Культовые обряды в древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Религия древнего Рима или в религии римлян есть множество религиозных практик и верований , что римляне , которые считаются надлежащим образом римской, а также многие культы , ввозимые в Риме или практикуемые населения , входящих в состав Римской империи. Римляне использовали слово религия не в единственном, а во множественном числе. Действительно, речь идет о римских религиях . Использование множественного числа оправдано тем фактом, что боги не объединены в единой великой религии. У каждого человеческого сообщества есть свои божественные партнеры.

Римляне считали себя глубоко религиозными и приписывали успех своей империи своей коллективной набожностью ( pietas ), которая позволяла поддерживать хорошие отношения с богами. Согласно легендарной истории первых веков Рима, большинство религиозных институтов и обрядов Рима восходят к ранним основателям Рима, в частности, Нума Помпилию , второму королю Рима. Постепенно римское право отделилось от религии.

Резюме

Изучение римской религии

Помимо нескольких археологических и эпиграфических свидетельств, наше прямое знание римской религии не выходит за пределы III - го века до н.э. Это трудно формально воссоздать наиболее архаичные пласты римской религии, некоторые теории отбрасываются как то из богов ди индигеты и di novensides . В дополнение к индоевропейским влияниям, римская религия кажется нам, насколько письменные документы позволяют нам вернуться назад, находящейся под влиянием одновременно этрусков и греков (первые уже сами в значительной степени испытали влияние последнее по религиозному плану).

Таким образом, методы исследования различаются в зависимости от изучаемых периодов: архаический период в основном основан на сравнительной мифологии . Изучение римской религии в конце республики и во времена Империи основано в основном на всех литературных, археологических и эпиграфических свидетельствах.

Основные особенности

Истоки римской религии

Основополагающим мифом Рима является миф о Ромуле и Реме , двух братьях, брошенных на берегу Тибра и чудесным образом вскармливаемых волком. Ромул, укрепленный необыкновенным предзнаменованием богов в лице двенадцати стервятников, обрисовал очертания города Рима на Палатине и убил своего брата после того, как тот пересек борозду с насмешливым видом. Также Рим стал для римлян не только жилым пространством, но и освященной землей.

По словам Ливий , это было после правления Ромула , что Нума Помпилиус , второй царь Рима , возбужденной официальных религиозных практиков. После смерти Ромула он передал часть религиозной власти царя, а затем одновременно воина, законодателя и священника, жреческим коллегиям, избранным среди отцов, персонажам, составляющим дворянство, избранное Ромулом. Он основал храм Януса , распространил колледжи фламинов на Марс и Квирин и создал орден Салиенов . Он назначил великого понтифика , религиозного лидера, ответственного за надлежащее исполнение обрядов.

По словам Жоржа Дюмезиля , легендарная история римского происхождения выдает индоевропейский архетип : первый царь Ромул сосредоточился на военном искусстве и сделал Рим реальной державой. Второй царь, Нума, основал культы и предложил римлянам новую силу: борьбу за благое дело - божеств. Божественная триада Юпитер , Марс , Квиринус делится на три функции , как в древнеиндийской религии трилогия богов Варуна , Индра , Насатья . Юпитер представляет функцию священного владычества, Марс - функцию воина, а Квирин в этот период - бог масс - функцию производства и плодородия. Затем эта прекапитолиновая триада была заменена классической капитолийской триадой: Юпитер , Юнона , Минерва .

Священные места

В древнем Риме , то померия священный предел города, образуя границы как юридические , так и религиозных.

Религиозные обычаи


Жертвы

Жертва является наиболее важным ритуалом , потому что это позволяет поддерживать чела Deorum (мир богов), признав их превосходство (их maiestas ) в обмен на обет. Его часто совершает храмовый священник. Есть два основных типа жертвоприношений. Кровавые жертвы касаются домашних животных. Часть жертвы сжигается на жертвеннике или на земле, другую съедают люди. Бескровные жертвы: они касаются таких продуктов, как мед, сыр, хлеб или блины. Все сжигается на жертвеннике или на земле. Это называется холокостом . В основном он предназначен для ипохтонских божеств (живущих под землей). Охотница Диана - единственная богиня, которая может получать дичь в жертву.

Римляне приносили в жертву богам домашних животных - крупный рогатый скот, овец, свиней, кур и т. Д. - иногда даже собаки. Подношение не может быть совершено, если животное не стоит на месте, если оно напугано, больно или убегает. В этом случае для поддержания приношения римляне должны выбрать другого здорового покорного зверя.

Жертвоприношение проходит в несколько этапов, которые необходимо соблюдать в правильном порядке для успешного приношения. Præfatio является первым предложением с использованием вина , которое символизирует признание богов, но и ладан. Immolatio состоит в заливке на спине животного в Моле сальса , соленая мука. Мы рассматриваем этот акт как освящение животного: переход из мира людей в мир божественный, принадлежащий богу. Священник проливает несколько капель вина на лоб животного, затем проводит ножом по спине быстрым жестом, показывая, что зверь посвящен жертвоприношениям для божеств. Римляне не описывают следующий шаг - убийство животного. Раб, обвиняемый в убийстве животного, должен спросить разрешения, прежде чем зарезать его. Рога завязаны таким образом, что он наклоняет голову, а затем вырубает его молотком. Precatio молитва произносится вслух священникам, litatio , стихосложению и принятия жертвоприношения божествам. Жертвенное приношение или жертвенный пир состоит в поедании принесенного в жертву животного.

Из-за иерархии между божествами не все получают одинаковые жертвы. Например, обожествленные императоры получают жертву, соответствующую их достоинству.

Погребальные обряды и общественные богослужения

В Древнем Риме принадлежность к социальному классу влияет на пышность обрядов. В принципе, богатых кремируют, самых бедных, как рабов, без церемоний бросают в братские могилы.

Постепенно изменились и обряды общественного поклонения. Например, отказ от некоторых обрядов традиционной римской религии в пользу восточных культов, а именно египетских культов или даже христианства. Христианство также занимают место все большее значение в Римской империи. Некоторым мужчинам, особенно императорам в рамках имперского культа, установленного Августом, обычно поклоняются после их смерти. Затем их поклонение адаптируется к их положению в божественной иерархии. Действительно, обожествленные римские императоры не обладают таким же достоинством, как бессмертные боги.

Божественные проявления

Прежде всего, запрашиваются понтификы, которые, находясь в самом городе Риме, могут быть немедленно запрошены римской властью. Сначала они провели расследование, выводы которого представили в Сенат. От имени последнего они должны были определить, какой бог проявился через все эти чудеса. Именно здесь Annales maximi проявили весь интерес, потому что благодаря наблюдению за определенными явлениями ответы, принесенные предыдущими понтификами, были отправлены в эти архивы. Таким образом, для каждого типа вундеркиндов было целесообразно дать определенный ответ, аннотированный в этих архивах, чтобы предотвратить это явление.

Священники

В попах (латинском sacerdotes ) являются специалистами, ответственным за организацию религиозных культов. Они либо несут ответственность за поклонение богу ( фламины ), либо организованы в постоянные колледжи или даже в братство ( содалии ). Они являются частью patricio- плебейской элиты [см. необходимо] (рыцари и часто сенаторы и, следовательно, магистраты), и рассматриваются как выполняющие общественно полезную миссию. Священный царь унаследовал религиозные функции от короля. В flamines , пятнадцать числа (три основные flamines и двенадцать мелких flamines), священники на службе конкретного бога.

Есть четыре великих священнических колледжа, называемых quattuor ampissima collegia . Колледж понтификов , образованных понтификов , которые имеют консультативную роль и участвовать во многих церемониях аграрного цикла. Папской коллегией руководит верховный понтифик, который также несет ответственность за определение календаря года. В предзнаменования , шестнадцать в количестве под Юлием Цезарем , свидетельствуют об отношении богов по отношению к городу (по интерпретации знаков) в крупных политических решений (в частности, проведение войны) и консультировать сенат и магистраты. Quindecemviri sacris faciundis (пятнадцать, потом шестнадцать во время Цезаря) сделок с коллекциями Сивиллин книг и контролировать иностранные культы в Риме. Septemviri epulonum (семь в количестве , а затем десять во время Цезаря) несет ответственность за священные банкеты и контроля игры.

Религиозные братства многочисленны. Есть Saliens , ответственные за песни и танцы во время военных ритуалов марта и октября. Есть также братья Арвалес , двенадцать служителей культа аграрной богини Деа Диа . Fétiaux несут ответственность за обеспечение уважения права в отношениях с другими народами (особенно в момент объявления войны). Их деятельность привела к рождению ius fetiale . В luperci отмечают праздник Луперкалий , который состоялся 15 февраля с церемонии в память о грудном вскармливании от Ромула и Рема по волку. В весталке также священный колледж, но из женщин.

Религиозный календарь

Римский календарь делится на несколько дней в зависимости от вида деятельности:

Долгое время качество дней было объявлено верховным понтификом только за месяц до этого, потому что календарь был сложным (лунный календарь из 355 дней в году, поэтому каждые два года добавлялся вставной месяц из 20-22 дней). . Юлий Цезарь упростил эту систему в 45 г. до н. Э. AD , принимая солнечный календарь , предложенный египетского астронома Sosigene Александрии : это по юлианскому календарю , по- прежнему в силе и сегодня, после григорианской реформы в 1582 году .

В своих философских трактатах Цицерон разделяет официально признанных богов на три категории:

Superstitio и pietas

Superstitio

Противоположностью религии (которая касается общественного достояния) является суеверность (которая касается частной сферы): атеизма не существует. В граждане не имеют права принимать без созыва бога публичного поклонения. Страх и любовь к богам - чистое суеверие : это не гражданское поведение.

Пьетас

В благочестия является скрупулезным соблюдением обрядов.

Римляне считают себя самыми набожными из людей, и поэтому им помогают боги. Они также приглашают богов побежденных противников прийти в Рим, чтобы почтить их память. Это evocatio . Таким образом, боги побежденных покидают последних, которые еще хуже защищены и помогают.

В благочестия также означает уважение к родителям ( благочестия эрга parentes ), уважение к Отечеству ( благочестия эрг patriam ). В этих двух случаях, он также имеет религиозный смысл: Роман посвящает культ к богам гриве (своим предков), к ларам Familiaris ; он участвует в гражданском богослужении.

Культы других религий

Что касается чужеземных культов, римляне были довольно терпимы, и в целом все религии терпели (см. Religio licita ).

Римский пантеон пополнился новыми богами и питались различных религиозных влияний в III - м веке до нашей эры. AD , например , был введен греческий культ Асклепия . Первоначально италийская и греческая религии смешивались. В конце III - го века до нашей эры. AD , то фригийский культ из Кибелы распространяется понемногу. Официально она была импортирована в Рим во время Второй Пунической войны, где богиня каким-то образом была установлена ​​на римской стороне (ср. Ливий ).

Впоследствии иудаизм стал терпимым, хотя и странным и мало ценимым римским умом. С завоеванием Египта император носит титул фараона , но только в Египте.

Восточные влияния почитали индивидуальные практики и мистические культы ради прямой связи с божеством. В I - м веке император Калигула заинтересован в культе Исиды . В конце II - го века , Коммод был инициирован в митраизм .

Однако не все религии знали об этой римской терпимости и ассимиляции, и тайные обряды вызывают подозрение в глазах римлян:

  • Римские ученые постоянно подтверждают свою приверженность к религии предков и традиционной религии;
  • I - го века император Клод запрещает друидизм ;
  • христианство и манихейство преследуются в III - го века. Христианство, однако, в конечном итоге превратится в официальном культе IV - го века .

Восточные божества

Первым божеством, прибывшим в Рим в 204 году до нашей эры, была анатолийская богиня Кибела . Н.э. , чьи обряды выполнялись священниками-евнухами, которые, что касается культа богини Атаргатис , искалечили себя и превратили свои обряды в кровавую баню. Несмотря ни на что, мы все же чувствуем некоторое преувеличение в произведениях авторов, не одобряющих эти культы с Востока.

Александрийские культы пришли в Рим через египетских торговцев , и только при Калигуле они начали практиковаться. Действительно, этот император принял себя за потомка фараонов . На Марсовом поле поклонялись египетской богине Исиде , ее мужу Сарапису и их ребенку Гарпократу ( Гору, эллинизированному младенцу). Но почитались также и другие божества Египта, такие как Германубис (Hermès-Anubis) или Апис , следы которых у нас есть даже до Галлии . Исида приобрела большое значение и была для своих последователей, как и в Египте, универсальной богиней, породившей вселенную и звезды, богиней-матерью . Этот культ был очень иерархическим, по образцу, более или менее заимствованному из египетских традиций. Храмом богини в Помпеях можно полюбоваться и сегодня .

Но самым успешным богом на территории Рима был Митра , индоиранский бог. Этот бог появился последним среди восточных божеств. Ему поклонялись в Митрее . Его поклонение было предназначено только мужчинам, и он был очень успешен в армии. Бог был шансом на спасение, и его часто изображали в сценах корриды .

Некоторые обращались к этим богам, потому что они казались ближе или обещали благословенное бессмертие, но в основном римская религия была синкретической, и эти новые культы почти не противоречили старым.

Примечания и ссылки

Смотрите также

Библиография

Древние источники

Современные произведения

Статьи

  • Чарльз Гиттард , " The вундеркинды в книге 27 из Tite-Live ", Vita Latina , п о 170, 2004 г. , стр. 56-81 ( читать онлайн )

Документ конференции

Джон Шейд, О Богах и людях: Понимание религий римлян [Лекция]. Колледж Франции, 2019

Сложно представить история многих стран Европы без влияния Древнего рима. Великая империя действительно повлияла на культуру самых разных покорённых народов, однако традиции древних римлян сегодня могут показаться нам странными и даже шокирующими.

Римляне строили крупные города, завоёвывали новые территории, прокладывали дороги, некоторые из которых сохранились даже до нынешнего времени. Но не стоит забывать, что их обычаи сильно отличались от привычных нам, ведь речь идёт о древнем периоде, что имел свои особенности и тайны. Как жили древние римляне? Каковы были особенности их быта, традиции?

Религия в традициях древних римлян

Важнейшую роль в жизни жителей Древнего Рима играла религия. Влияние на формирование древнеримского пантеона божеств оказали верования Древней Греции, однако римляне наделили богов дополнительными функциями и особенностями.

Например, покровитель войн Марс значительно отличался от греческого Ареса. Он отличался суровостью, но мог проявлять благородство. Более того, римляне считали его своим прародителем, а потому святилища Марса строились во многих древних городах.

Не менее почитаемым был и Янус, двуликий бог, символизировавший течение времени, начало и конец всего сущего. Легионы Римской империи, отправляясь в очередной поход, проходили через святилища Януса. В таких храмах было два прохода, а шествие через них, согласно традициям древних римлян, приносило победу отрядам.

Сцена из повседневной жизни знатной римлянки

Сцена из повседневной жизни знатной римлянки

Поднесение даров и жертв богам было обязательным ритуалом, без которого невозможно представить древнеримские празднества. Чаще всего в качестве жертв использовали скот. Животных убивали у алтаря, а большую часть туши отдавали в качестве угощения жрецам.

Хранение различных государственных документов, договоров о заключении мира или же решений об объявлении войн также было тесно связано с религиозными ритуалами. Нередко судьбу государства могли решить птицы.

В Древнем Риме часто прибегали к гаданиям по внутренностям животных или предсказывали будущее по полёту птиц. В отдельных храмах жили священные куры. Им высыпали зерно, а по тому, как птицы клевали его, жрецы могли предсказать грядущие события.

Римляне были склонны к веселью и разгулу

Римляне были склонны к веселью и разгулу

“Все дороги ведут в Рим”

Римляне были великими строителями, что нуждались в широких дорогах, по которым можно было бы и пройти легионам, и проехать на колесницах. Поразительно, но немало древнеримских дорог сохранились до наших дней, и даже сегодня можно заметить, насколько тщательно в них укладывались камни, насколько добротно была проведена работа.

Все они соединяли между собой крупные и небольшие города, названия улиц в которых появлялись благодаря жителям. Если на улице жил мастер какого-либо ремесла, то вскоре она получала “говорящее” название, например, Сандальная или Колёсная.

Но если красота зданий наверняка впечатлила бы современного человека, то отсутствие зеленых насаждений в городах вряд ли порадовало бы. Дело в том, что на улицах Рима попросту негде было высаживать цветы и деревья.

Воинам, пешеходам и колесницам требовалась дорога, и порой не хватало даже выделенного места. Чтобы проехать по улицам, конные военные отряды оттесняли и даже били прохожих, что попадались на их пути.

Древние римляне – ценители эротики и сражений

Нравы древних римлян нельзя назвать пуританскими. Их любимым искусством было изображение эротических сцен на стенах зданий. Ничего плохого народ в этом не виде, а напротив, восхищался красотой и изяществом персонажей данного сюжета.

В любовных связях большинство римлян не отличались разборчивостью. Гомосексуальные связи и педофилия были вполне нормальны для Римской империи позднего периода.

Единственное, чего следовало избегать – любовных отношений между женатым знатным мужчиной и женщиной аристократического происхождения. В таком случае при рождении ребёнка из-за раздела наследства могли возникнуть серьёзные трудности.

Традиции древних римлян невозможно представить без их главного увлечения – гладиаторских боёв. Их участниками становились не только пленники-чужестранцы, но и те, кто хотел заработать.

Самые необычные традиции Древнего Рима

Несмотря на все вольности римского общества, оно жило по установленным законам – иногда крайне причудливым. Например, если человек хотел свести счёты с жизнью, он не мог сделать это самовольно.

Будущий самоубийца подавал заявление в Сенат, где рассказывал о причинах, толкающих его на этот поступок. Если в Сенате причины воспринимались как уважительные, просителю даже выписывали порцию яда.

Пиршество в Древнем Риме

Пиршество в Древнем Риме

А вот на похоронах знатных людей обязательным было присутствие архимима. Это был специально приглашённый клоун, который шёл в хвосте процессии и изображал умершего. Порой он даже надевал маску с изображением лица покойного. Такая работа считалась не высмеиванием, а ритуалом, за который актёр получал щедрое вознаграждение.

Традиции древних римлян могут показаться нам необычными и очень странными, но не стоит забывать, что именно римская культура стала основой для обычаев многих европейских стран. Неизвестно, каким бы был современный мир, если бы великая держава, Римская империя, не сделала огромный вклад в развитие покорённых территорий, создание важных изобретений, многие из которых используются по сей день.

Существовавшие в Риме культы оказались интегрированными в государственную систему.

Однако притом, что политическая жизнь была пронизана религиозными ритуалами, это практически никогда не вело к доминированию религии над политикой. Высокий социальный престиж священнослужителей, как правило, был связан с их политическим безвластием, отсутствием политически заметного влияния. Никогда ни античная Греция, ни античный Рим не сталкивались с угрозой узурпации политической власти жреческой элитой.

Римское жречество

ЖРЕЧЕСКИЕ КОЛЛЕГИИ ДРЕВНЕГО РИМА.

Название коллегии происходит от латинского avis (птица), откуда avgvr, ris – птицегадатель. Коллегия состояла из 15-16 членов. Первоначально ритуалы авгуров были связаны с божествами плодородия. Они должны были улавливать и комментировать поданные божеством знаки: атмосферные явления, полеты и крики птиц, встречи с дикими животными. С течением времени особое значение стало придаваться гаданию по полетам птиц и поведению священных кур (ауспициям). Участие в гаданиях давало авгурам право распускать народное собрание, объявлять неугодными богу выборы того или иного магистрата, отменять уже принятые законы, обладать правом veto на любое решение, применять штрафные санкции против любого магистрата, нарушившего их табу. Государственные деятели Рима должны были прибегать к ауспициям перед каждым крупным политическим или военным актом. В подчинении у авгуров находились гаруспики, Сивиллины жрецы. Внешние атрибуты (инсигнии) их сана, который никто не мог отобрать, — кривой Ромулов жезл и короткий царский пурпурный плащ (трабея). Деятельность авгуров распадалась на две сферы: решение государственных дел таким образом, чтобы закону божественному (fas) не противоречил закон человеческий (jus) и чисто религиозные действия, в действительности часто неотделимые друг от друга. Они проводили обряд инавгурации царя и некоторых жрецов, им принадлежало право предсказания будущего на основании гадания по полету птиц, небесных явлений, наблюдений за звездами. Авгуры выясняли причины неурожая, болезней, других несчастий в римской общине. Именно им римляне обязаны разработкой судебного процесса вообще и процессуального следствия в частности. Авгуры обязательно участвовали при разборе по куриям апелляций к народному собранию при уголовных процессах (provocation ad populum). Коллегия эта просуществовала вплоть до эпохи Империи.




Название коллегии происходит от латинского arvvm (пахотное поле). Коллегия включала в себя 12 человек. Это были жрецы полей, ведавшие почитанием божеств земли, испрашивающие у них плодородие. На празднике в конце мая Арвальские братья в ритуальных танцах и песнях испрашивали божественного благословения посевам и ниспослания урожая римской общине. Главная их богиня — Деа Диа (Dea Dia). Это не собственное имя, а нарицательное: Божественная Богиня. Ей приносили в жертву двух свиней, белую корову, жирную ярку в определенном, идущем еще с древности порядке. Члены коллегии в один из дней майского праздника совершали обряд амбарвалии, т.е. торжественный обряд обхода полей с жертвенными животными. Почти забытые обряды были возрождены при императоре Августе. В период Империи деятельность Арвальских братьев была связана с императорским культом. Ежегодно они принимали и выполняли обеты богам за здравие и благополучие правящего императора и его семьи, осуществляли священнодействия в его честь, а также другие обряды (например, отмечали день рождения императора).

Название Vestales произошло от латинского Virgines Vestae (девы Весты, богини домашнего и государственного очага). Для посвящения богине отбирались девочки 6—10 лет, которые, дав обет целомудрия, в течение 30 лет должны были выполнять свои жреческие обязанности, главная из которых - следить за поддержанием вечного огня в очаге храма Весты. Это единственная жреческая коллегия, которая со времени Нумы Помпилия получала что-то вроде заработной платы. Весталки находились во власти Верховного Понтифика, который и налагал на них наказания за преступления, прежде всего за нарушения обета безбрачия и целомудрия. При этом наказания носили чисто сакральный характер и обжалованию не подлежали. Весталки пользовались особыми почестями и привилегиями в римском обществе (правом распоряжаться своим имуществом самостоятельно, составлять завещание, правом амнистии преступника). Коллегия весталок состояла всего из 6 человек.

Название переводится с латинского Haruspex как гадатель по внутренностям животных. Коллегия жрецов этрусского происхождения, которой предписывалось предсказывать будущее по внутренностям (главным образом — по печени) жертвенных животных. Предсказания их, однако, должны были быть удостоверены решением Сената. Гаруспики должны были пребывать в свите римского полководца. До императора Клавдия религиозной коллегией не считались, поэтому число их было неограниченно. Клавдий учредил коллегию из 60 человек. Свои обязанности эта коллегия исполняла до конца классической древности

присутствовали при заключении различного рода международных договоров, скрепляя их определенными строго регламентированными обрядами;

отправлялись к потенциальному противнику Рима, чтобы попытаться решить разногласия еще до объявления войны;

объявляли войну Рима с каким-либо противником, бросив копье на территорию врага;

сопровождали лиц, нарушивших договор и обещания, с тем, чтобы выдать их врагу;

выносили приговор римскому военачальнику, нарушившему клятву, присуждали его к смертной казни и отдавали палачам

Коллегия фециалов включала в себя 20 человек. Этимология слова не ясна, ученые производят ее от нескольких латинских терминов – fides – верность клятве, foedus – союзный договор, fas – божественное право.

Государственная религиозная политика Древнего Рима

Существовавшие в Риме культы оказались интегрированными в государственную систему.

Однако притом, что политическая жизнь была пронизана религиозными ритуалами, это практически никогда не вело к доминированию религии над политикой. Высокий социальный престиж священнослужителей, как правило, был связан с их политическим безвластием, отсутствием политически заметного влияния. Никогда ни античная Греция, ни античный Рим не сталкивались с угрозой узурпации политической власти жреческой элитой.

Римское жречество

ЖРЕЧЕСКИЕ КОЛЛЕГИИ ДРЕВНЕГО РИМА.

Название коллегии происходит от латинского avis (птица), откуда avgvr, ris – птицегадатель. Коллегия состояла из 15-16 членов. Первоначально ритуалы авгуров были связаны с божествами плодородия. Они должны были улавливать и комментировать поданные божеством знаки: атмосферные явления, полеты и крики птиц, встречи с дикими животными. С течением времени особое значение стало придаваться гаданию по полетам птиц и поведению священных кур (ауспициям). Участие в гаданиях давало авгурам право распускать народное собрание, объявлять неугодными богу выборы того или иного магистрата, отменять уже принятые законы, обладать правом veto на любое решение, применять штрафные санкции против любого магистрата, нарушившего их табу. Государственные деятели Рима должны были прибегать к ауспициям перед каждым крупным политическим или военным актом. В подчинении у авгуров находились гаруспики, Сивиллины жрецы. Внешние атрибуты (инсигнии) их сана, который никто не мог отобрать, — кривой Ромулов жезл и короткий царский пурпурный плащ (трабея). Деятельность авгуров распадалась на две сферы: решение государственных дел таким образом, чтобы закону божественному (fas) не противоречил закон человеческий (jus) и чисто религиозные действия, в действительности часто неотделимые друг от друга. Они проводили обряд инавгурации царя и некоторых жрецов, им принадлежало право предсказания будущего на основании гадания по полету птиц, небесных явлений, наблюдений за звездами. Авгуры выясняли причины неурожая, болезней, других несчастий в римской общине. Именно им римляне обязаны разработкой судебного процесса вообще и процессуального следствия в частности. Авгуры обязательно участвовали при разборе по куриям апелляций к народному собранию при уголовных процессах (provocation ad populum). Коллегия эта просуществовала вплоть до эпохи Империи.

Название коллегии происходит от латинского arvvm (пахотное поле). Коллегия включала в себя 12 человек. Это были жрецы полей, ведавшие почитанием божеств земли, испрашивающие у них плодородие. На празднике в конце мая Арвальские братья в ритуальных танцах и песнях испрашивали божественного благословения посевам и ниспослания урожая римской общине. Главная их богиня — Деа Диа (Dea Dia). Это не собственное имя, а нарицательное: Божественная Богиня. Ей приносили в жертву двух свиней, белую корову, жирную ярку в определенном, идущем еще с древности порядке. Члены коллегии в один из дней майского праздника совершали обряд амбарвалии, т.е. торжественный обряд обхода полей с жертвенными животными. Почти забытые обряды были возрождены при императоре Августе. В период Империи деятельность Арвальских братьев была связана с императорским культом. Ежегодно они принимали и выполняли обеты богам за здравие и благополучие правящего императора и его семьи, осуществляли священнодействия в его честь, а также другие обряды (например, отмечали день рождения императора).

Название Vestales произошло от латинского Virgines Vestae (девы Весты, богини домашнего и государственного очага). Для посвящения богине отбирались девочки 6—10 лет, которые, дав обет целомудрия, в течение 30 лет должны были выполнять свои жреческие обязанности, главная из которых - следить за поддержанием вечного огня в очаге храма Весты. Это единственная жреческая коллегия, которая со времени Нумы Помпилия получала что-то вроде заработной платы. Весталки находились во власти Верховного Понтифика, который и налагал на них наказания за преступления, прежде всего за нарушения обета безбрачия и целомудрия. При этом наказания носили чисто сакральный характер и обжалованию не подлежали. Весталки пользовались особыми почестями и привилегиями в римском обществе (правом распоряжаться своим имуществом самостоятельно, составлять завещание, правом амнистии преступника). Коллегия весталок состояла всего из 6 человек.

Название переводится с латинского Haruspex как гадатель по внутренностям животных. Коллегия жрецов этрусского происхождения, которой предписывалось предсказывать будущее по внутренностям (главным образом — по печени) жертвенных животных. Предсказания их, однако, должны были быть удостоверены решением Сената. Гаруспики должны были пребывать в свите римского полководца. До императора Клавдия религиозной коллегией не считались, поэтому число их было неограниченно. Клавдий учредил коллегию из 60 человек. Свои обязанности эта коллегия исполняла до конца классической древности

присутствовали при заключении различного рода международных договоров, скрепляя их определенными строго регламентированными обрядами;

отправлялись к потенциальному противнику Рима, чтобы попытаться решить разногласия еще до объявления войны;

объявляли войну Рима с каким-либо противником, бросив копье на территорию врага;

сопровождали лиц, нарушивших договор и обещания, с тем, чтобы выдать их врагу;

выносили приговор римскому военачальнику, нарушившему клятву, присуждали его к смертной казни и отдавали палачам

Коллегия фециалов включала в себя 20 человек. Этимология слова не ясна, ученые производят ее от нескольких латинских терминов – fides – верность клятве, foedus – союзный договор, fas – божественное право.


Власть Древнего Рима охватывала огромные территории. Колоритная культура покорившихся стран оказала влияние на империю. Культура Рима воссоединила в себе древние обычаи покорившихся народов с культом личности высшего носителя власти – императора. Ведь он обожествлялся на всей территории Рима. Это помогло избежать потери идентичности римской культуры, несмотря на воздействие со стороны других народов. Она имела свою идею, свой стержень.

Большое внимание уделялось религиозным праздникам. В Древнем Риме люди считали, что каждый предмет имеет душу. И подарил ему эту душу определенный бог. Поэтому они поклонялись божествам, которые, по их мнению, могли принести им и богатство, и горе. Поэтому празднования, в основном, включали в себя преподнесение даров богам, чтобы задобрить их.

Многие праздники сохранились и по сей день. Их отмечают не только в Италии, но и по всему миру. Основные древнеримские праздники, их происхождение, традиции мы и рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

древний рим праздники

Мартовские иды

В Древнем Риме не было неделей и дней. Для отсчета времени они использовали иды, ноны и календы. Иды – это середина месяца. Это было 15 число в июле, октябре, марте и мае. В остальные месяцы иды приходились на 13 число. В этот день жрецы бога Юпитера приносили в жертву овцу.

Во время правления Цезаря появился новый римский календарь – юлианский. Из-за этого иды потеряли свое значение. Однако чем же выделились иды в марте? Этот день стал роковым. Он повлиял на ход истории в целом.

15 марта праздновали Новый год и чествовали богиню Анну Перенну. Около реки Тибры устанавливали шалаши из молодой зелени и располагались там или же под открытым небом. В этот день люди много обнимались, пили и пели непристойные песни. Проводился обряд сожжения Анны Перенны в образе вредной старухи. Существует миф о том, как Марс обратился к Анне за помощью. Он хотел добиться благосклонности молодой Минервы. Анна Перенна пообещала помочь. Позже к Марсу на самом деле пришла Минерва в свадебном одеянии. Когда он бросился ее целовать, с нее спали покровы, и пред ним предстала сама Анна. Она высмеяла его, не стесняясь в выражениях. Эта легенда стала основой для многих песен, которые пели 15 марта. Интересным фактом является то, что в некоторых городах Италии и по сей день проводится обряд сожжения богини.

Но Мартовские иды больше известны из-за другого события. 15 марта был убит Юлий Цезарь. Его убили республиканцы, считавшие, что это поможет сохранить Республику. Но вышло совсем наоборот. Это лишь ускорило ее падение.

Известно, что задолго до 15 марта прорицатель предупреждал Цезаря об опасности на Мартовские иды. Но горделивый правитель так и не окружил себя охраной. Он говорил о том, что лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти.

мартовские иды

День Нептуна

Нептун в древнеримской культуре являлся богом морей и водных потоков. Во времена засухи люди просили его предотвратить засуху, ведь из-за нее мог погибнуть урожай, от которого они так зависели. 23 июля – один самых жарких дней. Поэтому в этот день праздновался Нептуналии или по-другому день Нептуна. В этот день народ также сооружал шалаши на берегу. Также приносили жертвы Нептуну и его жене.

Существует другая версия происхождения праздника Нептуна. Во времена, когда моряки еще не могли заранее узнать погодные условия, ширину и долготу, у экватора их корабли могли простаивать не только дни, но и недели. Так, в момент, когда заканчивалась провизия, моряки просили милости покровителя морей и океанов.

Сегодня праздник Нептуна в наибольшей степени связан с мореплаванием. В России его начали проводить для того, чтобы скрасить монотонные будни моряков. Но и обычные люди с радостью отмечают день Нептуна. Это один из самых жарких летних дней. Поэтому люди обливают друга водой и купаются. Обязательно присутствие самого покровителя морей и океанов. Кто-то наряжается, как Нептун. Должна быть борода серебристого цвета. В руке бога всегда трезубец, которым он управлял водным пространством. Нептун появляется в окружении русалок. Проводятся конкурсы и игры для детей.

римский календарь

День Цереры

Народ одевался в белое, а головы вязали венки. Празднование началось с торжественного шествия в цирк. Там проводились конные соревнования. Люди устраивали трапезы, на которые мог прийти любой желающий. Так они просили Цереру дать им сытную пищу и хороший урожай.

Также проводилась травля лис. К их хвостам привязывались марки, которые предварительно святили. После этого животных выпускали в цирке.

День Юноны

Праздник Юноны схож с современным днем Матери. Ведь в Древнем Риме не приветствовались женщины в браке, но без детей.

Также с этой датой связано важное историческое событие. А именно, заключение перемирия между римлянами и сабинами, к слову, которое произошло благодаря сабинским женщинам.

вакханалии в древнем риме

Римский Новый год

В этот праздничный день люди украшали свои дома и приглашали гостей. Даже рабы отмечали Новый год вместе со своими хозяевами.

Наша замечательная традиция дарить друг другу подарки в Новый год пришла именно из Древнего Рима. Люди преподносили другу монеты, с изображенным на них богом-покровителем Нового года, ветви лавра и другие подарки. Хорошим обычаем стали и новогодние пожелания друг другу. Люди желали удачи в Новом году, иногда поздравления сопровождались добрыми шутками.

Народ преподносил подарки своему императору. На первых порах это было по желанию людей. Но впоследствии этот обычай перестал быть добровольным. Народ был обязан сделать подарок.

Стоит отметить, что императоры не оставались в стороне и тоже дарили подарки своему народу. Существует легенда о том, что однажды Юлий Цезарь подарил одному рабу самый дорогой подарок – свободу.

Печально известный император Калигула в Новый год выходил на площадь, где принимал подарки от подданных, при этом прислуга записывала, кто подарил и что именно.

Празднованию Нового года предшествовал праздник Сатурналии, о котором сейчас и пойдет речь.

древнеримский праздник венеры

Сатурналии

Этот праздник Древнего Рима назван в честь Сатурна – царя царей или бога плодородия и аграриев. Начинали отмечать Сатурналии с 17 декабря. В этот день закрывались магазины, детей распускали из школ по домам, провинившихся рабов не наказывали, преступников не казнили и не судили.

Изначально, это был праздник крестьян. Ведь во вторую половину декабря заканчивалась жатва. Отмечался праздник Сатурналий в Древнем Риме скромно и всего один день. Но в дальнейшем он приобрел популярность и его стали отмечать все сословия.

Рабы и их хозяева менялись одеждой. Также владелец не мог отказать своему рабу ни в чем. Они сидели и праздновали за одним столом. Хозяин прислуживал рабу. После празднования он не имел права наказать раба за поведение во время Сатурналии. Современные карнавалы взяли именно этот обычай с переодеванием за основу. Традиционным подарком были восковые свечи и фигурки из теста.

Празднования в честь Флоры

Флорарии – праздник, посвященный богине Флоре. Флора покровительница цветов и юности. Празднования проводились с 28 апреля по 3 мая. В эти дни народ украшал свои дома гирляндами из цветов. Женщинам строго запрещалось носить яркую, разноцветную одежду, но в дни празднования Флоралии дамы были одеты именно так. Они танцевали и веселились. Весь народ в период празднований в честь богини Флоры пировал. В один из дней празднования проводились соревнования.

По мнению римлян, праздник в честь богини Флоры способствовал хорошему урожаю плодовых деревьев. По этому не отмечать его было нельзя.

религиозные праздники в древнем риме

Либералии

Либералии жителями Древнего Рима отмечались 17 марта. Этот праздник в честь Либера, покровителя оплодотворения, и Цереры. В этот день молодые юноши, достигшие совершеннолетнего возраста, получали и впервые надевали белую тогу. Это означало, что с этого момента человек считается полноценным гражданином Рима и он больше не ребенок. Теперь молодой человек может голосовать, уйти из отчего дома, создать свою семью.

Сначала Либер и его женская параллель – Либера почитались лишь низшими сословиями. Однако, в дальнейшем произошло уравнение сословий. После этого Либера начали почитать наравне с такими богами как Марс, Венера и т. д.

17 марта жители Древнего Рима надевали маски из коры, веселились и пели непристойные песни. Порой доходило до откровенной распущенности. В этот день сооружали из цветов эрегированный половой член. В Древнем Риме это считалось символом плодородия, а также начала новой жизни.

Более поздние описания Либералии говорят о том, что обряды в этот день включали в себя сексуальные оргии, и даже человеческие жертвоприношения. Получается, что Либер был скорее не богом свободы, а покровителем освобождения от правил.

Еще бог Либер приходился покровителем виноградства. Празднование именно 17 марта выбрано не случайно. В этот день был сбор винограда.

Не обходилось в праздник Либералии в Древнем Риме без жертвоприношений. В этот день обычно резали коз.

Позже Либера стали отождествлять с Вакхом, покровителем виноделия.

праздник юноны

Венералии в Риме

Древнеримский праздник Венеры приходился на 1 апреля. Апрель – середина весны. Это время года ассоциируется с теплом, любовью и красотой. Венералии – праздник в честь богини Венеры. Она изначально была покровительницей весны, плодородия и цветов. В дальнейшем образ Венеры отождествляли с древнегреческой Афродитой. Поскольку считалось, что Венера – мать Энея, а его потомки основали Рим, она стала покровительницей римского народа.

Символом Венеры было растение мирт. Поэтому 1 апреля плели венки из этого растения и надевали их на голову. Проходили массовые купания в общественных бассейнах.

По большей части Венералии – женский праздник. В этот день женщины молили Венеру о помощи в отношениях с мужчинами. В этот день они прятали от богини все украшения и драгоценности. Статую Венеры омывали водой и подносили ей цветы. Происхождение обычая с купанием и омыванием статуи богини связано с тем, что Венера отождествлялась с Афродитой, которая по легенде возникла из пены морской.

Римские Вакханалии

Этот праздник один из самых развратных в Древнем Мире. Он посвящен Вакху – покровителю виноделия и символу периодической смерти и возрождения. Отмечали его 17 марта.

Изначально это был женский праздник. Мужчин на празднование не допускали. Женщины в этот день в роще у холма, где сейчас практически центр Рима, раздевались догола и устраивали дикие танцы.

Однако со временем к празднованию допускались и мужчины. Из-за этого танцы переродились в оргии. Известно, что не столько разврата было между мужчиной и женщиной, сколько между мужчиной и мужчиной. Если кто-то противился и не хотел сношения, то этого человека приносили в жертву Вакху.

Эта традиция получила широкое распространение. В праздновании участвовали до 7 тысяч человек.

Однако в скором времени было проведено расследование и Вакханалии в Древнем Риме запретили. Лидеров и организаторов массово казнили. Их обвиняли в растлении, убийствах и других жестоких преступлениях.

Так завершился разгул Вакхналий. Однако совсем он не исчез. Просто организаторы стали осторожнее. Не было общественной огласки и такого массового скопления людей.

Читайте также: