа Палладио

Вилла Ротонда

Ла-Ротонда — загородный дом, или вилла, построенный Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновни-ка Паоло Альмерико. После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра . Иногда её называют вилла Альмерико-Капра.

300px-Villa_Rotonda

Вилла Ротонда, состоящая под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, общепризнана в качестве одного из центральных зданий в истории европейской архитектуры. Для архитекторов-палладианцев это был самый чтимый образец усадебного дома. По его образу и подобию были выстроены тысячи зданий по всему миру — от американской усадьбы Монтичелло до Софийского собора в Царском Селе.

Это один из первых в истории частных домов, решённых в форме античного храма. Вилле присуща идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях. У здания четыре тождественных фасада с ионическими портиками, к каждому ведёт балюстрада со статуями античных богов.

Винченцо Скамоцци, который отвечал за достройку и отделку виллы после смерти Палладио, увенчал её куполом-ротондой на подобие римского Пантеона. Из круглого отверстия сверху купола, по замыслу создателей, солнечный свет должен был изливаться в круглую гостиную в центре здания. Её стены покрыты искусными фресками-обманками. Все прочие комнаты спроектированы таким образом, чтобы в них в течение дня тоже равномерно заглядывало солнце.

В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла идеально вписана в него. От парадных ворот к ней ведёт широкая аллея для экипажей. Палладио и Скамоцци достигли в этом своём произведении гармонии с природой, неведомой европейскому зодчеству со времён античности.

Творчеством Андреа Палладио (1508—1580) завершается период позднего Ренессанса , он ограничил свою деятельность родным городом — Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии.

Джакомо Бароцци Виньола

Вилла папы Юлия III

muzey-iskusstva-etruskov-4

В вилле Юлия ощущается стремление зодчего придать своему произведению черты нарочитой красивости и изысканности, рафинированной отточенности деталей. Сегодня в вилле — музей этрусской культуры


Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.
Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории, и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности, который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии


Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)


Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески


Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в создание образа символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе.


Леон Баттиста Альберти


Архитектура позднего Возрождения

В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.

От Браманте до Микеланжело


В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.

В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.

Андреа Палладио



Микеланджело Буонаротти — гениальный скульптор, художник, архитектор — заставил заговорить о себе еще в молодости, изваяв огромную скульптуру Давида, высеченную из исполинской глыбы мрамора. В архитектуру он пришел поздно, сам себя он называл скульптором. Архитектурное наследие великого мастера насчитывает много разнообразных сооружений: он строил капеллы, церкви, гробницы, палаццо, городские ансамбли, огромен его вклад в строительство собора Св. Петра, о чем шла речь выше.

Кроме вышеперечисленных собора Св. Петра и палаццо Фарнезе его авторству принадлежит библиотека Лауренциана во Флоренции, над которой он работал с 1523 по 1559 г. Микеланджело является создателем барочных форм. Он впервые применил раскреповки, изобрел сегментный фронтон, сдвоенные пилястры и др. Неукротимая мощь творческого гения, динамичная напряженность всех его композиций находили выражение в нестандартных решениях, способности в своих произведениях опережать время.

Капитолийский ансамбль в Риме — выдающееся сооружение Микеланджело. Возведенный в эпоху Позднего Ренессанса на Капитолийском холме, одном из священных мест Рима, он в полной мере соответствовал замыслам автора, несмотря на то, что достраивался после его смерти. Композиция этого комплекса, задуманного и возведенного в период Возрождения, воплотила в себе основные принципы построений барочного ансамбля. Эти принципы в эпоху барокко получат распространение и дальнейшее развитие (Рис. 4.59).

Микеланджело начал строительство ансамбля в 1938 г. с совершенно необычного шага. В центре будущей площади была установлена конная скульптура Марка Аврелия, незадолго до этого извлеченная из земли. Скульптура стояла несколько лет, пока шли подготовительные работы, прекрасно организуя пространство и заставляя новыми глазами взглянуть на круглую скульптуру. В эпоху средневековья и прошедшие годы Ренессанса круглую скульптуру как элемент, организующий пространство, не использовали, про это просто забыли. Статуи обычно размещалась на фоне какого-то сооружения, воспринимаемые как единое целое с фоном.

Композиция строится на основе следующих принципов, которые получат широкое распространение в период барокко:

— весь комплекс развивается по главной композиционной оси, которая служит осью симметрии;

— форма площади усложнена;

— композиция раскрывается в полной мере только в динамике;

— используются визуальные связи с окружением;

— находят применение театральные эффекты.

Трапециевидная в плане площадь Капитолия с овалом посередине ограничена справа палаццо Консерваторов, слева — Капитолийским музеем. Замыкает ось палаццо Сенаторов. В композицию ансамбля естественно включена лестница-пандус, подводящая к площади. В некоторой мере вписывается в ансамбль и лестница ось которой под острым углом пересекается с осью основной лестницы, и ведет к древней церкви Санта Мария деи Арачели. Микеланджело, предвосхищая барочные приемы, использовал некоторые театральные эффекты и визуальные обманы. За счет того что трапециевидная площадь, расширяющаяся к дальнему краю, отчасти прикрыта боковыми зданиями, увидеть этот ансамбль и в полной мере оценить его красоту можно только в динамике: поднимаясь по лестнице и выйдя на ее середину. В форме лестницы-пандуса использована обратная перспектива: она расширяется к концу.

Палаццо Сенаторов, замыкающее перспективу, имеет плоскостной фасад с едва выступающими ризалитами и обработано пилястрами. Ось дворца подчеркнута лестницей с нишей. Палаццо Консерваторов и музей имеют одинаковые фасады, к которым зодчий подошел совершенно по-новому. Первый этаж занимают глубокие портики на ионических колоннах. В свою очередь, колонны, идущие вглубь стены, подчеркивают ее массу. Значительно раньше, едва ли не впервые, подобный прием, правда примененный к гораздо меньшим по масштабу элементам, использовал Альберти в палаццо Ручеллаи, позже — Сансовино в здании библиотеки Сан Марко. Коринфские пилястры большого ордера объединяют два этажа и решены в едином стиле с пилястрами Дворца Сенаторов. Это один из первых примеров использования большого ордера в гражданском здании, прием, который зодчий будет использовать и в дальнейшем. Завершаются здания ансамбля парапетами со статуями.

Вилла папы Юлия III, работу над которой зодчий начал в 1550 г., представляет собой сложную композицию из анфилады дворов с портиками, водоемами, садом и немногих закрытых помещений, объединенных разнообразными лестницами и переходами. Виньола использовал неожиданные ракурсы, сценические эффекты, создавая непрерывный калейдоскоп живописных перспектив. В работе над виллой принимали участие Вазари и Амманати, заканчивавший ансамбль.

Тип загородного замка-дворца представляет замок семейства Фарнезе в Капрарола. Это один из самых крупных построек Виньолы. Проект осложнялся необходимостью использовать при строительстве уже существующее пятигранное сооружение с круглым двором, заложенное еще Перуцци.

Замок Фарнезе в Капрарола возле Витербо и парк, строительством которых на протяжении длительного времени занимался Виньола, мастерски вписаны в ландшафт, в пейзаж парка органично включались видовые перспективы окружающей природы.

Замок-дворец имеет традиционную для флорентийских палаццо этажность: три этажа на фасаде. Еще один этаж, четвертый, который не виден на фасаде, освещается со стороны внутреннего двора. Само сооружение сложено из серого камня и красного кирпича. В середине пятигранника — круглый двор, окруженный арочными галереями в двух нижних ярусах, где располагались парадные помещения. Г алереи имели богатую отделку: росписи стен и потолков, ордерный декор.

Читайте также: