Кальвинизм новый смысл земного существования человека кратко
Обновлено: 04.07.2024
Вслед за лютеранством появляются и другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин (1509-1564). Его отец занимал почетную должность церковного казначея, но, несмотря на это, его семья еле-еле сводила концы с концами. Заботясь о будущем своего отпрыска, отец Кальвина отправляет сына в Париж, в коллегию Монтегю, чтобы юноша смог получить образование богослова. В это время идеи Реформации, провозглашенные Лютером, проникают во все слои общества. Заинтересовали они и молодого Кальвина. Но открыто встать на сторону Реформации он еще не решается, так как в учении Лютера не видит законченности и упорядоченности, которая свойственна католицизму. И все же спустя несколько лет Кальвин берется довести начатое Лютером дело до конца.
Спасаясь от преследований, в 1533 году Кальвин перебирается из Франции в швейцарский город Женеву. Здесь, в Альпийских горах, еще 30 лет назад крестьянские общины и торговые города окончательно отказывались признавать власть императора Священной Римской империи: перестали платить ему налоги и кормить его воинов, идущих через альпийские перевалы. Их ополчения, вооруженные ружьями, неоднократно громили рыцарские войска многих императоров. Крестьянские и городские общины создали собственный государственный союз, который стал называться Швейцария. В каждой швейцарской общине все вопросы решались голосованием на общем собрании всех мужчин.
Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)
Время возникновения: XVI век
Основатель: Жан Ковен
Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.
Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.
Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.
Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.
Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.
Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.
Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.
Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.
В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.
На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.
В XVII веке в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях начинается их эмиграция в др. страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х годов кальвинизм распространяется в Северной Америке (смотрите Новая Англия), со 2-й половины XVII века в Африке (в Капской колонии). В XVIII-XX веках благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.
Вероучение кальвинизма
В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в др. течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, - греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела.
Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других - к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых др. христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в т. ч. материальный).
Церковная иерархия в кальвинизмн практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины - как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно др. протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.
В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Б. ч. кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 году в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале XXI века в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы - в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.
Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют к.-л. специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.
В настоящее время кальвинизм представлен так называемыми реформатскими (в ряде европейских стран) и пресвитерианскими (в Англии и США) церквами, общее число верующих в которых несколько превышает 40 млн. человек, а также конгрегационализмом, число приверженцев которого составляет примерно 5 млн. человек. Во Всемирный пресвитерианский союз входят 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. На территории Советского Союза эти разновидности протестантизма никогда не имели сколько–нибудь широкого распространения. Небольшое число последователей реформатства имеется лишь в областях Западной Украины.
Современное англиканство
Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии — Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т. д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, объединяются Англиканским союзом церквей. Так называемые Ламбетские конференции, созываемые раз в 10 лет, начиная с середины прошлого века выполняют функции консультативного органа. Всего в мире насчитывается около 30 млн. верующих–англикан. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер–министра назначает король. Во главе духовенства двух графств Кен–терберийского и Йоркского — стоят архиепископы. Примасом является архиепископ Кентерберийский. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью. В Соединенных Штатах англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов; в руководящий синодальный орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии и Африки, в Латинской Америке.
Старокатолики
К протестантам относят и старо–католиков — сторонников отколовшихся от римско–католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1870 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную ранее в Голландии т. н. Утрехтскую церковь. В настоящее время старокато–лицизм представлен несколькими самостоятельными церквами. Основные его центры ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви объединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат, для духовенства и т. п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.
Меннониты
Баптизм
Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.
Возникший в начале XVII в. как мелкобуржуазное по своему социальному содержанию течение, баптизм эволюционировал затем в своем вероучении и социальных принципах в направлении приспособления к интересам и потребностям крупной буржуазии. В результате с XIX в. влияние баптизма начинает расти вместе с ростом капитализма. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. В американском баптизме существует свыше 20 самостоятельных группировок. Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии и других странах мира.
В 1905 г. в результате усилий, направленных на объединение различных течений баптизма, был создан Всемирный баптистский союз. Баптисты издают десятки газет и журналов, располагают 25 университетами и высшими школами. Международный центр, руководящий деятельностью баптистских общин, находится в Вашингтоне (США).
Среди баптистов можно встретить людей различной политической ориентации, но официальные руководящие органы баптизма в капиталистических странах проводят политику, направленную на поддержку буржуазного строя, неоколониализма. Состоявшийся в 1955 г. юбилейный конгресс баптистов принял довольно расплывчатую резолюцию, в которой говорится о необходимости сохранения мира.
Квакеры
Методизм
Одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма методизм, сложившийся в первой половине XVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. Кроме традиционных центров — Англии и США методистские церкви существуют в настоящее время также в Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи, в ЮАР, Гане, Корее, Бразилии, ФРГ, Швейцарии, Скандинавских странах, Австрии, Франции, Италии, Венгрии, Болгарии, Югославии и в ряде других стран. Самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране.
Мормоны
Адвентизм
Ведя энергичную миссионерскую работу, адвентисты располагают десятками издательств, выпускают газеты и журналы, содержат школы, больницы и т. д.
Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения: адвентисты–реформисты, адвентисты–христиане, адвентисты грядущего века, Общество второго пришествия и др..
Свидетели Иеговы
Армия спасения
Возникнув на почве методизма, Армия спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Двойное членство — в Армии спасения и какой–либо другой церкви изредка имеет место, но вообще не принято.
Армия спасения была создана У. Бутсом как религиозно–филантропическая организация. Ее основатель утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. В соответствии с этим были созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, организована кампания против проституции и т. д. В проповедях и выступлениях в печати У. Бутс обличал наиболее кричащие социальные пороки в жизни Англии конца XIX в. Однако единственное средство противодействия социальному злу, нужде, страданиям масс У. Бутс видел в филантропической деятельности. Объективно Армия спасения в капиталистическом обществе играет реакционную роль, поскольку сеет иллюзии относительно возможности на почве этого социального строя добиться всеобщей справедливости.
Эта секта, основанная Рудольфом Штайнером (ум. в 1925) и Фридрихом Риттельмейером (ум. в 1938), распространена в Европе и Америке. Руководящий центр находится в Штутгарте (ФРГ).
Пятидесятники
Секта пятидесятников неоднородна. Она имеет несколько течений. В нашей стране существуют самостоятельные пятидесятнические течения: воронаевцы, смородинцы, трясуны, сионисты и т. п. За рубежом немало приверженцев имеют Ассамблеи бога, Церкви бога и др.
Перфекционисты
Вальденсы
Несколько в стороне от трех основных течений протестантизма стоит секта вальденсов, появившаяся еще задолго до Реформации — в XII в. Она возникла на юге Франции среди городских низов и носила ярко выраженный антифеодальный и антипапистский характер. Как и протестанты, вальденсы требовали возвращения к принципам раннего христианства. Они установили принцип выборности духовенства, отказались от крещения детей, выступали против частной собственности. Несмотря на неоднократные погромы вальденсов, учинявшиеся как светскими, так и церковными властями, их секта в отличие от большинства других ранних (дореформационных) протестантских сект выжила и существует за рубежом вплоть до настоящего времени (Италия, Уругвай, Аргентина).
Моравские братья
Основное содержание христианства моравские братья видят в вере в искупительную жертву Христа. Большое значение придается обрядовой стороне религиозной жизни — литургии, гимнам и молитвам, омовению ног и т. д. У моравских братьев сохраняется церковная иерархия, местные церковные организации возглавляются епископами. В общинах поддерживается строгая дисциплина, жизнь рядовых членов секты находится под контролем особых надзирателей.
Активная миссионерская деятельность способствовала распространению секты по земному шару. В настоящее время ее общины имеются в США, Никарагуа, на ряде Антильских островов, в Суринаме, ЮАР, Танзании, ФРГ, Чехословакии и некоторых других странах. Организации моравских братьев находятся в тесном союзе с лютеранами.
Читайте также: