Стоицизм и гедонизм кратко

Обновлено: 08.07.2024

Стоицизм возник в культуре эллинизма в III в. До н.э. В связи с развитием техники, развитием частной собственности, с распространением индивидуалистических идей. Его основоположник – Зенон Китионский, развитие идеи стоицизма получили в творчестве Сенеки.

Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).

Античный скептицизм содержит в себе черты субъективного идеализма и агностицизма.

Эпикуреизм. Основатель этого направления – Эпикур (341 – 271 гг. До н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. По мнению Эпикура, космос состоит из неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Их движение непрерывно.

У Эпикура нет идеи Бога-творца. Он считает, что, кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Он признает существование богов, но утверждает, что они не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам.

Человек – чувствующее существо. Его ощущения являются основой познания мира. Критерием истины, по Эпикуру, являются чувства удовольствия и страдания, которые так же объективны, как и ощущения и, кроме того, позволяют отделить добродетель от зла.

Эпикур стал основоположником социальной психологии. Он учил достигать невозмутимости духа путем длительного обучения и упражнений.

Эпикур учил:

- обстоятельства, причиняющие нам горе, на самом деле находятся вне нас; лишь наше мнение превращает их в наше внутреннее зло;

- не стоит бояться смерти, она не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, ее еще нет, а когда смерть есть, нас уже нет.




Неоплатонизм (с III в. До н.э. До VII в. Н.э.).

Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии.

В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин.

В основе учения неоплатонизма – 4 категории:

Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного.

Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.

Стоицизм возник в культуре эллинизма в III в. До н.э. В связи с развитием техники, развитием частной собственности, с распространением индивидуалистических идей. Его основоположник – Зенон Китионский, развитие идеи стоицизма получили в творчестве Сенеки.

Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).

Античный скептицизм содержит в себе черты субъективного идеализма и агностицизма.

Эпикуреизм. Основатель этого направления – Эпикур (341 – 271 гг. До н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. По мнению Эпикура, космос состоит из неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Их движение непрерывно.

У Эпикура нет идеи Бога-творца. Он считает, что, кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Он признает существование богов, но утверждает, что они не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам.

Человек – чувствующее существо. Его ощущения являются основой познания мира. Критерием истины, по Эпикуру, являются чувства удовольствия и страдания, которые так же объективны, как и ощущения и, кроме того, позволяют отделить добродетель от зла.

Эпикур стал основоположником социальной психологии. Он учил достигать невозмутимости духа путем длительного обучения и упражнений.

Эпикур учил:

- обстоятельства, причиняющие нам горе, на самом деле находятся вне нас; лишь наше мнение превращает их в наше внутреннее зло;

- не стоит бояться смерти, она не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, ее еще нет, а когда смерть есть, нас уже нет.

Неоплатонизм (с III в. До н.э. До VII в. Н.э.).

Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии.

В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин.

В основе учения неоплатонизма – 4 категории:

Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного.

Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.

Вы никогда не задумывались, что вы знаете разных людей, многие из которых – счастливы, но, приглядевшись, Вы видите что счастливцы оказывается счастливы по -разному!

Подумав, Вы осознаете, что есть два типа счастливых людей – одни стремятся к добродетельной жизни, другие стремятся к просто приятной жизни.

Жизнь предлагает нам просто потрясающее разнообразие секретов счастья.

Некоторые из них - это образ жизни: отдавайте другим, практикуйте благодарность. Другие: ешьте капусту; играйте в настольные игры. Некоторые - попытайтесь много заработать. Советы и, секреты, зависят от фантазии, предположений и опыта

Внимательно обдумав различные советы, можно обнаружить, что большинство серьёзных подходов к достижению счастья, можно сопоставить с двумя древними традициями, выдвинутыми греческими философами Эпикуром и Эпиктетом. Если очень кратко, они фокусируются на наслаждении и добродетели соответственно. Люди, как правило, тяготеют к тому или иному стилю жизни, и многие крупные философские системы следовали тому или иному пути в течение примерно двух тысячелетий. Понимание того, на каком пути вы находитесь, может многое рассказать вам о себе—в том числе, о ваших слабых местах — и помочь вам создать стратегии для более сбалансированного подхода к жизни.

Эпикур (341-270 до н. э.) возглавлял одноименную школу мысли - эпикурейство, - которая считала, что счастливая жизнь требует двух вещей: атараксии (свободы от психических расстройств) и апонии (отсутствие физической боли). Его философию можно охарактеризовать так: “если это страшно или больно, работайте, чтобы избежать этого”. Эпикурейцы рассматривают дискомфорт как в целом негативный аспект жизни, и поэтому устранение угроз и проблем является ключом к более счастливой жизни. Не думайте что они ленивы или не мотивированы — совсем наоборот, во многих случаях. Но они не воспринимают постоянный страх и боль как неотъемлемую необходимость или пользу, а вместо этого сосредотачиваются на наслаждении жизнью.

Эпиктет (ок. 50–ок. 135 н. э.) был одним из самых выдающихся философов-стоиков, который считал, что счастье приходит от поиска цели жизни, принятия своей судьбы и морального поведения независимо от личной цены”. Люди, придерживающиеся стоического стиля, считают счастье чем-то таким, что можно заслужить ценой больших жертв. Неудивительно, что стоики, как правило, являются трудолюбивыми работниками, которые живут ради будущего и готовы перенести значительные личные трудности и лишения, чтобы достичь своей жизненной цели (как они ее видят) без особых жалоб. Они видят ключ к счастью в том, чтобы работать через боль и страх, а не активно избегать их.

Эпикурейцы и стоики могут сосуществовать и даже сожительствовать (таких смешанных семей много). Но по опыту, можно сказать, стоики и эпикурейцы склонны смотреть друг на друга свысока и, похоже, делали это примерно всё время существования обеих философских взглядов на жизнь. Например, биограф третьего века Диоген Лаэртий писал , что “Эпиктет называет [Эпикура] проповедником женственности и осыпает его оскорблениями”. Хотя нет никаких исторических записей об этом, можно легко представить себе, как Эпикур отвечает Эпиктету: “вам совершенно необходимо остыть”.

В течение примерно 2000 лет философы задавались вопросом, какой подход ведёт к большему счастью и лучшей жизни. Мы понимаем что у обоих взглядов есть свои достоинства и недостатки и, мы хотели бы знать, чему каждый из нас, учитывая нашу естественную склонность к одному из подходов, может научиться и что перенять у другого.

По Эпикуру несчастье происходит от негативных мыслей, включая ненужную вину, страх перед тем, что мы не можем контролировать, и сосредоточенность на неизбежных неприятных сторонах жизни. Решение состоит в том, чтобы изгнать их из сознания. С этой целью он предложил “лекарство из четырёх частей” : не бойтесь Бога; не беспокойтесь о смерти; то, что хорошо, легко получить (снизив наши ожидания относительно того, что нам нужно для счастья); то, что ужасно, легко вынести (сосредоточившись на приятных вещах даже посреди страдания). Это становится ещё проще, когда мы окружаем себя дружелюбными людьми в мирной обстановке.

Эпикур пропагандировал гедонизм , от которого мы и получаем слово гедонизм . Однако он не признал бы нашего нынешнего употребления этого термина. Секрет изгнания негативных мыслей, по словам Эпикура, заключается отнюдь не в бездумном разврате - несмотря на беспочвенные слухи о том, что он вёл дикие вечеринки и оргии, он учил, что бездумно хвататься за лёгкие мирские удовольствия - это ошибка, потому что, в конечном счёте, они не удовлетворяют. Напротив, разум был лучшим оружием Эпикура против них. Например, вот мантра, которую он предлагает нам говорить себе, когда нас охватывает страх смерти: “Смерть не касается нас, потому что пока мы существуем, смерти здесь нет. А когда оно приходит, мы уже не существуем”.

В отличие от гедонии, стоический подход известен как эвдемония , которая может быть определена как жизнь, посвященная служению нашим наивысшим идеалам. Стоицизм характеризуется принципами натурализма и морализма - изменение того, что поможет сделать жизнь лучше, в то же время, принимая то, что мы не можем изменить. ”Не требуйте, чтобы все происходило так, как вы хотите, - писал Эпиктет в “Энхиридионе", - но желайте, чтобы все происходило так, как оно происходит, и вы будете жить хорошо”.

Морализм-это принцип, согласно которому моральная добродетель должна быть определена и соблюдаться ради нее самой. ” Скажите себе, прежде всего, каким человеком вы хотите быть, - писал Эпиктет в своих “рассуждениях ", - а затем приступайте к тому, что вы делаете”. Другими словами, создайте для себя кодекс добродетельного поведения и живите в соответствии с ним, без всяких лазеек для удобства.

Эпикурейцам и стоикам рекомендуется сосредоточить своё внимание на различных аспектах жизни — и смерти. Философия Эпикура предполагала, что мы должны сосредоточенно думать о счастье, в то время как для стоиков парадокс счастья заключается в том, что для его достижения мы должны забыть о нем; счастье придёт, когда мы будем двигаться к цели жизни. Между тем, Эпикур призывает нас не обращать внимания на смерть, пока мы живы, а Эпиктет настаивает на том, чтобы мы постоянно сталкивались с ней и обдумывали ее, подобно медитации маранасати в буддизме, в которой монахи созерцают свои собственные смерти и стадии разложения.

Ни одно исследование до сих пор не ставит вопрос, почему одни люди от природы более эпикурейцы, а другие-более стоики. Несомненно, существует генетический компонент, учитывая большой процент личности, закодированный где-то в нашей ДНК. Но воспитание, вероятно, также играет определённую роль: в одном исследовании учёный обнаружил, что у родителей, которые моделировали и поддерживали эвдемонию, были дети, которые занимались эвдемоническими занятиями. Между тем, у родителей, которые подражали гедонии, были дети, которые выросли, чтобы получать удовольствие в первую очередь от этой модели жизни.

Подтекст довольно ясен: Если вы хотите иметь детей, которые в основном следуют долгу и чести, сделайте это сами. Если вместо этого вы стремитесь достичь счастья, минимизируя боль, ваши дети, вероятно, также будут стремиться к этому.

Люди веками спорили о том, какой подход лучше на пути к счастью, но в основном не обращали внимания друг на друга. По правде говоря, каждый преследует различные аспекты счастья: стиль Эпикура приносит удовольствие и наслаждение; метод Эпиктета даёт смысл и цель. Как отмечают знатоки счастья, хорошее сочетание этих качеств, скорее всего, обеспечит вам по-настоящему счастливую жизнь. Слишком большая часть его - жизнь тривиального наслаждения или мрачная решимость—не приведёт к хорошей жизни, такой как большинство, из нас представляет её.

Поэтому вопрос заключается в том, как людям создать баланс в своей жизни между этими двумя подходами.

Я не философ, но можно предложить три идеи.

Познай себя. Это выражение является одной из Дельфийских Максим, высеченных на пронаос е храма Аполлона в Дельфах в Древней Греции. Он признает фундаментальную истину о том, что мы не можем продвинуться вперёд в жизни, если не знаем, где находимся прямо сейчас. Таким образом, ответ на этот вопрос начинается с неформального, но честного ответа на следующий вопрос: когда моё настроение плохое, естественно ли я стремлюсь повысить свой уровень удовольствия и наслаждения, или я сосредотачиваюсь на смысле и цели в своей жизни? Первое - признак того, что вы склонны быть эпикурейцем, второе - что вы больше стоик.

Было разработано несколько научно обоснованных инструментов для оценки эпикурейских или стоических тенденций. Например, учёные провели исследование, результаты которого были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences , которое помогает выявить гедонистические тенденции и их "Опросник смысла жизни", довольно хорошо измеряет эвдемонические тенденции.

- Ключ к смешению удовольствия и смысла-не подавлять то, что у вас есть, а поддерживать то, чего вам не хватает. Вы можете сформулировать стратегию укрепления дисциплины, которой вам не хватает.

В конце каждого дня вы можете проанализировать события, которые пережили, и задать себе гармонизирующие вопросы. Например:

-Доставило ли мне это событие удовольствие? Принесло ли это мне ещё и смысл?

-Неужели это заставило меня испугаться? Научился ли я чему-то из этого страха, что приведёт к уменьшению страха в будущем?

-Служило ли это моим интересам? Служило ли это интересам других?

Принимайте решения, которые пытаются достичь комбинаций "да-да" на эти вопросы.

Вы также можете заняться конкретными упражнениями, которые устранят вашу слабость. Стоики, например, могут регулярно проводить выходные с друзьями, оставляя всю работу дома. Тем временем эпикурейцы могли бы заняться чем-то трудным и напряжённым. Стоикам неплохо было бы, читая эту статью обсудить ее во время своих выходных. Эпикурейцам же своё свободное время полезно было бы потратить на размышления о реальности и смысле смерти.

-Наконец, важно стремиться к достижению жизненных целей, в которых каждый вариант достижения счастья усиливает другой вариант. Это простое разнообразие. Убедитесь, что ваша жизнь включает в себя веру, семью, дружбу и работу, в которой вы зарабатываете свой успех и служите другим. Каждый из этих элементов напрягает как стоиков, так и эпикурейцев: все четыре элемента требуют, чтобы мы правильно жили в эпикурейском смысле, но также не забывали усердно работать и придерживаться твёрдых обязательств в стоическом смысле.

Во всем этом есть древний смысл – счастье возможно достичь, стараясь соблюдать баланс подходов к счастью в жизни .

В своём эссе “Естественная история интеллекта” Ральф Уолдо Эмерсон выразился лаконично: “ . Не бойтесь подтолкнуть эти индивидуальности к их максимально возможному расхождению. Характеры и таланты дополняют друг друга. Мир держится на уравновешенных антагонизмах ”.

Конечно, это легче сказать, чем сделать. Будь то эпикурейцы или стоики, мы всегда хотим удвоить то, что приходит к нам естественно. Но это путь к избытку, который, в конечном счете, уводит нас от благополучия.

Итак, всем вам, стоикам: возьмите выходной. И всем вам, эпикурейцам: пора возвращаться к работе.

Надеюсь, Вам была интересна статья и она достойна лайка, комментария и подписки.

Культивирование комфортной психологической среды

Любая философия в конечном счёте это основа для формирования поведенческой модели, которой человек должен следовать в своей повседневной жизни. Формируя систему взглядов на окружающее и предлагая критерии оценки происходящего, философия выступает в роли компаса.

Человек, как любой другой биологический организм, существо адаптивное. Он легко поддаётся обучению, меняя характер своего поведения в зависимости от изменений в окружающей среде. При этом, будучи существом разумным, человек может сам для себя конструировать алгоритмы поведения, согласуя их со своими приоритетами, накопленным опытом и общественной моралью. В этом собственно и состоит процесс выработки философской концепции.

Врожденное и внушенное

Поведение человека определяется заложенными в нём программами, которые гнездятся как в подсознании, так и в программируемой надстройке, которую мы называем сознанием.

На подсознательном уровне отрабатываются те программы, которые заложены в нас от рождения и которые формируют базовые инстинкты и модели реагирования на внешние и внутренние воздействия. Эти программы не меняются на протяжении всей жизни, за исключением случаев психических заболеваний или травмы мозга.

В программируемой надстройке, которую мы называем сознанием, хранятся модели поведения, которые в нас закладывают в процессе обучения - либо через насаждение моральных норм и правил поведения в обществе, либо эти программы формируются в процессе выработки собственных моделей поведения в тех или иных ситуациях на основе обобщения накапливаемых опыта и знаний.

По сути своей набор программ в программируемой надстройке представляет собой систему философских установок, так как он определяет поведение человека на основе определенных подходов и определённой системы взглядов. Обычно модель поведения человека формируется в соответствии с установками в обществе, которые очерчивают нормы поведения в соответствии с принятой в этом обществе философской парадигмы. Поэтому, сам того не сознавая, человек начинает жить в соответствии с той или иной философской системой.

Эта способность формировать и корректировать в течение жизни систему философских установок, а не опираться только на поведенческие модели на основе базовых инстинктов, открывает потенциальные возможности управлять процессами старения, перехватывая эти функции у подсознания.

Наши подходы к выработке философских установок

При том, что существует множество философских учений, которые часто пересекаются и переплетаются друг с другом, очень важно выбрать для себя такую систему, которая будет отвечать вашим внутренним установкам и помогать эффективно решать возникающие проблемы.

При этом совсем не обязательно становится безоговорочным апологетом той или иной философской школы, намного эффективней скомбинировать отдельные элементы различных школ, создавая для себя сбалансированную философскую систему.

Мы подошли к формированию философских установок нашего движения именно с таких позиций. Наша задача состояла в выработке такой поведенческой модели, которая была бы ориентирована на достижение долголетия и обеспечение комфортных условий существования.

Одним из важнейших подходов для достижения долголетия и поддержания здоровья мы считаем упрощение своей жизни. Это включает и принцип минимализма при формировании личного пространства, и пересмотр характера ваших отношений с окружающими со снижением зависимости от их мнения, и смену жизненных приоритетов для фокусировки только на самом главном.

Для любой системы справедлив принцип, что чем она сложнее, тем больше предпосылок для её поломки. То же самое относится к человеку, учитывая, что человек по своей сути является сложной биохимической системой.

Чем сложнее жизнь, чем больше у человека забот, тем больше на него наваливается стрессов, тем больше он упускает в своей жизни, отвлекаясь на второстепенное. И это при том, что поддержание организма в здоровом и активном состоянии требует немалых усилий, времени и концентрации внимания.

При этом речь не идёт об уходе от реальности, как это предлагают многие философские и религиозные учения. Мы ни в коем случае не призываем забыть про окружающий мир, уйти в нирвану и посвятить всё своё время только себе, своему телу и своему сознанию.

Для большинства из нас это просто нереально, да и нет никакой необходимости. Наоборот, наша задача состоит в том, чтобы сделать свою жизнь насыщенной и приносящей удовлетворение, поэтому ни о какой самоизоляции и самоограничении разговора не идёт. Речь идёт исключительно об очерчивании своих приоритетах и умении отсекать всё второстепенное, что забирает ваше время и энергию.

Например, в быту мы сторонники принципа минимализма. Суть его в том, чтобы обставлять своё жизненное пространство только самым необходимым, обходится малым и освобождать себя от бытовых забот. Такой подход позволяет экономить время и освобождает ваш мозг от постоянного принятия решений, давая ему возможность сосредоточиться на других, более важных задачах.

Кроме того, минимализм учит смотреть на мир более рационально и выявлять самое важное, включая изменение подходов к выстраиванию отношений с окружающими и пересмотру жизненных приоритетов.

Фокусировка только на главном и упрощение по максимуму своей жизни - один из краеугольных каменей нашей философии.

Стоицизм и гедонизм

Мы также являемся сторонниками философских течений гедонизма и стоицизма.

Суть гедонизма в том, что главной целью человеческого существования является получение удовольствий. В нашем понимании, человек должен стремиться сделать свою жизнь лучше, быть удовлетворен тем, как он живёт, и заниматься тем, что как минимум не создаёт для него душевного дискомфорта и не вызывает стрессов.

Например, когда речь заходит о физических упражнениях, диете и психологических практиках, для каждого человека важно подобрать то, что ему будет приятно выполнять и что подходит лично ему. Если человеку приятно чем-то заниматься, то он будет делать это при каждом удобном случае. Если же занятия его раздражают и он занимается этим через силу, то пользы от них будет мало.

То же самое относится ко всем другим занятия, которыми приходится заниматься. Поэтому наш главный принцип состоит в том, чтобы освобождаться в своей жизни от всего, что создаёт негатив, и окружать себя по максимуму тем, что приносит удовольствие.

С этим связана и наша установка на освобождение от диктата социума, который ограничивает вашу свободу и отравляет вашу жизнь. Вы не должны быть заложником мнения окружающих и не обязаны поступать в соответствии с ожиданиями окружающих.Вы должны делать в первую очередь то, что хочется вам, и что хорошо для вас.

Мы ни в коем случае не призываем к попиранию общественных норм, правовому нигилизму и наплевательскому отношению к окружающим. Мы ведём речь исключительно о внутренней свободе и реализации права каждого человека жить и поступать так, как ему подсказывает его природа.

При этом философия гедонизма должна дополняться философией стоицизма. Суть стоицизма в том, чтобы спокойно относиться к всему, что происходит с вами, не давая негативу надломить вас.

Цель всех этих установок сводится к тому, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, сохранять психологический баланс, быть открытым всему новому и тратить свои силы и время только на то, что для вас является важным. Это в конечном счете помогает организму поддерживать свои силы, настраивает его на сдерживание старения и делает вашу жизнь гораздо более приятной и насыщенной.

Мы прекрасно отдаём отчёт в том, что большинство людей живёт с понятиями, которые могут очень сильно отличаться от того, что предлагаем мы. Абсолютно не преследуя цель конвертировать всех в своих единомышленников, мы тем не менее хотим напомнить о том, что написали в самом начале - любая система взглядов и все моральные установки это результат внушения и воспитания. Это динамичная среда, которая не только может, но и должна со временем меняться, так как вокруг нас всё постоянно меняется. Поэтому как минимум не стоит держаться упрямо за свои взгляды, а лучше попробовать их переоценить и скорректировать.

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно являются продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. С учетом этой парадигмы наше отношение к древнегреческой культуре не может быть беспристрастным и даже более того, требует большего внимания и заинтересованного отношения. Собственно говоря, эти мысли не являются оригинальными. Все или почти все европейские исследователи если не преувеличивали роль и значение Древней Греции в развитии современной цивилизации, то, по крайней мере, никогда эту роль не преуменьшали.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

filosofia.doc

Тема: Этика Древней Греции:

гедонизм, кинизм, стоцизм, эпикуреизм.

2. Философские направления Древней Греции:

Список используемой литературы

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно являются продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. С учетом этой парадигмы наше отношение к древнегреческой культуре не может быть беспристрастным и даже более того, требует большего внимания и заинтересованного отношения. Собственно говоря, эти мысли не являются оригинальными. Все или почти все европейские исследователи если не преувеличивали роль и значение Древней Греции в развитии современной цивилизации, то, по крайней мере, никогда эту роль не преуменьшали.

Этика господствует и становится философией по преимуществу, как нравственное учение, наука счастья, истинной жизни. Отвечая практической, нравственной потребности общества, философия популяризируется. Философы образуют особый класс, который в эпоху империи повсеместно получает особые права, привилегии и отличия. Богачи, знатные дамы, цари и города содержат философов и софистов - присяжных учителей "добродетели и воспитания". Нравственный кризис, обострившийся уже в эпоху Пелопоннесской войны и обусловленный глубоким разложением античных нравов, государства и религии, вызвал потребность в морали, основанной на истинном знании. Познаваема ли природа вещей, что она такое и как нам следует вести себя сообразно истинной природе вещей - вот три основные вопроса логики, физики и этики, имеющие высшее практическое значение. Умозрительное творчество ослабело; авторитетная мораль предполагает либо решительное догматическое учение о природе вещей, либо полный скептицизм по отношению ко всякому роду знания. Отказавшись от сложных проблем Аристотелевой теории, догматики этого периода возвратились к видоизмененным учениям ранних философов, Гераклита или Демокрита. Природа есть живое органическое целое, или же она есть механический агрегат атомов. В первом случае человек, как член всемирного целого, должен согласиться с ним, жить для него, познавая его вечную связь, тот Логос, разумный закон, который управляет миром и оживляет его. Во втором случае он, как атом, разобщенный от других атомов, должен изгнать из себя всякие ложные предрассудки, жить для себя, устроив свою жизнь возможно покойнее, безопасней и приятней. Первый взгляд усвоили себе стоики, второй - эпикурейцы.

Величайшие достижения античного Средиземноморья впервые открыли последующим поколениям многие формы культуры: театр, философию, диалектику, математику, спортивные состязания, мифологию, ордерную систему в архитектуре и многое-многое другое. Несмотря на то что ни географические характеристики, ни социально-политическая система Древней Греции не представляли собой единства, сама греческая культура была удивительно целостной.

Государственная система Древней Греции не была едина, она состояла из независимых полисов - городов-государств, чаще всего определённых природными границами. Особенности античной культуры Греции заключаются в её космологичности, в утверждении эстетических категорий красоты, меры, гармонии; в её рациональности и антропоцентризме.

Историю развития культуры Древней Греции принято делить на периоды:

1. Гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н. э.).

2. Архаика (VII-VI вв. до н. э.).

3. Классика (V и три четверти IV в. до н. э.).

4. Эллинистический период (последняя треть IV-I в. до н. э.).

Каждый из периодов характеризуется удивительными открытиями в области духовной, материальной и художественной культуры.

Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение) - этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизм рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического Натурализма. Как нормативный принцип гедонизм противоположен Аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей гедонизм в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия.

Другой известный философ Эпикур (341-270 г. до н.э.) и его последователи развили дальше теорию гедонизма. Критерий счастья есть чувственное удовольствие. Благо то, что порождает удовольствие, зло - страдание. При этом удовольствия отличаются благородным, спокойным характером. Наслаждение как удовлетворение желания не может быть целью жизни, ибо за ним неизбежно следует его противоположность, т.е. зло. Предел наслаждения, истинная цель человечества - избавление от страданий. Эпикур определяет удовольствия трех видов:

1) природные и необходимые для жизни человека,

2) природные и не необходимые для жизни,

3) не природные и не необходимые для жизни.

Человек должен стремиться только к природным и необходимым для жизни удовольствиям. У Эпикура и его последователей гедонизм сближается с эвдемонизмом. Эвдемонизм, считающий блаженство высшей целью человеческой жизни, является одним из основных принципов древнегреческой этики. Гедонизм в чистом виде, в отличие от тантры, эгоистичен. В частности, сексуальные контакты ради получения удовольствия часто происходят без заботы о партнере.

Знаменитый античный врач Гиппократ (V-IV века до н.э.) считал, что частые половые акты укрепляют и увеличивают половой член, а воздержание его уменьшает. Тогда считалось, что мастурбация является причиной многих болезней, поскольку потеря семени, как тогда считалось, равносильна потере здоровья. Гиппократ считал, что при половом акте между мужчиной и женщиной происходит взаимный обмен жидкостями, укрепляющий здоровье вследствие восприятия выделений партнера противоположного пола. Это оказало большое влияние на развитие так называемой герокомии, согласно чему мужчина может омолаживаться, вступая в половую связь с молодыми девушками. При этом от девушек в организм мужчины поступают омолаживающие вещества.

Развитие собственно сексуальных традиций началось с принятием законодательства Солона (7 - 6 век до н. э.), когда впервые стали рассматривать проституцию как общественный институт. В отличие от восточных течений (тантры и Дао) развитие в Древней Греции протекало в соответствии с гедонизмом исключительно по пути совершенствования мастерства женщин, владения собой, своим телом и умение насладить мужчину. О славе и возможностях гетер написано много книг. Их отличало не только сексуальное мастерство, но и умение поддержать беседу, быть больше другом, нежели чисто проституткой в современном понимании.

Что касается чисто сексуальных методик, то они касаются практически только женщин

Киническая философия - это философия противопоставления себя обществу, пренебрежения приличиями и общепринятыми нормами.

Известные киники - Диоген, Кратет, Гиппархия не основывали школы, не писали трактатов. Они стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни.

Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-кинически.

Наиболее ярким представителем школы киников по праву считается Диоген Синопский. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально – ценного в жизни, т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д. Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников данного течения.

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Ксенофана, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: она упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

Жизнь человека – это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.

Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.

Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).

Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.

Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435—366 гг. до н.э.).

Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.

Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие – как мягкое, нежное и боль – как грубое, порывистое движение души.

Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни – именно в получении исключительно физического удовлетворения.

Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.

Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений

Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилини(Митилене)на острове Лесбос, великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души.

Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.

От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.

Философия эпикуреизма служит вполне конкретным нуждам – ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимы - отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и Дружба.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.

Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Эпикур прожил 70 лет, по тем временам он считался долгожителем.

Примерно так же закончил свой жизненный путь наш великий писатель А.П. Чехов (1860-1904). Долгие годы он страдал туберкулезом. Для лечения болезни в 1904 г. А.П. Чехов поехал на известный немецкий курорт Беденвайлер.

Первое время писателю было немного легче. Однако 2(15) июля писатель почувствовал недомогоние. Он попросил подать ему шампанского. Выпив бокал шампанского, он отвернулся и смиренно ущел в мир иной. Было ему всего 44 года.

Известный американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в конце своей жизни в одном из интервью сказал, что единственное, о чем он сожалеет это то, что мало пил шампанского.

Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.

За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.

Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.

В царской России в позапрошлом веке людей, живущих весело, беззаботно, в свое удовольствие на французский манер называли жуирами (от французского глагола jouir — наслаждаться) и бонвиванами.

Так называли весельчаков, праздных кутил, ведущих беззаботно веселую жизнь, людей, ищущих в жизни только чувственных наслаждений и удовольствий

В наши дни слова жуир и бонвиван фактически забыты и практически не употребляется в современной разговорной речи.

Слова гедонист, эпикуреец и сибарит в современном русском языке употребляется достаточно редко, но их значения сохранилось ими называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие. При этом эти слова имеют некоторый оттенок осуждения, выбранного образа жизни.

Во многом взгляды древних философов на жизнь в удовольствие перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.

Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.

Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле – как энергию, которую излучает соответствующий пол.


Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Лежит в основе мирозданья
Началом всех является начал.

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Источник творчества и вдохновенья
Для тех, кто уникальные шедевры создавал

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Словно горячая испанская коррида,
Как зажигательный бразильский карнавал,

Щекочет нервы, вновь будоражит кровь,
Сулит блаженство, страсть, любовь.


Несмотря на возраст, у человека сохраняются потребности и желания, от удовлетворения которых он может получать удовольствия.

Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека – это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.

Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.

Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное – правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.

Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.

Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.

Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.

Это касается, прежде всего, питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.

Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.

Как подсчитали ученые, в среднем на прием пищи у человека уходит примерно пять лет жизни. Поэтому, если не есть, а с наслаждением вкушать пищу, то пять лет гастрономического удовольствия в жизни вам гарантировано.

К сожалению, самое сильное и эмоционально яркое физическое удовольствие в жизни от оргазма у мужчины длится гораздо меньше, чем от приема пищи.

Если исходить из того что средняя продолжительность жизни мужчины в мире в 2017 г. составляла около 74 лет, то в среднем на получение удовольствия от оргазма за всю жизнь приходится всего 16 - 20 часов, или примерно 2-4 секунды в день.

Очевидно, что это очень усредненные расчеты, поскольку люди очень разные и их сексуальные возможности тоже сильно варьируются.

Если полностью и рационально использовать этот могучий арсенал желаний, удовольствий, услад и наслаждений, то и старость может стать в радость, а каждый день превратится в настоящий праздник жизни.

Старайтесь беречь свои желания - могучий стимул творчества, стимул любви, стимул долгой жизни.

Читайте также: