Консервативно религиозная концепция к н леонтьева кратко

Обновлено: 08.07.2024

В России были известны идеи западных теоретиков консерватизма, таких, как Э. Бёрк, А. Смит, Ж. де Местр и др. Они находили сочувственные отклики, поскольку выражали реакцию на события Великой французской революции, социальные конфликты эпохи утверждения капитализма и т. п. Однако возрастание роли России в европейских делах в XIX в., противодействие этому со стороны западных держав, Крымская война 1853—1856 гг. – эти и другие обстоятельства диктовали необходимость осмысления ее положения в Европе с точки зрения собственных национальных интересов.

Данилевский анализирует основания различных цивилизаций: религиозное, культурное, политическое и экономическое. Наиболее полное развитие, с его точки зрения, наблюдается в европейской цивилизации, особенно это касается второго основания (наука и искусство) и четвертого (экономическое). А вот сторона религиозная в ней развита однобоко, неверно, ввиду искажения христианской истины (отход от православия) и насильственного характера утверждения религиозности (сжигание еретиков, Крестовые походы и т. п.). Православно-славянской, четырехосновной цивилизации суждено, по мнению Данилевского, или образовать один из самобытных культурно-исторических типов, или стать этнографическим материалом для других культур-цивилизаций, прежде всего для германо-романской цивилизации.


Александр Репников

Русский консерватизм: Константин Леонтьев

Репников Александр Витальевич - доктор исторических наук, ведущий специалист Российского государственного архива социально-политической истории.

Всякий великий человек пишет
и действует ради утверждения
двух-трех идей.
Анри де Монтерлан

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в селе Кудиново Калужской губернии в семье отставного прапорщика гвардии Николая Леонтьева. Константин был последним, седьмым ребенком в семье, воспитанием его занималась мать, Феодосия Петровна (урождённая Карабанова), поскольку отец из-за размолвки с женой жил отдельно и умер, когда младшему сыну было всего восемь лет. В 1841 году Леонтьев был определен в Смоленскую гимназию, затем стал воспитанником Дворянского полка, а через три года поступил в 3-й класс Калужской гимназии, окончив которую поступил в Демидовский лицей в Ярославле; но в том же году перевелся на медицинский факультет Московского университета, где увлекся литературой, историей и френологией. В 1851 он познакомился с И.С. Тургеневым который высоко оценил первые литературные работы Леонтьева и ввел его в замкнутый круг московских литераторов.

В Крыму молодой Леонтьев прошел свое первое серьезное жизненное испытание, именно там начал формироваться его характер. Там же он повстречал свою будущую жену - Елизавету Павловну Политову, дочь грека, мелкого торговца.

Леонтьева начинают посещать мысли о необходимости изменить образ жизни. Перелом произошел неожиданно. Служа консулом в Салониках, в июле 1871 года он заболел и, закрывшись в доме, стал ожидать неминуемой смерти, поскольку установил у себя симптомы холеры. Когда наступил кризис, он молился на икону Богородицы и дал обет уйти в монахи. Ему стало лучше, и, оправившись от болезни, он согласно обету отправился на Афон, забросив все консульские дела.

Леонтьев был философом-романтиком. Он любил Россию, как любят живого человека, и почитал за счастье “желать отечеству поэзии”. В своих статьях Леонтьев часто оперировал категориями: “любовь”, “жалость”, “честь”. Он необычайно тонко чувствовал душу России.Характерен в этом отношении отрывок из одной его работы: “…прекрасен тот дом, из которого вид на широкие поля. И в этом доме я, давно больной и усталый, но сердцем веселый и покойный, хотел бы под звон колоколов монашеских, напоминающих мне беспрестанно о близкой уже вечности, стать равнодушным ко всему на свете, кроме собственной души и забот о ее очищении. Но жизнь и здесь напоминает о себе. И здесь просыпаются забытые думы, и снова чувствуешь себя живою частью того великого и до сих пор не разгаданного целого, которое зовется “Россия”. И он по-своему желал блага своей родине, хотел дать самодержавию идейное вооружение, хотел возвысить и усилить власть.


Другой оригинальной идеей был проект создания тайной организации, которую Леонтьев в шутку называл “Иезуитским Орденом”, и которая должна была быть направлена для борьбы с бюрократией во имя самодержавия. В эту организацию планировалось включить В.А. Грингмута, Ю.Н. Говоруху-Отрока, А.А. Александрова и других. Организация не должна была себя афишировать, поскольку “правительственная поддержка скорее вредна, чем полезна, тем более что власть, как государственная, так и церковная, - не дает свободы действия и навязывает свои казенные рамки, которые сами по себе стесняют всякое личное соображение”. Подобные игры взрослых людей “в заговорщиков” проистекали в значительной степени из осознания собственного бессилия изменить что-либо “сверху”. Это признавал и сам Тихомиров, один из авторов этой идеи. Политическая ортодоксальность верхов и утрата способности адекватно реагировать на происходившие в России изменения породили у большинства правящей верхушки веру в несокрушимость самодержавия, а мыслители, подобные Леонтьеву и Тихомирову, выступали в качестве “беспокоящего фактора”. Их просто не хотели слушать.

Свой обет стать монахом Леонтьев смог осуществить только незадолго до смерти, приняв в августе 1891 г. тайный постриг под именем Климента, в честь своего покойного наставника , отправился для монашеского служения в Троице-Сергиеву лавру. 12 ноября того же года он скончался от воспаления легких. Похороны пришлось устраивать с помощью друзей, т.к. Леонтьев оставил всего 50 рублей. Великий мыслитель был похоронен на кладбище Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры у церкви Черниговской Божией Матери.

В 1991 г., ровно через 100 лет после написанных Леонтьевым прогнозов о союзе социализма с русским самодержавием, распался СССР. На этот же год пришлась 100-летняя годовщина смерти мыслителя. Но лишь немногие обратили тогда внимание на его прогнозы в отношении будущего России.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

($1822 -1885$) русский культуролог, философ, социолог, геополитик, идеолог панславизма, представитель цивилизационного подхода к истории.

Во второй половине $19$ века Данилевский, вместе с Г. Руккертом в Германии пересматривают довлеющую идею, взгляд на историю - европоцентризм, и его монолинейный процесс. В мире существуют автономные культуры, локальные и независимые социокультурные миры, имеющие свою историю. Это доказывает, что нет никакого основания утверждать об едином историческом процессе, он – полилинеен.

Культурно-исторический тип Данилевский определял 4мя моментами:

  • Политический
  • Общественно-Экономический
  • Культурный
  • Религиозный

Историю Данилевский выражал не как эволюционный процесс, а как совокупность биографий отдельных культурно-исторических типов. Они представляют собой органические образования, проходящие стадии жизненного цикла от зарождения до смерти. В истории Данилевский насчитал $13$ культурно-исторических типов, но полный анализ предоставил только по германо-романскому и славянскому. Россию и ее миссию Данилевский понимал как содействие в развитии славянского культурно-исторического типа.

Готовые работы на аналогичную тему

Леонтьев Константин Николаевич

($1831-1891$) русский мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, дипломат, публицист, литературный критик.

Движение к Богочеловеку

Консервативные взгляды К. Леонтьева

Эстетизм Леонтьева

Вслед за философией Н. Я. Данилевского, Леонтьев различал культурно-человеческие типы человечества, необходимо проходящие определенные стадии своего развития: юность, зрелость и старость, или как говорил сам Леонтьев: первичная простота, цветущая сложность и угасание.

Это своеобразный эстетический принцип в моменте оценки общества, культуры, истории. К $90$м годам $19$ века Леонтьева посещают мысли, касающиеся сомнения религиозной миссии России:

Итоговым заверщением его философских исканий становится полный отказ от религиозно-византийского идеала.

Читайте также: