Предпосылки возникновения импрессионизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Импрессионизм – направление в искусстве, возникшее в середине 19 столетия во Франции и после распространившееся по всему миру. Представители течения старались найти приемы, которые бы позволили как можно более естественно изобразить окружающий мир со всей его динамичностью и изменчивостью. Художники стремились передать не сколько реальное положение вещей, сколько свое личное впечатление о них. Из душных мастерских они выбрались на воздух, чтобы писать солнечные пейзажи.

Характерные черты импрессионизма

  • своеобразные мазки;
  • насыщенные цвета;
  • откровенные позы;
  • динамичные композиции;
  • использование открытого черного цвета;
  • отсутствие сюжета;
  • акцент на точном изображении света.

Предпосылки появления импрессионизма

На художников импрессионистов большое влияние оказала японская живопись, выставки которой проводились во французской столице. Японские мастера поэтизировали каждый момент жизни; они использовали упрощенную форму, смешанный тип композиции и чистые яркие цвета.

Кроме того, на импрессионистов повлияло появление фотографии, которая дала возможность художникам фиксировать неожиданные ракурсы, делать крупные планы и изображать своих героев в движении.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.)

Клод Моне (1840-1926 гг.)

Писал цветовые конструкции из бликов и пятен. Раздельными мазками он стремился передать дрожание воздуха.

В своей серии картин со стогами сена, написанными в разное время суток и в разные времена года, он изобразил тени разными красками – синими, фиолетовыми и темно-оранжевыми, а не черными, как это было принято раньше, показав, как окружающая обстановка влияет на их цвет, чем совершил настоящий переворот.

Огюст Ренуар (1841-1919)

Ренуара считают самым позитивным из живописцев. Он изображал преимущественно людей, меньше внимания уделяя пейзажам и натюрмортам. Особенно ему нравилось работать с женщинами, которых он любил изображать обнаженными или кружащимися в танце.

Эдгар Дега (1834-1917 гг.)

Дега предпочитал работать в мастерской, избегая плэнеров. В своих работах он любил применять четкую линию и большое количество черного цвета. На его полотнах фигуры изображены в необычных ракурсах, асимметрично, с выражением удивления на лице.

Берта Моризо (1841-1895 гг.)

Импрессионизм – это своеобразная форма художественного искусства, направленная на преодоление кризиса реализма в культуре Западной Европы Нового времени, попытка увидеть мир с новой точки зрения.

Импрессионизм появился в связи с тем, что художники и творцы были разочарованы в принципах реализма и романтизма. Реализм всегда стремился показывать мир максимально объективно, в то время как импрессионизм позволил открыть субъективный взгляд самого художника.

Импрессионизм, наследуя традиции романтизма, пытается противопоставить объективному миру субъективный. В этом художественном течении ярко проявляется индивидуализм, культ личности, и в то же время в нем отсутствуют какие-либо нормы, требования или же правила романтизма.

Художественный стиль импрессионистов

В своих произведениях импрессионисты опирались на первичные чувственные образы, которые возникают при непосредственном восприятии какого-либо феномена или же процесса, происходящего в социуме или природе. Иначе говоря, творец в жанре импрессионизма пытается показать мир не таким, каким он его помнит, знает и понимает, а таким, какой он видит мир прямо сейчас, в данный конкретный момент.

Таким образом, каждое конкретное впечатление будет приобретать свою собственную ценность, самодовлеющий характер, который и будет отражаться в произведении.

Истоки появления импрессионизма

Большая часть исследователей полагают, что импрессионизм, а также специфика разнообразных способов воплощения его в произведениях искусства возникли в результате развития естественно-научной сферы и благодаря совокупности определенных социальных факторов. 19 век стал периодом, когда начало развиваться гносеологическое мышление, люди начали предпочитать умозрительность очевидности в отличие от прежней приверженности тенденциям реализма и позитивизма. Благодаря появлению новой формы мышления возникла необходимость и во взаимосвязях между тем, что является видимым и невидимым, наглядным и умозрительным, частным и общим.

Данный поворот в научном мышлении был революционным и сумел привести человечество к осознанию мирового единства, проявляющегося в видимом, невидимом, объективном и субъективном. Поэтому можно говорить о том, что зарождение импрессионизма началось в связи с желанием восстановить мировую целостность, отразить невидимое и видимое, а также преодолеть ограниченность эпохи реализма и позитивизма.

Влияние импрессионизма на развитие искусства

Благодаря импрессионизму появилась свобода художественного видения, искусство стало обращать внимание не только на то, что видит творец или художник, но и на то, каким образом он это видит. Импрессионизм ориентировался в первую очередь на восприятия, при котором реципиент и художник оба находятся на одном уровне, в связи с чем сливают пространства зрителя и произведения.

Таким образом, можно подвести итог, что импрессионизм является особым восприятием реальности, для которого характерна направленность внимания на то, что непосредственно воспринимается, конкретное, в то время как все логические причины и следствия отступают на второй план, тем самым предлагая совершенно новый взгляд на окружающую действительность.

Импрессионизм — это термин, производный от латинского языка, и означает впечатление, отражение. Обозначает направление в искусстве, появившееся в живописи второй половины XIX века. Основными предпосылками этого направления постулировалась необходимость запечатлеть момент, что был замечен создателем холста. Его сторонники больше всего ценят натюрморты, пейзажи, персонажей в движении.

Импрессионизм — направление в искусстве

Концепция понятия

Импрессионизм — направление в искусстве, зародившееся во Франции. Черты импрессионизма — художник изображал вещи в соответствии со своими впечатлениями, не заботясь об общепринятых правилах. Он работал на открытом воздухе, разбивал и разделял цветовые пятна, использовал только чистые цвета солнечного спектра, стремился вернуть интенсивность света, его возможности выражаются в том, чтобы уловить жизнь в её мимолётности.

Стоит вспомнить импрессионизма представителей, вот список:

Понятие импрессионизм

  1. Эдгар Дега.
  2. Клод Моне.
  3. Берт Морисо.
  4. Огюст Ренуар.
  5. Камиль Писсарро.
  6. Альфред Сислей.
  7. Пол Сезанн.
  8. Ван Гог.

История возникновения

История возникновения импрессионизма

Первоначальной датой возникновения истории импрессионизма считается 1874 год, когда проходила выставка инновационных работ. Название происходит от картины одного из основоположников импрессионизма — Клода Моне. Изображение эпохи основателя объединяет всю особенность понятия, то есть желание увековечить мимолётный момент. Это фиксация на холсте единственного в своём роде случая, затрагивающего чувства, который не может ускользать.

Работы импрессионистов находятся в явном противоречии с последней волной произведений создателей реалистического направления. Напротив, они не затрагивают социальных тем, не имеют дела с метафизическими проблемами, не показывают обычную повседневную жизнь. Они также отходят от классической картины. Отрезаны они и от краткой темы исторического, библейского, религиозного характера. Одним из первых вышел на улицу и нарисовал красоту Моне

Импрессионисты уделяли большое внимание роли света, угла обзора, настроения, которые они хотели увековечить. Цветовая гамма, специфичная для этого направления, также имела большое значение.

Художники использовали масло в портретах и пейзажах и только следующие семь цветов радуги и смешивали их только на холсте:

  • красный;
  • оранжевый;
  • жёлтый;
  • зелёный;
  • синий;
  • индиго;
  • фиолетовый.

Со времён импрессионистов определение изображения стало отличаться и имело всё меньшее значение. Было важно, в какой форме это было сделано. Вопреки распространённому мнению, источником вдохновения для художников стало развитие технологий. Важную роль здесь сыграло изобретение фотографии, цель которой была такой же, как импрессионизм. Страсть к природе света как результат прогресса в области оптики.

Черты импрессионизма

Первоначально представлены были художники движения искусства, которые сформировали плотную группу. Этот расцвет переживает новое направление в период с 1874 по 1886 год. Предшественники импрессионизма самостоятельно организовывали выставки, которые рекламировали их работы

Название направления было совершенно случайно назначено и принято группой. Один из художников Клод Моне на первой знаменитой выставке 1874 года представил свою картину. Организатор выставки, Эдмонд Ренуар, брат одного из знаменитых импрессионистов, занимался каталогованием работ экспозиции, сменявшихся постоянно повторяющимися именами.

Основоположники импрессионизма

Важным местом для импрессионизма был район Монмартр в Париже. Там в каком-то смысле всё началось. Это была область, где жили многие художники в 60-х гг. В местном кафе Guerbois группа художников встретилась, чтобы поговорить о новом искусстве. Дискуссии вёл в основном Моне. Его неоднозначные взгляды на искусство понравились другим посетителям кафе. Там можно было встретить Фантена-Латура, Дега или Василия (друга семьи Моне). Базиль подружился с молодыми художниками из студии Glayre-Monet, Renoire и Sisley. Вскоре к нему присоединились Писсарро и Сезанн.

К сожалению, бурные разговоры о живописи сломали бурные времена. Война началась с Пруссии в 1870 году. Группа будущих импрессионистов распалась. Национальная гвардия взяла Моне и Дега. Затем Моне, Писсарро и Сислей нашли убежище в Англии. Ренуар вступил в войну, но подальше от фронта. Их друг Василий погиб в бою в 29 лет.

Большой прорыв

Выставка работ импрессионистов

Когда современные художники начинали свою карьеру в мире искусства, мнение критиков, работающих в Салоне, было очень важным. Это была ежегодная выставка, которая ставила оценки и была свидетелем карьеры классических художников. Они поддерживали и предлагали искусство, которое уважает традиции и классические образцы.

Иногда кому-то удавалось прорваться сквозь жёсткую критику Салона, но для импрессионистов была закрыта дверь. Жюри подвергло критике отрывочные техники художников, пейзажные сюжеты или сцены, наблюдаемые в городской жизни парижан. 1874 год был переломным, группа Societe Anonyme des Artistes, основанная запрещёнными художниками, организовала собственную выставку Peintres.

Главная идея

Направление, затронувшее музыкальные произведения, литературу, живопись

Импрессионизм сфокусирован на передаче приоритета в живописи, дизайне и цвете, который даёт свет человеческому глазу. Игра света, его степень серьёзности меняет цвет вещей, даёт новые оттенки, часто очень эфемерные. Поэтому картины, написанные импрессионистами, не всегда яркие, а и пастельные.

Долгое время в живописи существовало убеждение, что произведения искусства должны отражать реальность, спасённую наблюдателями. Созданы были произведения классики, романтики. Между тем импрессионисты пытались показать, что мир меняется, и наши глаза не могут идти в ногу с записью всего таким точным способом. Один лес может выглядеть совершенно иначе в течение дня. Большую роль играет игра света. Художники пытались изобразить средства, чтобы запечатлеть моменты изменчивости природы. Поэтому так часто рисовали пейзажи и использовали ​​насыщенную цветовую палитру.

Для них не имело значения, композиция была тщательно проработана, или была работа раскрашена по памяти. То, что художник видел, его взгляд — в деталях. Всё это можно узреть в работах импрессионистов, которые, не опасаясь смелых мазков, пересекли границы привычного.

Они играли со светом, который размыл контур предметов и людей. Свет давал надиктованные оттенки цветов, палитра художников была такой тёплой, как будто подвергалась солнечным законам. Люди, которые появились на изображениях, запечатлены в движении. Художники стремились передать динамику улицы, площади или парка. Окрашенные фигуры часто размыты, лица неузнаваемы. Это создаёт впечатление пойманного момента, казалось бы, случайной композиции.

Импрессионисты рисовали от природы. Это один из отличительных способов художников. Создание на открытом воздухе, было, однако, известно раньше, но ранее были нарисованы только эскизы для дальнейшей работы с мастерской.

Концепция понятия

Импрессионисты относились к живописи от природы как к долгу службы. По их мнению, художник никогда не запомнит точно всё, что видел на открытом воздухе, и поэтому рисунок в мастерской фрагментно потеряет свежесть и мимолётность. Когда Моне перестал работать с Глэйром, он отправился в Нормандию, чтобы посвятить себя живописи от природы. В 1863 году вместе с Ренуаром, Василием и Сисли они разработали методы формирования нового творчества. Выявлено это во время экспедиций в деревни Барбизон и Марлотт.

Технология выполнения

Великое искусство импрессионизма является чисто инстинктивным и визуальным, но это видение зависит от света и его постоянных трансформаций.

Поэтому пейзаж подавляет все остальные темы и полностью исключает следующие из них:

  • религиозные;
  • мифологические;
  • исторические.

Внимание импрессионистов привлёк тот факт, что они создают рефлексы — и особенно такие, которые быстро меняются. Они хотели сделать изменчивость природы, её движения, выражения.

Большой прорыв в импрессиониме

Каждый живописец стремился запечатлеть очарование места в определённый день, час. Это желание побудило Моне действовать. Художник хотел доказать, что, разместив мольберт в одном и том же месте, но в разное время дня, он увидит постоянно меняющиеся формы.

Русские импрессионисты не хотели изображать формы и цвета, основанные на существующих знаниях. Они также отказались от контурного рисунка, отказались от геометрических перспектив, пространство и объём подчёркивались цветом — его интенсивностью и оттенком.

Импрессионизм представляет собой художественное выражение, своеобразную форму преодоления кризиса реализма в западноевропейской культуре Нового времени; новое художественное видение мира.

Становление импрессионизма обусловлено разочарованием художников, творцов в принципах романтизма и реализма. Если реализм претендовал на максимальную объективность в процессе отображения мира, импрессионизм открыл субъективность восприятия художника. Импрессионизм противопоставляет субъективный мир объективному, наследуя традиции романтизма. В импрессионизме находит свое отражение культ личности, позиции индивидуализма, однако, любые требования, нормы, правила романтизма отсутствуют.

Особенности художественного видения импрессионистов

Для произведений импрессионистов характерна опора на первичный чувственный образ, возникающий при непосредственном восприятии того или иного феномена, процесса окружающей социально-природной реальности. Другими словами, творец-импрессионист отражает мир не таким, каким он его знает, помнит, понимает, но таким, каким он предстает перед ним сейчас, в данный момент.

Каждое отдельное впечатление приобретает самодовлеющий характер, приобретает собственную ценность, которая отражается в произведении.

Истоки становления импрессионизма

Готовые работы на аналогичную тему

Многие исследователи видят причину возникновения импрессионизма, специфику способов его воплощения в произведениях искусства в совокупности социальных факторов, в развитии естественных наук. $XIX$ столетие стало периодом отхода от очевидности в сторону умозрительности, развития гносеологического мышления, которое пришло на смену реализму, позитивизму.

В результате становления новой формы мышления очевидной стала необходимость установления взаимосвязей между видимым и невидимым, умозрительным и наглядным, общим и частным. Революционный поворот в научном мышлении привел к осознанию единства мира, которое проявляется как в видимом, так и невидимом; как в объективном, так и в субъективном.

Соответственно, возникновение импрессионизма обусловлено стремлением восстановить целостность мира, отразить видимое и невидимое, преодолеть позитивистскую ограниченность позитивистской эпохи, реализма.

Влияние импрессионизма на дальнейшее развитие искусства

Импрессионисты открыли свободу художественного видения, впервые включив в предмет изображения в искусстве не только то, что видит художник, творец, но и то, как он это видит. Импрессионизм ориентирован на рецепцию, восприятие, при котором художник и реципиент находятся на одном уровне, в результате чего пространство зрителя и пространство произведения сливаются.

Импрессионизм, таким образом, представляет собой общее явление, особое восприятие реальности, при котором все внимание направлено на непосредственно воспринимаемое, данное, тогда как логические причины и следствия отходят на второй план; абсолютно новую точку зрения на реальность.

Импрессионисты отказались от Салона и устроили свою первую отдельную выставку в 1874 году. Их стиль, вызвавший бурную реакцию общества, формировался постепенно.

Художники-импрессионисты: в чём особенности их стиля?

Цель художника-импрессиониста — не изображение самой действительности, в своей работе он передаёт собственное впечатление от того, что видит, атмосферу происходящего в определённый момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от чёрного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение.

1.jpg

Черты импрессионизма: от Веласкеса до Делакруа и Коро

Посетители выставки 1874 года восприняли стиль импрессионистов как революцию, но на самом деле его возникновение вовсе не было резким. Черты этого течения встречаются ещё у Эль Греко и Диего Веласкеса в 16−17 веках: они пытались передать освещение в определённый момент и изобразить движение с помощью пробелов между мазками. Тем не менее, они любили использовать открытый чёрный цвет. В одно время с Веласкесом творил Питер Пауль Рубенс, тонко передававший свет и тень. Чистого чёрного цвета на его полотнах нет.

Однако гораздо более сильно на импрессионистов повлияли художники 19-го века. Здесь стоит говорить о вкладе представителей барбизонской школы, особенно Шарля-Франсуа Добиньи, и близких к ней художников: Камиля Коро, Гюстава Курбе и Эжена Будена. Черты импрессионизма в их работах появились примерно в середине века. Барбизонскую школу окрестили по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где жили несколько её представителей. В окрестностях деревни работали многие художники (не только из этой школы), создавая свои пейзажи на пленэре.

Барбизонец Добиньи известен лирическими равнинными пейзажами. Ему нравилось изображать воду и небо, ему была важна работа с натуры, и для неё он даже устроил себе плавучую мастерскую, в которой писал, поднимаясь по течению реки Уазы. Добиньи усердно работал со светом и добился больших успехов в воспроизведении изменчивого воздуха, улавливал мельчайшие оттенки цвета.

Много внимания освещению уделял и Коро. Он старался передать его как можно более естественно, перенеся на полотно атмосферу происходящего так, чтобы не потерять материальность предметов. Коро несколько раз мог переписывать один этюд ради того, чтобы свет и оттенки получились наиболее натурально. Для него очень много значила близость человека к природе. В его работах много серых тонов, которые он получал не из чёрного и белого цветов (их он не использовал), а с помощью смешения многих ярких красок. Коро стал любимым живописцем Альфреда Сислея.

2.jpg

Гюстав Курбе, мастер пейзажа, прошёл путь от романтизма к реализму. Он никогда не работал на пленэре, но умел изображать открытое пространство с помощью цветовых пятен, а также контраста между яркими красками и затемнёнными фрагментами. Курбе преподавал и говорил своим ученикам, что они должны изображать то, что видят и чувствуют — это главная идея импрессионизма. Наибольшее влияние он оказал на Эдуарда Мане.

В отличие от Курбе, Эжен Буден не представлял своего творчества без работы на открытом воздухе. Небо и море — его любимые сюжеты. На своих полотнах ему удавалось удивительно точно передавать реальные соотношения цветов. Буден часто рисовал пастели и акварели, а не только писал маслом по холсту. Этот художник был дружен с импрессионистами и принял участие в их первой выставке в 1874 году. Именно привил Клоду Моне любовь к работе на открытом воздухе.

Более того, во время франко-прусской войны 1870−1871 годов Моне, Сислей и Писарро были в Англии, где изучали творчество Констебла, Тёрнера и Крома. Потом импрессионисты вспоминали, что эти великие английские пейзажисты сильно повлияли на их стиль.

3.jpg

Мане, Ренуар и другие

4.jpg

Пьер Огюст Ренуар достиг необычайного мастерства в жанре портрета. Он прекрасно отражал настроение модели, особенно это касается картин, изображающих женщин и детей. Этот художник больше других импрессионистов заботился о технике своей работы. Он писал то мелкими, плотными мазками, то длинными, полупрозрачными, положенными с пробелами. Часто эти приёмы соседствуют на одном полотне. Его картины запоминаются своей жизнерадостностью. Ренуар очень любил работать на открытом воздухе и творил до последних дней своей жизни, несмотря на сковавший его тело ревматизм, поразивший, в том числе, кисти рук.

Золотым временем импрессионизма в творчестве Клода Моне стали 1870-е годы. Именно он добился наибольшего успеха в передаче изменчивого естественного освещения. Этот мастер работал практически только на пленэре, создавая пейзажи, и с течением времени он всё реже изображал на них людей. Моне одним из первых начал писать серии картин, показывающих одно и то же место, но в разное время суток или года, после смены погоды. Так появились циклы изображений Руанского собора, вокзала Сан-Лазар в Париже, мостов Лондона. Такие серии помогли Моне научиться передавать свежие, яркие, естественные краски и тончайшие нюансы освещения.

Среди импрессионистов-пейзажистов стоит выделить Альфреда Сислея с его целостностью и тонким лиризмом творчества. Он любил изображать гармонию природы, очень большое значение на своих полотнах придавая небу, глубоко разрабатывая его оттенки и освещение: небеса никогда не были для этого мастера только фоном и даже могли служить главным выразителем настроения всего полотна. Постоянно работая на пленэре, художник научился переносить на полотно всю глубину открытого пространства с его струящимся воздухом. С развитием стиля Сислея спокойствие его пейзажей стало сменяться энергичностью, а цвета становились более контрастными.

5.jpg

К сожалению, расцвет импрессионизма не был долгим: громко заявив о себе в 1870-е гг., к началу 1890-х это течение сошло со сцены, уступив место постимпрессионизму, представители которого были заняты поисками нового в искусстве.

Читайте также: