Портрет вожатого из капитанской дочки описание кратко

Обновлено: 28.06.2024

“Капитанская дочка” — одно из самых известных прозаических произведений А. С. Пушкина. Сам писатель по жанровой принадлежности отнёс его к повести, но при этом “Капитанская дочка” обладает всеми признаками романа: действие произведения охватывает длительный промежуток времени из жизни персонажей, у него есть признаки мемуарной литературы, показаны важные исторические события, в книге много второстепенных лиц, которые не имеют отношения к главной сюжетной линии и, наконец, в течение повествования читатель наблюдает за нравственной и духовной эволюцией главных героев.

"сметливость его и тонкость чутья изумили меня". "увидел черную бороду и два сверкающих глаза". "он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали". "Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары".

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Вопрос:

Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.

Подробный ответ:

В главе "Вожатый" (роман "Капитанская дочка") А.С. Пушкин так описывает вожатого (Емельяна Пугачева): "увидел черную бороду и два сверкающие глаза", "в черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение приятное, но плутовское", "мигнул значительно". Большое внимание Пушкин уделяет бороде и глазам вожатого, фактически из всего лица он описывает только их. Автор неоднократно обращает внимание на бороду, так как она скрывает все лицо, кроме глаз, к которым Пушкин и хочет привлечь внимание читателя. Для описания глаз и взгляда вожатого он использует эпитеты ("сверкающие глаза", "живые большие глаза", "мигнул значительно", "выражение приятное, но плутовское"), а так же олицетворение ("глаза так и бегали").

Вожатый — это название второй главы Капитанской дочки. Произведение Капитанская дочка читается быстро и каждая глава важна для главного героя. Так, в жизни Петруши события, что произошли во второй главе что именуется Вожатый, оказали влияние на дальнейшую судьбу главного героя.

Глава Вожатый Капитанская дочка

Почему эта глава важна для Петруши Гринева? А все потому, что именно в этой части он впервые встретится с Пугачевым — народным предводителем, который в дальнейшем еще ни раз поможет парню. Можно даже сказать, что Пугачев станет вожатым для Петруши по жизни, ну а пока Петруша не знает кто это и сама встреча произошла случайно, когда Гринев и Савельич заблудились в дороге, направляясь на будущее место службы Петруши. Именно в этот миг и появляется незнакомец, который вызвался проводить до ближайшего дома. Как выглядит незнакомец и какой рисует нам портрет Вожатого в Капитанской дочке автор произведения? Здесь мы видим, что это человек сорока лет, худощав, с широким плечами, черной бородой. Описывая портрет вожатого, стоит упомянуть и таинственный разговор с хозяином постоялого двора, который велся на непонятном для Петруши языке.

Хочется ответить на вопрос, почему глава начинается народной песней, и здесь, мне кажется, автор хотел нам показать драматичность момента, ведь как ни как, Гринев уезжает из родительского дома, для него начинается более взрослая жизнь вдали от родительского гнезда. И здесь с помощью песни, автор передает общее состояние души Петруши. Но, вернемся к встрече.

Незнакомец выполнил обещание и привел к дому заблудившихся в дороге, за что Петруша отблагодарил мужика, отдав свой тулуп и угостив вином. Далее каждый пошел своей дорогой и Петруша попал на прием к генералу.. Здесь состоялся интересный разговор Гринева с генералом, который в последствии направляет парня на службу в глушь, в Белгородскую крепость. Но, несмотря на то, что пути Петруши и незнакомца временно разошлись, в Капитанской дочке это только первая встреча с вожатым, а далее встречи будут еще и еще, но о них мы поговорим позже.

А какую оценку поставите вы?

Цели урока: 1. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа.

2. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.

3. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?

2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?

3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.

4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?

5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.

6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?

Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

* Что привлекло Гринева в вожатом?

* А вам симпатичен этот герой?

Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

* Какую роль играет сон?

Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

* Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?

Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

* Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?

Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.

* Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?

Да, он поступил как человек чести.

* Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?

* Что происходит в его душе?

Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.

Нашли ошибку? Напишите нам

Как характеризует гринева решение подарить вожатому свой заячий тулуп

Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя.

Я шел по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.

Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошел к ней… Она остановилась.

— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.

— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.

Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.

Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик…

Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…

Одна тайная ссылка.


А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс

Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О. Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1.Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе? 2.Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа? 3.Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки. 4.Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь? 5.Это испытание, столкновение со сложностью бытия. 6.Имеет ли образ бурана в романе символический смысл? Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

•Что привлекло Гринева в вожатом? •А вам симпатичен этот герой? Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

•Какую роль играет сон? Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

•Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича? Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

•Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв? Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.

•Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести? Да, он поступил как человек чести.

•Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость? •Что происходит в его душе? Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.

Итак, мы вместе с учениками отправляемся в дорогу, где нас ожидают необычные испытания. Вернее, не нас, а героя повести Пушкина и его верного слугу Савельича (вспомним Дон Кихота и Санчо Панса - его верного оруженосца; правда, в отличие от Санчо, у Савельича не оружие, а деньги, имущество).

Герой покидает Дом, чтобы найти себя в большом мире.

Как вы думаете, в каком значении я употребил слово “Дом” и почему я написал бы его с большой буквы? (Дом - символ определённого устройства жизни, устойчивого и надёжного.)

Какой образ жизни вёл Петруша Гринёв в своём доме?

Рано или поздно все мы оставляем родительский дом, чтобы построить свой собственный Дом. Очевидно, и для главного героя наступил такой момент, когда он должен уйти на поиски своего собственного Дома. Забегая вперёд, ответьте мне, найдёт ли он его? Ваш ответ “да” поможет нам сейчас определить главную линию жизненного пути героя: от родительского дома через жизненные испытания (искушения, соблазны) к своему дому.

Думаю, что этот мотив для вас не нов. Давайте обратимся к “вечной” книге (Библии) и найдём подобный рассказ об уходе сына из отчего дома. Это история о заблудшем сыне. Получается, что Пушкин по-своему интерпретирует этот библейский сюжет. “По-своему” - что это значит? (Ученики выявляют отличительные черты обеих историй. Там - по своей воле, здесь - по воле отца, по необходимости (возраст); там - потери, здесь - обретения: честь, достоинство, любовь; там - раскаяние (грех), здесь - утверждение себя в новой жизни, в своём доме.)

После этого мы непосредственно обращаемся к пушкинской повести.

Дворянин, “дитя малое”, недоросль, с отцовским “береги честь смолоду” отправляется познавать новую жизнь: “…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…” Далее вместе с учениками мы составляем схему дороги Гринёва. (Предварительно ученики составляли её дома.) После этого им предлагается ответить на следующий вопрос:

Как вы думаете, слово “дорога” в этой повести употребляется только в прямом значении или оно имеет ещё и переносное значение?

Положительный ответ учеников направляет нашу дальнейшую работу. Мы пытаемся определить смысловое поле переносного значения слова “дорога”: дорога жизни, “жизненный путь”, “дорога к счастью”, “дорога чести”, “заблудиться по дороге жизни”.

Какое же из этих определений наиболее подходит нашему герою? (“Дорога чести”.)

Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни. А началась она (дорога), как вы помните, с не очень приятного события: в дорожном трактире герой проигрывает деньги капитану Зурину, играя с ним на бильярде: “Чем чаще прихлёбывал я от моего стакана, тем становился отважнее”, “вёл себя как мальчишка, вырвавшийся на волю”. Кажется, герой слегка “опьянел” не только от пунша, но и от воли. Чем не путь “заблудшего сына”: игра, вино, беспечность, мотовство, веселье. Не так ли? (Ученики не согласны. Заблудший сын сам хотел “попробовать вкус к иной жизни”, а наш герой оказался жертвой обмана, соблазна, искушения, обольщения со стороны капитана Зурина - как беса-искусителя.) Значит, многое зависит от того, кто окажется рядом с вами, когда вы делаете первые самостоятельные шаги на дороге жизни.

“Оправдывают” героя, с точки зрения учеников, и его искреннее сожаление, раскаяние: “Мне было стыдно”, “я чувствовал себя виноватым”, “всё это мучило меня”.

Однако согласитесь, что первое дорожное испытание не в пользу Петруши. Он поддался соблазну, не устоял, не выдержал.

Итак, мы отправляемся дальше. Дорога скучна, уныла, однообразна. Степь. Никаких дорожных впечатлений. Такая дорога, как правило, усыпляет, навевает не совсем приятные мысли и чувства. Герой думает о своём, ему непременно хочется загладить перед Савельичем свою вину. Почему? Вспомните, Савельич является не только хранителем денег и вещей героя, но выполняет ещё одну функцию. Какую? (После некоторого замешательства ученики всё-таки находят ответ: он заменяет ему в дороге отца - “батюшку”.) А “вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами”. Неторопливое повествование как будто передаёт нам ощущение бесконечной однообразной дороги.

А теперь внимание: нам потребуется особая бдительность. Пушкин был бы не Пушкиным, если бы продолжал в таком же тоне. Пушкинская проза динамична. Без события, без “случая”, без приключения она невозможна. Такое событие есть и в этой главе. Вы его знаете. Но меня интересует другое: одно слово предупреждает нас об этом событии, является его сигналом, знаком, ключом к нему. Какое же это слово? Правильно, слово “вдруг”. Именно с него всё и начинается. А что именно? Давайте подумаем.

То событие, которое станет для главного героя главным, определит его дальнейшую судьбу, то есть станет для него судьбоносным - “встреча с вожатым” (вожатый - проводник, указывающий дорогу).

А теперь давайте “погрузимся” в текст главы и посмотрим, как представлено у Пушкина это событие.

Старый, опытный, осторожный Савельич “советовал воротиться” (житейская мудрость).

Пылкий, бесшабашный от опьянения своей молодостью Гринёв “велел ехать скорее”.

Кто оказался прав из них? Что подтолкнуло Гринёва к такому решению?

Возьмите этот вопрос на заметку, потом постараемся найти на него ответ. А пока: “Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло”.

Итак, начался буран. Мрак, вихрь, свирепость.

Что такое буран как природное явление?

Это нечто стихийное, непредсказуемое, неуправляемое. Человек бессилен перед ним. Буран властвует над ним. Никто не в состоянии его подчинить себе. Человеку остаётся только спрятаться и ждать его конца, ибо у бурана есть свойство быстро, неожиданно начинаться (вспомним - “маленькое белое облачко”) и так же быстро заканчиваться. Но что, скажите, делать человеку, оказавшемуся во власти бурана среди голой беззащитной равнины? Наверное, буран для него тогда верная гибель, смерть. Очевидно, так бы было и с Гринёвым (вот результат его необдуманного решения: рискнуть, авось минует). Однако…
У Пушкина - из бурана появляется вожатый, проводник. Как спасение, как подарок судьбы, как испытание судьбы. Пушкин блестяще описывает “явление” бедствующим, терпящим бедствие вожатого. (Ученики сравнивают описание появления вожатого с описанием бурана.)

Дороги нет, она исчезла, мгла кругом, буран встал стеной. “Вдруг я увидел что-то чёрное”. Опять - “вдруг”. Признак встречи, не так ли?

Ямщик: “…Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек”. Далее “что-то чёрное”, “волк или человек” становится “через две минуты” человеком (облачко-буран).

И не просто человек, а человек, который стоит на твёрдой полосе, которому здешние места хорошо знакомы (“исхожена и изъезжена вдоль и поперёк”).

Итак, встреча состоялась. Они встретились - теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами - Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги пересеклись, скрестились, переплелись. Для Гринёва встреча с вожатым - судьбоносная, ибо она повлияет на всю его дальнейшую жизнь в повести, определит его характер, поведение, личность, да и мы знаем, потом они ещё встретятся не раз, но главная их встреча - здесь, в буране.

Не кажется ли вам, что Пушкин неслучайно своего Пугачёва “вывел” из бурана? Нет ли в таком явлении Пугачёва чего-то символического?

(Ученики легко отвечают, что буран символизирует стихию, вихрь, смятение, “восстание природы”. В нём свобода, вольница, бунтарство. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и “пугачёвщина” в его изображении. Вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути.)

Вернёмся к тексту. Вожатый, который хорошо знает здешние места, просит Гринёва довезти его до ночлега. “Я велел ямщику ехать”. Гринёв подчиняется. Он чувствует, что здесь, в степи, хозяин он, “дорожный”, ибо знает дорогу. “Хладнокровие его ободрило меня”, “Сметливость его и тонкость чутья меня изумили” - это уже штрихи к портрету Пугачёва. Потом будут другие. Но портрет начал вырисовываться, проясняться (эти детали даются Пушкиным неслучайно). В них зерно характера Пугачёва. Он весь из бурана вышел, из свободной стихии, а эти черты, которые заметил в нём Гринёв, открывают и другую сторону Пугачёва - он весь из народа. В дороге Гринёву снится сон. Помните? “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Сам Гринёв называет свой сон “пророческим”.

Ученики отвечают на вопрос о том, что им показалось необычным в этом сне.

(Прежде всего - “превращение” Пугачёва, здесь он “мужик с чёрной бородою”, в “батюшку”, “посажёного отца”.)

Мы работаем со словарём, выясняя значение слов “посажённый отец”, у которого Петруша должен просить благословения. Топор, которым размахивал мужик, и комната, которая наполнилась мёртвыми телами. “Я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах”.

Что ж получается? У Петруши теперь три батюшки: родной, Савельич и “мужик с чёрной бородою”? И все они, по-своему каждый, наполняют его жизнь определённым смыслом, влияют на него, помогают ему на его жизненной дороге.

Топор, кровь - это предвестник тех кровавых событий, свидетелем которых станет герой в стихии “пугачёвщины”.

Две дороги

Итак, мы вместе с учениками отправляемся в дорогу, где нас ожидают необычные испытания. Вернее, не нас, а героя повести Пушкина и его верного слугу Савельича (вспомним Дон Кихота и Санчо Панса - его верного оруженосца; правда, в отличие от Санчо, у Савельича не оружие, а деньги, имущество).

Герой покидает Дом, чтобы найти себя в большом мире.

Как вы думаете, в каком значении я употребил слово “Дом” и почему я написал бы его с большой буквы? (Дом - символ определённого устройства жизни, устойчивого и надёжного.)

Какой образ жизни вёл Петруша Гринёв в своём доме?

Рано или поздно все мы оставляем родительский дом, чтобы построить свой собственный Дом. Очевидно, и для главного героя наступил такой момент, когда он должен уйти на поиски своего собственного Дома. Забегая вперёд, ответьте мне, найдёт ли он его? Ваш ответ “да” поможет нам сейчас определить главную линию жизненного пути героя: от родительского дома через жизненные испытания (искушения, соблазны) к своему дому.

Думаю, что этот мотив для вас не нов. Давайте обратимся к “вечной” книге (Библии) и найдём подобный рассказ об уходе сына из отчего дома. Это история о заблудшем сыне. Получается, что Пушкин по-своему интерпретирует этот библейский сюжет. “По-своему” - что это значит? (Ученики выявляют отличительные черты обеих историй. Там - по своей воле, здесь - по воле отца, по необходимости (возраст); там - потери, здесь - обретения: честь, достоинство, любовь; там - раскаяние (грех), здесь - утверждение себя в новой жизни, в своём доме.)

После этого мы непосредственно обращаемся к пушкинской повести.

Дворянин, “дитя малое”, недоросль, с отцовским “береги честь смолоду” отправляется познавать новую жизнь: “…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…” Далее вместе с учениками мы составляем схему дороги Гринёва. (Предварительно ученики составляли её дома.) После этого им предлагается ответить на следующий вопрос:

Как вы думаете, слово “дорога” в этой повести употребляется только в прямом значении или оно имеет ещё и переносное значение?

Положительный ответ учеников направляет нашу дальнейшую работу. Мы пытаемся определить смысловое поле переносного значения слова “дорога”: дорога жизни, “жизненный путь”, “дорога к счастью”, “дорога чести”, “заблудиться по дороге жизни”.

Какое же из этих определений наиболее подходит нашему герою? (“Дорога чести”.)

Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни. А началась она (дорога), как вы помните, с не очень приятного события: в дорожном трактире герой проигрывает деньги капитану Зурину, играя с ним на бильярде: “Чем чаще прихлёбывал я от моего стакана, тем становился отважнее”, “вёл себя как мальчишка, вырвавшийся на волю”. Кажется, герой слегка “опьянел” не только от пунша, но и от воли. Чем не путь “заблудшего сына”: игра, вино, беспечность, мотовство, веселье. Не так ли? (Ученики не согласны. Заблудший сын сам хотел “попробовать вкус к иной жизни”, а наш герой оказался жертвой обмана, соблазна, искушения, обольщения со стороны капитана Зурина - как беса-искусителя.) Значит, многое зависит от того, кто окажется рядом с вами, когда вы делаете первые самостоятельные шаги на дороге жизни.

“Оправдывают” героя, с точки зрения учеников, и его искреннее сожаление, раскаяние: “Мне было стыдно”, “я чувствовал себя виноватым”, “всё это мучило меня”.

Однако согласитесь, что первое дорожное испытание не в пользу Петруши. Он поддался соблазну, не устоял, не выдержал.

Итак, мы отправляемся дальше. Дорога скучна, уныла, однообразна. Степь. Никаких дорожных впечатлений. Такая дорога, как правило, усыпляет, навевает не совсем приятные мысли и чувства. Герой думает о своём, ему непременно хочется загладить перед Савельичем свою вину. Почему? Вспомните, Савельич является не только хранителем денег и вещей героя, но выполняет ещё одну функцию. Какую? (После некоторого замешательства ученики всё-таки находят ответ: он заменяет ему в дороге отца - “батюшку”.) А “вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами”. Неторопливое повествование как будто передаёт нам ощущение бесконечной однообразной дороги.

А теперь внимание: нам потребуется особая бдительность. Пушкин был бы не Пушкиным, если бы продолжал в таком же тоне. Пушкинская проза динамична. Без события, без “случая”, без приключения она невозможна. Такое событие есть и в этой главе. Вы его знаете. Но меня интересует другое: одно слово предупреждает нас об этом событии, является его сигналом, знаком, ключом к нему. Какое же это слово? Правильно, слово “вдруг”. Именно с него всё и начинается. А что именно? Давайте подумаем.

То событие, которое станет для главного героя главным, определит его дальнейшую судьбу, то есть станет для него судьбоносным - “встреча с вожатым” (вожатый - проводник, указывающий дорогу).

А теперь давайте “погрузимся” в текст главы и посмотрим, как представлено у Пушкина это событие.

Старый, опытный, осторожный Савельич “советовал воротиться” (житейская мудрость).

Пылкий, бесшабашный от опьянения своей молодостью Гринёв “велел ехать скорее”.

Кто оказался прав из них? Что подтолкнуло Гринёва к такому решению?

Возьмите этот вопрос на заметку, потом постараемся найти на него ответ. А пока: “Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло”.

Итак, начался буран. Мрак, вихрь, свирепость.

Что такое буран как природное явление?

Это нечто стихийное, непредсказуемое, неуправляемое. Человек бессилен перед ним. Буран властвует над ним. Никто не в состоянии его подчинить себе. Человеку остаётся только спрятаться и ждать его конца, ибо у бурана есть свойство быстро, неожиданно начинаться (вспомним - “маленькое белое облачко”) и так же быстро заканчиваться. Но что, скажите, делать человеку, оказавшемуся во власти бурана среди голой беззащитной равнины? Наверное, буран для него тогда верная гибель, смерть. Очевидно, так бы было и с Гринёвым (вот результат его необдуманного решения: рискнуть, авось минует). Однако…
У Пушкина - из бурана появляется вожатый, проводник. Как спасение, как подарок судьбы, как испытание судьбы. Пушкин блестяще описывает “явление” бедствующим, терпящим бедствие вожатого. (Ученики сравнивают описание появления вожатого с описанием бурана.)

Дороги нет, она исчезла, мгла кругом, буран встал стеной. “Вдруг я увидел что-то чёрное”. Опять - “вдруг”. Признак встречи, не так ли?

Ямщик: “…Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек”. Далее “что-то чёрное”, “волк или человек” становится “через две минуты” человеком (облачко-буран).

И не просто человек, а человек, который стоит на твёрдой полосе, которому здешние места хорошо знакомы (“исхожена и изъезжена вдоль и поперёк”).

Итак, встреча состоялась. Они встретились - теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами - Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги пересеклись, скрестились, переплелись. Для Гринёва встреча с вожатым - судьбоносная, ибо она повлияет на всю его дальнейшую жизнь в повести, определит его характер, поведение, личность, да и мы знаем, потом они ещё встретятся не раз, но главная их встреча - здесь, в буране.

Не кажется ли вам, что Пушкин неслучайно своего Пугачёва “вывел” из бурана? Нет ли в таком явлении Пугачёва чего-то символического?

(Ученики легко отвечают, что буран символизирует стихию, вихрь, смятение, “восстание природы”. В нём свобода, вольница, бунтарство. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и “пугачёвщина” в его изображении. Вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути.)

Вернёмся к тексту. Вожатый, который хорошо знает здешние места, просит Гринёва довезти его до ночлега. “Я велел ямщику ехать”. Гринёв подчиняется. Он чувствует, что здесь, в степи, хозяин он, “дорожный”, ибо знает дорогу. “Хладнокровие его ободрило меня”, “Сметливость его и тонкость чутья меня изумили” - это уже штрихи к портрету Пугачёва. Потом будут другие. Но портрет начал вырисовываться, проясняться (эти детали даются Пушкиным неслучайно). В них зерно характера Пугачёва. Он весь из бурана вышел, из свободной стихии, а эти черты, которые заметил в нём Гринёв, открывают и другую сторону Пугачёва - он весь из народа. В дороге Гринёву снится сон. Помните? “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Сам Гринёв называет свой сон “пророческим”.

Ученики отвечают на вопрос о том, что им показалось необычным в этом сне.

(Прежде всего - “превращение” Пугачёва, здесь он “мужик с чёрной бородою”, в “батюшку”, “посажёного отца”.)

Мы работаем со словарём, выясняя значение слов “посажённый отец”, у которого Петруша должен просить благословения. Топор, которым размахивал мужик, и комната, которая наполнилась мёртвыми телами. “Я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах”.

Что ж получается? У Петруши теперь три батюшки: родной, Савельич и “мужик с чёрной бородою”? И все они, по-своему каждый, наполняют его жизнь определённым смыслом, влияют на него, помогают ему на его жизненной дороге.

Топор, кровь - это предвестник тех кровавых событий, свидетелем которых станет герой в стихии “пугачёвщины”.

Читайте также: