Камерный театр история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Камерный театр — название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre , что в переводе означает комната — небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для узкого круга слушателей, зрителей.

К формам камерного театра можно отнести:

Определение

Примечания

театральные училища • театральная терминология • театральные амплуа • театральные критики

  • Виды и жанры театра
  • Камерные театры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Камерный театр" в других словарях:

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — московский основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актера виртуозного мастера всех театральных жанров и… … Большой Энциклопедический словарь

Камерный театр — московский, основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актёра виртуозного мастера всех театральных жанров и… … Энциклопедический словарь

Камерный театр — К амерный те атр (в Москве) … Русский орфографический словарь

Камерный театр — осн. в Москве 12 дек. 1914. Создатели т ра А. Я. Таиров и А. Г. Коонен. В осн. его эстетики лежала чистая театральность, приоритет формы, что сближало поиски А. Я. Таирова с символистскими течениями в иск ве нач. 20 в. Программа т ра определяла… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Камерный театр Таирова — Государственный московский Камерный театр Координаты 55.761944, 37.6025 … Википедия

Активный Регион

Главная






























История театра


В 1996 году Театр Наций приглашает маленькую труппу Камерного на первые гастроли в Москве.
С тех пор театр неоднократно участвовал в фестивалях и гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Таганроге, Геленджике, Сочи, Ереване (Армения), Люблине (Польша), Риге (Латвия).

Камерный театр выражает себя, прежде всего, через актёрскую индивидуальность и продолжает лучшие традиции российской сцены — искусство переживания, творческое исследование жизни человеческого духа, стремясь при этом находить для воплощения своих замыслов острую современную театральную форму.

Художественный руководитель театра — Михаил Бычков. Его творческую манеру характеризует свежесть и своеобразие сценического прочтения классической и современной драматургии, развитое чувство стиля, формы, при безусловном приоритете духовного начала, умение гармонично соединять в спектакле все элементы театральной выразительности.

По версии журнала Forbes (Россия), Воронежский Камерный театр входит в Топ-10 самых интересных провинциальных театров России, которые непременно стоит посетить.

С 2012 года Камерный театр входит в число 12-ти российских театров - получателей гранта Президента Российской Федерации.

18 сентября на церемонии открытия XV международного Волковского фестиваля (г. Ярославль) художественному руководителю Воронежского Камерного театра Михаилу Бычкову была вручена Премия правительства РФ им. Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России.

В 2015 году по инициативе художественного руководителя театра был придуман и создан МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ – фестиваль поэтического искусства, который Воронежский Камерный театр проводит раз в два года. Цель фестиваля – познакомить воронежцев и прежде всего молодежь с поэтическим искусством в различных его проявлениях. Часть программы посвящена творчеству Осипа Мандельштама, который жил в Воронеже во время ссылки в 1934-1937 годах.

Камерный продолжает свое развитие. Помимо многочисленных премьер, выпускаемых каждый сезон, в театре проходят и образовательные программы: лекции, видеоантологии, читки с последующими обсуждениями.

В 2017 году была сформирована танцевальная труппа тетра - одна из немногих профессиональных студий современной хореографии при драматическом театре в России. Ее формирование – важное событие не только в жизни театра, но и в культурной среде Воронежа.

В июне 2018 года художественный руководитель театра Михаил Бычков отметил крупный юбилей – 30-летие творческой деятельности в Воронеже. Вечер проводился по инициативе и при участии членов Попечительского совета Камерного театра и председателя Общественного совета при департаменте культуры Воронежской области Б.Я. Табачникова.

В ноябре этого же года Михаил Бычков вошел в состав Совета по культуре и искусству при президенте России. Художественный руководитель Камерного стал членом Совета наряду с известными театральными актерами и режиссерами Александром Калягиным, Евгением Мироновым, Валерием Фокиным, а также руководителями ведущих музыкальных и драматических театров Владимиром Уриным, Дмитрием Бертманом, Владимиром Машковым.


Более века назад Белинский в своей статье "Любите ли вы театр" признался в любви этому виду искусства. Пожалуй, это единственный монолог, ставший девизом всех поклонников древнегреческих муз Мельпомены и Талии. В древности считалось, что это боги пишут сценарии, а люди исполняют предписанные им роли. Прошли века с того времени, как актеры стали разыгрывать представления перед зрителями. С тех пор многое изменилось: иной стала форма зрелищ, и понятие "камерный театр" сегодня никого не удивляет. Однако многие ли знают об истории возникновения этого явления?

Этимология словосочетания

Слово "камерный" обязано своим происхождением английскому термину "chamber" и близкому к нему по написанию французскому "chambre". Оба этих понятия означали комнату, то есть, небольших размеров помещение, где сможет поместиться узкий круг людей.

Слово "театр" имеет древнегреческое происхождение. И означает "место для зрелищ", а также собственно представление или спектакль.

Сцена из камерного спектакля

Итак, что такое камерный театр? Это небольшое помещение, предназначенное для представлений, которые может посмотреть узкий круг лиц. Кстати, театр имеет еще и третье значение - "вижу".

Камерные театры в России

До революции российские меценаты и вельможи, являвшиеся поклонниками этого вида искусства, устраивали небольшие спектакли в своих домах. Вероятно, они знали, что такое камерный театр, а может быть, это была просто прихоть: иметь зал для представлений и возможность управлять творческим процессом.

Так или иначе, но уменьшенная копия Большого театра была у князей Юсуповых в их особняке на Мойке, где было предусмотрено 150 мест для зрителей.

Интересна история здания в Петербурге, располагавшегося на перекрестке Невского и улицы Большой Морской. Сейчас это строение № 16 на Невском проспекте. Когда-то здесь была гостиница "Лондон", и именно в ней останавливался император Иосиф II, приезжавший инкогнито по приглашению Екатерины II в 1781 году. Затем особняк сменил множество владельцев и имел разное назначение: в 1890 году за зданием закрепилось название "музыкальный дом", и здесь обосновалось Петербургское общество музыкальных собраний. А соседствовала с ним учрежденная графом А. Д. Шереметьевым Дирекция симфонических концертов.

Созданный графом хор и оркестр считались лучшими в России. Перед самой революцией А. Д. Шереметьев задумал создать на территории "музыкального дома" оперный театр. Начало было положено: значение камерного театра для графа было бесспорным, проводились и репетиции. Но вскоре А. Д. Шереметьев умер, затем революционные массы поставили крест на этом начинании. Сегодня в бывшем "музыкальном доме" располагаются магазины и адвокатские конторы.

Камерный балет. Приватная атмосфера

Теперь обратимся к вопросу устройства камерного театра. Что такое представление в обычном заведении? Оно может состоять только из игры актеров или, в зависимости от замысла автора постановки, дополняться и выступлением балетной труппы.

Камерный балет

Сцена в камерном театре небольшая, пропорциональная общей площади всего помещения. Зачастую она не располагается на возвышении, а находится в одной плоскости со зрительным залом. В таком театре и балет будет камерным. Однако по продолжительности он может быть как трехчастным, так и одноактным. Просто масштабы зрелища будут рассчитаны на приватную атмосферу ввиду уменьшенного состава кордебалета и оркестра. Однако на качестве впечатлений это не скажется: зрители чувствуют свою причастность к действию, разворачивающемуся на сцене.

Миниатюрные формы

Театр миниатюр любят многие. Но не все знают, что он является еще одной формой камерного театра. Что такое направление существует, советский зритель узнал в 1939 году. И с тех пор полюбил. Именного тогда был открыт в Ленинграде Государственный профессиональный театр эстрады. Сегодня старинное здание охраняется государством: в далеком 1828 году А. С. Пушкин писал здесь поэму "Полтава".

Репетиция в Театре миниатюр с А. Райкиным

Кроме того, с 2002 года театр носит имя своего художественного руководителя Аркадия Райкина. Который возглавлял коллектив с 1943 по 1983 год.

Что такое камерный театр, мы отчасти разобрались. Однако для многих представляет сложность еще один вопрос. Каково его отличие от театра миниатюр? Зрители старшего поколения до сих пор вспоминают знаменитый "Кабачок 13 стульев", где разыгрывалось несколько сценок, вплетенных в общий замысел мини-спектакля.

Кабачок 13 стульев

Каждый эпизод был лаконичен по форме и завершен по содержанию, и в нем принимало участие от 2 до 5 актеров. Это чем-то похоже на матрешку.

Однако принципиальных отличий между этими двумя формами нет: можно считать, что камерный театр - такое же располагающее к задушевности учреждение. В этом его главная схожесть с другими формами. Такими как и театр миниатюр или распространенный за рубежом Интимный.

Камерный вариант оркестра

У понятия "камерный оркестр" более долгая история, которая восходит к XVII веку. Тогда эти музыкальные коллективы исполняли музыку, предназначенную для услаждения слуха герцога или другого территориального правителя, содержавшего музыкантов на собственные средства. Кстати, Иоганн Себастьян Бах сочинял свои произведения и играл на скрипке, будучи в составе герцогского камерного оркестра. Музыкантов в таких коллективах было немного: от 4 до 12 человек. Стиль исполнения диктовался владельцем оркестра.

Камерный оркестр

С наступлением XIX века камерные оркестры постепенно уступили свое первенство симфоническим. Однако сегодня ситуация меняется.

Итак, вы узнали, что означает "камерный театр, и каковы его отличительные особенности. Однако одних теоретических знаний явно недостаточно. Вы сможете оценить камерную атмосферу, только став частью театрального действия.

Камерный театр предоставляет зрителю уникальную возможность стать участником спектакля. Зрители переживают вместе с актерами все, что происходит на сцене. Своего зрителя в камерном театре хорошо знают и любят.

Содержание статьи

Какой театр называют камерным

  • Какой театр называют камерным
  • Как менялся театр
  • Что такое амплуа
  • Какой театр лучший в Новосибирске

Комнатный театр

В камерных театрах обычно около 100 посадочных мест. Иногда зрителей размещают прямо на сцене. Они становятся непосредственными участниками театрального действа.

Стирается театральная условность, зрелищность. Нет громоздких декораций. Исторических костюмов. Яркого грима. На сцене правит эмоциональность. Бушуют человеческие страсти. Драматург, режиссер, художник, актеры, зрители составляют одно целое.

Экскурс в историю

Первым камерным театром в России считается театр Юсуповых. Он был уменьшенной копией Большого. Располагался в семейном особняке на Мойке.

Знаменитый Московский Камерный

Основателем Московского Камерного театра был А.Я. Таиров. Он считал, что актеры – не марионетки в руках режиссера. В театре они главные.

Режиссер требовал от актеров виртуозной техники. Он создал ритмично-пластический стиль актерской игры. В спектаклях этого театра актеры были акробатами, танцорами, певцами.

Чтобы расширить границы актерских возможностей полностью изменили устройство сцены. Возводились трехмерные декорации, состоящие из различных возвышений, выступов и лестниц. Художник в Камерном театре превращался в архитектора и строителя.

Спектакли были рассчитаны на эмоциональное восприятие зрителя. Даже сюжет пьесы отходил на второй план.

Московский Камерный театр запомнился зрителю своими ранними спектаклями, когда еще труппе не надо было обращаться к широким массам и социализироваться. В 1950 году театр закрыли. Большая часть коллектива перешла в Драматический театр имени А.С. Пушкина. Он тогда только организовался.

Сегодня камерные театры есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах России. Они, как и раньше, раскрывают на сцене различные аспекты жизни. И у каждого из них есть и будет свой зритель.






Основатель театра, режиссёр Александр Яковлевич Таиров, был человеком необыкновенной энергии и продуктивности. Каждая новая постановка Камерного театра была экспериментом, расширяющим возможности сценического искусства. оказывался у Таирова также и спектаклем, обладающим для зрителя необходимой законченностью, зрительски ценным.


Всю свою жизнь он утверждает значение крупных форм: и ; он стремится увидеть за рамками спектакля некие вечные законы, заставить зрителя вникнуть в существенные явления жизни. Им неизменно владеет обобщение жизни и ее явлений. Ему важно было не только конкретное проявление любви, но, более того, любовь сама по себе, как нечто, лежащее в основе бытия, не только конкретное проявление страсти, но, более того, страсть сама по себе.



Начиная с первого своего спектакля Камерный театр проявлял необыкновенную репертуарную смелость. В разные годы в его афише значились классические трагедии, романтические драмы, лёгкие оперетты, шекспировские пьесы и современная драматургия. Камерный театр был связан с многочисленной плеядой выдающихся художников: здесь работали Павел Кузнецов, Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Георгий Якулов, Александр Веснин.

История Камерного театра тесно связана не только с именем Таирова, но и с именем его первой актрисы Алисы Коонен. Она создала ряд образов большой трагической силы, страстной эмоциональности, трогательной лиричности и обаятельности.





В 1923, 1925 и 1930 годах состоялись триумфальные гастроли Камерного театра по странам Европы и Южной Америки.

В 1937 году вышло постановление о слиянии Камерного театра Таирова и Реалистического театра Охлопкова в один коллектив, но в таком составе театры просуществовали недолго — вскоре постановление было отменено.




Читайте также: