Русская православная церковь и государство при николае 1 кратко таблица

Обновлено: 27.06.2024

Внутренний политический курс Николай 1 основывался на усилении экономического и социально-политического отставания России от западно-европейских стран, недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. В Манифесте по случаю коронации (летом 1826 г.) Николай 1 обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.

Основные направления внутренней политики

Основные события политики Николая 1

Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация)

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

При Николае 1 роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты.

Система министерств, созданная при Александре 1, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Усиление роли С. Е. И. В. канцелярии в политической системе страны.

1826 г. — создание 3 отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава А. Х. Бенкендорф) и корпуса жандармов как органов политического сыска.

Усиление милитаризации: министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы

В годы правления Николая 1 армия чиновников выросла до 70 тысяч человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства

Николай 1 твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому.

1826 г. — создание 2го отделения С. Е. И. В. канцелярии для кодификации законодательства (глава М.М. Сперанский).

1830 г. — опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 по 1825 г.) в 45 томах.

1833 г. — публикация действующего Свода законов Российской империи в 15 томах (были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране, также направлено на усиление бюрократизации управления).

Крестьянский вопрос и разработка мер, направленных на его решение

В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности.

Создание секретных комитетов по решению крестьянского вопроса.

1827 г. — запрещено отдавать крепостных крестьянна заводы.

1833 г. — запрещено продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги.

1835 г. — создано 5е отделение С. Е. И. В. канцелярии (глава П. Д. Киселёв — министр государственных имуществ) для проведения реформы государственных крестьян.

1837–1841 гг. — реформа в государственной деревне П. Д. Киселёва:

— введение крестьянского самоуправления;

— наделение малоземельных крестьян землёй;

— строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.

1847–1848 гг. — инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии: составление описания помещичьих имений — инвентарей с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения.

1848 г. — крестьянам с согласия помещиков разрешено приобретать недвижимую собственность.

При Николае 1 принято около 100 указов по крестьянскому вопросу

Финансовая реформа

В целях ликвидации бюджетного дефицита (нехватки) и стабилизации финансовой системы страны в 1839–1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провёл реформу: ввёл в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций бездефицитность бюджета

Борьба с вольнодумством и революционными настроениями

Правительственная политика в области образования и цензуры

1833 г. — утверждение официальной идеологии самодержавия — теории официальной народности (автор С. С. Уваров — министр народного просвещения): православие, самодержавие, народность.

Запрет преподавания философии в университетах.

1835 г. — принятие нового Университетского устава: ограничение автономии университетов.

Подавление польского восстания 1830–1831 гг. и отмена Конституции Царства Польского.

Преследование и ссылка петрашевцев — общее название членов кружков молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844–1849 г.), руководимых М. В. Буташевичем-Петрашевским — чиновником Министерства иностранных дел, социалистом по убеждениям (1849–1856)

Дальнейшее укрепление социально-экономического и политического положения дворянства

Назначение на государственные посты представителей дворянства.

1828 г. — утверждение устава низших и средних учебных заведений: гимназическое образование стало привилегией дворянского сословия и чиновничества.

1845 г. — резкое повышение чинов, дававших дворянское звание осложнение выслуги личного и потомственного дворянства.

1845 г. — указ об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) запрещение дробления дворянских имений между наследниками

Схема внутренняя политика Николая 1

Внутренняя политика Николая 1 основные направления схема

Крестьянский вопрос при правлении Никалая 1

схема крестьянский вопрос при Николае 1

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах : 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Николай I царствовал в Российской империи с 1825 по 1855 год. Религиозная политика Николая I была такой же консервативной по духу, как и вся остальная. В привилегированном положении находилось православное население. Власти поощряли переход в православие, в отношении представителей других конфессий вводились ограничения.

Религиозная политика Николая 1 – кратко в таблице

В отношении христиан

В христианстве было два направления, с которыми РПЦ имела сложные отношения. Во-первых, это старообрядцы и различные старообрядцы, например, молокане, а во-вторых, униаты и различные западные христиане, особенно, католики в западных губерниях.

Религиозная политика Николая 1 – кратко в таблице

Рис. 1. Николай I.

Религиозную политику в отношении христиан при Николае I наглядно можно представить в следующей таблице:

Год

Событие

Указ Николая I о заселении сектантами, духоборами и молоканами Закавказья

Полоцкий собор, воссоединение униатов Беларуси и Волыни с православием

Появление первого старообрядческого митрополита – Амвросия Белокриницкого, хотя сам он находился на территории Австро-Венгрии

Заключение Конкордата между Россией и Святым Престолом

С целью распространения православия при Николае I велась миссионерская деятельность среди народов Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. Несмотря на это, в 1841 году в Российской империи появился баптизм. Ее приверженцами стали сначала немцы, а потом и славяне. К католикам отношение ухудшилось из-за восстания в Польше 1830-1831 годов.

Религиозная политика Николая 1 – кратко в таблице

Рис. 2. Полоцкий собор 1839.

В отношении евреев

Еврейская община Российской империи к 1830-ым годам, то есть после подавления восстания в Царстве Польском, стала самой многочисленной в мире. Как правило, евреи проживали в малых городах или в сельской местности. Основными их занятиями были ремесло и торговля. В 1791 году, то есть еще за пять лет до рождения императора, для них была введена черта оседлости. Евреи обязаны были проживать на бывших территориях Речи Посполитой и Крымского ханства. При Николае I в отношении евреев были введены следующие меры:

  • Насильственное крещение.
  • Присвоение русских фамилий и имен. Это давало право жить за “чертой оседлости”.
  • Распространение рекрутского набора на детей из еврейских семей с августа 1827 года. Их стали призывать в “школы кантонистов” с 12 лет. Накануне Крымской войны 2% всех кантонистов были евреями.
  • В 1830-ые власти пытались переселять евреев в Сибирь с целью ее освоения.
  • В 1844 году была ликвидирована самостоятельность еврейских общин – кагалов.

Школы кантонистов существовали с 1805 года. Они представляли собой учебные заведения самого низкого разряда для солдатских детей и сирот. В них мальчики готовились к воинской службе и изучали основаны чтения, письма и закона Божьего. В школах царил жесткий порядок, близкий к армейскому.

Религиозная политика Николая 1 – кратко в таблице

Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Кратко о религиозной политике Николая 1 следует знать, чтобы представлять отношения властей и различных религиозных конфессий в Российской империи в середине XIX века. Наибольшим успехом религиозной политики Николая I стало воссоединение униатства и православия.

Царствование Николая I началось подавлением декабрьского восстания на Сенатской площади. В 1848 году русские войска помогли разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. При Николае I в церковной политике правительства углублялись тенденции, наметившиеся в последний год царствования Александра, когда с удалением Голицына усилилось влияние Аракчеева и Шишкова.

При Николае I усилился обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. Несмотря на подозрительное отношение Николаевского двора к деятелям Александровского царствования, связанным с масонскими кругами, в 1833 году обер-прокурором вместо князя П. С. Мещерского был назначен тайный масон С. Д. Нечаев. К духовенству он относился презрительно и враждебно, и сразу повел настоящую войну против иерархов из Синода, причем в этой борьбе не брезговал и интриганскими методами. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись в политической неблагонадежности, а чтобы придать доносам видимость правдоподобия, подталкивал членов Синода выражать недовольство жандармским давлением на Церковь. Нечаев добился того, что под негласный надзор поставлен был митрополит Московский Филарет. Недовольство Нечаевым в Синоде стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другим лицом. И ходатайство это, поддержанное важным синодальным чиновником А. И. Муравьевым, возымело успех. После отставки Нечаев поселился в Москве, посвящая свой досуг занятиям астрологией в узком кругу интимных друзей.

Преемником Нечаева стал граф Н. А. Протасов. Это был один из самых энергичных и умных сановников николаевской эпохи. Он получил воспитание у гувернера-иезуита, и оттого, вероятно, несмотря на его искреннюю преданность Православной Церкви, в его богословских воззрениях всегда был заметен сильный налет католицизма. Но к Риму Протасов относился недружелюбно, и в своих церковно-политических взглядах был далек от клерикальных латинских тенденций.

Протасов хотел сделать государство строго конфессиональным и отрицательно относился к политике широкой веротерпимости, проводившейся при Екатерине II и Александре I. Но на Церковь он смотрел, прежде всего, с точки зрения государственного интереса, государственной пользы, видел в ней одну из опор правительства, и в этом был верным продолжателем линии Петра I и архиепископа Феофана.

С членами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них и даже пытался по-военному командовать ими. При этом он однако заботился о престиже Святейшего Синода и не позволял главам смежных министерств вмешиваться в церковные дела. Считая Русскую Православную Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера.

Обер-прокурор решительно возражал против перевода Библии на русский язык и предлагал Синоду объявить славянский перевод каноническим, подобно тому, как Вульгата является канонической книгой для католической церкви. Этому намерению воспротивился Московский митрополит Филарет. Предложение Протасова было отвергнуто Синодом, но вскоре после этой неудачи, в 1842 году Протасов добился удаления из Синода в свои епархии Филарета, митрополита Московского, и Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).

Московский святитель, однако, и после удаления из Петербурга никуда не выезжал из Москвы, продолжал оставаться средоточием церковной жизни. Русские иерархи смотрели на него как на своего вождя и, приезжая в Москву, шли к нему за советом и руководством.

В 1843 году скончался митрополит Петербургский Серафим, который умел поддерживать хорошие отношения с самовластным обер-прокурором, потому что вполне сочувствовал протасовской церковной политике. Его преемником стал переведенный из Варшавы митрополит Антоний (Рафальский), который привлек внимание жителей столицы торжественностью и красотой совершавшихся им Богослужении. После его смерти в 1848 году на его место пришел митрополит Никанор (Клементъевский).

При Протасове границы епархий были приведены в соответствие с административным делением страны на губернии. За годы царствования Николая I открыт был ряд новых епархий - Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская, Симбирская, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская, Самарская, Полоцкая и Литовская.

Конец царствования совпал с неудачной для России Крымской войной, когда на стороне мусульманской Турции против России, выступившей в защиту порабощенных Портой христиан, воевали христианские государства Европы - Великобритания, Франция, Сардинское королевство. Православная Церковь одушевлена была в эти годы патриотическим духом и самоотверженно служила Родине. Воодушевляло духовенство в войсках и в местах боевых действий, бойцов и жителей, заботилось о раненых, утешало их, напутствовало умиравших. Соловецкий монастырь мужественно выдержал двухдневную бомбардировку английской эскадры. Корсунский женский монастырь под Севастополем был обращен в лазарет, и инокини служили в нем сестрами милосердия. Женские обители по всей России готовили корпию и бинты для раненых. Многие из воспитанников Духовных школ записались в ополчение и отправились в действующую армию. Немало семинаристов сложило головы в боях с неприятелем. Епархиальные архиереи, монастыри, духовные школы, церковные причты собирали средства на военные нужды, на помощь раненым, инвалидам, вдовам и сиротам убитых воинов. Некоторые из архиереев пожертвовали свое жалование за все время войны.

В разгар Крымской кампании в 1855 году скончался император Николай I. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов умер на месяц раньше монарха, которого он глубоко почитал.

Глава 2 РОССИЯ В 1825 – 1855 ГГ

Глава 2 РОССИЯ В 1825 – 1855 ГГ § 8. НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I Личность императора. Николай I занимал российский престол 30 лет. С детства он отличался крепким здоровьем и твёрдым характером. Изучение греческого и латинского языков, а также философии наводило на Николая I, по

Николаи Первый Павлович (1825–1855 годы)

Николаи Первый Павлович (1825–1855 годы) Считается, что пришедший на смену Александру брат Николай был реакционером. Ключевский так не считал: Николай был третьим сыном, этим все и сказано. Как третьего сына, его и не готовили в монархи, то есть образование он получил

Время Николая I (1825-1855)

Время Николая I (1825-1855) 14-е декабря 1825 г.Принесение присяги новому государю было назначено на понедельник 14 декабря, накануне же вечером предполагалось заседание Государственного совета, в котором император Николай желал лично изъяснить обстоятельства своего воцарения в

Внутренняя политика Николая I (1825–1855)

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового

Николай I (1825–1855)

Николай I (1825–1855) По рождению, как третий сын Павла, Николай не должен был царствовать, и потому его воспитание ограничилось обычной для Великих князей подготовкой к военной деятельности. Но Александр I не имел сыновей, а следующий по возрасту брат Константин, которому

Николай (1825–1855)

Николай (1825–1855) Вследствии отречения от престола Константина Павловича, брата императора Александра-I, на престол вступил его младший брат император Николай-I. В войне с Персией он приобрел в 1828 году по Туркманчайскому миру ханства Эриванское и Нахичеванское и получил

Император Александр I — Благословенный Годы жизни 1777–1825 Годы правления 1801–1825

Император Александр I — Благословенный Годы жизни 1777–1825 Годы правления 1801–1825 Отец — Павел I Петрович, император Всероссийский.Мать — в православии Мария Федоровна, до принятия православия — Софья-Доротея, принцесса Вюртемберг-Штутгартская.Четырнадцатый по счету

Император Николай I Годы жизни 1796–1855 Годы правления 1825–1855

Император Николай I Годы жизни 1796–1855 Годы правления 1825–1855 Отец — Павел I Петрович, император Всероссийский.Мать — Мария Федоровна, до принятия православия — Софья-Доротея, принцесса Вюртемберг-Штутгартская.Император Николай I (Николай Павлович Романов) был третьим

Россия при Николае I (1825–1855)

Россия при Николае I (1825–1855) Став императором, Николай сделал из восстания декабристов соответствующие выводы: необходимы реформы общественного строя и правительственного аппарата, четкие и ясные законы, чтобы не допустить подобного впредь. Реформирование страны

ЭПОХА Николая I 1825-1855

ЭПОХА Николая I 1825-1855 Приняв 13 декабря 1825 г. царский трон, Николай I на следующий день был вынужден защищать самодержавную власть от восставших офицеров-декабристов. Ринувшись на Сенатскую площадь, где происходили беспорядки, он под шум, крики и выстрелы собирал верные

Эпоха Николая 3 (1825–1855)

Эпоха Николая 3 (1825–1855) Как свидетельствуют биографы, третий сын великого князя Павла, Николай, на восьмой день от роду начал есть кашу… И об этом факте не стоило бы упоминать, если бы через 59 лет, 18 февраля 1855 года, не объявили, что, отравившись кашей, скоропостижно

§ 2. РПЦ в 1825-1855 годы

§ 2. РПЦ в 1825-1855 годы Царствование Николая I началось подавлением декабрьского восстания на Сенатской площади. В 1848 году русские войска помогли разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая

Император Александр I — Благословенный Годы жизни 1777–1825 Годы правления 1801–1825

Император Александр I — Благословенный Годы жизни 1777–1825 Годы правления 1801–1825 Отец — Павел I Петрович, император Всероссийский.Мать — в православии Мария Федоровна, до принятия православия — Софья-Доротея, принцесса Вюртемберг-Штутгартская.Четырнадцатый по счету

Царствование Николая I началось подавлением декабрьского восстания на Сенатской площади в 1825 г. В 1848 году русские войска помогли разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. При Николае I в церковной политике правительства углублялись тенденции, наметившиеся в последний год царствования Александра, когда с удалением Голицына усилилось влияние Аракчеева и Шишкова.

При Николае I усилился обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. Несмотря на подозрительное отношение Николаевского двора к деятелям александровского царствования, связанным с масонскими кругами, в 1833 году обер-прокурором вместо князя П.С. Мещерского был назначен тайный масон С.Д. Нечаев (обер-прокурор 1833-1836 гг.). К духовенству он относился презрительно и враждебно, и сразу повел настоящую войну против иерархов из Синода, причем в этой борьбе не брезговал и интриганскими методами. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись в политической неблагонадежности, а чтобы придать доносам видимость правдоподобия, подталкивал членов Синода выражать недовольство жандармским давлением на Церковь. Нечаев добился того, что под негласный надзор поставлен был митрополит Московский Филарет. Он также окружил еписко­пов полицейскими агентами, которые должны были доносить о каждом шаге, слове и проповеди архиерея. А последние вынуждены были оправдываться за каждое слово. Они жили в страхе, боясь принимать какие-либо решения. Митрополит Филарет выступил против такой политики обер-прокурора и царя. Он считал, что полицейская слежка за Церковью подры­вала её авторитет в народе, против вмешательства бюрократии. Он указал, что источник царской власти - церковное миропомазание, которое не распространяется на царских чиновников. К голосу Филарета присоединился Синод, в котором недовольство Нечаевым стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другим лицом. В1836 г. на место Нечаева был назначен гвардейский генерал граф Прота­сов – человек верующий, воспитанник частных учителей иезуитов. После отставки Нечаев поселился в Москве, посвящая свой досуг занятиям астрологией в узком кругу друзей.

Новый обер-прокурор граф Н.А. Протасов был одним из самых энергичных и умных сановников николаевской эпохи. Он получил воспитание у гувернера-иезуита, и оттого в его богословских воззрениях всегда был заметен сильный налет католицизма. Но к Риму Протасов относился недружелюбно, и в своих церковно-политических взглядах был далек от латинских тенденций.




Протасов хотел сделать государство строго конфессиональным и отрицательно относился к политике широкой веротерпимости, проводившейся при Екатерине II и Александре I. Но на Церковь он смотрел, прежде всего, с точки зрения государственного интереса, государственной пользы, видел в ней одну из опор правительства, и в этом был верным продолжателем линии Петра I и архиепископа Феофана.

От своего покровителя Николая I Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления и во всемогуществе приказа свыше. Свою деятельность на посту обер-прокурора он начал с преобразования канцелярской части – увеличил число чиновников, повысил их ранги, разделил свою канцелярию на департаменты с директорами и обер-секретарями. Вскоре он подчинил себе учреждения, находившиеся прежде в ведении Синода –Духовно-учебное управление, преобразованное из Комиссии духовных училищ, подведомственной Синоду, счетную часть Синода, которую он преобразовал в Хозяйственный комитет.

Счленами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них и даже пытался по-военному командовать ими. При этом он однако заботился о престиже Святейшего Синода и не позволял главам смежных министерств вмешиваться в церковные дела. Считая Русскую Православную Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера.

Обер-прокурор решительно возражал против перевода Библии на русский язык и предлагал Синоду объявить славянский перевод каноническим, подобно тому, как Вульгата является канонической книгой для католической церкви. Этому намерению воспротивился Московский митрополит Филарет. Предложение Протасова было отвергнуто Синодом, но вскоре после этой неудачи, в 1842 году Протасов добился удаления из Синода в свои епархии Филарета, митрополита Московского, и Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).

Московский святитель, однако, и после удаления из Петербурга никуда не выезжал из Москвы, продолжал оставаться средоточием церковной жизни. Русские иерархи смотрели на него как на своего вождя и, приезжая в Москву, шли к нему за советом и руководством.

В 1843 году скончался митрополит Петербургский Серафим, который умел поддерживать хорошие отношения с обер-прокурором, потому что вполне сочувствовал протасовской церковной политике. Его преемником стал переведенный из Варшавы митрополит Антоний (Рафальский), который привлек внимание жителей столицы торжественностью и красотой совершавшихся им богослужений. После его смерти в 1848 году на его место пришел митрополит Никанор (Клементъевский).

При Протасове границы епархий были приведены в соответствие с административным делением страны на губернии. За годы царствования Николая I открыт был ряд новых епархий – Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская, Симбирская, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская, Самарская, Полоцкая и Литовская.

Конец царствования совпал с неудачной для России Крымской войной, когда на стороне мусульманской Турции против России, выступившей в защиту порабощенных Портой христиан, воевали христианские государства Европы  Великобритания, Франция, Сардинское королевство. Православная Церковь одушевлена была в эти годы патриотическим духом и самоотверженно служила Родине. Воодушевляло духовенство в войсках и в местах боевых действий, бойцов и жителей, заботилось о раненых, утешало их, напутствовало умиравших. Соловецкий монастырь мужественно выдержал двухдневную бомбардировку английской эскадры. Корсунский женский монастырь под Севастополем был обращен в лазарет, и инокини служили в нем сестрами милосердия. Женские обители по всей России готовили корпию и бинты для раненых. Многие из воспитанников Духовных школ записались в ополчение и отправились в действующую армию. Немало семинаристов сложило головы в боях с неприятелем. Епархиальные архиереи, монастыри, духовные школы, церковные причты собирали средства на военные нужды, на помощь раненым, инвалидам, вдовам и сиротам убитых воинов. Некоторые из архиереев пожертвовали свое жалование за все время войны.

В разгар Крымской кампании в 1855 году скончался император Николай I. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов умер на месяц раньше монарха, которого он глубоко почитал.

Именно в его обер-прокурорство и при его поддержке в 1839 г. было ликвиди­ровано униатство. Возвращение в православие украинских и белорус­ских униатов восточнее Буга создало ряд социально-экономических проблем, для решения которых Николай I издал указ выделять ежегодно полмиллиона рублей на дотации наиболее бедным сельс­ким приходам в западных областях.

Протасов, несмотря на нелюбовь к католичеству, усвоил у них тягу к авторитаризму и централизму. Это от него пошло наименование РПЦ Ведомством православного вероисповедания. У Протасова была программа превращения Церкви в ведомство. Процесс превращения Церкви в полностью подчиненный правительству департамент, был завершен при Николае I: границы епархий пол­ностью совпали с границами губерний, духовенство награждалось чиновичьими медалями и орденами. Отмерла традиция избрания кандидатов в священ­ники народом. Епископов назначал царь по рекомендации Синода. Приходы передавались по наследству от отца к сыну или к дочери, выдаваемой замуж за се­минариста, после брака назначаемого священником данно­го прихода.

Царствование Николая I началось подавлением декабрьского восстания на Сенатской площади в 1825 г. В 1848 году русские войска помогли разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. При Николае I в церковной политике правительства углублялись тенденции, наметившиеся в последний год царствования Александра, когда с удалением Голицына усилилось влияние Аракчеева и Шишкова.

При Николае I усилился обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. Несмотря на подозрительное отношение Николаевского двора к деятелям александровского царствования, связанным с масонскими кругами, в 1833 году обер-прокурором вместо князя П.С. Мещерского был назначен тайный масон С.Д. Нечаев (обер-прокурор 1833-1836 гг.). К духовенству он относился презрительно и враждебно, и сразу повел настоящую войну против иерархов из Синода, причем в этой борьбе не брезговал и интриганскими методами. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись в политической неблагонадежности, а чтобы придать доносам видимость правдоподобия, подталкивал членов Синода выражать недовольство жандармским давлением на Церковь. Нечаев добился того, что под негласный надзор поставлен был митрополит Московский Филарет. Он также окружил еписко­пов полицейскими агентами, которые должны были доносить о каждом шаге, слове и проповеди архиерея. А последние вынуждены были оправдываться за каждое слово. Они жили в страхе, боясь принимать какие-либо решения. Митрополит Филарет выступил против такой политики обер-прокурора и царя. Он считал, что полицейская слежка за Церковью подры­вала её авторитет в народе, против вмешательства бюрократии. Он указал, что источник царской власти - церковное миропомазание, которое не распространяется на царских чиновников. К голосу Филарета присоединился Синод, в котором недовольство Нечаевым стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другим лицом. В1836 г. на место Нечаева был назначен гвардейский генерал граф Прота­сов – человек верующий, воспитанник частных учителей иезуитов. После отставки Нечаев поселился в Москве, посвящая свой досуг занятиям астрологией в узком кругу друзей.

Новый обер-прокурор граф Н.А. Протасов был одним из самых энергичных и умных сановников николаевской эпохи. Он получил воспитание у гувернера-иезуита, и оттого в его богословских воззрениях всегда был заметен сильный налет католицизма. Но к Риму Протасов относился недружелюбно, и в своих церковно-политических взглядах был далек от латинских тенденций.

Протасов хотел сделать государство строго конфессиональным и отрицательно относился к политике широкой веротерпимости, проводившейся при Екатерине II и Александре I. Но на Церковь он смотрел, прежде всего, с точки зрения государственного интереса, государственной пользы, видел в ней одну из опор правительства, и в этом был верным продолжателем линии Петра I и архиепископа Феофана.

От своего покровителя Николая I Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления и во всемогуществе приказа свыше. Свою деятельность на посту обер-прокурора он начал с преобразования канцелярской части – увеличил число чиновников, повысил их ранги, разделил свою канцелярию на департаменты с директорами и обер-секретарями. Вскоре он подчинил себе учреждения, находившиеся прежде в ведении Синода –Духовно-учебное управление, преобразованное из Комиссии духовных училищ, подведомственной Синоду, счетную часть Синода, которую он преобразовал в Хозяйственный комитет.

Счленами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них и даже пытался по-военному командовать ими. При этом он однако заботился о престиже Святейшего Синода и не позволял главам смежных министерств вмешиваться в церковные дела. Считая Русскую Православную Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера.

Обер-прокурор решительно возражал против перевода Библии на русский язык и предлагал Синоду объявить славянский перевод каноническим, подобно тому, как Вульгата является канонической книгой для католической церкви. Этому намерению воспротивился Московский митрополит Филарет. Предложение Протасова было отвергнуто Синодом, но вскоре после этой неудачи, в 1842 году Протасов добился удаления из Синода в свои епархии Филарета, митрополита Московского, и Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).

Московский святитель, однако, и после удаления из Петербурга никуда не выезжал из Москвы, продолжал оставаться средоточием церковной жизни. Русские иерархи смотрели на него как на своего вождя и, приезжая в Москву, шли к нему за советом и руководством.

В 1843 году скончался митрополит Петербургский Серафим, который умел поддерживать хорошие отношения с обер-прокурором, потому что вполне сочувствовал протасовской церковной политике. Его преемником стал переведенный из Варшавы митрополит Антоний (Рафальский), который привлек внимание жителей столицы торжественностью и красотой совершавшихся им богослужений. После его смерти в 1848 году на его место пришел митрополит Никанор (Клементъевский).

При Протасове границы епархий были приведены в соответствие с административным делением страны на губернии. За годы царствования Николая I открыт был ряд новых епархий – Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская, Симбирская, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская, Самарская, Полоцкая и Литовская.

Конец царствования совпал с неудачной для России Крымской войной, когда на стороне мусульманской Турции против России, выступившей в защиту порабощенных Портой христиан, воевали христианские государства Европы  Великобритания, Франция, Сардинское королевство. Православная Церковь одушевлена была в эти годы патриотическим духом и самоотверженно служила Родине. Воодушевляло духовенство в войсках и в местах боевых действий, бойцов и жителей, заботилось о раненых, утешало их, напутствовало умиравших. Соловецкий монастырь мужественно выдержал двухдневную бомбардировку английской эскадры. Корсунский женский монастырь под Севастополем был обращен в лазарет, и инокини служили в нем сестрами милосердия. Женские обители по всей России готовили корпию и бинты для раненых. Многие из воспитанников Духовных школ записались в ополчение и отправились в действующую армию. Немало семинаристов сложило головы в боях с неприятелем. Епархиальные архиереи, монастыри, духовные школы, церковные причты собирали средства на военные нужды, на помощь раненым, инвалидам, вдовам и сиротам убитых воинов. Некоторые из архиереев пожертвовали свое жалование за все время войны.

В разгар Крымской кампании в 1855 году скончался император Николай I. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов умер на месяц раньше монарха, которого он глубоко почитал.

Именно в его обер-прокурорство и при его поддержке в 1839 г. было ликвиди­ровано униатство. Возвращение в православие украинских и белорус­ских униатов восточнее Буга создало ряд социально-экономических проблем, для решения которых Николай I издал указ выделять ежегодно полмиллиона рублей на дотации наиболее бедным сельс­ким приходам в западных областях.

Протасов, несмотря на нелюбовь к католичеству, усвоил у них тягу к авторитаризму и централизму. Это от него пошло наименование РПЦ Ведомством православного вероисповедания. У Протасова была программа превращения Церкви в ведомство. Процесс превращения Церкви в полностью подчиненный правительству департамент, был завершен при Николае I: границы епархий пол­ностью совпали с границами губерний, духовенство награждалось чиновичьими медалями и орденами. Отмерла традиция избрания кандидатов в священ­ники народом. Епископов назначал царь по рекомендации Синода. Приходы передавались по наследству от отца к сыну или к дочери, выдаваемой замуж за се­минариста, после брака назначаемого священником данно­го прихода.

Читайте также: